agosty.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.140. Патенты. Интеллектуальная собственность

ГОСТ 34830-2022 Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук

Обозначение:
ГОСТ 34830-2022
Наименование:
Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук
Статус:
Действует
Дата введения:
08.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.140

Текст ГОСТ 34830-2022 Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук

ГОСТ 34830-2022

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Интеллектуальная собственность

УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Intellectual property. Management in the state academy of sciences

МКС 03.140

Дата введения 2022-08-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 550 "Интеллектуальная собственность"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 марта 2022 г. N 149-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2022 г. N 291-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34830-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2022 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Главным активом в сфере науки для дальнейшего развития государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) остается накопленный в государственных академиях наук научно-технический потенциал результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, проводимых при бюджетном финансировании. В составе современного имущественного комплекса академий наук эти объекты и права на них не всегда учтены, что чревато возможностью их полной утраты.

При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности (ИС) в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что в свою очередь будет усиливать конкуренцию в этой сфере, в т.ч. недобросовестную.

Основной правовой формой отношений между государственными академиями наук, заказчиками и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, на оказание научных, научно-технических и иных услуг, а также договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности. На основе указанных договоров (контрактов) выполняют научные исследования и осуществляют экспериментальные разработки для государственных нужд. Однако, как правило, в этих договорах не отражены экономические и правовые механизмы легального использования на возмездной основе предшествующей ИС, что не способствует инновационной мотивации участников этого процесса (автора - через вознаграждение, правообладателя - через роялти, заказчика/инвестора - через снижение себестоимости инновационной продукции).

Цели и задачи обеспечения национальной и евразийской конкурентоспособности в научно-технической сфере в странах ЕАЭС и СНГ обуславливают необходимость совершенствования механизмов, правил и процедур управления ИС, что предопределяет актуальность настоящего стандарта в соответствии с ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2.

Под управлением ИС понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и их использование в экономической деятельности, включая:

- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;

- установление правил распределения и оформления прав на ОИС, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в т.ч. на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);

- организацию учета, оценки и использования ИС, в т.ч. для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;

- создание системы управления рисками в сфере ИС;

- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны, оборота и правовой защиты ИС;

- подготовку/переподготовку кадров в сфере ИС;

- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла ИС.

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении трех самостоятельных сфер общественных отношений, связанных с ИС, академической наукой и управлением.

Для первой области ИС необходимо отметить следующие ее базовые черты применительно к академической науке, определяющие особенности правовых режимов ее правовой охраны и использования:

- проведение разграничения между охраняемыми, охраноспособными и неохраняемыми объектами в сфере академической науки;

- формализация РИД;

- абсолютный и исключительный характер действия исключительного права на ОИС;

- территориальная и временная ограниченность действия исключительного права;

- связь с личными интересами автора и значимыми общественными интересами.

Для второй области (академической науки) следует отметить следующие ее базовые черты, предопределяющие особенности правового статуса основных субъектов отношений в этой сфере применительно к ИС и управления ею:

- многообразие сфер и видов научной деятельности с преобладанием фундаментальных и поисковых научных исследований, где не всегда очевидно создание потенциальных объектов ИС;

- возрастание в секторе академической науки доли прикладных научных исследований (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач) и проблемно-ориентированных научных исследований (исследования, направленные на решение проблем и получение результатов, потенциально пригодных для относительно широкого применения, которые при положительном результате могут быть использованы при создании определенного спектра технологий и продуктов);

- многоплановость тем научных исследований и получаемых результатов (от искусства и экономики до медицины, сельского хозяйства и архитектуры);

- преобладание государственного заказа и бюджетного финансирования при проведении научных исследований;

- реорганизация системы управления академической наукой.

Управление реализуется через государственную научно-техническую политику и должно способствовать: развитию отечественного промышленного наукоемкого производства; преумножению научно-технического потенциала страны; созданию и введению в гражданский оборот отечественной конкурентоспособной инновационной и высокотехнологичной продукции, основанной на инновационных технологиях; формированию благоприятного экономического климата, направленного на импортозамещение и повышение конкурентоспособности национальной экономики и роста общественного благосостояния; развитию инновационных подходов в творческих областях индустрии, прежде всего в области науки, литературы и искусства.

К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:

- создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования ОИС при реализации инновационных проектов, в т.ч. при бюджетном финансировании;

- обеспечение гибкости системы процедур и правил (широкого выбора вариантов управления имущественными правами);

- регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении различных по уровню и сферам научных исследований в государственных академиях наук;

- выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;

- выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы управления рисками в указанной сфере в целом;

- обеспечение эффективности учетной политики и повышение уровня коммерциализации имущественных прав на РИД, полученные в академической науке, в т.ч. принадлежащие государству, при управлении ИС в государственных академиях наук.

При высоком уровне коллизионности национального законодательства государств - членов ЕАЭС и государств - участников СНГ (далее - национальное законодательство) в сфере ИС, в т.ч. на межгосударственном уровне права ЕАЭС положения настоящего стандарта как акта добровольного использования могут быть применены с учетом специфики национального законодательства в части, не противоречащей ему, что не исключает их применения при совершенствовании этого законодательства.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на область управления ИС в сфере академической науки и устанавливает общие правила и процедуры по управлению ИС в государственных академиях наук, как во внешних отношениях с органами государственной власти и организациями, так и внутри академий наук между академическими структурами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.0 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ 7.32 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 апробация результатов научных исследований: Вид научной деятельности, состоящий в проведении проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей.

3.2 государственная научно-техническая политика: Составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

3.3 научно-технологическая деятельность: Научная (научно-исследовательская), научно-техническая и инновационная деятельность, выполнение исследований и разработок, реализация научных и (или) научно-технических проектов, использование полученных научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе коммерциализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

3.4 научная [научно-исследовательская] деятельность: Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, в том числе фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования.

3.5 фундаментальные научные исследования: Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, проводимая научными организациями и образовательными организациями высшего образования, не подразумевающая в явном виде ориентацию на конкретную область практического применения полученных результатов.

3.5.1 чистые фундаментальные исследования: Исследования, которые проводят для получения новых знаний, но при этом отсутствуют цели получения долгосрочных экономических или социальных эффектов, применения результатов исследований для решения практических задач или их передачи в те сферы, в которых они могут быть применимы.

3.5.2 ориентированные фундаментальные исследования: Исследования, которые проводятся для создания широкой базы знаний, обеспечивающей решение существующих или возможных проблем, и которые ориентированы на определенные сферы общих интересов с выраженной (неконкретной) целью применения полученных результатов в будущем.

3.6 прикладные научные исследования: Исследования, которые направлены преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач и определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.

3.7 поисковые научные исследования: Исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

3.8 научно-техническая деятельность: Деятельность, направленная на применение новых знаний, полученных в ходе научно-исследовательской деятельности, преимущественно путем проведения экспериментальных разработок, в интересах решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Примечание - Научная (научно-исследовательская) деятельность и научно-техническая деятельность вместе составляют научные исследования и разработки, которые представляют собой систематическую творческую деятельность, направленную на увеличение объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, и на использование этого запаса знаний с целью выявления новых областей применения.

3.9 инновационная деятельность: Деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

3.10 малые инновационные предприятия: Хозяйственные общества/товарищества, которые учреждены в соответствии с законами и деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

3.11 научная организация: Юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет, и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации.

3.12 научный фонд: Некоммерческая организация, финансирующая научную деятельность по результатам открытых конкурсов от имени государства по специальному поручению, от своего имени или от имени физических и (или) юридических лиц, принявших участие в учреждении этого фонда.

3.13 показатели эффективности научных исследований: Показатели соотношения между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами, которые помогают в достижении стратегических и тактических (операционных) целей в деятельности, направленной на получение и применение новых знаний.

3.14 риски интеллектуальной собственности в государственной академии наук: События или условия, которые в случае возникновения имеют позитивное или негативное воздействие на деятельность государственных академий наук и научных организаций в сфере интеллектуальной собственности и приводят к определенным приобретениям или потерям.

3.15 система управления в государственной академии наук: Совокупность находящихся в отношениях и связях друг с другом субъектов, осуществляющих деятельность на основе единства принципов, методов, средств, форм и процессов, образующих определенную целостность управленческих действий и мероприятий, которые обеспечивают достижение поставленных перед государственной академией наук целей и задач.

3.16 субъекты инновационной деятельности: Научные организации, образовательные организации, институты развития, государственные и частные инновационные компании, малые инновационные предприятия, органы исполнительной власти, выполняющие функции по регулированию инновационной деятельности и реализации инновационной политики; субъекты инновационной инфраструктуры (наукограды, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационные технологические кластеры, технологические платформы).

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГАН

- государственная академия наук;

госзаказ

- государственный заказ;

госзаказчик

- государственный заказчик;

ЕАЭС

- Евразийский экономический союз;

ИС

- интеллектуальная собственность;

НИОКР

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

НИОКТР

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

НМА

- нематериальные активы;

НПА

- нормативно-правовые акты;

ОИС

- объекты интеллектуальной собственности;

РИД

- результаты интеллектуальной деятельности;

РНТД

- результаты научно-технической деятельности;

УОГВ

- уполномоченный орган государственной власти.

5 Объекты отношений в предметной области регулирования

5.1 К основным объектам отношений в предметной области настоящего стандарта относят объекты, перечисленные в 5.1.1-5.1.4.

5.1.1 Охраняемые РИД, которым в случаях и в порядке, определяемых национальным законодательством, предоставлена правовая охрана в силу факта их создания:

а) объекты авторского права:

1) произведения науки,

2) произведения литературы,

3) произведения искусства,

4) иные произведения,

5) программы для ЭВМ,

6) базы данных,

7) 3D-модели;

б) объекты смежных прав:

1) исполнения,

2) фонограммы,

3) трансляция в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания),

4) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние;

в) топологии интегральных микросхем;

г) сложные ОИС: аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты;

д) научные открытия.

5.1.2 Охраноспособные РИД, которым в случаях и в порядке, определяемых национальным законодательством, предоставлена правовая охрана в силу факта их государственной регистрации и получения патента: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения (далее - объекты патентного права).

5.1.3 Охраноспособные РИД, которым в случаях и в порядке, определяемых национальным законодательством, предоставлена правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима конфиденциальности, в т.ч. режима коммерческой тайны - секреты производства (ноу-хау).

5.1.4 Объектами правовой охраны и использования в ГАН являются также средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, приравненные к охраняемым РИД, в т.ч. фирменное наименование; коммерческое обозначение; товарный знак; знак обслуживания; наименование места происхождения товара, географическое указание.

Примечание - Национальным законом могут быть установлены иные режимы правовой охраны для РИД и средств индивидуализации как ОИС (например, содержание базы данных отнесено в России к объектам смежных прав; в Республике Беларусь топологиям интегральных микросхем правовая охрана предоставляется на основании государственной регистрации; коммерческое обозначение и наименование места происхождения товара охраняют в рамках правовой охраны географического указания).

5.2 Охраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации являются ОИС, на которые распространяются исключительные права их правообладателей. Охраноспособные РИД и неохраняемые РИД объектами исключительных прав/ОИС и объектами гражданско-правового оборота не являются.

РИД не являются объектами гражданско-правового оборота.

Объектами гражданско-правового оборота являются товары, работы, услуги, объекты финансового рынка, содержащие ОИС, а также исключительные права на эти охраняемые РИД и на приравненные к ним средства индивидуализации.

Национальным законом могут быть установлены иные режимы гражданско-правового оборота в сфере ИС.

5.3 К исключительным правам на ОИС относят:

- право использовать ОИС в любой форме и любым не противоречащим закону способом, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели;

- право распоряжаться исключительным правом на ОИС, в т.ч. передавать его по договору (договор уступки/отчуждения) или предоставлять право его использования (лицензионный договор, договор коммерческой концессии);

- право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование РИД, при этом отсутствие запрета не означает наличие согласия;

- право на вознаграждение за использование охраняемых РИД (кроме служебных РИД).

Национальным законодательством может быть установлен иной состав правомочий правообладателя, входящих в исключительное право на ОИС.

5.4 Правовыми основаниями, необходимыми и достаточными для возникновения исключительного права на ОИС, являются:

а) для РИД, которым по закону предоставлена правовая охрана в силу факта их создания, - первичные документы, подтверждающие факт создания РИД (госконтракт/договор и акты по сдаче-приемке его результатов), отчетные документы (при внешнем финансировании); приказ/план и документы по исполнению НИОКР (например, служебные записки, уведомления работника о создании РИД) (при внутреннем/сметном финансировании) - с даты итогового документа, фиксирующего создание РИД;

б) для РИД, которым по закону предоставлена правовая охрана в силу факта их государственной регистрации, - получение патента/свидетельства на такой РИД с даты его приоритета;

в) для РИД, которым по закону предоставлена правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима конфиденциальности, в т.ч. режима коммерческой тайны, - введение правового режима конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны по отношению к этим РИД [как правило, с даты издания приказа об отнесении охраноспособных РИД к секретам производства (ноу-хау)];

г) для сложных ОИС - издание приказа/принятие решения о создании этих РИД при соблюдении других условий, установленных законом для таких объектов (в т.ч. заключение договоров с правообладателями других охраняемых РИД, включенных в данный сложный объект при его создании);

д) для научных открытий - выполнение процедуры депонирования после получения диплома в установленном порядке;

е) для средств индивидуализации:

1) фирменное наименование - государственная регистрация правообладателя в качестве юридического лица; указание на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет,

2) товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, географическое указание - государственная регистрация в уполномоченном государственном органе (с даты принятия такого решения и выдачи свидетельства об этом).

Правовыми основаниями, необходимыми и достаточными для возникновения исключительного права на ОИС, также могут быть договор уступки/отчуждения исключительного права на ОИС с даты заключения такого договора (для сделок в отношении объектов патентного права и средств индивидуализации - с даты государственной регистрации такого распоряжения правом в уполномоченном государственном органе) либо документы, подтверждающие переход права по наследству или в порядке иного правопреемства.

6 Субъекты отношений в предметной области регулирования

К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта относятся: УОГВ, ГАН, научные организации, заказчики, правообладатели, авторы.

6.1 Органы государственной власти

В состав УОГВ входят: Правительство государства, а также органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями и полномочиями учредителя в отношении ГАН; УОГВ в сфере ИС; органы государственной власти - госзаказчики.

6.1.1 Правительство как высший орган исполнительной власти государства:

- утверждает государственную научно-техническую политику, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

- обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

- определяет полномочия органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики и ИС;

- утверждает научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники;

- по представлению ГАН утверждает программу фундаментальных научных исследований на долгосрочный период, предусматривающую направление средств государственного бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований и включающую в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации;

- осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества ГАН, выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью государства, организует управление государственной собственностью.

Правительство и УОГВ наделены функцией контроля деятельности ГАН.

Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника имущества ГАН могут быть переданы иным УОГВ.

6.1.2 На УОГВ в сфере науки могут быть возложены следующие полномочия:

- разработка совместно с ГАН прогнозов развития науки, техники, технологий, а также выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития государственных центров науки и высоких технологий, научных центров и наукоградов, ИС, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- распоряжение в установленном порядке от имени государства правами на ОИС и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств государственного бюджета;

- координация фундаментальных исследований в рамках программ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также программ фундаментальных научных исследований ГАН и фундаментальных исследований в вузах, обеспечение их финансирования;

- осуществление функций госзаказчика целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности;

- предоставление заключения о целесообразности расходов на проведение НИОКТР по созданию и приобретению программного обеспечения и технических средств для реализации мероприятий, включенных в государственные, отраслевые и региональные программы информатизации согласно ГОСТ 7.32;

- формирование и ведение единой государственной информационной системы учета НИОКТР гражданского назначения и их результатов, в т.ч. оформление регистрационных свидетельств на зарегистрированные в единой государственной информационной системе учета НИОКТР объекты учета (см.[1]);

- ведение реестра учета уведомлений о создании бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) РИД, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в т.ч. совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ и участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям;

- оформление заявлений, ходатайств, заявок на выдачу патентов и свидетельств о государственной регистрации ОИС;

- распоряжение в установленном порядке от имени государства правами на ОИС, созданные за счет средств бюджета;

- осуществление отдельных функций и полномочий учредителя.

6.1.3 На УОГВ в сфере ИС могут быть возложены следующие полномочия:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ИС;

- прием, рассмотрение и экспертиза заявок на выдачу патента/свидетельства на ОИС, государственная регистрация изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, географических указаний с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также продление срока действия исключительного права на указанные ОИС, восстановление/прекращение действия патента/свидетельства, выдача их дубликатов;

- государственная регистрация распоряжений исключительным правом на ОИС, в отношении которых правовая охрана наступает после их государственной регистрации в УОГВ;

- формирование и ведение: единого реестра результатов НИОКТР, права на которые принадлежат государству; Государственного реестра изобретений; Государственного реестра полезных моделей; Государственного реестра промышленных образцов; Государственного реестра селекционных достижений, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания; Перечня общеизвестных товарных знаков; Государственных реестров наименований мест происхождения товаров и географических указаний (если национальным законодательством предусмотрена соответствующая правовая охрана ОИС);

- правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР и прав на РИД, права на которые принадлежат государству (в случаях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством);

- контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении госзаказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР, оказание государственных услуг в сфере правовой охраны ОИС (в случаях и в порядке, предусмотренных национальным законодательством);

- контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования РИД, созданных за счет бюджетных ассигнований из государственного бюджета;

- контроль и надзор за соблюдением законодательства об авторском праве и смежных правах; за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

- рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов/свидетельств с государственной регистрацией этих РИД и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением;

- обобщение практики применения законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию в установленной сфере деятельности;

- аттестация и регистрация патентных поверенных, выдача им регистрационных свидетельств, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных национальным законодательством, ведение реестра патентных поверенных.

6.1.4 На УОГВ в сфере управления государственным имуществом могут быть возложены следующие полномочия:

- учет в составе государственного имущества исключительных прав государства на ОИС, являющиеся объектами бюджетного учета, ведение такого реестра в составе реестра имущества и выдача выписок из указанного реестра;

- осуществление от имени государства в соответствии с законодательством прав акционера (участника, члена) организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале или паи в имуществе которых находятся в государственной собственности;

- осуществление от имени государства юридических действий по защите его имущественных и иных прав и законных интересов при управлении государственным имуществом и при его приватизации на территории страны и за рубежом;

- отдельные функции и полномочия собственника государственного имущества в отношении ГАН, в т.ч. права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом (за исключением тех случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные органы исполнительной власти), включая контроль в этой области, в т.ч. согласование внесения в порядке и случаях, которые предусмотрены законами, имущества (имущественных прав), за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за академией собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачи им такого имущества (имущественных прав) иным образом в качестве их учредителя или участника.

6.1.5 В рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в качестве госзаказчиков выступают действующие от имени государства, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществляющие закупки, органы государственной власти; государственные корпорации; органы управления государственными внебюджетными фондами; государственные казенные учреждения.

Госзаказчики осуществляют следующие основные функции в области управления ИС:

а) принятие решения об использовании предшествующей ИС, в т.ч. на безвозмездной лицензионной основе (если данные РИД созданы за счет бюджетных средств, а правообладателем является исполнитель государственного контракта, по которому эти РИД созданы);

б) включение в государственные контракты на выполнение НИОКТР при их заключении положений по созданию, правовой охране, распределению прав, учету и использованию РИД, в т.ч. предшествующей ИС, а также включение в структуру цены контрактов средств на обеспечение правовой охраны этих результатов, проведение патентных исследований, лицензионных платежей за использование предшествующей ИС и выплаты вознаграждения авторам за создание РИД;

в) внесение по итогам размещения заказов данных в реестр государственных контрактов, заключенных от имени государства;

г) распределение прав на созданные РИД (за государством, за государством и исполнителем совместно, за исполнителем);

д) принятие решения о способе правовой охраны РИД на основании уведомления исполнителя о создании в рамках государственного контракта охраноспособного РИД;

е) государственный учет РИД, полученных при выполнении НИОКТР, за счет средств бюджета и (или) в ходе выполнения государственных контрактов путем внесения в базы данных госзаказчика сведений об указанных результатах, представленных исполнителями;

ж) внесение данных в единый реестр НИОКТР, выполняемых за счет средств бюджета;

и) внесение данных в единый реестр результатов НИОКТР, права на которые принадлежат государству;

к) управление правами государства на РИД, созданные по заказу в рамках госконтрактов, где они выступали заказчиками, включая:

1) осуществление мероприятий по оформлению прав государства на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов,

2) организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгалтерский и бюджетный учет исключительных прав на ОИС,

3) постановку исключительных прав на ОИС, являющиеся объектами бюджетного учета, на учет в реестр исключительных прав государства в соответствующем реестре,

4) распоряжение правами государства на ОИС,

5) организацию использования ОИС, в т.ч. в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

Правила и процедуры в деятельности госзаказчиков в отношении охраняемых РИД, создаваемых и/или используемых при выполнении НИОКТР за счет средств государственного бюджета, определяют в специальных стандартах.

6.2 Государственная академия наук

6.2.1 ГАН является некоммерческой организацией, как правило, созданной в форме государственного бюджетного учреждения, которая осуществляет организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, организационно-техническое обеспечение проведения государственной научной экспертизы.

ГАН строится в основном по научно-отраслевому и территориальному признакам. В структуру академии могут входить отделения по областям и направлениям науки, региональные отделения и региональные научные центры, научно-исследовательские институты. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества ГАН осуществляет Правительство государства.

6.2.2 ГАН выполняет следующие функции:

- участие в организации, координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники;

- научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники;

- организация совместного с технологическими платформами создания на базе академических организаций инжиниринговых центров.

6.2.3 ГАН в установленном законодательством порядке может приобретать и распоряжаться правами на РИД и другие результаты научно-технической деятельности, а также осуществляет от имени государства в порядке и в объеме, которые устанавливает Правительство государства, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении отделений и научных центров, а также следующие основные функции в области управления ИС:

- проводит фундаментальные и поисковые научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук; ведет учет полученных результатов, осуществляет их экспертизу и правовую охрану (включая РИД) (функции заказчика и исполнителя);

- участвует в создании по заданию (заказу) РИД (функции исполнителя);

- распоряжается правами на РИД и другие результаты научно-технической деятельности (функции правообладателя);

- участвует в разработке и реализации государственной научно-технической политики, в разработке и экспертизе НПА в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовой охраны и использования ИС;

- осуществляет, в т.ч. по запросу органов государственной власти, экспертизу научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности (включая учет и использование ОИС), а также экспертизу научных и (или) научно-технических результатов, созданных за счет средств бюджета (включая использование предшествующей ИС, вопросы учета, правовой охраны и использования созданных РИД);

- подготавливает и представляет в Правительство государства доклады о состоянии фундаментальных наук, реализации государственной научно-технической политики и о важнейших научных достижениях, полученных национальными учеными данного государства (включая информацию о научных открытиях);

- участвует в подготовке плана проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период; подготавливает предложения в отношении государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений;

- принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего образования, финансируемых за счет средств государственного бюджета;

- разрабатывает на основе достижений фундаментальной науки прогнозы технологического развития мировой экономики, определение места и роли страны на рынке наукоемкой продукции, включая долю в создании добавленной стоимости от использования ОИС в секторе академической науки;

- осуществляет планирование и реализацию инновационной деятельности через экономические и правовые механизмы использования ИС на основании стратегической (долгосрочной) программы развития инновационной деятельности ГАН; подготавливает предложения при разработке программ инновационного развития научных организаций;

- согласовывает решения о реорганизации и ликвидации научных организаций, находившихся в ведении ГАН, а также рассматривает вопросы о внесении изменений в их уставы (об утверждении уставов в новой редакции) в части научной и (или) научно-технической деятельности в порядке, установленном Правительством;

- участвует в подготовке научных кадров высшей квалификации, в т.ч. через аспирантуру и докторантуру;

- осуществляет редакционно-издательскую деятельность, в т.ч. издает научные монографии, учреждает и издает научные журналы, в которых публикуют результаты научных исследований, проводимых национальными учеными, ведет их учет как ОИС (функции заказчика);

- создает научные, экспертные, координационные советы, комитеты и комиссии по важнейшим направлениям развития науки и техники, в т.ч. по вопросам управления ИС.

6.2.4 Общее собрание членов ГАН как высший орган управления осуществляет следующие основные функции в области управления ИС:

- определяет приоритетные направления деятельности ГАН для достижения целей ее деятельности (включая положения об управлении ИС в ГАН);

- утверждает и ежегодно представляет в Правительство доклад о реализации государственной научно-технической политики в стране и о важнейших научных достижениях, полученных учеными;

- принимает и представляет в Правительство рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования, включая использование предшествующей ИС (функции заказчика);

- заслушивает и обсуждает доклады отделений ГАН, членов ГАН и иностранных членов ГАН;

- принимает устав ГАН, положения об отделениях ГАН и о представительствах ГАН, осуществляет внесение изменений в устав и положения (включая положения об управлении ИС);

- принимает решения о создании отделений ГАН и представляет соответствующие предложения в Правительство, а также об открытии представительств ГАН;

- избирает президиум ГАН, президента ГАН и иных руководителей академии (предусматривая в их должностных обязанностях функции, права, обязанности и ответственность в области управления ИС).

6.2.5 Президиум ГАН как постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган ГАН осуществляет следующие основные функции в области управления ИС:

а) утверждает результаты проводимой по запросу органов государственной власти экспертизы научно-технических программ и проектов, а также мониторинга деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и оценки результатов их деятельности (с учетом вопросов использования предшествующей ИС, учета, правовой охраны и использования созданных РИД);

б) утверждает уставы региональных отделений ГАН, внесение изменений в эти уставы (включая положения об управлении ИС);

в) утверждает избранных руководителей региональных отделений ГАН;

г) согласовывает кандидатуры назначаемых руководителей представительств ГАН;

д) согласовывает кандидатуры руководителей научных организаций, научных направлений и научных руководителей научных организаций, переданных в ведение УОГВ;

е) рассматривает отчеты научных организаций и образовательных организаций высшего образования о проведенных за счет бюджетных средств фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах (с учетом вопросов использования предшествующей ИС, учета, правовой охраны и использования созданных РИД) и ведет их учет (функции заказчика) согласно ГОСТ 7.32;

ж) участвует в проведении оценки научной деятельности организаций и представляет позицию по вопросам их реорганизации и ликвидации;

и) ежегодно (в срок до 1 июня) на основании сводных отчетов региональных отделений ГАН и отделений по направлениям наук ГАН формирует и представляет в Правительство:

1) сводный отчет по всем организациям, находящимся под научно-методическим руководством ГАН (с учетом вопросов управления ИС),

2) экспертную оценку результатов инновационной деятельности организаций (с учетом вопросов учета, правовой охраны и использования созданных РИД),

3) предложения и рекомендации по набору корректирующих действий, необходимых для успешной реализации программ развития инновационной деятельности (с учетом вопросов использования предшествующей ИС, учета, правовой охраны и применения созданных РИД),

4) сводный по ГАН отчет (с учетом вопросов управления ИС),

5) предложения по вопросам создания объектов инновационной инфраструктуры в целях централизованного развития инновационной инфраструктуры академического сектора науки (в т.ч. центров коллективного пользования научным оборудованием, центров трансфера технологий, технологических парков, инжиниринговых центров ГАН);

к) согласовывает в случаях, предусмотренных национальными законами, передачу некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника имущества (имущественных прав).

6.2.6 Президент ГАН является единоличным исполнительным органом управления академии и осуществляет следующие основные функции в области управления ИС:

- руководит текущей деятельностью академии и без доверенности действует от ее имени;

- представляет по согласованию с президиумом академии на рассмотрение общего собрания членов академии устав академии и вносимые в него изменения; положения об отделениях академии и о представительствах академии и вносимые в них изменения;

- представляет на утверждение президиума академии уставы региональных отделений академии и внесение в них изменений;

- распоряжается от имени академии имуществом и имущественными правами, осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении региональных отделений академии.

6.2.7 Региональные отделения и отделения ГАН по направлениям наук осуществляют следующие основные функции в области управления ИС:

- организуют и проводят фундаментальные и поисковые научные исследования, направленные на решение важнейших научных проблем и обеспечение наиболее успешного развития соответствующего региона и государства;

- участвуют в осуществлении научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- ежегодно (в срок до 1 июня) проводят экспертизу программ и планов развития инновационной деятельности организаций, находящихся под их научно-методическим руководством (включая вопросы учета, правовой охраны и использования ОИС);

- формируют прогнозы и сводные предложения по ключевым мероприятиям и планам (включая вопросы учета, правовой охраны и использования ОИС) и представляют их в президиум ГАН;

- осуществляют экспертизу и координацию реализации крупных инновационных проектов региона (включая вопросы управления ИС);

- ежегодно (в срок до 1 мая) проводят анализ и экспертную оценку результатов инновационной деятельности организаций, находящихся под их научно-методическим руководством (включая вопросы учета, правовой охраны и использования ОИС); формируют предложения и рекомендации по набору корректирующих действий, необходимых для успешной реализации программ развития инновационной деятельности (включая управление ОИС), и представляют сводные отчеты в президиум ГАН.

6.3 Научные организации

6.3.1 Научные организации при выполнении научных исследований и разработок, в т.ч. в рамках государственных/муниципальных контрактов, договоров на выполнение НИОКР (функции исполнителя), либо в рамках сметного финансирования за счет бюджетных средств (функции заказчика и исполнителя), осуществляют следующие основные функции в области управления ИС:

- направляют уведомление заказчику об использовании предшествующей ИС при участии в конкурсных процедурах и заключении контракта/договора;

- заключают лицензионный договор на использование предшествующей ИС в рамках исполнения нового контракта/договора;

- проводят фундаментальные и поисковые научные исследования на основе государственных заданий, утвержденных уполномоченными государственными органами либо ГАН, а также НИОКР, ведут учет полученных результатов (в т.ч. РИД), осуществляют их экспертизу и правовую охрану (функции исполнителя) согласно ГОСТ 7.32;

- информируют заказчика о факте создания охраняемых и охраноспособных РИД;

- проводят экспертизу РИД, распределение и закрепление прав на охраняемые и охраноспособные РИД;

- проводят оценку стоимости исключительных прав на РИД;

- принимают решение о постановке на бухгалтерский учет исключительных прав на РИД (см. [1]);

- осуществляют распоряжение исключительными (имущественными) правами на РИД при их использовании;

- осуществляют защиту прав на РИД при их оспаривании или нарушении со стороны третьих лиц;

- осуществляют на договорной основе экспертизу заявок на депонирование РИД в качестве научных открытий в соответствии с профилем своей научной деятельности;

- участвуют в работе технологических платформ (как участники и эксперты) и региональных инновационных кластеров (как якорные организации) с правомерным использованием в их деятельности ОИС.

6.3.2 В целях формирования и актуализации планов и программ подведомственные ГАН научные организации представляют соответственно:

а) годовые отчеты о реализации программ развития инновационной деятельности с отражением плановых и фактических показателей, включая вопросы учета, правовой охраны и использования созданных РИД за отчетный период (по установленной форме);

б) предложения для включения в планы реализации ключевых мероприятий программ инновационной деятельности, направленных на повышение эффективности реализации инновационного потенциала науки с указанием фактических и прогнозируемых показателей, а также необходимых для реализации программы финансовых ресурсов и соответствующих обоснований, включая:

1) мероприятия по повышению эффективности управления ИС,

2) мероприятия по коммерциализации ОИС/исключительных прав на ОИС,

3) мероприятия по реализации инновационных проектов (с учетом вопросов использования предшествующей ИС, учета, правовой охраны и использования созданных РИД),

4) мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры,

5) мероприятия по мотивации участников инновационной деятельности (автора - через вознаграждение, правообладателя - через роялти, заказчика - через снижение себестоимости инновационной продукции), включая экономические и правовые механизмы легального использования на возмездной основе предшествующей ИС.

6.3.3 Непосредственное управление инновационной деятельностью и ИС в научных организациях осуществляют руководители этих организаций через специальные структурные подразделения - центры ИС, на которые возлагаются функции по учету, экспертизе, правовой охране РИД, использованию и правовой защите имущественных прав на ОИС.

6.4 Заказчики

В соответствии с особенностями правового положения (статуса), объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных прав на ОИС, создаваемые и/или используемые при выполнении научных исследований и разработок, кроме госзаказчиков выделяют следующие группы заказчиков:

- государственные и муниципальные заказчики;

- государственные организации (ГАН, научные и образовательные организации, компании, фонды);

- негосударственные заказчики (научные и образовательные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации, фонды);

- иностранные заказчики (иностранные государства, иностранные частные кампании, межгосударственные заказчики, международные организации);

- физические лица.

6.5 Правообладатели

Правообладателями могут быть физические и юридические лица, правомерно обладающие исключительным правом на ОИС, в период действия такого исключительного права, в силу закона или на основании договора, в т.ч.:

- авторы РИД;

- наследники авторов РИД (в период действия исключительного права на ОИС);

- ГАН;

- научные организации;

- государство (в лице уполномоченных государственных органов, в т.ч. госзаказчиков);

- муниципальные образования (в лице уполномоченных органов, в т.ч. муниципальных заказчиков);

- заказчики;

- иные лица, являющиеся правообладателями в соответствии с национальным законодательством.

6.6 Авторы

6.6.1 В соответствии с особенностями правового статуса, объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных прав на ОИС, создаваемые и/или используемые при выполнении научных исследований и разработок, выделяют следующие группы авторов:

- авторы РИД, используемых при выполнении научных исследований по госзаказу, муниципальному заказу, договору выполнения НИОКР;

- авторы служебных РИД;

- авторы (соавторы) сложных РИД.

6.6.2 К авторам служебных РИД относятся физические лица, творческим трудом которых созданы охраняемые РИД, полученные при выполнении трудовых функций (обязанностей) или конкретного служебного задания работодателя, в т.ч.: служебные произведения науки, служебные персональные электронно-вычислительные машины, служебные базы данных, служебные изобретения, служебные полезные модели и служебные промышленные образцы, служебные селекционные достижения, служебные топологии интегральных микросхем, служебные секреты производства (ноу-хау).

6.6.3 К авторам (соавторам) сложных РИД относятся авторы, создавшие своим творческим трудом с использованием РИД, применяемых при создании:

- аудиовизуальных произведений [режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения];

- мультимедийных продуктов.

6.6.4 Не признаются авторами РИД лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в т.ч. оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также лица, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

6.6.5 Составитель либо иной автор составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания составного произведения. Авторские права составителя и иного автора составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано составное произведение.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на сборник, иное составное произведение не препятствуют другим лицам перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением тех случаев, когда эти исключительные права переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

6.6.6 Лица, организовавшие создание сложных РИД, приобретают право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие РИД.

6.6.7 Ежегодные отчеты членов ГАН, представляемые ими в письменной форме в порядке, установленном уставами соответствующих ГАН, включающие отчет об их научной и (или) научно-технической деятельности и полученных за отчетный год научных и (или) научно-технических результатах, должны также учитывать вопросы использования предшествующей ИС, учета, правовой охраны и использования созданных РИД. Данные отчеты подлежат учету в ГАН как служебные произведения науки.

6.6.8 Правила и процедуры в отношении авторов служебных РИД, включая вопросы определения условий, размера и порядка выплат вознаграждения автору служебного РИД за его создание и при его использовании, в т.ч. в ГАН, определены в специальном стандарте.

7 Общие требования к управлению интеллектуальной собственностью в государственной академии наук

7.1 Под управлением ИС в ГАН понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на ОИС и использование данных ОИС в экономической деятельности ГАН, научных организаций, включая:

- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;

- установление правил распределения и оформления прав на ОИС, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в т.ч. на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);

- организацию учета, экспертизы, оценки и использования ИС, в т.ч. для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;

- создание системы управления рисками в сфере ИС в отношениях уполномоченных государственных органов - ГАН - научные организации;

- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны ОИС, оборота и защиты прав на ОИС;

- подготовку/переподготовку кадров в сфере ИС;

- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла ИС и ее использования в инновационном процессе.

7.1.1 К ключевым аспектам управления ИС относят:

- идентификацию и управление ОИС, созданными внутри организации;

- своевременное выявление охраноспособных РИД;

- создание системы учета ОИС и иных РИД;

- идентификацию ОИС других организаций;

- управление портфелем прав организации на ОИС путем выявления, приобретения, поддержания, актуализации, продажи и отказа от прав на ОИС;

- приобретение прав на пользование ОИС, принадлежащими другим организациям и предоставление права пользования собственными ОИС;

- идентификацию, минимизацию и управление рисками, создаваемыми другими организациями в части прав на ОИС, а также исследование патентной чистоты в рамках инновационного процесса. В результате хеджирования рисков могут возникать новые правовые риски для третьих лиц;

- поддержку инновационного процесса и охрану его конечных результатов.

7.2 Система управления ИС в ГАН в интересах повышения своей эффективности и результативности для инновационного развития промышленности и экономики страны в целом должна предусматривать следующие условия:

- усиление роли уполномоченных государственных органов, отвечающих за реальный сектор экономики, в регулировании бюджетного финансирования научных исследований и разработок в интересах реиндустриализации национальной промышленности;

- участие научных организаций и предприятий в определении тематики госзаказа на разработку инновационных технологий, необходимых для модернизации производства и реиндустриализации (интерес к софинансированию);

- снижение уровня коррупции путем принятия и введения антикоррупционных стандартов при размещении госзаказа на НИОКТР и закупки импортных технологий и оборудования;

- изменение показателей оценки эффективности инновационных предприятий и организаций с информационных индикаторов и показателей на экономические;

- закрепление имущественных прав на РИД за исполнителем НИОКТР, выполненных при бюджетном финансировании, на условиях мотивированного использования РИД в выпуске конечной продукции двойного и гражданского назначения и обеспечения баланса интересов автор - соисполнитель - заказчик (на основе специального национального стандарта/стандарта организации);

- введение возмездности как обязательного условия предоставления или передачи госзаказчику по лицензионному договору прав на РИД, принадлежащих другим лицам, в рамках выполнения государственного оборонного заказа, что необходимо для соответствующей мотивации, из бюджета которого будут выплачиваться соответствующее денежное вознаграждение авторам, роялти/паушальные платежи правообладателям и возвращаться средства потенциальным инвесторам при условии неувеличения цены контракта;

- упорядочение предоставления прав на использование в рамках государственного оборонного заказа и внешнеторговых соглашений РИД, ранее полученных при выполнении госзаказа;

- снижение "усмотрений" чиновников посредством нормативной регламентации, методологии и методики, в т.ч. при распределении исключительных прав на ОИС, полученных в рамках технологий военного, специального и двойного назначения, и при их использовании в гражданском секторе экономики;

- повышение уровня технологий, узлов и агрегатов, которые можно отнести к продукции двойного назначения, для того чтобы легализовать интерес организаций, предприятий в использовании РИД двойных технологий в гражданском секторе производства;

- разработка методологии и методик отбора РИД, полученных в рамках бюджетного финансирования НИОКТР, и оценки прав на них для последующей передачи от госзаказчика исполнителю этих НИОКТР;

- проведение комплексной экспертизы (экономической, правовой, технологической) при поставках импортного оборудования и технологий в интересах модернизации отечественной промышленности и снижения уровня коррупциогенных рисков;

- включение стоимости прав на используемые ОИС в структуру цены инновационной продукции при госзаказе (в т.ч. в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества);

- улучшение условий кредитования и налогообложения при использовании ОИС в инновационных процессах и проектах;

- подготовка кадров в сфере экономики, права и управления ИС на основе государственного и корпоративного заказов;

- стандартизация процедур и правил в сфере управления ИС, использования ОИС и защиты прав на ОИС.

7.3 К критериям и показателям оценки эффективности деятельности научной организации в области управления ИС относят:

- публикационную активность (при условии предварительной экспертизы полученных результатов научных исследований и выбора способа их правовой охраны как РИД): количество публикаций, содержащих РИД, полученные в рамках выполнения проектов поисковых исследований и по итогам выполнения комплексных проектов; удельный вес научных публикаций, входящих в 10% наиболее часто цитируемых в мире, в общем количестве научных публикаций страны;

- долю охраняемых РИД, полученных в общем объеме НИОКТР из всех источников финансирования;

- использование в качестве объекта рыночных отношений исключительных прав на все виды ОИС, в т.ч. за рубежом;

- долю (предшествующей) ИС в структуре цены инновационной продукции;

- долю договоров коммерческого использования ИС к ее общему объему;

- долю нематериальных активов при капитализации (по категориям объектов и секторам экономики) (см. [2]);

- уровень контрафакта в продукции, реализуемой на внутреннем рынке, в т.ч. из-за рубежа;

- наличие системы управления ИС в организации и обеспечение ее потребностей подготовленными кадрами в сфере экономики, права и управления ИС;

- вовлеченность ГАН/научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество путем возмездного использования ОИС на договорной основе;

- инфраструктуру научной организации, включая участие в технологических платформах, региональных инновационных кластерах и малых инновационных предприятиях с использованием ОИС;

- состояние финансовой деятельности научной организации, включая наличие нематериальных активов и их использование при привлечении дополнительных инвестиций в проводимые организацией научные исследования и разработки (в т.ч. в качестве залога при получении займов, кредитов, гарантий или при софинансировании контрактов).

7.4 Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. уполномоченными государственными органами, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, включая договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности. На основе контрактов между госзаказчиком и организацией-исполнителем выполняют также научные исследования и разработки для государственных нужд.

При заключении государственных контрактов на выполнение НИОКТР в них предусматривают положения по созданию, правовой охране, распределению прав, по учету и использованию РИД, в т.ч. предшествующей ИС, а также о включении в структуру цены контрактов средств на обеспечение правовой охраны этих результатов, проведение патентных исследований, лицензионных платежей за использование предшествующей ИС и выплаты вознаграждения авторам за создание РИД.

По общему правилу исключительные права на РИД, созданные по государственному контракту принадлежат его исполнителю, если в контракте не указано иное. Если в качестве исполнителя такого контракта/договора выступает ГАН/научная организация, то права на созданные ОИС принадлежат ГАН/научной организации, если это не противоречит условиям государственных контрактов и иных договоров, при выполнении которых получены данные ОИС.

Правила и процедуры в отношении распределения прав на РИД между заказчиком и исполнителем научных исследований и разработок, в т.ч. в ГАН, могут быть определены в специальном стандарте с учетом специфики национального законодательства.

7.5 К числу обязательных мероприятий в рамках формирования и развития системы управления ИС в ГАН относят:

- инвентаризацию РИД и создание реестров РИД с приложением первичных документов, подтверждающих их создание (контракты/договоры, акты приема-передачи и отчетные документы, приказы, служебные записки и др.), а также содержащих обязательные сведения о категории и наименовании РИД, его авторе и правообладателе, о дате начала и сроке правовой охраны РИД, области и сроке полезного использования РИД, принадлежности РИД к служебным РИД;

- развитие автоматизированной системы учета РИД в части регистрации всех РИД, правообладателем которых является ГАН/научная организация, с интеграцией автоматизированной системы учета РИД в Единую систему учета НИОКТР и их результатов;

- экспертизу РИД, выбор способа правовой охраны охраноспособных РИД и осуществление мер по правовой охране таких РИД;

- выявление наиболее перспективных с точки зрения коммерческого использования РИД и создание их базы данных;

- проведение оценки стоимости исключительных прав на РИД;

- постановку на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов исключительных прав на созданные и/или приобретенные РИД;

- создание подсистемы учета нематериальных активов в рамках автоматизированной системы учета РИД для оценки эффективности развития рынка (см. [2]);

- создание организационных, правовых и экономических механизмов по коммерциализации ОИС/исключительных прав на ОИС и использование конкурентных преимуществ ИС как средства создания добавочной стоимости (в т.ч. при создании и реализации инновационной продукции, работ, услуг), а также как инвестиционного ресурса (средства обеспечения ценных бумаг, кредитов, займов, гарантий) и как института повышения ее капитализации (через НМА) (см. [2]);

- формирование рынка ИС, развитие инновационной инфраструктуры и создание системы коммерциализации ОИС/исключительных прав на ОИС, осуществление венчурного инвестирования, развитие кредитования и страхования рисков ИС в инновационных проектах;

- формирование запросов на инновационные технологии предприятий и компаний для уточнения тематики НИР с учетом интересов развития и модернизации бизнеса;

- анализ баз данных подсистем РИД и НМА автоматизированной системы учета РИД академии и формирование портфеля предложений по коммерциализации прав на РИД для привлечения инвестиций от институтов инновационного развития, государственных корпораций, бизнес-структур и кредитных организаций.

7.6 В целях эффективного управления ИС в ГАН, научных организациях разрабатывают и принимают локальные НПА - стандарты организации в сфере ИС.

Примерный перечень таких документов включает:

- регламент о системе управления ИС организации;

- положение о проведении инвентаризации РИД;

- положение о распределении прав на РИД;

- положение о проведении комплексной экспертизы охраноспособности РИД и о выборе способа их правовой охраны;

- регламент подачи заявки на получение патента/свидетельства, получения, регистрации учета охранных документов на ОИС;

- реестр патентных дел и патентные дела;

- журнал выдачи патентов;

- реестры и рефераты программ для ЭВМ, баз данных, произведений;

- положение о правовой охране секретов производства (ноу-хау) в режиме конфиденциальности/ коммерческой тайны;

- инструкция о порядке работы с секретами производства (ноу-хау);

- реестр ноу-хау, охраняемых в режиме конфиденциальности/коммерческой тайны;

- дела о ноу-хау, рефераты ноу-хау;

- журнал регистрации и учета документов по ноу-хау;

- журнал учета лиц, в т.ч. работников, допущенных к ноу-хау;

- положение о служебных РИД;

- реестр служебных РИД;

- положение о порядке и условиях выплаты авторских вознаграждений в отношении служебных РИД;

- лицензионные договоры, договоры уступки/отчуждения, договоры коммерческой концессии и др. (дело договоров с реестром);

- учетная политика организации в сфере ИС;

- отчеты об оценке исключительных прав на РИД;

- перечень документов бухгалтерского учета (см. [2]).

7.7 Правила и процедуры в отношении управления рисками ИС при реализации инновационных проектов в отношениях между заказчиком и исполнителем научных исследований и разработок, в т.ч. в ГАН, определены в НПА.

7.7.1 Управление ИС должно задействовать все существующие функциональные подразделения организации, а также конкретных участников процесса, чей вклад во многом зависит от размера организации, например:

- исполнительный орган;

- оперативное управление;

- менеджмент риска и менеджмент качества (в частности, правовые и технологические риски, оказывающие влияние на патентную чистоту);

- лицензирование (если данная функция выделена отдельно): предложения и подготовка программ лицензирования, взаимодействие с советами по вопросам ИС, разработка портфеля прав на ОИС, подлежащие лицензированию, проведение переговоров и т.д.;

- научно-исследовательские работы (НИР)/НИОКР: инновации, технический анализ, конкурентный анализ, выявление подделок, технологическая разведка (отслеживание перспективных технологий третьих лиц для активизации развития бизнеса), правовой анализ, включая анализ на патентную чистоту;

- юридические аспекты: контрактные аспекты (конфиденциальность, закупка, продажа, партнерство, лицензионные договора на право использования и т.д.), судебные разбирательства о подделках продукции, определение правообладателей в совместных программах НИР в отношении ОИС, привлечение молодых специалистов или совместителей в инновационные проекты и т.д.;

- маркетинг: разработка бизнес-планов с учетом прибыли и позиции на рынке, информация с рынков, факторы роста, макротенденции, выявление подделок, выбор товарных знаков, разработка продукции и предлагаемых услуг и т.д.;

- управление финансами, налогами и отчетностью: бюджет, плата за лицензирование (полученная или отдаваемая), регистрация и учет ОИС (например, обеспечение соответствия международным нормам финансовой отчетности в части оценки нематериальных активов);

- закупочная деятельность: заключение контрактов (договоров) по всем разработкам (или их частям), валидация патентной чистоты приобретенных компонентов, технологий и инструментов;

- стратегия: роль ИС при слияниях и поглощениях, диверсификации производства или изъятии капиталовложений (выход из стратегических сегментов, рационализация портфеля активов и т.д.).

7.7.2 Стратегическое прогнозирование и управление рисками организации достигается в сфере ИС за счет:

- мониторинга новых прав на ОИС или запросов о предоставлении прав на ОИС в конкретных областях;

- анализа конкурентной среды с использованием находящихся в открытом и закрытом доступе баз данных патентов, научных публикаций и т.д. по конкретному направлению с целью определения ключевых участников и сферы деятельности с наиболее благоприятными инновационными возможностями;

- сравнения собственного портфеля организации с портфелями третьих лиц в транзакционном (сопровождение сделок) и кооперативном аспектах, а также в контексте привлечения сторонних ресурсов (аутсорсинга) и возможностей стратегического выбора.

Органы управления ИС должны идентифицировать возможные угрозы, с которыми может столкнуться система менеджмента рисков организации. Идентификация рисков и управление ими включают:

- систематическое выявление новых РИД, потенциально опережающих возможности организации, и организацию противодействия им либо с правовой точки зрения, либо применяя надлежащие корректирующие воздействия (лицензирование, изменение направления технологического развития и т.д.);

- разработку рекомендаций для руководителей высшего звена на основании анализа выявленных угроз, ответных мер на любые претензии со стороны третьих лиц в соответствии со стратегией управления рисками, внедряемой в организации;

- практическую реализацию контрмер по итогам исследования нарушений со стороны третьих лиц.

7.7.3 Формирование структуры портфеля прав на ОИС

Организация должна определить, в отношении каких ОИС она является правообладателем, и исходя из этого выбрать подходящую эффективную структуру управления ИС:

- управление на основе одной или нескольких централизованных структур (холдинг-компании, владеющие контрольными пакетами акций других компаний, организационные структуры, повышающие ценность, компании, предоставляющие услуги в области управления ИС) или управление децентрализованными структурами на уровне департаментов;

- внутреннее управление, управление с частичным использованием внешних источников (частичный аутсорсинг) и т.д.

Правильный выбор структуры управления упрощает достижение поставленной цели (управление затратами, качество и надежность правовой охраны РИД, выполнение работ точно в поставленные сроки, финансовая и налоговая оптимизация и т.д.).

Библиография

[1]

Международный стандарт по статистическому измерению научных исследований и разработок. Руководство Фраскати "Предлагаемая стандартная практика по проведению статистического обследования научных исследований и экспериментальных разработок"//Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris, 2015

[2]

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы"

УДК 347.777:006.354

МКС 03.140

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты права, субъекты права, управление, государственная академия наук, научные исследования, НИОКР, договор, госзаказ