ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования к рабочему месту водителя автобуса
Часть 3
Информационные устройства и элементы управления
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 3. Information devices and controls
ОКС 43.080.20
13.180
Дата введения 2012-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011* "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления" (ISO 16121-3:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 3: Information devices and controls", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2]-[6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1-4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиям стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 16121-1, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 1: General description, basic requirements (Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования)
ISO 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales (Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов)
ISO 4040, Road vehicles - Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles (Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях)
3 Термины, определения и обозначения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.1.2 предварительное предупреждение (early warning): Визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.
3.1.3 сигнал тревоги (alert): Визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.
3.1.4 зона (zone ): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см. рисунок 1).
3.1.5 зона (zone ): Зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон - досягаемостью руки (см. рисунки 1 и 2), с нижней стороны - плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).
3.1.6 зона (zone ): Зона, имеющая такую же форму, как и зона B, но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см. рисунок 1).
3.1.7 зона (zone ): Дополнительная область под зоной , имеющая ту же ширину, что и зона , от нижней границы зоны до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см. рисунок 1).
Примечание - Зона может быть объединена с зоной .
3.1.8 зона (zone ): Дополнительная область, имеющая такую же форму, как и зона , но располагающаяся в зеркальном отражении, справа от рулевого колеса ниже зоны (см. рисунок 1).
Примечание - Зона может быть объединена с зоной .
3.1.9 зона (zone ): Боковая консоль слева от водителя, ограниченная с правой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны - нижней границей зоны , с левой и нижней сторон - стенами и полом кабины (см. рисунок 1).
3.1.10 зона (zone ): Боковая консоль справа от водителя, ограниченная с левой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны - нижней границей зоны , с правой стороны - в зависимости от норм для проходов, с нижней стороны - стенами и полом кабины (см. рисунок 1);
3.1.11 зона (zone ): Потолочная консоль над рабочим местом водителя, которая находится за пределами досягаемости рук сидящего водителя (см. рисунок 2).
3.1.12 диапазон досягаемости рук (hand reach range): Область, ограниченная двумя обращенными вперед полусферами с радиусом 750 мм и центрами, расположенными в плечевых точках.
3.13 плечевая точка, ПТ (shoulder point, SP): Точка, расположенная слева или справа от нулевой плоскости на расстоянии 170 мм по горизонтали и на 530 мм выше точки , когда сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении.
3.2 Сокращенные термины
- транспортное средство с левосторонним управлением;
- транспортное средство с правосторонним управлением.
- зона (3.1.4); - зона (3.1.5); - зона (3.1.7); - зона (3.1.6); - зона (3.1.8); - зона (3.1.9); - зона (3.1.10); точка - соответствует водителю невысокого роста; - диапазон досягаемости руки = 750 мм; ПТ - плечевая точка
Рисунок 1 - Определение зон, вид сверху
1 - рулевое колесо; 2 - приборная панель; - зона (3.1.4); - зона (3.1.5); - зона (3.1.7); - зона (3.1.6); ПТ - плечевая точка; - зона (3.1.8); - зона (3.1.9); - зона (3.1.10); - зона (3.1.11); точка - соответствует водителю невысокого роста; - диапазон досягаемости руки = 750 мм
Рисунок 2 - Определение зон, вид сбоку
4 Контрольные и информационные устройства
4.1 Основные эргономические принципы
Конструкция информационных устройств (приборов) должна быть разработана на основе следующих эргономических принципов:
- доступности элементов управления из положения, соответствующего обычному управлению транспортным средством без необходимости сгибать верхнюю часть туловища вперед;
- удобного управления кассовым аппаратом и устройством для отрывания (печати) билетов;
- отсутствия ограничений переднему и боковому обзору;
- свободного обзора водителем дисплея, клавиатуры, кассового аппарата, разменного автомата (если установлен) и лотка для денег;
- четкого отображения источника информации с помощью пиктограмм;
- наличия как можно меньшего количества сигнальных ламп, но не менее, чем установлено в национальных требованиях;
- минимизации усилий, необходимых водителю для обнаружения ошибки и принятия мер для ее исправления;
- четкости символов крупного размера (ИСО 2575);
- использования дисплея, способного к выводу графической информации, для централизованного представления данных;
- наличия красной лампы или цветного экрана для сигнала тревоги;
- наличия желтой лампы или цветного экрана для предварительного предупреждения;
- наличия сообщений о неисправностях, которые помогают различать "предварительное предупреждение" и "сигнал тревоги".
Информация, представляемая водителю, должна быть важной, недвусмысленной и как можно меньше отвлекающей водителя. Это вызывает необходимость ранжировать информацию, принимая во внимание следующие факторы:
a) важность (безопасность, возможный ущерб);
b) источник информации;
c) адресат (водитель, обслуживающий персонал).
Приоритетность должна быть определена изготовителем с учетом режима работы.
Необходимо, чтобы информация могла быть сохранена для отображения в будущем. У соответствующего персонала должна быть возможность вызвать вручную сохраненную информацию.
4.2 Расположение элементов управления в соответствии с ИСО 4040
Рекомендуется, чтобы следующие элементы управления на приборной панели и боковых консолях были расположены в соответствии с ИСО 4040:
- спидометр;
- указатель поворота;
- переключатель фар/проблескового прибора;
- стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла;
- клавиша включения звукового сигнала (гудка).
4.3 Зона
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне :
- сигнальные лампы;
- главный информационный дисплей;
- индикаторы предупреждения и тревоги.
4.4 Зона
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне :
- мигающая аварийная сигнализация ();
- оборудование для автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в (оно может быть расположено в зоне );
- переключатель фар (может быть расположен в зоне );
- переключатель передних противотуманных фар (может быть расположен в зоне );
- переключатель задних противотуманных фар (может быть расположен в зоне );
- переключатель внутреннего освещения пассажирского салона (альтернативно может быть расположен в зоне );
- видеодисплеи (альтернативное местоположение).
В отношении сигнальных устройств и видеодисплеев можно не учитывать ограничение досягаемости рук.
4.5 Зона (при наличии)
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне (см. 4.4):
- переключатель фар (альтернативное местоположение);
- переключатель передних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
- переключатель задних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
- переключатель внутреннего освещения пассажирского отделения (альтернативное местоположение).
4.6 Зона
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне :
- контрольный переключатель двери (альтернативно может быть расположен в зоне в );
- устройство блокировки движения при открытых дверях (если установлено);
- элемент управления подвеской (если установлен) (альтернативно может быть расположен в зоне в );
- мигающая аварийная сигнализация ();
- подъемное устройство/рампа (если установлено) (альтернативно может быть расположено в зоне в );
- оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в (альтернативно могут быть расположены в зоне );
- видеодисплеи (альтернативное местоположение).
4.7 Зона (при наличии)
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне :
- исполнительные механизмы, указанные в пункте 4.6 (опускающее устройство/рампа, и т.д.) (альтернативное местоположение).
4.8 Зона
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне :
- оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в (см. 4.4);
- стояночный тормоз, приводимый в действие с помощью регулируемого тормозного крана с ручным управлением в ;
- элементы управления отоплением/вентиляцией в .
Ни один элемент управления, необходимый для нормального управления транспортным средством, не должен находиться позади точки водителя невысокого роста.
4.10 Зона
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне :
- элементы управления редко используемым оборудованием, например:
- видеодисплеями;
- элементами управления видеосистемой.
Для улучшенной эргономичности управления все зоны могут быть наклонены в сторону водителя (рекомендуется наклон от 10° до 20°).
5 Регулируемая приборная панель
Если приборная панель представляет собой регулируемый комплектный узел, включающий зоны , и , то при проектировании должны быть применены следующие критерии:
- регулировка выполняется одновременно для всех зон вместе с возможной регулировкой рулевого колеса;
- доступность элементов управления из нормального положения водителя при вождении без необходимости сгибания верхней части туловища вперед;
- наличие достаточного расстояния до плоскости рулевого колеса в соответствии с ИСО 4040;
- отсутствие управления устройствами "через рулевое колесо";
- достаточное пространство для ног между приборной панелью и сиденьем во всех положениях сидя (см. ИСО 16121-1 для информации по диапазону регулировки);
- отсутствие затруднений, связанных с взаимным влиянием соседних компонентов друг на друга при регулировке;
- отсутствие возможности защемления или зажатия частей тела.
Рекомендуется конструкция рулевого колеса и приборной панели в виде объединенного регулируемого узла. При конструировании должно быть обеспечено минимальное влияние системы рулевого управления (вибрации, сотрясения и т.д.) на приборы и устройства для возможности быстрого, легкого, безошибочного считывания информации и управления.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ISO 16121-1 | IDT | ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 "Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования" |
ISO 2575 | - | * |
ISO 4040 | IDT | ГОСТ Р ИСО 4040-2011 "Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле" |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
Библиография
[1] | VDV 234 Driver's work place in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany |
[2] | TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines - summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997 |
[3] | STRP Report # 6, Ergonomic study of the driver's workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association |
[4] | NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999 |
[5] | Swedish Road and Transport Research Institute, Driver's Cab in Buses, Phase 3: Field tests - Summary |
[6] | Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000 |
УДК 331.41:006.354 | ОКС 43.080.20 |
13.180 | |
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, информационные устройства, элементы управления, зоны приборной панели |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019