ГОСТ Р 59818-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Самолеты и вертолеты
КОНТРОЛЬ МАССЫ ДЕТАЛЕЙ, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ПОКУПНЫХ ИЗДЕЛИЙ В СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Общие технические требования
Airplanes and helicopters. Weight control of parts, assembly units and bought out items in production. General reguirements
ОКС 49.020
Дата введения 2022-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1543-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к объемам и порядку проведения контроля массы деталей, сборочных единиц, покупных изделий и изделий, изготавливаемых по кооперации и доукомплектовываемых по кооперации, в опытном и серийном производстве самолетов, вертолетов, а также значения ее предельных отклонений.
При наличии экономической целесообразности требования настоящего стандарта могут распространяться только на беспилотные воздушные суда (БВС).
Требования настоящего стандарта распространяются на организации и предприятия (далее - предприятия), осуществляющие разработку и серийное изготовление самолетов, вертолетов и БВС, а также на предприятия-поставщики, осуществляющие для данных предприятий изготовление комплектующих изделий.
Примечание - При изготовлении опытных образцов на этих предприятиях допускается изменять допуски на массу по согласованию с главным конструктором проекта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 3.1105 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов общего назначения
ГОСТ 3.1122 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов специального назначения. Ведомости технологические
ГОСТ 3.1129-93 Единая система технологической документации. Общие правила записи технологической информации в технологических документах на технологические процессы и операции
ГОСТ 3.1130-93 Единая система технологической документации. Общие требования к формам и бланкам документов
ГОСТ 25346 (ISO 286-1:2010) Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски отклонений и посадки
ГОСТ Р 58930 Система обеспечения единства измерений предприятий авиационной промышленности. Метрологическое обеспечение автоматизированных средств контроля
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 покупное изделие: Изделие, изготовленное по конструкторской документации предприятия-поставщика, приобретенное предприятием в готовом виде с эксплуатационной документацией.
3.1.2 изделие, изготавливаемое по кооперации: Изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготовленное по его конструкторской документации.
3.1.3 изделие, доукомплектовываемое по кооперации: Изделие, на которое другим предприятием устанавливаются изделия, изготовленные по ранее разработанной конструкторской документации другого предприятия.
3.1.4 деталь: Технологически завершенное изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.
3.1.5
|
комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.
Примечание - Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы.
[ГОСТ 3.1109-82, статья 107] |
3.1.6
|
установившееся производство: Производство изделий по окончательно отработанной конструкторской и технологической документации.
[ГОСТ 14.004-83, статья 27] |
3.1.7
|
независимая инспекция: Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом в соответствии с процедурами, установленными Уполномоченным органом, на договорных или иных законных основаниях, для осуществления функций в соответствии с Правилами в организации Заявителя, Разработчика или Изготовителя.
[[1], приложение 3] |
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АТ - авиационная техника;
БВС - беспилотное воздушное судно;
БТК - бюро технического контроля;
ВС - воздушное судно;
ДСЕ - детали и сборочные единицы;
ИИ - извещение об изменении;
КД - конструкторская документация;
ЛА - летательные аппараты (самолеты, вертолеты, БВС);
НД - нормативные документы;
ОТК - отдел технического контроля.
Примечание - Под аббревиатурой "ОТК" в настоящем стандарте понимают также службы контроля качества у разработчика и изготовителя.
ПМИ - подразделение по контролю массы изделия;
ЭД - эксплуатационная документация;
ЭКД - электронная конструкторская документация;
ПКИ - покупное комплектующее изделие;
ПКМ - полимерные композиционные материалы.
4 Общие положения
4.1 Контроль массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий проводят в целях:
- выявления изделий, выполненных с отступлением от КД разработчика;
- предотвращения превышения массы изделий в производстве относительно массы, заданной в КД;
- проверки массы покупных изделий на соответствие техническим условиям на поставку или данным, указанным в ЭД;
- проверки массы изделий, изготавливаемых по кооперации, и изделий, доукомплектовываемых по кооперации, на соответствие документации на изготовление и/или поставку;
- представления необходимой отчетности в адрес предприятия-разработчика и независимой инспекции;
- установления предельных отклонений массы деталей, изготовленных по новым применяемым технологическим процессам или из вновь используемых видов полуфабрикатов.
4.2 Предприятие-разработчик КД на изготовление АТ разрабатывает конструкторский документ с требованиями по контролю массы конкретного изделия (самолета) или семейства изделий. Документ должен содержать общие требования к объему контроля массы, а также общие технические требования к порядку проведения контроля массы.
Предприятие-разработчик устанавливает предельные отклонения массы при внедряемых методах обработки деталей.
Ответственным за правильность расчета значения массы и заполнения КД является предприятие-разработчик данного агрегата, узла, ДСЕ.
4.3 На предприятии-изготовителе работы по контролю массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий, изделий, изготавливаемых или доукомплектовываемых по кооперации, организует и методически регулирует ПМИ или другое уполномоченное на эту работу подразделение.
ПМИ выполняет следующие функции:
- разрабатывает документацию по номенклатуре деталей сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, и согласовывает ее с разработчиком;
- разрабатывает инструкции и другие НД по контролю массы с учетом требований ГОСТ 3.1105, ГОСТ 3.1122, ГОСТ 3.1129-93 (раздел 3) и ГОСТ 3.1130-93 (разделы 1, 2);
- определяет в соответствии с НД предельные отклонения массы при внедряемых методах обработки деталей;
- регистрирует изменения массы для предварительной оценки массы и центровки самолета, вертолета, а также вносит предложения по внесению изменений в ЭД на АТ;
- осуществляет методическое руководство при взвешивании и центровке самолета, вертолета, по данным замеров центровки и взвешивания ПМИ осуществляет расчет приведения, определяет действительные значения массы и центровки, составляет и оформляет Протокол центровки и взвешивания;
- представляет предприятию-разработчику материалы предварительного прогноза изменения массы и центровки самолета, вертолета от вносимых конструктивных изменений;
- совместно с другими службами обеспечивает разработку корректирующих мероприятий и контроль их выполнения в случае выявленных отклонений;
- предъявляет необходимую отчетность в адрес предприятия-разработчика, независимой инспекции и т.п.;
- рассматривает предложения по снижению массы, принимает участие в программе снижения массы самолета, вертолета;
- принимает участие в разработке мероприятий по внедрению системы автоматизированного учета массы с передачей данных в информационные системы разработчика;
- принимает участие в разработке и внедрении системы автоматизированного учета конструктивных изменений для оперативного контроля массы и центровки самолета, вертолета.
Для выполнения своих обязанностей ПМИ должно быть обеспечено всеми необходимыми средствами для проведения весового контроля массы ДСЕ в соответствии с требованиями [2] и ГОСТ Р 58930.
5 Общие требования к объему контроля массы
5.1 Определение номенклатуры и формирование перечня деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, производит ПМИ, руководствуясь КД, в том числе ЭКД предприятия-разработчика самолета, вертолета, согласовывает ее с предприятием-разработчиком и утверждает у руководства предприятия-изготовителя самолета, вертолета.
5.2 Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, выпускается в виде перечня в инструкциях, стандартах организации, приказов по предприятию-изготовителю с четким определением объема контроля массы на различных этапах производства самолетов, вертолетов:
- при изготовлении установочной серии (до 5-10 самолетов, вертолетов);
- в серийном производстве (изготовление более 10 самолетов, вертолетов).
5.3 При изготовлении установочной серии контролю массы подлежат:
- вся номенклатура деталей, подлежащих взвешиванию, в том числе изделий, изготавливаемых или доукомплектовываемых по кооперации в подлежащем контролю количестве;
- количество контролируемых деталей - от 3 шт. до всей партии (серии);
- все сборочные единицы, устанавливаемые на самолет, вертолет с помощью грузоподъемных устройств.
Примечание - По указанию разработчика допускается увеличение количества контролируемых единиц.
При контроле массы покупных изделий операцию взвешивания следует включать в технологию входного контроля независимо от того, указаны ли массы в ЭД на эти покупные изделия.
5.4 В установившемся серийном производстве контролю массы подлежат:
- номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий по перечню, составленному ПМИ предприятия-изготовителя;
- вся повторно вводимая при конструктивных изменениях в серии номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий с указанием количества от серии.
Для номенклатуры деталей, сборочных единиц и покупных изделий, не имеющих конструктивных изменений, возможно сокращение объема или снятие контроля массы при условии обеспечения при этом стабильности массы и центровки самолета, вертолета.
5.5 В номенклатуру деталей, сборочных единиц и покупных изделий, по которым рекомендуется проводить мероприятия по снижению объема контроля массы, включены:
- детали из цветных металлов, изготовляемые из листа методом холодного штампования;
- трубопроводы систем самолета, вертолета;
- покупные изделия - выборочно, в зависимости от стабильности массы конкретных покупных изделий в серии;
- сборочные единицы - вся номенклатура или выборочно в зависимости от применения герметиков, теплоизоляционных и других материалов.
6 Общие технические требования к порядку проведения контроля массы
6.1 Контроль массы является технологической операцией и входит в технологический процесс как одна из операций контроля детали, сборочной единицы.
Контроль массы проводят в комплектации соответствующей установочной, т.е. без технологических заглушек, транспортировочных приспособлений, осушителей, консервации и т.п.
6.2 При разработке технологии операции контроля массы в технологической документации указывают тип и точностные характеристики применяемых средств измерений (пределы измерений, погрешность, разряд, класс точности). Средства измерений должны иметь утвержденный тип в соответствии с [2].
6.3 Перечень деталей, сборочных единиц, покупных изделий, изделий, изготовленных по кооперации, и изделий, доукомплектовываемых по кооперации, подлежащих контролю массы, составляется БТК на основании документации ПМИ в форме журнала контроля массы. Форма второй и последующих страниц журнала контроля массы приведена в приложении А.
Журнал должен иметь статус конструкторского документа.
6.4 Предельные отклонения массы деталей, указанные в настоящем стандарте, применяют в том случае, если для изготовления детали в КД содержатся стандартные требования к отклонениям размеров и толщин.
Контроль массы проводят с учетом предельных отклонений массы. Если в чертеже/КД взвешиваемого изделия не указаны предельные отклонения массы, используют данные, приведенные в приложениях Б-Г.
Предельные отклонения массы деталей в зависимости от материала, метода изготовления и точности обработки приведены в приложении Б.
Предельные отклонения массы деталей, изготовленных из труб, приведены в приложении В.
Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов и сотовых конструкций, баллонов высокого давления, электрожгутов, панелей и щитков приборных досок, сборочных единиц и покупных изделий приведены в приложении Г.
Если масса детали меньше, чем масса в первой строке таблицы Г.2, такие детали весовому контролю не подлежат.
Примечание - Информацию о предельных отклонениях ПКИ следует запрашивать у предприятия-поставщика или разработчика данных изделий.
6.5 Если фактическая масса деталей, сборочных единиц соответствует массе, указанной в КД с учетом предельных отклонений, в журнале контроля массы фиксируют фактическую массу трех деталей, и детали поступают в дальнейшее производство.
Если масса даже одной единицы не соответствует КД, то все следующие единицы подвергают проверке, а ПМИ исследует причины появления брака.
Журнал контроля масс заполняет ответственный, который назначается согласно НД, действующими на предприятии.
6.6 Если масса детали, сборочной единицы не соответствует массе, указанной в КД (ЭКД), деталь предъявляется в ПМИ в соответствии с действующими на предприятии НД. ПМИ проводит расчет массы детали по номинальным размерам КД (ЭКД), а также расчет предельных отклонений массы детали по предельным отклонениям размеров, указанным в КД. Если рассчитанная масса, указанная в КД, не входит в установленный интервал допускаемых значений массы по КД (ЭКД), в журнале контроля массы фиксируют решение об уточнении массы по КД и/или об указании/уточнении индивидуальных предельных отклонений массы детали непосредственно в КД (ЭКД).
Результаты расчета передают в БТК и службу главного конструктора для выпуска извещения об изменении КД, в том числе ЭКД. В журнале контроля массы фиксируют решение об уточнении массы в КД (ЭКД) после получения согласия главного конструктора проекта на уточнение массы.
Уточнение КД, в том числе и ЭКД, проводят в установленном на предприятии-изготовителе порядке.
6.7 Если масса сборочной единицы не соответствует массе по чертежу, сборочную единицу предъявляют ПМИ. ПМИ проводит расчет массы сборочной единицы по номинальным массам входящих ДСЕ с учетом отверстий под крепеж, а также расчет предельных отклонений массы сборочной единицы с учетом предельных отклонений массы всех входящих ДСЕ. Если масса, указанная в чертеже/КД сборочной единицы, не входит в рассчитанный интервал допускаемых значений массы, в журнале контроля массы фиксируют решение об уточнении массы сборочной единицы по чертежу/КД и/или об указании индивидуальных предельных отклонений массы сборочной единицы непосредственно в КД.
Примечание - Так как стандарты на изготовление крепежных изделий (как и чертежи/КД на изготовление деталей) содержат предельные отклонения на размеры, допускается включать в расчет предельных отклонений массы сборочной единицы предельные отклонения массы крепежных изделий.
Индивидуальный расчет предельных отклонений массы сборочной единицы проводят по следующим формулам:
Приложение А
(рекомендуемое)
Форма второй и последующих страниц журнала контроля массы
Таблица А.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата | Наиме- нование ДСЕ, ПКИ | Обозна- чение ДСЕ, ПКИ | Масса (по КД/по паспорту) | Предель- ные откло- нения, ± | Техпри- пуск | Номер акта взвеши- вания | Фактическая масса | Масса факти- ческая (среднее значение), кг | , кг | Решение подра- зделения (номер ведо- мости отклоне- ния) | Номер ИИ на уточне- ние КД | ФИО, подпись, контроль- ного мастера группы (участка)* | ФИО, подпись, техно- лога группы (участка) или конструк- тора** | |||
|
|
|
|
|
|
| 1 ДСЕ, ПКИ | 1 ДСЕ, ПКИ | 2 ДСЕ, ПКИ |
| Увели- ченная | Умень- шенная |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5а | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* В журналах конструкторских подразделений графа не заполняется.
** Графу заполняет технолог для цехов, для конструкторских подразделений - инженер-конструктор.
|
Приложение Б
(обязательное)
Предельные отклонения массы деталей в зависимости от методов их обработки
Б.1 Предельные отклонения массы деталей, кг, механически обработанных с допусками до 8-го квалитета согласно ГОСТ 25346, приведены в таблице Б.1.
Таблица Б.1
|
|
|
|
В килограммах
| |||
Масса детали по чертежу | Предельные отклонения массы | Масса детали по чертежу | Предельные отклонения массы |
До 0,075 включ. | ±0,003 | Св. 3,500-4,000 включ. | ±0,026 |
Св. 0,075-0,200 включ. | ±0,004 | Св. 4,000-4,500 включ. | ±0,028 |
Св. 0,200-0,400 включ. | ±0,005 | Св. 4,500-5,000 включ. | ±0,032 |
Св. 0,400-0,600 включ. | ±0,006 | Св. 5,000-5,500 включ. | ±0,034 |
Св. 0,600-0,800 включ. | ±0,007 | Св. 5,500-6,000 включ. | ±0,037 |
Св. 0,800-0,950 включ. | ±0,008 | Св. 6,000-6,500 включ. | ±0,040 |
Св. 0,950-1,100 включ. | ±0,009 | Св. 6,500-7,000 включ. | ±0,043 |
Св. 1,100-1,250 включ. | ±0,010 | Св. 7,000-7,500 включ. | ±0,046 |
Св. 1,250-1,450 включ. | ±0,011 | Св. 7,500-8,000 включ. | ±0,049 |
Св. 1,450-1,500 включ. | ±0,012 | Св. 8,000-8,500 включ. | ±0,052 |
Св. 1,500-2,000 включ. | ±0,014 | Св. 8,500-9,000 включ. | ±0,055 |
Св. 2,000-2,500 включ. | ±0,017 | Св. 9,000-9,500 включ. | ±0,058 |
Св. 2,500-3,000 включ. | ±0,020 | Св. 9,500-10,000 включ. | ±0,060 |
Св. 3,000-3,500 включ. | ±0,023 | - | - |
Примечания
1 Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ±0,5% от массы, указанной в КД.
2 Предельное отклонение массы механически обработанных деталей, имеющие разные квалитеты (допуски) на разных поверхностях, устанавливаемой по наименьшему квалитету.
|
Б.2 Предельные отклонения массы деталей, кг, механически обработанных с допусками с 9-го по 12-й квалитет согласно ГОСТ 25346, приведены в таблице Б.2.
Таблица Б.2
|
|
|
|
|
В килограммах | ||||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы | Масса детали по КД | Предельные отклонения массы |
|
Св. 0,002-0,009 включ. | ±0,001 | Св. 0,300-0,350 включ. | ±0,009 |
|
Св. 0,009-0,010 включ. | ±0,002 | Св. 0,350-0,400 включ. | ±0,010 |
|
Св. 0,010-0,020 включ. | ±0,003 | Св. 0,400-0,500 включ. | ±0,011 |
|
Св. 0,020-0,030 включ. | ±0,004 | Св. 0,500-0,550 включ. | ±0,012 |
|
Св. 0,030-0,075 включ. | ±0,005 | Св. 0,550-0,600 включ. | ±0,013 |
|
Св. 0,075-0,150 включ. | ±0,006 | Св. 0,600-0,700 включ. | ±0,014 |
|
Св. 0,150-0,200 включ. | ±0,007 | Св. 0,700-0,750 включ. | ±0,015 |
|
Св. 0,200-0,300 включ. | ±0,008 | Св. 0,750-0,800 включ. | ±0,016 |
|
Св. 0,800-0,900 включ. | ±0,017 | Св. 3,500-4,000 включ. | ±0,062 |
|
Св. 0,900-0,950 включ. | ±0,018 | Св. 4,000-4,500 включ. | ±0,070 |
|
Св. 0,950-1,000 включ. | ±0,019 | Св. 4,500-5,000 включ. | ±0,077 |
|
Св. 1,000-1,100 включ. | ±0,020 | Св. 5,000-5,500 включ. | ±0,084 |
|
Св. 1,100-1,150 включ. | ±0,021 | Св. 5,500-6,000 включ. | ±0,092 |
|
Св. 1,150-1,250 включ. | ±0,022 | Св. 6,000-6,500 включ. | ±0,100 |
|
Св. 1,250-1,300 включ. | ±0,023 | Св. 6,500-7,000 включ. | ±0,106 |
|
Св. 1,300-1,350 включ. | ±0,024 | Св. 7,000-7,500 включ. | ±0,113 |
|
Св. 1,350-1,450 включ. | ±0,025 | Св. 7,500-8,000 включ. | ±0,121 |
|
Св. 1,450-1,500 включ. | ±0,026 | Св. 8,000-8,500 включ. | ±0,128 |
|
Св. 1,500-2,000 включ. | ±0,033 | Св. 8,500-9,000 включ. | ±0,135 |
|
Св. 2,000-2,500 включ. | ±0,040 | Св. 9,000-9,500 включ. | ±0,142 |
|
Св. 2,500-3,000 включ. | ±0,048 | Св. 9,500-10,000 включ. | ±0,150 |
|
Св. 3,000-3,500 включ. | ±0,055 | - | - |
|
Примечания
1 Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ±1,2% от массы, указанной в КД.
2 Предельное отклонение массы механически обработанных деталей, имеющие разные квалитеты (допуски) на разных поверхностях, устанавливаемой по наименьшему квалитету.
|
|
Б.3 Предельные отклонения массы деталей, кг, из листа и из плиты цветных сплавов, изготовленных вырубкой или холодной штамповкой, приведены в таблице Б.3.
Таблица Б.3
|
|
|
|
В килограммах | |||
Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы |
Св. 0,003-0,009 включ. | -0,002 | Св. 0,350-0,400 включ. | -0,062 |
Св. 0,009-0,010 включ. | -0,003 | Св.0,400-0,450 включ. | -0,070 |
Св. 0,010-0,020 включ. | -0,005 | Св. 0,450-0,500 включ. | -0,078 |
Св. 0,020-0,030 включ. | -0,007 | Св. 0,500-0,550 включ. | -0,085 |
Св. 0,030-0,050 включ. | -0,008 | Св. 0,550-0,600 включ. | -0,092 |
Св. 0,050-0,075 включ. | -0,012 | Св. 0,600-0,650 включ. | -0,100 |
Св. 0,075-0,100 включ. | -0,018 | Св. 0,650-0,700 включ. | -0,107 |
Св. 0,100-0,150 включ. | -0,025 | Св. 0,700-0,750 включ. | -0,114 |
Св. 0,150-0,200 включ. | -0,030 | Св. 0,750-0,800 включ. | -0,120 |
Св. 0,200-0,250 включ. | -0,037 | Св. 0,800-0,850 включ. | -0,128 |
Св. 0,250-0,300 включ. | -0,046 | Св. 0,850-0,900 включ. | -0,135 |
Св. 0,300-0,350 включ. | -0,056 | Св. 0,900-0,950 включ. | -0,142 |
Св. 0,950-1,000 вкпюч. | -0,149 | Св. 3,000-3,500 включ. | -0,450 |
Св. 1,000-1,050 включ. | -0,156 | Св. 3,500-4,000 включ. | -0,500 |
Св. 1,050-1,100 включ. | -0,163 | Св. 4,000-4,500 включ. | -0,550 |
Св. 1,100-1,150 включ. | -0,169 | Св. 4,500-5,000 включ. | -0,600 |
Св. 1,150-1,200 включ. | -0,175 | Св. 5,000-5,500 включ. | -0,640 |
Св. 1,200-1,250 включ. | -0,182 | Св. 5,500-6,000 включ. | -0,680 |
Св. 1,250-1,300 включ. | -0,188 | Св.6,000-6,500 включ. | -0,720 |
Св. 1,300-1,350 включ. | -0,195 | Св. 6,500-7,000 включ. | -0,750 |
Св. 1,350-1,400 включ. | -0,202 | Св. 7,000-7,500 включ. | -0,790 |
Св. 1,400-1,450 включ. | -0,208 | Св. 7,500-8,000 включ. | -0,820 |
Св. 1,450-1,500 включ. | -0,214 | Св. 8,000-8,500 включ. | -0,850 |
Св. 1,500-2,000 включ. | -0,280 | Св. 8,500-9,000 включ. | -0,870 |
Св. 2,000-2,500 включ. | -0,340 | Св. 9,000-9,500 включ. | -0,890 |
Св. 2,500-3,000 включ. | -0,400 | Св. 9,500-10,000 включ. | -0,900 |
Примечание - Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения составляют минус 8% от массы, указанной в КД.
|
Б.4 Предельные отклонения массы деталей всех марок материалов, кг, из прессованного профиля с частичной обработкой приведены в таблице Б.4.
Таблица Б.4
|
|
|
|
|
В килограммах | ||||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы | Масса детали по КД | Предельные отклонения массы |
|
Св. 0,002-0,009 включ. | ±0,001 | Св. 0,500-0,550 включ. | ±0,032 |
|
Св. 0,009-0,010 включ. | ±0,002 | Св. 0,550-0,600 включ. | ±0,035 |
|
Св. 0,010-0,020 включ. | ±0,003 | Св. 0,600-0,650 включ. | ±0,037 |
|
Св. 0,020-0,050 включ. | ±0,004 | Св. 0,650-0,700 включ. | ±0,039 |
|
Св. 0,050-0,075 включ. | ±0,006 | Св. 0,700-0,750 включ. | ±0,041 |
|
Св. 0,075-0,100 включ. | ±0,008 | Св. 0,750-0,800 включ. | ±0,044 |
|
Св. 0,100-0,150 включ. | ±0,011 | Св. 0,800-0,850 включ. | ±0,046 |
|
Св. 0,150-0,200 включ. | ±0,014 | Св. 0,850-0,900 включ. | ±0,048 |
|
Св. 0,200-0,250 включ. | ±0,017 | Св. 0,900-0,950 включ. | ±0,050 |
|
Св. 0,250-0,300 включ. | ±0,020 | Св. 0,950-1,000 включ. | ±0,053 |
|
Св. 0,300-0,350 включ. | ±0,023 | Св. 1,000-1,050 включ. | ±0,055 |
|
Св. 0,350-0,400 включ. | ±0,025 | Св. 1,050-1,100 включ. | ±0,057 |
|
Св. 0,400-0,450 включ. | ±0,028 | Св. 1,100-1,150 включ. | ±0,059 |
|
Св. 0,450-0,500 включ. | ±0,030 | Св. 1,150-1,200 включ. | ±0,061 |
|
Св. 1,200-1,250 включ. | ±0,064 | Св. 4,500-5,000 включ. | ±0,151 |
|
Св. 1,250-1,300 включ. | ±0,066 | Св. 5,000-5,500 включ. | ±0,155 |
|
Св. 1,300-1,350 включ. | ±0,068 | Св. 5,500-6,000 включ. | ±0,158 |
|
Св. 1,350-1,400 включ. | ±0,070 | Св. 6,000-6,500 включ. | ±0,163 |
|
Св. 1,400-1,450 включ. | ±0,072 | Св. 6,500-7,000 включ. | ±0,166 |
|
Св. 1,450-1,500 включ. | ±0,074 | Св. 7,000-7,500 включ. | ±0,170 |
|
Св. 1,500-2,000 включ. | ±0,092 | Св. 7,500-8,000 включ. | ±0,175 |
|
Св. 2,000-2,500 включ. | ±0,108 | Св. 8,000-8,500 включ. | ±0,180 |
|
Св. 2,500-3,000 включ. | ±0,122 | Св. 8,500-9,000 включ. | ±0,185 |
|
Св. 3,000-3,500 включ. | ±0,133 | Св. 9,000-9,500 включ. | ±0,193 |
|
Св. 3,500-4,000 включ. | ±0,140 | Св. 9,500-10,000 включ. | ±0,200 |
|
Св. 4,000-4,500 включ. | ±0,148 | - | - |
|
Примечание - Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ±2% от массы, указанной в КД.
|
|
Б.5 Предельные отклонения массы сварных деталей из черных и цветных металлов, кг, приведены в таблице Б.5.
Таблица Б.5
|
|
|
|
|
В килограммах | ||||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы | Масса детали по КД | Предельные отклонения массы |
|
Св. 0,002-0,009 включ. | ±0,001 | Св. 0,600-0,650 включ. | ±0,031 |
|
Св. 0,009-0,010 включ. | ±0,002 | Св. 0,650-0,700 включ. | ±0,033 |
|
Св. 0,010-0,020 включ. | ±0,003 | Св. 0,700-0,750 включ. | ±0,035 |
|
Св. 0,020-0,050 включ. | ±0,004 | Св. 0,750-0,800 включ. | ±0,036 |
|
Св. 0,050-0,075 включ. | ±0,005 | Св. 0,800-0,850 включ. | ±0,038 |
|
Св. 0,075-0,100 включ. | ±0,006 | Св. 0,850-0,900 включ. | ±0,039 |
|
Св. 0,100-0,150 включ. | ±0,010 | Св. 0,900-0,950 включ. | ±0,041 |
|
Св. 0,150-0,200 включ. | ±0,013 | Св. 0,950-1,000 включ. | ±0,042 |
|
Св. 0,200-0,250 включ. | ±0,016 | Св. 1,000-1,050 включ. | ±0,044 |
|
Св. 0,250-0,300 включ. | ±0,018 | Св. 1,050-1,100 включ. | ±0,045 |
|
Св. 0,300-0,350 включ. | ±0,020 | Св. 1,100-1,150 включ. | ±0,046 |
|
Св. 0,350-0,400 включ. | ±0,022 | Св. 1,150-1,200 включ. | ±0,048 |
|
Св. 0,400-0,450 включ. | ±0,024 | Св. 1,200-1,250 включ. | ±0,049 |
|
Св. 0,450-0,500 включ. | ±0,026 | Св. 1,250-1,300 включ. | ±0,050 |
|
Св. 0,500-0,550 включ. | ±0,028 | Св. 1,300-1,350 включ. | ±0,051 |
|
Св. 0,550-0,600 включ. | ±0,030 | Св. 1,350-1,400 включ. | ±0,053 |
|
Св. 1,400-1,450 включ. | ±0,054 | Св. 5,500-6,000 включ. | ±0,123 |
|
Св. 1,450-1,500 включ. | ±0,055 | Св. 6,000-6,500 включ. | ±0,126 |
|
Св. 1,500-2,000 включ. | ±0,067 | Св. 6,500-7,000 включ. | ±0,130 |
|
Св. 2,000-2,500 включ. | ±0,078 | Св. 7,000-7,500 включ. | ±0,134 |
|
Св. 2,500-3,000 включ. | ±0,089 | Св. 7,500-8,000 включ. | ±0,136 |
|
Св. 3,000-3,500 включ. | ±0,097 | Св. 8,000-8,500 включ. | ±0,140 |
|
Св. 3,500-4,000 включ. | ±0,104 | Св. 8,500-9,000 включ. | ±0,144 |
|
Св. 4,000-4,500 включ. | ±0,110 | Св. 9,000-9,500 включ. | ±0,148 |
|
Св. 4,500-5,000 включ. | ±0,115 | Св. 9,500-10,000 включ. | ±0,150 |
|
Св. 5,000-5,500 включ. | ±0,120 | - | - |
|
Примечание
1 Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ±1,5% от массы, указанной в КД.
2 Для деталей массой от 1,3 до 4,5 кг предельные отклонения массы составляют ±3% от массы, указанной в КД.
|
|
Б.6 Предельные отклонения массы деталей из литейных, алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, кг, изготовленных из литья с частичной обработкой, приведены в таблице Б.6.
Классам точности литья, указанным в таблице 6, присвоены следующие обозначения:
ЛТ4 - литье в кокиль, в том числе с оболочковыми стержнями, в оболочковые и гипсовые формы;
ЛТ5 - литье в кокиле с песчаными стержнями и в формы из холодно-твердеющих сплавов;
ЛТ6 - литье в сухие и сырые песчаные формы, изготовленные на формовочных машинах, а также вручную с применением подмодельных плит.
Таблица Б.6
|
|
|
|
|
В килограммах | ||||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы для классов точности литья |
| ||
| ЛТ4 | ЛТ5 | ЛТ6 |
|
До 0,010 включ. | ±0,002 | ±0,003 | ±0,004 |
|
Св. 0,010-0,020 включ. | ±0,004 | ±0,005 | ±0,006 |
|
Св. 0,020-0,030 включ. | ±0,006 | ±0,008 | ±0,010 |
|
Св. 0,030-0,050 включ. | ±0,007 | ±0,010 | ±0,012 |
|
Св. 0,050-0,075 включ. | ±0,011 | ±0,015 | ±0,019 |
|
Св. 0,075-0,100 включ. | ±0,014 | ±0,020 | ±0,025 |
|
Св. 0,100-0,150 включ. | ±0,020 | ±0,028 | ±0,035 |
|
Св. 0,100-0,200 включ. | ±0,025 | ±0,036 | ±0,045 |
|
Св. 0,200-0,250 включ. | ±0,031 | ±0,044 | ±0,055 |
|
Св. 0,250-0,300 включ. | ±0,035 | ±0,050 | ±0,062 |
|
Св. 0,300-0,350 включ. | ±0,040 | ±0,057 | ±0,071 |
|
Св. 0,350-0,400 включ. | ±0,044 | ±0,063 | ±0,078 |
|
Св. 0,400-0,450 включ. | ±0,049 | ±0.070 | ±0,087 |
|
Св. 0,450-0,500 включ. | ±0,053 | ±0,075 | ±0,093 |
|
Св. 0,500-0,550 включ. | ±0,056 | ±0,080 | ±0,099 |
|
Св. 0,550-0,600 включ. | ±10,061 | ±0,087 | ±0,108 |
|
Св. 0,600-0,650 включ. | ±0,065 | ±0,093 | ±0,115 |
|
Св. 0,650-0,700 включ. | ±0,069 | ±0,098 | +0,122 |
|
Св. 0,700-0,750 включ. | ±0,072 | ±0,103 | ±0,128 |
|
Св. 0,750-0,800 включ. | ±0,075 | ±0,107 | ±0,133 |
|
Св. 0,800-0,850 включ | ±0,078 | ±0,112 | ±0,139 |
|
Св. 0,850-0,900 включ. | ±0,083 | ±0,118 | ±0,146 |
|
Св. 0,900-0,950 включ. | ±0,087 | ±0,124 | ±0,154 |
|
Св. 0,950-1,000 включ. | ±0,090 | ±0,128 | ±0,159 |
|
Св. 1,000-1,050 включ. | ±0,093 | ±0,132 | ±0,164 |
|
Св. 1,050-1,100 включ. | ±0,097 | ±0,138 | ±0,171 |
|
Св. 1,100-1,150 включ. | ±0,100 | ±0,143 | ±0,177 |
|
Св. 1,150-1,200 включ. | ±0,104 | ±0,148 | ±0,188 |
|
Св. 1,200-1,250 включ. | ±0,108 | ±0,154 | +0,191 |
|
Св. 1,250-1,300 включ. | ±0,112 | ±0,160 | ±0,199 |
|
Св. 1,300-1,350 включ. | ±0,114 | ±0,163 | ±0,202 |
|
Св. 1,350-1,400 включ. | ±0,116 | ±0,166 | ±0,206 |
|
Св. 1,400-1,450 включ. | ±0,119 | ±0,170 | ±0,211 |
|
Св. 1,450-1,500 включ. | ±0,123 | ±0,175 | ±0,217 |
|
Св. 1,500-2,000 включ. | ±0,150 | ±0,214 | ±0,266 |
|
Св. 2,000-2,300 включ. | ±0,172 | ±0,246 | ±0,305 |
|
Св. 2,300-3,000 включ. | ±0,191 | ±0,273 | ±0,339 |
|
Св. 3,000-3,500 включ. | ±0,204 | ±0,292 | ±0,362 |
|
Св. 3,500-4,000 включ. | ±0,218 | ±0,319 | ±0,387 |
|
Св. 4,000-4,500 включ. | ±0,230 | ±0,328 | ±0,407 |
|
Св. 4,500-5,000 включ. | ±0,245 | ±0,350 | ±0,434 |
|
Св. 5,000-5,500 включ. | ±0,251 | ±0,358 | ±0,444 |
|
Св. 5,500-6,000 включ. | ±0,261 | ±0,372 | ±0,461 |
|
Св. 6,000-6,500 включ. | ±0,266 | ±0,380 | ±0,471 |
|
Св. 6,500-7,000 включ. | ±0,273 | ±0,390 | ±0,484 |
|
Св. 7,000-7,500 включ. | ±0,280 | ±0,400 | ±0,496 |
|
Св. 7,500-8,000 включ. | ±0,293 | ±0,418 | ±0,518 |
|
Св. 8,000-8,500 включ. | ±0,303 | ±0,433 | ±0,537 |
|
Св. 8,500-9,000 включ. | ±0,315 | ±0,450 | ±0,558 |
|
Св. 9,000-9,500 включ. | ±0,333 | ±0,475 | ±0,589 |
|
Св. 9,500-10,000 включ. | ±0,350 | ±0,500 | ±0,620 |
|
Примечание - Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для ЛТ4 - ±6%, ЛТ5 - ±8%, ЛТ6 - ±10% от массы, указанной в КД.
|
|
Б.7 Предельные отклонения массы деталей из литейных сталей, кг, изготовленных из отливок с частичной обработкой, включая частичную механическую обработку, приведены в таблице Б.7.
Группам отливок, указанным в таблице Б.7, присвоены следующие условные обозначения:
2 - отливки ответственного назначения;
3 - отливки особо ответственного назначения.
Таблица Б.7
|
|
|
|
|
|
|
| |
В килограммах |
| |||||||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы для групп отливок | Масса детали по КД | Предельные отклонения массы для групп отливок | |||||
| 2 | 3 |
| 2 | 3 | |||
До 0,010 включ. | ±0,002 | ±0,003 | Св. 0,800-0,850 включ. | ±0,072 | ±0,106 | |||
Св. 0,010-0,020 включ. | ±0,004 | ±0,005 | Св. 0,850-0,900 включ. | ±0,077 | ±0,112 | |||
Св. 0,020-0,030 включ. | ±0,006 | ±0,008 | Св. 0,900-0,950 включ. | ±0,081 | ±0,118 | |||
Св. 0,030-0,040 включ. | ±0,007 | ±0,010 | Св. 0,950-1,000 включ. | ±0,084 | ±0,122 | |||
Св. 0,040-0,050 включ. | ±0,008 | ±0,011 | Св. 1,000-1,050 включ. | ±0,087 | ±0,126 | |||
Св. 0,050-0,075 включ. | ±0,010 | ±0,013 | Св. 1,050-1,100 включ. | ±0,091 | ±0,132 | |||
Св. 0,075-0,100 включ. | ±0,012 | ±0,018 | Св. 1,100-1,150 включ. | ±0,094 | ±0,137 | |||
Св. 0,100-0,150 включ. | ±0,017 | ±0,025 | Св. 1,150-1,200 включ. | ±0,098 | ±0,142 | |||
Св. 0,150-0,200 включ. | ±0,022 | ±0,032 | Св. 1,200-1,250 включ. | ±0,102 | ±0,148 | |||
Св. 0,200-0,250 включ. | ±0,027 | ±0,040 | Св. 1,250-1,300 включ. | ±0,106 | ±0,154 | |||
Св. 0,250-0,300 включ. | ±0,031 | ±0,046 | Св. 1,300-1,350 включ. | ±0,108 | ±0,157 | |||
Св. 0,300-0,350 включ. | ±0,036 | ±0,053 | Св. 1,350-1,400 включ. | ±0,110 | ±0,160 | |||
Св. 0,300-0,400 включ. | ±0,040 | ±0,059 | Св. 1,400-1,450 включ. | ±0,112 | ±0,163 | |||
Св. 0,400-0,450 включ. | ±0,045 | ±0,066 | Св. 1,450-1,500 включ. | ±0,115 | ±0,167 | |||
Св. 0,450-0,500 включ. | ±0,049 | ±0,071 | Св. 1,500-2,000 включ. | ±0,140 | ±0,204 | |||
Св. 0,500-0,550 включ. | ±0,051 | ±0,075 | Св. 2,000-2,500 включ. | ±0,162 | ±0,236 | |||
Св. 0,550-0,600 включ. | ±0,056 | ±0,082 | Св. 2,500-3,000 включ. | ±0,181 | ±0,263 | |||
Св. 0,600-0,650 включ. | ±0,060 | ±0,088 | Св. 3,000-3,500 включ. | ±0,194 | ± 0,282 | |||
Св. 0,650-0,700 включ. | ±0,064 | ±0,098 | Св. 3500-4,000 включ. | ±0,208 | ±0,302 | |||
Св. 0,700-0,750 включ. | ±0,067 | ±0,098 | Св. 4,000-4,500 включ. | ±0,220 | ±0,318 | |||
Св. 0,750-0,800 включ. | ±0,070 | ±0,102 | Св. 4,500-5,000 включ. | ±0,235 | ±0,340 | |||
Св. 5,000-5,500 включ. | ±0,241 | ±0,348 | Св. 7,500-8,000 включ. | ±0,283 | ±0,408 | |||
Св. 5,500-6,000 включ. | ±0,251 | ±0,362 | Св. 8,000-8,500 включ. | ±0,293 | ±0,423 | |||
Св. 6,000-6,500 включ. | ±0,256 | ±0,370 | Св. 8,500-9,000 включ. | ±0,305 | ±0,440 | |||
Св. 6,500-7,000 включ. | ±0,263 | ±0,380 | Св. 9,000-9,500 включ. | ±0,323 | ±0,465 | |||
Св. 7,000-7,500 включ. | ±0,270 | ±0,390 | Св. 9,500-10,000 включ. | ±0,340 | ±0,490 | |||
Примечание - Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для 2-й группы - ±5%, 3-й группы - ±6% от массы, указанной в КД.
|
Б.8 Предельные отклонения массы деталей из алюминиевых, магниевых и медных сплавов, кг, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой, приведены в таблице Б.8.
Классам точности штамповок, указанным в таблице Б.8, присвоены следующие условные обозначения:
4 - для штампованных заготовок, изготовляемых обычными методами штамповки с применением в большинстве случаев калибровочных операций;
5 - для штампованных заготовок, изготовляемых обычными методами штамповки с применением в отдельных случаях калибровочных операций;
6 - для штампованных заготовок, изготовляемых обычными методами штамповки.
Таблица Б.8
|
|
|
|
|
В килограммах |
| |||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы для классов точности штамповки | |||
| 4 | 5 | 6 | |
До 0,010 включ. | ±0,003 | ±0,004 | ±0,004 | |
Св. 0,010-0,020 включ. | ±0,003 | ±0,004 | ±0,005 | |
Св. 0,020-0,030 включ. | ±0,003 | ±0,004 | ±0,006 | |
0,040 | ±0,004 | ±0,005 | ±0,007 | |
0,050 | ±0,004 | ±0,005 | ±0,008 | |
0,075 | ±0,005 | ±0,007 | ±0,010 | |
0,100 | ±0,006 | ±0,009 | ±0,012 | |
0,150 | ±0,008 | ±0,011 | ±0,016 | |
0,200 | ±0,009 | ±0,015 | ±0,020 | |
0,250 | ±0,012 | ±0,020 | ±0,025 | |
0,300 | ±0,015 | ±0,021 | ±0,026 | |
0,350 | ±0,017 | ±0,026 | ±0,032 | |
0,400 | ±0,020 | ±0,029 | ±0,035 | |
0,450 | ±0,023 | ±0,031 | ±0,038 | |
0,500 | ±0,025 | ±0,034 | ±0,041 | |
0,550 | ±0,027 | ±0,036 | ±0,044 | |
0,600 | ±0,029 | ±0,038 | ±0,046 | |
0,650 | ±0,031 | ±0,040 | ±0,048 | |
0,700 | ±0,033 | ±0,043 | ±0,051 | |
0,750 | ±0,035 | ±0,044 | ±0,052 | |
0,800 | ±0,037 | ±0,045 | ±0,054 | |
0,850 | ±0,039 | ±0,049 | ±0,058 | |
0,900 | ±0,041 | ±0,051 | ±0,061 | |
0,950 | ±0,043 | ±0,053 | ±0,063 | |
1,000 | ±0,045 | ±0,055 | ±0,065 | |
1,050 | ±0,047 | ±0,059 | ±0,069 | |
1,100 | ±0,049 | ±0,060 | ±0,070 | |
1,150 | ±0,050 | ±0,065 | ±0,075 | |
1,200 | ±0,051 | ±0,066 | ±0,076 | |
1,250 | ±0,053 | ±0,068 | ±0,078 | |
1,300 | ±0,055 | ±0,070 | ±0,080 | |
1,350 | ±0,056 | ±0,075 | ±0,085 | |
1,400 | ±0,058 | ±0,077 | ±0,087 | |
1,450 | ±0,059 | ±0,080 | ±0,090 | |
1,500 | ±0,061 | ±0,083 | ±0,093 | |
2,000 | ±0,072 | ±0,106 | ±0,116 | |
2,500 | ±0,086 | ±0,128 | ±0,138 | |
3,000 | ±0,116 | ±0,146 | ±0,156 | |
3,500 | ±0,116 | ±0,165 | ±0,175 | |
4,000 | ±0,128 | ±0,179 | ±0,189 | |
4,500 | ±0,140 | ±0,196 | ±0,206 | |
5,000 | ±0,152 | ±0,208 | ±0,218 | |
5,500 | ±0,161 | ±0,220 | ±0,230 | |
6,000 | ±0,170 | ±0,232 | ±0,242 | |
6,500 | ±0,182 | ±0,242 | ±0,252 | |
7,000 | ±0,195 | ±0,251 | ±0,261 | |
7,500 | ±0,203 | ±0,263 | ±0,273 | |
8,000 | ±0,214 | ±0,272 | ±0,282 | |
8,500 | ±0,224 | ±0,284 | ±0,294 | |
9,000 | ±0,234 | ±0,294 | ±0,304 | |
9,500 | ±0,240 | ±0,306 | ±0,316 | |
10,000 | ±0,246 | ±0,316 | ±0,320 | |
Примечание - Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для 4-го класса - ±3%, 5-го класса - ±4%, 6-го класса - ±5% от массы, указанной в КД.
|
Б.9 Предельные отклонения массы деталей из сталей и титановых сплавов, кг, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой, приведены в таблице Б.9.
Классам точности штамповок, указанным в таблице Б.9, присвоены условные обозначения, приведенные в таблице Б.8.
Таблица Б.9
|
|
|
|
В килограммах | |||
Масса детали по КД | Предельные отклонения массы для классов точности штамповки | ||
| 4 | 5 | 6 |
0,010 | ±0,003 | ±0,004 | ±0,005 |
0,020 | ±0,003 | ±0,005 | ±0,006 |
0,030 | ±0,004 | ±0,006 | ±0,007 |
0,040 | ±0,005 | ±0,007 | ±0,008 |
0,050 | ±0,007 | ±0,008 | ±0,009 |
0,075 | ±0,009 | ±0,009 | ±0,011 |
0,100 | ±0,010 | ±0,010 | ±0,014 |
0,150 | ±0,016 | ±0,016 | ±0,019 |
0,200 | ±0,018 | ±0,018 | ±0,024 |
0,250 | ±0,022 | ±0,024 | ±0,030 |
0,300 | ±0,026 | ±0,027 | ±0,032 |
0,350 | ±0,028 | ±0,030 | ±0,038 |
0,400 | ±0,031 | ±0,034 | ±0,042 |
0,450 | ±0,032 | ±0,036 | ±0,046 |
0,550 | ±0,033 | ±0,042 | ±0,053 |
0,600 | ±0,037 | ±0,045 | ±0,055 |
0,650 | ±0,039 | ±0,047 | ±0,058 |
0,700 | ±0,041 | ±0,049 | ±0,062 |
0,750 | ±0,042 | ±0,052 | ±0,062 |
0,800 | ±0,044 | ±0,054 | ±0,065 |
0,850 | ±0,046 | ±0,056 | ±0,070 |
0,900 | ±0,048 | ±0,058 | ±0,073 |
0,950 | ±0,051 | ±0,061 | ±0,076 |
1,000 | ±0,054 | ±0,064 | ±0,078 |
1,050 | ±0,055 | ±0,065 | ±0,082 |
1,100 | ±0,059 | ±0,069 | ±0,085 |
1,150 | ±0,061 | ±0,070 | ±0,090 |
1,200 | ±0,063 | ±0,073 | ±0,091 |
1,250 | ±0,064 | ±0,074 | ±0,094 |
1,300 | ±0,067 | ±0,077 | ±0,098 |
1,350 | ±0,068 | ±0,078 | ±0,102 |
1,400 | ±0,070 | ±0,080 | ±0,105 |
1,450 | ±0,073 | ±0,083 | ±0,108 |
1,500 | ±0,076 | ±0,086 | ±0,111 |
2,000 | ±0,094 | ±0,104 | ±0,139 |
2,500 | ±0,115 | ±0,125 | ±0,166 |
3,000 | ±0,131 | ±0,141 | ±0,187 |
3,500 | ±0,151 | ±0,161 | ±0,210 |
4,000 | ±0,169 | ±0,179 | ±0,227 |
4,500 | ±0,182 | ±0,192 | ±0,248 |
5,000 | ±0,198 | ±0,208 | ±0,262 |
5,500 | ±0,208 | ±0,218 | ±0,275 |
6,000 | ±0,224 | ±0,234 | ±0,291 |
6,500 | ±0,240 | ±0,250 | ±0,302 |
7,000 | ±0,252 | ±0,262 | ±0,313 |
7,500 | ±0,263 | ±0,273 | ±0,328 |
8,000 | ±0,276 | ±0,286 | ±0,340 |
8,500 | ±0,291 | ±0,302 | ±0,353 |
9,000 | ±0,300 | ±0,312 | ±0,365 |
9,500 | ±0,312 | ±0,323 | ±0,386 |
10,000 | ±0,316 | ±0,328 | ±0,392 |
Примечание - Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для 4-го класса - ±4%, 5-го класса - ±5%, 6-го класса - ±6% от массы, указанной в КД.
|
Б.10 Предельные отклонения массы деталей из цветных сплавов, кг, изготовляемых методом размерного травления (химического фрезерования), в зависимости от суммарных площадей обрабатываемых поверхностей и предельных отклонений толщины размерного травления, указанных в КД, приведены в таблице Б.10.
Таблица Б.10
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная площадь обрабатываемых поверхностей, см | Предельные отклонения массы детали, кг (в зависимости от предельных отклонений толщины размерного травления, мм) | |||||
| ±0,05 | ±0,10 | ±0,13 | ±0,15 | ±0,20 | ±0,25 |
200 | ±0,002 | ±0,004 | ±0,005 | ±0,006 | ±0,008 | ±0,012 |
400 | ±0,004 | ±0,008 | ±0,010 | ±0,012 | ±0,016 | ±0,021 |
600 | ±0,006 | ±0,012 | ±0,015 | ±0,018 | ±0,024 | ±0,030 |
800 | ±0,008 | ±0,016 | ±0,020 | ±0,024 | ±0,032 | ±0,040 |
1000 | ±0,010 | ±0,020 | ±0,025 | ±0,030 | ±0,040 | ±0,050 |
1200 | ±0,013 | ±0,025 | ±0,032 | ±0,038 | ±0,050 | ±0,063 |
1400 | ±0,015 | ±0,029 | ±0,036 | ±0,044 | ±0,058 | ±0,073 |
1600 | ±0,017 | ±0,033 | ±0,042 | ±0,050 | ±0,066 | ±0,083 |
1800 | ±0,018 | ±0,037 | ±0,047 | ±0,056 | ±0,074 | ±0,093 |
2000 | ±0,021 | ±0,041 | ±0,053 | ±0,062 | ±0,082 | ±0,103 |
2500 | ±0,026 | ±0,051 | ±0,065 | ±0,077 | ±0,102 | ±0,128 |
3000 | ±0,031 | ±0,062 | ±0,078 | ±0,093 | ±0,124 | ±0,155 |
3500 | ±0,036 | ±0,072 | ±0,091 | ±0,108 | ±0,144 | ±1,180 |
4000 | ±0,042 | ±0,038 | ±0,105 | ±0,125 | ±0,166 | ±0,208 |
5000 | ±0,051 | ±0,103 | ±0,130 | ±0,155 | ±0,206 | ±0,258 |
6000 | ±0,062 | ±0,124 | ±0,157 | ±0,186 | ±0,248 | ±0,310 |
6000 | ±0,062 | ±0,124 | ±0,157 | ±0,186 | ±0,248 | ±0,310 |
7000 | ±0,072 | ±0,144 | ±0,182 | ±0,216 | ±0,288 | ±0,360 |
8000 | - | ±0,165 | ±0,208 | ±0,248 | ±0,330 | ±0,413 |
10000 | - | ±0,206 | ±0,260 | ±0,309 | ±0,412 | ±0,515 |
15000 | - | ±0,309 | ±0,388 | ±0,464 | ±0,618 | ±0,733 |
20000 | - | ±0,412 | ±0,518 | ±0,618 | ±0,824 | ±1,030 |
25000 | - | ±0,515 | ±0,646 | ±0,733 | ±1,030 | ±1,288 |
50000 | - | ±1,031 | ±1,290 | ±1,547 | ±2,062 | ±2,578 |
75000 | - | ±1,546 | ±1,935 | ±2,319 | ±3,092 | ±3,919 |
100000 | - | ±2,062 | ±2,580 | ±3,093 | ±4,124 | ±5,155 |
Б.11 Предельные отклонения массы деталей типа "панель" из цветных сплавов, кг, изготовляемых методом программного фрезерования, в зависимости от площади детали приведены в таблице Б.11.
Таблица Б.11
|
|
|
|
Площадь детали, см | Предельные отклонения массы, кг | Площадь детали, см | Предельные отклонения массы, кг |
400 | ±0,029 | 1000 | ±0,073 |
600 | ±0,044 | 1500 | ±0,110 |
800 | ±0,059 | 2000 | ±0,146 |
2500 | ±0,183 | 8500 | ±0,620 |
3000 | ±0,219 | 9000 | ±0,650 |
3500 | ±0,256 | 9500 | ±0,694 |
4000 | ±0,292 | 10000 | ±0,730 |
4500 | ±0,329 | 11000 | ±0,790 |
5000 | ±0,365 | 12000 | ±0,850 |
5500 | ±0,400 | 15000 | ±0,920 |
6000 | ±0,436 | 18000 | ±1,050 |
6500 | ±0,475 | 20000 | ±1,170 |
30000 | ±1,750 | 22000 | ±1,280 |
33000 | ±1,900 | 25000 | ±1,450 |
35000 | ±2,000 | 28000 | ±1,630 |
38000 | ±2,180 | 43000 | ±2,440 |
40000 | ±2,300 | 45000 | ±2,540 |
7000 | ±0,510 | 50000 | ±2,830 |
7500 | ±0,546 | 55000 | ±3,100 |
8000 | ±0,584 | 60000 | ±3,400 |
Примечание - Для деталей, изготовляемых из других материалов, предельные отклонения, указанные в данной таблице, должны быть умножены на коэффициент:
- 2,7 для стали;
- 1,6 для титановых сплавов.
|
Приложение В
(обязательное)
Предельные отклонения массы деталей, изготовляемых из труб
В.1 Для деталей из алюминиевых сплавов и стали, изготовляемых из труб без последующей обработки, предельные отклонения массы устанавливают в зависимости от толщины стенки трубы:
- для труб из алюминиевых сплавов при толщине стенки от 0,5 до 2,0 мм - ±10% от массы, указанной в КД, при толщине стенки от 3,0 до 5,0 мм - ±8%;
- труб из сталей при толщине стенки не более 1,0 мм - ±5% от массы, указанной в КД, при толщине стенки свыше 1,0 мм - ±12%.
В.2 Для труб, изготовляемых из листовой стали и листов титана и титановых сплавов, предельные отклонения массы устанавливают в зависимости от толщины листа:
- для толщины листа не более 1,0 мм - ±10% от массы, указанной в КД;
- толщины листа свыше 1,0 мм - ±8%.
Приложение Г
(обязательное)
Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов и сотовых конструкций, баллонов высокого давления, электрожгутов, панелей и щитков приборных досок, сборочных единиц и покупных изделий
Г.1 Предельные отклонения массы деталей, кг, из неметаллических материалов приведены в таблице Г.1.
Таблица Г.1
|
|
Материал | Предельные отклонения массы деталей, % от массы, указанной в КД |
Текстиль | ±5 |
Фанера | ±8 |
Резина, стеклоткань, пресспорошок, стеклотекстолит и др. | ±10 |
ПКМ для панелей и их крепежа | ±10 |
Г.2 Предельные отклонения массы деталей, изготовляемых из сотовых конструкций, массой более 0,200 кг составляют ±3% от массы, указанной в КД.
Г.3 Предельные отклонения массы баллонов высокого давления массой более 0,200 кг составляют ±3% от массы, указанной в КД.
Г.4 Предельные отклонения массы электрожгутов составляют ±7% от массы, указанной в КД.
Г.5 Предельные отклонения массы панелей и щитков приборных досок составляют ±6% от массы, указанной в КД.
Г.6 Предельные отклонения массы сборочных единиц и покупных изделий приведены в таблице Г.2.
Таблица Г.2
|
|
Масса сборочной единицы по КД или покупного изделия по паспорту, кг | Предельные отклонения массы, % от массы, указанной в КД |
Св. 0,200 до 3,000 включ. | ±5 |
Св. 3,000 до 50,000 включ. | ±3 |
Св. 50,000 | ±2 |
Библиография
|
|
[1] | Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (ФАП 21), утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 17 июня 2019 г. N 184
|
[2] | Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" |
|
|
|
УДК 629.01/.08:629.735:006.354 |
| ОКС 49.020 |
| ||
Ключевые слова: авиационная техника, контроль массы, серийное производство, требования, основные положения |