ГОСТ 17106-90
Группа Д14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ
Понятия, состав и контроль массы
Aircraft gas-turbine engines.
Concepts, composition and mass control
ОКСТУ 7530
Срок действия с 01.07.91
до 01.07.2001*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95
Межгосударственного Совета по стандартизации,
метрологии и сертификации (ИУС N 11, 1995 год). -
.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Ю.А.Горбанев, 3.А.Приорова, В.П.Пономарев
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.04.90 N 1067
3. Срок проверки - 1996 г.
4. ВЗАМЕН ГОСТ 17106-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 23851-79 | Вводная часть |
Настоящий стандарт распространяется на все виды авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и устанавливает основные понятия, состав и требования к контролю массы авиационных ГТД.
Виды авиационных ГТД - по ГОСТ 23851.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. На всех стадиях жизненного цикла авиационного ГТД необходимо руководствоваться следующими понятиями его массы:
1) сухая масса ();
2) масса двигателя в реальной компоновке ();
3) поставочная масса ().
Значения сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке задаются в тактико-техническом или техническом задании (ТТЗ или ТЗ) на его разработку.
Масса двигателя в реальной компоновке является основным (базовым) значением для расчета (формирования) поставочной массы.
1.2. При контроле массы двигателя необходимо руководствоваться следующими пояснениями:
1) сухая масса - масса двигателя без деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для его установки и эксплуатации на борту летательного аппарата (ЛА), для улучшения характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей;
2) масса двигателя в реальной компоновке - масса двигателя, соответствующая всем требованиям ТТЗ (ТЗ) на его разработку, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА;
3) поставочная масса - масса двигателя в реальной компоновке, укомплектованного деталями, сборочными единицами и агрегатами, предусмотренными в технических условиях (ТУ) на ГТД.
1.3. Определяющими принципами для включения массы деталей, сборочных единиц и агрегатов в массу двигателя являются:
1) в сухую массу - обеспечение работоспособности двигателя;
2) в массу двигателя в реальной компоновке - требования ТТЗ (ТВ).
1.4. Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, приведен в разд.2.
1.5. Масса упаковочной тары с элементами крепления и консервации двигателя в контейнере, масса формуляра и сопроводительной документации, прикладываемых к двигателю, не включаются в его поставочную массу.
1.6. Значения сухой, поставочной массы и массы двигателя в реальной компоновке указывают в основных документах на двигатель, как указано ниже:
1) сухая масса двигателя, равная 1395 кг, - масса сухая двигателя 1395 кг по ГОСТ 17106;
2) поставочная масса двигателя, равная 2100 кг, - масса поставочная двигателя 2100 кг по ГОСТ 17106;
3) масса двигателя в реальной компоновке, равная 1731 кг, масса двигателя в реальной компоновке 1731 кг по ГОСТ 17106.
2. СОСТАВ МАССЫ
2.1. Перечень основных сборочных единиц и рабочих жидкостей, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, представлен в таблице.
Наименование | Масса в составе двигателя, % | Дополнительные сведения | |
Сухая | В реальной компоновке | ||
УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЯ
| |||
1. Вентилятор с элементами его механизации | 100 | 100 | |
2. Компрессор с опорами | 100 | 100 | |
3. Механизация компрессора: кинематическая система управления поворотными лопатками направляющих аппаратов, клапаны и ленты перепуска воздуха | 100 | 100 | |
4. Встроенное пылезащитное устройство (ПЗУ) | Только детали, составляющие конструкцию компрессора | 100 | |
5. Камера сгорания с пусковыми воспламенителями | 100 | 100 | |
6. Турбина с опорами | 100 | 100 | |
7. Форсажная камера | 100 | 100 | |
8. Камера смешения ТРДД | 100 | 100 | |
9. Смеситель камеры смешения 10. Реактивное сопло: | 100 | 100 | |
1) осесимметричное круглое | 100 | 100 | |
2) произвольной формы | 100 | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы сопла; |
3) внешние створки, упругие элементы | - | 100 | |
11. Корпус наружного контура ТРДД | 100* | 100 | * - без обтекателя газогенератора, необходимого для формирования потока воздуха на борту ЛА и ТРДД с коротким каналом наружного контура |
12. Выхлопная удлинительная труба (патрубок, насадок), кожухи, дефлекторы | - | 100 | |
13. Реверс тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями | - | 100 | |
14. Устройство поворота вектора тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями | - | 100 | |
15. Коробка приводов агрегатов, устанавливаемая на двигатель с ведущей шестерней и рессорой центрального привода | 100 | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы коробки приводов; |
16. Редуктор ТВД, ТВВД, ТВЛД | 100 | 100 | |
17. Переходник стыковки двигателя с воздухозаборником ЛА | - | 100 | |
18. Агрегаты топливопитания и автоматического управления двигателя: основной насос (насос-регулятор), дополнительный подкачивающий насос, форсажный насос; гидравлические, воздушные, электрические и электронные регуляторы; ограничители режимов работы двигателя в комплекте с приводами, трубопроводами, электропроводкой и приемниками первичной информации | 100 | 100 | |
19. Топливные коллекторы с рабочими форсунками основной и форсажной камер сгорания | 100 | 100 | |
20. Трубопроводы, топливные фильтры в магистрали от подкачивающего насоса до коллекторов основной и форсажной камер 21. Кинематическая система управления двигателем: | 100 | 100 | |
1) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления расходом топлива, механизацией вентилятора, компрессора, турбины и реактивного сопла в системе "насос-регулятор-двигатель" | 100 | 100 | |
2) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления шагом воздушного винта и винтовентилятора | - | 100 | |
22. Единые электронные блоки управления двигателем и ЛА | 100 | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы блоков управления; |
23. Электрическая проводка от единого электронного блока управления двигателем и ЛА до исполнительного механизма на двигателе | 100 | 100 | |
24. Масляный бак | 50 | 100 | |
25. Элементы контроля заправки и наличия масла в баке | - | 100 | |
26. Маслоагрегат или нагнетающий, подкачивающий и откачивающий масляные насосы | 100 | 100 | |
27. Воздухоотделитель (центробежный суфлер, сепаратор) с воздухоотводящим трубопроводом | 100 | 100 | |
28. Топливомасляный (воздушномасляный) теплообменник | 100 | 100 | |
29. Фильтры маслосистемы | 100 | 100 | |
30. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей двигателя и редуктора | 100 | 100 | |
31. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей в системе управления шагом воздушного винта, винтовентилятора и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА | - | 100 | |
32. Пусковое устройство: электростартер, воздушный турбостартер, гидростартер, твердотопливный турбостартер | 100 | 100 | |
33. Стартер-генератор, турбокомпрессорный стартер-энергоузел | 100 | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы стартера-генератора; |
34. Электрическая (электронная) панель автоматического запуска | 100 | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы панели автоматического запуска; |
35. Электрические (электронные), гидравлические и воздушные агрегаты системы запуска, установленные на двигателе | 100 | 100 | |
36. Топливные трубопроводы, коллекторы и пусковые форсунки основной и форсажной камер | 100 | 100 | |
37. Агрегаты зажигания с элементами систем, обеспечивающими розжиг топливно-воздушной смеси в основной и форсажной камерах сгорания | 100 | 100 | |
38. Коллекторы | 100 | 100 | |
39. Электрическая проводка системы | 100 | 100 | |
40. Элементы конструкции, обеспечивающие работу пылезащитного устройства (ПЗУ) - отбор воздуха на ПЗУ | - | 100 | |
41. Элементы конструкции, обеспечивающие работу противообледенительной системы (ПОС) двигателя - отбор воздуха на ПОС | 100 | 100 | |
42. Элементы конструкции, связанные с отбором воздуха в обеспечение устойчивой работы двигателя (дополнительно к клапанам или лентам перепуска в системе механизации компрессора) | 100 | 100 | |
43. Элементы системы кондиционирования (СКВ) кабин ЛА - отбор воздуха на СКВ | - | Только неразъемные узлы конструкции корпусов двигателя | |
44. Элементы конструкции, объединяющие отбор воздуха на нужды двигателя и ЛА | 100 | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы элементов конструкции отбора воздуха; |
45. Элементы системы отбора, установленные на двигателе и обеспечивающие работу систем ЛА | - | 100 | |
46. Элементы конструкции системы отбора воздуха на запуск соседнего двигателя: электрические, гидравлические, воздушные краны (заслонки) и клапаны, устанавливаемые на двигатель | - | 100 | |
47. Дренажные клапаны (блоки дренажных клапанов) в системе автоматического регулирования двигателя - внутренняя система | 100 | 100 | |
48. Бачки, краны, агрегаты возврата или утилизации дренированного топлива, трубопроводы и арматура дренажной системы двигателя - внешняя система | 100 | 100 | |
49. Элементы системы, составляющие конструкцию компрессора | 100 | 100 | |
50. Элементы системы автоматического и ручного управления обогревом воздухозаборника и ПЗУ, устанавливаемые на двигатель, включая трубопроводы и электроразводку | - | 100 | |
51. Система защиты двигателя от помпажа | 100 | 100 | |
52. Система восстановления режима работы двигателя | 100 | 100 | |
53. Элементы конструкции двигателя, предназначенные для снижения теплового (ИК) излучения | - | 100 | |
54. Система шумоглушения | Только силовые элементы конструкции двигателя | 100 | |
55. Система снижения уровня радиозаметности двигателя | - | 100 | |
56. Система форсирования двигателя впрыском жидкости | - | 100 | |
57. Несъемные узлы крепления двигателя к узлам подвески ЛА | 100 | 100 | |
58. Специальные элементы подвески двигателя, обусловленные установкой его на различные типы ЛА | - | 100 | |
59. Технологические детали, установленные на двигатель для выполнения монтажных и демонтажных работ на ЛА | - | 100 | |
60. Механические (статические и динамические), электрические и электронные преобразователи (датчики), установленные на двигателе в системах управления и диагностирования (контроля параметров), включая трубопроводы и электроразводку | 100* | 100 | * - за исключением датчиков и элементов системы контроля параметров, установленных по требованию разработчика ЛА |
61. Масла и другие жидкости в замкнутых системах двигателя | - | 100 | , где - коэффициент пропорционального распределения массы рабочих жидкостей; |
62. Масса двигателя, необходимая для усиления отдельных его деталей, в связи с установкой агрегатов, обслуживающих ЛА | - | 100 |
Примечания:
1. Коэффициенты - , , , , , и распределение массы по пп.54 и 62 подтверждаются расчетом.
2. При отсутствии в перечне какого-либо элемента конструкции конкретного двигателя включение его массы в сухую массу или массу двигателя в реальной компоновке должно осуществляться в соответствии с разд.1
3. Втулки и лопасти воздушного винта (винтовентилятора) с элементами их крепления на выводном валу ТВД (ТВВД) в сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке не включаются.
2.2. Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, устанавливаемых на двигатель и предназначенных для обслуживания ЛА, устанавливается в ТУ на ГТД.
2.3. Спецификация сухой массы и массы разрабатываемого двигателя реальной компоновки должны соответствовать требованиям разд.1 и п.2.1.
3. КОНТРОЛЬ МАССЫ
3.1. Все двигатели серийного производства подлежат взвешиванию с определением поставочной массы и с записью в формуляр полученного ее значения.
3.2. Сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке следует оценивать не менее чем на трех двигателях опытного производства, на первых пяти двигателях каждого завода-изготовителя, на первых трех двигателях каждой серии (модификации) и не менее чем на одном двигателе в квартал при дальнейшем производстве и ремонте.
Полученные значения масс указывают в документах на двигатель.
3.3. Оценку сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке осуществляют на соответствие значениям, заданным в ТТЗ (ТЗ) на разработку двигателя.
3.4. Поставочную массу двигателя () в килограммах определяют из соотношения
,
где - масса двигателя в реальной компоновке;
- масса деталей, сборочных единиц и агрегатов, установленных на двигатель в соответствии с ТУ на ГТД, кг.
3.5. Контроль поставочной массы осуществляют по технологической инструкции, разработанной изготовителем и согласованной с разработчиком и заказчиком двигателя.
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1990