agosty.ru49. АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА49.050. Авиационно-космические двигатели и силовые установки

ГОСТ 17106-90 Двигатели газотурбинные авиационные. Понятия, состав и контроль массы

Обозначение:
ГОСТ 17106-90
Наименование:
Двигатели газотурбинные авиационные. Понятия, состав и контроль массы
Статус:
Действует
Дата введения:
06.30.1991
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
49.050

Текст ГОСТ 17106-90 Двигатели газотурбинные авиационные. Понятия, состав и контроль массы


ГОСТ 17106-90

Группа Д14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ

Понятия, состав и контроль массы

Aircraft gas-turbine engines.
Concepts, composition and mass control

ОКСТУ 7530

Срок действия с 01.07.91
до 01.07.2001*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95
Межгосударственного Совета по стандартизации,
метрологии и сертификации (ИУС N 11, 1995 год). -
.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Ю.А.Горбанев, 3.А.Приорова, В.П.Пономарев

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.04.90 N 1067

3. Срок проверки - 1996 г.

4. ВЗАМЕН ГОСТ 17106-79

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 23851-79

Вводная часть

Настоящий стандарт распространяется на все виды авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и устанавливает основные понятия, состав и требования к контролю массы авиационных ГТД.

Виды авиационных ГТД - по ГОСТ 23851.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. На всех стадиях жизненного цикла авиационного ГТД необходимо руководствоваться следующими понятиями его массы:

1) сухая масса ();

2) масса двигателя в реальной компоновке ();

3) поставочная масса ().

Значения сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке задаются в тактико-техническом или техническом задании (ТТЗ или ТЗ) на его разработку.

Масса двигателя в реальной компоновке является основным (базовым) значением для расчета (формирования) поставочной массы.

1.2. При контроле массы двигателя необходимо руководствоваться следующими пояснениями:

1) сухая масса - масса двигателя без деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для его установки и эксплуатации на борту летательного аппарата (ЛА), для улучшения характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей;

2) масса двигателя в реальной компоновке - масса двигателя, соответствующая всем требованиям ТТЗ (ТЗ) на его разработку, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА;

3) поставочная масса - масса двигателя в реальной компоновке, укомплектованного деталями, сборочными единицами и агрегатами, предусмотренными в технических условиях (ТУ) на ГТД.

1.3. Определяющими принципами для включения массы деталей, сборочных единиц и агрегатов в массу двигателя являются:

1) в сухую массу - обеспечение работоспособности двигателя;

2) в массу двигателя в реальной компоновке - требования ТТЗ (ТВ).

1.4. Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, приведен в разд.2.

1.5. Масса упаковочной тары с элементами крепления и консервации двигателя в контейнере, масса формуляра и сопроводительной документации, прикладываемых к двигателю, не включаются в его поставочную массу.

1.6. Значения сухой, поставочной массы и массы двигателя в реальной компоновке указывают в основных документах на двигатель, как указано ниже:

1) сухая масса двигателя, равная 1395 кг, - масса сухая двигателя 1395 кг по ГОСТ 17106;

2) поставочная масса двигателя, равная 2100 кг, - масса поставочная двигателя 2100 кг по ГОСТ 17106;

3) масса двигателя в реальной компоновке, равная 1731 кг, масса двигателя в реальной компоновке 1731 кг по ГОСТ 17106.

2. СОСТАВ МАССЫ

2.1. Перечень основных сборочных единиц и рабочих жидкостей, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке, представлен в таблице.

Наименование

Масса в составе двигателя, %

Дополнительные сведения

Сухая

В реальной компоновке

УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЯ

1. Вентилятор с элементами его механизации

100

100

2. Компрессор с опорами

100

100

3. Механизация компрессора: кинематическая система управления поворотными лопатками направляющих аппаратов, клапаны и ленты перепуска воздуха

100

100

4. Встроенное пылезащитное устройство (ПЗУ)

Только детали, составляющие конструкцию компрессора

100

5. Камера сгорания с пусковыми воспламенителями

100

100

6. Турбина с опорами

100

100

7. Форсажная камера

100

100

8. Камера смешения ТРДД

100

100

9. Смеситель камеры смешения

10. Реактивное сопло:

100

100

1) осесимметричное круглое

100

100

2) произвольной формы

100

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы сопла;

- масса осесимметричного круглого сопла, кг;

- масса сопла произвольной формы

3) внешние створки, упругие элементы

-

100

11. Корпус наружного контура ТРДД

100*

100

* - без обтекателя газогенератора, необходимого для формирования потока воздуха на борту ЛА и ТРДД с коротким каналом наружного контура

12. Выхлопная удлинительная труба (патрубок, насадок), кожухи, дефлекторы

-

100

13. Реверс тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями

-

100

14. Устройство поворота вектора тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями

-

100

15. Коробка приводов агрегатов, устанавливаемая на двигатель с ведущей шестерней и рессорой центрального привода

100

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы коробки приводов;

- крутящий момент, передаваемый на агрегаты, обслуживающие двигатель, кгс·см;

- суммарное значение крутящего момента коробки приводов, кгс·см

16. Редуктор ТВД, ТВВД, ТВЛД

100

100

17. Переходник стыковки двигателя с воздухозаборником ЛА

СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ

Система топливопитания, управления и автоматического регулирования

-

100

18. Агрегаты топливопитания и автоматического управления двигателя: основной насос (насос-регулятор), дополнительный подкачивающий насос, форсажный насос; гидравлические, воздушные, электрические и электронные регуляторы; ограничители режимов работы двигателя в комплекте с приводами, трубопроводами, электропроводкой и приемниками первичной информации

100

100

19. Топливные коллекторы с рабочими форсунками основной и форсажной камер сгорания

100

100

20. Трубопроводы, топливные фильтры в магистрали от подкачивающего насоса до коллекторов основной и форсажной камер

21. Кинематическая система управления двигателем:

100

100

1) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления расходом топлива, механизацией вентилятора, компрессора, турбины и реактивного сопла в системе "насос-регулятор-двигатель"

100

100

2) электрические и гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления шагом воздушного винта и винтовентилятора

-

100

22. Единые электронные блоки управления двигателем и ЛА

100

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы блоков управления;

- количество функций, заведенных в блок для управления двигателем;

- общее количество функций блока

23. Электрическая проводка от единого электронного блока управления двигателем и ЛА до исполнительного механизма на двигателе

Масляная система и система суфлирования

100

100

24. Масляный бак

50

100

25. Элементы контроля заправки и наличия масла в баке

-

100

26. Маслоагрегат или нагнетающий, подкачивающий и откачивающий масляные насосы

100

100

27. Воздухоотделитель (центробежный суфлер, сепаратор) с воздухоотводящим трубопроводом

100

100

28. Топливомасляный (воздушномасляный) теплообменник

100

100

29. Фильтры маслосистемы

100

100

30. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей двигателя и редуктора

100

100

31. Трубопроводы нагнетания, откачки и подпитки масляных полостей в системе управления шагом воздушного винта, винтовентилятора и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА

Пусковая система

-

100

32. Пусковое устройство: электростартер, воздушный турбостартер, гидростартер, твердотопливный турбостартер

100

100

33. Стартер-генератор, турбокомпрессорный стартер-энергоузел

100

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы стартера-генератора;

- мощность, необходимая для запуска двигателя, кВт;

- мощность генератора, кВт

34. Электрическая (электронная) панель автоматического запуска

100

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы панели автоматического запуска;

- количество функций, заведенных в панель управления двигателем;

- общее количество функций, выполняемых панелью

35. Электрические (электронные), гидравлические и воздушные агрегаты системы запуска, установленные на двигателе

100

100

36. Топливные трубопроводы, коллекторы и пусковые форсунки основной и форсажной камер

Система зажигания

100

100

37. Агрегаты зажигания с элементами систем, обеспечивающими розжиг топливно-воздушной смеси в основной и форсажной камерах сгорания

100

100

38. Коллекторы

100

100

39. Электрическая проводка системы

Система отбора воздуха

100

100

40. Элементы конструкции, обеспечивающие работу пылезащитного устройства (ПЗУ) - отбор воздуха на ПЗУ

-

100

41. Элементы конструкции, обеспечивающие работу противообледенительной системы (ПОС) двигателя - отбор воздуха на ПОС

100

100

42. Элементы конструкции, связанные с отбором воздуха в обеспечение устойчивой работы двигателя (дополнительно к клапанам или лентам перепуска в системе механизации компрессора)

100

100

43. Элементы системы кондиционирования (СКВ) кабин ЛА - отбор воздуха на СКВ

-

Только неразъемные узлы конструкции корпусов двигателя

44. Элементы конструкции, объединяющие отбор воздуха на нужды двигателя и ЛА

100

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы элементов конструкции отбора воздуха;

- расход воздуха на нужды двигателя, кг/с;

- суммарный расход воздуха через элемент конструкции на нужды двигателя и ЛА, кг/с

45. Элементы системы отбора, установленные на двигателе и обеспечивающие работу систем ЛА

-

100

46. Элементы конструкции системы отбора воздуха на запуск соседнего двигателя: электрические, гидравлические, воздушные краны (заслонки) и клапаны, устанавливаемые на двигатель

Дренажная система

-

100

47. Дренажные клапаны (блоки дренажных клапанов) в системе автоматического регулирования двигателя - внутренняя система

100

100

48. Бачки, краны, агрегаты возврата или утилизации дренированного топлива, трубопроводы и арматура дренажной системы двигателя - внешняя система

Противообледенительная система

100

100

49. Элементы системы, составляющие конструкцию компрессора

100

100

50. Элементы системы автоматического и ручного управления обогревом воздухозаборника и ПЗУ, устанавливаемые на двигатель, включая трубопроводы и электроразводку

СИСТЕМЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ДИАПАЗОН ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

-

100

51. Система защиты двигателя от помпажа

100

100

52. Система восстановления режима работы двигателя

100

100

53. Элементы конструкции двигателя, предназначенные для снижения теплового (ИК) излучения

-

100

54. Система шумоглушения

Только силовые элементы конструкции двигателя

100

55. Система снижения уровня радиозаметности двигателя

-

100

56. Система форсирования двигателя впрыском жидкости

УЗЛЫ ПОДВЕСКИ ДВИГАТЕЛЯ

-

100

57. Несъемные узлы крепления двигателя к узлам подвески ЛА

100

100

58. Специальные элементы подвески двигателя, обусловленные установкой его на различные типы ЛА

-

100

59. Технологические детали, установленные на двигатель для выполнения монтажных и демонтажных работ на ЛА

ПОКУПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ И ДР.

-

100

60. Механические (статические и динамические), электрические и электронные преобразователи (датчики), установленные на двигателе в системах управления и диагностирования (контроля параметров), включая трубопроводы и электроразводку

100*

100

* - за исключением датчиков и элементов системы контроля параметров, установленных по требованию разработчика ЛА

61. Масла и другие жидкости в замкнутых системах двигателя

-

100

,

где - коэффициент пропорционального распределения массы рабочих жидкостей;

- масса рабочих жидкостей при номинальной заправке систем, кг;

- масса слитых жидкостей перед упаковкой двигателя для поставки, кг

62. Масса двигателя, необходимая для усиления отдельных его деталей, в связи с установкой агрегатов, обслуживающих ЛА

-

100

Примечания:

1. Коэффициенты - , , , , , и распределение массы по пп.54 и 62 подтверждаются расчетом.

2. При отсутствии в перечне какого-либо элемента конструкции конкретного двигателя включение его массы в сухую массу или массу двигателя в реальной компоновке должно осуществляться в соответствии с разд.1

3. Втулки и лопасти воздушного винта (винтовентилятора) с элементами их крепления на выводном валу ТВД (ТВВД) в сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке не включаются.

2.2. Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, устанавливаемых на двигатель и предназначенных для обслуживания ЛА, устанавливается в ТУ на ГТД.

2.3. Спецификация сухой массы и массы разрабатываемого двигателя реальной компоновки должны соответствовать требованиям разд.1 и п.2.1.

3. КОНТРОЛЬ МАССЫ

3.1. Все двигатели серийного производства подлежат взвешиванию с определением поставочной массы и с записью в формуляр полученного ее значения.

3.2. Сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке следует оценивать не менее чем на трех двигателях опытного производства, на первых пяти двигателях каждого завода-изготовителя, на первых трех двигателях каждой серии (модификации) и не менее чем на одном двигателе в квартал при дальнейшем производстве и ремонте.

Полученные значения масс указывают в документах на двигатель.

3.3. Оценку сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке осуществляют на соответствие значениям, заданным в ТТЗ (ТЗ) на разработку двигателя.

3.4. Поставочную массу двигателя () в килограммах определяют из соотношения

,

где - масса двигателя в реальной компоновке;

- масса деталей, сборочных единиц и агрегатов, установленных на двигатель в соответствии с ТУ на ГТД, кг.

3.5. Контроль поставочной массы осуществляют по технологической инструкции, разработанной изготовителем и согласованной с разработчиком и заказчиком двигателя.

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1990