ГОСТ 21467-81
Группа Д15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Типы, основные параметры, размеры и технические требования
Vehicle airborne equipment shock absorbers. Types, main
characteristics, dimensions and technical requirements
Дата введения 1982-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. N 3710 срок действия установлен с 01.07.1982 г. до 01.07.1987 г.*
________________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5/6, 1993 год). - .
ВЗАМЕН ГОСТ 21467-76
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.03.87 N 788 с 01.07.87
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 1987 год
Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении.
Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.
1.2. Основные параметры амортизаторов приведены в табл.1.
Таблица 1
Наименование параметра | Норма для типа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ: | |||||||
амплитуда ускорения, м·с () | 98,1 | 294 | - | - | - | 19,6 | |
амплитуда перемещения, мм | 1,25 | 2,5 | 5 | - | - | - | 2,5 |
диапазон частот, Гц | 5-2000 | - | - | - | 5-500 | ||
Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ: | |||||||
среднее квадратичное ускорение, м·с () | - | - | - | 226 | 117 (12) | - | |
диапазон частот, Гц | - | - | - | 1-2000 | 1-2000 | - | |
Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса: | |||||||
для исполнения 1 | 4 | ||||||
для исполнения 2 | 5 | ||||||
Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY: | |||||||
пиковое ударное ускорение, м·с () | 78 | 147 | 59 | 294 | 343 | 59 | |
длительность действия ударного ускорения, мс | 20 | 15 | 5-10 | 5-10 | 20 | ||
Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ: | |||||||
ускорение, м·с () | - | - | - | 59 | 294 | По техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ) | - |
время достижения максимального значения, мс | - | - | - | 20 | По ТЗ | - | |
длительность воздействия, мс | - | - | - | 200 | По ТЗ | - | |
Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ: | |||||||
значение линейного ускорения, м·с () | 98,1 | 147 | по ТЗ | 196 | 98,1 |
Примечания:
1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80.
2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1-3 и 7 по осям ОХ и OZ составляют 70% от значений по оси OY.
3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4-6 по осям ОХ и OZ составляют 80% от значений по оси OY.
4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик.
5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы 50 Гц.
6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку.
7. Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом приложении 2.
1.3. Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл.2.
Таблица 2
Типоразмер амортизатора | Диапазон весовых нагрузок, Н (кгс) | |
1 | 0,3-1,2 (0,03-0,12) | |
2 | 1,0-3,5 (0,10-0,35) | |
3 | 3,0-10,0 (0,30-1,00) | |
4 | 8,0-25,0 (0,80-2,50) | |
5 | 20,0-50,0 (2,00-5,00) | |
6 | 45,0-98,0 (4,50-10,00) | |
7 | 88,5-157,0 (9,00-16,00) | |
8 | 147,0-245,0 (15,00-25,00) | |
9 | 215,0-390,0 (22,00-40,00) | |
10 | 343,0-588,0 (35,00-60,00) | |
11 | 538,0-785,0 (55,00-80,00) | |
12 | 735,0-1176,0 (75,00-120,00) | |
13 | 1078,0-1470,0 (110,00-150,00) |
1.4. Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт.1-3 и в табл.3.
Черт.1
Черт.2
Черт.3
Таблица 3
мм
Типоразмер амортизатора | |||||
1-3 | 25 | 3,2Н12 | 4,2H12 | М4-5Н6Н | М5-6е |
4-6 | 35 | 4,3Н12 | 6,2H12 | М6-5Н6Н | М8-6е |
7, 8 | 45 | 5,3Н12 | 10,2Н12 | М10-5Н6Н | М12-6е |
9, 10 | 54 | 6,4Н12 | 12,3Н12 | М12-5Н6Н | М16-6е |
11-13 | 88 | 8,4Н12 | 16,3Н12 | М16-5Н6Н | М20-6е |
1.5. Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ 14140-81.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.6. Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл.4.
Таблица 4
Типоразмер амортизатора | Объем, см | Масса, кг |
не более | ||
1-3 | 15 | 0,025 |
4-6 | 60 | 0,060 |
7, 8 | 100 | 0,200 |
9, 10 | 200 | 0,400 |
11-13 | 950 | 1,000 |
Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3:
Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл.5.
Таблица 5
Воздействующий фактор | Норма для типа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар многократного действия, линейное ускорение | По табл.1 | ||||||
Механический удар одиночного действия: | |||||||
пиковое ударное ускорение, м·с () | 147 | По ТЗ | 981 | 1470 | 147 | ||
длительность действия ударного ускорения, мс | 15 | 1-3 | 0,3-1 | 15 | |||
Виброудар одиночного действия: | |||||||
ускорение, м·с () | - | - | - | 981 | По ТЗ | - | |
время достижения максимального значения, мс | - | - | - | 2 | По ТЗ | - | |
длительность воздействия, мс | - | - | - | 20 | По ТЗ | - | |
Акустический шум: | |||||||
диапазон частот, Гц | 50-10000 | ||||||
уровень звукового давления относительно 2·10 Па), дБ | 150 | 160 | 170 | 150 | |||
Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт.ст.) | 0,67 | По ТЗ | 26,7 | ||||
Повышенная температура среды, °С: | |||||||
рабочая | +60 | По ТЗ | +60 | +55 | +60 | ||
рабочая кратковременная | +70 | По ТЗ | - | - | +70 | ||
предельная | +125 | По ТЗ | +85 | +65 | +85 | ||
Пониженная температура среды, °С: | |||||||
рабочая | -60 | -55 | -50 | -60 | |||
предельная | -60 | ||||||
Повышенная относительная влажность, % | 100 | 98-100 | 100 | 98 | 100 | ||
при температуре, °С | +35 | +55 | +35 | +25 | +35 | ||
Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение): | |||||||
Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее | 95 | ||||||
пониженная температура, °С | -30 | ||||||
пониженное давление, кПа (мм рт.ст.), не менее | 22,67 (170) | ||||||
Соляной (морской) туман: | |||||||
водность, г·м | 2-3 | ||||||
температура, °С | +35 | ||||||
Статическая пыль (песок): | |||||||
влажность относительная пониженная, % | 50 | ||||||
скорость циркуляции, м·с | 0,5-10,0 | ||||||
массовая концентрация, г·м | 3 | ||||||
Динамическая пыль (песок): | |||||||
влажность относительная пониженная, % | 50 | ||||||
скорость циркуляции, м·с | 10-15 | ||||||
массовая концентрация, г·м | 5 | ||||||
Солнечное излучение: | |||||||
интегральная плотность потока излучения, Вт·м | 1125 | ||||||
плотность ультрафиолетового потока, Вт·м | 68 | ||||||
спектр ультрафиолетового излучения, мкм | 0,28-0,40 | ||||||
температура, °С | +55 | ||||||
Плесневые грибы: | |||||||
повышенная влажность, % | 95-98 | ||||||
температура, °С | +29 |
Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в табл.5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной.
2.4. Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения.
2.5-2.8. (Исключены, Изм. N 1).
2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние.
2.10. Назначенный ресурс амортизаторов должен быть:
не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;
400 ч - для типов 4 и 5;
1 ч - для типа 6.
2.11. Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет.
2.12. Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Термин | Пояснение |
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности) | Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора |
Назначенный ресурс | По ГОСТ 27.002-832 |
Назначенный срок службы | По ГОСТ 27.002-83 |
Назначенный срок хранения | По ГОСТ 27.002-83 |
Длительность ударного импульса | По ГОСТ 16962-71 |
Спектральная плотность стационарного случайного процесса | По ГОСТ 21878-76 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ
ДЛЯ САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
По виброзащитным свойствам самолетные амортизаторы делят на низко-, средне- и высокочастотные.
Кривые А, В и С (чертеж) определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е. амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.
- коэффициент динамичности;
- максимально допустимый уровень спектральной плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот.
Значения частот , и определяют при испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного воздействия на входе амортизатора.
Низкочастотные амортизаторы (кривая А) используются для защиты оборудования на вертолетах.
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1981
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена