ГОСТ 24396-88
Группа Д10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ
Общие требования к размещению основных и аварийных органов управления
Aircraft cabin for two pilots. Main and emergency controls location general requirements
ОКСТУ 7502
Дата введения 1989-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ИСПОЛНИТЕЛИ
Г.Ф.Шитиков, канд. техн. наук (руководитель темы); В.А.Каряка; А.Л.Луговенко; В.В.Коренков; И.В.Диденко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88 N 2238
3. Срок проверки - 1994 г.;
периодичность проверки - 5 лет
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.
Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами.
Термины и их пояснения приведены в приложении.
1. Размещение органов управления должно соответствовать указанному на черт.1 и в табл.1.
Черт.1
Таблица 1
Обозна- | Выполняемая функция | Местоположение органов управления | Оператор | Примечание |
1 | Управление по каналам тангажа и крена | Штурвал самолета | Левый и правый летчики | - |
2 | Управление по каналу курса | Педали управления | Левый и правый летчики | - |
3 | Управление режимами работы двигателей | Центральный пульт | Левый и правый летчики | - |
4 | Управление колесами передней опоры шасси на режимах взлета и посадки | Педали управления | Левый и правый летчики | - |
5 | Управление торможением колес шасси | Педали управления | Левый и правый летчики | - |
6 | Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (электрическое) | На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | При использовании стабилизатора для балансировки по усилиям орган управления триммером руля высоты (механизмом триммерного эффекта) допускается только как резервный под пломбой. В этом случае орган управления триммером руля высоты следует располагать вблизи органов управления 15 и 16 |
7 | Управление углом установки стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений | На центральном пульте кабины в зоне, установленной для рычага 15 | Левый и правый летчики | - |
8 | Управление оперативным отключением автопилота от системы штурвального управления | На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | - |
9 | Аварийное отключение автопилота | На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | При наличии оперативного отключения автопилота размещать на штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика |
10 | Управление выпуском штанги дозаправки топливом в полете | На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | - |
11 | Управление выпуском тормозного парашюта | На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | - |
12 | Управление открытием огня | На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | - |
13 | Включение радиосвязи | На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | - |
14 | Включение внутрисамолетной связи | На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика | Левый и правый летчики | Допускается объединение органов управления 13 и 14 |
15 | Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (механическое) | В средней части центрального пульта кабины слева и справа или только слева в зависимости от расстояния между летчиками в зоне II, допускается в зоне I | Левый и правый летчики | При наличии двух органов управления каждый летчик управляет одним |
16 | Управление балансировкой по усилиям в канале крена | В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II, допускается в зоне III | Левый и правый летчики | - |
17 | Управление балансировкой по усилиям в канале курса | В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее, за органом управления 16 в зоне III, допускается в зоне II | Левый и правый летчики | - |
18 | Управление аварийным рассоединением проводок управления самолетом | В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II | Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее место которого размещено у центрального пульта кабины летчиков и ориентировано лицом по направлению полета; (далее - третий член экипажа) | - |
19 | Управление закрылками и предкрылками | В средней части центрального пульта кабины, справа от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I | Левый и правый летчики | Допускается наличие раздельного (основного) управления закрылками и предкрылками |
20 | Управление интерцепторами, воздушными тормозами | В средней части центрального пульта кабины слева от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I | Левый и правый летчики | - |
21 | Управление стреловидностью крыла | В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I | Левый летчик | - |
22 | Управление уборкой и выпуском шасси | В левой части правой приборной доски, правой части центральной приборной доски летчиков | Правый летчик | При установке на приборной доске летчиков шести многофункциональных экранных индикаторов допускается установка органа управления в передней части верхнего пульта летчиков или под ним |
23 | Рулежное управление колесами передней опоры шасси | На левом пульте в зоне II | Левый летчик | При необходимости для обеспечения удобства руления орган управления устанавливается у правого летчика |
24 | Управление аварийным торможением колес шасси | В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I | Левый летчик | - |
25 | Управление остановом двигателей | В средней части центрального пульта кабины слева и справа или сзади органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I | Левый и правый летчики, третий член экипажа | Допускается объединять с органами управления режимами работы двигателей. При наличии в составе экипажа бортинженера с основным рабочим местом у борта необходима установка резервных органов останова двигателей на его рабочем месте |
26 | Управление реверсом тяги | В средней части центрального пульта кабины непосредственно перед органами управления режимами работы двигателей или на них в зоне I | Левый и правый летчики | - |
27 | Управление запуском двигателей в воздухе | На верхнем пульте летчиков в зоне II. Допускается установка на центральном пульте кабины | Левый и правый летчики, третий член экипажа | - |
28 | Включение режимов системы автоматического управления | На козырьке приборной доски летчиков | Левый и правый летчики | Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, на козырьке приборной доски устанавливают два пульта - для левого и правого летчиков. Для летчиков, одетых в летние костюмы, допускается установка на козырьке одного пульта |
29 | Строевое управление автопилотом | В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II | Левый и правый летчики | - |
30 | Управление отключением автомата тяги | На органах управления режимами работы двигателей | Левый и правый летчики | Для левого летчика - на крайнем левом органе, для правого - на крайнем правом |
31 | Управление противопожарной системой | На верхнем пульте летчиков в зоне I или II | Левый и правый летчики, третий член экипажа | - |
32 | Управление перекрывными топливными кранами (перед двигателями) | В зоне, установленной для органов останова двигателей. Зона II | Левый и правый летчики, третий член экипажа | Если перекрывные топливные краны закрываются только в случае пожара, то органы управления ими следует размещать на щитке управления противопожарной системой 31 или вблизи него |
33 | Переключение системы приемников воздушного давления на резервное питание | На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III | Левый и правый летчики | - |
34 | Управление открытием аварийного люка | На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III | Левый и правый летчики | - |
35 | Включение сигнализации об аварийных выходах, об аварийном покидании самолета | На левом пульте в зоне II, допускается в зоне III | Левый летчик | - |
36 | Управление аварийным сбросом давления в кабине | На верхнем пульте в зоне II | Правый летчик, третий член экипажа | - |
Допускается на правом пульте | Правый летчик | |||
37 | Управление внешним светотехническим оборудованием | На верхнем пульте летчиков в зоне I, допускается в зоне II | Правый летчик | - |
38 | Управление флюгированием винтов маршевых двигателей | На верхнем пульте летчиков в зоне II, допускается на центральном пульте кабины в зоне II отдельно или совместно с органами управления 25 | Левый и правый летчики, третий член экипажа | - |
Примечания:
1. В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т.д., отдельные органы управления могут не устанавливаться на рабочем месте летчика. При отсутствии какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления должно быть сохранено.
2. Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям (электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6. Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в каналах крена и курса, место его размещения - как органа управления 16.
2. Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей, органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении укороченной колонки с миништурвалом относительно точки должны соответствовать указанным на черт.2 и в табл.2.
______________
* Размер для справок.
- точка проекции линии, соединяющей середины обеих рукояток штурвала при нейтральном положении поверхностей управления тангажом и креном самолета; - точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали; - центр рукояток органов управления режимами работы двигателей в положении "малый газ"; - теоретическая точка взаимного пересечения трех плоскостей: плоскости симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки при среднем положении кресла по вертикали;
1 - регулировка педалей; 2 - перемещение педалей
Черт.2
Таблица 2
Размеры, мм
Вид | Расстояние между осями рукояток штурвала | Расстояние между центрами левой и правой педалей | , не более | ||||||||
Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | ||
Обычный | 340 | +40 | 415 | +25 | 630 | 325 | ±10 | 640 | ±40 | 45° | +7° |
Миништурвал на укороченной колонке | 210 | +90 | 565 | 325 | +10 | 540 | ±20 | 53° | ±2° |
3. При применении укороченной колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50%.
4. Органы управления размещают в пределах зон функциональной досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в зависимости от назначения самолета.
5. Органы управления, случайное воздействие на которые может привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить возможность непроизвольного их перемещения.
6. Расстояние между двумя органами управления, расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие на них летчика при работе в перчатках.
7. Органы управления должны быть установлены так, чтобы при их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки летчика и удобное приложение усилий.
8. Размещение органов управления в технически обоснованных случаях может уточняться решением макетной комиссии.
9. Размещение органов управления одного наименования и назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать расположению управляемых объектов на самолете.
10. Расстояние между границей зон I, II и точкой (черт.2) должно быть 400 мм, а между границей зон II, III и точкой - 150 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
Термин | Пояснение |
Основной орган управления | Орган управления, используемый членом экипажа при нормальном функционировании бортовых систем или агрегатов самолета |
Аварийный орган управления | Орган управления, используемый в аварийной ситуации |
Резервный орган управления | Орган управления, используемый для приведения в действие резервной системы в случае отказа (невозможности использования) основной системы |
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1988