agosty.ru97. БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ОТДЫХ. СПОРТ97.195. Предметы искусства и ремесел

ГОСТ Р 57424-2017 Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р 57424-2017
Наименование:
Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования
Статус:
Действует
Дата введения:
09.01.2017
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
97.195

Текст ГОСТ Р 57424-2017 Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования


ГОСТ Р 57424-2017



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЭКСПЕРТИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА


Общие требования



Examination of art works. Paintings and graphics. General requirements



ОКС 97.195

Дата введения 2017-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" (ФГУП "ЦНРПМ"), Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря" (ВХНРЦ им.академика И.Э.Грабаря), Автономной некоммерческой организацией "Центр независимой оценки" (АНО "ЦНО"), Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт арт-бизнеса и антиквариата" (ЧОУ ДПО "Институт арт-бизнеса и антиквариата"), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурное наследие"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2017 г. N 176-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (октябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 1-2018)


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Разработка настоящего стандарта обусловлена необходимостью сохранения объектов мирового и российского культурного наследия, находящихся в гражданско-правовом обороте.

Настоящий стандарт разработан с целью унификации организационных и методических основ оказания услуг по экспертизе произведений живописи и графики, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам по экспертизе произведений искусства - живописи и графики.

Настоящий стандарт предназначен для оказания услуг по экспертизе произведений живописи и графики (движимых предметов материального мира), принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, осуществляемых в рамках гражданско-правовых отношений [1], [2], [3].

Примечание - Экспертиза произведений монументальной живописи и графики не является предметом настоящего стандарта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7500 Бумага и картон. Методы определения состава по волокну

ГОСТ Р 56891.3 Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 3. Произведения искусства

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аналоги для сравнения: Сравнительный ряд произведений, сопоставимых с исследуемым объектом по аналогии или по одному, или по нескольким существенным признакам, имеющим значение для формулировки выводов в экспертном заключении.

3.2 атрибуция: Процесс установления авторства (автора, школы, мастерской и т.п.), времени и места создания, цельности сборной вещи, функционального назначения произведения живописи и графики, а также результат такого процесса.

3.3 вторичное произведение живописи/графики: Произведение, воспроизводящее полностью или частично уже существующие образцы живописи или графики.

Примечание - Вторичные произведения подразделяют на копии, подражания, канонические изображения.

3.4 графика: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы с помощью красящих веществ, наносящихся на материальную основу плоскостного типа, выделяемый из других видов изобразительного искусства техникой исполнения, использованием водорастворимых красителей (акварель, гуашь, темпера, акрил и т.п.) и сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина и т.п.).

3.5 живопись: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы преимущественно с помощью плотных пластичных красителей (масляных красок, темперы, акрила и т.п.), наносящихся на материальную основу плоскостного типа.

3.6 искусствоведческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используются искусствоведческие методы с целью анализа изображения и решения вопроса о мере соответствия объекта экспертизы эталонам или аналогам.

3.7 история бытования: Совокупность систематизированных фактов, подтверждающих происхождение и существование произведения живописи и графики в виде событий, явлений, процессов, в которых она находилась.

3.8 источниковедческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используется комплекс научных методов и процедур, направленных на сбор достоверных данных об истории бытования объекта экспертизы.

3.9 каноническое изображение: Произведение живописи или графики, целью которого является воспроизведение конкретного образца или образцов определенной художественной школы, отличающееся от других типов вторичности регламентацией живописных элементов, художественных и технических приемов, подлежащих воспроизведению, и которое наиболее характерно для религиозного искусства.

3.10 комплексное исследование графики: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о графическом произведении и необходимых для мотивированного заключения эксперта.

3.11 комплексное исследование живописи: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о живописном произведении, необходимых для мотивированного заключения эксперта.

3.12 копия произведения живописи или графики (копия): Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является максимально полное повторение уже существующего образца живописи или графики и которое может воспроизводить как произведение целиком с его технологическими особенностями, так и только изображение или фрагмент изображения.

Примечание - В религиозной канонической живописи также используют термин "список"; для определения копии, выполненной автором оригинала, - термин "авторское повторение"; для определения копии, выполненной с частичным участием автора оригинала, - термин "соавторское повторение".

3.13 оригинальное произведение живописи или графики: Произведение, выполненное автором или авторами для решения самостоятельной творческой задачи, в которой изобразительные элементы, композиционные и колористические решения подчинены авторскому замыслу.

3.14 подлинность: Ценностная категория, указывающая на установленное тождество объекта и его атрибуции, существовавшей или предполагавшейся до предоставления объекта на экспертизу либо выявившейся в процессе ее проведения.

3.15 подражание: Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является имитация некоего художественного течения или творческой манеры конкретного автора, для создания которого используются живописные элементы, художественные и технологические приемы, типичные для творческой манеры конкретного автора или художественного течения и объединенные в самостоятельную композицию.

3.16 технико-технологическое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используют естественно-научные и технические методы с целью получения объективных данных о материалах, входящих в состав объекта экспертизы, и о технологиях, примененных для его создания.

3.17 эксперт в области живописи и графики (эксперт): Физическое лицо, обладающее необходимыми компетенциями для установления атрибуции произведений живописи и графики, а также опытом работы с культурными ценностями.

3.18 экспертиза произведений живописи и графики: Комплексное исследование произведений живописи и графики, проводимое экспертом в целях установления их подлинности и атрибуции, результаты которого оформляют в виде экспертного заключения.

3.19 экспертное заключение: Документ, в котором эксперт формулирует и обосновывает выводы, сделанные по результатам экспертизы.

3.20 эталонные произведения (эталоны): Подлинные произведения, выбранные экспертом в качестве определения меры сходства или различия с объектом экспертизы.

4 Принципы экспертизы произведений живописи и графики

4.1 Принципами экспертизы произведений живописи и графики являются:

- независимость эксперта;

- достаточность;

- всесторонность;

- достоверность.

4.2 Принцип независимости эксперта

При проведении экспертизы эксперт должен быть независимым и давать заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими компетенциями.

Эксперт не может проводить экспертизу, если он:

- является членом семьи или другим родственником заказчика либо его сотрудников, если заказчиком является юридическое лицо;

- состоит с заказчиком в трудовых отношениях;

- находится в имущественной или иной зависимости от него.

Эксперт не может проводить экспертизу, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в результатах экспертизы.

4.3 Принцип достаточности

Эксперт определяет виды и объем исследований, достаточные для достоверного вывода (результата) экспертизы, руководствуясь требованиями настоящего стандарта, своими компетенциями, практическим опытом и здравым смыслом.

4.4 Принцип всесторонности

Эксперт рассматривает различные особенности, присущие объекту экспертизы, и учитывает в процессе исследования эстетические, технико-технологические характеристики, историю его бытования, взаимосвязь с историческими процессами и другие особенности, имеющие значение для экспертизы.

4.5 Принцип достоверности

Экспертное заключение следует считать достоверным, если содержащиеся в нем выводы (результаты) экспертизы основаны на исследованиях, проведенных в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5 Общие требования к договору оказания услуг по экспертизе произведений живописи и графики

Услуги по экспертизе произведений искусства (живописи и графики) осуществляются на основе договора оказания услуг, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Стороны договора вправе договариваться о любых условиях проведения экспертизы, не противоречащих настоящему стандарту.

Заказчиком может выступать владелец произведения искусства - физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Исполнителем может выступать физическое лицо - эксперт или эксперты, а также юридическое лицо, в учредительных документах которого предусмотрено осуществление соответствующей экспертной деятельности.

Предметом договора является оказание услуг по экспертизе произведения искусства (живописи и графики) в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Услуги по экспертизе произведений искусства (живописи и графики) включают в себя комплексное исследование, выдачу экспертного заключения, а также иные услуги, предусмотренные договором, в том числе хранение и транспортирование объекта экспертизы.

Сроки проведения экспертизы определяют стороны договора.

Стоимость услуг по договору, сроки и порядок оплаты определяются сторонами.

Услуги могут оказываться по месту нахождения объекта экспертизы или по месту нахождения исполнителя.

Если услуги оказываются по месту нахождения объекта экспертизы, заказчик предоставляет эксперту, который является исполнителем по договору или которому поручено проведение экспертизы, доступ к объекту для проведения всех необходимых исследований. Эксперту следует предоставить доступ к документам, которые, по мнению заказчика, имеют значение для решения задач экспертизы - при их наличии. По соглашению сторон такие документы могут быть переданы эксперту на основании акта приема-передачи. При проведении экспертизы по месту нахождения объекта эксперт несет ответственность за сохранность произведения во время исследований и применяет только такие методы, которые безопасно применять в данных условиях.

Если услуги оказываются по месту нахождения исполнителя и требуется перемещение объекта, заказчик передает, а исполнитель принимает объект исследования и, при наличии, документы, которые, по мнению заказчика, имеют значение для решения задач экспертизы, в установленные сроки и в порядке, определенном договором. С момента передачи объекта и документов исполнителю он несет ответственность за их сохранность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт передачи и приема объекта исследования и документов подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами. В акте указывают наименование объекта и сведения, позволяющие идентифицировать предоставленное произведение как объект экспертизы, а также перечень передаваемых с объектом экспертизы документов.

Сведения, позволяющие идентифицировать предоставленное произведение как объект экспертизы, должны включать в себя:

- наименование произведения и имя автора, известные заказчику на момент заключения договора, либо указание на то, что наименование и имя автора неизвестны;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- технику создания произведения и использованные материалы, предполагаемые заказчиком на момент заключения договора;

- состояние сохранности произведения - по решению сторон;

- фотографию произведения - по решению сторон.

Эксперт, который является исполнителем по договору либо которому поручено проведение экспертизы, обязан проводить экспертизу и обращаться с объектом исследования в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Заказчик при заключении договора соглашается на применение всех, в том числе разрушающих методов и средств исследования, описанных в настоящем стандарте.

При заключении договора исполнитель обязан письменно проинформировать заказчика о наличии либо отсутствии договора страхования профессиональной ответственности эксперта, который будет осуществлять экспертизу объекта, предоставленного заказчиком.

По окончании экспертизы исполнитель обязан передать, а заказчик принять заключение эксперта, оформленное в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также в случае проведения экспертизы по месту нахождения исполнителя - объект исследования с сопровождающими его документами. Сроки и порядок передачи и приема экспертного заключения, объекта исследования и сопровождающих его документов определяются сторонами. Факт передачи и приема заключения и объекта исследования подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами. В акте приема-передачи указывают количество страниц заключения, наименование объекта исследования и дают его описание, позволяющее идентифицировать произведение живописи и графики как объект исследования на момент окончания экспертизы, указывают прилагаемые к нему иллюстрирующие материалы.

В момент заключения договора либо по окончании экспертизы заказчик вправе потребовать, а исполнитель обязан на возмездной основе передать результаты любых проведенных в рамках данной экспертизы исследований, не являющихся обязательными приложениями к заключению в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Если данное требование было заявлено заказчиком на момент заключения договора, оно включается в договор в качестве одного из условий. Если данное требование заявлено по окончании экспертизы, стороны заключают дополнительное соглашение. Стоимость услуг по договору, сроки и порядок оплаты, сроки и порядок передачи результатов исследований определяют стороны. Факт передачи результатов исследований подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами.

6 Общие требования к упаковке, транспортированию и хранению объектов экспертизы

6.1 Упаковка объектов экспертизы

Упаковка объектов экспертизы должна обеспечивать защиту произведений живописи и графики от внешних атмосферных влияний и механических повреждений.

Для транспортирования объекты экспертизы упаковывают в мягкую тару из химически инертных материалов, непосредственно соприкасающуюся с ними, а затем закрепляют в жесткой внешней таре.

Упаковка только в мягкую тару допустима при условии транспортирования предмета с сопровождающим лицом, непосредственно обеспечивающим фиксацию объекта в транспортном средстве.

Упаковка произведений живописи на холсте и застекленной пастели обязательно должна предусматривать нахождение объектов экспертизы во время транспортирования в вертикальном положении.

Каждое упаковочное место следует маркировать специальными ярлыками с информацией, например: "Осторожно. Хрупкое", "Верх", "Низ", "Беречь от влаги" и т.п.

6.2 Транспортирование объектов экспертизы

Транспортирование объектов экспертизы осуществляется только внутри транспортных средств. Транспортирование объектов длительностью свыше трех часов допускается только в транспортных средствах, оснащенных системой климат-контроля, позволяющей соблюдать рекомендуемый температурно-влажностный режим в диапазоне: температура (18±2)°С, влажность - 50%-65%.

Во время транспортирования упаковочные места с объектами экспертизы должны быть размещены по ходу движения транспортного средства и закреплены неподвижно относительно транспортного средства.

6.3 Хранение объектов экспертизы

Хранение объектов экспертизы в период ее проведения должно осуществляться в специально оборудованном хранилище, если договором не предусмотрено иное.

Хранилище для произведений живописи и графики должно быть оборудовано системами вентиляции и кондиционирования для обеспечения защиты от загрязнений воздуха и поддержания стабильного температурно-влажностного режима. Рекомендуемая температура в хранилище составляет (18±2)°С, рекомендуемая влажность - 50%-65%.

Хранилище должно быть оборудовано средствами пожарной безопасности в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожаробезопасности.

Хранилище должно быть обеспечено охранно-пожарной сигнализацией.

В хранилище должен быть организован световой режим, минимизирующий попадание световых и ультрафиолетовых лучей на объект хранения. Освещенность для произведений графики свыше 75 лк категорически запрещается.

6.4 Исполнителю необходимо соблюдать требования 6.1, 6.2 и 6.3 в случае, если договором предусмотрены упаковка объектов экспертизы, их транспортирование к месту проведения экспертизы и временное хранение за счет средств исполнителя.

Требования к упаковке, транспортированию и хранению объектов экспертизы, указанные в 6.1, 6.2 и 6.3, являются минимальными. Стороны вправе устанавливать дополнительные требования к упаковке, транспортированию и хранению объектов экспертизы, кроме указанных.

7 Общие требования к экспертизе произведений живописи и графики

Основополагающим методом экспертизы произведений живописи и графики является метод сравнения, который базируется на выявлении и сопоставлении (сравнении) однородных особенностей объекта экспертизы и эталона. В случае невозможности провести сравнение с эталонами сопоставление может проводиться с аналогами. От качества подбора аналогов в значительной степени зависит достоверность результатов экспертизы произведений живописи и графики.

7.1 Задачи экспертизы произведений живописи и графики

Задачами экспертизы являются:

- установление авторства и принадлежности к той или иной художественной школе или направлению;

- установление времени и места создания произведения живописи/графики;

- определение подлинности произведения;

- определение оригинальности или вторичности произведения (с разграничением по типу вторичности).

7.2 Определение произведений живописи и графики

К художественным произведениям относят объекты, выполненные с эстетическими задачами. К произведениям живописи и графики относят те из них, которые выполнены посредством нанесения изображения на основу.

Живопись и графика различаются между собой по типу использованных художественных материалов. К живописи относят произведения, выполненные масляными, темперными, акриловыми красками на тканевой, древесной, бумажной, металлической или любой другой основе.

Графика подразделяется на два вида: оригинальная и тиражная.

К оригинальной графике относят произведения, выполненные водорастворимыми красками (акварелью, тушью, гуашью, темперой, акрилом и т.п.) или сухими материалами различного типа (уголь, пастель, графит, сангина и т.п.) на тканой, древесной, бумажной, металлической или любой другой основе.

К тиражной графике относят произведения, выполненные посредством отпечатывания клише с изображением на поверхности.

Произведения живописи и графики могут быть выполнены в пограничной технике, позволяющей на равных основаниях отнести их как к одному, так и другому виду изобразительного искусства. В этом случае классификация объекта определяется индивидуально, исходя из живописной задачи произведения.

Объектом экспертизы для целей настоящего стандарта является исключительно авторская тиражная графика, при создании которой автор принимает непосредственное участие в создании печатного клише (гравюры).

Примечание - Типографская печатная продукция и фотопечать в настоящем стандарте не рассматриваются.

Произведения живописи и графики, технологически связанные с недвижимым имуществом, относят к монументальной живописи и графике согласно ГОСТ Р 56891.3.

7.3 Комплексное исследование произведений живописи и графики

Комплексное исследование произведений живописи и графики включает проведение технико-технологических, искусствоведческих, источниковедческих и иных видов исследований, выбор которых зависит от особенностей объекта экспертизы.

Комплексное исследование произведений может проводиться как одним экспертом, так и группой экспертов. Выводы по окончании экспертизы могут формулироваться экспертом единолично либо группой экспертов, которые в равной степени несут ответственность за содержание экспертного заключения.

При формулировании выводов эксперту следует основываться на результатах собственных исследований. Эксперт, проводящий экспертизу и формулирующий выводы, вправе обращаться к специалистам, чьи знания, умения и навыки необходимы для решения задач экспертизы, например для проведения исследований. Такие специалисты не участвуют в формулировании выводов и не несут ответственности за содержание заключения, а отвечают только за достоверность проведенных ими исследований. Результаты исследований, проведенных такими специалистами, учитывают при формулировании выводов и в обязательном порядке отражают в заключении.

7.3.1 Искусствоведческое исследование произведений живописи и графики

7.3.1.1 Задачами искусствоведческого исследования являются выявление и классификация стилистических признаков, анализ сюжета и иконографии, соотнесение их с эталонами или аналогами.

7.3.1.2 Характеристика и общие требования к методам искусствоведческого исследования

К методам искусствоведческого исследования относят:

- метод стилистического анализа;

- метод иконографического анализа.

7.3.1.3 Метод стилистического анализа заключается в выявлении и фиксации стилистических признаков произведения.

К стилистическим признакам могут быть отнесены следующие признаки: способ построения композиции, колористическое и светотеневое решения, построение перспективы и объемов, степень детализации изображенных предметов и другие.

Анализ этих признаков позволяет классифицировать произведение как оригинальное либо вторичное, а также определить степень вторичности.

Признаки также подразделяют на индивидуальные (присущие конкретному автору) и общие.

К общим признакам относят стилистические признаки, присущие представителям определенной художественной школы или мастерской.

Подбор сравнительного материала заключается в предоставлении эталонов, обладающих тем же характерным набором признаков, на основании сходства (или различия) с которыми могут быть сделаны выводы о совпадении (или несовпадении) стилистики объекта экспертизы и эталона.

7.3.1.4 Метод иконографического анализа включает в себя описание и систематизацию типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетов. Подбор аналогичного эталонного иконографического материала позволяет определить, насколько трактовка изображения персонажа или сюжета типичны или нетипичны для предполагаемого автора или школы.

7.3.1.5 Характеристика и общие требования к средствам искусствоведческого исследования

Основным средством искусствоведческого исследования является визуальный осмотр, который может осуществляться с помощью технических средств. В результате визуального осмотра эксперт фиксирует и классифицирует основные стилистические и иконографические признаки. Визуальный осмотр является обязательным видом исследования.

7.3.1.6 Фиксация хода и результатов исследования

Обязательным элементом при поступлении объекта экспертизы на исследование является комплексная фотофиксация.

Обязательной фотофиксации подлежат:

- общий вид лицевой и оборотной стороны объекта экспертизы (оборотная сторона подлежит фотофиксации в том случае, если вид оборотной стороны имеет значение для формулировки выводов);

- увеличенное изображение подписи и даты - при наличии, а также других надписей, марок, печатей, штампов, имеющих значение для формулирования выводов экспертизы.

Фотофиксации подлежат выявленные особенности или характерные признаки объекта экспертизы, имеющие значение для формулирования выводов экспертизы.

В описании хода и результатов искусствоведческого исследования эксперт должен указать, какие именно признаки он выделяет, как их классифицирует, и привести исходные данные эталонных произведений, выбранных им для сравнения.

7.3.2 Технико-технологическое исследование произведений живописи и графики

7.3.2.1 Задачами технико-технологического исследования являются:

- определение материалов и техники исполнения объекта экспертизы;

- определение времени создания объекта;

- определение степени сохранности и целостности объекта;

- определение технологического соответствия эталонам объекта, представленного на экспертизу.

7.3.2.2 Характеристика методов технико-технологического исследования

К методам технико-технологического исследования относят физико-оптические и физико-химические методы.

7.3.2.3 Физико-оптические методы предусматривают следующие исследования:

- исследование и фотосъемку поверхности произведения живописи и графики в видимом диапазоне излучения;

- исследование и фотосъемку поверхности произведения живописи и графики в инфракрасном диапазоне излучения (ИК рефлектографии);

- исследование и фотосъемку поверхности произведения живописи и графики в ультрафиолетовом диапазоне излучения (УФ рефлектографии);

- исследование методом рентгенографии с последующей фотофиксацией изображения.

7.3.2.4 Исследование и фотосъемку поверхности произведения в видимом диапазоне излучения осуществляют путем визуального осмотра или с помощью оптического (в частности поляризационного) или электронного микроскопа при общем, монохромном, рассеянном или косо падающем освещении с последующей фотосъемкой.

7.3.2.5 Физико-химические методы включают следующие:

- стратиграфический анализ проб;

- комплексный анализ пигментов, связующего и основы;

- метод исследования качественных характеристик основы произведения (холста, бумаги, древесины, металла, кости и др.).

Стратиграфический анализ проб с объекта с описанием каждого слоя и составлением таблицы-схемы предусматривает отбор проб и относится к разрушающим методам исследования.

Комплексный анализ пигментов, связующего и основы произведения состоит из следующих методов:

- микрохимический анализ (предусматривает отбор проб и относится к разрушающим методам исследования);

- спектральный анализ.

Примечание - Выбор методов спектрального анализа осуществляется экспертом и зависит от особенностей объекта экспертизы: в некоторых случаях спектральный анализ предусматривает отбор проб и потенциально относят к разрушающим методам исследования;

- методы хроматографии (предусматривают отбор проб и относятся к разрушающим методам исследования);

- другие современные методы анализа.

Совокупность вышеперечисленных физико-химических методов позволяет идентифицировать вещества, входящие в состав красочных слоев - пигменты, связующие, покровные лаки, клеи и т.п.

Исследование состава по волокну бумаги проводят по ГОСТ 7500. В некоторых случаях этот метод предусматривает отбор проб, его потенциально относят к разрушающим методам исследования.

7.3.3 Процедура технико-технологического исследования

Методы технико-технологического исследования применяют в объеме, необходимом и достаточном для решения задач экспертизы. Выбор одного или нескольких методов технико-технологического исследования осуществляет эксперт в зависимости от особенностей объекта экспертизы.

Приборы и оборудование, используемые в технико-технологическом исследовании, должны быть откалиброваны, поверены и эксплуатироваться в соответствии с требованиями безопасности, указанными в соответствующих паспортах на приборы и оборудование.

Эксперт применяет методы технико-технологического исследования самостоятельно либо привлекает соответствующих специалистов. В последнем случае эксперт формулирует задание для специалиста в устной или письменной форме и передает ему объект экспертизы. После проведения исследования по заданию эксперта специалист передает ему все полученные результаты и возвращает объект исследования. Прием и передачу объекта исследования осуществляют в соответствии с внутренним регламентом организаций, с которыми специалисты состоят в договорных отношениях. Результаты исследований могут быть представлены в виде текста, фотоснимков и видеозаписей, рентгенограмм, графиков, таблиц, схем и другой графической форме - в зависимости от поставленной задачи, применяемого метода и особенностей объекта экспертизы.

При всех видах исследования полученные результаты необходимо сопоставлять с эталонами, а в случае их отсутствия - с аналогами [4]-[8].

7.4 Источниковедческое исследование произведений живописи и графики

7.4.1 Задачей источниковедческого исследования является сбор сведений, касающихся происхождения, истории бытования предмета и данных творческой биографии автора.

7.4.2 Методы источниковедческого исследования

Источниковедческое исследование включает поиск любых справочных материалов по творческой биографии автора произведения, любых достоверных сведений об истории создания, экспозиционном и коллекционном бытовании предмета. Главным критерием используемых данных является их фактологическая достоверность. Фактологической достоверностью обладают печатные издания различного рода, архивные документы, фото- и видеоматериалы.

7.4.3 Фиксация хода и результатов источниковедческого исследования

При обнаружении документов о происхождении (таких как свидетельства или удостоверяющие расписки самого автора или его родственников) или об истории бытования произведения (свидетельства или удостоверяющие расписки о нахождении работы в неких коллекциях, финансовая либо учетная документация, касающаяся объекта) эти документы должны быть скопированы и приобщены к другим материалам исследования.

В случае если произведение упоминалось или воспроизводилось в печатных изданиях, эксперт должен привести список этих печатных изданий в соответствии с правилами библиографического описания.

Все выявленные факты и свидетельства должны сопровождаться ссылками на источник происхождения. Не допускается перенос (копирование) ссылок на источники без проверки этих источников экспертом.

8 Общие требования к экспертному заключению по результатам экспертизы произведений живописи и графики

8.1 В экспертном заключении по результатам экспертизы произведений живописи и графики должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения результатов экспертизы.

Содержание заключения не должно вводить в заблуждение пользователей заключения, а также допускать неоднозначность толкования.

8.2 Экспертное заключение должно включать в себя следующую информацию:

- реквизиты заключения;

- описание объекта экспертизы на момент начала исследования;

- содержание исследования;

- выводы эксперта и описание объекта экспертизы по результатам исследования.

8.3 Реквизиты экспертного заключения включают:

- данные об экспертах, проводивших экспертизу и участвовавших в формулировании выводов (фамилия, имя, отчество, телефон, адрес электронной почты, другая контактная информация - при необходимости, специальность, должность и ученое звание - при наличии);

- полное наименование экспертной организации с указанием адреса, телефона, адреса электронной почты и другой контактной информации, если исполнителем по договору является юридическое лицо;

- номер экспертного заключения и дату окончания исследования;

- подпись эксперта или подписи экспертов.

Если исполнителем по договору является юридическое лицо, заключение заверяется подписью руководителя либо иного уполномоченного представителя этого юридического лица.

8.4 Сведения об объекте экспертизы на момент начала исследования должны соответствовать описанию, содержащемуся в акте приема-передачи, составленном при заключении договора, и включать в себя:

- наименование произведения и имя автора, известные заказчику на момент заключения договора, либо указание на то, что наименование и имя автора неизвестны;

- подпись и время (период), имеющиеся на произведении, либо указание на их отсутствие;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- сведения о технике создания произведения и использованных материалов, предполагаемых заказчиком на момент заключения договора;

- фотографии общего вида произведения.

8.5 Содержание исследования должно включать в себя описание:

- хода и результатов всех проведенных исследований с указанием всех примененных методов, приборов и оборудования;

- использованных для сравнения эталонов и аналогов, включая их происхождение;

- выявленных формальных признаков произведения, в т.ч. подписей и надписей;

- других выявленных признаков и данных, имеющих значение для формулирования выводов;

- используемой литературы.

Описание может быть дополнено фотоснимками, таблицами, графиками, схемами и иной графической информацией, полученной в результате технико-технологического исследования.

8.6 Выводы эксперта

В результате исследования эксперт может сделать следующие выводы:

- о характере создания произведения (оригинальное или вторичное произведение с указанием типа вторичности);

- об имени автора произведения (фамилия, имя, отчество, годы жизни), времени (год или период) и месте его создания;

- о принадлежности произведения к определенной художественной школе или направлению;

- о невозможности установить имя автора произведения, время и место создания произведения, принадлежность его к определенной художественной школе или направлению (один, несколько или все параметры);

- о невозможности на момент окончания исследования достоверно подтвердить или опровергнуть предполагаемое имя автора произведения, время или место его создания (один, несколько или все параметры).

Примечание - В этом случае после указания фамилии автора, времени или места создания в скобках ставится знак вопроса.

Любой из выводов должен быть обоснован и подтвержден результатами исследования.

8.7 Сведения об объекте экспертизы, полученные в результате исследования, должны включать в себя:

- имя автора, наименование произведения, время (период) его создания; либо имя автора, наименование произведения, дату его создания со знаком вопроса; либо указание на неизвестность имени автора, наименования произведения, даты его создания;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- описание техники создания произведения и использованных материалов;

- для вторичных произведений - тип вторичности.

Приложение А
(обязательное)


Порядок определения размеров произведения искусства

Размеры произведения искусства - объекта экспертизы определяются по основе.

Замеры произведения осуществляют сначала по левому вертикальному краю основы, затем по верхнему горизонтальному. Если произведение имеет выраженную асимметричную форму, то размеры указывают по максимальной величине, также в круглых скобках приводят минимальные показатели. Если произведение имеет округлую или овальную форму - замеры осуществляют по центральным осям.

Если объект экспертизы смонтирован таким образом, что демонтаж создает риск механического повреждения, то в описании приводят два размера: размер изображения "в свету" и размер габаритов с монтировкой.

Для произведений тиражной графики необходимо помимо размеров основы указывать размеры оттиска (если имеется) и размеры изображения.

Библиография

[1]

Федеральный закон
от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

[2]

Федеральный закон
от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)

[3]

Закон Российской Федерации
от 15 апреля 1993 г. N 4804-1

О вывозе и ввозе культурных ценностей

[4]

Косолапов А.И. Естественно-научные методы в экспертизе произведений искусства. Лекции для высших учебных заведений. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. - 222 [2] с.: ил.; 26 см. - 700 экз. - ISBN 978-5-93572-636-2.

[5]

Гренберг Ю., Писарева С. Масляные краски XX века и экспертиза произведений живописи. Состав, открытие, коммерческое производство и исследование красок. - М.: Зеркало мира, 2010. - 192 [1] с.: ил.; 23 см. - 500 экз. - ISBN 978-966-96165-3-1.

[6]

Бирштейн В.Я. и др. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. Учебное пособие для художественных вузов и училищ. Отв.ред. Ю.И.Гренберг. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 346 с.: ил.; 22 см. - 12500 экз.

[7]

Научная экспертиза художественных произведений. Сборник статей. Отв.ред. А.Р.Киселева. - М.: ВХНРЦ, 2007. - 64 с. - 1050 экз. - ISBN 200-0-02613-065.

[8]

Основы экспертизы масляной живописи и графики. Выпуск 1. Методические рекомендации. - М.: ВХНРЦ, 1994. - 126 с. - 1000 экз.

(Поправка).

УДК 351.853:006.354

ОКС 97.195

Ключевые слова: экспертиза произведений искусства, услуги по экспертизе, произведения живописи и графики, эксперт, договор на проведение экспертизы, общие требования

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019