ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР ИСО 14030-1— 2022
Оценка экологической результативности
ЗЕЛЕНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Часть 1
Механизм зеленых облигаций
(ISO 14030-1:2021, IDT)
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2022
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») совместно с Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 г. № 1474-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14030-1:2021 «Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 1. Механизм зеленых облигаций» (14030-1:2021 «Environmental performance evaluation — Green debt instruments — Part 1: Process for green bonds», IDT)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
© ISO, 2021 © Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2022
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Принципы
5 Требования приемлемости
6 Управление средствами
7 Экологическая результативность
8 Отчетность
Приложение А (справочное) Виды посреднических долговых инструментов
Приложение В (справочное) Указания по выбору подходящей таксономии
Библиография
Введение
Индустриализация, рост населения и другие глобальные тенденции оказывают воздействие на окружающую среду с негативными социальными и экономическими последствиями. Для решения возникающих проблем требуются значительные финансовые ресурсы. Одним из подходов к расширению и стимулированию финансирования экологических улучшений является разработка «зеленых» долговых инструментов, таких как «зеленые» облигации. Для ответственных инвесторов и других заинтересованных сторон облигации, обозначенные как «зеленые», используются в целях направления средств исключительно на проекты, активы и сопутствующие затраты, которые могут привести к экологическим преимуществам, таким как соответствие глобальным климатическим целям и сохранение природных ресурсов. Такие облигации также могут помочь инвесторам уменьшить финансовые риски, связанные с неэффективным экологическим менеджментом. Для эмитентов и андеррайтеров «зеленые» облигации являются привлекательным финансовым продуктом с растущей рыночной ценностью. Однако понимание эмитентов и участников рынка относительно значения термина «зеленый» могут сильно различаться и, вероятно, будут меняться со временем, создавая проблемы для обеспечения доверия и роста рынка.
Настоящий стандарт определяет принципы зеленых облигаций (GBP) [13], устанавливая конкретные требования и руководящие указания для обозначения и верификации зеленых облигаций. Цель состоит в том, чтобы предоставить участникам рынка и другим заинтересованным сторонам общую основу для обозначения той или иной облигации в качестве «зеленой». Предполагаемый результат — обеспечение ясности на рынке и повышение доверия к облигациям, обозначенным как «зеленые». Это достигается путем установления требований к распределению средств по проектам, активам и сопутствующим затратам, а также требований к отчетности о результатах ожидаемых воздействий. Примеры экологических целей, которые могут быть связаны с финансированием облигаций, выпущенных в соответствии с настоящим стандартом, приведены в 5.2.
В рамках GBP [13] определен следующий процесс выпуска «зеленых» облигаций и управления ими:
а) использование средств;
Ь) порядок оценки и отбора проектов;
с) управление средствами;
d) отчетность;
е) независимая экспертиза.
Целью присвоения облигации статуса «зеленой» является поощрение инвестиций, которые увеличивают положительное и уменьшают отрицательное воздействие на окружающую среду. Контролируемые воздействия на окружающую среду должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными, прозрачными и теоретически обоснованными.
Надежная информация об экологическом воздействии или эффективности проектов, активов и сопутствующих затрат важна для инвесторов и других заинтересованных сторон. На этапе, предшествующем выпуску облигаций, инвесторы хотят знать, что эмитент следовал надлежащему установленному процессу, который оправдывает присвоение облигации статуса «зеленой», и что соответствующие проекты, активы и сопутствующие затраты имеют потенциал для достижения положительных экологических результатов. После выпуска зеленых облигаций инвесторы стремятся получить подтверждение того, что сумма, эквивалентная чистым поступлениям, направлена на приемлемые «зеленые» проекты, активы и сопутствующие затраты, а позднее — что эффективность проекта соответствует критериям приемлемости. Поэтому роль владельцев программы верификации очень важна, так как они будут верифицировать положения разделов 5 и 6.
В настоящем стандарте установлено определение «зеленых» облигаций и указаны этапы процесса присвоения облигации статуса «зеленой», включая требования по определению соответствующих показателей результативности. Требования настоящего стандарта касаются следующих аспектов:
- критериев приемлемости для использования средств (см. раздел 5);
- управления средствами (см. раздел 6);
- экологической результативности (см. раздел 7);
- отчетности (см. раздел 8).
Рисунок 1 отражает взаимосвязь между четырьмя частями серии ИСО 14030.
ИСО 14030*1: Зеленые облигации Оценка приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, а также отчетность о результатах деятельности
ИС014030-2: Зеленые займы Оценка приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, а также отчетность о результатах деятельности
Отчетность перед инвесторами, проверяющими и общественностью
а) Перечень выбранных проектов, активов и сопутствующих затрат
из ИСО 14030-3 или другой подходящей таксономии
Ь) Описание предполагаемого распределения, отслеживания и управления доходами от «зеленых» облигаций и займов
с) Описание отдельных показателях эффективности, методологии и соответствующих данных, использованных для оценки
d) Результаты и отчеты об эффективности до и после сделок с долговыми обязательствами
ИС014030-3: Таксономия (или другая подходящая таксономия)
Выбор подходящего:
а) Приемлемые инвестиционные категории/подкатегории
Ь) Экологические преимущества
с) Критерии приемлемости
d) Показания эффективности
Дополнительные требования программ зеленого финансирования (например, сертификация по стандарту климатических облигаций)
Рисунок 1 — Взаимосвязь между частями серии ИСО 14030
В тексте настоящего стандарта:
- «должен» указывает на требование;
- «следует» обозначает рекомендацию;
- «разрешен» указывает на разрешение;
- «может» указывает на возможность или способность.
Информация, помеченная как «ПРИМЕЧАНИЕ», призвана помочь в понимании или разъяснении соответствующего требования.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка экологической результативности
ЗЕЛЕНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Часть 1
Механизм зеленых облигаций
Environmental performance evaluation. Green debt instruments.
Part 1. Process for green bonds
Дата введения — 2023—06—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает принципы, требования и руководящие указания для:
- обозначения облигаций, которые финансируют приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты в качестве «зеленых»;
- управления и отчетности по использованию средств;
- определения, мониторинга и отчетности о воздействии на окружающую среду;
- отчетности перед заинтересованными сторонами;
- валидации и верификации.
Настоящий стандарт применим к любому эмитенту облигаций.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК: доступно по адресу //www.electropedia.org/
Примечание 1 — В среде обитания человека процесс адаптации направлен либо на смягчение (или предотвращение) нежелательных последствий, либо на использование благоприятных возможностей.
3.1 Термины, относящиеся к долговым инструментам
3.1.1 облигация (bond): Вид долгового инструмента (3.1.3), который служит юридически действительным свидетельством долга и обещанием его погашения в течение определенного срока.
Примечание — В настоящем стандарте термин «облигация» следует понимать как включающий посреднические долговые инструменты, перечисленные в приложении А.
3.1.2 зеленая облигация (green bond): Облигация (3.1.1), чистая выручка (3.1.6) от которой или сумма, эквивалентная чистой выручке, будут применяться исключительно для частичного или полного финансирования или рефинансирования новых или существующих приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат (3.2.10).
Издание официальное
3.1.3 долговой инструмент (debt instrument): Обязательство, позволяющее той или иной стороне привлечь средства, пообещав выплатить кредитору долг в соответствии с условиями договора.
Примечание — Приложение А содержит неисчерпывающий перечень типов облигаций и других посреднических долговых инструментов.
3.1.4 зеленый долговой инструмент (green debt instrument): Долговой инструмент (3.1.3), чистая выручка (3.1.6) от которого или сумма, эквивалентная чистой выручке, будут применяться исключительно для частичного или полного финансирования или рефинансирования новых или существующих приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат (3.2.10).
3.1.5 эмитент (issuer): Субъект, ответственный за выполнение договорных обязательств по облигации (3.1.1) или другому долговому инструменту (3.1.3).
3.1.6 чистая выручка (net proceeds): Стоимость основной суммы облигации (3.1.1) или другого долгового инструмента (3.1.3) за вычетом ожидаемых или фактических затрат на выпуск и скидок.
3.1.7 таксономия (taxonomy): Система классификации инвестиционных категорий или подкатегорий.
3.2 Термины, относящиеся к экологической цели и результативности проектов, активов и сопутствующих затрат
3.2.1 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
[ИСО 14001:2015, 3.2.5, изменено: удалены примечания к термину]
3.2.2 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.
Примечание 1 — В настоящем стандарте фразу «в котором функционирует организация» следует понимать как «связанное с (вызванный) приемлемыми проектами, активами и сопутствующими затратами (3.2.10) облигации (3.1.1) или другого долгового инструмента (3.1.3)».
[ИСО 14001:2015, 3.2.1, изменено: Удалены примечания 1 и 2 к термину, добавлено новое примечание 1 к термину]
3.2.3 экологическая цель (environmental objective): Цель (3.2.1), установленная эмитентом (3.1.5) в отношении окружающей среды (3.2.2).
3.2.4 экологическая результативность (environmental performance): Результаты деятельности, относящиеся к менеджменту экологических аспектов (3.2.5).
[ИСО 14001:2015, 3.4.11, изменено: Удалено примечание 1 к термину]
3.2.5 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.2.2).
Примечание 1 — Экологический аспект может являться причиной воздействий на окружающую среду (3.2.7). Значимый экологический аспект оказывает или может оказать одно или более значимое экологическое(ие) воздействие(я) на окружающую среду.
Примечание 2 — Значимые экологические аспекты определяются организацией с применением одного или более критериев.
[ИСО 14001:2015, 3.2.2]
3.2.6 воздействие (impact): Результат изменения или существующее условие, которое может быть неблагоприятным или благоприятным.
[ИСО 15392:2019, 3.17]
3.2.7 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Воздействие (3.2.6) на окружающую среду (3.2.2) или сохранение окружающей среды, полностью или частично происходящее в результате приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат (3.2.10).
3.2.8 природный капитал (natural capital): Запас возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов (например, растений, животных, воздуха, воды, почвы, минералов), которые в совокупности производят блага для людей.
[Коалиция природного капитала [14]]
3.2.9 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов (3.3.3), практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы избежать, уменьшить или управлять (по отдельности или в комбинации) образованием, выбросом или сбросом любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (3.2.7).
Примечание 1 — Предотвращение загрязнения может включать устранение или сокращение источника (загрязнения); изменения процесса, продукции или услуг; эффективное использование ресурсов; замену используемых материалов и видов энергии; повторное использование; восстановление; вторичную переработку, утилизацию; или очистку.
[ИСО 14001:2015, 3.2.7]
3.2.10 приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты (eligible projects, assets and supporting expenditures): Проекты, активы и сопутствующие затраты, которые отвечают требованиям критериев приемлемости или удовлетворяют тесту процесса приемлемости.
Примечание 1 — Положения о требованиях приведены в 5.1, о валидации (3.3.6) — в 5.4.
Примечание 2 — ИСО 14030-3 содержит примеры проектов, активов и сопутствующих затрат, а также соответствующие критерии для определения приемлемости.
3.3 Термины, относящиеся к оценке результативности
3.3.1 показатель (indicator): Количественная, качественная или бинарная переменная, которая может быть измерена или описана, представляющая статус операций, менеджмента, условий или воздействий.
[ИСО 14031:2021, 3.4.1]
3.3.2 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.3.3) или деятельности.
[ИСО 14001:2015, 3.4.8, изменено: удалено примечание 1 к термину]
3.3.3 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
[ИСО 14001:2015, 3.3.5, изменено: удалено примечание 1 к термину]
3.3.4 данные о деятельности (activity data): Количественная мера деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду (3.2.7).
[ИСО 14033:2019, 3.1.2]
3.3.5 количественные данные (quantitative data): Числовые данные, включающие в себя единицы измерения.
[ИСО 14033:2019, 3.1.3, изменено: в конце определения удалены слова «или контекст для безразмерных данных»]
3.3.6 валидация (validation): Процесс (3.3.3) оценки обоснованности допущений, ограничений и методов, поддерживающих заявление о экологической информации об ожидаемых результатах будущей деятельности.
[ИСО 14065:2020, 3.3.16]
3.3.7 валидатор (эксперт по валидации) (validator): Компетентное и независимое лицо, ответственное за проведение процесса валидации (3.3.6) и предоставление отчета по ее результатам.
[ИСО 14064-3:2019, 3.2.7]
3.3.8 верификация (verification): Процесс (3.3.3) оценки заявления в отношении исторических данных и информации для определения, является ли это заявление в существенном отношении правильным и соответствует ли оно критериям.
[ИСО 14064-3:2019, 3.6.2]
3.3.9 верификатор (эксперт по верификации) (verifier): Компетентное и независимое лицо, ответственное за проведение процесса верификации (3.3.8) и предоставление отчета по ее результатам.
[ИСО 14064-3:2019, 3.2.6]
4 Принципы
4.1 Прозрачность
Отчеты и коммуникации по экологическим аспектам должны обеспечивать полное, открытое и понятное представление информации.
4.2 Точность
Необходимо стремиться уменьшать систематическую погрешность и неопределенность, насколько это практически возможно.
4.3 Полнота
Необходимо включать в отчеты всю значимую информацию.
4.4 Значимость
Необходимо отбирать информацию и данные, отвечающие потребностям предполагаемого пользователя.
4.5 Надежность
Организациям следует использовать надлежащие методологические подходы и источники информации, основанные на последних достижениях науки, для поддержки принятия решений и климатических проектов. Признание неопределенностей считается особенно ценным вкладом в процесс принятия решений.
4.6 Ответственность
Организации должны признавать и нести ответственность за свои экологические аспекты и процессы оценки, а также выполнять надлежащий контроль и должным образом реагировать на полученные результаты контроля.
4.7 Принцип предосторожности
Необходимо избегать, снижать и подавлять значительные риски для окружающей среды, природных мест обитания, биологического разнообразия, а также для здоровья и благополучия людей.
5 Требования приемлемости
5.1 Общие положения
Финансироваться с помощью зеленых облигаций могут проекты, активы и сопутствующие затраты, которые отвечают критериям приемлемости, описанным в ИСО 14030-3 или иной подходящей таксономии. Приемлемость в отношении проектов, активов и сопутствующих затрат, не описанных в ИСО 14030-3 или иной подходящей таксономии, должна определяться в соответствии с 5.4.
Примечание — Руководство по выбору подходящей таксономии приведено в приложении В.
Все приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты должны:
а) вносить позитивный вклад в достижение как минимум одной экологической цели, который будет оцениваться и, по возможности, количественно определяться эмитентом;
Ь) управлять экологическими аспектами в той мере, в какой это практически возможно, чтобы избежать или смягчить соответствующие негативные воздействия на окружающую среду.
Приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты не должны наносить существенного ущерба другим элементам окружающей среды, некоторые из которых рассматриваются в экологических целях (см. 5.2).
В случае выбора новых или замещающих проектов, активов и сопутствующих затрат, после первоначального выпуска облигаций, эмитент должен провести такой же процесс оценки, как описано в 5.3 и, при необходимости, 5.4 с предоставлением результатов в последующих отчетах (см. 8.2).
5.2 Экологические цели
В качестве экологических целей могут быть приняты (но не ограничиваются перечисленным), в частности, следующие:
- снижение рисков последствий изменения климата;
- адаптация к изменениям климата;
- грамотное использование и охрана водных и морских ресурсов;
- предотвращение образования отходов и рециклинг;
- переход на экономику замкнутого цикла;
- контроль и предотвращение загрязнений;
- охрана и восстановление экосистем.
Следует обеспечить возможность качественного или количественного измерения целей.
5.3 Процесс оценки и отбора проектов, активов и сопутствующих затрат
Эмитент зеленых облигаций должен установить, документировать, внедрить и поддерживать процесс оценки и отбора приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат. Эмитент должен распределять (см. раздел 6) чистую выручку или сумму, эквивалентную чистой выручке от любой зеленой облигации, на приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты.
Процесс оценки и отбора должен включать в себя следующее:
а) установление одной или нескольких экологических целей для проектов, активов и сопутствующих затрат, финансируемых или рефинансируемых за счет зеленых облигаций (см. 5.2);
Ь) разработку списка проектов, активов и сопутствующих затрат или категорий для распределения суммы, эквивалентной чистой выручке;
с) выбор подходящей таксономии, которой должны соответствовать проекты, активы и сопутствующие затраты.
Примечание — Руководство по выбору подходящей таксономии приведено в приложении В.
Эмитент должен объяснить свой выбор подходящей таксономии.
Подходящими таксономиями являются: государственные или частные инициативы; общедоступные; соответствующие местным условиям; принятые на национальном, региональном или международном уровне; общепризнанные участниками рынка; и согласованные с принципами, представленными в разделе 4.
Если проекты, активы и сопутствующие затраты не описаны в рамках подходящей таксономии, эмитент должен выполнить требования 5.4.
5.4 Тест процесса приемлемости
5.4.1 Описание проектов, активов и сопутствующих затратЭмитент должен применять тест процесса приемлемости для определения приемлемости проектов, активов и сопутствующих затрат, которые не описаны в подходящей таксономии. По предлагаемым проектам, активам и сопутствующим затратам эмитент должен документировать следующее:
а) область применения;
Ь) необходимые термины и определения;
с) положительный вклад в достижение как минимум одной экологической цели;
d) экологические риски или отрицательные воздействия на окружающую среду;
е) исключения проектов, где это применимо;
f) методологию определения и менеджмента экологических аспектов и рисков, а также оценку, смягчение, мониторинг воздействий на окружающую среду и отчетность о них;
д) показатели экологической результативности (см. 7.2).
5.4.2 Критерии приемлемости предлагаемых проектов, активов и сопутствующих затрат
Эмитент должен разработать критерии приемлемости предлагаемых проектов, активов и сопутствующих затрат.
5.4.3 Валидация приемлемости
Эмитент должен получить независимое подтверждение приемлемости предлагаемых проектов, активов и сопутствующих затрат.
6 Управление средствами
6.1 Распределение чистой выручки на приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты
Эмитент должен распределять сумму, эквивалентную 100 % чистой выручки, на приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты в кратчайший практически осуществимый срок, но обязательно до наступления срока погашения зеленой облигации. В течение срока действия облигации эмитент должен вести актуальный перечень закрепленных проектов, активов и сопутствующих затрат.
Эмитент не должен распределять выручку на приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты, на которые уже распределяется выручка по другим зеленым облигациям, если это не относится к отдельным, специально выделенным частям приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, обозначенным эмитентом.
6.2 Контроль расходования средств
Эмитенту следует поместить сумму, эквивалентную чистой выручке от облигации, на субсчет, перенести в субпортфель либо обеспечить систематический контроль иного рода. Данные действия следует фиксировать документально в соответствии с установленным внутренним процессом и порядком.
Эмитент должен утвердить, ввести и осуществлять процесс для отслеживания чистой выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке, от каждой зеленой облигации. Эмитент должен отслеживать сообразно с обстоятельствами:
а) чистую выручку или сумму, эквивалентную чистой выручке;
Ь) нераспределенную выручку;
с) распределение чистой выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке, на приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты.
6.3 Управление нераспределенной выручкой
Пока облигация остается в обращении, остаток отслеживаемой выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке, периодически корректируется для соответствия ассигнований на приемлемые проекты, активы и сопутствующие затраты. До распределения таких остатков на приемлемые проекты, активы и сопутствующие проекты нераспределенную выручку следует держать:
а) во временных инвестиционных инструментах, представляющих собой активы с высокой ликвидностью и безопасностью, таких как наличные денежные средства, денежные эквиваленты или краткосрочные финансовые активы, в рамках функции казначейства; или
Ь) во временных размещениях, не включающих проекты, активы и сопутствующие расходы, которые не соответствуют характеру «зеленой» облигации; или
с) на специальном счете.
Эмитент доводит до сведения инвесторов предполагаемые виды временного размещения остатка нераспределенной выручки (см. 8.2.1).
7 Экологическая результативность
7.1 Оценка воздействия на окружающую среду
Эмитент должен оценить существенные воздействия на окружающую среду и экологические риски, связанные с приемлемыми проектами, активами и сопутствующими затратами, и задокументировать результаты.
Примечание 1 — Руководство по оценке воздействия на окружающую среду приведено в ИСО 14001, ИСО 14002-1 и ИСО 14044.
Оценка воздействия должна учитывать соответствующие национальное и международное законодательство и конвенции, касающиеся окружающей среды.
Примечание 2 — В частности, оценка воздействия может позволить выявить и оценить значительные воздействия обозначенной деятельности или активов на ключевые районы биоразнообразия [16], определенные Конвенцией ООН о биологическом разнообразии, или объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
7.2 Показатели экологической результативности
Эмитент должен определить показатели экологической результативности, качественные или количественные, для отслеживания значительных положительных и отрицательных воздействий на окружающую среду.
Эмитент должен планировать сбор качественной экологической информации, чтобы определить соответствующие ожидаемые воздействия на окружающую среду от приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат. В плане должны быть учтены базовые данные, данные о деятельности, а также предполагаемые методы их сбора и анализа.
Эмитенту следует использовать количественные показатели экологической результативности (например, энергетические мощности, производство электроэнергии, снижение и предотвращение выбросов парниковых газов, сокращение использования воды, уменьшение количества необходимого автотранспорта). В тех случаях, где количественные показатели результативности не применяются, необходимо использовать качественные показатели экологической результативности.
Эмитент должен раскрыть лежащую в основе методологию и (или) допущения, использованные при количественной и качественной оценке и определении результативности.
Эмитент должен использовать базовые данные и сведения о деятельности для измерения воздействия приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат.
Эмитенту следует применять стандартизированные методики, при их наличии, либо привести объяснения причин, по которым соответствующие методики им не применяются.
К показателям экологической результативности можно отнести:
а) соответствующие выбросы и сбросы в окружающую среду;
Ь) экономию энергии или снижение выбросов парниковых газов;
с) вклады в достижение соответствующих целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН;
d) вклад в сохранение, восстановление или приумножение природного капитала;
е) иные релевантные показатели.
Примечание 1 — Предпочтительно использовать нормированные показатели в международной системе единиц измерений (СИ).
Примечание 2 — Примеры стандартизированных методик включены в ИСО 14064-1:2018 в части выбросов парниковых газов, и каталог общепринятых показателей результатов деятельности IRIS+, разработанный Глобальной сетью инвестиций воздействия (GIINI) [15].
Примечание 3 — Руководящие указания по планированию сбора количественных экологических данных приведены в ИСО 14033.
8 Отчетность
8.1 Отчетность до выпуска облигаций
8.1.1 Обязательная отчетностьЭмитенту следует доводить до сведения инвесторов (а также, при отсутствии ограничений, обусловленных конфиденциальностью, до сведения общественности) следующее:
а) экологические цели (согласно п. 5.2) приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, финансируемых или рефинансируемых с помощью зеленых облигаций, и название выбранной таксономии (согласно п. 5.3);
Ь) описание и результаты процесса оценки и выбора проектов, активов и сопутствующих затрат, применяемых эмитентом, в соответствии с 5.3 и, если применимо, в соответствии с 5.4;
с) описание приемлемых зеленых проектов, активов и сопутствующих затрат, которые предполагается финансировать или рефинансировать;
Примечание 1 — Если соглашения о конфиденциальности, соображения конкуренции или большое количество базовых активов ограничивают степень детализации данных, которые могут быть предоставлены в отношении конкретных приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, информация может быть представлена в обобщенном виде или на основе агрегированного портфеля.
d) описание процесса отслеживания чистой выручки или эквивалентной суммы чистой выручки, как предусмотрено в 6.1;
е) предполагаемые способы временного размещения для управления нераспределенной выручкой в соответствии с 6.3;
f) оценку воздействий, как описано в 7.1;
д) ожидаемые воздействия на окружающую среду или экологическую результативность приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, а в соответствующих случаях — также примеры ключевых показателей экологической результативности для каждого вида приемлемого проекта, актива и сопутствующих затрат;
h) планируемую эмитентом периодичность представления отчетов о показателях результативности, связанных с воздействием на окружающую среду финансируемых или рефинансируемых проектов, активов и сопутствующих затрат в течение срока действия зеленой облигации; до полного распределения такую отчетность следует готовить не реже одного раза в год;
i) планируемую эмитентом периодичность представления отчетов в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
j) заявления о соблюдении требований настоящего стандарта и отчеты соответствующих валидаторов и верификаторов.
Эмитенту следует представлять эту информацию в контексте общих экологических целей, стратегии, политики и (или) процессов эмитента.
Примечание 2 — Информация, предоставляемая эмитентами в соответствии с 8.1, обычно называется «концепцией зеленых облигаций».
8.1.2 Факультативная (необязательная) отчетность
Эмитенту следует также доводить до сведения инвесторов (а также, при отсутствии ограничений, обусловленных конфиденциальностью, до сведения общественности) следующее:
а) описание того, как эмитент выявлял и управлял или намерен управлять и смягчать потенциально значимые экологические риски, связанные с проектами, активами и сопутствующими затратами;
Ь) информацию о любых других соответствующих маркировках, рейтингах или сертификатах, упомянутых при выборе проекта, если это не ограничено по соображениям конфиденциальности;
с) оценку доли чистой выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке, использованной для финансирования и рефинансирования, и ожидаемый период ретроспективного анализа (т.е. количество лет с даты финансирования до даты выпуска облигаций) для рефинансированных проектов, активов и сопутствующих затрат.
Эмитент может рассчитать вклад в сохранение, восстановление или приумножение природного капитала путем денежной оценки воздействий на окружающую среду и связанных аспектов.
Примечание — Примеры методик приведены в Протоколе о природном капитале [14] и ИСО 14008.
8.2 Отчетность после выпуска облигаций
8.2.1 Отчетность о распределении выручки8.2.1.1 До полного распределения
Эмитент должен предоставлять в виде отчета и поддерживать в актуальном состоянии экологические данные, полученные в результате использования выручки. Эти данные должны пересматриваться и обновляться по мере необходимости не реже одного раза в год до полного распределения, а также оперативно в случае существенных изменений.
Примечание — Существенными изменениями могут быть, в частности: досрочное погашение, смена контроля или приобретение, изменение названия, изменение приемлемости активов и проектов, а также любые существенные изменения, дополнения и другие обновления документов по сделке, в том числе в течение срока действия долгового инструмента (включая любой процесс ликвидации или принудительного исполнения).
Данная информация должна включать в себя следующее:
а) перечень приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, а также сумму выручки или сумму, эквивалентную чистой выручке, распределенной на каждую категорию приемлемых проектов;
Ь) географическое распределение приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат;
с) сроки распределения и любого перераспределения выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке по каждому приемлемому проекту, активу и сопутствующим затратам;
d) распределение средств на финансирование или рефинансирование приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат; отчетность об использовании выручки может осуществляться:
1) по каждому проекту отдельно,
2) со ссылкой на конкретную облигацию,
3) на основании портфеля проектов;
е) статус и подробности о нераспределенной выручке;
f) заявления о соблюдении требований настоящего стандарта.
В отчет также могут включаться:
- любые существенные изменения в экологических целях или факторах, которые могут влиять на приемлемость или текущую оценку (см. 5.1) приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат;
- процент зеленых облигаций, непогашенных на конец года, от общей стоимости непогашенных облигаций;
- процент зеленой выручки (дохода) от обозначенных потоков активов (проектов), сформированных эмитентом, от общей суммы выручки.
Отчет эмитента должен доводиться до сведения инвесторов, а также, при отсутствии ограничений, обусловленных конфиденциальностью, до сведения общественности.
Если соглашения о конфиденциальности, соображения конкуренции или большое количество базовых активов ограничивают степень детализации данных, которые могут быть предоставлены в отношении конкретных приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, информация должна предоставляться по категориям инвестиционных направлений, представленных приемлемыми проектами, активами и сопутствующими затратами.
8.2.1.2 После полного распределения
После распределения всей чистой выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке, эмитент должен представить отчет, в котором будут перечислены финансируемые или рефинансируемые проекты, активы и сопутствующие затраты и суммы чистой выручки или сумма, эквивалентная чистой выручке от облигаций, распределенных (или перераспределенных) по ним.
В отчете должны быть описаны проекты и выделенные на них суммы.
Отчет эмитента должен доводиться до сведения инвесторов, а также, при отсутствии ограничений, обусловленных конфиденциальностью, до сведения общественности.
8.2.2 Отчетность о воздействиях
После распределения всей чистой выручки или суммы, эквивалентной чистой выручке, эмитент должен представить отчет о показателях экологической результативности (см. 7.2) по приемлемым проектам, активам и сопутствующим затратам.
Эмитент должен отчитываться о воздействии на окружающую среду приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат по крайней мере один раз после полного распределения до наступления срока погашения, а также оперативно в случае существенных изменений.
Отчет, включая сведения о воздействиях, должен составляться в том случае, если:
- фактическая операционная результативность в рамках приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат с момента начала полноценного функционирования значительно отличаются от тех, какие были раскрыты в отчетности до выпуска облигаций в соответствии с 8.1; или
- фактическая операционная результативность в рамках приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат с момента начала полноценного функционирования не отвечают критериям приемлемости, описанным в подходящей таксономии или прошедшим валидацию в соответствии с 5.4.
Эмитент должен рассмотреть виды приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат при планировании отчетности о количественных или качественных экологических показателях.
Отчетность о воздействиях может осуществляться по каждому проекту отдельно, на основании деятельности, связанной с конкретными облигациями, или на основании портфеля проектов.
В объем информации, вносимой в отчет, должны входить как минимум количественные данные или качественная экологическая информация, касающаяся экологической результативности. Отчет эмитента должен доводиться до сведения инвесторов, а также, при отсутствии ограничений, обусловленных конфиденциальностью, до сведения общественности.
Если соглашения о конфиденциальности, соображения конкуренции или большое количество базовых активов ограничивают степень детализации данных, которые могут быть предоставлены в отношении конкретных приемлемых проектов, активов и сопутствующих затрат, информация должна предоставляться по категориям инвестиционных направлений, представленных приемлемыми проектами, активами и сопутствующими затратами.
8.3 Валидация и верификация
При заявлении о соблюдении требований настоящего стандарта эмитент должен обеспечить факт надлежащей валидации на соответствие требованиям настоящего стандарта или верификации.
Требования 5.4, в случае их применимости, подлежат валидации.
Перед выпуском облигации должна быть проведена надлежащая валидация или верификация соответствия требованиям 8.1.
После выпуска и полного распределения выручки должно быть верифицировано соответствие требованиям отчетности о распределении (см. 8.2.1.2).
После выпуска должно быть верифицировано соответствие требованиям отчетности о воздействиях (см. 8.2.2).
Приложение А (справочное)
Виды посреднических долговых инструментов
В данном приложении приведен неисчерпывающий список видов облигаций и посреднических долговых инструментов, часто используемых на рынке. Следующий список приводится справочно и не заменяет собой классификацию, предусмотренную национальным законодательством:
- обеспеченные долговые инструменты: примерами их могут быть обеспеченные облигации, ценные бумаги, обеспеченные активами (ABS), ипотечные ценные бумаги (MBS), облигации с покрытием;
- облигации: с возможностью досрочного погашения, конвертируемые, субординированные, приоритетные, необеспеченные, гибридные, доходные, амортизационные (в любых купонных форматах, в том числе с фиксированной, плавающей или нулевой процентной ставкой и облигации, индексируемые по уровню инфляции);
- облигации финансирования проектов;
- депозитные свидетельства;
- коммерческие бумаги;
- свидетельства о частном размещении ценных бумаг;
- структурированные ценные бумаги;
- долговые расписки (Шульдшайн);
- облигации Сукук.
Приложение В (справочное)
Указания по выбору подходящей таксономии
В.1 Общие положения
ИСО 14030-1 и ИСО 14030-2 позволяют пользователям определять приемлемость проекта, ссылаясь на включение описания его сектора в ИСО 14030-3 и применяя пороговые значения и исключения. В качестве альтернативы пользователь ИСО 14030-1 и ИСО 14030-2 может выбрать таксономию, разработанную для использования в стране пользователя, или таксономию, определенную оператором программы зеленых долговых инструментов.
Указания, приведенные в настоящем приложении, призваны обеспечить, чтобы подходящие таксономии были пригодны для использования и заслуживали доверия.
В.2 Раскрытие информации пользователями
Эмитенту (заемщику, кредитору) следует документально обосновать выбор подходящей таксономии, которая как минимум:
- выражает экологические цели;
- содержит критерии или пороговые значения приемлемости и исключения, если это применимо, проектов, активов и сопутствующих затрат;
- разработана авторитетным источником, который может быть государственным или негосударственным;
- является общедоступной;
- соответствует предполагаемой юрисдикции (юрисдикциям) выпуска, происхождения или кредитования;
- соответствует местонахождению предполагаемых проектов, активов и сопутствующих затрат;
- признана участниками рынка;
- является применимой на местном, национальном, региональном или международном уровне.
В.З Верификация пригодности подходящей таксономии
При верификации соответствия зеленого долгового инструмента требованиям ИСО 14030-1 или ИСО 14030-2 верификаторы должны оценить пригодность подходящей таксономии и включить свои выводы в итоговый отчет или заключение.
Библиография
[1] | ISO 14001:2015 | Environmental management systems — Requirements with guidance for use (Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению) |
[2] | ISO 14002-1 | Environmental management systems Guidelines for using ISO 14001 to address environmental aspects and conditions within an environmental topic area Part 1: General (Системы экологического менеджмента. Руководство по применению ИСО 14001 для рассмотрения экологических аспектов и условий в рамках тематической области охраны окружающей среды. Часть 1: Общие положения) |
[3] | ISO 14008 | Monetary valuation of environmental impacts and related environmental aspects (Денежная оценка воздействия на окружающую среду и соответствующих экологических аспектов) |
[4] | ISO 14030-2 | Environmental performance evaluation Green debt instruments Part 2: Process for green loans (Оценка экологической результативности. «Зеленые» долговые инструменты. Часть 2. Процесс получения «зеленых» кредитов) |
[5] | ISO 14030-3 | Environmental performance evaluation Green debt instruments Part 3: Taxonomy (Оценка экологической результативности. «Зеленые» долговые инструменты. Часть 3. Таксономия1)) |
[6] | ISO 14030-4 | Environmental performance evaluation Green debt instruments Part 4: Verification programme requirements (Оценка экологической результативности. «Зеленые» долговые инструменты. Часть 4. Требования к программе верификации) |
[7] | ISO 14031:2021 | Environmental management Environmental performance evaluation Guidelines (Экологический менеджмент. Оценка экологической результативности. Руководство) |
[8] | ISO 14033:2019 | Environmental management — Quantitative environmental information — Guidelines and examples (Экологический менеджмент. Количественные экологические данные. Руководство и примеры) |
[9] | ISO 14044 | Environmental management — Life cycle assessment — Requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации) |
[Ю] | ISO 14064-1:2018 | Greenhouse gases — Part 1: Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals (Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации) |
[11] | ISO 14064-3:2019 | Greenhouse gases — Part 3: Specification with guidance for the verification and validation of greenhouse gas statements (Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов) |
[12] | ISO 15392:2019 | Sustainability in buildings and civil engineering works General principles (Устойчивое разви- |
тие зданий и гражданских инженерно-технических сооружений. Общие принципы)
[13] International Capital Market Association (ICMA). Green Bond Principles: Voluntary Process Guidelines for Issuing Green Bonds. ICMA, Paris, 2018
[14] Natural Capital Coalition. What is natural capital? (online). Available at: https://naturalcapitalcoalition.org/natu-ral-capital-2/
[15] Global Impact Investors Network (GUN). IRIS+ (online). Available at: https://iris.thegiin.org/
[16] В i rd Life International on behalf of the KBA Partnership. World Database on Key Biodiversity Areas™ (online). Available at: //www.keybiodiversityareas.org/
УДК 502.3:006.354 ОКС 03.060; 13.020.20
Ключевые слова: экологический менеджмент, оценка экологической результативности, зеленые долговые инструменты
Редактор В.Н. Шмельков Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор С.И. Фирсова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Сдано в набор 14.12.2022. Подписано в печать 29.12.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,12.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.
1
) В разработке.