ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
70558— 2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАЗЫ ПАРНИКОВЫЕ
Протокол по парниковым газам. Корпоративный стандарт учета и отчетности. Основные положения
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2022
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2022 г. № 1504-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2022
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Методические рекомендации по оформлению основных положений корпоративного стандарта учета
и отчетности по парниковым газам
Библиография
Введение
Изменение климата, вызванное деятельностью человека, определено как один из самых значительных вызовов как для государств в целом, так и для представителей бизнеса. Одной из основных задач по сохранению экологического равновесия в условиях больших объемов промышленного производства является контроль за парниковыми газами (ПГ).
Настоящий стандарт содержит рекомендации для компаний и прочих организаций, занимающихся подготовкой инвентаризаций выбросов ПГ. Он содержит основные положения учета и отчетности по шести парниковым газам, включенным в Киотский протокол: диоксиду углерода (СО2), метану (СН4), оксиду азота (N2O), гидрофторуглеродам (ГФУ), перфторуглеродам (ПФУ) и гексафториду серы (SF6).
Поскольку программы сокращения выбросов ПГ для предприятий предъявляют требования к учету и отчетности, перед проведением инвентаризации компаниям следует проверять наличие дополнительных требований в любой соответствующей программе.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по определению целевых показателей, а также по учету косвенных выбросов от электроэнергетики и поглощений углерода из атмосферы и нацелен на гарантированную прозрачность в отношении отчетности компаний по ПГ.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений корпоративного международного стандарта [1].
ГОСТ Р 70558—2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГАЗЫ ПАРНИКОВЫЕ
Протокол по парниковым газам. Корпоративный стандарт учета и отчетности. Основные положения
Greenhouse gases. Greenhouse gas protocol. Corporate accounting and reporting standard. Basic provisions
Дата введения — 2024—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общую структуру, принципы и требования на уровне организации к учету и отчетности по парниковым газам.
Серия стандартов «Газы парниковые» нейтральна по отношению к программам по парниковым газам. Если применяется программа по парниковым газам, то требования этой программы дополняют требования указанной серии.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО 14064-1—2021 Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14064-1—2021.
4 Методические рекомендации по оформлению основных положений корпоративного стандарта учета и отчетности по парниковым газам
Учет выбросов определяет наиболее эффективные возможности их сокращения, способствует повышению эффективности использования материалов и энергии, а также разработке новых продуктов и услуг, которые уменьшают углеродный след клиентов и поставщиков.
Издание официальное
Для четкого понимания специфики своих выбросов и реализации обязательств по сокращению выбросов, компании следует провести инвентаризацию парниковых газов.
4.1 Принципы учета и отчетности по парниковым газам
4.1.1 Принципы учета выбросов ПГ являются основой и руководством для ведения учета и отчетности по парниковым газам, чтобы представленная компаниями информация была надежным, точным и достоверным отражением их выбросов.
4.1.2 Практика ведения учета и отчетности по ПГ является новой для многих компаний, хотя и основана на общепринятых принципах финансового учета и отчетности. Для поддержки всех аспектов ведения учета и отчетности по парниковым газам разработаны принципы, применение которых гарантирует, что инвентаризация ПГ представляет точную, полную и достоверную информацию по выбросам компании.
4.1.3 Основные подходы к учету и отчетности по выбросам ПГ
4.1.3.1 Актуальность
Обеспечение того, что инвентаризация парниковых газов надлежащим образом отражает выбросы ПГ компании и способствует принятию решений пользователями — как внутри компании, так и вне ее.
4.1.3.2 Полнота
Ведение учета и отчетности по всем источникам выбросов и видам деятельности в рамках установленных границ инвентаризации. Раскрытие и обоснование любых конкретных исключений.
4.1.3.3 Согласованность
Использование согласованных методик для обеспечения возможности проведения эффективных сравнений выбросов во времени. Прозрачное документирование любых изменений в данных, границах инвентаризации, методах и любых других значимых параметрах во временных рядах.
4.1.3.4 Прозрачность
Решение всех соответствующих вопросов в логической последовательности и на основе фактов, исходя из четких результатов проведенных аудитов. Раскрытие любых соответствующих допущений и приведение ссылок на использованные методики расчета и источники данных.
4.1.3.5 Точность
Исключение, насколько это возможно, как систематического превышения, так и недооценки реальных уровней выбросов при проведении количественной оценки выбросов ПГ и максимально возможное сокращение неопределенностей. Обеспечение достаточного уровня точности, чтобы пользователи могли принимать решения, будучи достаточно уверенными в полноте представленной информации.
4.2 Коммерческие цели и подходы к инвентаризации
4.2.1 Корпоративный стандарт представляет собой комплексную систему учета и отчетности по выбросам, в которой представлены информационные блоки, необходимые для достижения большинства коммерческих целей. Проведение инвентаризации ПГ в компании имеет высокий потенциал коммерческого использования для лучшего понимания структуры выбросов. Целями проведения инвентаризации являются:
- управление рисками, связанными с выбросами ПГ, и определение возможностей для их снижения;
- представление публичной отчетности и участие в добровольных программах сокращения выбросов;
- участие в обязательных программах отчетности;
- участие в торговле выбросами ПГ;
- получение признания за ранние добровольные действия.
4.2.2 Данные инвентаризации, собранные в соответствии со стандартом Протокола по ПГ, можно агрегировать и дезагрегировать в зависимости от выбранных организационных и операционных границ для разных масштабов предприятий.
4.2.3 Система учета и отчетности по выбросам ПГ применяется в процессах управления рисками, связанными с выбросами ПГ, а также при определении возможностей для их снижения.
В контексте нормативных требований по парниковым газам значительный уровень выбросов в производственно-сбытовой цепочке компании рассматривается как потенциальные риски. Отсутствие управления данными по прямым выбросам (от собственной деятельности) приводит к неправильной оценке потенциальных потерь компании. Также следует выполнять обязательства (при возможности 2
снижать) уровень косвенных выбросов, воплощенных в сырье и материалах для производства, или при реализации продукции.
4.2.4 Представление публичной отчетности подразумевает участие в добровольных программах сокращения выбросов ПГ, которые требуют предоставления отчетности по прямым выбросам от производственной деятельности (включая все шесть парниковых газов), а также по косвенным выбросам ПГ при производстве закупаемой компаниями электроэнергии.
4.2.5 Участие в обязательных программах отчетности предусмотрено законодательными актами Российской Федерации, отнесение организации к числу организаций, обязанных предоставлять отчетность по выбросам парниковых газов, проводится в соответствии с [2].
4.2.6 В соответствии с законом об ограничении выбросов парниковых газов, предусматривающим формирование системы торговли углеродными единицами, которые определяются как верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в одной тонне СО2-экв., продавцами единиц являются организации, реализующие климатические проекты для снижения выбросов СО2, а покупателями — компании, заинтересованные в сокращении углеродного следа, но которые в силу ряда обстоятельств не имеют возможности для самостоятельного снижения выбросов ПГ. Система торговли углеродными единицами, как рыночный механизм финансирования климатических проектов, в Российской Федерации является добровольной.
4.2.7 Надежно выполненная инвентаризация может гарантировать, что ранние добровольные сокращения выбросов в компании будут признаны в рамках более поздних программ регулирования. При вступлении в силу нормативных положений о сокращении выбросов добровольные сокращения выбросов ПГ, должным образом учтенные и зарегистрированные, с большей вероятностью будут признаны и учтены.
4.3 Установление организационных границ
4.3.1 Компании должны вести учет и представлять отчетность по своим консолидированным выбросам в соответствии с одним из этих двух подходов: на основе долевого участия и на основе контроля.
4.3.2 В рамках подхода на основе долевого участия компания ведет учет выбросов ПГ от предприятий в соответствии с принадлежащими ей долями в этих предприятиях. Доля в капитале, как правило, привязана к доле владения этими предприятиями и совпадает с процентом владения.
4.3.3 При подходе на основе контроля компания учитывает 100 % выбросов ПГ от контролируемых ею предприятий. Она не учитывает выбросы от предприятий, в которых ей принадлежит доля, но которые она не контролирует.
4.3.4 Если для консолидации выбросов ПГ компания применяет подход на основе контроля, ей следует выбрать между критериями операционного и финансового контроля.
4.3.4.1 Компания осуществляет операционный контроль над предприятием, если она или одно из ее дочерних предприятий имеет полномочия определять и реализовывать хозяйственную политику на предприятии. В соответствии с этим подходом компания отчитывается о 100 % выбросов от предприятий, в отношении которых она или одно из ее дочерних предприятий осуществляет операционный контроль.
4.3.4.2 Компания осуществляет финансовый контроль над предприятием, если имеет возможность определять его финансовую и хозяйственную политику с целью получения экономических выгод от его деятельности. Считается, что компания осуществляет финансовый контроль над предприятием, если она сохраняет за собой большинство рисков и выгод, связанных с владением активами предприятия, если предприятие входит в промышленную группу или является дочерним предприятием, т. е. если предприятие полностью консолидировано в финансовой отчетности. Если этот критерий выбран для определения вида контроля, то выбросы от предприятий, находящихся в долевой собственности, где партнеры совместно осуществляют финансовый контроль, учитываются на основе подхода долевого участия.
4.3.5 Когда корпоративная политика консолидации выбрана, она должна применяться на всех уровнях организации.
4.3.6 При планировании консолидации данных по выбросам важно различать учет ПГ и отчетность по ПГ. Учет ПГ касается признания и консолидации данных по выбросам от предприятий, в которых материнская компания имеет экономический интерес (контролирует либо имеет долю), и привязки данных к конкретным операциям, площадкам, географической местности, производственным процессам и владельцам. В то же время отчетность по ПГ касается представления данных по выбросам в форматах, учитывающих специфику различных видов ее использования и различных пользователей.
4.3.7 Представление отчетности по выбросам, преследует цели выполнения официальных государственных требований по отчетности и участие в программах торговли выбросами или представление публичной отчетности.
4.3.8 При разработке системы учета выбросов основное внимание следует обратить на то, что система должна удовлетворять ряду требований, а именно сбору и регистрации данных на достаточно дезагрегированном уровне, а также возможности консолидировать данные в разных формах, для максимального соответствия требованиям, предъявляемым к отчетности.
4.3.9 Если две или более компаний имеют экономический интерес в одном и том же предприятии и при этом используют разные подходы к консолидации выбросов, имеется вероятность, что выбросы от такого предприятия будут учитываться дважды.
Это может не иметь значения для добровольной корпоративной публичной отчетности при условии, что каждая компания адекватно раскрывает свой подход к консолидации выбросов.
4.3.10 Необходимо избегать двойного учета выбросов в рамках систем торговли и некоторых обязательных государственных программ отчетности.
4.3.11 Требования к отчетности по ПГ существуют на разных уровнях, начиная от конкретного объекта до более агрегированного корпоративного уровня, включая следующие:
- официальные государственные программы отчетности и некоторые системы торговли выбросами, требующие представления отчетности по выбросам на уровне объекта. В таких случаях консолидация данных по ПГ на корпоративном уровне не требуется;
- государственные программы отчетности и торговли, требующие консолидации данных в определенных географических или операционных границах;
- открытую добровольную отчетность для целей демонстрации более широкому кругу заинтересованных лиц. Здесь компании могут участвовать в программах добровольной публичной отчетности, консолидируя данные на корпоративном уровне в целях раскрытия информации о выбросах от всей своей коммерческой деятельности.
4.3.12 Для прояснения вопросов собственности (прав) и ответственности (обязанностей) компании, совместно владеющие предприятиями, могут заключать контракты и прописывать в них, каким образом право собственности на выбросы и ответственность за управление выбросами, а также связанные с этим риски, распределяются между сторонами. Если такие соглашения существуют, компании могут по желанию давать описание своих договоренностей, в том числе информацию о разделении рисков и обязательств в отношении выбросов СО2.
4.3.13 Для разных видов отчетности могут понадобиться разные наборы данных. В связи с этим для учета выбросов ПГ компаниям может потребоваться использовать и подход на основе долевого участия, и подход на основе контроля. Рекомендуется вести учет выбросов, не смешивая эти два подхода. Компаниям необходимо выбрать подход, наиболее подходящий для их коммерческой деятельности, и к требованиям к учету и отчетности по ПГ.
4.4 Установление операционных границ
4.4.1 После определения организационных границ компании, в том числе включения в них предприятий, которыми владеет или которые контролирует компания, следует определить операционные границы компании. Это означает определение выбросов, связанных с деятельностью предприятий компании, разделение их на прямые и косвенные и выбор сферы охвата для целей учета и отчетности по косвенным выбросам.
4.4.2 Установление операционных границ, включающих все прямые и косвенные выбросы ПГ, для обеспечения эффективного и инновационного управления выбросами способствует улучшению управления всем спектром рисков и возможностей, связанных с ПГ, которые имеются в цепочке создания стоимости.
Прямые выбросы ПГ — это выбросы от источников, которыми компания владеет или которые она контролирует.
Косвенные выбросы ПГ — это выбросы, являющиеся следствием деятельности компании, но происходящие на источниках, которыми владеет или которые контролирует другая компания.
4.4.3 Какие именно выбросы являются прямыми и косвенными, зависит от подхода к консолидации выбросов (на основе долевого участия или контроля), выбранного для определения организационных границ.
4.4.4 Для разграничения источников прямых и косвенных выбросов, повышения прозрачности и практической ценности для разных видов организаций были определены три сферы охвата для целей учета и отчетности по парниковым газам — сфера охвата 1, сфера охвата 2 и сфера охвата 3.
С целью предотвращения возможности избежать двойного учета, когда две и более компаний учитывают выбросы по одной и той же сфере охвата, в настоящем стандарте определены сферы охвата 1 и 2.
Компании должны вести раздельный учет и отчетность по выбросам как минимум по сферам охвата 1 и 2.
4.4.4.1 Прямые выбросы ПГ происходят от источников, которыми компания владеет или которые она контролирует, а также выбросы от производства на собственном или контролируемом технологическом оборудовании.
Прямые выбросы СО2 от сжигания биомассы не следует включать в охват 1, по ним нужно вести отдельную отчетность.
По сфере охвата 1 прямые выбросы ПГ в основном являются результатом следующих видов деятельности:
- производства электроэнергии, тепла или пара. Эти выбросы являются следствием сжигания топлива на стационарных источниках, т.е. в котлах, печах или турбинах;
- физической или химической переработки. Большая часть этих выбросов является результатом производства или переработки химических веществ и материалов, например цемента, алюминия, адипиновой кислоты, аммиака, а также переработки отходов;
- перевозки материалов, продукции, отходов и персонала. Эти выбросы являются результатом сжигания топлива на мобильных источниках, принадлежащих компании или контролируемых ею (таких, как грузовики, поезда, корабли, самолеты, автобусы и автомобили);
- утечки — они являются результатом случайных или преднамеренных высвобождений ПГ, например утечки через стыки оборудования, прокладки и уплотнители; выбросы метана из угольных шахт и систем вентиляции; выбросы гидрофторуглеродов (ГФУ) при использовании холодильного оборудования и кондиционеров, а также утечки метана при транспорте газа.
Выбросы, связанные с продажей другой компании электроэнергии собственного производства, не следует вычитать из выбросов по сфере охвата 1.
4.4.4.2 В сфере охвата 2 учитываются выбросы ПГ от производства электроэнергии, которую компания закупает для собственного потребления.
Под термином «электроэнергия» здесь понимается весь объем электричества, пара, тепла и/или охлаждения, приобретаемого и потребляемого организацией. Под закупаемой электроэнергией понимают электроэнергию, которая приобретается или иным способом попадает в организационные границы компании. Выбросы по сфере охвата 2 физически происходят на объекте, где электроэнергия вырабатывается.
Косвенные выбросы, связанные с передачей и распределением электроэнергии.
В соответствии с определением сферы охвата 2 отчетность по выбросам при производстве закупаемой электроэнергии, которая теряется при передаче и распределении, подается в рамках сферы охвата 2 компанией, владеющей электросетевым предприятием или контролирующей его. Конечные потребители закупаемой электроэнергии не должны отчитываться по сфере охвата 2 о косвенных выбросах, связанных с потерями в сетях, потому что они не владеют электрическими сетями, где происходят потери, и не контролируют их.
Этот подход гарантирует отсутствие двойного учета по сфере охвата 2, т. к. только электросетевое предприятие будет вести учет косвенных выбросов, связанных с потерями в сетях. Другим преимуществом этого подхода является простота ведения отчетности по выбросам сферы охвата 2 благодаря использованию общедоступных коэффициентов выбросов, которые в большинстве случаев не включают потери в сетях.
4.4.4.3 Сфера охвата 3 — это дополнительная категория отчетности, которая позволяет учитывать все прочие косвенные выбросы. Выбросы по сфере охвата 3 являются следствием деятельности компании, но происходят на источниках, которыми компания не владеет и которые она не контролирует. Примеры деятельности в рамках сферы охвата 3 включают добычу и производство закупаемых материалов, транспортировку закупаемого топлива и использование реализуемой компанией продукции и услуг, а также прочие косвенные выбросы, связанные с электроэнергией.
Конечные потребители могут отчитываться о своих косвенных выбросах, связанных с потерями в сетях, в рамках охвата 3 по категории «производство электроэнергии, теряемой в системах передачи и распределения».
В рамках сферы охвата 3 подается отчетность о косвенных выбросах, связанных с деятельностью на этапе, предшествующем электроснабжающим предприятиям. Отчетность по выбросам при производстве электроэнергии, покупаемой для перепродажи конечным потребителям, также подается в рамках сферы охвата 3 по категории «производство электроэнергии, закупаемой для последующей перепродажи конечным потребителям». Отчетность по выбросам при производстве электроэнергии, закупаемой для перепродажи неконечным потребителям (например, перепродавцам), может подаваться вне сферы охвата 3 в разделе «Дополнительная информация».
Применение сферы охвата 3 не является обязательным, но дает возможность использовать инновационные подходы в управлении выбросами ПГ.
4.4.5 Операционные границы (сферы охвата 1,2 и 3) устанавливаются на корпоративном уровне после определения организационных границ и определяют объем прямых и косвенных выбросов от предприятий, включенных в установленные компанией организационные границы. Операционные границы применяются одинаковым образом для оценки и классификации прямых и косвенных выбросов на всех операционных уровнях.
4.4.6 Установленные организационные и операционные границы вместе составляют инвентаризационные границы компании.
4.4.7 Компании должны вести раздельный учет выбросов и отчетность по сферам охвата 1 и 2. Они могут дополнительно подразделять данные по выбросам внутри сфер охвата для повышения прозрачности или облегчения сопоставимости данных во времени.
Информацию о выбросах ПГ, не включенных в Киотский протокол, допускается представлять отдельно от данных по сферам охвата — в публичной отчетности по ПГ.
4.4.8 Комплексную систему учета для управления прямыми и косвенными выбросами и их сокращения представляют объединенные данные по всем трем сферам охвата.
4.4.9 Выбранный подход к консолидации (на основе долевого участия или на основе одного из видов контроля) также применяется для учета и классификации прямых и косвенных выбросов ПГ при таких договорных отношениях, как аренда активов, субподряд или франшизы.
Если подход на основе долевого участия или контроля не применяется, то компания может учитывать выбросы от аренды активов, от субподрядчиков и франшиз в рамках сферы охвата 3.
4.4.9.1 В случае использования подхода на основе долевого участия или финансового контроля, арендатор учитывает выбросы от арендованных активов только при условии, что они находятся в его полной собственности и в качестве таковых отражены в балансе (т. е. финансовая или капитальная аренда).
4.4.9.2 В случае использования подхода на основе операционного контроля, арендатор учитывает выбросы только от тех арендованных активов, которыми он управляет (т. е. в случае применения критерия операционного контроля).
Как правило, при финансовой аренде организация берет на себя все риски и выгоды, связанные с арендованным активом, и этот актив считается находящимся в ее полной собственности и в качестве такового отражается в балансе. Любые арендованные активы, не отвечающие данным критериям, находятся в операционной аренде.
4.4.10 Неправильно организованный учет косвенных выбросов приведет к двойному учету, если две разные компании будут включать одни и те же выбросы в свои инвентаризации. Минимизация рисков двойного учета зависит от того, насколько последовательно компании с долевой собственностью или администраторы программ торговли выбирают один и тот же подход (на основе долевого участия или на основе контроля) при установлении организационных границ.
4.4.11 Двойного учета следует избегать при составлении национальных инвентаризаций в соответствии с Киотским протоколом, но при их составлении, как правило, применяется подход «сверху вниз» с использованием национальных экономических данных, а не агрегирование данных компаний «снизу вверх». Механизмы, обеспечивающие соответствие, сконцентрированы на прямых выбросах и/или на косвенных выбросах от использования электроэнергии. Для управления рисками, связанными с выбросами ПГ, и для добровольной отчетности двойной учет имеет не такое большое значение.
Пример — Корпоративный стандарт Протокола по парниковым газам разработан для предотвращения двойного учета выбросов по сфере охвата 1 и 2 двумя разными компаниями. Выбросы по сфере 6
охвата 1 компании Д (производителя электроэнергии) могут считаться выбросами по сфере охвата 2 компании Б (конечного потребителя электроэнергии), но выбросы по сфере охвата 1 компании А не могут считаться выбросами по сфере охвата 1 компании В (партнерская организация компании А), если компания А и компания В последовательно применяют один и тот же подход к консолидации выбросов — на основе долевого участия или на основе контроля.
Аналогичным образом определение сферы охвата 2 не допускает двойного учета выбросов по сфере охвата 2, т. е. две разные компании не могут учитывать выбросы по сфере охвата 2 при закупке одной и той же электроэнергии. Благодаря тому, что не допускается двойной учет выбросов по сфере охвата 2, этот охват является полезной категорией учета для участия в программах торговли квотами, регулирующих конечных потребителей электроэнергии.
При использовании в таких инициативах, как торговля выбросами ПГ, надежность определений сфер охвата 1 и 2 в сочетании с последовательным применением подхода либо на основе долевого участия, либо на основе контроля для определения организационных границ позволяет лишь одной компании заявлять право собственности на выбросы по сфере охвата 1 или 2.
4.5 Мониторинг выбросов во времени
4.5.1 Первым шагом для мониторинга выбросов ПГ является выбор базового года.
4.5.2 Структурные изменения в компаниях (поглощения, отчуждения и слияния) влияют на исторический профиль выбросов компании, затрудняя корректное проведение сравнений во времени. Чтобы сохранять единообразие с течением времени и организовать корректное сравнение ретроспективных данных по выбросам, необходимо их пересчитывать.
4.5.3 Мониторинг выбросов во времени может потребоваться компаниям для достижения ряда коммерческих целей, в том числе:
- представления публичной отчетности;
- определения целевых показателей выбросов ПГ;
- управления рисками и возможностями;
- решения проблем инвесторов и прочих заинтересованных сторон.
4.5.4 Для проведения корректных и последовательных сравнений выбросов во времени компании следует определить уровень, с которым они будут сравнивать текущие выбросы. Этот уровень называется выбросами базового года. По мере того как в компаниях происходят существенные структурные изменения, такие как поглощения, отчуждения и слияния, для последовательного мониторинга выбросов во времени может потребоваться пересчет показателей базового года.
4.5.5 Компании должны выбрать и указать базовый год, за который имеются верифицируемые данные по выбросам, а также указать критерии, по которым был выбран именно этот год.
Большинство компаний выбирают какой-либо один год в качестве базового. Однако можно выбрать и среднегодовое значение выбросов за несколько последовательных лет. Например, среднее значение выбросов за 1998—2000 годы в качестве контрольной точки для отслеживания сокращений. Среднее значение за несколько лет может помочь сгладить колебания выбросов ПГ, из-за которых данные за какой-либо один год могут некорректно представить профиль выбросов компании.
Базовый год инвентаризации может также использоваться в качестве основы для определения целевого показателя выбросов ПГ и отслеживания хода его достижения, в этом случае он называется базовым годом, по отношению к которому устанавливается цель.
4.5.6 Компании должны разработать политику пересчета выбросов базового года и четко определить основу и контекст для любого пересчета. Если это применимо, то в политике пересчета должен быть указан «порог значимости», который применяется при принятии решения о пересчете ретроспективных выбросов.
Порог значимости — это качественный и/или количественный критерий, который применяется для определения существенных изменений в данных, границах инвентаризации, методах или любых других важных параметрах.
Компания несет ответственность за определение «порога значимости», который запускает пересчет выбросов базового года, и за раскрытие информации о нем. Ответственность за подтверждение приверженности компании своей политике «порога значимости» лежит на верификаторе.
4.5.7 Пересчет выбросов базового года должен быть проведен в следующих случаях:
- наличия структурных изменений в отчитывающейся организации, которые оказывают существенное влияние на ее выбросы в базовом году. Структурные изменения подразумевают переход прав собственности или контроля над деятельностью/предприятиями, генерирующими выбросы, от одной компании к другой. При том что отдельное структурное изменение может не оказать значительного
влияния на выбросы базового года, совокупный эффект от ряда небольших изменений может оказать существенное воздействие. Структурные изменения, в свою очередь, включают:
1) слияния, поглощения и отчуждения,
2) передачу на внешний или внутренний субподряд видов деятельности, связанных с выбросами;
- изменения в методологии расчета или повышение точности коэффициентов выбросов или данных о деятельности, которые оказывают значительное влияние на данные о выбросах базового года;
- обнаружения существенных ошибок или ряда ошибок, которые в совокупности являются существенными.
4.5.8 Выбросы базового года должны быть пересчитаны для отражения произошедших в компании изменений, которые иначе могли бы поставить под сомнение согласованность и актуальность представленной информации о выбросах ПГ.
Определив свою политику пересчета выбросов базового года, компания должна последовательно применять эту политику ко всему имеющемуся массиву данных, т. е. пересчитывать выбросы как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
4.5.9 Выбор базового года и пересчет выбросов должны соответствовать коммерческим целям и конкретным условиям работы компании:
- компания, участвующая во внешней программе по парниковым газам, может столкнуться с необходимостью следовать внешним правилам, регулирующим выбор базового года и порядок пересчета выбросов базового года;
- для целей внутреннего управления компания может следовать правилам и рекомендациям, изложенным в этом документе, или разработать свой собственный подход и неукоснительно ему следовать.
4.5.10 В качестве базового года компании должны выбрать самый ранний момент времени, за который у них есть надежные данные.
Примечание — Некоторые организации выбрали 1990 год в качестве базового — для соответствия Киотскому протоколу. Однако получение надежных и верифицируемых данных за ранние годы, такие как 1990-й, может быть сложной задачей.
Если компания продолжает расти за счет поглощений, она может принять политику переноса или «смещения» базового года на несколько лет вперед через равные промежутки времени.
Фиксированный базовый год имеет преимущество, так как позволяет сравнивать данные о выбросах с высокой долей легитимности за более продолжительный период времени, чем метод скользящего базового года.
Большинство программ торговли квотами и реестров ПГ требуют установления фиксированного базового года.
4.5.11 Необходимость в пересчете выбросов базового года определяется уровнем существенности изменений.
Для определения существенных изменений требуется учесть кумулятивное влияние ряда небольших приобретений или отчуждений на выбросы базового года. Какие именно изменения считаются существенными, выбирает сама компания.
Примечание — Некоторые программы по выбросам ПГ определяют численные пороги значимости; например, Калифорнийский реестр климатических действий устанавливает порог изменений на уровне 10 % от выбросов базового года, определяемых кумулятивно от момента установления базового года.
4.5.12 Если структурные изменения обусловливают прямую передачу выбросов от одной компании другой без изменения общего объема выбросов в атмосферу, то они могут быть оформлены без пересчета. В результате приобретения или отчуждения объектов существующие выбросы ПГ переносятся в отчет об инвентаризации другой компании.
4.5.13 Если существенные структурные изменения происходят в середине года, выбросы базового года следует пересчитывать за весь год, а не за оставшуюся после этих структурных изменений часть отчетного периода. Такой подход позволяет избежать повторного пересчета выбросов базового года в следующем году.
Аналогичным образом выбросы текущего года следует пересчитывать за весь год для обеспечения единообразия с пересчетом выбросов базового года. Если невозможно сделать пересчет в тот год, 8
когда произошли структурные изменения (например, из-за отсутствия данных по приобретенной компании), то его можно перенести на следующий год.
4.5.14 В случае, если компания указывает те же источники выбросов ПГ, что и в предыдущие годы, но измеряет или рассчитывает выбросы по другому алгоритму и при этом разница в выбросах окажется существенной, ретроспективные данные пересчитываются с применением новых данных и/или методики.
В случае, если нецелесообразно уточнять вводимые данные за все прошлые годы либо данные по ряду новых показателей за прошлые годы отсутствуют, компании следует восстановить эти показатели или, при невозможности восстановления показателей, принять изменения в источнике данных без пересчета.
Для повышения прозрачности следует указывать на изменения в отчете каждого года, в противном случае при плановой (очередной) верификации отчета могут быть получены некорректные выводы о работе компании.
Никакие изменения в коэффициентах выбросов или в данных о деятельности, которые отражают реальные изменения выбросов (т. е. изменения в типе топлива или в технологическом процессе), не обуславливают необходимость пересчета.
4.5.15 Дополнительная информация о пересчете выбросов, которую могут предоставлять компании, включает:
- пересчитанные данные по выбросам ПГ за каждый год между базовым и отчетным;
- все фактические показатели выбросов, указанные за прошлые годы, т. е. показатели до пересчета, предоставляемые с целью повышения прозрачности, так как это показывает структурное развитие компании с течением времени.
4.5.16 Выбросы базового года не пересчитываются, если компания приобретает (или передает от одного своего структурного подразделения другому) предприятия, которые не существовали в базовом году. Пересчет ретроспективных показателей возможен только до того года, в котором была образована приобретенная компания. То же самое относится к случаям отчуждения (или передачи на субподряд) компанией предприятий, которые не существовали в базовом году.
4.5.17 Структурные изменения в результате передачи видов деятельности на внешний или внутренний субподряд не требуют пересчета выбросов базового года, если компания отчитывается о своих косвенных выбросах от соответствующих видов деятельности.
Пример — Передача на субподряд производства электроэнергии, тепла или пара не требует пересчета выбросов базового года, поскольку корпоративный стандарт протокола по парниковым газам требует отчетность по сфере охвата 2.
В случае, когда при внешнем/внутреннем субподряде значительные объемы выбросов перераспределяются между сферами охвата 1 и 3, а отчетность по сфере охвата 3 не ведется, необходим пересчет выбросов базового года (например, если компания передает на внешний субподряд перевозку готовой продукции).
Если компания решила отслеживать выбросы во времени отдельно по разным сферам охвата, и для каждого охвата установила свой базовый год, то необходимо производить пересчет выбросов базового года для видов деятельности, переданных на внешний и внутренний субподряд.
4.5.18 Выбросы базового года и любые исторические данные не подлежат пересчету в случае увеличения или уменьшения выпуска продукции, изменения в ассортименте выпускаемой продукции, а также открытия или закрытия подразделений, которые принадлежат компании или контролируются ею.
4.6 Установление целевых показателей
4.6.1 Эффективное управление выбросами требует определения целевого показателя по выбросам. Компании разрабатывают стратегии сокращения выбросов ПГ при производстве продукции на своих предприятиях, и нередко корпоративные цели по сокращению выбросов являются ключевыми элементами этих усилий, даже если на какие-либо подразделения компании распространяются (или в будущем будут распространяться) обязательные ограничения по выбросам. Целевые показатели по выбросам устанавливают по нижеперечисленным причинам.
а) Минимизация рисков, связанных с выбросами, и управление ими.
Подготовка инвентаризации выбросов ПГ является важным шагом к определению рисков и возможностей, связанных с выбросами ПГ, а целевой показатель — это инструмент планирования, который способствует сокращению этих выбросов. Целевой показатель по выбросам повышает уровень осведомленности компании о рисках и возможностях, связанных с изменением климата, что в свою очередь способствует минимизации рисков, связанных с изменением климата, и эффективному управлению ими.
б) Сокращение затрат и стимулирование инноваций.
Достижение целевых показателей по выбросам может привести к снижению затрат за счет внедрения технологических инноваций и повышения эффективности использования ресурсов. Целевые показатели для продукции могут стимулировать создание продуктов и услуг, которые позволяют компании увеличить свою долю рынка и сократить выбросы, связанные с использованием продукции.
в) Подготовка к будущему регулированию.
Создание внутренних механизмов учета и стимулирования может способствовать достижению целевых показателей и одновременно помочь компании эффективнее подготовиться к введению мер регулирования в будущем.
г) Демонстрация лидерства и корпоративной ответственности.
Это может улучшить имидж компании в глазах клиентов, сотрудников, инвесторов, деловых партнеров и общественности, а также укрепить репутацию бренда.
д) Участие в добровольных программах.
Растет число добровольных программ по выбросам ПГ, которые поощряют компании к установлению, достижению и отслеживанию прогресса в направлении целевых показателей, а также помогают им в этом.
4.6.2 Установление целевого показателя по выбросам ПГ требует выбора стратегии для оценки потенциала и фактического достижения сокращения выбросов. Этот выбор должен опираться на цели развития бизнеса, все соответствующие меры политики и обсуждения среди заинтересованных лиц.
Для достижения цели потребуется создать внутреннюю систему отчетности и стимулирования, а также выделить необходимые ресурсы.
4.6.3 Существует два основных типа целевых показателей по выбросам ПГ: абсолютные и удельные. Абсолютные целевые показатели, как правило, формулируются как сокращение выбросов ПГ в атмосферу на определенную величину за период времени и выражаются в тоннах СО2 эквивалента. Удельные целевые показатели обычно задаются как сокращение выбросов ПГ в расчете на другую метрику деловой активности, связанную, например, с объемом производства или выручкой за период.
4.6.4 При определении границ для целевых показателей необходимо выяснить, какие парниковые газы, источники выбросов (с указанием их местонахождения) и виды деятельности, охвачены конкретным целевым показателем. Границы целевого показателя могут совпадать с границами инвентаризации или включать только определенное подмножество источников, включенных в границы инвентаризации.
Обеспечение качества инвентаризации выбросов ПГ должно быть ключевым фактором при этом выборе.
4.6.5 Для достоверности целевого показателя необходим прозрачный порядок определения целевых выбросов по отношению к прошлым уровням. Есть два основных подхода: на основе фиксированного и скользящего базового года, по отношению к которому устанавливается цель.
4.6.5.1 Большинство целевых показателей выбросов ПГ определяются как процент сокращения выбросов от показателя фиксированного базового года, по отношению к которому устанавливается цель (например, сокращение к 2010 году выбросов СО2 на 25 % от уровня 1995 года).
Для проведения инвентаризации и для установления целевого показателя можно выбрать разные годы в качестве базового года, для упрощения инвентаризации и процесса отчетности обычно рекомендуется выбирать один и тот же год.
При выборе базового года важно убедиться, что данные по выбросам базового года, по отношению к которому устанавливается цель, являются надежными и верифицируемыми. В качестве базового значения для установления цели можно использовать среднегодовое значение выбросов за период.
4.6.5.2 Если получение и актуализация надежных и верифицируемых данных за фиксированный базовый год, по отношению к которому устанавливается цель, проблематично (например, из-за частых приобретений активов), компании могут подумать об установлении скользящего базового года для установления цели. При таком подходе через равные интервалы времени (обычно это один год) базовый год, по отношению к которому устанавливается цель, сдвигается вперед, и таким образом выбросы всегда сравниваются с показателем предыдущего года.
4.6.5.3 Проведение пересчета, если установлен целевой показатель удельных выбросов. К абсолютным выбросам компаний, установивших целевые показатели по удельным выбросам, пересчет по причине структурных изменений в целях достижения целевых показателей обычно не требуется, если только эти структурные изменения не привели к существенным изменениям удельных выбросов ПГ.
Если в целях достижения целевых показателей проводится пересчет по причине структурных изменений, то его следует проводить и в отношении абсолютных выбросов, и в отношении метрики целевого показателя.
Если в результате структурных изменений метрика целевого показателя удельных выбросов становится неактуальной, то может потребоваться замена метрики целевого показателя (например, если компания использовала показатель удельных выбросов, актуальный для определенного вида деятельности, а затем переориентировалась на другую отрасль).
4.6.6 Срок достижения целевого показателя определяет, является ли цель относительно краткосрочной или долгосрочной. Долгосрочные цели (например, со сроком достижения 10 лет от даты установления) облегчают долгосрочное планирование крупных капиталовложений, приводящих к сокращению выбросов ПГ. Однако они могут стимулировать более поздний вывод из эксплуатации неэффективного оборудования. Как правило, долгосрочные цели зависят от неопределенных событий в будущем, которые могут быть связаны как с возможностями, так и с рисками. Пятилетний период достижения цели может быть более практичным для организаций с не очень длинными циклами планирования.
4.6.7 Период обязательств в отношении целевого показателя — это период времени, в течение которого фактические показатели выбросов сравниваются с целевыми показателями. Он заканчивается, когда наступает срок достижения целевого показателя. Продолжительность периода обязательств — это важный фактор при оценке серьезности намерений компании. Как правило, чем дольше период обязательств в отношении целевого показателя, тем дольше срок, в течение которого показатели фактических выбросов сравниваются с целевыми.
4.6.8 Целевые показатели по выбросам ПГ могут быть полностью достигнуты либо за счет внутренних сокращений на источниках, включенных в границы целевых показателей, либо с дополнительным применением зачетных единиц, полученных в результате реализации проектов сокращения выбросов ПГ от источников (или увеличения поглощения ПГ) вне границ целевых показателей.
Использование зачетных единиц может быть целесообразным, если затраты на достижение внутренних сокращений высоки, возможности их достижения ограниченны или компания не может достичь своих целей из-за непредвиденных обстоятельств. В отчете о достижении целевых показателей следует указать, использовались ли зачетные единицы, и какая часть целевых сокращений выбросов достигнута благодаря их использованию.
В настоящее время нет общепризнанных методологий количественной оценки зачетных единиц сокращений выбросов. Из-за неопределенностей, связанных с ведением учета по проектам сокращения выбросов ПГ, трудно установить, эквивалентны ли зачетные единицы по величине внутренним сокращениям, которые они компенсируют.
4.6.9 Поскольку в настоящее время нет консенсуса в отношении того, как следует решать проблемы двойного учета, каждая компания должна разработать собственную «Политику в отношении двойного учета». В ней необходимо указать, каким образом сокращения и сделки, относящиеся к чужим целевым показателям и программам, согласуются с собственными корпоративными целями компании и, соответственно, какие случаи двойного учета будут для нее актуальными.
4.6.10 Когда целевой показатель установлен, необходимо сравнивать с ним текущие показатели, чтобы проверять степень достижения цели, а также — для сохранения доверия — представлять согласованную, полную и прозрачную отчетность о выбросах и любых внешних сокращениях.
Библиография
[1] WRI 2004 The GHG Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. № 707 «Об утверждении правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
УДК 502.3:006.354
ОКС 03.100.01; 13.020.99
Ключевые слова: парниковые газы, учет выбросов, принципы отчетности по ПГ, формирование целевых показателей
Редактор В.Н. Шмельков Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 20.12.2022. Подписано в печать 22.12.2022. Формат 60*84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,68.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.