agosty.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 56117-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники

Обозначение:
ГОСТ Р 56117-2014
Наименование:
Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2015
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 56117-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники


ГОСТ Р 56117-2014



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СМБ-АД). СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники

Air transport. Safety management system of aviation activity. Safety management system of complex service providers. Safety management system manual of aviation activity designers of aviation equipment

ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1125-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на разработчиков авиационной техники (PAT), внедряющих Систему менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД) поставщиков обслуживания: PAT - в соответствии с требованиями ИКАО, и устанавливает требования к ней.

Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности PAT подлежит обязательной регламентации.

Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для проектных организаций (разработчиков), составляющих общее руководство по СМБ-АД PAT, и определяет концептуальные рамки и соответствующие элементы СМБ-АД PAT.

Это может быть отдельное руководство по СМБ-АД PAT или раздел (глава) по СМБ-АД PAT, включенное в утвержденное руководство организации (например, в общее руководство или описание компании). Структура такого руководства может зависеть от требований регламентирующего органа.

Описание в рамках каждого элемента должно соответствовать масштабу и сложности процессов СМБ-АД PAT.

Руководство также служит для представления информации о концептуальных рамках СМБ-АД PAT как сотрудникам организации, так и соответствующим внешним организациям. Для принятия СМБ-АД PAT в качестве официального документа требуется его одобрение уполномоченным Правительством РФ органом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы следующие нормативные ссылки:

Приложение 19 "Управлению безопасностью полётов" (2013 год) к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.)

Doc. 9859 AN/474 ИКАО*, 3-е издание, 2013 год "Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП)".

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Воздушный кодекс Российской Федерации с поправкой, действующей с 14 ноября 2013 года.

Основы госполитики РФ в области авиационной деятельности до 2020 г., утверждённые Президентом РФ 1 апреля 2012 г.

3 Требования к содержанию руководства

Руководства* должно включать в себя следующие разделы:

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

а) контроль документооборота;

б) нормативные требования СМБ-АД PAT;

в) сфера деятельности и интеграция СМБ-АД PAT;

г) политика в области СМБ-АД PAT;

д) цели обеспечения СМБ-АД PAT;

е) ответственность за СМБ-АД PAT и ведущие сотрудники;

ж) представление данных о СМБ-АД PAT и корректирующие действия;

з) выявление опасных факторов и оценка факторов риска;

и) мониторинг и измерение эффективности обеспечения СМБ-АД PAT;

к) расследования и корректирующие действия в области обеспечения БАД;

л) подготовка и обмен информацией в области обеспечения БАД;

м) постоянное совершенствование и проверка СМБ-АД PAT;

н) ведение документации СМБ-АД PAT;

о) контролирование осуществления изменений;

п) план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.

4. Требования к содержанию разделов руководства

4.1. Контроль документооборота

В данном разделе необходимо описать, каким образом будет осуществляться обновление (актуализация) руководства и каким образом организация обеспечивает получение всеми сотрудниками, участвующими в управлении БАД, действующего на данный момент времени редакции руководства.

С этой целью должны быть предусмотрены:

а) утвержденный руководством разработчика перечень для рассылки документов, на бумажных носителях или документов созданных в контролируемой электронной среде;

б) отлаженная взаимосвязь между руководством по СМБ-АД PAT и другими существующими руководствами, такими как руководство по СУК или руководство по проектированию изделий авиационной техники, и др.;

в) процесс периодического рассмотрения руководства и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия действующим требованиям, а также их адекватности и эффективности;

г) процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.

4.2. Нормативные требования СМБ-АД PAT

В данном разделе необходимо представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СМБ-АД PAT для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

С этой целью должны быть предусмотрены:

а) разъяснения существующих нормативных положений и стандартов СМБ-АД PAT, включая сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях.

б) установленные взаимосвязи с другими требованиями и стандартами, связанными с СМБ-АД PAT.

4.3. Сфера деятельности и интеграция СМБ-АД PAT

В данном разделе необходимо описать направления и объем деятельности и ресурсов проектной организации в авиационной отрасли, к которым применимы положения СМБ-АД PAT, масштаб конструкторских и эксплуатационных процессов, а также оборудование, которое необходимо для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска.

С этой целью необходимо определить основные области, отделы, производственные участки и объекты организации, в которых применяется СМБ-АД PAT. Также требуется определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы разработчика по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, связанными с БАД. Если СМБ-АД PAT будет применяться в группе взаимосвязанных организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке. Необходимо также определить взаимосвязь СМБ-АД PAT с другими системами контроля и управления, такими, например, как система управления качеством.

4.4. Политика в области безопасности полетов

В данном разделе необходимо описать намерения, принципы управления и обязательства организации в области повышения уровня БАД при проектировании, конструировании, сертификации типа и сопровождении эксплуатации авиационной техники. Описание политики в области БАД должно быть таким же кратким, как программное заявление компании.

Политика в области БАД должна содержать изложение намерений, принципов управления и обязательств организации по постоянному совершенствованию БАД. Она утверждается и визируется ответственным руководителем, популяризуется ответственным руководителем, другими членами руководства и периодически пересматривается. Сотрудники всех уровней участвуют в создании и поддержании СМБ-АД PAT.

Политику в области БАД доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности полетов.

4.5. Цели обеспечения БАД

В данном разделе необходимо описать цели обеспечения БАД организации. Цели обеспечения БАД должны быть представлены в виде краткого заявления, в котором общими словами описано то, чего организация надеется достичь. Цели обеспечения безопасности АД должны быть выражены в общем заявлении с описанием обязательств организации по обеспечению БАД, оглашены и распространены, а также должны быть выделены ресурсы для достижения этих целей. Они должны быть связаны с показателями БАД, чтобы облегчить соответствующие мониторинг и измерение.

4.6. Роли и обязанности

В данном разделе необходимо описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СМБ-АД PAT, в обеспечении БАД. Должно быть определено, что ответственный руководитель организации несет всю полноту ответственности за то, чтобы СМБ-АД PAT была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями во всех сферах деятельности организации.

Должна быть назначены в установленном порядке заместитель ответственного руководителя, ответственный за БАД, комитет по вопросам БАД и оперативная группа по вопросам БАД.

Также должны быть определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СМБ-АД PAT, на всех уровнях организации.

Должны быть оформлена в организации схема иерархии ответственности в сфере СМБ-АД PAT и расписаны и доведены под роспись полномочия, обязанности и ответственность сотрудников в отношении любых решений и действий в сфере управления БАД.

4.7. Представление данных о безопасности полетов

Должна быть описана система представления данных о безопасности полетов, которая должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Необходимо описать соответствующие системы представления данных о безопасности полетов, формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры, расследования и оценки, корректирующие (профилактические) меры и распространение отчета.

Организация должна иметь процедуру фиксирования внутренних и внешних событий, произошедших с разработанной ею авиационной техникой, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, входящие в сферу действия СМБ-АД PAT.

Необходимо определить особый порядок действий с обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы, а также определить порядок действий с информацией об обычных незначительных происшествиях, которая не выходит за пределы организации.

Должна быть создана система добровольного и конфиденциального представления данных об опасных факторах и происшествиях, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия.

Процедуры представления данных о безопасности АД должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности организации.

Вся информация о БАД должна храниться в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.

4.8. Выявление опасных факторов и оценка факторов риска

Должна быть описана система выявления опасных факторов, процессы сопоставления этих данных, распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшую пиритизацию по степени значимости в целях подготовки документированной оценки БАД. Необходимо описать, как проводят оценку БАД и как реализуют планы профилактических мер.

При оценке факторов риска следует использовать рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и деятельности организации.

Необходимо описать процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер, порядка регулярного рассмотрения оценок безопасности полетов и документального оформления их выводов.

4.9. Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности полетов

Необходимо описать компонент СМБ-АД PAT, касающийся мониторинга и измерения эффективности обеспечения БАД, включая показатели эффективности обеспечения БАД. Должен быть описан формальный процесс разработки и обновления ряда показателей эффективности обеспечения безопасности АД и соответствующих целевых показателей, установлено соответствие между показателями эффективности обеспечения безопасности АД и целями организации по их обеспечению, а также процесс их одобрения регламентирующими органами.

Должен быть описан процесс проведения корректирующих действий при возникновении неприемлемых или ненормальных тенденций.

4.10. Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности полетов

Необходимо описать, как проводят расследования и обработку данных об авиационных происшествиях, инцидентах и событиях внутри организации, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СМБ-АД PAT организации.

Необходимо описать процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование авиационных происшествий и инцидентов, о которых была представлена информация, распространение в организации и предоставление уполномоченным государственным органам отчетов о завершенных расследованиях в установленном порядке.

Должны быть описаны процедура, обеспечивающая осуществление установленных или рекомендованных корректирующих действий и оценку их результатов и эффективности, порядок дисциплинарного расследования и действия, предпринимаемые по выводам отчетов о расследованиях.

Должны быть чётко определенны условия, при которых рассматриваются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение).

Необходимо описать процедуры, обеспечивающие выявление активных отказов в работе персонала, оборудования и разработанной AT, а также сопутствующих и опасных факторов.

4.11. Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности полетов

Необходимо разработать и описать различные виды подготовки персонала в области СМБ-АД PAT с документально оформленными требованиями (начальная подготовка, основной курс подготовки и повышение квалификации), учебными программами и составом участников (для различных категорий персонала), а также процесс обеспечения эффективности этой подготовки. Должно быть документальное оформление проведения подготовки и аттестации персонала для оценки эффективности подготовки.

Необходимо описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности полетов внутри организации.

4.12. Постоянное совершенствование и проверка СМБ-АД PAT

Должен быть описан процесс постоянного пересмотра и совершенствования СМБ-АД PAT.

Необходимо организовать и описать процесс регулярных внутренних проверок и перепроверок СМБ-АД PAT организации с целью обеспечить ее соответствие требованиям, адекватность и эффективность.

Разработчики должны выделять ресурсы на исследования в области безопасности АД и документировать их в виде отчетов о проделанной работе и внедрения полученных результатов.

4.13. Ведение документации СМБ-АД PAT

Должна быть описана система учета и архивации документации по СМБ-АД PAT, которая обеспечивает сохранение всех документов, созданных в связи с реализацией и функционированием СМБ-АД PAT. Документы, подлежащие хранению, должны включать в себя отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности АД, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности АД, отчеты о проверках СМБ-АД PAT и документы о подготовке персонала в области СМБ-АД PAT.

Система документооборота по СМБ-АД PAT должна иметь возможность отследить нахождение любого документа для всех элементов СМБ-АД PAT в любой момент времени.

4.14. Контролирование осуществления изменений

Организация должна описать и утвердить (утверждает ответственный руководитель) порядок управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для БАД и процедуры, обеспечивающие, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в деятельности по разработке авиационной техники и сопровождении эксплуатации будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для БАД.

Должны быть описаны процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки БАД до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для БАД, а также процедуры пересмотра существующих оценок БАД в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.

4.15. План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

Должны быть описаны цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций, распределение ролей и обязанностей ведущих сотрудников.

Должен быть утверждён план мероприятий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности персонала и установленный фиксированный порядок действий в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия. Он может быть в виде отдельного документа или быть частью руководства по СМБ-АД PAT.

Должны быть описаны юридически оформленные договоренности с другими организациями об оказании помощи и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации в случае необходимости.

Должны быть описаны обязанности и ответственность персонала за расследование авиационных происшествий, а также порядок решения вопросов, связанных с содружеством со СМИ и страховыми организациями.

УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019

Превью ГОСТ Р 56117-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники