ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р
113.00.26—
2023
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические рекомендации по порядку дофинансового отбора зеленых проектов
Издание официальное
Москва
Российский институт стандартизации
2023
ГОСТ Р 113.00.26—2023
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 «Наилучшие доступные технологии»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2023 г. № 1440-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
©Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТ Р 113.00.26—2023
Введение
Классификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития получают все более широкое распространение в разных странах и регионах мира. Несмотря на то что единого определения зеленых проектов нет, практически повсеместно к ним относят проекты, направленные на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов; адаптацию к изменениям климата; повышение эффективности использования природных ресурсов (и прежде всего воды); формирование экономики замкнутого цикла; предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды; сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем. При этом в стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО) подчеркивается, что в тех странах и регионах, где концепция наилучших доступных технологий закреплена законодательно и где разработаны информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ), при установлении требований к зеленым проектам, выполняемым в промышленности, целесообразно опираться именно на наилучшие доступные технологии.
В настоящем стандарте описаны подходы к учету принципов наилучших доступных технологий и повышения ресурсной эффективности производства в таксономии зеленых проектов, направленных на эколого-технологическую модернизацию промышленности.
Настоящий стандарт разработан на основании действующих национальных стандартов Российской Федерации, а также согласован с международными стандартами ИСО в части систем экологического менеджмента и оценки экологической результативности.
Ill
ГОСТ Р 113.00.26—2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические рекомендации по порядку дофинансового отбора зеленых проектов
The best available techniques. Methodical recommendations on the pre-financial screening of green projects
Дата введения — 2024—02—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методические рекомендации по дофинансовой оценке и отбору зеленых проектов с учетом принципов наилучших доступных технологий (НДТ). Он может быть использован при принятии решений о государственной поддержке проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, а также в целях развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития (см. [1]).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 113.00.12 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 113.00.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дофинансовая оценка проекта: Экспертная оценка, в процессе которой определяется экологическая, ресурсная эффективность и углеродоемкость производства, на создание или эколого-технологическую модернизацию которого направлен проект, путем сопоставления достигнутых или планируемых к достижению показателей экологической, ресурсной эффективности и углеродоемкости производства с установленными требованиями или лучшими практиками.
3.2 дофинансовый отбор: Процесс сравнительного оценивания проектов по нефинансовым критериям.
Издание официальное
1
ГОСТ Р 113.00.26—2023
3.3
загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
[[2], статья 1]
3.4 зеленый проект: Проект, направленный на достижение одной или нескольких целей:
1) сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов;
2) адаптация к климатическим изменениям;
3) устойчивое водопользование и охрана водных и морских ресурсов;
4) переход к экономике замкнутого цикла, минимизация отходов и рециклинг;
5) предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды;
6) сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем.
Примечание —См. [3].
3.5 индикативный отраслевой показатель удельных выбросов парниковых газов [угле-родоемкости]: Диапазон значений удельных выбросов парниковых газов (т СО2-экв./ед. продукции), полученный в результате проведения сопоставительного анализа углеродоемкости для каждого производственного процесса (бенчмаркинга) в отрасли на основании полученных от предприятий первичных данных материального и энергетического баланса производственных процессов.
3.6
ресурсоемкость продукции: Показатели материалоемкости и энергоемкости при изготовлении, ремонте и утилизации продукции.
Примечание — Ресурсоемкость определяет показатели ресурсопотребления и ресурсосбережения, включающие конструктивно-технологические свойства продукции (в том числе показатели, обусловливающие фактическое потребление материальных и энергетических ресурсов на стадии изготовления продукции).
[ГОСТ Р 52104—2003, статья 4.6]
4 Методические рекомендации по порядку дофинансового отбора зеленых проектов
Зеленый проект представляет собой разновидность инвестиционного проекта, направленного на достижение целей, связанных с повышением ресурсной (в том числе энергетической), экологической эффективности, сокращением выбросов парниковых газов или увеличением их поглощения, адаптацией к климатическим изменениям, формированием замкнутого цикла, устойчивым водопользованием и охраной водных, в том числе морских, ресурсов а также сохранением и восстановлением биоразнообразия и экосистем.
В общем случае под эффективностью инвестиционного проекта понимается степень достижения этим проектом целей его реализации. Реализация организациями инвестиционных проектов направлена на достижение комплекса разнообразных целей, в соответствии с которыми выделяют нескольких видов эффективности. В их числе принято выделять такие виды, как экономическая, бюджетная, рыночная, инновационная, экологическая и общественная эффективность. При этом в составе инновационной эффективности кроме внедрения инноваций нередко рассматривают эффективность использования ресурсов, повышение производительности организации, современность технологических решений и другие характеристики проектов.
В зависимости от вида эффективности методы оценки инвестиционных проектов подразделяются на финансовые, нефинансовые и смешанные. Методы нефинансовой оценки позволяют определить ресурсную, экологическую, инновационную, общественную эффективность инвестиционных проектов, то есть те нефинансовые преимущества, которые может принести их реализация.
В отношении зеленых проектов на первом этапе следует проводить дофинансовую (нефинансовую) оценку, для осуществления которой необходимо использовать совокупность качественных и коли-2
ГОСТ Р 113.00.26—2023
чественных критериев и показателей, позволяющих на их основе принять решение о целесообразности финансовой оценки проекта или обосновать выбор наиболее эффективного зеленого проекта. В основу формирования системы качественных и количественных критериев и показателей целесообразно положить концепцию наилучших доступных технологий.
НДТ — концепция, получившая широкое распространение во всем мире для предотвращения и/или контроля загрязнения окружающей среды, повышения ресурсной (в том числе энергетической) эффективности производства, минимизации образования отходов.
Технологические показатели выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, показатели ресурсной (в том числе энергетической) эффективности и индикативные показатели выбросов парниковых газов для областей применения НДТ устанавливаются в отраслевых ИТС НДТ. В ИТС НДТ приводятся также описания технологий, технических и управленческих решений, отнесенных к наилучшим доступным для соответствующей отрасли экономики.
При отборе зеленых проектов следует провести сравнительный анализ заявленных инициатором технологических и технических решений и показателей с НДТ, перспективными технологиями и показателями отраслевого(ых) ИТС НДТ.
При сравнительном анализе учитываются следующие обстоятельства:
а) применение НДТ, описанных в ИТС НДТ, а также иных технологий, внедрение которых позволяет получить заявленные в зеленом проекте результаты;
б) достижение технологических показателей эмиссий (выбросов и сбросов) загрязняющих веществ, являющихся лучшими, чем показатели, установленные в отраслевом(ых) ИТС НДТ;
в) достижение показателей ресурсной и/или энергетической эффективности, соответствующих показателям, установленным в ИТС НДТ, или являющихся лучшими, чем показатели ресурсной и/или энергетической эффективности, установленные в отраслевом(ых) ИТС НДТ;
г) достижение дополнительных положительных эффектов, в том числе:
1) снижение выбросов парниковых газов (достижение значений удельных выбросов ниже, чем верхнее значение индикативного отраслевого показателя),
2) и/или вовлечение вторичных ресурсов в экономический оборот (формирование экономики замкнутого цикла),
3) и/или сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем (в том числе нарушенных в результате ведения хозяйственной или иной деятельности),
4) и/или адаптация к изменению климата.
В результате сравнительной оценки проектов между собой и с описанными в ИТС НДТ наилучшими доступными и/или перспективными технологиями, технологическими показателями НДТ, показателями ресурсной и энергетической эффективности, индикативными показателями выбросов парниковых газов наивысшую оценку получает зеленый проект, характеризующийся наилучшей совокупностью показателей.
К зеленым не могут быть отнесены проекты, реализуемые предприятиями, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, и относящиеся к областям применения НДТ, не соответствующие НДТ.
Следует также принимать во внимание, что численные значения технологических показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, показателей ресурсной (в том числе энергетической) эффективности, а также индикативных показателей выбросов парниковых газов, напротив, приводить не следует, так как эти показатели последовательно уточняются при актуализации ИТС НДТ.
При дофинансовой оценке зеленых проектов, направленных на эколого-технологическую модернизацию промышленности, эксперты проводят оценку документации, представленной заявителями, используя актуальные версии ИТС НДТ.
5 Заключительные положения
Описанные в данном стандарте методические рекомендации по дофинансовой оценке и отбору зеленых проектов с учетом принципов НДТ могут быть использованы при принятии решений о государственной поддержке проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, а также при дофинансовой оценке и отборе зеленых проектов, претендующих на привлечение внебюджетных средств для реализации деятельности, направленной на реализацию национальных целей
3
ГОСТ Р 113.00.26—2023
развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития (см. [1]). Дофинансовая оценка и отбор проектов позволяют учесть ресурсную, экологическую, инновационную, общественную эффективность зеленых проектов, то есть те нефинансовые преимущества, которые может принести их реализация.
Библиография
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»
[2] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
[3] ИСО 14030-3:2022 Оценка экологической эффективности. Зеленые долговые инструменты. Часть 3.
Таксономия (Environmental performance evaluation — Green debt instruments — Part 3: Taxonomy)
УДК 504.054:504.3.054:006.354
OKC 13.030
Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, ресурсная эффективность, энергетическая эффективность, зеленый проект, дофинансовая оценка, дофинансовый отбор
Редактор М.В. Митрофанова Технический редактор В.Н. Прусакова
Корректор Е.Д- Дульнева Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 24.11.2023. Подписано в печать 08.12.2023. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,60.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.