ГОСТ Р МЭК 60034-7-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
Часть 7
Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)
Rotating electrical machines
Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)
МКС 29.160
Дата введения 2014-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 "Вращающиеся электрические машины"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1113-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60034-7:2001* "Машины электрические вращающиеся. Часть 7. Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)" (IEC 60034-7 "Rotating electrical machines - Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)"
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1 Область применения и определения
1.1 Область применения
Настоящий стандарт касается кодировки IM - классификации типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов.
Применяются следующие две системы классификации:
- код I (см. раздел 2): буквенно-цифровое обозначение для машин со встроенными подшипниками и только одним выступающим концом вала;
- код II (см. раздел 3): цифровое обозначение, применимое к более широкому диапазону типов машин, включая машины, описанные в коде I.
Типы машин, не попадающие в код II, должны иметь полное словесное описание.
Связь между кодами I и II дана в Приложении А.
1.2 Определения
Для целей настоящего стандарта применяются следующие определения.
1.2.1 тип конструкции (type of construction): Расположение частей машины с целью ее крепления, расположения подшипников и выступающего конца вала [МЭК 60050(411)-13-34]
1.2.2 расположение устройства для крепления (mounting arrangement): Ориентация машины как целого по отношению к оси вращения и монтажным устройствам [МЭК 60050(411)-13-35]
1.2.3 выступающий конец вала (shaft extension): Часть вала, выступающая за крайний подшипник [МЭК 60050(411)-13-07]
Примечание - Подшипник может быть частью машины или частью конструкции, включающей машину и дополнительный(ые) подшипник(и).
1.2.4 сторона машины со стороны привода (сторона D) (drive-end of a machine (D-end)): Сторона, соответствующая выходному концу вала [МЭК 60050(411)-13-36]
Примечание - Обычно это конец вала двигателя, к которому подсоединяется механизм, или конец вала генератора, присоединяемый к турбине.
В случае если для некоторых машин это определение не является адекватным, под стороной D понимается следующее:
a) если машина имеет два выступающих конца вала, то это сторона, с которой выступающий конец вала имеет больший диаметр;
b) если машина имеет два выступающих конца вала - один цилиндрический, а другой конический, то это сторона, с которой расположен цилиндрический конец вала;
c) другие варианты присоединения - либо в соответствии со стандартом МЭК 60034-8, либо по соглашению.
Примечание - Внешний диаметр фланца принимается за диаметр выступающего конца вала.
1.2.5 сторона машины, обратная стороне D (сторона N) (non-drive end of the machine (N-end)): Сторона, обратная стороне привода [МЭК 60050(411)-13-36].
2 Код I (буквенно-цифровое обозначение)
2.1 Обозначение машин с горизонтальным расположением вала
В коде I машина с горизонтальным валом обозначается буквами IM (International Mounting), далее, через пробел, - буквой В, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 1, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.
Таблица 1 - Обозначения для машин с горизонтальным расположением вала (IM В...)
Обозна- | Эскиз | Конструктивное исполнение | Тип крепления (горизонтальный вал) | |||
Число подшипниковых щитов | Лапы | Фланцы | Другие детали | |||
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы снизу | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на передней стороне переднего фланца | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы слева | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы справа | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапах, лапы сверху | |
IM | 1 | - | - | Отсутствует щит или передний подшипник | Установка на передней части корпуса | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на передней стороне фланца | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на передней стороне фланца | |
IM | 1 | С лапами | - | Отсутствует щит или передний подшипник. Дополнительное крепление в передней части корпуса | Установка на нижних лапах с дополнительным креплением на корпусе | |
IM | 2 | С приподнятыми лапами | - | - | Установка на лапах, лапы снизу | |
IM | 2 | С приподнятыми лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах с дополнительным креплением фланца | |
IM | 2 | - | - | Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе | Установка на опорах | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу сзади | Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца |
2.2 Обозначение машин с вертикальным расположением вала
В коде I машина с вертикальным валом обозначается буквами IM, далее, через пробел, - буквой V, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 2, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.
Таблица 2 - Обозначения для машин с вертикальным расположением вала (IM V...)
Обозна- | Эскиз | Конструктивное исполнение | Тип крепления (вертикальный вал) | |||
Число подшипниковых щитов | Лапы | Фланцы | Другие детали | |||
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на передней стороне фланца вниз передним щитом | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на заднем щите с доступом спереди | Установка на фланце заднего щита, передним щитом вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на фланце переднего щита, щитом вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Фланец на заднем щите с доступом спереди | Установка на задний фланец, вниз передним щитом | |
IM | 2 | С лапами | - | - | Установка на лапы, передним щитом вниз | |
IM |
| 2 | С лапами | - | - | Установка на лапы, передним щитом вверх |
IM | 1 | - | - | Отсутствует передний щит или подшипник | Установка на передней части корпуса вниз | |
IM | 1 | - | - | Отсутствует передний щит или подшипник | Установка на передней части корпуса вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вверх | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Специальный передний фланец | Установка на задней части фланца валом вверх | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на передней части фланца валом вниз | |
IM | 2 | - | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на передней стороне переднего фланца валом кверху | |
IM | 2 | - | - | Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе | Установка на опорах передним щитом вниз | |
IM | 2 | - | - | Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе | Установка на опорах передним щитом вверх | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Фланец на переднем щите с доступом сзади | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх | |
IM | 2 | С лапами | С фланцем | Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу | Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх |
2.3 Расположение коробки выводов
Положение коробки выводов обозначается заглавной буквой в соответствии со следующими правилами:
a) у машин на лапах при виде со стороны D лапы расположены внизу (как часовая стрелка, указывающая на 6 часов);
b) у машин только с фланцевым креплением и водоотводами при виде со стороны D водоотводы смотрят вниз (указывают на 6 часов);
c) другие варианты не обозначаются.
Обозначения приведены в следующей таблице:
Обозначение конструкции | Расположение коробки выводов | |
тип | положение часовой стрелки | |
R | Правое | 3 часа |
В | Нижнее | 6 часов |
L | Левое | 9 часов |
Т | Верхнее | 12 часов |
Нет | Не обозначается |
3 Код II (цифровое обозначение)
3.1 Обозначение
В коде II машины обозначаются буквами IM (International Mounting) и, через пробел, - четырьмя цифрами:
- первые три цифры обозначают особенности конструкции (см. 3.2 и 3.4);
- четвертая цифра обозначает форму выходного конца вала (см. 3.3);
- если после четвертой цифры используется буква, то она обозначает положение коробки выводов в соответствии с 3.5.
3.2. Значение первой цифры
Значение первой цифры поясняется в таблице 3.
Таблица 3 - Значение первой цифры кода
Первая цифра | Значение | Номер таблицы, соответствующий третьей и четвертой цифрам |
0 | Не назначено | - |
1 | Машины на лапах только со встроенными подшипниками | 5 |
2 | Машины на лапах и с фланцем только со встроенными подшипниками | 6 |
3 | Машины фланцевые только со встроенными подшипниками и фланцем на щите | 7 |
4 | Машины фланцевые только со встроенными подшипниками и фланцем, не объединенным со щитом, а являющимся частью корпуса или других частей машины | 8 |
5 | Машины без подшипников | 9 |
6 | Машины со встроенными и стояковыми подшипниками | 10 |
7 | Машины только со стояковыми подшипниками | 11 |
8 | Вертикальные машины с конструкцией, не охватываемой позициями с первой цифрой от 1 до 4 | 12 |
9 | Машины со специальными устройствами для установки | 13 |
3.3. Значение четвертой цифры
Значение четвертой цифры поясняется в таблице 4.
Таблица 4 - Значение четвертой цифры кода
Четвертая цифра | Значение |
0 | Без выступающих концов вала |
1 | Один цилиндрический выступающий конец вала |
2 | Два цилиндрических выступающих конца вала |
3 | Один конический выступающий конец вала |
4 | Два конических выступающих конца вала |
5 | Один фланцевый конец вала |
6 | Два фланцевых конца вала |
7 | Фланцевый выступающий конец вала на стороне D и цилиндрический выступающий конец вала на стороне N |
8 | Не назначено |
9 | Другое расположение |
3.4. Значения второй и третьей цифр
Значения второй и третьей цифр поясняются в таблицах 5-13 в зависимости от первой цифры обозначения машины, указанной в таблице 3.
Таблица 5 - Значения второй и третьей цифр кода для первой цифры 1 (только для машин на лапах со встроенными подшипниками)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | ||||||||||
Число подшипников | Лапы (редуктор) | Третья цифра | ||||||||||
0 (горизонтальный вал, лапы внизу) | 1 (передним щитом вниз) | 2 | 3 (передним щитом вверх) | 4 | 5 (передний щит слева, лапы сзади) | 6 (передний щит справа, лапы сзади) | 7 (горизонтальный вал, лапы сверху) | 8 | 9 | |||
2 | Нормальное расположение лап (без редуктора) | 0 | IM 1001 | IM 1011 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0 и 1 | IM 1031 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1 и 3 | IM 1051 | IM 1061 | IM 1071 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1, 3, 5, 6 и 7 | Не покрывает третьих цифр от 0 до 8, направление вала не предписано |
2 | Приподнятые лапы (без редуктора) | 1 | IM 1101 | - | - | - | - | - | ||||
1 | Нормальное расположение лап (без редуктора) | 2 | IM 1201 | IM 1211 | IM 1231 | IM 1251 | IM 1261 | IM 1271 | ||||
1 | Приподнятые лапы (без редуктора) | 3 | IM 1301 | - | - | - | - | - | ||||
Не назначено | 4 | - | - | - | - | - | - | |||||
Не назначено | 5 | - | - | - | - | - | - | |||||
2 | Нормальное расположение лап, встроенный редуктор с выходным валом, параллельным входному | 6 | IM 1601 | IM 1611 | IM 1631 | IM 1651 | IM 1661 | IM 1671 | ||||
2 | Нормальное расположение лап, встроенный редуктор с выходным валом, перпенди- | 7 | IM 1701 | IM 1711 | IM 1731 | IM 1751 | IM 1761 | IM 1771 | ||||
Не назначено | 8 | - | - | - | - | - | - | |||||
Не назначено | 9 | - | - | - | - | - | - |
Таблица 6 - Значения второй и третьей цифр кода для первой цифры 2 (только для машин на лапах, с фланцем и встроенными подшипниками)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | ||||||||||
Лапы | Число фланцев и доступ к ним | Третья цифра | ||||||||||
0 (горизонтальный вал, лапы внизу) | 1 (передним щитом вниз) | 2 | 3 (передним щитом вверх) | 4 | 5 (передний щит слева, лапы сзади) | 6 (передний щит справа, лапы сзади) | 7 (горизонтальный вал, лапы сверху) | 8 | 9 | |||
Нормальное расположение | Один фланец с доступом сзади | 0 | IM 2001 | IM 2011 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0 и 1 | IM 2031 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1 и 3 | IM 2051 | IM 2061 | IM 2071 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1, 3, 5, 6 и 7 | Не покрывает третьих цифр от 0 до 8, направление вала не предписано |
Нормальное расположение | Один фланец без доступа сзади | 1 | IM 2101 | IM 2111 | IM 2131 | IM 2151 | IM 2161 | IM 2171 | ||||
Нормальное расположение | Два фланца с доступом сзади | 2 | IM 2202 | IM 2212 | IM 2232 | IM 2252 | IM 2262 | IM 2272 | ||||
Нормальное расположение | Два фланца без доступа сзади | 3 | IM 2302 | IM 2312 | IM 2332 | IM 2352 | IM 2362 | IM 2372 | ||||
Приподнятое расположение | Один фланец с доступом сзади | 4 | IM 2401 | - | - | - | - | - | ||||
Не назначено | 5 | - | - | - | - | - | - | |||||
Не назначено | 6 | - | - | - | - | - | - |
Таблица 7 - Значение второй и третьей цифр для первой цифры 3 (только для машин с фланцевым креплением и встроенными подшипниками с фланцем на подшипниковом щите)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | |||||||||
Число подшипников | Расположение фланца | Доступ к фланцу сзади | Сторона крепления фланца | Третья цифра | |||||||
0 (горизонтальный вал) | 1 (передним щитом вниз) | 2 | 3 (передним щитом вверх) | 4 | С 5 по 8 | 9 | |||||
2 | Переднее | Есть | Передняя | 0 | IM 3001 | IM 3011 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0 и 1 | IM 3031 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1 и 3 | Не назначено | Не покроет третьих цифр от 0 до 4, направление вала не предписано |
2 | Переднее | Есть | Задняя | 1 | IM 3101 | IM 3111 | IM 3131 | ||||
2 | Заднее | Есть | Задняя | 2 | IM 3201 | IM 3211 | IM 3231 | ||||
2 | Заднее | Есть | Передняя | 3 | IM 3301 | IM 3311 | IM 3331 | ||||
1 | Переднее | Есть | Задняя | 4 | IM 3401 | IM 3411 | IM 3431 | ||||
1 | Заднее | Есть | Передняя | 5 | IM 3501 | IM 3511 | IM 3531 | ||||
2 | Переднее | Нет | Передняя | 6 | IM 3601 | IM 3611 | IM 3631 | ||||
2 | Заднее | Нет | Задняя | 7 | IM 3701 | IM 3711 | IM 3731 | ||||
2 | Стакан на переднем щите | Есть | Передняя | 8 | - | IM 3311 | - | ||||
Таблица 8 - Значения второй и третьей цифр для первой цифры 4 (только для фланцевых машин с встроенными подшипниками с фланцем, являющимся частью не подшипникового щита, а станины или другого конструктивного элемента)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | |||||||||
Число подшипников | Расположение фланца | Доступ с фланцу сзади | Сторона крепления фланца | Третья цифра | |||||||
0 (горизонтальный вал) | 1 (передним щитом вниз) | 2 | 3 (передним щитом вверх) | 4 | С 5 по 8 | 9 | |||||
2 | Переднее | Есть | Передняя | 0 | IM 4001 | IM 4011 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0 и 1 | IM 4031 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1 и 3 | Не назначено | Не покрывает третьих цифр от 0 до 4, направление вала не предписано |
2 | Переднее | Есть | Задняя | 1 | IM 4101 | IM 4111 | IM 4131 | ||||
2 | Заднее | Есть | Передняя | 2 | IM 4201 | IM 4211 | IM 4231 | ||||
2 | Заднее | Есть | Задняя | 3 | IM 4301 | IM 4311 | IM 4331 | ||||
1 | Переднее | Есть | Передняя | 4 | IM 4401 | IM 4411 | IM 4431 | ||||
1 | Переднее | Есть | Задняя | 5 | IM 4501 | IM 4511 | IM 4531 | ||||
1 | Заднее | Есть | Передняя | 6 | IM 4601 | IM 4611 | IM 4631 | ||||
1 | Заднее | Есть | Задняя | 7 | IM 4701 | IM 4711 | IM 4731 | ||||
Не назначено | 8 | - | - | - |
Таблица 9 - Значения второй и третьей цифр для первой цифры 5 (машины без подшипников)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | |||
Корпус | Тип крепления | Третья цифра | |||
0 (с ротором и валом) | 1 (с ротором без вала) | 2 (только статор) | |||
Отсутствует | Не регламентируется | 0 | IM 5002 | IM 5010 | IM 5020 |
Имеется | В цилиндрической оболочке | 1 | IM 5102 | IM 5110 | IM 5120 |
Имеется | На передней части корпуса | 2 | IM 5202 | IM 5210 | IM 5220 |
Не назначено | 3 | - | - | - | |
Имеется | На обычных лапах | 4 | IM 5402 | IM 5410 | IM 5420 |
Имеется | На приподнятых лапах | 5 | IM 5502 | IM 5510 | IM 5520 |
Имеется | На обычных лапах с опорной плитой | 6 | IM 5602 | IM 5610 | IM 5620 |
Имеется | На приподнятых лапах с опорной плитой | 7 | IM 5702 | IM 5710 | IM 5720 |
Таблица 10 - Значения второй и третьей цифр для первой цифры 6 (машины с встроенными и стояковыми подшипниками)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | |||
Лапы | Число встроенных подшипников | Число стояковых подшипников | Третья цифра | ||
0 (без фундаментной плиты) | 1 (с фундаментной плитой) | ||||
Нормальное расположение | 2 | 1 (на стороне D) | 0 | IM 6000 | IM 6010 |
Приподнятое расположение | 2 | 1 (на стороне D) | 1 | IM 6100 | IM 6110 |
Нормальное расположение | 1 (на стороне D) | 1 (на стороне N) | 2 | IM 6201 | IM 6211 |
Приподнятое расположение | 1 (на стороне D) | 1 (на стороне N) | 3 | IM 6301 | IM 6311 |
Не назначено | 4 | - | - | ||
Не назначено | 5 | - | - | ||
Нормальное расположение | 1 (на стороне D) | 2 | 6 | IM 6600 | IM 6610 |
Приподнятое расположение | 1 (на стороне D) | 2 | 7 | IM 6700 | IM 6710 |
Без лап | 2 | 2 | 8 | - | IM 6811 |
Таблица 11 - Значения второй и третьей цифр для первой цифры 7 (машины только со стояковыми подшипниками)
Констру- | Вторая цифра |
| Обозначение и эскиз (см. 3.5) | |||
Лапы | Число стоя- | Третья цифра | ||||
0 (без фундаментной и опорных плит) | 1 (с фундаментной плитой) | 2 (с опорной плитой) | 3 (с фундаментной и опорной плитами) | |||
Норма- | 1 | 0 | IM 7001 | IM 7011 | IM 7021 | - |
Припо- | 1 | 1 | IM 7101 | IM 7111 | IM 7121 | - |
Норма- | 2 | 2 | IM 7201 | IM 7211 | IM 7221 | - |
Припо- | 2 | 3 | IM 7301 | IM 7311 | IM 7321 | - |
Норма- | 3 | 4 | IM 7400 | IM 7410 | IM 7420 | IM 7430 |
Припо- | 3 | 5 | IM 7500 | IM 7510 | IM 7520 | IM 7530 |
Таблица 12 - Значения второй и третьей цифр для первой цифры 8 (машины вертикального исполнения, не подпадающие под первые цифры от 1 до 4)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | ||||||
Положение упорного подшипника | Вал | Маховик | Третья цифра | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Нет | Есть | Нет | 0 | IM 8001 | IM 8011 | IM 8021 | IM 8031 | IM 8041 |
Нет | Нет | Нет | 1 | IM 8100 | IM 8110 | IM 8120 | - | IM 8140 |
Под ротором | Есть | Нет | 2 | IM 8201 | IM 8211 | IM 8221 | IM 8231 | - |
Под ротором | Нет | Нет | 3 | IM 8300 | IM 8310 | IM 8320 | - | - |
Над ротором | Есть | Нет | 4 | - | IM 8411 | IM 8421 | - | - |
Над ротором | Нет | Нет | 5 | - | IM 8510 | - | - | - |
Над ротором | Есть | Есть | 6 | - | - | IM 8621 | - | - |
Над ротором | Есть | Есть | 7 | - | - | IM 8721 | - | - |
Над ротором | Нет | Есть | 8 | - | - | IM 8820 | - | - |
Таблица 13 - Значения второй и третьей цифр кода для первой цифры 9 (машины со специальным типом крепления)
Конструктивное исполнение | Вторая цифра | Обозначение и эскиз (см. 3.5) | |||||||
Число встроенных подшипников | Тип крепления | Третья цифра | |||||||
0 (горизонтальный вал) | 1 (передней частью вниз) | 2 | 3 (передней частью вверх) | 4 | 5-8 | 9 | |||
2 | Встраивание в цилиндрическую оболочку | 0 | IM 9001 | IM 9011 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0 и 1 | IM 9031 | Допустима установка с третьими цифрами кода 0, 1 и 3 | Не назначено | Не покрывает третьих цифр от 0 до 4, направление вала не предписано |
1 | Крепление на передней части корпуса | 1 | IM 9101 | IМ 9111 | IM 9131 | ||||
2 | На опорах | 2 | IM 9201 | IМ 9211 | IM 9231 | ||||
2 | На цапфах | 3 | IM 9301 | - | - | ||||
2 | На опорно-осевой подвеске | 4 | IM 9401 | - | - | ||||
2 | На качающейся опоре | 5 | IM 9501 | - | - |
3.5. Расположение коробки выводов
Положение коробки выводов указывается в обозначении машины заглавной буквой в конце в соответствии со следующими правилами:
a) у машин на лапах при виде со стороны D лапы расположены внизу (как часовая стрелка, указывающая на 6 часов);
b) у машин только с фланцевым креплением и водоотводами при виде со стороны D водоотводы смотрят вниз (указывают на 6 часов);
c) другие варианты не обозначаются.
Обозначения приведены в следующей таблице:
Обозначение конструкции | Расположение коробки выводов | |
тип | положение часовой стрелки | |
R | Правое | 3 часа |
В | Нижнее | 6 часов |
L | Левое | 9 часов |
Т | Верхнее | 12 часов |
Нет | Не обозначается |
3.6. Примеры обозначений
В таблицах 5-13 общие типы конструкции и крепления машин показаны в виде эскизов, а их обозначения приведены в виде четырехцифровой индексации. Возможно применение другой четвертой цифры в соответствии с таблицей 4. Отсутствие эскиза в этих таблицах не означает, что обозначение неприменимо.
Комбинация цифр, значение которых поясняется в соответствующих таблицах, может обозначать реальную конструкцию. Некоторые из этих комбинаций могут не иметь практического значения.
Приложение А
(справочное)
Соответствие кодов I и II
Соответствие кодов I и II приведено в таблицах А1 и А2.
Таблица А.1 - Соответствие кодов I и II для машин с горизонтальными валами (IM В...)
Код I | Код II |
IM B3 | IM 1001 |
IM B5 | IM 3001 |
IM B6 | IM 1051 |
IM B7 | IM 1061 |
IM B8 | IM 1071 |
IM B9 | IM 9101 |
IM B10 | IM 4001 |
IM B14 | IM 3601 |
IM B15 | IM 1201 |
IM B20 | IM 1101 |
IM B25 | IM 2401 |
IM B30 | IM 9201 |
IM B34 | IM 2101 |
IM B35 | IM 2001 |
Таблица А.1 - Соответствие кодов I и II для машин с вертикальными валами (IM V...)
Код I | Код II |
IM V1 | IM 3011 |
IM V2 | IM 3231 |
IM V3 | IM 3031 |
IM V4 | IM 3211 |
IM V5 | IM 1011 |
IM V6 | IM 1031 |
IM V8 | IM 9111 |
IM V9 | IM 9131 |
IM V10 | IM 4011 |
IM V14 | IM 4031 |
IM V15 | IM 2011 |
IM V16 | IM 4131 |
IM V17 | IM 2111 |
IM V18 | IM 3611 |
IM V19 | IM 3631 |
IM V30 | IM 9211 |
IM V31 | IM 9231 |
IM V35 | IM 2031 |
IM V37 | IM 2131 |
__________________________________________________________________________
УДК 621.313.3 МКС 29.160
Ключевые слова: машины электрические вращающиеся, классификация типов конструкций, коды обозначений
__________________________________________________________________________
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2014