agosty.ru29. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА29.220. Гальванические элементы и батареи

ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021
Наименование:
Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
29.220.99, 43.120

Текст ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР ИСО 6469-1— 2021


ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ

Требования безопасности

Часть 1

Системы накопления энергии перезаряжаемые

[ISO 6469-1:2019, Electrically propelled road vehicles — Safety specifications — Part 1: Rechargeable energy storage systems (RESS), IDT]

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока «РУСБАТ» (Ассоциация «РУСБАТ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4. и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2021 г. № 1154-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6469-1:2019 «Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Система накопления энергии перезаряжаемая (СНЭП)» [ISO 6469-1:2019 «Electrically propelled road vehicles — Safety specifications — Part 1: Rechargeable energy storage systems (RESS)», IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6469-1-2016

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. Nt 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в ин-формационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

©ISO. 2019

©Оформление. ФГБУ «РСТ». 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Требования безопасности

  • 4.1 Общие требования электробезоласности

  • 4.2 Общие требования безопасности

  • 5 Требования безопасности при воздействии факторов окружающей среды

  • 5.1 Требования стойкости к воздействию механических факторов

  • 5.2 Требования стойкости к воздействию климатических факторов

  • 5.3 Требования устойчивости к воздействию моделируемой транспортной аварии

  • 5.4 Требования электробезоласности

  • 5.5 Требования к функциональным характеристикам

  • 5.6 Требования к выбросам опасных газов и других опасных веществ

  • 6 Методы испытаний

  • 6.1 Объекты и критерии испытаний

  • 6.2 Испытания на стойкость к воздействию механических факторов

  • 6.3 Испытание на воздействие климатических факторов

  • 6.4 Моделирование транспортной аварии

  • 6.5 Испытания на соответствие требованиям к электрическим характеристикам

  • 6.6 Испытания на соответствие требованиям к функциональным характеристикам

Приложение А (справочное) Расчет поврежденное™ при воздействии механической нагрузки

Приложение В (справочное) Пример испытания на устойчивость к вибрации

Приложение С (справочное) Экран, используемый при испытании на огнестойкость

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Библиография




л/


ГОСТ Р ИСО 6469-1—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ Требования безопасности

Часть 1 Системы накопления энергии перезаряжаемые

Electrically propelled road vehides. Safety specifications. Part 1. Rechargeable energy storage systems

Дата введения — 2022—03—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности перезаряжаемых систем накопления энергии (СНЭП), находящихся на борту транспортных средств (ТС) на электрической тяге, для обеспечения защиты людей.

Стандарт не устанавливает требования безопасности для персонала, участвующего в производстве. техническом обслуживании и ремонте.

Примечания

  • 1 Требования к мотоциклам и мопедам установлены в ИСО 13063 и ИСО 18243.

  • 2 Дополнитегъные требования безопасности допускается применять к СНЭП, которые возможно заряжать с использованием средств, отличных от подачи электрической энергии (например, проточные ред-окс батареи).

К СНЭП, которые заряжают с помощью средств, отличных от подачи электрической энергии (например. проточные батареи), допускается применять дополнительные требования безопасности.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения).

ISO 6469-3. Electrically propelled road vehicles — Safety specifications — Part 3: Electrical safety (Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробеэоласность)

ISO 20653. Road vehicles — Degrees of protection (IP*Code) — Protection of electrical equipment against foreign objects, water and access (Транспорт дорожный. Степени защиты (IP-code). Защита электрооборудования от посторонних объектов, воды и доступа)

IEC 60068-2-27. Environmental testing — Part 2-27: Tests — Test Ea and guidance: Shock (Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-27. Испытания. Испытание Еа и руководство: Удар)

  • 3 Термины и определения

  • В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Примечание — В отдельных определениях к терминам приведены выделенные курсивным шрифтом термины со ссылками на пункты настоящего раздела (например 3.2).

Издание официальное

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

  • - Электропедия МЭК: доступна на //www.electropedia.org/;

  • - платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на //www.iso.org/obp.

  • 3.1 автобус (тип транспортного средства) [bus (vehicle type)]: Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки пассажиров, с числом посадочных мест более восьми, за ис* ключением места водителя, и максимальной массой, превышающей 5 т.

  • 3.2 емкость (capacity): Общее количество ампер-часов, которое может быть отдано полностью заряженной СНЭП (3.22) в определенных условиях работы.

  • 3.3 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние по воздуху между двумя проводящими частями (3.4). [МЭК 60664-1:2007. статья 3.2]

  • 3.4 проводящая часть (conductive part): Часть, которая способна проводить электрический ток.

[МЭК 60050-195:1998. статья 195-01-06]

  • 3.5 длина пути утечки (creepage distance): Кратчайшее расстояние вдоль поверхности твердого изоляционного материала между двумя проводящими частями (3.4).

[IEC 60050-151:2001/AMD1:2013. статья 151-15-50]

  • 3.6 заказчик (customer): Сторона, заинтересованная в использовании подсистемы СНЭП (3.22) или СНЭП (3.24) и. следовательно, размещающая заказы или проводящая испытания.

Пример — Изготовители автомобилей.

[ISO PAS 19295:2016. модифицированный — слова «компонент или система напряжения класса 8» заменены на «подсистемами СНЭП или СНЭП и. следовательно, размещает заказы или выполняет испытания», дополнен примером.)

  • 3.7 электрическое шасси (electric chassis): Электрически соединенные проводящие части (3.4) транспортного средства, потенциал которых берут в качестве точки отсчета.

[ИСО 6469-3:2018. статья 3.12]

  • 3.8 электропривод (electric drive): Комбинация тягового двигателя, силовой электроники и связанных с ними элементов управления для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.13)

  • 3.9 транспортное средство на электрической тяге (electrically propelled vehicle): Транспортное средство с одним или несколькими электроприводами (3.8). приводящими его в движение.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.15]

  • 3.10 взрыв (explosion): Внезапное выделение энергии, достаточное для того, чтобы вызвать волны давления и/или обломки, которые могут нанести ущерб окружающей среде.

  • 3.11 легковоспламеняющийся электролит (flammable electrolyte): Электролит с температурой вспышки не более 93 "С.

Примечание — Определение температуры вспышки основано на ИСО 2592.

  • 3.12 тяжелый грузовик (heavy-duty truck): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т.

  • 3.13 сопротивление изоляции; изоляционное сопротивление (isolation resistance, insulation resistance): Сопротивление между токоведущими частями (3.16) электрической цепи и электрическим шасси (3.7). а также другими электрическими цепями, изолированными от этой электрической цепи.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.23]

  • 3.14 система контроля сопротивления изоляции (insulation-resistance monitoring system): Система. обеспечивающая периодический или непрерывный контроль сопротивления изоляции (3.13) между токоведущими частями (3.16) и электрическим шасси (3.7).

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.24]

  • 3.15 утечка (leakage): Утечка жидкости или газа, за исключением стравливания давления (3.28).

  • 3.16 токоведущая часть (live part): Проводник или проводящая часть (3.4). предназначенная для литания при нормальном использовании [по соглашению — не электрическое шасси (3.7)].

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-02-19, модифицированный, исключены слова «включая нулевой провод»: слова «провод PEN. или провод РЕМ. или провод PEL» заменены на «электрическое шасси»)

  • 3.17 максимальная рабочая температура (maximum operating temperature): Максимальное значение температуры, при которой системы/комлоненты могут работать продолжительно.

  • 3.18 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение переменного напряжения (среднеквадратическое значение) или постоянного напряжения (без учета переходных процессов и пульсации), которое может возникнуть при любых нормальных условиях эксплуатации в соответствии с техническими условиями изготовителя.

[ИСО 6469-3:2018. статья 3.26]

  • 3.19 среднетоннажный грузовик (medium-duty truck): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 т. но не более 12 т.

  • 3.20 автобус малого класса (midi bus): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки пассажиров, с числом посадочных мест более восьми, за исключением места водителя. и максимальной массой, не превышающей 5 т.

  • 3.21 защита от сверхтока (overcurrent protection): Защита, предназначенная для обеспечения работы при превышении заданного значения тока.

(МЭК 60050-448:1995. статья 448-14-26]

  • 3.22 перезаряжаемая система накопления энергии. СНЭП (rechargeable energy storage system. RESS): Перезаряжаемая система, которая накапливает электрическую энергию с последующей отдачей для питания электропривода (3.8).

Пример — Аккумуляторные батареи, конденсаторы, маховики.

  • 3.23 блок управления СНЭП (RESS control unit): Электронное устройство, управляющее функциями СНЭП (3.22) и обеспечивающее связь между СНЭП (3.22) и другими контроллерами транспортного средства.

Пример — Блок управления аккумулятором.

  • 3.24 подсистема СНЭП (RESS subsystem): Любая сборка компонентов СНЭП (3.22), которая накапливает энергию.

  • 3.25 разрыв (rupture): Потеря механической целостности оболочки, в результате чего отверстия не соответствуют степени защиты IPXXB в соответствии с ИСО 20653.

Примечание — Предусмотренные конструкцией отверстия для стравливания не с-мтакл разрывом.

  • 3.26 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Доступная емкость (3.2) СНЭП (3.22) или подсистемы СНЭП (3.24), выраженная в процентах от нормированной емкости (3.2).

  • 3.27 поставщик (supplier): Сторона, предоставляющая СНЭП (3.22) или подсистему СНЭП (3.24).

Пример — Изготовитель СНЭП.

[ISO/PAS 19295:2016, модифицированный — слова «компонент или система класса напряжения В» заменены на «подсистемой СНЭП или СНЭП», дополнен примером]

  • 3.28 стравливание (venting): Сброс избыточного давления, предусмотренный конструкцией.

  • 3.29 класс напряжения (voltage class): Классификация электрических компонентов цепи в соответствии с их максимальным рабочим напряжением (3.18).

Примечание — Классификация по классам напряжения А. В и В2 соответствует ИСО 6469-3:2018.

(ИСО 6469-3:2018. статья 3.36. изменено — добавлено примечание]

  • 3.30 глубина воды w (water depth, w): Уровень глубины воды, до которого ТС (например, автомобиль) возможно использовать в соответствии со спецификацией изготовителя автомобиля.

Примечание — Изготовитель транспортного средства может учитывать местные условия окружающей среды, в которых транспортное средство размещается на рынке.

  • 4 Требования безопасности

    • 4.1 Общие требования электробезопасности

Класс напряжения СНЭП должен соответствовать требованиям электробезопасности по ИСО 6469-3. если в настоящем стандарте не указаны другие параметры. Для выполнения требований безопасности СНЭП их допускается устанавливать к компоненту или ТС.

СНЭП напряжения класса В или подсистема СНЭП напряжения класса В должны быть маркированы в соответствии с ИСО 6469-3.

Примечание — Требования к маркировке СНЭП или подсистемы СНЭП напряжения класса А при интеграции в цепь напряжения класса В приведены в ИСО 6469-3.

  • 4.2 Общие требования безопасности

К общим требованиями безопасности СНЭП относят следующие:

  • - в СНЭП не должно быть признаков утечки электролита;

  • - в СНЭП не должен наблюдаться непрерывный выброс пламени в течение более 1 с или взрыв;

  • - в СНЭП не должно быть признаков разрыва;

  • - сопротивление изоляции СНЭП напряжения класса В2 должно соответствовать 5.4.1. Соответствие проверяют по 6.1.6.

  • 5 Требования безопасности при воздействии факторов окружающей среды

    • 5.1 Требования стойкости к воздействию механических факторов

При воздействии механических нагрузок, вызванных вибрацией и механическим ударом, которые могут возникать при нормальной эксплуатации ТС в течение всего срока его службы, должны быть выполнены общие требования безопасности в соответствии с 4.2.

Соответствие проверяют по 6.2.

  • 5.2 Требования стойкости к воздействию климатических факторов

    • 5.2.1 Воздействие циклического изменения температуры

СНЭП должна обеспечивать показатели безопасности при тепловой нагрузке вследствие быстрых изменений температуры, которые возможны при нормальной эксплуатации ТС.

Общие требования безопасности должны быть выполнены в соответствии с 4.2.

Соответствие проверяют по 6.3.1.

  • 5.3 Требования устойчивости к воздействию моделируемой транспортной аварии

    • 5.3.1 Авария транспортного средства

СНЭП должна обеспечивать безопасность при аварии ТС в соответствии с 5.3.1.1 и 5.3.1.2. Испытания проводят на ТС или СНЭП.

  • 5.3.1.1 Воздействие инерционной нагрузки при аварии

СНЭП должна обеспечивать безопасность при инерционных нагрузках, вызванных ускорением, которое возможно при аварии ТС.

Общие требования безопасности должны быть выполнены в соответствии с 4.2.

Соответствие проверяют по 6.4.1.1.2 или 6.4.1.2.

  • 5.3.1.2 Воздействие контактной силы при аварии

СНЭП должна обеспечивать безопасность при воздействии контактной силы, которое возможно при аварии ТС.

Общие требования безопасности должны быть выполнены в соответствии с 4.2.

Для СНЭП, предназначенной для установки на ТС с полной массой более 3,5 т. требования считают выполненными, если СНЭП установлена на высоте более 700 мм над землей (расстояние между землей и нижней поверхностью СНЭП).

Для СНЭП, предназначенной для установки на ТС с полной массой более 7.5 т, требования считают выполненными, если СНЭП установлена в продольной раме шасси ТС.

Соответствие проверяют по 6.4.1.1.3 или 6.4.1.2.

  • 5.3.2 Воздействие погружения в воду

СНЭП должна обеспечивать безопасность при погружении ТС в воду.

Примечание — Это требование не распространяется на случаи, когда основная опасность для людей вызвана присутствием воды, например сильное наводнение, затопленный подземный паркинг или подземный переход.

Требование считают выполненным, если СНЭП или подсистема СНЭП удовлетворяет одному из следующих условий:

  • - испытания СНЭП или подсистемы СНЭП проведены в соответствии с 6.4.2. Во время испытания и в течение двухчасового периода наблюдения после испытания в СНЭП или подсистеме СНЭП не должны наблюдаться признаки непрерывного излучения пламени в течение более 1 с или взрыва;

  • • СНЭП или подсистема СНЭП, включая все соединители, воздуховоды и присоединения для охлаждения. защищены от воды. Они должны быть испытаны на соответствие коду IPX7 по ИСО 20653 и после воздействия воды не допускается ее появление внутри СНЭП или подсистемы СНЭП. Испытание допускается проводить только с корпусом СНЭП или подсистемы СНЭП и со всеми соединителями, воздуховодами и соединениями для охлаждения.

Возможное появление воды в минимальных количествах из-за конденсации влажности воздуха не рассматривают как возникновение воды. Если определение наличия воды затруднено, испытания допускается проводить с подкрашенной водой.

  • 5.3.3 Требования к огнестойкости

Требование к воздействию огня извне ТС применяют только к СНЭП с горючим электролитом.

Пламя может возникнуть из-за возгорания горючего вещества под ТС. Таким горючим веществом может быть вылившийся электролит самого ТС либо разлитый электролит/топливо от соседнего ТС. Если СНЭП подвергается воздействию огня извне ТС. она должна быть безопасна, как указано ниже, для того чтобы предоставить время для эвакуации водителя, пассажиров и других лиц.

Во время испытания на воздействие огня на СНЭП и в течение установленного периода наблюдения после его окончания не должно быть взрыва.

Соответствие проверяют по 6.4.3.

Требование считают выполненным, если СНЭП, при ее размещении на ТС. установлена на высоте более 1500 мм над землей (расстояние между землей и нижней поверхностью СНЭП).

  • 5.4 Требования электробезопасности

    • 5.4.1 Сопротивление изоляции

Для СНЭП напряжения класса 82 значение сопротивления изоляции, деленное на значение максимального рабочего напряжения, должно быть не менее:

  • - 100 Ом/В. если СНЭП содержит только цепи постоянного тока;

  • - 100 Ом/В. если СНЭП содержит цепи переменного тока и дополнительную защиту переменного тока в соответствии с ИСО 6469-3;

  • - 500 Ом/8. если СНЭП содержит цели переменного тока без дополнительной защиты переменного тока в соответствии с ИСО 6469-3.

Для СНЭП, установленной в ТС и подключенной к электрической цепи напряжения класса В2. в целях соответствия требованиям ИСО 6469-3 необходимо более высокое значение сопротивления.

Примечание — Требо8анмексос1ротивлениюиэопяции.необходимомудлянапряженияклассаАилиВ1 СНЭП, подключенного к электрической цепи напряжения класса В2. установлено в ИСО 6469-3.

Соответствие проверяют проведением испытания по ИСО 6469-3.

  • 5.4.2 Зазор и длина пути утечки

Для СНЭП или подсистемы СНЭП открытого типа напряжения класса В. где возможна утечка электролита, применяют следующие требования.

Примечание — Примером СНЭП открытого типа напряжения класса В является свинцово-кислотная батарея открытого типа.

Длина пути утечки d. мм. между выводами напряжения класса В должна соответствовать выражению

da 0.251/+ 5. (1)

где U — максимальное рабочее напряжение СНЭП. В.

Длина пути утечки d. мм. между частями под напряжением класса В и электрическим шасси должна соответствовать выражению

da 0.1251/*5. (2)

Зазор между выводами напряжения класса В должен быть не менее 2.5 мм.

  • 5.4.3 Защита от короткого замыкания

В СНЭП должна быть предусмотрена защита от короткого замыкания, обеспечивающая ее безопасность при внешнем коротком замыкании при работе СНЭП (например, если замкнут контактор). Защиту от короткого замыкания обеспечивает выполнение требований, приведенных в перечислениях а) или Ь):

  • а) площадью поперечного сечения токопроводящих проводников СНЭП должен быть обеспечен выдерживаемый ток короткого замыкания (ft). соответствующий максимальному току короткого замыкания СНЭП;

  • Ь) защита от сверхтоков для токопроводящих проводников в СНЭП должна быть предусмотрена в соответствии с площадью их поперечного сечения. Защита от перегрузки по току должна быть способна прервать ток короткого замыкания.

Примечание — Короткое замыкание является часгным случаем перегрузки по току.

Общие требования безопасности должны быть выполнены в соответствии с 4.2.

Соответствие проверяют по 6.5.1.

  • 5.5 Требования к функциональным характеристикам

    • 5.5.1 Общие положения

Требования к функциональным характеристикам направлены на обеспечение показателей безопасности СНЭП при отказе ТС и достигаются благодаря прочности конструкции или функции защиты. Функция защиты может быть реализована в ТС. Если функция защиты не реализована в СНЭП, то конструкция СНЭП должна быть надежной или СНЭП следует использовать только в ТС. которое реализует функцию защиты. Если функция защиты реализована в ТС. она должна действовать при нормальных условиях эксплуатации и в случае единичного отказа.

  • 5.5.2 Защита от перезаряда

Если значение СЗ СНЭП превышает верхние ее пределы, должны быть выполнены общие требования безопасности в соответствии с 4.2

Соответствие проверяют по 6.6.2.

  • 5.5.3 Защита от переразряда

Этот пункт применяют только к СНЭП с использованием электрохимического преобразования энергии.

Если значение СЗ СНЭП опускается ниже установленных значений нижних пределов, должны быть выполнены общие требования безопасности в соответствии с 4.2.

Соответствие проверяют по 6.6.3.

  • 5.5.4 Защита от внутреннего перегрева

Если температура внутри СНЭП превышает максимальную рабочую температуру, указанную изготовителем СНЭП, должна срабатывать защита от внутреннего перегрева и СНЭП должна находиться в рабочем состоянии и быть безопасна. Защита от внутреннего перегрева должна сохранять эффективность при отказе терморегулятора или функции охлаждения, если такие меры реализованы в СНЭП.

Общие требования безопасности должны быть выполнены в соответствии с 4.2.

Соответствие проверяют по 6.6.4.

  • 5.6 Требования к выбросам опасных газов и других опасных веществ

Если в СНЭП есть вероятность выделения опасных газов и других опасных веществ, то для защиты от опасности токсического воздействия необходимо исключить наличие потенциально опасных концентраций опасных газов и других опасных веществ в любом месте в кабине водителя, пассажира и грузового отсека.

Требования применяют только для нормальных условий эксплуатации и окружающей среды, указанных поставщиком.

Соответствующие контрмеры должны быть направлены на урегулирование ситуаций, связанных с первым отказом.

  • 6 Методы испытаний

  • 6.1 Объекты и критерии испытаний

    • 6.1.1 Общие положения

Испытания проводят на СНЭП или подсистеме СНЭП [далее — испытуемое устройство (ИУ)]. если в нормативных документах (НД) на СНЭП не указано иное.

Последовательность испытаний для ИУ устанавливают на основании соглашения между заказ* чиком и поставщиком. Повторное использование ИУ и обмен его компонентами в последовательности испытаний допустимы на основании соглашения между заказчиком и поставщиком.

Период наблюдения после испытания должен составлять 1 ч после завершения испытания, если в НД на СНЭП не указано иное.

Персонал испытательной лаборатории должен иметь соответствующую квалификацию: лаборатория должна быть оснащена испытательными стендами, обеспечивающими безопасность проведения испытаний (например, защита от сверхтока).

  • 6.1.2 Параметры испытаний

    • 6.1.2.1 Температура испытания

Испытания проводят при комнатной температуре (КТ), которая составляет (25 ± 2) ’С.

  • 6.1.2.2 Допуски измерения параметров

Точность внешнего измерительного оборудования должна быть в следующих пределах:

±0.5 % для напряжения:

  • ±0.5 % — тока;

  • ±1 *С — температуры.

Общая точность контролируемых или измеряемых значений относительно заданных или фактических параметров должна быть в пределах:

  • ±1.0%— для напряжения;

  • ±1 % — тока;

  • ±2 ’С — температуры:

  • ±0.1 % — времени;

  • ±0.1 % — массы;

  • ±0.1 % — размеров.

Указанные допуски включают совокупную точность измерительных приборов, используемых методов измерений и все другие источники погрешностей в процедуре испытания.

Если в методе испытания требуется указывать значения времени, температуры, тока и напряжения. они должны быть записаны, по крайней мере, в каждых 5 % от расчетного времени испытания и периода наблюдения.

  • 6.1.3 Требования к испытуемому устройству и его подготовка к испытанию

    • 6.1.3.1 Требования к испытуемому устройству

ИУ должно включать все компоненты, указанные заказчиком (например, механические и электрические точки соединения для испытаний на воздействие механических факторов).

Вся необходимая документация и детали интерфейса для работы и подключения ИУ к испытательному оборудованию (т. е. вилки, разъемы, включая охлаждение) должны быть доставлены в испытательную лабораторию вместе с ИУ.

ИУ должно обеспечивать возможность проведения установленных испытаний, например внесение режимов испытаний в устройства управления СНЭП, и возможность обмена информацией с испытательным стендом, например через коммуникационные шины.

Допускается оснащение ИУ дополнительными датчиками, проводами и опорными зажимами, которые необходимы для проведения конкретного испытания или для получения необходимых данных для такого испытания. Такие дополнительные устройства не должны влиять на результат, относящийся к цели испытания.

  • 6.1.3.2 Подготовка подсистемы СНЭП и испытательного стенда

Подсистема СНЭП должна быть связана необходимыми электрическими соединениями с оборудованием испытательного стенда. Состояние контакторов, напряжение, ток и температура должны контролироваться оборудованием испытательного стенда в соответствии с требованиями, согласованными между заказчиком и поставщиком, и в соответствии с программой испытаний оборудованием испытательного стенда. Испытательный стенд должен включать функцию защиты от перегрузки по току подсистемы СНЭП, если это необходимо, например с использованием управления контакторами подсистемы СНЭП. Охлаждающее устройство должно быть подключено к оборудованию испытательного стенда и работать в соответствии с требованиями поставщика и алгоритмом управления, если иное не установлено процедурой испытаний.

  • 6.1.3.3 Подготовка СНЭП и испытательного стенда

СНЭП должна быть связана с оборудованием испытательного стенда необходимыми электрическими соединениями. СНЭП должна контролироваться блоком управления СНЭП. Оборудование испытательного стенда должно соответствовать рабочим пределам, устанавливаемым блоком управления СНЭП через связь. Оборудование испытательного стенда должно обеспечивать требования к включению/выключению главных контакторов (при наличии), а также профили напряжения, тока и температуры в соответствии с требованиями процедуры испытания. Охлаждающее устройство СНЭП и соответствующий охлаждающий контур на оборудовании испытательного стенда должны работать в соответствии с программой испытаний и органами управления блока управления СНЭП. Блок управления СНЭП должен обеспечивать оборудованию испытательного стенда выполнение требуемой процедуры испытания в рабочих пределах СНЭП. Защита СНЭП от перегрузки по току должна быть в рабочем состоянии.

  • 6.1.4 Предварительная подготовка испытуемого устройства

Если в настоящем стандарте не установлены другие параметры, применяют следующие условия:

  • - для обеспечения стабилизации ИУ проводят его подготовку, заключающуюся в проведении стандартного цикла (ЦС) по 6.1.5. Число ЦС устанавливает поставщик или заказчик;

  • • перед каждым испытанием СЗ ИУ устанавливают на значение максимальной СЗ при нормальных условиях работы, согласованное между заказчиком и поставщиком;

  • • после каждого изменения СЗ ИУ выдерживают в течение 30 мин;

  • - температура окружающей среды должна соответствовать КТ.

  • 6.1.5 Стандартный цикл

    • 6.1.5.1 Общие положения

Этот подпункт применяют только к СНЭП с использованием электрохимического преобразования энергии.

Цепью ЦС является обеспечение одинакового начального условия для каждого испытания ИУ.

ЦС проводят перед каждым испытанием.

ЦС проводят с поддержанием температуры ИУ при значении КТ. ЦС включает в себя стандартный разряд (см. 6.1.5.2), за которым следует стандартный заряд (см. 6.1.5.3). На основании соглашения между заказчиком и поставщиком температура ИУ может отличаться от КТ при условии, что температура ИУ не влияет на результат испытания.

Если интервал времени между окончанием ЦС и началом нового испытания превышает 3 ч. ЦС повторяют. На основании соглашения между заказчиком и поставщиком временной интервал может быть увеличен до 24 ч при условии, что температуру в течение этого периода поддерживают соответствующей КТ.

  • 6.1.5.2 Стандартный разряд

Скорость разряда: 1С или другой особый режим разряда в соответствии со спецификациями, предоставленными поставщиком.

Предел разряда: в соответствии со спецификациями, предоставленными поставщиком.

Период выдержки после разряда: 30 мин.

  • 6.1.5.3 Стандартный заряд

Стандартная процедура заряда должна соответствовать спецификациям, предоставленным поставщиком. Спецификации должны включать критерии окончания заряда и временные ограничения для всей процедуры заряда.

Период выдержки после заряда: 30 мин.

  • 6.1.6 Испытания на соответствие общим требованиям безопасности

    • 6.1.6.1 Проверка наличия утечки

Проверку наличия утечки определяют без разборки какой-либо части ИУ. Проверку наличия утечки электролита допускается проводить визуальным осмотром, лакмусовой бумагой и/или химическим анализом жидкости после периода наблюдения.

  • 6.1.6.2 Проверка наличия разрыва

Проверку наличия разрыва проводят по ИСО 20653 после периода наблюдения.

  • 6.1.6.3 Проверка наличия воспламенения

Проверку наличия непрерывного излучения пламени в течение более 1 с проводят визуальным осмотром во время испытания и в течение периода наблюдения.

Примечание — Искры и дуги не считают пламенем.

  • 6.1.6.4 Проверка наличия взрыва

Проверку наличия взрыва проводят визуальным осмотром или соответствующими средствами для обнаружения осколков, вылетевших из ИУ во время испытания и в течение периода наблюдения.

  • 6.1.6.5 Проверка сопротивления изоляции

Сопротивление изоляции измеряют после испытания и после периода наблюдения. Измерение проводят в соответствии с процедурами испытаний, установленными в ИСО 6469-3. но без предварительной обработки и кондиционирования.

  • 6.2 Испытания на стойкость к воздействию механических факторов

    • 6.2.1 Общие положения

Испытание проводят в два этапа: испытание на стойкость к воздействию вибрации в соответствии с 6.2.2 и испытание на стойкость к воздействию механического удара в соответствии с 6.2.3 по всем указанным пространственным направлениям. Применяют следующие условия испытаний:

  • • все испытание (на воздействие вибрации и механического удара) проводят на одном и том же ИУ:

  • - температура окружающей среды должна быть (20 ± 10) вС.

Порядок испытаний на стойкость к вибрации и механическому удару определяют в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком.

Примечание — Предполагается, что подкомпоненты СНЭП разрабатывают е соответствии с требованиями соответствующих стандартов.

  • 6.2.2 Испытание на воздействие вибрации

ИУ испытывают по всем указанным пространственным направлениям, в которых его предполагается устанавливать на ТС.

Если поддерживается несколько ориентаций монтажа, достаточно проверить только значения максимальной спектральной плотности мощности (СПМ) по таблицам 1—3.

Испытание проводят по варианту 1 или 2.

  • 6.2.2.1 Вариант испытания 1

ИУ устанавливают на соответствующем испытательном оборудовании. ИУ подвергают вибрации случайными профилями в трех пространственных направлениях (вертикальное направление Z. продольное направлениеХи поперечное направление У) со значениями СПМ. приведенными на рисунке 1. и концевыми точками, указанными в таблицах 1—3. Испытание выполняют в приведенной последовательности из трех пространственных направлений: начиная с Z. затем X. далее У. Последовательность испытаний может быть изменена в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. Продолжительность испытания в каждом пространственном направлении должна составлять 12 ч.

Таблица 1—Значения для СПМ в направлении Z

Частота. Гц

СПМ. (м/с2)2/Гц

5

0.0481

10

0.5774

15

0.3849

200

0.0004

RMS

2.64 м/с2

Таблица 2 — Значения для СПМ в направлении X

Частота, Гц

СПМ. (m/cWu

5

0.028 9

20

0.288 7

200

0.000 6

RMS

2.34 м/с2

Таблица 3—Значения для СПМ в направлении У

Частота. Гц

СПМ. <м/сгр/Гц

5

0.192 5

15

0,288 7

50

0.028 9

200

0.000 4

RMS

2.51 м/с2

СПМ — спектральная плотность мощности; f — частота Рисунок 1 — СПМ спектры для направлений Z. X и У

Для испытательного оборудования используют контрольные параметры, приведенные в таблице 4.

Таблица 4 —Контрольные параметры для испытания на вибрацию

Параметр

Значение параметра

Статистический DOF

Не менее 120

Минимальное разрешение по частоте. Гц

1.25 ±0,25

Гребенчатый фактор (сигма-отсечение), о

3

Пределы предупреждения. дБ

±3

Пределы отмены. дБ

±6

  • 6.2.2.2 Вариант испытания 2

Испытание может быть выполнено как испытание имитации рабочей нагрузки на основе измерений ТС. Для варианта испытания 2 общая механическая нагрузка не должна быть ниже механической нагрузки по варианту испытания 1. Проверка может быть проведена с использованием расчета. Для этого расчета повреждения DA. вызванные вибрационными нагрузками во время измерения ТС. должны быть более или равны значению повреждения DB. рассчитанному на основе механической нагрузки по варианту 1. Пример расчета повреждения приведен в приложении А. Пример конкретного испытания. соответствующего этому требованию, приведен в приложении В.

  • 6.2.3 Испытание на воздействие механического удара

ИУ устанавливают на соответствующем испытательном оборудовании и подвергают ударам с испытательным профилем полусинусоидального ускорения в шести пространственных направлениях: ± (вертикальное направление Z). ± (продольное направление X) и ± (поперечное направление У).

ю

Испытание выполняют в соответствии с МЭИ 60068-2-27 с использованием параметров испытания. приведенных в таблице 5.

Таблица 5 — Параметры испытаний на воздействие механического удара

Параметр

Значение

Форма импульса

лолусинусоидальная

Ускорение, м/с2

±Z: 70;

±Х: 50;

±У:30

Продолжительность, мс

6

Число ударов

6 в каждом направлении

  • 6.3 Испытание на воздействие климатических факторов

    • 6.3.1 Циклическое воздействие температуры

Если в ИУ используют жидкостное охлаждение, охлаждающая жидкость должна быть как при нормальной работе. Активное охлаждение (при наличии) должно быть отключено.

ИУ выдерживают не менее 6 ч при температуре окружающей среды Ттах. равной (60 ± 2) °C. с последующей выдержкой не менее 6 ч при температуре окружающей среды, равной (минус 40 ± 2) °C. Допускается применять более высокое значение температуры для Ттах в соответствии с соглашением между поставщиком и заказчиком.

Длительность перехода между крайними значениями температуры окружающей среды должна составлять 30 мин или менее. Эту процедуру повторяют до тех лор. пока не будет выполнено минимум 5 полных циклов.

Затем ИУ выдерживают в течение 24 ч при температуре окружающей среды (20 110) ’С. После выдержки проводят ЦС по 6.1.5. если после воздействия экстремальных температур эта процедура не запрещена ИУ.

Допускается перемещать ИУ между двумя испытательными камерами, если принятые температурные условия выполняются для каждой испытательной камеры.

  • 6.4 Моделирование транспортной аварии

    • 6.4.1 Авария транспортного средства

Допускается проведение испытания на компонентах или ТС. Выбор любого из вариантов определяется в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком.

Требования устойчивости к воздействию моделируемой аварии

  • 6.4.1.1 Испытание СНЭП

    • 6.4.1.1.1 Общие положения

ИУ должно быть установлено на испытательном стенде с использованием приспособлений, предусмотренных для присоединения СНЭП или подсистемы СНЭП к ТС или в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком.

Температура окружающей среды должна быть (20 ± 10) ’С.

Для СНЭП с жидкостным охлаждением ИУ должно быть заполнено стандартной охлаждающей жидкостью и. в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком, контур охлаждения ТС может быть заменен репрезентативной внешней системой охлаждения или соединительные порты должны быть герметичными, чтобы сохранить охлаждающую жидкость в трубопроводе внутри ИУ.

  • 6.4.1.1.2 Инерционная нагрузка при аварии

Испытания проводят не менее одного раза в том же направлении, что и удар, происходящий в ТС во время испытания на столкновение ТС. Для грузовых автомобилей средней грузоподъемности, автобусов среднего класса, грузоеых автомобилей и автобусов большой грузоподъемности применяют направление воздействий при испытании, определенное заказчиком и установленное для применения в ТС. Для каждого из этих направлений испытание проводят в соответствии с одним из вариантов, описанных ниже. Если ориентация ИУ в ТС или направление инерционной нагрузки неизвестны. ИУ должно быть испытано во всех шести пространственных направлениях.

Электронные или механические переключающие устройства (например, контакторы) (при их наличии) должны быть замкнуты, а соответствующие блоки управления, если они являются частью ИУ, должны быть в рабочем состоянии.

Если испытания проводят без соответствующих блоков управления, после испытания должны быть выполнены следующие шаги:

  • - блоки управления должны быть активированы;

  • - электронные или механические переключающие устройства должны быть замкнуты;

  • - должна быть выполнена проверка по 4.2.

Испытание проводят с использованием формы импульса и значений времени и ускорения в пределах диапазона. заданных значениями для верхней и нижней границ на рисунке 2. путем применения значений ускорения времени из таблиц 6—8 для массы брутто ТС. предназначенного для применения ИУ. или в соответствии с профилем испытаний, определенным заказчиком и проверенным для применения в ТС.

1 —• максимальная кривая; 2 — минимальная кривая, У— ускоренна. X — время Рисунок 2 — Общее описание испытательных импульсов

Таблица 6 — Область значений импульсов ускорения для транспортных средств с полной массой не более 3.5 т

Точка на рисунке 2

Время.мс

Ускорение (продольное), д

Ускорение (лолеречное). g

А

20

0

0

В

50

20

8

С

65

20

8

D

100

0

0

Е

0

10

4.5

F

50

28

15

G

80

28

15

Н

120

0

0

Примечание — Значения для продольного ускорения приведены из Правил № 17 ООН. Его также возможно применить к СНЭП или подсистеме СНЭП.

Таблица 7 — Область значений импульсов ускорения для грузовых автомобилей средней грузоподъемности и автобусов среднего класса

Точка на рисунке 2

Время.мс

Ускорение (продольное), g

Ускорение (поперечное), g

А

20

0

0

В

50

10

5

С

65

10

5

D

100

0

0

Е

0

5

2,5

F

50

17

10

Окончание таблицы 7

Точка на рисунке 2

Время, мс

Ускорение (продольное!, g

'Ус<сре«ие ^геперечкое! q

G

80

17

10

Н

120

0

0

Таблица 8 — Область значений импульсов ускорения для грузовых автомобилей и автобусов большой грузоподъемное ти

Точка на рисунке 2

Время, ыс

Ускорение (предельное), g

Ускорение (поперечное), g

XI

20

0

0

В

50

6.6

5

С

65

6.6

5

D

100

0

0

Е

0

4

2.5

F

50

12

10

G

80

12

10

Н

120

0

0

6.4.1.1.3 Контактное усилие при аварии транспортного средства

ИУ раздавливают между плоской опорной поверхностью и одним из пуансонов для раздавлива

ния, описанным ниже в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком: * пуансон для раздавливания (см. рисунок 3);

Рисунок 3 — Пуансон для раздавливания с размерами (600 *■ 600) мм или менее

« пуансон для раздавливания — полуцилиндр диаметром 150 мм (см. рисунок 4). Полуцилиндр должен быть достаточно длинным, чтобы проходить за край ИУ не менее чем на 50 мм с каждого конца.

Рисунок 4 — Пуансон для раздавливания в форме полуцилиндра диаметром 150 мм

Испытания проводят по всем осям, полученным в результате испытаний на столкновение ТС в соответствии с требованиями заказчика. Не требуется, чтобы все испытания проводили на одном ИУ.

Пуансон для раздавливания применяют в соответствии с одним из следующих вариантов:

  • • ось цилиндра(ов) ориентируют вертикально относительно предполагаемого положения СНЭП или подсистемы СНЭП в ТС. Центр пуансона для раздавливания располагают в геометрическом центре спроецированной плоскости ИУ. которая перпендикулярна к направлению раздавливания:

  • * пуансон ориентируют в соответствии с требованиями заказчика. При этом учитывают направление движения СНЭП или подсистемы СНЭП относительно ее установки в ТС.

Прилагаемое усилие должно быть 100* кН или соответствовать значению, определяемому заказчиком в зависимости от ожидаемых сил в ходе испытаний на столкновение ТС. Эти значения должны основываться на соответствующих анализах, например испытания на столкновение ТС или моделирование столкновения ТС.

Испытание проводят с временем нарастания воздействия менее 3 мин и временем выдержки не менее 100 мс. но не более 10 с.

Если в качестве защитного устройства от контактной силы используют конструкцию ТС. то эта конструкция ТС может быть включена в испытание согласно соглашению между заказчиком и поставщиком.

  • 6.4.1.2 Испытание транспортного средства

Для проверки ИУ в составе ТС ИУ устанавливают на ТС. как это предусмотрено для нормальной работы.

Применяют профиль испытания, определенный изготовителем ТС и установленный для применения в ТС.

  • 6.4.2 Испытание на погружение в воду

ИУ погружают в соленую воду (3,5 %—5 % масс. NaCI в Н2О) с температурой, соответствующей температуре окружающей среды, и выдерживают в течение 2 ч.

ИУ собирают и подготавливают со всеми соединителями, воздуховодами и фланцами, интерфейсами для охлаждения и охлаждающей жидкости в соответствии со спецификацией изготовителя ТС для его эксплуатации.

Если глубина воды w определена. ИУ погружают на глубину, соответствующую глубине СНЭП, установленной в автомобиле, работающем на указанной глубине воды w.

Если глубина воды w не определена, глубина погружения ИУ должна быть равной 1 м (самое глубокое местоположение корпуса) или такой, чтобы обеспечить слой воды более чем на 0.15 м выше самого высокого места корпуса ИУ. если высота корпуса более 0.85 м.

  • 6.4.3 Испытание на огнестойкость

    • 6.4.3.1 Подготовка к проведению испытания и испытание

  • а) Испытательное приспособление

ИУ устанавливают в испытательное приспособление, имитирующее реальные условия монтажа, насколько это возможно: использовать горючий материал не допускается, за исключением материала, являющегося частью СНЭП. Метод, посредством которого ИУ фиксируют в испытательном приспособлении. должен удовлетворять соответствующим спецификациям для установки ИУ на ТС.

Для СНЭП, предназначенной для использования в конкретном ТС. следует учитывать детали ТС, которые влияют на течение пожара. Для этого ИУ допускается устанавливать в соответствующем кузове автомобиля.

Если ИУ не установлено в кузове ТС. его размещают на подставке с решетчатым верхом, расположенным над поддоном, в соответствии с соглашением между заказчиком и доставщиком. Решетчатая подставка должна быть изготовлена из стальных стержней диаметром от 6 до 10 мм с промежутками от 40 до 60 мм. При необходимости стальные стержни могут поддерживаться плоскими стальными деталями.

Для СНЭП с жидкостным охлаждением систему охлаждения заполняют стандартной охлаждающей жидкостью в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. Соединение с внешним контуром охлаждения может быть смоделировано в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком или соединительные порты герметизируют, чтобы удерживать охлаждающую жидкость в трубопроводе внутри ИУ.

  • Ь) Топливо и поддон

Пламя, воздействию которого подвергается ИУ. получают сжиганием коммерческого топлива для двигателей с принудительным зажиганием (далее — топливо) в поддоне. Количество топлива должно быть достаточным, чтобы пламя в условиях свободного горения поддерживалось в течение всего испытания.

Огонь должен охватывать всю площадь поддона в течение воздействия пожара. Размеры поддона выбирают таким образом, чтобы стороны ИУ подвергались воздействию пламени. Поддон должен превышать горизонтальную проекцию испытуемого устройства не менее чем на 200 мм. но не более чем на 500 мм.

Боковые стенки поддона не должны выступать более чем на 80 мм выше уровня топлива, который был в начале испытания.

Поддон, заполненный топливом, размещают под ИУ таким образом, чтобы расстояние между уровнем топлива в поддоне и дном ИУ соответствовало расчетной высоте ИУ над поверхностью дороги в ненагруженном состоянии ТС или. если высота не указана, приблизительно 500 мм. или в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком. Если предполагается использовать детали ТС. влияющие на течение пожара, то их возможно интегрировать с ИУ в целях определения относительного положения ИУ над уровнем топлива.

Поддон или испытательное приспособление или они оба должны иметь возможность свободного перемещения в горизонтальном направлении.

  • с) Экран

Во время фазы С испытания (см. 6.4.3.3) поддон должен быть закрыт экраном. Экран располагают на (30110) мм выше уровня топлива, измеренного до его воспламенения. Экран должен быть изготов* лен из огнеупорного материала (см. приложение С). Между кирпичами не должно быть зазора, и они должны быть поддержаны над поддоном с топливом таким образом, чтобы отверстия в них не были закрыты. Длина и ширина рамы должны быть на 20-40 мм менее внутренних размеров поддона, чтобы между рамой и стенкой поддона был зазор 10-20 мм для обеспечения вентиляции. Перед испытанием температура экрана должна, как минимум, соответствовать температуре окружающей среды. Для га* рантии повторяемости условий испытаний огнеупорный кирпич допускается смочить.

  • 6.4.3.2 Условия окружающей среды

Температура окружающей среды при испытании должна быть 0 °C или выше. Если испытания проводят на открытом воздухе, должна быть обеспечена достаточная защита от ветра; скорость ветра на уровне поддона не должна превышать 2.5 км/ч.

  • 6.4.3.3 Условия воздействия огня

Фаза А — Предварительный нагрев

Поддон с топливом размещают на расстоянии не менее 3 м от ИУ, затем топливо зажигают. После предварительного нагрева в течение 60 с поддон помещают под ИУ. перемещая испытательное приспособление с ИУ или поддон. Фазу А допускается пропустить, если температура топлива перед испытанием составляет 20 ‘С или более.

Фаза В — Прямое воздействие пламени

ИУ подвергают воздействию пламени от свободно горящего топлива в течение 70 с.

Фаза С — Косвенное воздействие пламени

По завершении фазы В между горелкой и ИУ помещают экран. ИУ в течение еще 60 с подвергают воздействию пламени, меньшей интенсивности в связи с размещением экрана.

В соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком допускается вместо проведения фазы испытания С продолжить фазу 8 дополнительно в течение 60 с.

  • 6.4.3.4 Окончание воздействия огня и наблюдение после испытаний

Поддон с горящим топливом удаляют от ИУ на расстояние более 3 м. Огонь на поддоне гасят, а тушение ИУ не проводят. Период наблюдения за результатами воздействия огня начинают с момента удаления поддона и продолжают до тех пор. пока температура поверхности ИУ не снизится до температуры окружающей среды или в течение не менее 3 ч.

  • 6.5 Испытания на соответствие требованиям к электрическим характеристикам

    • 6.5.1 Короткое замыкание

При испытании подсистемы СНЭП защита от сверхтока должна быть включена в состав ИУ. как предусмотрено конструкцией.

Испытание проводят с использованием соединителя для внешнего короткого замыкания с сопротивлением. не превышающим 5 мОм.

Испытание прекращают, если выполняется одно из следующих условий:

  • - функция защиты от короткого замыкания прерывает ток короткого замыкания;

  • • изменение температуры составляет менее 4 ‘Св течение 1 ч. Измеряют температуру внутри ИУ. если оно имеется и работает. В противном случае температуру измеряют на корпусе.

Испытание в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком допускается проводить при более высокой температуре, чем КТ. как указано в 6.1.4.

  • 6.6 Испытания на соответствие требованиям к функциональным характеристикам

    • 6.6.1 Общие положения

Сбор/мониторинг данных продолжают в течение 1 ч после прекращения заряда или разряда.

Выборку данных, особенно для напряжения, тока и температуры ИУ. для оценки функции отклю-чения тока проводят с адекватной частотой, например с интервалом 100 мс.

Условие окончания испытания регистрируют.

Систему контроля сопротивления изоляции ИУ или испытательного оборудования отключают, если она может прервать испытание.

  • 6.6.2 Испытание защиты от перезаряда

ИУ заряжают до максимального значения СЗ при нормальной работе, установленного в соответствии с соглашением между поставщиком и заказчиком. Температура окружающей среды должна быть (20 ± 10) ’С. Система охлаждения должна работать и главные контакторы (при наличии) должны быть замкнуты. СНЭП должна контролироваться блоком управления СНЭП. Испытание выполняют со всеми соответствующими функциями ИУ. включая функцию защиты от перезаряда и функцию управления зарядным током (при наличии), в полностью работоспособном состоянии.

ИУ заряжают максимальным током заряда в соответствии с соглашением между поставщиком и заказчиком. Испытание прекращают при выполнении одного из следующих условий:

  • - функция защиты от перезаряда СНЭП прерывает ток заряда.

Примечание — Устройство, которое прерывает ток заряда, не может быть частью подсистемы СНЭП;

  • - заряд продолжается 12 ч;

  • - скорость повышения температуры СНЭП уменьшается до тех лор, пока она не станет менее 2 °C в течение 1 ч;

  • - СЗ. напряжение или максимальная температура СНЭП превышают верхний предел, согласованный между заказчиком и поставщиком. В этом случае испытание считают не пройденным. Если в СНЭП используют батареи из аккумуляторов, учитывают температуру аккумулятора с самой высокой температурой;

  • - общие требования безопасности по 4.2 нарушены. В этом случае испытание считают не пройденным.

  • 6.6.3 Испытание защиты от переразряда

ИУ заряжают до максимального значения СЗ при нормальной работе, установленного в соответствии с соглашением между поставщиком и заказчиком. Температура окружающей среды должна быть (20 ± 10) ’С. Система охлаждения должна работать и главные контакторы (при наличии) должны быть замкнуты. СНЭП должна контролироваться блоком управления СНЭП. Испытание выполняют со всеми соответствующими функциями ИУ, включая функцию защиты от перезаряда и функцию управления зарядным током (при наличии) в полностью работоспособном состоянии.

ИУ разряжают постоянным током в пределах диапазона токов при нормальной эксплуатации ТС. согласованным между поставщиком и заказчиком. Испытание прекращают при выполнении одного из следующих условий:

  • - функция защиты от переразряда СНЭП прерывает ток разряда.

Примечание — Устройство, которое прерывает ток разряда, не может быть частью подсистемы СНЭП;

  • - разряд продолжают до тех пор. пока напряжение СНЭП не достигнет 0 В;

  • - СЗ или напряжение падает ниже нижнего предела или максимальная температура СНЭП превышает верхний предел, согласованный между заказчиком и поставщиком. В этом случае испытание считают не пройденным. Если в СНЭП используют батареи из аккумуляторов, учитывают температуру аккумулятора с самой высокой температурой;

  • - общие требования безопасности по 4.2 нарушены. В этом случае испытание считают не пройденным.

  • 6.6.4 Испытание защиты от внутреннего перегрева

Соответствующая функция тепловой защиты, предусмотренная заказчиком, должна быть в любом случае частью ИУ. Активную систему охлаждения (при наличии) отключают. Главные контакторы (при наличии) замыкают.

ИУ помещают в конвективную печь или климатическую камеру. Начальная температура ИУ является результатом ЦС. приведенного в 6.1.5. В соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком начальная температура окружающей среды может превышать КТ.

Если ИУ оснащено защитными мерами для прерывания тока заряда и разряда от внутреннего перегрева, температуру окружающей среды повышают до тех пор. пока она не достигнет температурного порога для защитных мер. указанного поставщиком и заказчиком, или превысит ее. Если ИУ не оборудовано такими защитными мерами (т. е. надежной конструкцией), температуру окружающей среды повышают до достижения максимальной температуры окружающей среды, указанной заказчиком и поставщиком, при которой ИУ может работать непрерывно.

ИУ заряжают и разряжают максимальным применимым током, согласованным между поставщиком и заказчиком. Испытание прекращают при выполнении одного из следующих условий:

  • - функция защиты СНЭП прерывает ток заряда и разряда или снижает его до некритичных пределов. установленных в соответствии с соглашением между заказчиком и поставщиком;

  • - изменение температуры ИУ составляет менее 4 ‘С в течение 2 ч;

  • • максимальная температура ИУ превышает верхний предел, установленный в соответствии с соглашением между поставщиком и заказчиком. В этом случае испытание считают не пройденным;

  • - общие требования безопасности по 4.2 нарушены. В этом случае испытание считают не пройденным.

Приложение А

(справочное)

Расчет поврежденное™ при воздействии механической нагрузки

Поережденность рассчитывают в два этапа следующим образом.

  • 1 Расчет распределения нагрузки по сигналу нагрузки, например путем подсчета пар диапазона (RPC) в соответствии с ASTM Е 1049-85.

  • 2 Накопленное усталостное повреждение основано на распределении нагрузки из шага 1 и правиле Паль-мгренэ-Майнера с модификацией «элементарный». Наклон к связанной S-H-кривой равен 5. Формула для накопленного усталостного повреждения где /—число всех уровней нагрузки:

h —число циклов при определенном уровне нагрузки:

N — число циклов кривой S-N при определенном уровне нагрузки.

Приложение В (справочное)

Пример испытания на устойчивость к вибрации

Этап 1. Случайная вибрация

Таблица В.1 -Значения для СПМ для варианта 2

Частота, Гц

2. (рЛ’ц

v. е’/гц

X. «г>Гц

5

0.015

0.002

0.006

10

f

0.005

15

0.015

20

0.005

30

0.006

65

0.001

100

+0.001

200

0.0001

0.00015

0,00003

RMS.g

0.64

0.45

0,50

Время, ч

12

12

12

Этап 2. Синусоидальная вибрация

Частота: 24 Гц

Амплитуда синусоидального сдвига: X и V ± 1.0 г: Z ± 1.5 д.

Время испытания: 1 ч.

Приложение С (справочное)

Экран, используемый при испытании на огнестойкость

На рисунке С.1 показан экран для испытания на огнестойкость.

Т краевая оыеы>а; 2 — отверстие


Y> > >> > >7


у;;/;//.


ZZZZZZZ

Л J J J J, J J 7

70*5

Рисунок С.1 — Экран для испытания на огнестойкость

Параметры экрана должны быть следующие:

  • • огнестойкость (Seger-Kegel): SK 30;

  • - содержание А12О3: 30 % — 33 %;

  • • открытая пористость (Ро): 20 % — 22 % объема:

  • • плотность: 1900 — 2000 кг/м3:

  • • фактическая площадь отверстий: 44.1В %.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Таблица ДАЛ

Обозначение ссылочного международного стандарта

Сгалань соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ISO 6469-3

IDT

ГОСТ Р ИСО 6469-3—2020 «Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробеэопас-ность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы»

ISO 20653

IEC 60068-2-27

NEO

ГОСТ Р 51371—99 «Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов»

' Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.

Примечание — В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

  • • IDT — идентичный стандарт;

  • - NEQ — неэквивалентный стандарт.

Библиография

ASTM Е 1049-85.

Standard Practices for Cycle Counting in Fatigue Analysis (Стандартные практики для подсчета циклов в анализе усталости)

ISO 2592.

Petroleum and related products — Determination of flash and fire points — Cleveland open cup method

(Нефть и нефтепродукты. Определение температуры вспышки и возгорания. Метод Кливленда с открытым стаканом)

ISO 13063.

Electrically propelled mopeds and motorcycles — Safety specifications (Мопеды и мотоциклы с электроприводом. Требования безопасности)

ISO 18243.

Electrically propelled mopeds and motorcycles — Test specifications and safety requirements for lithium-ion battery systems

(Мопеды и мотоциклы с электроприводом. Технические требования к испытаниям и требования безопасности для систем с литий-ионными аккумуляторами)

IEC 60664-1:2007.

Insulation coordination for equipment within low-voltage systems — Part 1: Principles, requirements and tests

(Координация изоляции для оборудования в низковольтных системах. Часть 1. Принципы, требования и испытания)

ISO 2592.

Petroleum and related products — Determination of Rash and fire points — Cleveland open cup method

(Нефть и нефтепродукты. Определение температуры вспышки и возгорания. Метод Кливленда с открытым стаканом)

IEC 60050.

International Electrotechnical Vocabulary (Международный электротехнический словарь)

ISO/PAS 19295:2016.

Electrically propelled road vehicles — Specification of voltage sub-classes for voltage class В

(Транспорт дорожнъм с электроприводом. Спецификация подклассов напряжения для класса напряжения В)

ISO 6469-4.

Electrically propelled road vehicles — Safety specifications — Part 4: Post crash electrical safety

(Транспорт дорожный с электрическим приводом. Требования безопасности. Часть 4. Электрическая безопасность после аварии)

Regulation № 17 of the Economic Commission for Europe of the United Nations (UN/ЕСЕ). Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the seats, their anchorages and any head restraints (Правила № 17 Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). Единые положения, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении сидений, их креплений и любых подголовников)

УДК 621.355.9:006.354


ОКС 29.220.99

43.120

Ключевые слова: транспорт дорожный, транспорт на электрической тяге, системы хранения электри* ческой энергии, бортовые аккумуляторы, требования безопасности

Редактор Н.А. Аргунова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка И.Ю. Литовкиной

Сдано о набор 20.10.2021. Подписано в печать 27.10.2021. Формат 60*04%. Гарнитура Ариал. Усп. печ. л. 3.26. Уч.-изд. л. 2.77.

Подготовлено на осиоае электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано а единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» .

117416 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31, к. 2.

www.goslinfo.ru <ilo@gostinto.ru

Превью ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые