agosty.ru33. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ.АУДИО-И ВИДЕОТЕХНИКА33.020. Телекоммуникации в целом

ГОСТ Р 56083-2014 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 56083-2014
Наименование:
Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2015
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
33.020

Текст ГОСТ Р 56083-2014 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Термины и определения


ГОСТ Р 56083-2014



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Термины и определения

Global navigation satellite system. Accident emergency response system. Terms and definitions

ОКС 33.020

Дата введения 2015-03-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 августа 2014 г. N 840-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Термины, установленные в настоящем стандарте, расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Краткие формы, представленные аббревиатурой, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

2 Термины и определения

1

глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.

[ГОСТ Р 52928-2010, статья 1]

2 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; АС: Система/устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания:

1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2], и категории N1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2].

2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2], категории N1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2], а также транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3.

3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб установлены в [3].

4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в ручном режиме.

5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [3].

3 аппаратура спутниковой навигации: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его координат, направления и скорости движения по сигналам ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

4 базовая услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Результат функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС", состоящий в формировании и передаче экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, приеме, обработке и доведении указанных сообщений до единой дежурно-диспетчерской службы системы-112, и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.

5 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой или устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

6 время передачи МНД: Интервал времени от момента, когда передатчик принимает первый отличный от нуля фрагмент на входящем канале, до момента выхода МНД из приемного устройства на стороне оператора системы.

7 единый номер "112": Единый номер вызова экстренных оперативных служб, установленный в Российской системе и плане нумерации.

8 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

9 датчик автоматической идентификации события ДТП: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.

Примечание - Для транспортных средств категорий М1 и N1 датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной автомобильной системы, требования к алгоритму автоматического срабатывания которой устанавливает изготовитель транспортного средства в соответствии с [3].

10 дуплексная голосовая связь: Двусторонняя голосовая связь, обеспечиваемая АС между абонентом, находящимся в салоне транспортного средства, и внешним абонентом, при которой прием и передача голосовых сообщений осуществляются одновременно в обоих направлениях.

11 индекс возможного ущерба при ДТП; ASI15: Показатель, характеризующий возможную степень воздействия инерционных перегрузок на лиц, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.

12 дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Орган управления экстренной оперативной службы, функционирующий в круглосуточном режиме и предназначенный для оперативного управления подчиненными силами и средствами.

13 конфигурируемый параметр: Параметр, влияющий на алгоритм функционирования АС, значение которого может быть изменено в соответствии с командой, приходящей от оператора системы, или посредством использования диагностического интерфейса, определяемого автопроизводителем или изготовителем АС.

14 краткий ссылочный идентификатор; КСИ: Сокращенная форма идентификатора вызова системы "ЭРА-ГЛОНАСС", ограниченная текущим и недавними инцидентами, предназначенная для устной передачи информации оператору центра обработки вызовов системы-112 и позволяющая получить доступ к сообщению системы "ЭРА-ГЛОНАСС" через сеть Интернет.

15 навигационно-информационный центр; НИЦ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема, учета, обработки и фильтрации (при наличии в его составе фильтрующего контакт-центра) сообщений, поступающих от автомобильных систем/устройств вызова экстренных оперативных служб с территории, обслуживаемой НИЦ, а также для формирования и передачи экстренных сообщений системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствующий центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.

Примечания:

1 По составу решаемых функциональных задач НИЦ подразделяются на НИЦ 1-го уровня и НИЦ 2-го уровня.

2 Под территорией, обслуживаемой НИЦ, или регионом обслуживания НИЦ, как правило, понимается федеральный округ Российской Федерации.

16 навигационный модуль (навигационный приемник) ГНСС: Составная часть или компонент автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS и других ГНСС.

Примечание - Навигационный модуль, входящий в состав АС, может быть как встроенным в АС, так и внешним по отношению к ней (встроен в электронный блок другой автомобильной системы или устройства, установленных на транспортном средстве).

17 оператор связи: Юридическое лицо, оказывающее услуги электросвязи на основании лицензии.

18 оператор системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС"; оператор системы: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы "ЭРА-ГЛОНАСС", в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.

19 оценка тяжести ДТП: Бинарный показатель, используемый для условной оценки последствий ДТП по причинению возможного ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в зависимости от принятого уровня вероятности указанного события.

Примечание - Данный показатель может принимать следующие значения:

"0" - при низкой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП;

"1" - при высокой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.

20 полный набор данных; ПНД: Расширение минимального набора данных дополнительными элементами данных, подлежащее включению в состав экстренного сообщения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для повышения эффективности экстренного реагирования по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия.

21 потребитель базовой услуги: Водитель и/или пассажир (пассажиры) транспортного средства, на котором установлена АС.

22 протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.

23 профиль ускорения при ДТП: Массив данных, содержащий записи значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени до, в течение и после ДТП.

24 региональный коммутационный узел; РКУ: Элемент инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенный для приема вызовов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" из сетей подвижной радиотелефонной связи и передачи соответствующих сообщений в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.

25 режим тестирования: Режим функционирования АС, предназначенный для проверки функциональных свойств и параметров АС как при эксплуатации системы/устройства в составе транспортного средства, так и при проведении различных испытаний АС.

26 режим "холодного" старта: Состояние навигационного модуля ГНСС, при котором системное время, координаты местоположения, альманах ГНСС и эфемериды навигационных космических аппаратов не известны.

Примечание - Имеются в виду координаты местоположения фазового центра антенны ГНСС, подключенной к навигационному модулю.

27 сервис: Элемент инфраструктуры телематической платформы системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", обеспечивающий функциональное выполнение алгоритма той или иной услуги, оказываемой системой, с использованием протокола уровня поддержки услуг.

28 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112"; система-112: Территориально-распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, созданная в границах субъекта Российской Федерации, объединяющая на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и обеспечивающая обращение граждан к требуемым экстренным оперативным службам с использованием единого телефонного номера "112".

29 система экстренного реагирования при авариях; система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - Аналогом системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой система "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.).

30 смежная система (по отношению к системе "ЭРА-ГЛОНАСС"): Автоматизированная информационная система дежурно-диспетчерской службы, уполномоченной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъекте Российской Федерации при вызовах (сообщениях о происшествиях), в которую передается экстренное сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Примечание - К смежным относятся следующие системы:

- система-112;

- единые автоматизированные информационные системы федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся дежурно-диспетчерские службы, уполномоченные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъектах Российской Федерации, в которых система-112 не создана в соответствии с [4].

31 тональный модем: Модем, позволяющий осуществлять передачу данных в рамках установленного голосового соединения.

32 транспортное средство; ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.

33 узкополосная АС: АС, работающая с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3-3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).

34 узкополосный речевой сигнал: Речевой сигнал обычного качества, взятый в полосе частот до 3,4 кГц.

35 уникальный ссылочный идентификатор; УСИ: Символьное или цифровое имя, присваиваемое навигационно-информационным центром каждому вызову системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

36 фильтрующий контакт-центр; ФКЦ: Структурный элемент навигационно-информационного центра, предназначенный для обеспечения контроля процессов обработки вызовов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и выявления ложных вызовов.

37 центр обработки (телефонных) вызовов системы-112; ЦОВ: Функциональный или структурный элемент системы-112 или смежной системы, предназначенный для приема и обработки в реальном масштабе времени поступающих голосовых вызовов и данных (сообщений о происшествиях, включая экстренные сообщения системы "ЭРА-ГЛОНАСС"), поступающих на номер "112".

38 широкополосная АС: АС, работающая с широкополосным речевым сигналом повышенного качества (с рабочей полосой частот 0,15-7,0 кГц и с частотой дискретизации не менее 16 кГц).

39 экстренный вызов системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Экстренный телефонный вызов на единый номер "112" (с одним из установленных идентификаторов категории обслуживания), инициируемый автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб, обслуживаемый сетью или сетями сотовой подвижной радиотелефонной связи.

Примечание - Экстренный вызов осуществляется с целью передачи экстренного сообщения АС и установления двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.

40 экстренная оперативная служба; ЭОС: Органы управления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, а также подчиненные им силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к оперативным действиям и обеспечивающие безопасность людей и имущества при возникновении чрезвычайных происшествий и ситуаций.

Примечания:

1 Экстренная оперативная служба включает в себя соответствующую дежурно-диспетчерскую службу, принимающую по сокращенному номеру экстренные вызовы населения, и подчиненные ей силы и средства, непосредственно реагирующие на полученные вызовы.

2 Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, установлен в [5].

41 экстренное сообщение АС: Электронное сообщение, формируемое и передаваемое автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб в рамках экстренного вызова по сети или сетям подвижной радиотелефонной связи, содержащее минимальный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, а также другие данные о дорожно-транспортном происшествии, формируемые автомобильной системой в зависимости от конфигурации.

42 экстренное сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС": Электронное сообщение, сформированное системой "ЭРА-ГЛОНАСС" на основе экстренного сообщения АС, содержащее полный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, и предназначенное для передачи в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы.

Алфавитный указатель терминов

аппаратура спутниковой навигации

3

АС

2

АС узкополосная

33

АС широкополосная

38

время передачи МНД

6

вызов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" экстренный

39

ГНСС

1

датчик автоматической идентификации события ДТП

9

ДДС

12

ДТП

8

идентификатор ссылочный краткий

14

идентификатор ссылочный уникальный

35

индекс возможного ущерба при ДТП

11

контакт-центр фильтрующий

36

КСИ

14

МНД

5

модем тональный

31

модуль навигационный (приемник навигационный) ГНСС

16

набор данных минимальный

5

набор данных полный

20

НИЦ

15

номер "112" единый

7

оператор связи

17

оператор системы

18

оператор системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС"

18

оценка тяжести ДТП

19

параметр конфигурируемый

13

ПНД

20

потребитель базовой услуги

21

происшествие дорожно-транспортное

8

протокол передачи данных

22

профиль ускорения при ДТП

23

режим "холодного" старта

26

режим тестирования

25

РКУ

24

связь дуплексная голосовая

10

сервис

27

сигнал речевой узкополосный

34

система-112

28

система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112"

28

система смежная (по отношению к системе "ЭРА-ГЛОНАСС")

30

система спутниковая навигационная глобальная

1

система экстренного реагирования при авариях

29

система "ЭРА-ГЛОНАСС"

29

система/устройство вызова экстренных оперативных служб автомобильная

2

служба дежурно-диспетчерская

12

служба оперативная экстренная

40

сообщение АС экстренное

41

сообщение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" экстренное

42

средство транспортное

32

ТС

32

узел коммутационный региональный

24

УСИ

35

услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС" базовая

4

ФКЦ

36

центр навигационно-информационный

15

центр обработки (телефонных) вызовов системы-112

37

ЭОС

40



Библиография

[1] Правила ЕЭК ООН N 94 (01)

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров при фронтальном столкновении, (включая дополнения 1-3)

[2] Правила ЕЭК ООН N 95 (02)

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения, (включая дополнение 1)

[3] Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств ТР ТС (018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 6)

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"

[5] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб"

УДК 621.396.931:006.354

ОКС 33.020

Ключевые слова: автомобильная система вызова экстренных оперативных служб, автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб, навигационный модуль, система экстренного реагирования при авариях, тональный модем, услуга системы "ЭРА-ГЛОНАСС" базовая

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2014

Превью ГОСТ Р 56083-2014 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Термины и определения