ГОСТ Р ИСО/МЭК 27007-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная технология
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Руководства по аудиту систем менеджмента информационной безопасности
Information technology - Security techniques - Guidelines for information security management systems auditing
ОКС 35.040
Дата введения 2015-06-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ"), Обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический вычислительный центр" (ООО "ИАВЦ") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Кристалл" (ООО "НПФ "Кристалл") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от "11" июня 2014 г. N 563-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 27007:2011* "Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Руководства по аудиту систем менеджмента информационной безопасности" (ISO/IEC 27007:2011 "Information technology - Security techniques - Guidelines for information security management systems auditing")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Введение
ИСО/МЭК 27007 был подготовлен совместным техническим комитетом ИСО/МЭК СТК 1, "Информационная технология", Подкомитетом ПК 27, "Методы и средства обеспечения безопасности ИТ".
Настоящий стандарт предоставляет руководство по менеджменту программы аудита системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ) и проведению внутренних или внешних аудитов на соответствие ИСО/МЭК 27001:2005, а также руководство по вопросу компетентности и оценки аудиторов СМИБ, которое следует использовать совместно с руководством, содержащимся в ИСО 19011.
Настоящий стандарт предназначен для всех пользователей, включая малые и средние организации.
В ИСО 19011, "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента" представлено руководство по менеджменту программ аудита, проведению внутренних или внешних аудитов систем менеджмента, а также по вопросу компетентности и оценки аудиторов систем менеджмента.
Текст настоящего стандарта соответствует структуре ИСО 19011, а дополнительное, ориентированное на СМИБ, руководство по применению ИСО 19011 для аудита СМИБ обозначается буквами "ИБ".
1 Область применения
Настоящий стандарт в дополнение к указаниям, содержащимся в ИСО 19011, предоставляет руководство по менеджменту программы аудита системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ), по проведению аудитов и по определению компетентности аудиторов СМИБ.
Настоящий стандарт применим для тех организаций, которые нуждаются в понимании или проведении внутренних или внешних аудитов СМИБ или осуществлении менеджмента программы аудита СМИБ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты*. Для датированных ссылок следует использовать только указанное издание. Для недатированных ссылок - последнее издание указанного документа (включая все его изменения).
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .
ИСО 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (ISO 19011:2011, Guidelines for auditing management systems)
ИСО/МЭК 27001:2005
________________
ИСО/МЭК 27000:2009
________________
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения, приведенные в ИСО 19011 и ИСО/МЭК 27000.
4 Принципы проведения аудита
Применять принципы проведения аудита, приведённые в разделе 4 ИСО 19011:2011.
5 Менеджмент программы аудита
5.1 Общие положения
Применять руководство подраздела 5.1 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.1.1 ИБ 5.1 Общие положения
Должна быть разработана программа аудита
________________
5.2 Разработка целей программы аудита
Применять руководство подраздела 5.2 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.2.1 ИБ 5.2 Разработка целей программы аудита
Цели программы (программ) аудита должны быть установлены, для того чтобы руководить планированием и проведением аудитов и обеспечивать эффективную реализацию программы аудита. Цели могут зависеть от:
a) идентифицированных требований информационной безопасности;
b) требований ИСО/МЭК 27001;
c) уровня качества функционирования проверяемой организации, который отражает случаи возникновения сбоев и инцидентов информационной безопасности и эффективность измерений;
d) рисков информационной безопасности организации, подвергающейся аудиту.
Примеры целей программы аудита могут включать следующее:
1) проверку соответствия установленным правовым и договорным требованиям, а также иным требованиям и связанным с ними последствиям для безопасности;
2) достижение и поддержку уверенности в возможностях менеджмента риска проверяемой организации.
5.3 Разработка программы аудита
5.3.1 Роли и обязанности лица, осуществляющего менеджмент программы аудита
Применять руководство пункта 5.3.1 ИСО 19011:2011.
5.3.2 Компетентность лица, осуществляющего менеджмент программы аудита
Применять руководство пункта 5.3.2 ИСО 19011:2011.
5.3.3 Определение объема программы аудита
Применять руководство пункта 5.3.3 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.3.3.1 ИБ 5.3.3 Определение объема программы аудита
Объем программы аудита может меняться. Факторы, которые могут влиять на объем программы аудита:
a) масштаб СМИБ, включая:
1) общее количество сотрудников, работающих на каждом объекте, и взаимоотношения со сторонними организациями, регулярно работающими на проверяемом объекте;
2) количество информационных систем;
3) количество объектов, охваченных СМИБ;
b) сложность СМИБ (включая количество и критичность процессов и видов деятельности);
c) значимость рисков информационной безопасности, идентифицированных для СМИБ;
d) важность информации и связанных с ней активов в области действия СМИБ;
e) сложность информационных систем, подлежащих аудиту на объекте, включая сложность использованной информационной технологии (ИТ);
f) наличие многих сходных объектов;
g) изменения сложности объектов, находящихся в области действия СМИБ.
В программе аудита следует уделить внимание установлению приоритетов на основе рисков информационной безопасности и требований бизнеса в отношении областей СМИБ, требующих более детального изучения.
Дополнительную информацию о выборке нескольких объектов можно найти в ИСО/МЭК 27006:2007
________________
5.3.4 Идентификация и оценка рисков программы аудита
Применять руководство пункта 5.3.4 ИСО 19011:2011.
5.3.5 Разработка процедур по программе аудита
Применять руководство пункта 5.3.5 ИСО 19011:2011.
5.3.6 Идентификация ресурсов для программы аудита
Применять руководство пункта 5.3.6 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.3.6.1 ИБ 5.3.6 Идентификация ресурсов для программы аудита
Для всех существенных рисков, применяемых к проверяемой организации, аудиторам должно быть выделено достаточно времени для проверки эффективности соответствующих мер по уменьшению риска.
5.4 Реализация программы аудита
5.4.1 Общие положения
Применять руководство пункта 5.4.1 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.4.1.1 ИБ 5.4.1 Общие положения
В случае необходимости при реализации программы аудита должны рассматриваться требования конфиденциальности проверяемых и других заинтересованных сторон, включая возможные правовые или договорные требования.
5.4.2 Определение целей, области и критериев для каждого конкретного аудита
Применять руководство пункта 5.4.2 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.4.2.1 ИБ 5.4.2 Определение целей, области и критериев для каждого конкретного аудита
Область аудита должна отражать риски информационной безопасности, соответствующие требованиям бизнеса, и риски бизнеса проверяемой организации.
Дополнительно цели аудита могут включать следующее:
a) оценивание, достаточно ли определена область СМИБ и учтены ли все требования информационной безопасности;
b) оценивание актуальности целей СМИБ, определенных руководством; и
c) оценивание процессов поддержки и эффективного совершенствования СМИБ.
Практическая помощь - примеры критериев аудита
Ниже приведены темы, которые могут быть рассмотрены в качестве критериев аудита:
1) методика оценки риска информационной безопасности и результаты оценки и обработки риска проверяемой организации и учет ими всех соответствующих требований;
2) версия "Положения о применимости" и его связь с результатами оценки риска;
3) готовность к вводу в действие мер и средств контроля и управления для снижения риска;
4) параметры эффективности реализованных мер и средств контроля и управления и применение этих параметров, как определено для измерения эффективности мер и средств контроля и управления (см. ИСО/МЭК 27004);
5) деятельность по мониторингу и проверке процессов СМИБ и мер и средств контроля и управления;
6) внутренние аудиты и проводимые руководством проверки СМИБ и корректирующие меры, принимаемые организацией;
7) информация об адекватности и соблюдении политик, целей и процедур, принятых проверяемой организацией;
8) соответствие конкретным правовым и договорным требованиям, а также иным требованиям, важным для проверяемой организации, и их значение для информационной безопасности.
Аудиторская группа должна обеспечить уверенность, что область действия и границы СМИБ проверяемой организации четко определены с точки зрения характеристик деятельности организации, ее месторасположения, активов и технологий, включая детали и обоснование каких-либо недопущений в области действия. Аудиторская группа должна подтвердить, что проверяемая организация в области действия СМИБ учитывает требования, изложенные в пункте 1.2 ИСО/МЭК 27001:2005.
Следовательно аудиторы должны обеспечить уверенность, что оценка и обработка риска информационной безопасности проверяемой организации надлежащим образом отражают её деятельность и ограничены сферой деятельности. Аудиторы должны подтвердить, что это отражено в "Положении о применимости".
Аудиторы также должны обеспечить уверенность, что взаимодействие с услугами или видами деятельности, не полностью входящими в сферу действия СМИБ, рассматривается в рамках СМИБ и включено в оценку риска информационной безопасности проверяемой организации. Примером такой ситуации является коллективное использование средств (например, систем ИТ, баз данных и телекоммуникационных систем) вместе с другими организациями.
5.4.3 Выбор методов аудита
Применять руководство пункта 5.4.3 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.4.3.1 ИБ 5.4.3 Выбор методов аудита
В случае проведения совместного аудита особое внимание должно уделяться сообщению информации во время аудита. Соглашение об этом должно быть достигнуто со всеми заинтересованными сторонами до начала аудита.
5.4.4 Формирование группы по аудиту
Применять руководство пункта 5.4.4 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
5.4.4.1 ИБ 5.4.4 Формирование группы по аудиту
Общая компетентность аудиторской группы должна включать:
a) адекватные знания и понимание менеджмента риска информационной безопасности, являющиеся достаточными для оценки используемых проверяемой организацией методов; и
b) адекватные знания и понимание необходимости обеспечения информационной безопасности и менеджмента информационной безопасности, являющиеся достаточными для оценки комплекта мер и средств контроля и управления, а также планирования, реализации, поддержки и эффективности СМИБ.
При необходимости, следует позаботиться о том, чтобы аудиторы получили необходимый допуск к информации для получения свидетельств аудита.
5.4.5 Закрепление обязанностей по проведению конкретного аудита за руководителем аудиторской группы
Применять руководство пункта 5.4.5 ИСО 19011:2011.
5.4.6 Управление выходными данными программы аудита
Применять руководство пункта 5.4.6 ИСО 19011:2011.
5.4.7 Управление и поддержание записей программы аудита
Применять руководство пункта 5.4.7 ИСО 19011:2011.
5.5 Мониторинг программы аудита
Применять руководство подраздела 5.5 ИСО 19011:2011.
5.6 Анализ и улучшение программы аудита
Применять руководство подраздела 5.6 ИСО 19011:2011.
6 Проведение аудита
6.1 Общие положения
Применять руководство подраздела 6.1 ИСО 19011:2011.
6.2 Организация проведения аудита
6.2.1 Общие положения
Применять руководство пункта 6.2.1 ИСО 19011:2011.
6.2.2 Установление первоначального контакта с проверяемой организацией
Применять руководство пункта 6.2.2 ИСО 19011:2011.
6.2.3 Определение возможности проведения аудита
Применять руководство пункта 6.2.3 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
6.2.3.1 ИБ 6.2.3 Определение возможности проведения аудита
До начала аудита следует запросить проверяемую организацию о наличии записей СМИБ, недоступных для проверки аудиторской группой, например, содержащих конфиденциальную или критичную информацию. Лицо, отвечающее за менеджмент программы аудита, должно определить, возможно ли проведение аудита СМИБ в достаточной мере при отсутствии этих записей. Если делается вывод, что проведение аудита СМИБ в достаточной мере без анализа идентифицированных записей невозможно, ответственное лицо должно уведомить проверяемую организацию о невозможности проведения аудита, пока не будут предоставлены соответствующие права доступа или предложена альтернатива.
6.3 Подготовка к проведению аудита
6.3.1 Выполнение анализа документов при подготовке к аудиту
Применять руководство пункта 6.3.1 ИСО 19011:2011.
6.3.2 Подготовка плана аудита
Применять руководство пункта 6.3.2 ИСО 19011:2011.
6.3.3 Распределение работ между членами группы по аудиту
Применять руководство пункта 6.3.3 ИСО 19011:2011.
6.3.4 Подготовка рабочих документов
Применять руководство пункта 6.3.4 ИСО 19011:2011.
6.4 Проведение аудита
6.4.1 Общие положения
Применять руководство пункта 6.4.1 ИСО 19011:2011.
6.4.2 Проведение предварительного совещания
Применять руководство пункта 6.4.2 ИСО 19011:2011.
6.4.3 Выполнение анализа документов во время проведения аудита
Применять руководство пункта 6.4.3 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
6.4.3.1 ИБ 6.4.3 Выполнение анализа документов во время проведения аудита
Аудиторы должны проверить наличие документации и ее соответствие требованиям ИСО/МЭК 27001.
Аудиторы должны подтвердить, что выбранные меры и средства контроля и управления связаны с результатом процесса оценки и обработки риска и могут быть впоследствии прослежены до политики и целей СМИБ.
Примечание - В приложении А настоящего стандарта представлено руководство по проведению аудита процессов СМИБ и документации СМИБ.
6.4.4 Обмен информацией в процессе проведения аудита
Применять руководство пункта 6.4.4 ИСО 19011:2011.
6.4.5 Роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей
Применять руководство пункта 6.4.5 ИСО 19011:2011.
6.4.6 Сбор и верификация информации
Применять руководство пункта 6.4.6 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
6.4.6.1 ИБ 6.4.6 Сбор и верификация информации
Сбор информации и свидетельств о реализации и эффективности процессов СМИБ, а также о мерах и средствах контроля и управления является важной частью аудита СМИБ. Возможные методы сбора соответствующей информации во время аудита включают:
a) проверку информационных активов и процессов СМИБ, а также мер и средств контроля и управления, реализуемых для них; и
b) использование автоматизированных инструментальных средств аудита.
Примечание - В приложении А настоящего стандарта представлено руководство по проведению аудита процессов СМИБ.
Аудиторы СМИБ должны обеспечивать надлежащее обращение со всей информацией, полученной от проверяемой организации в соответствии с соглашением между проверяемой организацией и аудиторской группой.
6.4.7 Формирование выводов аудита
Применять руководство пункта 6.4.7 ИСО 19011:2011.
6.4.8 Подготовка заключений по результатам аудита
Применять руководство пункта 6.4.8 ИСО 19011:2011.
6.4.9 Проведение заключительного совещания
Применять руководство пункта 6.4.9 ИСО 19011:2011.
6.5 Подготовка и рассылка отчета по аудиту
6.5.1 Подготовка отчета по аудиту
Применять руководство пункта 6.5.1 ИСО 19011:2011.
6.5.2 Рассылка отчета по аудиту
Применять руководство пункта 6.5.2 ИСО 19011:2011.
6.6 Завершение аудита
Применять руководство подраздела 6.6 ИСО 19011:2011.
6.7 Действия по результатам аудита
Применять руководство подраздела 6.7 ИСО 19011.
7 Компетентность и оценка аудиторов
7.1 Общие положения
Применять руководство подраздела 7.1 ИСО 19011:2011.
7.2 Определение компетентности аудитора для удовлетворения потребностей программы аудита
7.2.1 Общие положения
Применять руководство пункта 7.2.1 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
7.2.1.1 ИБ 7.2.1 Общие положения
При принятии решения об уровне владения аудитором соответствующими знаниями и навыками необходимо учитывать следующее:
a) сложность СМИБ (например, критичность информационных систем, специфика риска относительно СМИБ);
b) вид(ы) деятельности бизнеса, осуществляемой в области действия СМИБ;
c) уровень и разнообразие технологий, использованных при реализации различных компонентов СМИБ (например, реализованные меры и средства контроля и управления, контроль документации и/или процессов, корректирующие/превентивные действия и т.д.);
d) количество площадок;
e) ранее продемонстрированное функционирование СМИБ;
f) объем соглашений по аутсорсингу и с третьими сторонами, используемых в области действия СМИБ;
g) стандарты, правовые и иные требования, имеющие отношение к программе аудита.
7.2.2 Личные качества
Применять руководство пункта 7.2.2 ИСО 19011:2011.
7.2.3 Знания и навыки
7.2.3.1 Общие положения
Применять руководство подпункта 7.2.3.1 ИСО 19011:2011.
7.2.3.2 Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента
Применять руководство подпункта 7.2.3.2 ИСО 19011:2011.
7.2.3.3 Знания и навыки аудиторов систем менеджмента, касающиеся особенностей дисциплины и области ее применения
Применять руководство подпункта 7.2.3.3 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
7.2.3.3.1 ИБ 7.2.3.3 Знания и навыки аудиторов систем менеджмента, касающиеся дисциплины и областей ее применения
Аудиторы СМИБ должны обладать знаниями и навыками в следующих областях:
a) методы менеджмента информационной безопасности: это позволит аудитору исследовать СМИБ и сформировать соответствующие выводы аудита и рекомендации. Знания и практические навыки в этой области должны включать:
1) терминологию информационной безопасности;
2) принципы менеджмента информационной безопасности и их применение;
3) методы менеджмента риска информационной безопасности и их применение;
b) общие знания информационной технологии и методы обеспечения информационной безопасности, исходя из реальной ситуации (например, методы физического и логического контроля доступа; обеспечение защиты от вредоносной программы; методы менеджмента уязвимостей и т.д.) или доступ к ним;
c) существующие угрозы информационной безопасности, уязвимости, меры и средства контроля и управления, а также основной организационный, правовой и договорной контекст СМИБ (например, меняющиеся процессы бизнеса и взаимоотношения, технологии или законы).
Если требуются дополнительные специальные знания и/или навыки, следует рассмотреть вопрос о привлечении экспертов по информационной безопасности (например, обладающих компетентностью в конкретной области деятельности, компетентностью в области обеспечения безопасности ИТ или менеджмента непрерывности бизнеса). В случае привлечения экспертов необходимо тщательно оценить их компетентность.
Примечание - Особые требования к аудиторам в отношении сертификации СМИБ приведены в ИСО/МЭК 27006.
7.2.3.4 Общие знания и навыки руководителя группы по аудиту
Применять руководство подпункта 7.2.3.4 ИСО 19011:2011.
7.2.3.5 Знания и навыки для аудита систем менеджмента по множеству дисциплин
Применять руководство подпункта 7.2.3.5 ИСО 19011:2011.
7.2.4 Достижение требуемого уровня компетентности аудиторов
Применять руководство пункта 7.2.4 ИСО 19011:2011. Дополнительно применять приведенное ниже руководство, ориентированное на СМИБ.
7.2.4.1 ИБ 7.2.4 Достижение требуемого уровня компетентности аудиторов
Аудиторы СМИБ должны обладать знаниями и навыками в области информационных технологий и информационной безопасности, подтвержденными, например, соответствующими сертификатами, а также должны быть способны понять соответствующие требования бизнеса. Опыт работы аудиторов СМИБ должен также способствовать развитию их знаний и навыков в области СМИБ.
7.2.5 Руководитель группы по аудиту
Применять руководство пункта 7.2.5 ИСО 19011:2011.
7.3 Определение критериев оценки аудитора
Применять руководство подраздела 7.3 ИСО 19011:2011.
7.4 Выбор соответствующего метода оценки аудитора
Применять руководство подраздела 7.4 ИСО 19011:2011.
7.5 Проведение оценки аудитора
Применять руководство подраздела 7.5 ИСО 19011:2011.
7.6 Поддержание и повышение компетентности аудитора
Применять руководство подраздела 7.6 ИСО 19011:2011.
Приложение А (справочное). Практическое руководство по аудиту СМИБ
Приложение А
(справочное)
В настоящем приложении представлено общее руководство по проведению аудита процессов СМИБ, согласно требованиям ИСО/МЭК 27001. При этом не принимаются во внимание какие-либо особые требования СМИБ, которые могут существовать у конкретной организации (например, правовые, нормативные и договорные требования, а также иные требования, относящиеся к реализации конкретных мер и средств контроля и управления информационной безопасностью).
Это руководство является справочным и предназначено для использования аудиторами, проводящими внутренний или внешний аудит СМИБ.
Необязательные дополнительные стандарты могут быть использованы как справочное руководство для проверяемой организации или аудитора. В приведенной таблице А.1 они перечислены как "Сопутствующие стандарты". Аудиторам следует помнить, что выводы о несоответствиях должны основываться исключительно на критериях аудита и требованиях ИСО/МЭК 27001.
Таблица А.1 - Практическое руководство по аудиту СМИБ
А.1 Сфера действия, политика и подход к оценке риска СМИБ (ИСО/МЭК 27001, подраздел 4.1, перечисления a)-c) пункта 4.2.1) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001 |
________________ | |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 17021, перечисления a)-d) пункта 9.2.1 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Система менеджмента информационной безопасности (раздел 4) |
Общие требования (подраздел 4.1) | |
Общий контекст СМИБ определяется в соответствии с подразделом "4.1 Общие требования" ИСО/МЭК 27001, охватывая все требования, изложенные в последующих по отношению к 4.1 разделах. В течение выполнения аудита следует подтвердить, что СМИБ:
| |
Разработка и управление СМИБ (подраздел 4.2) | |
Разработка СМИБ () | |
Область действия СМИБ (перечисление а) пункта 4.2.1) | |
Аудитор должен проверить и подтвердить, что организация определила сферу действия и границы СМИБ. | |
Политика СМИБ (перечисление b) пункта 4.2.1) | |
Аудитор должен подтвердить, что политика СМИБ организации конкретным образом описана с точки зрения характеристик бизнеса, организации, ее месторасположения, активов и технологий. Аудитор должен также подтвердить, что политика СМИБ четко идентифицирует:
| |
Подход к оценке риска (перечисление с) пункта 4.2.1) | |
ИСО/МЭК 27001 требует от организаций определения подхода к оценке риска, в перечислениях d)-f) пункта 4.2.1 определены элементы этого подхода. В ИСО/МЭК 27001 не указан какой-то определенный подход к оценке риска, в нем просто отмечается, что любой подход является приемлемым, пока он отвечает его требованиям.
| |
________________ | |
А.2 Идентификация, анализ и оценивание риска, идентификация и оценивание вариантов обработки риска (ИСО/МЭК 27001 перечисления d)-f) пункта 4.2.1) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, перечисления d), e), f) пункта 4.2.1 |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27005, подразделы 8.2, 8.3, разделы 9, 10 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Идентификация риска (перечисление d) пункта 4.2.1) |
Аудитор должен проверить инвентарную опись активов, чтобы подтвердить, что все соответствующие значимые активы, входящие в область действия СМИБ, включены в инвентарную опись и для всех активов определены ответственные владельцы. Он должен проверять идентификацию связанных с активами угроз, используемых угрозами уязвимостей и вызываемых ими сбоев обеспечения безопасности, т.е. сценарии инцидентов, указанные в ИСО/МЭК 27005. | |
Анализ и оценивание риска (перечисление е) пункта 4.2.1) | |
Важно удостовериться, что при оценке риска рассматриваются все важные активы, входящие в область действия СМИБ, и что оценка угроз/уязвимостей в отношении активов адаптирована под организацию, а не просто использует стандартные списки угроз и уязвимостей. Также важно отслеживать риски, которые по своей сути неправильно установлены или значимость которых преуменьшена, например, если соответствующие меры и средства контроля и управления являются дорогостоящими или труднореализуемыми или если риски были неправильно поняты. | |
Варианты обработки риска (перечисление f) пункта 4.2.1) | |
Аудитор должен проверить выбранные организацией варианты обработки риска. Следует проверить, специфицирована ли для всех идентифицированных рисков соответствующая "обработка" (т.е. снижение риска посредством применения соответствующих мер и средств контроля и управления, предотвращение риска, перенос риска на третьи стороны или сознательное принятие рисков, если они подпадают под аппетит к риску руководства). Аудитор должен искать расхождения и другие аномалии и проверять, были ли недавние изменения (например, новые системы ИТ или бизнес-процессы) соответствующим образом включены в оценку риска и решения по обработке риска. | |
А.3 Выбор целей контроля и мер и средств контроля и управления, утверждение предлагаемых остаточных рисков, получение разрешения руководства и "Положение о применимости" (ИСО/МЭК 27001, перечисления g)-j) пункта 4.2.1) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, перечисления g)-j) пункта 4.2.1, Приложение А |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27005, подразделы 9.1, 9.2, раздел 10 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают:
|
Практическое руководство по аудиту | Выбор целей контроля и мер и средств контроля и управления (перечисление g) пункта 4.2.1) |
Для соблюдения требований информационной безопасности, выведенных из оценки риска, и применения вариантов обработки риска, выбранных для этих требований, аудитор должен проверить на соответствующей выборке, что меры и средства контроля и управления выбраны и запланированные цели контроля достигнуты. Аудитор должен проверить, что выбранные меры и средства контроля и управления и цели контроля соответствуют требованиям информационной безопасности с учётом требований контроля, определенных в приложении А ИСО/МЭК 27001 (что касается интерпретации требований контроля в приложении А, то хорошим справочным материалом могут быть лучшие практические приемы, описанные в ИСО/МЭК 27002 как руководства по реализации). Любые существенные отличия от требований приложения А в выборе мер и средств контроля и управления (например, есть ли не принятые организацией цели контроля и меры и средства контроля и управления из приложения А, или есть ли дополнительные цели контроля и меры и средства контроля и управления, выбранные за рамками приложения А) должны быть идентифицированы и проверены на наличие логического обоснования. Кроме того, аудитор должен проверить, учитывались ли в процессе выбора мер и средств контроля и управления общепринятые лучшие практические приемы для соответствующей сферы бизнеса. | |
Утверждение предполагаемых остаточных рисков (перечисление h) пункта 4.2.1) | |
Аудитор должен вкратце оценить остаточные риски информационной безопасности и подтвердить, что организация получила одобрение руководства в отношении остаточных рисков, которые остаются после выбора мер и средств контроля и управления для обработки рисков. Следует проверить, что руководство провело формальное рассмотрение и принятие остаточных рисков, что риски находятся в рамках определенного аппетита организации к риску, что решения о принятии риска принимаются руководством в форме распоряжения на достаточно авторитетном уровне и что в случаях, когда уровни остаточных рисков не могут быть снижены ниже критериев принятия, руководство принимает решение об официальном принятии рисков и причины такого решения фиксируются. | |
Положение о применимости (перечисление j) пункта 4.2.1) | |
Аудитор должен проверить "Положение о применимости" организации, в котором документированы и обоснованы цели контроля и меры и средства контроля и управления, как применяемые, так и неприменяемые. Важно, чтобы "Положение о применимости" демонстрировало связь между идентифицированными рисками и выбранными для их снижения мерами и средствами контроля и управления. Также важно, чтобы были приведены обоснования для мер и средств контроля и управления, идентифицированных как неприменяемые. Аудитор должен подтвердить, что для всех перечисленных в приложении А ИСО/МЭК 27001 целей контроля и мер и средств контроля и управления существуют соответствующие записи. | |
А.4 Реализация и функционирование СМИБ (ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.2) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.2 |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27001, приложение А |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Аудитор должен подтвердить, что организация сформулировала и реализовала план обработки риска с идентифицированными вариантами обработки риска. Важно подтвердить, что: |
А.5 Мониторинг и пересмотр СМИБ (ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.3) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.3 |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27005, подразделы 12.1, 12.2 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Аудитор должен проверить процессы мониторинга и проверки СМИБ, используя такие свидетельства, как планы, протоколы совещаний по проверкам, отчеты о результатах проводимых руководством проверок/внутренних аудитов СМИБ, отчеты о нарушениях/инцидентах и т.д. Аудитор должен оценить, в какой степени обеспечено обнаружение, оповещение и рассмотрение ошибок обработки, нарушений безопасности или других инцидентов. Важно определить, осуществляет ли (и каким образом) организация эффективную и активную проверку реализации СМИБ, чтобы обеспечить уверенность в том, что меры и средства контроля и управления безопасности, которые определены в плане обработки риска, политиках и т.д., действительно реализованы и действуют. Аудитор должен также проверить относящиеся к СМИБ измерения и их использование для стимулирования постоянного совершенствования СМИБ. |
А.6 Поддержка и совершенствование СМИБ (ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.4 и раздел 8) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, подраздел 4.1, пункт 4.2.4, раздел 8 |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.4 и раздел 8 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Поддержка и совершенствование СМИБ (ИСО/МЭК 27001, пункт 4.2.4) |
Идентифицированные улучшения, определенные в перечислении а) пункта 4.2.4 ИСО/МЭК 27001, указывают на улучшения, которые были определены в ходе мониторинга и анализа согласно пункту 4.2.3 ИСО/МЭК 27001. Аудитор должен проверить средства и записи, посредством которых определяется потребность в совершенствовании СМИБ, а также способ реализации улучшений. Аудитор должен также искать свидетельства в форме приказов руководства, протоколов совещаний, отчетов, электронных почтовых сообщений и т.д., документирующие потребность в улучшениях, разрешающие их и приводящие к их реализации. | |
Совершенствование СМИБ (раздел 8) | |
Постоянное совершенствование (подраздел 8.1) | |
Аудитор должен проверить, каким образом организация определяет, возможно ли совершенствование СМИБ, как она оценивает взаимосвязанные риски, и как это связано с идентифицированными требованиями безопасности и мониторингом функционирования СМИБ. Аудитор должен проверить, как общие цели организации переводятся через соответствующие процессы во внутренние требования информационной безопасности, и каким образом эти требования сообщаются и подвергаются мониторингу. Таким образом, аудитор должен искать свидетельства того, что организация анализирует данные мониторинга СМИБ и затем использует результаты для оценивания эффективности СМИБ и совершенствования СМИБ в случае необходимости. | |
Корректирующие действия (подраздел 8.2) | |
Аудитор должен получить и проверить информацию о корректирующих действиях, связанных со СМИБ, такую как отчеты и планы действий, являющиеся результатом проводимой руководством проверки(ок) СМИБ или аудитов (см. ИСО/МЭК 27001, подраздел 7.3), запросы об изменениях СМИБ, бюджетные/инвестиционные предложения и технико-экономические обоснования и т.д. Аудитор должен искать свидетельства того, что СМИБ на самом деле существенно улучшилась, как результат обратной связи - проверить документацию, связанную с результатами реализации пунктов плана действий, чтобы подтвердить, действительно ли вопрос несоответствий и их основных причин эффективно разрешается руководством в разумные временные сроки. | |
Превентивные меры (подраздел 8.3) | |
В дополнение к проверке осуществления улучшений СМИБ, вытекающих из ранее идентифицированных фактических несоответствий, аудитор должен определить, занимает ли организация более активную позицию в отношении реагирования на потенциальные улучшения, возникающие или проектируемые новые требования и т.д. Аудитор должен искать свидетельства изменений СМИБ (таких как добавление, изменение или устранение мер и средств контроля и управления информационной безопасностью) в ответ на идентификацию существенно изменившихся рисков. | |
А.7 Документация СМИБ (ИСО/МЭК 27001, подраздел 4.3) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, пункты 4.3.1-4.3.3 |
Сопутствующие стандарты | - |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Требования к документации (подраздел 4.3) |
Документация СМИБ (пункт 4.3.1) | |
Важно идентифицировать требования документирования, специфицированные в СМИБ. Аудитор должен рассмотреть требования пункта 4.3.1 ИСО/МЭК 27001 и несколько положений, указанных в его разделах 5-8 в дополнение к приложению А по мерам и средствам контроля и управления, а также требования, указанные в документации СМИБ организацией. | |
Контроль? документации СМИБ (пункт 4.3.2)* | |
________________ * Текст документа соответствует оригиналу. - . | |
Аудитор должен проверить наличие и соблюдение документально оформленной процедуры управления обновлениями документации, политик, процедур, записей СМИБ и т.д. Аудитор должен также определить, осуществляется ли формальное управление изменениями документации СМИБ. Например, изменения просматриваются и заранее утверждаются руководством, а также распространяются среди всех пользователей документации СМИБ, например, путем обновления определенной справочной совокупности материалов, поддерживаемых во внутрикорпоративной сети, и (или) явного уведомления всех соответствующих пользователей. | |
Записи СМИБ (пункт 4.3.3) | |
Аудитор должен оценить меры и средства контроля и управления, защищающие значимые записи СМИБ, такие как различные отчеты о проверках обеспечения информационной безопасности и отчеты о результатах аудита, планы действий, формальные документы СМИБ (включая их изменения), книги регистрации посетителей, формы предоставления/изменения прав доступа и т.д. Необходимо проверить адекватность мер и средств контроля и управления для идентификации, хранения, защиты, восстановления, времени хранения и уничтожения таких записей, особенно в ситуациях наличия правовых, договорных и иных требований, важных для реализации СМИБ в соответствии с требованиями ИСО/МЭК 27001 (например, защиты персональных данных). | |
А.8 Ответственность руководства (ИСО/МЭК 27001, раздел 5) | |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, подраздел 5.1, пункты 5.2.1 и 5.2.2 |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27006, перечисление i) подпункта 9.2.3.2.2 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Обязательства руководства (подраздел 5.1) |
Аудитор должен проверить степень ответственности руководства по обеспечению информационной безопасности, используя такие свидетельства, как: | |
Распределение ресурсов для СМИБ (пункт 5.2.1) | |
Аудитор должен проверить, что осуществляется адекватный менеджмент ресурсов, необходимых для реализации, поддержки и совершенствования СМИБ. Это означает, что организация должна идентифицировать, планировать, предоставлять, использовать, контролировать и изменять соответствующие ресурсы, если это требуется. | |
Информирование и обучение, относящиеся к СМИБ (пункт 5.2.2) | |
Аудитор должен проверить подготовку лиц, фактически участвующих в работе СМИБ, и общие мероприятия информирования об информационной безопасности, предназначенные для всех сотрудников. Следует проверить, установлена ли явным образом необходимая компетентность и требования обучения/информированности для специалистов в сфере информационной безопасности и других лиц с конкретными ролями и обязанностями и поддерживаются ли потребности информирования и обучения, относящиеся к информационной безопасности, достаточными средствами из бюджета. Аудитор должен проверить отчеты об оценке обучения и прочее и найти свидетельства, подтверждающие, что любые необходимые меры совершенствования принимаются фактически. Необходимо выборочно проверить, отмечено ли в кадровых записях сотрудников связанное со СМИБ обучение и т.д. (где это возможно). Аудитор должен оценить общий уровень информированности об информационной безопасности посредством опросов/выборки или проверки результатов опросов/выборки, производимых в рамках СМИБ. Аудитору нужно проверить наличие некоторой формы эффективного процесса мониторинга и принятия по его результатам мер. Способы осуществления этого включают постоянный процесс повышения квалификации (такой, как описан в подразделе 7.4 ИСО 19011), регулярные оценки персонала и результатов его труда или регулярное инспектирование, тестирование или аудит продукта или системы, за которую отвечают данные лица или группы. Постоянные изменения требований компетентности могут указывать на то, что организация активно поддерживает уровень качества функционирования персонала. | |
А.9 Внутренние аудиты СМИБ и проверка СМИБ со стороны руководства (ИСО/МЭК 27001, разделы 6 и 7)
| |
Критерии аудита | ИСО/МЭК 27001, разделы 6, 7 |
Сопутствующие стандарты | ИСО/МЭК 27005, подраздел 7.9 |
Свидетельства аудита | Свидетельства аудита включают: |
Практическое руководство по аудиту | Внутренние аудиты СМИБ (раздел 6) |
Аудитор должен проверить внутренние аудиты СМИБ организации, используя программы и планы аудитов СМИБ, отчеты о результатах аудита, планы действий и т.д. Следует подтвердить, что обязанности по проведению внутренних аудитов СМИБ официально поручены компетентным и надлежащим образом обученным аудиторам. Аудиторы должны определить, до какой степени внутренние аудиты СМИБ подтверждают соответствие СМИБ требованиям, определенным в ИСО/МЭК 27001, правовым и договорным требованиям, а также иным требованиям и требованиям СМИБ организации, установленным в результате процесса оценки риска. Перечисления a)-d) раздела 6 ИСО/МЭК 27001 могут быть распространены на перечни контрольных вопросов для поддержки аудита. Аудитор должен также проверить рассмотрение и контроль согласованных планов действий, корректирующих мер и т.д. в согласованные временные сроки, уделяя особое внимание любым просроченным мерам для текущих примеров. | |
Проверка СМИБ со стороны руководства (раздел 7) | |
Аудит проверки СМИБ со стороны руководства (подраздел 7.1) | |
ИСО/МЭК 27001 требует от руководства проведения проверки СМИБ организации через запланированные интервалы времени (по крайней мере, раз в год) для обеспечения уверенности в ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности. Нужно определить, когда руководство осуществляло предыдущую проверку СМИБ и когда оно планирует сделать это в следующий раз. Частота проверок должна быть определена, например, в политике СМИБ или в политике менеджмента информационной безопасности. | |
Входные данные для проверки со стороны руководства (подраздел 7.2) | |
Подраздел 7.2 ИСО/МЭК 27001 специфицирует информацию, требуемую для проводимой руководством проверки, и пункты данного подраздела необходимо учесть. Однако это не все вопросы, которые могут быть включены в проверку. Они не могут быть рассмотрены по отдельности или одновременно, а только как часть общей проверки бизнеса. Аудиторы должны сознавать, что исходная информация может быть представлена в различных формах, таких как отчеты, графики тенденций и т.д. | |
Результаты проводимой руководством проверки (подраздел 7.3) | |
Подраздел 7.3 ИСО/МЭК 27001 специфицирует результаты проводимого руководством процесса проверки и любые требующие включения решения и действия, связанные с перечислениями a)-e) подраздела 7.3. Аудитор должен проверить результаты любой предыдущей проводимой руководством проверки(ок), включая основные решения руководства, планы действий и записи, связанные с подтверждением того, что согласованные действия надлежащим образом выполнены. В качестве результатов проводимого руководством процесса проверки должны существовать свидетельства решений относительно перечислений а)-е), такие как: |
Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации
Приложение ДА
(справочное)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответ- | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО/МЭК 27000:2009 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000-2012 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Общий обзор и терминология |
ИСО/МЭК 27001:2005 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования |
ИСО/МЭК 27002:2005 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности |
ИСО/МЭК 27004:2009 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 27004-2011 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения |
ИСО/МЭК 27005:2008 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности |
ИСО/МЭК 27006:2007 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности |
ИСО/МЭК 19011:2011 | IDT | ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента |
ИСО/МЭК 17021:2011 | IDT | ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента |
Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: |
Библиография
[1] | ISO/IEC 17021:2011, | Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems |
[2] | ISO/IEC 27002:2005, | Information technology - Security techniques - Code of practice for information security management |
[3] | ISO/IEC 27003:2010, | Information technology - Security techniques - Information security management system implementation guidance |
[4] | ISO/IEC 27004:2009, | Information technology - Security techniques - Information security management - Measurement (ИСО/МЭК 27004:2009, Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения)* |
[5] | ISO/IEC 27005:2011, | Information technology - Security techniques - Information security risk management |
[6] | ISO/IEC 27006:2007, | Information technology - Security techniques - Requirements for bodies providing audit and certification of information security management systems (ИСО/МЭК 27006:2007, Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования для органов, обеспечивающих аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности)* |
[7] | lAF MD 1:2007, lAF | Mandatory Document for the Certification of Multiple Sites Based on Sampling, International Accreditation Forum |
________________
* Официальный перевод этого стандарта находится в Федеральном информационном фонде.
УДК 006.035:004.056.5:004.057.2 | ОКС 35.040 |
Ключевые слова: информационная технология, информационная безопасность, мера и средство контроля и управления, система менеджмента информационной безопасности, аудит, программа аудита, компетентность аудитора |
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015