ГОСТ 22748-77
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
Motor vehicles. List of outside dimensions. Methods of measuring
MКC 43.020
Дата введения 1979-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 27.10.77 N 2508 дата введения установлена 01.01.79
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.11.83 N 5385
ИЗДАНИЕ (февраль 2007 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1985 г. (ИУС 9-85).
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС): легковые и грузовые автомобили, автобусы (далее - автомобили), прицепы и полуприцепы.
Стандарт устанавливает номенклатуру наружных размеров автотранспортных средств и методы их измерений.
В стандарте учтены требования ИСО 612-78.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. НАИМЕНОВАНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ
База автомобиля, прицепа
База полуприцепа
База по опорному устройству полуприцепа
Габаритная длина автотранспортного средства
Длина прицепа без дышла
Передний свес автомобиля
Свес дышла прицепа
Длина дышла прицепа
Задний свес автотранспортного средства
Свес тягово-сцепного устройства грузового, легкового автомобилей, прицепа
Монтажная длина рамы грузового автомобиля
Максимальная длина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Минимальная длина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Длина бокового проема грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа
Длина грузового автомобиля при откинутой кабине
Длина легкового автомобиля с открытым задним бортом или дверью багажника (кузова)
Смещение седельно-сцепного устройства тягача
Расстояние нижней точки поднятого кузова автомобиля-самосвала от оси задних колес
Колея колес автотранспортного средства
Габаритная ширина автотранспортного средства
Максимальная габаритная ширина автотранспортного средства
Максимальная ширина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Ширина грузового, легкового автомобилей при открытых дверях
Минимальная ширина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Дорожный просвет автотранспортного средства
Габаритная высота автотранспортного средства
Максимальная габаритная высота автотранспортного средства
Монтажная высота рамы грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа
Погрузочная высота грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Максимальная высота загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Минимальная высота загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
Высота расположения подножки грузового автомобиля, автобуса
Высота расположения буксирного устройства автомобиля
Высота расположения тягово-сцепного устройства грузового, легкового автомобилей, прицепа
Статический радиус колес автотранспортного средства
Высота расположения переднего буфера автомобиля
Высота расположения заднего буфера автотранспортного средства
Высота расположения наружных зеркал заднего вида грузового автомобиля, автобуса
Высота расположения запорных устройств бортов платформы и дверей фургона грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа
Высота расположения наружных ручек дверей кабины грузового автомобиля
Высота грузового автомобиля при откинутой кабине
Высота легкового автомобиля с открытой крышкой (дверью) багажника
Высота оси качания дышла прицепа
Высота расположения опорного листа полуприцепа
Высота расположения опорного устройства полуприцепа в транспортном положении
Рабочий ход опорного устройства полуприцепа
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача относительно въездной кромки
Высота автомобиля-самосвала с поднятым кузовом
Высота нижней точки поднятого кузова автомобиля-самосвала
Радиус габарита передней части полуприцепа
Внутренний радиус передней части полуприцепа
Радиус габарита задней части седельного тягача
Внутренний радиус передней части седельного тягача
Продольный радиус проходимости автомобиля, прицепа
Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа
Угол переднего свеса автомобиля
Угол заднего свеса автотранспортного средства
Углы вертикального качания дышла прицепа
Углы продольной гибкости автопоезда
Углы поперечной гибкости автопоезда
Максимальный угол подъема кузова автомобиля-самосвала
Максимальный угол разгрузки автомобиля-самосвала
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. Условия проведения измерений основных наружных размеров
2.1.1. Техническое состояние и комплектность автотранспортных средств, предназначенных для измерений, должны соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации.
2.1.2. Опорная поверхность, на которой проводятся измерения, должна иметь ровное и твердое покрытие.
Отклонение от плоскостности опорной поверхности - не более 6 мм, отклонение от горизонтальности - не более ±5'.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.3. Автотранспортное средство для измерений устанавливается на опорной поверхности в положение прямолинейного движения. При проведении измерений на полуприцепе (в отцепленном состоянии) плоскость платформы последнего устанавливается в горизонтальное положение.
2.1.4. Линейные размеры следует измерять в миллиметрах, угловые - в градусах и минутах.
Погрешность измерений не должна превышать 20% поля допуска на проверяемый размер.
Погрешность измерений размеров, допуски на которые не указаны, не должна превышать:
±8 мм - для линейных размеров | до 5000 мм вкл.; | |||||
± 15 мм " | " | " | св. 5000 до 10000 мм вкл.; | |||
±20 мм " | " | " | св. 10000 до 20000 мм вкл.; | |||
±30 мм " | " | " | св. 20000 до 30000 мм вкл.; | |||
±30' - для угловых размеров. |
2.1.5. При проведении измерений должны применяться следующие средства измерений:
- металлические рулетки с длиной шкалы 2, 5, 10, 20, 30 м;
- металлические линейки с пределами измерений 300, 500 и 1000 мм;
- штангенрейсмас с пределом измерений 100-1000 мм;
- отвесы;
- оптический квадрант типа КО-1М;
- оптический угломер.
Допускается применение специальных средств измерений и приспособлений, погрешности измерения которых не превышают допускаемых настоящим стандартом.
2.1.6. Наружные размеры
Наружные размеры
Остальные размеры допускается измерять при любой массе АТС.
При наличии в нормативно-технической документации размеров, указанных для други
х нагрузок АТС, проводят дополнительные измерения этих размеров.
2.1.4-2.1.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Проведение измерений
2.2.1. Измерение размеров по длине проводится между двумя вертикальными плоскостями, перпендикулярными продольной оси автотранспортного средства и проходящими через указанные в измеряемом размере точки или линии.
Измерение размеров по ширине проводится между двумя плоскостями, параллельными продольной оси автотранспортного средства и перпендикулярными опорной поверхности, проходящими через указанные в измеряемом размере точки или линии.
Измерение размеров по высоте проводится между опорной поверхностью и указанными в измеряемом размере точками или линиями или между двумя плоскостями, параллельными опорной поверхности и проходящими через указанные в измеряемом размере точки.
2.2.2. База автомобиля, прицепа
________________
* Центровая линия - линия, соединяющая центры колес, т.е. точки пересечения осей вращения колес с их центральными плоскостями.
При проведении измерений условно принято, что центровая линия проходит через центры фланцев полуосей, крышек или колпаков ступиц.
У многоосного автомобиля, прицепа при измерении базы указываются последовательно расстояния между центровыми линиями колес всех смежных осей и сумма этих расстояний
Измерение проводится с правой и левой сторон автомобиля, прицепа и берется среднеарифметическое найденных значений.
2.2.3. База полуприцепа
У двухосного и многоосного полуприцепа при измерении базы указывается расстояние между осью сцепного шкворня полуприцепа и центровой линией ближайших к сцепному шкворню колес, а также расстояния между центровыми линиями колес всех смежных осей и сумма этих расстояний
Измерение проводится с правой и левой сторон полуприцепа и берется среднеарифметическое найденных значений.
2.2.4. База по опорному устройству полуприцепа
Измерение проводится с правой и левой сторон полуприцепа и берется среднеарифметическое найденных значений.
2.2.5. Габаритная длина автотранспортного средства
При измерении габаритной длины прицепа дышло последнего устанавливается в горизонтальное положение.
2.2.6. Длина прицепа без дышла
2.2.7. Передний свес автомобиля
2.2.8. Свес дышла прицепа
- сечения сцепной петли дышла - для тягово-сцепного устройства системы "крюк-петля" (черт.8);
- сферы замкового устройства дышла - для тягово-сцепного устройства шарового типа;
- сцепной петли дышла - для тягово-сцепного устройства системы "шкворневая вилка-петля".
При измерении дышло прицепа устанавливается в горизонтальное положение.
2.2.9. Длина дышла прицепа
- сечения сцепной петли дышла - для тягово-сцепного устройства системы "крюк-петля" (черт.8);
- сферы замкового устройства дышла - для тягово-сцепного устройства шарового типа;
- сцепной петли дышла - для тягово-сцепного устройства системы "шкворневая вилка-петля".
При измерении дышло прицепа устанавливается в горизонтальное положение.
2.2.10. Задний свес автотранспортного средства
У трехосного автотранспортного средства с балансирной подвеской осей тележки задний свес дополнительно должен определяться между крайней задней точкой автотранспортного средства и осью балансирной подвески.
2.2.11. Свес тягово-сцепного устройства грузового, легкового автомобилей, прицепа
- осью зева тягового крюка - для тягово-сцепного устройства системы "крюк-петля" (черт.1, 8);
- центром сцепного шара - для тягово-сцепного устройства шарового типа (черт.4);
- осью отверстия под шкворень - для тягово-сцепного устройства системы "шкворневая вилка-петля".
2.2.12. Монтажная длина рамы грузового автомобиля
2.2.13. Максимальная длина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
2.2.14. Минимальная длина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
2.2.13, 2.2.14. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.15. Длина бокового проема грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа
Измерение проводится между стойками или между стойкой и задним концом платформы.
2.2.16. Длина грузового автомобиля при откинутой кабине
2.2.17. Длина легкового автомобиля с открытым задним бортом или дверью багажника (кузова)
2.2.18. Смещение седельно-сцепного устройства тягача
У трехосного тягача смещение седельно-сцепного устройства измеряется между осью отверстия под шкворень седельно-сцепного устройства и серединой расстояния между центровыми линиями колес средней и задней осей (черт.12).
2.2.19. Расстояние нижней точки поднятого кузова автомобиля-самосвала от оси задних колес
2.2.20. Колея колес автотранспортного средства
Колея сдвоенных колес определяется как среднеарифметическое расстояние между серединами отпечатков на опорной поверхности протекторов шин пары внешних (
Измерение колеи проводится у колес всех осей.
2.2.21. Габаритная ширина автотранспортного средства
2.2.22. Максимальная габаритная ширина автотранспортного средства
2.2.23. Максимальная ширина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
2.2.24. Минимальная ширина загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
2.2.22-2.2.24. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.25. Ширина грузового, легкового автомобилей при открытых дверях
2.2.26. Дорожный просвет автотранспортного средства
При этом учитываются только те точки, которые отстоят от внутренних поверхностей шин колес на расстоянии более 0,1
Мягкие грязеотражательные щитки не учитываются.
В протоколе измерений указывается, какому агрегату принадлежит низшая точка.
При необходимости проводится измерение дорожного просвета под любыми агрегатами автотранспортного средства (мостами, топливным баком и т.д.).
2.2.27. Габаритная высота автотранспортного средства
Измерение проводится при закрытых вентиляционных люках, опущенной антенне, снятом тенте и дугах.
2.2.28. Максимальная габаритная высота автотранспортного средства
2.2.29. Монтажная высота рамы грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа
Измерение проводится у шасси, поставляемых для комплектации.
2.2.30. Погрузочная высота грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
У автомобилей-самосвалов погрузочная высота должна измеряться между опорной поверхностью и верхней кромкой бокового борта платформы (черт.13).
2.2.31. Максимальная высота загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.32. Минимальная высота загрузочного пространства грузового, легкового автомобилей, прицепа, полуприцепа
У грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа, оборудованных тентом, высота загрузочного пространства должна определяться как высота параллелепипеда, вписанного в контуры загрузочного пространства.
2.2.33. Высота расположения подножки грузового автомобиля, автобуса
2.2.34. Высота расположения буксирного устройства автомобиля
2.2.35. Высота расположения тягово-сцепного устройства грузового, легкового автомобилей, прицепа
- продольной осью тягового крюка - для тягово-сцепного устройства системы "крюк-петля" (черт.1, 8);
- центром сцепного шара - для тягово-сцепного устройства шарового типа (черт.4);
- продольной осью тяговой вилки - для тягово-сцепного устройства системы "шкворневая вилка-петля".
2.2.36. Статический радиус колес автотранспортного средства
2.2.37. Высота расположения переднего буфера автомобиля
При наличии клыков измерение проводится по низшей и высшей точкам клыков.
2.2.38. Высота расположения заднего буфера автотранспортного средства
При наличии клыков измерение проводится по низшей и высшей точкам клыков.
2.2.39. Высота расположения наружных зеркал заднего вида грузового автомобиля и автобуса
2.2.40. Высота расположения запорных устройств бортов платформы и дверей фургона грузового автомобиля, прицепа, полуприцепа
2.2.41. Высота расположения наружных ручек дверей кабины грузового автомобиля
2.2.42. Высота грузового автомобиля при откинутой кабине
2.2.43. Высота легкового автомобиля с открытой крышкой (дверью) багажника
2.2.44. Высота оси качания дышла прицепа
2.2.45. Высота расположения опорного листа полуприцепа
Измерение проводится по оси сцепного шкворня.
При шарнирном креплении опорного листа последний устанавливается в горизонтальное положение.
2.2.46. Высота расположения опорного устройства полуприцепа в транспортном положении
2.2.47. Рабочий ход опорного устройства полуприцепа
2.2.48. Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача
2.2.49. Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача относительно въездной кромки
2.2.50. Высота автомобиля-самосвала с поднятым кузовом
2.2.51. Высота нижней точки поднятого кузова автомобиля-самосвала
2.2.52. Радиус габарита передней части полуприцепа
2.2.53. Внутренний радиус передней части полуприцепа
2.2.54. Радиус габарита задней части седельного тягача
2.2.55. Внутренний радиус передней части седельного тягача
2.2.56. Продольный радиус проходимости автомобиля, прицепа
Определяется графическим методом.
У многоосного автомобиля и автопоезда продольный радиус проходимости определяется между всеми смежными осями и берется большее из найденных значений (черт.15).
При этом определение продольного радиуса проходимости между первой и второй осью проводится при подъеме колес второй оси до упора.
Аналогично проводится определение продольного радиуса проходимости между последней и предпоследней осями.
Определение продольного радиуса проходимости между остальными смежными осями проводится при последовательном подъеме до упора колес всех смежных осей.
У трехосного автомобиля с балансирной подвеской осей тележки продольный радиус проходимости
У автопоезда в составе трехосного седельного тягача с балансирной подвеской осей тележки и одноосного полуприцепа определяется продольный радиус проходимости тягача по вышеуказанной методике (черт.16) и дополнительно полуприцепа при подъеме колес заднего моста тягача до полного смятия буфера (начало отрыва колес, среднего моста от опорной поверхности). В этом положении определяется наибольший радиус цилиндра, касательного к колесам задней оси тягача, к колесам полуприцепа и к контуру нижней части полуприцепа (черт.17).
У автопоезда в составе двухосного седельного тягача и двухосного полуприцепа с балансирной подвеской осей тележки определяется продольный радиус проходимости тягача по вышеуказанной методике (черт.14) и дополнительно полуприцепа при подъеме колес передней оси тележки полуприцепа до полного смятия буфера (начало отрыва колес задней оси тележки от опорной поверхности). В этом положении определяется радиус цилиндра, касательного к колесам задней оси тягача, к колесам передней оси тележки полуприцепа и к контуру нижней части полуприцепа (черт.18).
У автопоезда в составе трехосного седельного тягача и двухосного полуприцепа с балансирными подвесками осей тележек определяется продольный радиус проходимости тягача по вышеуказанной методике (черт.16) и дополнительно полуприцепа при подъеме колес заднего моста тягача и колес передней оси тележки полуприцепа до полного смятия буфера (начала отрыва колес среднего моста тягача и колес задней оси тележки полуприцепа от опорной поверхности). В этом положении определяется радиус цилиндра, касательного к колесам задней оси тягача, к колесам передней оси полуприцепа и к контуру нижней части полуприцепа (черт.19).
2.2.57. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа
2.2.58. Угол переднего свеса автомобиля
2.2.59. Угол заднего свеса автотранспортного средства
У многоосных автомобилей (прицепов, полуприцепов) с балансирной подвеской осей тележки угол заднего свеса определяется при подъеме колес заднего моста до полного смятия буфера (начало отрыва колес среднего моста от опорной поверхности).
Если угол заднего свеса ограничивается буксирным устройством, буксирное устройство устанавливается в рабочее положение.
Мягкие грязеотражательные щитки не учитываются.
2.2.60. Углы вертикального качания дышла прицепа
Перемещение дышла вверх и вниз можно прекратить при достижении угла, соответствующего требованиям ГОСТ 2349-75.
2.2.61. Углы продольной гибкости автопоезда
Измерение проводится между опорным листом полуприцепа и верхними полками рамы тягача.
2.2.62. Углы поперечной гибкости автопоезда
Измерение проводится между опорным листом полуприцепа и плоскостью верхних полок рамы тягача.
2.2.63. Максимальный угол подъема кузова автомобиля-самосвала
2.2.64. Максимальный угол разгрузки автомобиля-самосвала
Если угол кузова образован несколькими плоскостями, то проводится измерение угла наклона к опорной поверхности каждой из этих плоскостей
Измерение максимального угла разгрузки проводится только у автомобилей-самосвалов, имеющих негоризонтальное расположение пола кузова в транспортном положении.
Черт.1
Черт.2
Черт.3
Черт.4
Черт.5
Черт.6
Черт.7
Черт.8
Черт.9
Черт.10
Черт.11
Черт.12
Черт.13
Черт.14
Черт.15
Черт.16
Черт.17
Черт.18
Черт.19
Черт.20
Черт.21
Черт.22
Черт.23
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2007