ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования к рабочему месту водителя автобуса
Часть 4
Рабочая среда кабины
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver. Part 4. Cabin work environment
ОКС 43.080.20
13.180
Дата введения 2012-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011* "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины" (ISO 16121-4:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 4: Cabin environment", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2]-[6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1-4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 5128, Acoustics - Measurement of noise inside motor vehicles (Акустика. Измерение шума внутри автомобилей)
ISO 6549
________________
ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 1: Test for particulate filtration (Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц)
ISO 11155-2, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 2: Test for gaseous filtration (Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов)
ISO 16121-2:2005, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 2: Visibility (Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность)
SAE J381, Windshield defrosting systems test procedure and performance requirements trucks, buses, and multipurpose vehicles (Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2 тестовый объем расхода воздуха (test airflow rate): Средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м
3.3 коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency or penetration): Относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.
Коэффициент эффективности
где
Коэффициент проскока =1 - Коэффициент эффективности.
3.4 начало отсчета времени,
Примечание - Более подробная информация приведена в ИСО 11155-2.
4 Климатические условия и вентиляция
4.1 Основные требования
Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.
Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения дополнительного отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.
Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.
4.2 Климатические условия в кабине водителя
4.2.1 Отопление
Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем
_______________
В приложении А приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.
4.2.2 Кондиционирование воздуха (при наличии)
Заказчик и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования воздуха для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.
В приложении А приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.
4.3 Вентиляция
4.3.1 Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.
4.3.2 Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.
4.4 Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла
4.4.1 Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим характеристикам необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.
4.4.2 Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с пунктом 4.2 ИСО 16121-2.
4.5 Качество воздуха
Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы между заказчиком и изготовителем
_______________
5 Шум внутри транспортного средства
_______________
5.1 Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.
5.1.1 Шум при движении с постоянной скоростью
5.1.2 Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).
5.2 Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).
Приложение А
(справочное)
Рекомендуемые рабочие характеристики системы отопления
А.1 Необходимая температура должна быть достижима при обычной эксплуатации в регионе с мягким климатом (например, Западной Европе), где средняя температура находится в пределах от -10°С до +25°С.
А.2 Температура области вокруг водителя, когда сиденье находится в своем самом заднем верхнем положении, должна регулироваться в диапазоне по крайней мере от 18°С до 25°С. Это условие должно быть выполнено через 30 мин после запуска системы отопления при работающем двигателе и измерении в точке Н, определенной в соответствии с ИСО 6549.
А.З Распределение температуры должно быть таким, чтобы в области головы она была на 1°С-3°С ниже, чем в области ног при измерении температуры в точке V и в пяточной точке педали газа.
А.4 После того как достигнута заданная температура, должна быть возможность поддерживать ее при скорости движения воздуха 0,2 м/с рядом с областью тела. При необходимости следует предпринять специальные меры для предотвращения доступа воздуха снаружи автобуса при открытой передней двери, например с помощью:
- высокой двери кабины, чтобы защитить область бедер водителя;
- вытяжки над дверью кабины;
- теплой воздушной завесы или специальных сопел теплого воздуха в области двери.
А.5 После того как достигнута заданная температура, необходимо обеспечить температуру всех соседних поверхностей более 15°С (за исключением всех наружных окон).
Приложение В
(справочное)
Рекомендуемые рабочие характеристики типового воздушного фильтра кабины
В.1 Эффективность фильтрации частиц
Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 м
Таблица В.1 - Рекомендуемая эффективность фильтрации частиц
Размер частицы, мкм | Пределы эффективности, % |
0,5-1,0 | |
1,0-2,0 | |
2,0-3,0 | |
3,0-5,0 | |
5,0-10,0 |
В.2 Эффективность фильтрации газов
Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице В.1, при расходе воздуха 200 м
Таблица В.2 - Рекомендуемая эффективность фильтрации газов
Газ, время (мин) | Пределы эффективности фильтрации газов, % |
n-Бутан, | |
n-Бутан, 5 мин | |
Толуол, | |
Толуол, 5 мин | |
SO | |
SO |
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного и национального стандарта |
ИСО 5128 | - | * |
ИСО 6549 | MOD | ГОСТ 28261-89 "Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров" |
ISO/TS 11155-1 | - | * |
ИСО 11155-2 | - | * |
ИСО 16121-2:2005 | - | *, |
SAE J381 | - | * |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - MOD - модифицированный стандарт. |
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 16121-2-2011. - .
Библиография
[1] | VDV 234, Driver's workplace in the low-floor line-service bus, Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany |
[2] | TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design guidelines - summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997 |
[3] | STRP Report # 6, Ergonomic study of the driver's workstation in urban buses, Canadian Urban Transit Association |
[4] | NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999 |
[5] | Swedish Road and Transport Research Institute, Driver's Cab in Buses, Phase 3: Field tests - summary |
[6] | Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000 |
УДК 331.41:006.354 | ОКС 43.080.20 | |
13.180 | ||
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, климатические условия, вентиляция, отопление, качество воздуха, шум, фильтрация частиц, фильтрация газов |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019