ГОСТ Р 56229-2014/ISO/lЕС PAS 16898:2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный на электрической тяге
АККУМУЛЯТОРЫ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ
Обозначение и размеры
Electrically propelled road vehicles. Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells
ОКС 29.220.20
43.120*
ОКП 34 8290
_____________________
* В ИУС N 10 за 2015 год ГОСТ Р 56229-2014 приводится с ОКС 43.120,
здесь и далее. - .
Дата введения 2016-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Национальная ассоциация производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1565-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC PAS 16898:2012* "Транспорт дорожный на электрической тяге. Размеры и обозначение литий-ионных аккумуляторов" (ISO/IEC PAS 16898:2012 "Electrically propelled road vehicles - Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного документа, указанного в пункте 4, могут являться объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Введение
В связи с тем, что система тяговых аккумуляторных батарей является большой и очень дорогостоящей составляющей транспортных средств на электрической тяге, она оказывает огромное влияние на конструкцию самого транспортного средства. Конфигурация аккумуляторных батарей и систем должна определяться посредством нисходящего проектирования в зависимости от размеров автомобиля и ограничений по компоновке. Габаритные требования к литий-ионным аккумуляторам, предназначенным для автомобиля, задаются батарейной системой, на которую влияет конструкция транспортного средства. Поэтому ISO/IEC PAS 16898:2012 был разработан совместной рабочей группой ИСО и МЭК, состоящей из экспертов автомобильной промышленности, поставщиков автомобилей и изготовителей аккумуляторов и батарейных систем.
На сегодняшний день на рынке существует огромное разнообразие аккумуляторов различных типов и размеров. Если при проектировании системы тяговых батарей остановиться только на одном конкретном аккумуляторе, то переход на другой аккумулятор или другого поставщика осуществить довольно трудно, а подчас и невозможно. Необходимо уменьшить это разнообразие для того, чтобы:
- снизить стоимость аккумуляторов через механизмы конкуренции и обеспечение доступа на мировой рынок поставщикам аккумуляторов и батарей,
- обеспечить возможность замены аккумуляторов разных поставщиков во время и после разработки батарейной системы,
- поддержать разработку батарейных систем установлением базовых наружных размеров известных типов литий-ионных аккумуляторов, используемых в системах тяговых батарей транспортных средств.
Устанавливая только определенное число размеров аккумуляторов для приведения в движение транспортного средства, ISO/IEC PAS 16898:2012 направлен на уменьшение числа различных размеров. Кроме того, он должен гарантировать, что аккумуляторы установленных размеров будут использоваться в долгосрочной перспективе изготовителями автомобилей в их текущих и будущих моделях. Эти аккумуляторы должны быть доступны во время изготовления автомобиля, в течение его срока службы и законодательно установленного срока выпуска запасных частей.
ISO/IEC PAS 16898:2012 распространяется только на те аккумуляторы из всего существующего многообразия, которые будут использоваться в текущих и планируемых к выпуску моделях транспортных средств и которые доступны в настоящее время. Он не исключает использование других размеров аккумуляторов в моделях автомобилей.
ISO/IEC PAS 16898:2012 не направлен на ограничение развития технологии аккумуляторов. Поэтому он не содержит требований, касающихся электрохимической системы, используемых материалов или каких бы то ни было электрических характеристик.
ISO/IEC PAS 16898:2012 был подготовлен подкомитетом ПК 21 "Электрический дорожный транспорт" технического комитета ИСО/ТК 22 "Дорожный транспорт".
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет систему обозначения, а также форму и размеры литий-ионных аккумуляторов, устанавливаемых в батарейных модулях и системах, используемых в дорожных транспортных средствах на электрической тяге, включая положение клемм и любых устройств предохранения от избыточного давления. Стандарт распространяется на цилиндрические, призматические и пакетные аккумуляторы.
Обозначение аккумуляторов, предназначенных для применения в дорожных транспортных средствах на электрической тяге, должно проводиться в соответствии с данным стандартом. Настоящий стандарт не распространяется на аккумуляторы, применяемые в мопедах, мотоциклах и транспортных средствах, не относящихся к дорожным, например, в напольном транспорте и вилочных погрузчиках.
Размеры аккумуляторов, перечисленные в настоящем стандарте, рекомендуются для использования (хотя не исключаются и другие размеры) в легковых автомобилях массой до 3,5 т.
Внутреннее устройство, электрохимическая система, электрические характеристики и другие свойства аккумуляторов не определены в настоящем стандарте.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий международный стандарт* (для датированных ссылок следует использовать только указанное издание, для недатированных ссылок следует использовать последнее издание указанного документа, включая все поправки):
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .
МЭК 62660-1-2014 Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 1. Определение рабочих характеристик (IEC 62660-1, Secondary lithium-ion cells for the propulsion of electric road vehicles - Part 1: Performance testing)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими им определениями:
3.1 цилиндрический аккумулятор (cylindrical cell): Литий-ионный аккумулятор с цилиндрической жесткой оболочкой корпуса, клеммами и устройством предохранения от избыточного давления.
3.2 устройство предохранения от избыточного давления, УПИД (over-pressure safety device, OPSD): Предохранительное устройство для ограничения давления газа внутри аккумулятора.
Пример - Разрывная мембрана, клапан давления или предопределенная точка разлома.
3.3 пакетный аккумулятор (pouch cell): Литий-ионный аккумулятор с ламинированным корпусом, состоящим из многослойной фольги и клемм.
3.4 призматический аккумулятор (prismatic cell): Литий-ионный аккумулятор с призматической жесткой оболочкой корпуса, клеммами и устройством предохранения от избыточного давления.
3.5 литий-ионный аккумулятор (secondary lithium-ion cell): Одиночный акумулятор, в котором электрическая энергия вырабатывается в результате выхода ионов лития из катода, переноса их к аноду и входа их в анод.
Примечание 1 - Аккумулятор - это базовое устройство, представляющее собой источник электрической энергии, получаемой прямым преобразованием химической энергии. Аккумулятор состоит из электродов, сепараторов, электролита, корпуса и клемм и спроектирован таким образом, что способен заряжаться с помощью электрического тока.
Примечание 2 - В настоящем стандарте термин "аккумулятор" означает литий-ионный аккумулятор, предназначенный для приведения в движение транспортное средство.
3.6 клемма (terminal): Точка подключения аккумулятора к другим элементам электрической цепи.
3.7 аккумулятор типа A (Type A cell): Аккумулятор, у которого клеммы расположены на одной стороне.
3.8 аккумулятор типа B (Туре B cell): Аккумулятор, у которого клеммы расположены на противоположных сторонах.
3.9 аккумулятор типа C (Туре C cell): Аккумулятор, не относящийся ни к типу А, ни к типу В.
4 Конструктивная форма и составные части литий-ионного аккумулятора
4.1 Конструктивная форма
4.1.1 Общие положения
Конструкция аккумулятора может быть представлена, по крайней мере, в следующих трех формах:
- цилиндрической;
- призматической;
- пакетной.
4.1.2 Цилиндрический аккумулятор
Цилиндрический аккумулятор состоит из корпуса и одной или двух клемм. На рисунке 1 показаны типы цилиндрических аккумуляторов с различным расположением клемм.
Рисунок 1 - Цилиндрический аккумулятор
1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора; 3 - УПИД
Примечание 1 - Корпус аккумулятора типа C может быть использован в качестве клеммы.
Примечание 2 - УПИД аккумулятора типа C обычно комбинируется с клеммой, но также может быть расположен в любом другом месте.
Рисунок 1 - Цилиндрический аккумулятор
4.1.3 Призматический аккумулятор
Призматический аккумулятор состоит из корпуса и одной или двух клемм. На рисунке 2 показаны типы призматических аккумуляторов с различным расположением клемм.
Рисунок 2 - Призматический аккумулятор
1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора; 3 - УПИД
Примечание - Корпус аккумулятора типа C может быть использован в качестве клеммы.
Рисунок 2 - Призматический аккумулятор
4.1.4 Пакетный аккумулятор
Пакетный аккумулятор состоит из корпуса и двух клемм. На рисунке 3 показаны типы пакетных аккумуляторов с различным расположением клемм.
Рисунок 3 - Пакетный аккумулятор
1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора
Рисунок 3 - Пакетный аккумулятор
4.2 Расположение устройства предохранения от избыточного давления
УПИД, при наличии, должен быть включен во внешнюю геометрию аккумулятора. Для определения расположения УПИД используют следующие коды:
a) Цилиндрические аккумуляторы:
- RA - УПИД расположен между клеммами аккумулятора типа A;
- RO - УПИД расположен на противоположной от клемм стороне аккумулятора типа A;
- RT - УПИД расположен на той же стороне аккумулятора типов B и C, что и клеммы;
- RM - УПИД расположен на цилиндрической части корпуса.
b) Призматические аккумуляторы:
- PA - УПИД расположен между клеммами аккумулятора типа A;
- PO - УПИД расположен на противоположной от клемм стороне аккумулятора типа A;
- PF - УПИД расположен на узкой боковой стороне аккумулятора;
- PW - УПИД расположен на широкой боковой стороне аккумулятора.
5 Обозначение аккумулятора
Аккумуляторы должны быть обозначены следующим образом:
где
В том случае, если
В том случае, если
6 Условия измерения
Измерения размеров аккумуляторов проводят при температуре (25±2)°С с погрешностью не более указанной в МЭК 62660-1. Измерения проводят в точках, на которые не влияет степень заряженности и давление внутри аккумулятора. Точки, в которых проводят измерения, должны быть указаны в документации поставщика аккумуляторов.
Толщину
Другие условия измерений могут быть определены соглашением между заказчиком и изготовителем.
7 Размеры аккумуляторов
7.1 Общие положения
Следует учитывать допуски на размеры, приведенные в спецификациях изготовителей аккумуляторов.
7.2 Цилиндрические аккумуляторы
Размеры цилиндрических аккумуляторов приведены на рисунке 4 и в таблице 1.
Рисунок 4 - Обозначение размеров цилиндрических аккумуляторов
Примечание 1 - Значения размеров приведены в таблице 1.
Примечание 2 - Для аккумулятора типа
Рисунок 4 - Обозначение размеров цилиндрических аккумуляторов
Таблица 1 - Размеры цилиндрических аккумуляторов
Размеры в миллиметрах
Обозначение* ( | Размеры | УПИД | |||||
VIRA38/-/136 | 37,7 | 136 | <145 | 32,5 | - | D/2 | RO |
VIRA38/-/138 | 38,0 | 138 | 143 | 29,0 | 8 | 19 | RO |
VIRA54/-/137 | 54,0 | 137 | 145 | 35,0 | 13 | 27 | RO |
VIRA54/-/215 | 54,0 | 215 | 223 | 35,0 | 13 | 27 | RO |
VIRB27/-/- | 27,0 | - | 66 | - | - | - | RM |
VIRC19/-/66 | 19,0 | - | 66 | - | - | - | RM |
VIRC40/-/92 | 40,0 | - | 92 | - | - | - | RM |
VIRC40/-/108 | 40,0 | - | 108 | - | - | - | RM |
* Расшифровка обозначений приведена в разделе 5. |
7.3 Призматические аккумуляторы
Размеры призматических аккумуляторов приведены на рисунке 6 и в таблице 2.
Рисунок 5 - Обозначение размеров призматических аккумуляторов
Примечание - Значения размеров приведены в таблице 2.
Рисунок 5 - Обозначение размеров призматических аккумуляторов
Таблица 2 - Размеры призматических аккумуляторов
Размеры в миллиметрах
Обозначение* ( | Размеры | УПИД | |||||
VIPA12/120/81 | 12,0 | 120,0 | 80,5 | <105,0 | 6,00-28,00 | 6,0 | РА |
VIPA12/160/228 | 12,0 | 160,0 | 228,0 | 275,0 | 32,00 | T/2 | РА |
VIPA13/120/85 | 12,5 | 120,0 | 85,0 | <92,0 | 12,00-18,00 | T/2 | РА |
VIPA13/62/94 | 13,0 | 61,8 | 93,7 | 96,0 | 9,00-11,00 | T/2 | РА |
VIPA14/111/92 | 13,8 | 111,0 | 91,8 | <115,0 | 10,00-30,00 | T/2 | РА |
VIPA14/137/64 | 13,3 | 137,0 | 63,2 | <80,0 | 10,00-30,00 | T/2 | РА |
VIPA16/112/79 | 15,7 | 112,0 | 78,5 | <95,5 | 13,00 | T/2 | РА |
VIPA20/66/127 | 20,0 | 66,0 | 127,0 | 138,0 | 14,50 | 10,0 | РА |
VIPA21/173/85 | 21,0 | 173,0 | 85,0 | <103,0 | 12,00-22,00 | T/2 | РА |
VIPA22/115/103 | 21,5 | 115,0 | 103,0 | 105,0 | 16,50-18,50 | T/2 | РА |
VIPA23/167/129 | 22,5 | 167,0 | 129,0 | 144,0 | - | T/2 | РА |
VIPA24/180/169 | 23,6 | 179,5 | 168,5 | 181,5 | 45,75 | 11,8 | РА |
VIPA25/135/105 | 25,0 | 135,0 | 104,1 | 107,0 | 32,50-35,00 | 12,5 | РА |
VIPA27/148/91 | 26,5 | 148,0 | 91,0 | <110,0 | 10,00-39,00 | T/2 | РА |
VIPA28/100/358 | 27,5 | 99,5 | 357,8 | 374,8 | W/2 | 10,0-15,0 | РА |
VIPA29/72/117 | 29,0 | 72,0 | 117,0 | 120,0 | 15,00 | 14,5 | РА |
VIPA30/173/115 | 29,5 | 173,0 | 115,0 | 120,0 | 29,00-31,00 | T/2 | РА |
VIPA32/173/115 | 32,0 | 173,0 | 115,0 | <133,0 | 12,00-22,00 | T/2 | РА |
VIPA34/92/134 | 34,0 | 92,0 | 133,3 | 146,0 | 20,00 | 16,0 | РА |
VIPA35/171/108 | 34,5 | 171,0 | 108,0 | <123,0 | 21,00 | T/2 | РА |
VIPA44/171/98 | 44,0 | 171,0 | 98,0 | <114,0 | 21,00 | T/2 | РА |
VIPA45/147/260 | 45,0 | 147,0 | 260,0 | 275,0 | 28,00 | 24,0 | РА |
VIPA45/173/115 | 45,0 | 173,0 | 115,0 | <133,0 | 12,00-22,00 | T/2 | РА |
VIPA55/171/115 | 55,0 | 171,0 | 115,0 | <129,0 | 21,00 | T/2 | РА |
VIPB8/118/342 | 118,0 | 8,0 | 342,0 | 390,0 | 59,00 | 4,0 | PF |
VIPB11/80/130 | 11,0 | 80,0 | 130,0 | 140,0 | W/2 | T/2 | PF |
* Расшифровка обозначений приведена в разделе 5. |
7.4 Пакетные аккумуляторы
Наружные размеры (включая области герметизации) пакетных аккумуляторов приведены на рисунке 6 и в таблице 3. Для пакетных аккумуляторов толщина
Рисунок 6 - Обозначение размеров пакетных аккумуляторов
Примечание - Область герметизации входит в размеры
Рисунок 6 - Обозначение размеров пакетных аккумуляторов
Таблица 3 - Размеры пакетных аккумуляторов
Размеры в миллиметрах
Обозначение* ( | Размеры | ||||
VIFA-/130/221 | - | 130 | 221 | - | - |
VIFA-/161/227 | - | 161 | 227 | - | - |
VIFA-/162/142 | - | 162 | 142 | - | T/2 |
VIFA-/164/226 | - | 164 | 226 | - | - |
VIFA-/164/232 | - | 164 | 232 | - | - |
VIFA-/210/121 | - | 210 | 121 | - | - |
VIFA-/244/190 | - | 244 | 190 | - | - |
VIFA-/253/172 | - | 253 | 172 | - | - |
VIFA-/270/135 | - | 270 | 135 | - | - |
VIFA-/280/180 | - | 280 | 180 | - | - |
VIFA6/249/192 | 5,9 | 249 | 192 | 124 | 2,95 |
VIFA9/136/230 | 9,0 | 136 | 230 | 30 | 4,50 |
VIFA-/216/262 | - | 216 | 262 | - | - |
VIFA11/223/224 | <11,0 | 223 | 224 | - | - |
VIFA13/330/162 | 13,0 | 330 | 162 | - | T/2 |
VIFA19/343/245 | 18,5 | 343 | 245 | 80 | 9 |
VIFB-/99/300 | 0,0 | 99 | 300 | 0 | 0 |
VIFB-/121/243 | - | 121 | 243 | - | T/2 |
VIFB-/126/325 | - | 126 | 325 | - | - |
VIFB-/128/310 | - | 128 | 310 | - | - |
VIFB-/128/325 | - | 128 | 325 | - | - |
VIFB-/134/290 | - | 134 | 290 | - | - |
VIFB-/144/251 | - | 144 | 251 | - | - |
VIFB-/159/291 | - | 159 | 291 | - | - |
VIFB-/172/254 | - | 172 | 254 | - | - |
VIFB-/173/235 | - | 173 | 235 | - | - |
VIFB-/210/260 | - | 210 | 260 | - | - |
VIFB-/136/251 | - | 136 | 251 | - | - |
* Расшифровка обозначений приведена в разделе 5. |
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Приложение ДА
(справочное)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
МЭК 62660-1 | IDT | ГОСТ Р МЭК 62660-1-2014 "Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 1. Определение рабочих характеристик" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: |
УДК 621.355.9:006.354 | ОКС 29.220.20 43.120 | ОКП 34 8290 |
Ключевые слова: литий-ионные аккумуляторы, дорожное транспортное средство, обозначение, размеры, электрическая тяга, электромобиль |
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015