agosty.ru43. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА43.120. Электрические дорожно-транспортные средства

ГОСТ Р 56229-2014 Транспорт дорожный на электрической тяге. Аккумуляторы литий-ионные. Обозначение и размеры

Обозначение:
ГОСТ Р 56229-2014
Наименование:
Транспорт дорожный на электрической тяге. Аккумуляторы литий-ионные. Обозначение и размеры
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.120

Текст ГОСТ Р 56229-2014 Транспорт дорожный на электрической тяге. Аккумуляторы литий-ионные. Обозначение и размеры


ГОСТ Р 56229-2014/ISO/lЕС PAS 16898:2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт дорожный на электрической тяге

АККУМУЛЯТОРЫ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ

Обозначение и размеры

Electrically propelled road vehicles. Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells

ОКС 29.220.20
43.120*
ОКП 34 8290

_____________________

* В ИУС N 10 за 2015 год ГОСТ Р 56229-2014 приводится с ОКС 43.120,

здесь и далее. - .

Дата введения 2016-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Национальная ассоциация производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1565-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC PAS 16898:2012* "Транспорт дорожный на электрической тяге. Размеры и обозначение литий-ионных аккумуляторов" (ISO/IEC PAS 16898:2012 "Electrically propelled road vehicles - Dimensions and designation of secondary lithium-ion cells").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые положения международного документа, указанного в пункте 4, могут являться объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Введение

В связи с тем, что система тяговых аккумуляторных батарей является большой и очень дорогостоящей составляющей транспортных средств на электрической тяге, она оказывает огромное влияние на конструкцию самого транспортного средства. Конфигурация аккумуляторных батарей и систем должна определяться посредством нисходящего проектирования в зависимости от размеров автомобиля и ограничений по компоновке. Габаритные требования к литий-ионным аккумуляторам, предназначенным для автомобиля, задаются батарейной системой, на которую влияет конструкция транспортного средства. Поэтому ISO/IEC PAS 16898:2012 был разработан совместной рабочей группой ИСО и МЭК, состоящей из экспертов автомобильной промышленности, поставщиков автомобилей и изготовителей аккумуляторов и батарейных систем.

На сегодняшний день на рынке существует огромное разнообразие аккумуляторов различных типов и размеров. Если при проектировании системы тяговых батарей остановиться только на одном конкретном аккумуляторе, то переход на другой аккумулятор или другого поставщика осуществить довольно трудно, а подчас и невозможно. Необходимо уменьшить это разнообразие для того, чтобы:

- снизить стоимость аккумуляторов через механизмы конкуренции и обеспечение доступа на мировой рынок поставщикам аккумуляторов и батарей,

- обеспечить возможность замены аккумуляторов разных поставщиков во время и после разработки батарейной системы,

- поддержать разработку батарейных систем установлением базовых наружных размеров известных типов литий-ионных аккумуляторов, используемых в системах тяговых батарей транспортных средств.

Устанавливая только определенное число размеров аккумуляторов для приведения в движение транспортного средства, ISO/IEC PAS 16898:2012 направлен на уменьшение числа различных размеров. Кроме того, он должен гарантировать, что аккумуляторы установленных размеров будут использоваться в долгосрочной перспективе изготовителями автомобилей в их текущих и будущих моделях. Эти аккумуляторы должны быть доступны во время изготовления автомобиля, в течение его срока службы и законодательно установленного срока выпуска запасных частей.

ISO/IEC PAS 16898:2012 распространяется только на те аккумуляторы из всего существующего многообразия, которые будут использоваться в текущих и планируемых к выпуску моделях транспортных средств и которые доступны в настоящее время. Он не исключает использование других размеров аккумуляторов в моделях автомобилей.

ISO/IEC PAS 16898:2012 не направлен на ограничение развития технологии аккумуляторов. Поэтому он не содержит требований, касающихся электрохимической системы, используемых материалов или каких бы то ни было электрических характеристик.

ISO/IEC PAS 16898:2012 был подготовлен подкомитетом ПК 21 "Электрический дорожный транспорт" технического комитета ИСО/ТК 22 "Дорожный транспорт".

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет систему обозначения, а также форму и размеры литий-ионных аккумуляторов, устанавливаемых в батарейных модулях и системах, используемых в дорожных транспортных средствах на электрической тяге, включая положение клемм и любых устройств предохранения от избыточного давления. Стандарт распространяется на цилиндрические, призматические и пакетные аккумуляторы.

Обозначение аккумуляторов, предназначенных для применения в дорожных транспортных средствах на электрической тяге, должно проводиться в соответствии с данным стандартом. Настоящий стандарт не распространяется на аккумуляторы, применяемые в мопедах, мотоциклах и транспортных средствах, не относящихся к дорожным, например, в напольном транспорте и вилочных погрузчиках.

Размеры аккумуляторов, перечисленные в настоящем стандарте, рекомендуются для использования (хотя не исключаются и другие размеры) в легковых автомобилях массой до 3,5 т.

Внутреннее устройство, электрохимическая система, электрические характеристики и другие свойства аккумуляторов не определены в настоящем стандарте.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующий международный стандарт* (для датированных ссылок следует использовать только указанное издание, для недатированных ссылок следует использовать последнее издание указанного документа, включая все поправки):
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .


МЭК 62660-1-2014 Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 1. Определение рабочих характеристик (IEC 62660-1, Secondary lithium-ion cells for the propulsion of electric road vehicles - Part 1: Performance testing)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими им определениями:

3.1 цилиндрический аккумулятор (cylindrical cell): Литий-ионный аккумулятор с цилиндрической жесткой оболочкой корпуса, клеммами и устройством предохранения от избыточного давления.

3.2 устройство предохранения от избыточного давления, УПИД (over-pressure safety device, OPSD): Предохранительное устройство для ограничения давления газа внутри аккумулятора.

Пример - Разрывная мембрана, клапан давления или предопределенная точка разлома.

3.3 пакетный аккумулятор (pouch cell): Литий-ионный аккумулятор с ламинированным корпусом, состоящим из многослойной фольги и клемм.

3.4 призматический аккумулятор (prismatic cell): Литий-ионный аккумулятор с призматической жесткой оболочкой корпуса, клеммами и устройством предохранения от избыточного давления.

3.5 литий-ионный аккумулятор (secondary lithium-ion cell): Одиночный акумулятор, в котором электрическая энергия вырабатывается в результате выхода ионов лития из катода, переноса их к аноду и входа их в анод.

Примечание 1 - Аккумулятор - это базовое устройство, представляющее собой источник электрической энергии, получаемой прямым преобразованием химической энергии. Аккумулятор состоит из электродов, сепараторов, электролита, корпуса и клемм и спроектирован таким образом, что способен заряжаться с помощью электрического тока.

Примечание 2 - В настоящем стандарте термин "аккумулятор" означает литий-ионный аккумулятор, предназначенный для приведения в движение транспортное средство.

3.6 клемма (terminal): Точка подключения аккумулятора к другим элементам электрической цепи.

3.7 аккумулятор типа A (Type A cell): Аккумулятор, у которого клеммы расположены на одной стороне.

3.8 аккумулятор типа B (Туре B cell): Аккумулятор, у которого клеммы расположены на противоположных сторонах.

3.9 аккумулятор типа C (Туре C cell): Аккумулятор, не относящийся ни к типу А, ни к типу В.

4 Конструктивная форма и составные части литий-ионного аккумулятора

4.1 Конструктивная форма

4.1.1 Общие положения

Конструкция аккумулятора может быть представлена, по крайней мере, в следующих трех формах:

- цилиндрической;

- призматической;

- пакетной.

4.1.2 Цилиндрический аккумулятор

Цилиндрический аккумулятор состоит из корпуса и одной или двух клемм. На рисунке 1 показаны типы цилиндрических аккумуляторов с различным расположением клемм.

Рисунок 1 - Цилиндрический аккумулятор


1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора; 3 - УПИД

Примечание 1 - Корпус аккумулятора типа C может быть использован в качестве клеммы.

Примечание 2 - УПИД аккумулятора типа C обычно комбинируется с клеммой, но также может быть расположен в любом другом месте.

Рисунок 1 - Цилиндрический аккумулятор

4.1.3 Призматический аккумулятор

Призматический аккумулятор состоит из корпуса и одной или двух клемм. На рисунке 2 показаны типы призматических аккумуляторов с различным расположением клемм.

Рисунок 2 - Призматический аккумулятор


1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора; 3 - УПИД

Примечание - Корпус аккумулятора типа C может быть использован в качестве клеммы.

Рисунок 2 - Призматический аккумулятор

4.1.4 Пакетный аккумулятор

Пакетный аккумулятор состоит из корпуса и двух клемм. На рисунке 3 показаны типы пакетных аккумуляторов с различным расположением клемм.

Рисунок 3 - Пакетный аккумулятор


1 - клемма; 2 - корпус аккумулятора

Рисунок 3 - Пакетный аккумулятор

4.2 Расположение устройства предохранения от избыточного давления

УПИД, при наличии, должен быть включен во внешнюю геометрию аккумулятора. Для определения расположения УПИД используют следующие коды:

a) Цилиндрические аккумуляторы:

- RA - УПИД расположен между клеммами аккумулятора типа A;

- RO - УПИД расположен на противоположной от клемм стороне аккумулятора типа A;

- RT - УПИД расположен на той же стороне аккумулятора типов B и C, что и клеммы;

- RM - УПИД расположен на цилиндрической части корпуса.

b) Призматические аккумуляторы:

- PA - УПИД расположен между клеммами аккумулятора типа A;

- PO - УПИД расположен на противоположной от клемм стороне аккумулятора типа A;

- PF - УПИД расположен на узкой боковой стороне аккумулятора;

- PW - УПИД расположен на широкой боковой стороне аккумулятора.

5 Обозначение аккумулятора

Аккумуляторы должны быть обозначены следующим образом:

,

где обозначает область применения, в т.ч.:

- батареи для дорожного транспорта на электрической тяге;

обозначает электрохимическую систему батареи, в т.ч.:

- литий-ионная электрохимическая система;

обозначает конструктивную форму аккумулятора (см. 4.1), в т.ч.:

- цилиндрическая;

- призматическая;

- пакетная;

обозначает тип аккумулятора в зависимости от расположения клемм, в т.ч.:

- тип ;

- тип ;

- тип ;

обозначает диаметр (если присутствует ) или толщину (если присутствует или ) в миллиметрах, округленные до ближайшего большего целого числа;

обозначает ширину (если присутствует или ) в миллиметрах, округленную до ближайшего большего целого числа (если присутствует , то не отображается);

обозначает высоту в миллиметрах, округленную до ближайшего большего целого числа, без учета клемм.

обозначает общую высоту в миллиметрах, включая клеммы, округленную до ближайшего большего целого числа.

В том случае, если имеет значение , и имеет значение (цилиндрический аккумулятор типа ), то вместо используют .

В том случае, если имеет значение или , то , и - это размеры оболочки аккумулятора, которая состоит из корпуса и крышки. Остальные компоненты аккумулятора, такие как клемма, УПИД, этикетка, датчик, внешняя пленка и т.д., не входят в размеры , и .

6 Условия измерения

Измерения размеров аккумуляторов проводят при температуре (25±2)°С с погрешностью не более указанной в МЭК 62660-1. Измерения проводят в точках, на которые не влияет степень заряженности и давление внутри аккумулятора. Точки, в которых проводят измерения, должны быть указаны в документации поставщика аккумуляторов.

Толщину пакетного аккумулятора измеряют при степени заряженности 100% и сдавливании по всей площади стека электродов аккумулятора между пластинами в течение 2 с. Приложенное давление должно быть в диапазоне от 5 до 30 кПа по согласованию между заказчиком и изготовителем.

Другие условия измерений могут быть определены соглашением между заказчиком и изготовителем.

7 Размеры аккумуляторов

7.1 Общие положения

Следует учитывать допуски на размеры, приведенные в спецификациях изготовителей аккумуляторов.

7.2 Цилиндрические аккумуляторы

Размеры цилиндрических аккумуляторов приведены на рисунке 4 и в таблице 1.

Рисунок 4 - Обозначение размеров цилиндрических аккумуляторов

Примечание 1 - Значения размеров приведены в таблице 1.

Примечание 2 - Для аккумулятора типа размеры и равны.

Рисунок 4 - Обозначение размеров цилиндрических аккумуляторов

Таблица 1 - Размеры цилиндрических аккумуляторов

Размеры в миллиметрах

Обозначение* ()

Размеры

УПИД

VIRA38/-/136

37,7

136

<145

32,5

-

D/2

RO

VIRA38/-/138

38,0

138

143

29,0

8

19

RO

VIRA54/-/137

54,0

137

145

35,0

13

27

RO

VIRA54/-/215

54,0

215

223

35,0

13

27

RO

VIRB27/-/-

27,0

-

66

-

-

-

RM

VIRC19/-/66

19,0

-

66

-

-

-

RM

VIRC40/-/92

40,0

-

92

-

-

-

RM

VIRC40/-/108

40,0

-

108

-

-

-

RM

* Расшифровка обозначений приведена в разделе 5.

7.3 Призматические аккумуляторы

Размеры призматических аккумуляторов приведены на рисунке 6 и в таблице 2.

Рисунок 5 - Обозначение размеров призматических аккумуляторов

Примечание - Значения размеров приведены в таблице 2.

Рисунок 5 - Обозначение размеров призматических аккумуляторов

Таблица 2 - Размеры призматических аккумуляторов

Размеры в миллиметрах

Обозначение* ()

Размеры

УПИД

VIPA12/120/81

12,0

120,0

80,5

<105,0

6,00-28,00

6,0

РА

VIPA12/160/228

12,0

160,0

228,0

275,0

32,00

T/2

РА

VIPA13/120/85

12,5

120,0

85,0

<92,0

12,00-18,00

T/2

РА

VIPA13/62/94

13,0

61,8

93,7

96,0

9,00-11,00

T/2

РА

VIPA14/111/92

13,8

111,0

91,8

<115,0

10,00-30,00

T/2

РА

VIPA14/137/64

13,3

137,0

63,2

<80,0

10,00-30,00

T/2

РА

VIPA16/112/79

15,7

112,0

78,5

<95,5

13,00

T/2

РА

VIPA20/66/127

20,0

66,0

127,0

138,0

14,50

10,0

РА

VIPA21/173/85

21,0

173,0

85,0

<103,0

12,00-22,00

T/2

РА

VIPA22/115/103

21,5

115,0

103,0

105,0

16,50-18,50

T/2

РА

VIPA23/167/129

22,5

167,0

129,0

144,0

-

T/2

РА

VIPA24/180/169

23,6

179,5

168,5

181,5

45,75

11,8

РА

VIPA25/135/105

25,0

135,0

104,1

107,0

32,50-35,00

12,5

РА

VIPA27/148/91

26,5

148,0

91,0

<110,0

10,00-39,00

T/2

РА

VIPA28/100/358

27,5

99,5

357,8

374,8

W/2

10,0-15,0

РА

VIPA29/72/117

29,0

72,0

117,0

120,0

15,00

14,5

РА

VIPA30/173/115

29,5

173,0

115,0

120,0

29,00-31,00

T/2

РА

VIPA32/173/115

32,0

173,0

115,0

<133,0

12,00-22,00

T/2

РА

VIPA34/92/134

34,0

92,0

133,3

146,0

20,00

16,0

РА

VIPA35/171/108

34,5

171,0

108,0

<123,0

21,00

T/2

РА

VIPA44/171/98

44,0

171,0

98,0

<114,0

21,00

T/2

РА

VIPA45/147/260

45,0

147,0

260,0

275,0

28,00

24,0

РА

VIPA45/173/115

45,0

173,0

115,0

<133,0

12,00-22,00

T/2

РА

VIPA55/171/115

55,0

171,0

115,0

<129,0

21,00

T/2

РА

VIPB8/118/342

118,0

8,0

342,0

390,0

59,00

4,0

PF

VIPB11/80/130

11,0

80,0

130,0

140,0

W/2

T/2

PF

* Расшифровка обозначений приведена в разделе 5.

7.4 Пакетные аккумуляторы

Наружные размеры (включая области герметизации) пакетных аккумуляторов приведены на рисунке 6 и в таблице 3. Для пакетных аккумуляторов толщина не является фиксированной и может быть выбрана в зависимости от электрохимической системы и конструкции аккумулятора. Размер пакетных аккумуляторов настоящий стандарт не устанавливает.

Рисунок 6 - Обозначение размеров пакетных аккумуляторов

Примечание - Область герметизации входит в размеры и . Значения размеров приведены в таблице 3.

Рисунок 6 - Обозначение размеров пакетных аккумуляторов

Таблица 3 - Размеры пакетных аккумуляторов

Размеры в миллиметрах

Обозначение* ()

Размеры

VIFA-/130/221

-

130

221

-

-

VIFA-/161/227

-

161

227

-

-

VIFA-/162/142

-

162

142

-

T/2

VIFA-/164/226

-

164

226

-

-

VIFA-/164/232

-

164

232

-

-

VIFA-/210/121

-

210

121

-

-

VIFA-/244/190

-

244

190

-

-

VIFA-/253/172

-

253

172

-

-

VIFA-/270/135

-

270

135

-

-

VIFA-/280/180

-

280

180

-

-

VIFA6/249/192

5,9

249

192

124

2,95

VIFA9/136/230

9,0

136

230

30

4,50

VIFA-/216/262

-

216

262

-

-

VIFA11/223/224

<11,0

223

224

-

-

VIFA13/330/162

13,0

330

162

-

T/2

VIFA19/343/245

18,5

343

245

80

9

VIFB-/99/300

0,0

99

300

0

0

VIFB-/121/243

-

121

243

-

T/2

VIFB-/126/325

-

126

325

-

-

VIFB-/128/310

-

128

310

-

-

VIFB-/128/325

-

128

325

-

-

VIFB-/134/290

-

134

290

-

-

VIFB-/144/251

-

144

251

-

-

VIFB-/159/291

-

159

291

-

-

VIFB-/172/254

-

172

254

-

-

VIFB-/173/235

-

173

235

-

-

VIFB-/210/260

-

210

260

-

-

VIFB-/136/251

-

136

251

-

-

* Расшифровка обозначений приведена в разделе 5.

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Приложение ДА
(справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

МЭК 62660-1

IDT

ГОСТ Р МЭК 62660-1-2014 "Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 1. Определение рабочих характеристик"

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичный стандарт.

УДК 621.355.9:006.354

ОКС 29.220.20

43.120

ОКП 34 8290

Ключевые слова: литий-ионные аккумуляторы, дорожное транспортное средство, обозначение, размеры, электрическая тяга, электромобиль




Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

Превью ГОСТ Р 56229-2014 Транспорт дорожный на электрической тяге. Аккумуляторы литий-ионные. Обозначение и размеры