ГОСТ 16210-77
Группа В42
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р75
Конструкция и размеры
Railway rails type Р75. Design and dimensions
ОКП 09 2100
Дата введения 1978-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
М.Ф.Вериго, Л.П.Мелентьев, П.П.Цуканов, М.С.Сахарова, А.Н.Грановский, В.Д.Черников
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12.08.77 N 1958
Изменение N 3 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (отчет Технического секретариата N 2 от 15.04.94)
Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС N 949
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Украина | Госстандарт Украины |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 16210-70
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 18267-82 | 5, 8 |
ГОСТ 24182-80 | 8 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в апреле 1983 г., сентябре 1987 г., апреле 1998 г. (ИУС 7-83, 12-87, 7-98)
1. Настоящий стандарт распространяется на закаленные и незакаленные железнодорожные рельсы типа Р75 и устанавливает их конструкцию и размеры.
Установленные настоящим стандартом показатели технического уровня предусмотрены для высшей категории качества.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2. Конструкция и размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать указанным на черт.1, а расположение и размеры отверстий в шейке на концах рельсов - на черт.2.
Черт.1
Черт.1
Черт.2
Черт.2
_____________
* Размеры, не имеющие предельных отклонений, даны для построения калибра и в готовом прокате не контролируют.
Примечание. Расположение болтовых отверстий с предельными отклонениями ±1,0 мм контролируют по клиновой части пазухи.
По заказу потребителя рельсы допускается изготавливать без отверстий в шейке и без закалки поверхности катания головки на одном или обоих концах рельсов. По требованию потребителя допускается изменять размещение, число и диаметр отверстий на концах рельсов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3. Предельные отклонения в части выпуклости головки при измерении по оси симметрии поперечного профиля рельса должны быть не более ±0,5 мм, а выпуклости подошвы - 0,5 мм. Вогнутость подошвы рельса не допускается.
4. Допускается отклонение от симметричности профиля поперечного сечения рельса относительно его вертикальной оси, мм, не более:
1 - по подошве;
0,3 - по головке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5. Кромки отверстий в шейке рельсов должны иметь фаски размером от 1,5 до 3 мм под углом около 45°. В торце на нижних кромках головки объемно-закаленных рельсов должна быть снята фаска размером приблизительно 1,5х1,5 мм.
6. Рельсы изготовляют длиной, соответствующей приведенной в таблице.
Длина рельса (при t = (20±2) °С), м | Допускаемое отклонение по длине, мм, для рельсов | Наличие отверстий в шейке на концах рельса | ||
нетермоупрочненных | термоупрочненных по всей длине | |||
I класс | II класс | |||
25,000 | ±20 | ±20 | Без отверстий | |
25,000 |
| |||
24,920 | ±6 | ±9 | ±15 | |
24,840 | ||||
12,520 | ±6 | ±7 | ±10 | Отверстия на одном конце |
12,500 |
| |||
12,460 | ||||
12,420 | ±6 | ±7 | ±10 | |
12,380 |
Примечание. По требованию потребителя рельсы изготовляют другой длины.
5; 6. (Измененная редакция, Изм. N 3).
7. Допускается контактная или газопрессовая сварка рельсов длиной до 25 м из рельсов длиной не менее 6 м, изготовленных из стали одного способа выплавки. Число кусков в сваренном рельсе должно определяться по согласованию между изготовителем и потребителем.
8. Технические требования для незакаленных рельсов из мартеновской стали - по ГОСТ 24182, для объемно-закаленных рельсов - по ГОСТ 18267.
9. Соответствие профиля размерам, установленным настоящим стандартом, должно определяться шаблонами, согласованными с инспекцией МПС (согласованными с Государственной приемкой) на расстоянии 150-200 мм от торца контролируемого рельса.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
10. Расчетные данные приведены в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
Площадь поперечного сечения рельса, см | 95,037 |
Расстояние от центра тяжести, мм: | |
до низа подошвы | 88,2 |
до верха головки | 103,8 |
Момент сопротивления, см | |
по низу подошвы | 509 |
по верху головки | 432 |
по боковой грани подошвы | 89 |
Теоретическая линейная масса одного метра рельса (при плотности стали 7850 кг/м | 74,6 |
Распределение металла по площади поперечного сечения рельса от всей площади, %: | |
в головке | 37,42 |
в шейке | 26,54 |
в подошве | 36,04 |
Расстояние от центра кручения, мм | |
до низа подошвы | 45,8 |
до верха головки | 146,2 |
Момент инерции рельса относительно | |
горизонтальной оси, см | 4491 |
головки | 2198 |
подошвы | 2005 |
Момент инерции рельса относительно | |
вертикальной оси, см | 665 |
головки | 143 |
подошвы | 508 |
Секториальный момент инерции, см | 2,6·10 |
Момент инерции рельса при его кручении, см | 401 |
Жесткость поперечного сечения рельса, кгс/см | |
при его чистом кручении | 325·10 |
при его стесненном кручении | 234·10 |
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999