agosty.ru49. АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА49.035. Компоненты для авиационно-космических конструкций

ГОСТ Р ИСО 8399-1-2010 Авиация и космонавтика. Присоединения агрегатов к изделию. Вспомогательные приводы и монтажные фланцы (метрическая серия). Часть 1. Критерии проектирования

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 8399-1-2010
Наименование:
Авиация и космонавтика. Присоединения агрегатов к изделию. Вспомогательные приводы и монтажные фланцы (метрическая серия). Часть 1. Критерии проектирования
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2011
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
49.035

Текст ГОСТ Р ИСО 8399-1-2010 Авиация и космонавтика. Присоединения агрегатов к изделию. Вспомогательные приводы и монтажные фланцы (метрическая серия). Часть 1. Критерии проектирования


ГОСТ Р ИСО 8399-1-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА

Присоединения агрегатов к изделию. Вспомогательные приводы и монтажные фланцы (Метрическая серия)

Часть 1

Критерии проектирования

Aerospace. Accessory connection to the product. Accessory drives and mounting flanges (Metric series). Part 1. Design criteria

ОКС 49.035

Дата введения 2011-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 742-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8399-1:1998* "Авиация и космонавтика. Вспомогательные приводы и крепежные фланцы (Метрическая серия). Часть 1. Критерии конструирования" (ISO 8399-1:1998 "Aerospace - Accessory drives and mounting flanges (Metric series) - Part 1: Design criteria", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5), т.к. представленые методы позволяют дать только оценку размера несплошностей.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены критерии проектирования для приводов агрегатов и монтажных фланцев, обеспечивающих возможности быстрого подсоединения или отсоединения, предназначенных в основном для использования в авиационных двигателях/редукторах и агрегатах двигателей.

Примечание - Некоторые критерии проектирования подлежат согласованию между предприятием - изготовителем двигателей/редукторов и предприятием - изготовителем агрегатов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 3601-1:1988, Fluid systems - Sealing devices - O-rings - Part 1: Inside diameters, cross-sections, tolerances and size identification code (Приводы гидравлические и пневматические. Уплотнительные элементы. Уплотнительные кольца. Часть 1. Внутренние диаметры, поперечные сечения, допуски и идентификационные коды размеров)

________________

Заменен на ISO 3601-1:2012 "Системы гидравлические и пневматические. Уплотнительные кольца. Часть 1. Внутренние диаметры, поперечные сечения, допуски и коды обозначений".

ISO 4156:1981, Straight cylindrical involute splines - Metric module, side fit - Generalities, dimensions and inspection (Шлицы прямые с боковыми эвольвентными поверхностями для цилиндрических валов. Метрический модуль. Посадка по боковой поверхности. Общая информация, размеры и контроль)

________________

Заменен на ISO 4156-1:2005, ISO 4156-2:2005, ISO 4156-3:2005.

ISO 8399-2:1998, Aerospace - Accessory drives and mounting flanges (Metric series) - Part 2: Dimensions [Авиация и космонавтика. Вспомогательные приводы и крепежные фланцы (Метрическая серия). Часть 2. Размеры]

ISO 9214, Aerospace - V-retainer clamps for accessory drives and mounting flanges - Geometrica configuration and dimensions (Авиация и космонавтика. Хомуты V-образные для вспомогательных приводов и монтажных фланцев. Конструкция и размеры)

________________

В стадии рассмотрения.

ISO 13715:1994, Technical dravings - Corners - Vocabulary and indication of drawings (Чертежи технические. Углы. Словарь и указания на чертежах)

________________

Заменен на ISO 13715:2017.

3 Установка и снятие

3.1 Для удобства монтажа агрегатов на двигателе длина валика шлицевого привода должна быть такой, чтобы шлицы входили в зацепление не менее чем на 5 мм до того, как соединительная трубка или установочный штифт войдут в отверстие соответствующих фланцев корпусов.

3.2 Монтаж (демонтаж) агрегатов следует проводить на двигателях/редукторах, установленных по месту эксплуатации.

4 Соединительные трубки и установочные штифты и/или валики крутящего момента

4.1 Все соединительные трубки и установочные штифты должны быть предназначены для агрегатов. Предприятие - изготовитель агрегатов несет ответственность за метод фиксации и поставку соединительных трубок и установочных штифтов.

4.2 Соединительные трубки или установочные штифты не должны воспринимать крутящий момент. Использование соединительных трубок для обеспечения крутящего момента должно быть исключено.

Воздействия от крутящего момента, гидравлического давления потока жидкости на соединительные трубки и установочные штифты должны быть минимальными.

Применение их в других устройствах должно быть согласовано между предприятием - изготовителем двигателей/редукторов и предприятием - изготовителем агрегатов.

5 Хомуты

Требования, касающиеся хомутов, установлены в ИСО 9214.

6 Шлицевые приводы

6.1 Агрегат должен приводиться в действие эвольвентным приводным шлицевым валиком.

Размеры, предельные отклонения и расположения поверхностей, параметры шероховатостей должны соответствовать требованиям ИСО 4156 и ИСО 8399-2. Длина зубьев шлиц должна соответствовать требованиям ИСО 8399-2.

Кромка указана на рисунке 1 в соответствии с ИСО 13715.

6.2 Агрегат имеет приводной вал с радиальным зазором.

6.3 Биение по профилям зубьев (шлиц) относительно центрирующей поверхности (диаметра) должно быть не более 0,15 мм.

Отклонение от перпендикулярности, вызванное максимальным смещением на 0,15 мм (в любом направлении) оси приводного вала по отношению к оси, определенной опорной поверхностью и центрирующей поверхностью, не должно превышать в соответствии с рисунком 1.

_______________

Диаметр центрирующей поверхности.

Длина выступания валика со шлицом.

Опорная поверхность.

Рисунок 1 - Фланец привода агрегата

7 Уплотнение

7.1 Для уплотнения соединительных трубок и центрирующей поверхности следует использовать уплотнительные кольца размерами, указанными в ИСО 3601-1.

Размеры и материалы уплотнительных колец должны быть выбраны предприятием - изготовителем двигателей/редукторов.

7.2 В случае вероятности возникновения утечек масла из агрегатов в полость сопряжения утечка не должна превышать 2 см/ч. При необходимости агрегат должен иметь средства дренажа полости двигателя или редуктора.

7.3 Утечки через уплотнения приводного вала в полость сопряжения не должны превышать 2 см/ч.

7.4 Для агрегатов, отвечающих требованиям ИСО 8399, не предусмотрены восстановление или рециркуляция масла в случае чрезмерных утечек. Необходимость применения и использования дренажного устройства должна быть согласована между предприятием - изготовителем двигателей/редукторов и предприятием - изготовителем агрегатов.

7.5 Материалы уплотнительных устройств следует выбирать с учетом их работоспособности в рабочих жидкостях, применяемых в двигателях и коробках приводов.

8 Смазка шлицев

Вопросы, связанные со смазкой шлицев, должны быть согласованы между предприятием - изготовителем двигателей/редукторов и предприятием - изготовителем агрегатов.

9 Направление вращения вала (поворот вала)

Направление вращения вала следует определять по направлению взгляда на опорную поверхность фланца агрегата (см. рисунок 1), и направления вращения должны иметь следующие маркировки:

- по часовой стрелке (CW);

- против часовой стрелки (CCW).

10 Вопросы, являющиеся предметом соглашения между предприятием - изготовителем двигателей/редукторов и предприятием - изготовителем агрегатов

Предприятия - изготовители двигателей/редукторов и предприятия - изготовители агрегатов согласовывают между собой:

a) координаты установки и предельные отклонения формы и расположения поверхностей трубок передачи масла или установочных штифтов при установке нескольких трубок или штифтов на фланце агрегата;

b) требования, связанные с передачей крутящего момента от других устройств по 4.2;

c) конструкцию и способы смазки шлицевого привода;

d) метод предотвращения перегрузки привода;

e) размещение полости сопряжения агрегата и привода по 7.4.

11 Обозначение

Приводы агрегатов и монтажные фланцы следует обозначать группой опознавательных символов, как показано на примере:


Приложение ДА
(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ISO 3601-1:1989

-

*

ISO 4156:1981

-

*

ISO 8399-2:1998

IDT

ГОСТ Р ИСО 8399-2-2010 "Авиация и космонавтика. Присоединения агрегатов к изделию. Вспомогательные приводы и монтажные фланцы (Метрическая серия). Часть 2. Размеры"

ISO 9214

-

*

ISO 13715:1994

-

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичный стандарт.

УДК 621.643.412:629.7.036.3:006.354

ОКС 49.035

Ключевые слова: авиация, присоединение агрегатов к изделию, вспомогательные приводы, привод, монтажный фланец, критерии проектирования

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019

Превью ГОСТ Р ИСО 8399-1-2010 Авиация и космонавтика. Присоединения агрегатов к изделию. Вспомогательные приводы и монтажные фланцы (метрическая серия). Часть 1. Критерии проектирования