agosty.ru49. АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА49.090. Бортовое оборудование и приборы

ГОСТ 21467-81 Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования

Обозначение:
ГОСТ 21467-81
Наименование:
Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования
Статус:
Действует
Дата введения:
06.30.1982
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
49.090

Текст ГОСТ 21467-81 Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования


ГОСТ 21467-81

Группа Д15



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Типы, основные параметры, размеры и технические требования

Vehicle airborne equipment shock absorbers. Types, main
characteristics, dimensions and technical requirements


Дата введения 1982-07-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. N 3710 срок действия установлен с 01.07.1982 г. до 01.07.1987 г.*

________________

* Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5/6, 1993 год). - .

ВЗАМЕН ГОСТ 21467-76

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.03.87 N 788 с 01.07.87

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 6, 1987 год

Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении.

Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.

1.2. Основные параметры амортизаторов приведены в табл.1.

Таблица 1

Наименование параметра

Норма для типа

1

2

3

4

5

6

7

Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:

амплитуда ускорения, м·с ()

98,1
(10)

294
(30)

-

-

-

19,6
(2)

амплитуда перемещения, мм

1,25

2,5

5

-

-

-

2,5

диапазон частот, Гц

5-2000

-

-

-

5-500

Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:

среднее квадратичное ускорение, м·с ()

-

-

-

226
(23)

117 (12)

-

диапазон частот, Гц

-

-

-

1-2000

1-2000

-

Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса:

для исполнения 1

4

для исполнения 2

5

Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY:

пиковое ударное ускорение, м·с ()

78
(8)

147
(15)

59
(6)

294
(30)

343
(35)

59
(6)

длительность действия ударного ускорения, мс

20

15

5-10

5-10

20

Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:

ускорение, м·с ()

-

-

-

59
(6)

294
(30)

По техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ)

-

время достижения максимального значения, мс

-

-

-

20

По ТЗ

-

длительность воздействия, мс

-

-

-

200

По ТЗ

-

Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ:

значение линейного ускорения, м·с ()

98,1
(10)

147
(15)

по ТЗ

196
(20)

98,1
(10)

Примечания:

1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80.

2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1-3 и 7 по осям ОХ и OZ составляют 70% от значений по оси OY.

3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4-6 по осям ОХ и OZ составляют 80% от значений по оси OY.

4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик.

5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы 50 Гц.

6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку.

7. Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом приложении 2.

1.3. Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл.2.

Таблица 2

Типоразмер амортизатора

Диапазон весовых нагрузок, Н (кгс)

1

0,3-1,2 (0,03-0,12)

2

1,0-3,5 (0,10-0,35)

3

3,0-10,0 (0,30-1,00)

4

8,0-25,0 (0,80-2,50)

5

20,0-50,0 (2,00-5,00)

6

45,0-98,0 (4,50-10,00)

7

88,5-157,0 (9,00-16,00)

8

147,0-245,0 (15,00-25,00)

9

215,0-390,0 (22,00-40,00)

10

343,0-588,0 (35,00-60,00)

11

538,0-785,0 (55,00-80,00)

12

735,0-1176,0 (75,00-120,00)

13

1078,0-1470,0 (110,00-150,00)

1.4. Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт.1-3 и в табл.3.


Черт.1


Черт.2


Черт.3



Таблица 3


мм

Типоразмер амортизатора

1-3

25

3,2Н12

4,2H12

М4-5Н6Н

М5-6е

4-6

35

4,3Н12

6,2H12

М6-5Н6Н

М8-6е

7, 8

45

5,3Н12

10,2Н12

М10-5Н6Н

М12-6е

9, 10

54

6,4Н12

12,3Н12

М12-5Н6Н

М16-6е

11-13

88

8,4Н12

16,3Н12

М16-5Н6Н

М20-6е

1.5. Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ 14140-81.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.6. Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл.4.

Таблица 4

Типоразмер амортизатора

Объем, см

Масса, кг

не более

1-3

15

0,025

4-6

60

0,060

7, 8

100

0,200

9, 10

200

0,400

11-13

950

1,000

Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3:

Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81



2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл.5.

Таблица 5

Воздействующий фактор

Норма для типа

1

2

3

4

5

6

7

Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар многократного действия, линейное ускорение

По табл.1

Механический удар одиночного действия:

пиковое ударное ускорение, м·с ()

147
(15)

По ТЗ

981
(100)

1470
(150)

147
(15)

длительность действия ударного ускорения, мс

15

1-3

0,3-1

15

Виброудар одиночного действия:

ускорение, м·с ()

-

-

-

981
(100)

По ТЗ

-

время достижения максимального значения, мс

-

-

-

2

По ТЗ

-

длительность воздействия, мс

-

-

-

20

По ТЗ

-

Акустический шум:

диапазон частот, Гц

50-10000

уровень звукового давления относительно 2·10 Па), дБ

150

160

170

150

Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт.ст.)

0,67
(5)

По ТЗ

26,7
(200)

Повышенная температура среды, °С:

рабочая

+60

По ТЗ

+60

+55

+60

рабочая кратковременная

+70

По ТЗ

-

-

+70

предельная

+125

По ТЗ

+85

+65

+85

Пониженная температура среды, °С:

рабочая

-60

-55

-50

-60

предельная

-60

Повышенная относительная влажность, %

100

98-100

100

98

100

при температуре, °С

+35

+55

+35

+25

+35

Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение):

Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее

95

пониженная температура, °С

-30

пониженное давление, кПа (мм рт.ст.), не менее

22,67 (170)

Соляной (морской) туман:

водность, г·м

2-3

температура, °С

+35

Статическая пыль (песок):

влажность относительная пониженная, %

50

скорость циркуляции, м·с

0,5-10,0

массовая концентрация, г·м

3

Динамическая пыль (песок):

влажность относительная пониженная, %

50

скорость циркуляции, м·с

10-15

массовая концентрация, г·м

5

Солнечное излучение:

интегральная плотность потока излучения, Вт·м

1125

плотность ультрафиолетового потока, Вт·м

68

спектр ультрафиолетового излучения, мкм

0,28-0,40

температура, °С

+55

Плесневые грибы:

повышенная влажность, %

95-98

температура, °С

+29

Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в табл.5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной.

2.4. Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения.

2.5-2.8. (Исключены, Изм. N 1).

2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние.

2.10. Назначенный ресурс амортизаторов должен быть:

не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;

400 ч - для типов 4 и 5;

1 ч - для типа 6.

2.11. Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет.

2.12. Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное


ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

Термин

Пояснение

Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности)

Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора

Назначенный ресурс

По ГОСТ 27.002-832

Назначенный срок службы

По ГОСТ 27.002-83

Назначенный срок хранения

По ГОСТ 27.002-83

Длительность ударного импульса

По ГОСТ 16962-71

Спектральная плотность стационарного случайного процесса

По ГОСТ 21878-76

(Измененная редакция, Изм. N 1).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое


ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ
ДЛЯ САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

По виброзащитным свойствам самолетные амортизаторы делят на низко-, средне- и высокочастотные.

Кривые А, В и С (чертеж) определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е. амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.

- коэффициент динамичности;

- максимально допустимый уровень спектральной плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот.

Значения частот , и определяют при испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного воздействия на входе амортизатора.

Низкочастотные амортизаторы (кривая А) используются для защиты оборудования на вертолетах.

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1981

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений

подготовлена

Превью ГОСТ 21467-81 Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования