ГОСТ Р 51348-99
(ИСО 6292-96)
Группа Г86
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт напольный безрельсовый
СИСТЕМЫ ТОРМОЗНЫЕ
Технические требования
Powered industrial trucks and tractors. Brake performance and component strength
ОКС 53.060
ОКП 34 5310; 45 2700
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 октября 1999 г. N 371-ст
3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением последнего абзаца 3.2, представляют собой аутентичный текст ИСО 6292:1996(Е) "Машины напольного транспорта. Технические характеристики тормозной системы и прочность ее элементов"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на погрузчики, штабелеры, тележки, тягачи с электроприводом или с двигателем внутреннего сгорания (далее - машины) номинальной грузоподъемностью до 50000 кг включительно или номинальным тяговым усилием до 20000 Н включительно, управляемые водителем в положении сидя, стоя или идущим рядом с машиной.
Стандарт устанавливает рабочие характеристики и методы испытаний тормозных систем и их элементов.
2 Определения и обозначения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
коэффициент торможения
а) замедления
б) силы торможения
3 Рабочие тормоза. Требования к рабочим характеристикам и проведению испытаний
3.1 Общие положения
В качестве рабочих тормозов следует использовать тормоза фрикционного типа, электрическую систему торможения, гидростатическую передачу.
Если предусмотрена отдельная система управления для право- и левостороннего ручного тормоза, допускается применять комбинированную и (или) стабилизирующую систему торможения.
3.2 Рабочие характеристики
Рабочий тормоз должен обеспечивать минимальный коэффициент торможения
Таблица 1 - Характеристики рабочих тормозов
Группа | Тип машины | Номинальная грузоподъ- | Минимальный коэффициент торможения | ||
а) Для скорости машины, км/ч | 5 | ||||
Все машины, за исключением: В, C, D | <16000 | 9,3 | 1,86 | 25 | |
От 16000 до 50000 включ. | 7,5 | 1,49 | 20 | ||
Тягачи | С одним или двумя тормозными колесами | 13 | 2,6 | 35 | |
С четырьмя тормозными колесами | 18,6 | 3,72 | 50 | ||
б) Для скорости машины, км/ч | 4 | ||||
Штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки груза и комплектовщики | 4 | 1 | 9 | ||
в) Для скорости машины, км/ч | Все скорости | ||||
Внедорожные машины | 25 |
Рисунок 1 - График зависимости коэффициента торможения от скорости машины
Рисунок 1 - График зависимости коэффициента торможения от скорости машины
Если максимальная скорость машины снижается автоматически в зависимости от высоты подъема груза, то при определении коэффициента торможения должна быть учтена сниженная скорость для именно этой высоты подъема.
Это дополнительное требование к испытаниям не отменяет основного требования к испытаниям машин с грузом в транспортном положении (таблица 1).
Рабочая тормозная система должна удерживать машину с номинальным грузом на наибольшем преодолеваемом подъеме, установленном в технических условиях на конкретную машину, не менее 0,2 мин.
3.3 Требования к условиям испытаний
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон ±0,5%), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала для того, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) если машина оснащена системой усиления тормоза (сервотормозом), то указанная система должна быть включена;
г) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении (кроме сервотормоза), а стояночный тормоз выключен;
д) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
Примечания
1 Испытания тормозов вилочного погрузчика с грузом могут привести к отрыву от земли управляемых колес.
2 Рекомендуется закрепить груз во избежание его падения при торможении.
3.4 Методика испытаний
3.4.1 Машину с грузом следует испытывать в направлении как вперед, так и назад, причем рабочий тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
Таблица 2 - Силы для испытания тормозных систем
В ньютонах
Тип привода тормоза | Рабочий тормоз | Стояночный тормоз | ||
Максимальная сила управления | Минимальная прочность элементов | Максимальная | Минимальная прочность элементов | |
Нажатая педаль | 600 | 1200 | 600 | 1200 |
Отпущенная педаль | 300 | 2 | 300 | 2 |
Рычаг | 150 | 300 | 500 | 1000 |
Рукоятка | 150 | 300 | - | - |
Рукоятка-поводок | 150 | 900 | 150 | 900 |
* См требования 6.2. |
3.4.2 Основной метод испытаний состоит в том, чтобы измерить тяговое усилие (сила торможения
Усилие должно быть приложено горизонтально к точке на машине не выше чем 900 мм над поверхностью испытательной площадки.
3.4.3 Могут быть применены и другие методы, обеспечивающие такую же точность: с использованием акселерометра, динамометра или измерением тормозного пути.
4 Стояночные тормоза. Требования к рабочим характеристикам и проведению испытаний
4.1 Рабочие характеристики
Стояночный тормоз должен без помощи водителя не менее 5 мин удерживать машину в направлении вперед и назад на уклоне, указанном изготовителем, или на указанном ниже уклоне (который из них больше):
а) штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки грузов и комплектовщики - 5%;
б) платформенные и стеллажеобрабатывающие машины, тележки для поддонов и с подъемом платформы, штабелеры для поддонов и с широко расставленными опорами, погрузчики с выдвижной кареткой, стеллажеобрабатывающие машины с движением вперед-назад, стеллажеобрабатывающие машины с движением в разных направлениях, тележки и тягачи, управляемые идущим рядом водителем, - 10%;
в) все другие машины, управляемые водителем сидя или стоя, или тягачи - 15%.
4.2 Требования к условиям испытаний
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон ±0,5%), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении, а рабочий тормоз полностью отпущен;
г) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
4.3 Методика испытаний
Машину с грузом следует испытывать в направлении движения вперед и назад, причем стояночный тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
5 Требования к органам управления тормозами
5.1 Тормоза, приводимые в действие нажатием педали, должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем сила нажатия педали не должна превышать 600 Н.
5.2 Тормоза, приводимые в действие поднятием педали (педаль тормоза отпущена), должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем педаль должна быть полностью отпущена. Сила, необходимая для того, чтобы отпустить педаль и держать ее в таком положении во время движения, не должна превышать 300 Н.
5.3 Для рабочих тормозов, приводимых в действие рычагом, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1, причем сила, воздействующая на рычаг в месте захвата, не должна превышать 150 Н.
5.4 Для стояночных тормозов, приводимых в действие рычагом, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в 4.1, причем сила, воздействующая на рычаг в месте захвата, не должна превышать 500 Н.
5.5 Для рабочих тормозов, приводимых в действие рукояткой, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1, причем в центральной точке места захвата сила, воздействующая на рукоятку, не должна превышать 150 Н.
5.6 Для тормозов, приводимых в действие рукояткой-поводком (как на машинах, управляемых идущим рядом водителем), необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов) при полностью отпущенном положении рукоятки, причем сила, воздействующая на центральную точку рукоятки или на отпущенную рукоятку-поводок, или на переключатель управления движением, не должна превышать 150 Н.
6 Требования к элементам тормозной системы
6.1 Для машин, рабочие и стояночные тормоза которых приводят в действие нажатием педали, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 1200 Н без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.2 Для машин, стояночные и рабочие тормоза которых приводят в действие поднятием педали (отпускают педаль вверх), тормозная система должна выдерживать воздействие силы в 200% максимально возможного сжатия тормозной пружины без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
Полностью нажатая тормозная педаль и соединенный с ней механический ограничитель должны выдерживать воздействие силы не менее 1800 Н, приложенной к центру рабочей поверхности тормозной педали, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.3 Для машин, рабочий тормоз которых приводят в действие рычагом, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 300 Н, приложенной в точке захвата рычага, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.4 Для машин, стояночный тормоз которых приводят в действие рычагом, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 1000 Н, приложенной в точке захвата рычага, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.5 Для машин, рабочий тормоз которых приводят в действие рукояткой, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 300 Н, приложенной к рукоятке, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.6 Для машин, рабочий и стояночный тормоза которых приводят в действие рукояткой-поводком (нажимают или отпускают), тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 900 Н, приложенной в центре захвата, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
7 Требования для приведения в действие тормозов
7.1 Устройство приведения в действие рабочего и стояночного тормозов
Машины должны иметь две независимые системы для приведения в действие рабочего и стояночного тормозов, за исключением машин, управляемых водителем в положении стоя или поднимающимся вместе с рабочей платформой и имеющих тормозную систему, включаемую поднятием педали, или другое автоматическое устройство и управляемых идущим рядом водителем (иногда с дополнительной возможностью сидеть).
Приведение в действие рабочего тормоза не должно вызывать автоматически одновременного срабатывания стояночного тормоза. Обе тормозные системы могут использовать одни и те же элементы системы: тормозные колодки, барабан и связанные с ними приводные устройства.
7.2 Воздушные тормозные системы
7.2.1 Накачка воздухом тормозов
Если для приведения в действие воздушной системы рабочего тормоза применяется накопленная энергия, то необходимо обеспечить следующее условие: при неподвижной машине рабочая тормозная система должна быть способна создать в воздушной системе 70% максимального давления, измеренного в тормозе, когда на тормоз нажимают полностью 20 раз со скоростью 6 раз в минуту, а двигатель работает с оптимальной скоростью для восстановления тормозной энергии.
7.2.2 Сигнальное устройство
Воздушная тормозная система с применением накопленной энергии должна быть оснащена сигнальным устройством, которое срабатывает при падении уровня накопленной энергии ниже 50% установленного изготовителем максимума. Сигнальное устройство должно быть расположено на видном месте. Водитель должен слышать сигнал, который должен быть продолжительным. Манометр для этой цели не подходит.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000