ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР 70138— 2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Термины и определения
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2022
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров «АИДТ» (Ассоциация «АИДТ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 «Игрушки и товары для детства»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2022 г. № 633-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания.
Перечень терминов, приведенных в настоящем стандарте, не является исчерпывающим и не ограничивает терминологию, используемую в области обучения и воспитания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Необходимые пояснения к терминам приведены в примечаниях.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Термины-синонимы без пометы «Нрк» приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т. п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы — курсивом.
ГОСТ Р 70138—2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Термины и определения
Means of education and upbringing. Terms and definition
Дата введения — 2023—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения к средствам обучения и воспитания, которые применяют в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Понятия и термины применимы к средствам обучения и воспитания, которые используют в образовательных организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в сфере действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ во всех видах документации, относящейся к средствам обучения и воспитания.
2 Термины и определения
Общие термины и определения
1
обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 3]
2
воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 2]
3 средства обучения и воспитания: Объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Издание официальное
Пример — К средствам обучения и воспитания относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
4 безопасность средств обучения и воспитания: Соответствие всех элементов безопасности средств обучения и воспитания требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение.
5
образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 1]
6
общее образование: Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 11]
7 дистанционное образование: Образование, реализуемое, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
8
дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 14]
9
инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 27]
10
образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных законодательсвом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
[Адаптировано из [1], глава 1, статья 2, пункт 9]
11 дистанционная образовательная технология: Образовательная технология, реализуемая, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
12 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
13
обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 15]
14
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагоги-ческой комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 16]
15 инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования общеобразовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.
16
образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 18]
17 образовательная среда: Совокупность всех видов жизненно важных отношений и систем взаимодействия обучающихся, педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия интересов и способностей личности, в соответствии с присущими каждому природными задатками и требованиями возрастной социализации, определяющих безопасность, комфорт и благополучие участников образовательных отношений.
18 образовательное пространство: Помещение, территория или их совокупность и группировка, обеспечивающие определение физических и (или) символических границ для осуществления образовательной деятельности и коммуникации участников образовательных отношений.
19
педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
[[1], глава 1, статья 2, пункт 21]
20 персональное компьютерное устройство: Средство вычислительной техники (планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер и т. д.), используемое в образовательном процессе.
21 принцип использования средств обучения: Основа для учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и гармоничного использования разнообразных средств обучения для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка.
Примечание — Комплексное и целенаправленное воздействие на эмоции, сознание и поведение ребенка может осуществляться через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, дидактические цели и принципы дидактики (принцип наглядности, доступности и т. д.), сотворчество педагога и обучающегося, а также приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
22 развивающая предметно-пространственная среда: Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей различного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
23 средство для обеспечения образовательной деятельности: Объекты, созданные человеком для помощи в обеспечении образовательной деятельности (мебель, системы хранения, спортивный инвентарь).
24 техносреда: Методическое обеспечение, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественно-научному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.
Примечание — Наполнение техносреды:
- игры математического содержания;
- конструкторы;
- робототехника;
- научно-технические игры-эксперименты.
25 участники образовательных отношений: Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
26 функциональные требования: Требования, описывающие функциональное назначение (функцию) объекта в системе деятельности.
27 цифровая образовательная среда: Совокупность условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронных устройств (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, использующих электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
28 цифровой образовательный контент: Материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа», а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды.
29
электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
[ГОСТ Р 55751—2003, пункт 3.1.28]
Примечание — В процессе электронного обучения происходит обработка информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Предметы и материалы для сенсорного развития и мелкой моторики
30
игрушка: Изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.
[[2], статья 2]
31 игрушка-застежка [игрушка-шнуровка]: Приспособление для соединения различных элементов одежды, обуви, предметов галантереи и прочего.
32 игрушка для вращения [динамическая]: Игрушка, которую возможно привести в движение, благодаря заложенным в ней механизмам движения и действующих сил.
Пример — Неваляшка, юла.
33 игрушка для нанизывания: Игрушка, имеющая сквозное отверстие и предназначенная для нанизывания на стержень.
Пример — Набор из крупных бусин, пирамида, шнурок для нанизывания.
34 игрушка, имитирующая инструмент: Игрушка, имитирующая по форме и звучанию инструмент.
Пример — Молоточек, стучалка.
35 игрушка для игр с песком [с водой] [со снегом]: Игрушка для сенсорного воспитания, совершенствования ощущений и восприятий, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Пример — Формочка, лопатка, ведерко, сито, нетонущая (плавающая) игрушка, аквапредмет.
36 книжка-игрушка: Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.
Примечание — Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
37 предмет оперирования: Игрушка, имитирующая реальный предмет, орудие, инструмент, средство человеческой деятельности и позволяющая воссоздать процесс изображаемого действия.
Пример — Игрушечные чашка, утюг, молоток, руль.
38 игрушка для развития восприятия цвета и формы: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
39 игрушка для развития тактильного восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о тактильных свойствах предметов: их рельефе, шероховатости, температуре, весе.
Пример — Мешочек, коробочка, объемные и плоские большие игрушки, муляжи овощей и фруктов.
40 игрушка для развития слухового восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о звуковых свойствах предметов: силе, долготе, высоте, тембру.
Пример — Музыкальная игрушка, игрушка, издающая звукоподражание голосом животного или музыкальные звуки, шумовой инструмент.
41
игрушка настольно-печатная: Игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов.
[[2], статья 2]
42
игрушка модель-копия: Игрушка, размеры которой определяются в масштабе уменьшения по сравнению с реальными размерами прообраза.
[[2], статья 2]
43
игрушка мягконабивная: Игрушка, с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и наполнителем.
[[2], статья 2]
44
игрушка для игры на воде: Игрушка (надувная или ненадувная), несущая нагрузку массы тела ребенка при плавании и (или) предназначенная для игр на мелководье.
[[2], статья 2]
45
оптическая игрушка: Игрушка, принцип действия которой основан на использовании принципов геометрической оптики.
[[2], статья 2]
46
функциональная игрушка: Игрушка, являющаяся уменьшенной моделью изделий или устройств, используемых взрослыми, и имитирующая то же назначение и выполнение тех же функций (например, кухонная плита, на которой можно готовить).
[ГОСТ Р 53906—2010, пункт 3.35]
47
химическая игрушка: Набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него.
[[2], статья 2]
48
электрическая игрушка: Игрушка, у которой хотя бы одна функция осуществляется за счет электрической энергии.
[[2], статья 2]
Предметы и материалы для развития речи и коммуникационных навыков
49
букварь; азбука: Учебное издание для обучения грамоте и чтению.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.2]
50 задачник: Учебное пособие, содержащее задачи по различным предметным областям.
51
карта: Картографическое листовое издание, содержащее карту, занимающую всю площадь листа. [ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.7.1]
52
картографическое издание: Издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения).
Примечание — В картографическом произведении информация передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение объектов на поверхности Земли, другого небесного тела или во внеземном пространстве.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.4.4]
53 комбинированное издание: Издание, содержащее наряду с печатным текстом запись звуков (дискета, CD-диск, аудиокассета) и изображения на других материальных носителях (слайд, пленка, видеокассета), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.
54 материал для развития предпосылок речи и ее понимания: Материал, устанавливающий адекватную связь слова с предметом и действием.
Пример — Книга для детей с различными сюжетами и картинками, комплект аудиозаписей спектаклей, аудиосказка.
55
практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Примечание — Практикум, содержащий учебные задачи, называют задачником.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.11]
56
рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.8]
57
издание (Нрк. название; публикация; тираж; экземпляр)'. Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедний редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно предписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в документально-информационной среде.
Примечание — Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.1.1]
58
учебное издание: Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.
Примечание — Учебное издание, допущенное к использованию при реализации программ общего и высшего образования, проходит официальное утверждение в профильных ведомствах.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.8.6]
59
учебник: Учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.1]
60
учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебный словарь, учебное пособие, рабочую тетрадь.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.13]
61
учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.5]
62
учебное наглядное пособие: Учебное пособие, содержащее в удобной для восприятия визуальной форме материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.6]
63
учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.4]
64
хрестоматия: Учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.3.10]
65 материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами: Материал, который устанавливает развитие речи ребенка, ее понимание и использование.
Пример — Картинка с изображением объектов действий, «разные объекты—разные действия» (собака ест, кукла спит), серия картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания и обсуждения.
66
нотное издание (Нрк. музыкальное издание): Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений).
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.4.2]
Игрушки-персонажи и средства для организации музыкально-художественной деятельности
67 игрушка-персонаж: Игрушка, имитирующая реальный персонаж.
Пример — Пальчиковый театр, объемные и плоскостные звери и птицы на подставках.
68 средства для организации театра: Средства для создания и публичного показа в живом исполнении театральных постановок и других представлений.
Пример — Настольная или напольная ширма, текстильная доска, костюмы для персонажей.
Игрушки и материалы для организации предметно-развивающей среды (развитие детской игры, показ игровых сюжетов и формирование отобразительной игры по подражанию)
69 предмет [материал] для развития социальных и коммуникативных навыков: Предмет [материал], связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, социальных навыков, эмоциональных навыков.
Пример — Набор крупной чайной и кухонной посуды, набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка, комплект одежды для кукол, крупногабаритная коляска.
70 игрушка [материал] для ознакомления с различными эмоциями людей: Игрушка [материал], направляющая внимание человека на важные события, готовящая к определенным действиям и влияющая на мыслительный процесс.
Пример — Карточки-открытки с изображением полярных эмоциональных состояний, зеркало (небьющееся), зеркальная поверхность.
71 материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании: Материал для автоматизации сознательных действий самообслуживания.
Пример — Информационный плакат, книга с литературными примерами, детский набор.
72
атлас: Альбом, содержащий изображения различных объектов, служащий для учебных или практических целей.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.6.2]
73 самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи педагогического работника.
74 словарь: Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.
75
энциклопедия: Научно обоснованное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний, изложенные в виде статей, расположенных в систематизированном порядке.
Примечания
1 Энциклопедию, содержащую краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке, называют энциклопедическим словарем.
2 В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную и аспектную энциклопедии.
[ГОСТ Р 7.0.60—2020, статья 3.2.10.2.1]
Дидактическое оборудование для обучения и коррекционной-развивающей работы
76 дидактическое [методическое] оборудование: Вспомогательное оборудование, используемое в процессе обучения.
Пример —Дидактическое [методическое] оборудование для диагностики, дидактические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы, обучающие игры.
77 дидактический материал: Особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемый обучающимся для самостоятельной работы.
78 обучение времени года: Обучающая материал, направленный на формирование представлений о временах года.
Пример — Изображения природы, растений, времен года.
79 обучающая игра для формирования преставлений: Метод обучения, направленный на формирование представлений о внешних источниках.
Пример — Мягкие модули в виде животных, предметные картинки с изображением животных, растений, природы, парные картинки и карточки разной тематики, позволяющие сравнить, сопоставить, найти похожее, организовывать игру.
80 методическое пособие: Издание, предназначенное в помощь педагогическим работникам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания.
Пример — Печатное пособие по развитию детей.
Средства для познавательного развития
81 средства для развития представлений о пространстве: Средства для развития представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Пример — Игрушки-емкости с предметами объемных тел для вкладывания, перекладывания, группировки, сортировки, обследования, сравнения по размеру, форме и цвету.
82 средства для развития внимания и памяти: Средства, используемые в процессе обучения культуре внимания и развитию памяти в виде игр на внимание, дидактических игр для развития памяти, логических игр, лото.
Конструирование
83 игра со строительным материалом: Набор стандартных деталей строительного материала для игры в строительство.
84
конструкторский набор: Набор механических и (или) электрических (электронных) составных частей, предназначенных для сборки из него различных игрушек.
[[2], статья 2]
Пример — Большой настольный конструктор, деревянный с неокрашенными и цветными элементами, тематические конструкторы (город, железная дорога, животные), блоки конструктора.
85 мозаика; пазл: Игра-головоломка, в которой требуется составить картинку из множества фрагментов рисунка различной формы.
Пример — Объемный пазл, игровой коврик-пазл, мозаика с крупногабаритной основой.
86 плоскостной конструктор: Набор разноцветных, одинаковых по размеру геометрических фигур.
Пример — Квадрат, треугольник, прямоугольник, карточка-образец.
87 строительно-конструктивная игрушка: Набор строительных материалов.
Пример — Конструктор с разными способами соединения деталей — наложением, приставлением, сочленением (с крепежными устройствами), конструкторы нового поколения (Lego и др.).
88
игровой набор: Игрушка, состоящая из различных предметов, материалов, веществ, предназначенная для развития детского творчества и навыков ручного труда.
[[2], статья 2]
Предметы и материалы для развития творческих способностей и художественных навыков
89 аппликация (Нрк. коллаж)-. Изображение, полученное путем вырезания и наклеивания (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (материал для аппликации).
90 лепка: Способ формообразования, основанный на формосложении, прибавлении, прилипании мягкого или влажного материала (материалы для лепки).
91 музыкальная деятельность: Различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
92 музыкальная игрушка: Игрушка, служащая средством развития музыкального слуха.
Пример — Поющая птица, примитивный музыкальный инструмент, игрушка с музыкальной мелодией.
93 рисование: Искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы, связаное с нанесением линий и областей тона на бумагу/другой материал, где точное представление визуального мира выражено на плоской поверхности.
Демонстрационно-наглядные пособия
94 демонстрационное средство обучения: Материал, с помощью которого преподаватель осуществляет образовательный процесс.
Пример — Гербарии, модели, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, чучела, скелеты, препараты.
95 книга для чтения и рассматривания: Издание с текстом, без него или где текст носит символический характер.
Пример — Книжка-игрушка, книжка-раскладушка, печатное пособие для развития навыков для детей до трех лет.
96 наглядно-плоскостное средство обучения: Плоское изображение объекта изучения.
Пример — Плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации, магнитные доски.
Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей
97 оборудование для обучения трудовым процессам: Комлект учебно-наглядных пособий для обучения.
98 тренажер для профессионального обучения: Техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом, путем многократного выполнения им действий, свойственных управлению реальным объектом.
Организация и обеспечение прогулок
99 средства для организации прогулок детей: Средства, используемые для прогулок детей.
Пример — Велосипед, санки, ролики.
Технические и мультимедийные средства обучения
100 технические [мультимедийные] средства обучения: Средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.
Пример — Дидактические игры для интерактивных столов для создания рассказов об окружающем мире, игровые стенды, мультимедиа-программы для видео- и аудиосистем.
101 сетевой образовательный ресурс: Ресурс, представленный в виде текста, графики, аудио-, видеоинформации, предназначенный для использования в образовательных и профессиональных целях и организованные в комплексы, такие как образовательный сайт, образовательный портал, база данных, система дистанционного обучения.
102 электронный учебник: Автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для получения и контроля знаний.
103 электронный образовательно-методический комплекс: Структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися образовательных программ, курсов, дисциплин и их компонентов.
104 электронная форма учебника: Электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Средства физического воспитания и развития
105 средства физического воспитания и развития: Средства, используемые для обучения физическим упражнениям, формирования физических навыков, владения специальными физкультурными знаниями, а также становления осознанной необходимости приобщения к физкультуре.
Примечание — Для успешного решения задач физического воспитания необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.).
Алфавитный указатель терминов
азбука
аппликация
атлас
безопасность средств обучения и воспитания
букварь
воспитание
деятельность музыкальная
задачник
игра для формирования преставлений обучающая
игра со строительным материалом
игрушка
игрушка динамическая
игрушка для вращения
игрушка для игр с водой
игрушка для игр с песком
игрушка для игр со снегом
игрушка для игры на воде
игрушка для нанизывания
игрушка для ознакомления с различными эмоциями людей
игрушка для развития восприятия цвета и формы
игрушка для развития слухового восприятия
игрушка для развития тактильного восприятия
игрушка-застежка
игрушка имитирующая инструмент
игрушка модель-копия
игрушка музыкальная
игрушка мягконабивная
игрушка настольно-печатная
игрушка оптическая
игрушка-персонаж
игрушка строительно-конструктивная
игрушка функциональная
игрушка химическая
игрушка-шнуровка
игрушка электрическая
издание
издание картографическое
издание комбинированное
издание музыкальное
издание нотное
издание учебное
инфраструктура образовательной организации
карта
книга для чтения и рассматривания
книжка-игрушка
коллаж
комплекс образовательно-методический электронный
комплект учебный
конструктор плоскостной
контент образовательный цифровой
лепка
материал дидактический
материал для ознакомления с различными эмоциями людей
материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами
материал для развития предпосылок речи и ее понимания
материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основан- 71 ных на подражании
материал для развития социальных и коммуникативных навыков
мозаика
набор игровой
набор конструкторский
название
оборудование дидактическое
оборудование для обучения трудовым процессам
оборудование методическое
образование
образование дистанционное
образование дополнительное
образование инклюзивное
образование общее
обучающийся
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
обучение
обучение времени года
обучение электронное
организация образовательная
организация образовательная дошкольная
пазл
пособие методическое
пособие наглядное учебное
пособие учебное
пособие учебно-методическое
практикум
предмет для развития социальных и коммуникативных навыков
предмет оперирования
принцип использования средств обучения
программа образовательная
пространство образовательное
публикация
работник педагогический
ресурс образовательный сетевой
рисование
самоучитель
словарь
среда образовательная
среда образовательная цифровая
среда предметно-пространственная развивающая
средства для организации прогулок детей
средства для организации театра
средства для развития внимания и памяти
средства для развития представлений о пространстве
средства обучения и воспитания
средства обучения мультимедийные
средства обучения технические
средства физического воспитания и развития
средство для обеспечения образовательной деятельности
средство обучения демонстрационное
средство обучения наглядно-плоскостное
тираж
тетрадь рабочая
технология образовательная дистанционная
техносреда
требования функциональные
тренажер для профессионального обучения
устройство компьютерное персональное
участники образовательных отношений
учебник
учебник электронный
форма учебника электронная
хрестоматия
экземпляр
энциклопедия
Библиография
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[2] Технический регламент О безопасности игрушек Таможенного союза
ТР ТС 008/2011
УДК 37.011:006.354
ОКС 97.190
03.180
01.020
Ключевые слова: термины, определения, средства обучения, средства воспитания
Редактор Н.В. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка М.В. Малеевой
Сдано в набор 18.07.2022. Подписано в печать 02.08.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,12.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.