agosty.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.020. Терминология (принципы и координация)

ГОСТ Р 70577-2022 Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р 70577-2022
Наименование:
Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общие требования
Статус:
Принят
Дата введения:
15.02.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.020 , 03.220.01

Текст ГОСТ Р 70577-2022 Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общие требования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 70577— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2023

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет транспорта» [ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)]

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Водный транспорт»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2022 г. № 1553-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Общие положения

  • 5 Общие требования

  • 5.1 Требования к объектам транспортной инфраструктуры, в пределах которых установлен пункт пропуска

  • 5.2 Требования к территории и акватории пункта пропуска

  • 5.3 Требования к зданиям, помещениям и сооружениям

  • 5.4 Требования к оборудованию

  • 5.5 Требования на стадии формирования исходных данных

  • 5.6 Требования на стадии проектирования

  • 5.7 Требования на стадии строительства (реконструкции)

  • 5.8 Требования на стадии эксплуатации

Библиография

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к пунктам пропуска, которые необходимо учитывать на всех этапах их жизненного цикла.

При разработке настоящего стандарта в качестве базовых были использованы документы [1]—[4].

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования

Checkpoints across the border of the Russian Federation. General requirements

Дата введения — 2023—02—15

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации и устанавливает основные требования к пунктам пропуска, их объектам и процессам на всех стадиях жизненного цикла пунктов пропуска.

Настоящий стандарт предназначен для комплексного и единообразного подхода ко всем объектам пунктов пропуска и процессам, выполняемым на всех стадиях жизненного цикла пунктов пропуска.

Настоящий стандарт не распространяется на пункты пропуска, установленные на военных аэродромах.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33062 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса

ГОСТ Р 21.101 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 55560 Внутренний водный транспорт. Комплексы перегрузочные и терминалы пассажирские речных портов. Требования безопасности. Общие положения

ГОСТ Р 70578 Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Термины и определения

СП 18.13330 Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»)

СП 47.13330 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 48.13330 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

СП 121.13330 «СНиП 32-03-96 Аэродромы»

СП 136.13330 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения

СП 225.1326000 Станционные здания, сооружения и устройства

СП 255.1325800 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения

СП 350.1326000 Нормы технологического проектирования морских портов

СП 417.1325800 Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирования

СП 438.1325800 Инженерные изыскания при планировке территорий. Общие требования

СП 462.1325800 Здания автовокзалов. Правила проектирования

СП 463.1325800 Здания речных и морских вокзалов. Правила проектирования

СП 478.1325800 Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 70578, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 инженерное оборудование: Система приборов, аппаратов, машин и коммуникаций, обеспечивающая заданные параметры эксплуатации объекта капитального строительства.

  • 3.2 технологическое оборудование объекта транспортной инфраструктуры: Машины и оборудование, обеспечивающие выполнение технологических процессов, отвечающих функциональному назначению объекта транспортной инфраструктуры.

  • 3.3 технические средства контрольного органа: Оборудование, необходимое для выполнения функций контрольными органами.

  • 3.4 функционально-технологическое зонирование: Планировочное деление территории пункта пропуска, обеспечивающее дифференцированное размещение зданий и сооружений единого функционального назначения на основе их технологических взаимосвязей.

  • 3.5 благоустройство пункта пропуска: Комплекс мероприятий (работ) по созданию, содержанию и облагораживанию объектов благоустройства, а также иных мероприятий (работ), направленных на обеспечение и повышение безопасности и комфортности условий функционирования пункта пропуска, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории пункта пропуска.

  • 4 Общие положения

    • 4.1 Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

    • 4.2 Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации устанавливают на железнодорожных, автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (на аэродромах), на военных аэродромах, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также на иных, специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности.

    • 4.3 Пункты пропуска подразделяют на группы по следующим классификационным признакам:

  • - по виду международного сообщения;

  • - по характеру международного сообщения;

  • - по режиму работы;

  • - по видам перемещаемых грузов, товаров и животных;

  • - в зависимости от государственной принадлежности перемещающихся через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных [1].

  • 4.3.1 По виду международного сообщения пункты пропуска подразделяют:

  • - на морские;

  • - речные (озерные);

  • - воздушные;

  • - автомобильные;

  • - железнодорожные;

  • - пешеходные;

  • - смешанные.

  • 4.3.2 По характеру международного сообщения пункты пропуска подразделяют:

  • - на пассажирские;

  • - грузовые;

  • - грузо-пассажирские.

  • 4.3.3 По режиму работы пункты пропуска подразделяют:

  • - на постоянные;

  • - временные;

  • - сезонные;

  • - работающие на нерегулярной основе.

  • 4.3.4 Пункты пропуска могут специализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных.

  • 4.3.5 В зависимости от государственной принадлежности перемещающихся через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных пункты пропуска подразделяют на многосторонние и двусторонние.

  • 4.4 Пункты пропуска могут категорироваться в соответствии с пропускной способностью.

  • 4.5 Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

  • 4.6 Пункт пропуска открывается после комплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования, технического оснащения и ввода в эксплуатацию зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля в установленном законодательством порядке.

В случае поэтапного принятия пункта пропуска, процедура открытия пункта пропуска осуществляется после завершения каждого этапа строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения.

  • 4.7 Временное закрытие пункта пропуска осуществляют на основании акта Правительства Российской Федерации.

  • 4.8 Пункт пропуска может быть закрыт на основании международного договора Российской Федерации или акта Правительства Российской Федерации.

  • 4.9 К объектам контроля в пунктах пропуска относят:

  • - лиц (в том числе водителей, членов экипажей судов, работников поездных бригад);

  • - воздушные суда;

  • - суда морского и внутреннего водного транспорта;

  • - малые, прогулочные и спортивные парусные суда;

  • - железнодорожный подвижной состав;

  • - автотранспортные средства;

  • - грузы;

  • - товары;

  • - животных;

  • - личные вещи, ручную кладь;

  • - припасы, перевозимые на транспортных средствах;

  • - документы.

  • 4.10 Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

  • 4.11 Местами размещения сотрудников администрации пункта пропуска, сотрудников подразделений контрольных органов и выполнения ими контрольных действий в пределах пункта пропуска могут быть:

  • - помещения зданий объектов транспортной инфраструктуры;

  • - сооружения объектов транспортной инфраструктуры;

  • - специально построенные здания и сооружения.

  • 4.12 К объектам благоустройства пункта пропуска относят:

  • - открытые площадки для выгула и дрессировки собак без устройства дренажа, в том числе с тентовым покрытием, с размещением иного функционального оборудования из сборно-разборных конструкций, обеспечивающего безопасность и целевое использование указанных площадок, в том числе с подключением к сетям электроснабжения и заглублением до 0,5 м, без прочной связи с землей и организации подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;

  • - плоскостные парковки — площадки для стоянки автотранспорта;

  • - малые архитектурные формы (элементы декоративного оформления, информационные щиты и указатели, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, уличная мебель, осветительное оборудование) — без прочной связи с землей и прокладки подземных коммуникаций;

  • - общественные туалеты нестационарного типа, модули (кабины) для несения службы государственными контрольными органами — инвентарные объекты заводского изготовления, объекты модульного типа, в том числе с подключением к сетям электроснабжения и организацией оснований с заглублением до 0,4 м, без прочной связи с землей и организации подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;

  • - открытые площадки без специального покрытия и устройства дренажа для размещения контейнеров для сбора отходов строительства и сноса, на период проведения работ, связанных с организацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением таких объектов, размещаемых для обеспечения строительства без специального покрытия и устройства дренажа;

  • - отстойно-разворотные площадки автомобильного транспорта;

  • - складские, вспомогательные сооружения без прочной связи с землей (в том числе цельноперевозные, контейнерного типа, ангарного типа, сборно-разборной конструкции), возводимые на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

  • - помещения электрических подстанций (включая трансформаторные подстанции и тяговые подстанции) и электрических распределительных устройств, не являющиеся объектами капитального строительства;

  • - таксофоны;

  • - площадки, используемые с размещением или без размещения на них сборно-разборных конструкций, для проведения погрузочно-разгрузочных работ.

  • 4.13 Основными эксплуатационными характеристиками пункта пропуска являются:

  • - пропускная способность;

  • - интенсивность движения;

  • - грузооборот.

  • 4.14 Пропускная способность пункта пропуска должна соответствовать пропускной способности объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска.

  • 4.15 Пункты пропуска должны соответствовать требованиям пожарной, промышленной, радиационной и экологической безопасности.

  • 5 Общие требования

  • 5.1 Требования к объектам транспортной инфраструктуры, в пределах которых установлен пункт пропуска

    • 5.1.1 Требования к железнодорожным станциям и вокзалам, в пределах которых располагается пункт пропуска, установлены в СП 225.1326000, СП 417.1325800.

    • 5.1.2 Требования к автомобильным станциям и вокзалам, в пределах которых располагается пункт пропуска, установлены в СП 462.1325800 и ГОСТ 33062.

    • 5.1.3 Требования к аэропортам и аэродромам, в пределах которых располагается пункт пропуска, установлены в СП 478.1325800, СП 121.13330, [5].

    • 5.1.4 Требования к морским портам, в пределах которых располагается пункт пропуска, установлены в СП 350.1326000, СП 463.1325800.

    • 5.1.5 Требования к речным портам, в пределах которых располагается пункт пропуска, установлены в СП 463.1325800, [6] и ГОСТ Р 55560.

  • 5.2 Требования к территории и акватории пункта пропуска

    • 5.2.1 В пределы пункта пропуска включают специально оборудованные участки территории с расположенными на них зданиями, сооружениями и отдельными помещениями (частями помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

    • 5.2.2 Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта, железнодорожной станции или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.

    • 5.2.3 Пределы пункта пропуска не могут выходить за границы территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), территории и акватории морского, речного (озерного) порта.

    • 5.2.4 Пределы пункта пропуска на специально выделенном в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участке местности определяют в границах этого участка на основе данных государственного кадастрового учета.

    • 5.2.5 Географические координаты пределов пункта пропуска определяют в соответствии с действующими правилами [7].

    • 5.2.6 Территория пункта пропуска должна быть огорожена или обозначена.

    • 5.2.7 Пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках — «Пункт пропуска» и «Check point».

Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретного пункта пропуска.

  • 5.2.8 При включении в пределы пункта пропуска нескольких участков объекта транспортной инфраструктуры должен быть огорожен каждый участок.

  • 5.2.9 Акватория пункта пропуска включает подходы к рейдам, причальным сооружениям, рейды, акватории причалов, расположенные в пределах пункта пропуска.

  • 5.2.10 Въезд (проход) в пункты пропуска и выезд (выход) из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах.

  • 5.2.11 Размер территории пункта пропуска должен обеспечить размещение на ней административных, производственных, вспомогательных и пассажирских зданий, сооружений объекта инфраструктуры конкретного вида транспорта [терминала, перегрузочного комплекса порта, железнодорожной станции (вокзала), автостанции (автовокзала), аэропорта (аэродрома)], служебно-производственных зданий и сооружений контрольных органов, проездов и площадок для стоянки автотранспорта и др. с соблюдением действующих санитарных, противопожарных и других норм.

  • 5.2.12 Функционально-технологическое зонирование территории пункта пропуска осуществляют с учетом:

  • 1) вида объекта транспортной инфраструктуры, на территории которого находится (планируется нахождение) пункт пропуска;

  • 2) характера, номенклатуры и объемов перемещаемых (планируемых к перемещению) через пункт пропуска товаров и грузов;

  • 3) интенсивности движения транспортных средств и лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации;

  • 4) состава создаваемых в пункте пропуска подразделений контрольных органов.

  • 5.2.13 В пределах пункта пропуска должны быть созданы режимные зоны пограничного, таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

  • 5.2.14 Зона пограничного контроля включает участки территории (акватории), помещения (части помещений), сооружения, площадки, в пределах которых осуществляется пограничный контроль, стоянки воздушных судов, осуществляющих технические посадки в пункте пропуска без высадки пассажиров и выгрузки багажа (грузов).

  • 5.2.15 Зона таможенного контроля включает участки территории (акватории), здания, помещения (части помещений), сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары: территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места перемещения товаров через таможенную границу.

  • 5.2.16 Зона санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля может включать:

  • - здания, помещения (части помещений), сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются контрольные действия;

  • - помещения для временной изоляции лиц и животных;

  • - санитарные стоянки, площадки, железнодорожные тупики, причалы, рейды.

  • 5.2.17 Для каждой режимной зоны должны быть установлены граница и места ее пересечения лицами, грузами, товарами и транспортными средствами.

  • 5.3 Требования к зданиям, помещениям и сооружениям

    • 5.3.1 Здания, помещения, сооружения пункта пропуска по технологическому назначению подразделяют:

  • - на здания, помещения, сооружения объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска;

  • - здания, помещения, сооружения субъектов хозяйственной деятельности (разрешенной на территории пункта пропуска);

  • - здания, помещения и сооружения контрольных органов;

  • - помещения администрации пункта пропуска.

  • 5.3.2 Здания, помещения, сооружения пункта пропуска должны соответствовать требованиям технического регламента [8].

  • 5.3.3 Состав и характеристики зданий, помещений, сооружений объекта транспортной инфраструктуры установлены в СП 225.1326000, СП 417.1325800, СП 462.1325800, СП 478.1325800, СП 121.13330, СП 350.1326000, СП 463.1325800 и нормах проектирования объектов инфраструктуры соответствующего вида транспорта [5], [6], с учетом ограничения состава услуг, оказываемых пассажирам.

  • 5.3.4 Состав зданий, помещений и сооружений органов контроля, их размещение и возможность совмещения устанавливают в соответствии с нормативными документами органов пограничного, таможенного и иных видов контроля.

  • 5.3.5 Здания, помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, должны соответствовать требованиям Федеральной службы безопасности Российской Федерации [9].

  • 5.3.6 Состав зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [10] и [11].

  • 5.3.7 Перечень помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля (надзора), устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [12] и [13].

  • 5.3.8 Перечень зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля (надзора), устанавливают в соответствии с требованиями [14] и [15].

  • 5.3.9 Перечень зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля (надзора), устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [16].

  • 5.3.10 Состав зданий, помещений и сооружений в пункте пропуска и их планировочные решения должны соответствовать технологической схеме организации пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

  • 5.3.11 Объемно-планировочные решения, состав зданий и сооружений и другие характеристики служебных помещений контрольных органов следует устанавливать исходя из планируемой пропускной способности пункта пропуска.

  • 5.3.12 Требования к объемно-планировочным решениям:

  • а) архитектурно-планировочные решения зданий и сооружений следует выбирать с учетом размещения в них функциональных подразделений, места расположения в увязке с окружающей застройкой;

  • б) здания и сооружения должны размещаться с учетом максимальной экономии земельного участка;

  • в) вспомогательные здания и помещения следует объединять в более крупные здания (блоки) во всех случаях, когда это не противоречит технологическим, санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

  • 5.3.13 Служебные помещения подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также помещения бытового назначения выделяют в отдельные блоки.

  • 5.3.14 Размещение и планировка залов контроля должны исключать возможность контактов между лицами, следующими в различных направлениях, а также контактов с посторонними гражданами, в том числе и с обслуживающим персоналом, не занятым обслуживанием следующих через государственную границу лиц.

  • 5.3.15 Здания пункта пропуска по функциональному назначению подразделяют на административные, промышленные и бытовые. Возможно объединение нескольких функций в одном здании (например, административно-бытовое здание).

  • 5.3.16 Залы для официальных лиц и делегаций в пунктах пропуска должны соответствовать положению [17].

  • 5.4.17 В пунктах пропуска могут создаваться отдельно выделенные полосы (коридоры, направления) для пропуска лиц, транспортных средств и товаров (например, граждан Российской Федерации).

  • 5.3.18 В пунктах пропуска создаются условия для обеспечения пропуска лиц с ограниченными физическими возможностями.

Требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп граждан установлены в СП 136.13330.

  • 5.4 Требования к оборудованию

    • 5.4.1 Оборудование, используемое в пункте пропуска, разделяют на:

  • а) инженерное оборудование и сети объекта транспортной инфраструктуры;

  • б) технологическое оборудование объекта транспортной инфраструктуры;

  • в) оборудование, необходимое для выполнения функций контрольными органами.

  • 5.4.2 В воздушных, морских и речных (озерных) пунктах пропуска допускается использовать средства доставки пассажиров, сотрудников контрольных органов на суда, находящиеся на площадках в аэропортах и на рейдах в портах, или обратно.

  • 5.4.3 Требования к инженерному оборудованию объекта транспортной инфраструктуры установлены в СП 225.1326000, СП 417.1325800, СП 462.1325800, СП 478.1325800, СП 121.13330, СП 350.1326000, СП 463.1325800 и нормах проектирования [5], [6].

  • 5.4.4 Оборудование, связанное с выполнением функций контрольным органом, включает:

  • - инженерное оборудование, необходимое для жизнеобеспечения сотрудников контрольных органов и для работы технических средств контрольного органа;

  • - технические средства контрольного органа.

  • 5.4.5 Состав и количество оборудования, связанного с выполнением контрольных функций и необходимого для оснащения пункта пропуска, определяют контрольные органы.

  • 5.4.6 Сооружения и оборудование, необходимые для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливают в соответствии с типовыми требованиями Федеральной службы безопасности Российской Федерации [9].

  • 5.4.7 Оборудование, необходимое для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [10] и [11].

  • 5.4.8 Оборудование, необходимое для организации санитарно-карантинного контроля (надзора), устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [12] и [13].

  • 5.4.9 Оборудование, необходимое для организации карантинного фитосанитарного контроля (надзора), устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [14] и [15].

  • 5.4.10 Оборудование, необходимое для организации ветеринарного контроля (надзора), устанавливают в соответствии с типовыми требованиями [16].

  • 5.4.11 Пункты пропуска, в которых осуществляется транспортный контроль, оборудуются и оснащаются в соответствии с требованиями [18].

  • 5.4.12 Пункты пропуска должны быть оборудованы техническими средствами охраны.

  • 5.4.13 Территория пункта пропуска оборудуется по периметру освещением.

  • 5.4.14 Места проведения контрольных действий в пункте пропуска должны оборудоваться освещением.

  • 5.5 Требования на стадии формирования исходных данных

    • 5.5.1 Стадия формирования исходных данных включает в себя процессы:

  • - проведение работ по определению необходимости и целесообразности строительства (реконструкции) пункта пропуска;

  • - установление планируемой пропускной способности, характера, номенклатуры и объемов, планируемых к перемещению (перемещаемых) через пункт пропуска товаров и грузов, количества транспортных средств и лиц, пересекающих государственную границу, классификации, специализации, распорядка работы пункта пропуска;

  • - разработка предложений о сроках проведения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ с учетом этапов их проведения и сроках открытия пункта пропуска;

  • - сбор сведений о земельных участках (местоположение, кадастровый номер, категория, площадь и правообладатель), на которых предполагается или осуществляется размещение объектов пункта пропуска;

  • - составление планов и схем территории (акватории), на которой планируется разместить здания, помещения, сооружения, модульные (мобильные) комплексы, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обозначением границ зон планируемого размещения, с учетом особенностей расположения терминальных (перегрузочных) комплексов;

  • - расчет и обоснование затрат средств на проектирование, строительство (реконструкцию), оборудование, техническое оснащение и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска;

  • - формирование состава исходных требований к проектным решениям.

  • 5.5.2 Результатом работ, проведенных на данной стадии, является техническое задание на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство (реконструкцию) пункта пропуска.

  • 5.5.3 При подготовке технического задания на проектирование новых и реконструкцию действующих пунктов пропуска должны быть учтены требования 5.3.5—5.3.9 и 5.4.6—5.4.11.

  • 5.5.4 Форма и состав технического задания на проектирование объекта капитального строительства должны соответствовать [19].

  • 5.6 Требования на стадии проектирования

    • 5.6.1 Пункты пропуска проектируют как единые комплексы, призванные обеспечивать прохождение через них грузовых и пассажирских потоков, эффективность проведения государственного контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, следующих через государственную границу.

    • 5.6.2 Проектную документацию на строительство, реконструкцию пункта пропуска, установку модульных (мобильных) комплексов, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, разрабатывают на основании технического задания и требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу.

    • 5.6.3 Процессы выполнения работ на стадии проектирования включают:

  • - сбор исходно-разрешительной документации;

  • - проведение полного комплекса инженерно-изыскательских работ;

  • - разработку принципиальных решений по генеральному плану (не менее трех вариантов), плану инженерных сетей, технологического оснащения; архитектурно-планировочным решениям зданий и сооружений;

  • - проведение работ по обследованию технического состояния существующих зданий, сооружений, дорожных проездов, тротуаров и площадок;

  • - сбор и анализ технических условий на присоединение к инженерным коммуникациям;

  • - согласование разработанных принципиальных решений по генеральному плану, плану инженерных сетей, архитектурно-планировочных и технологических решений с заказчиком и государственными контрольными органами;

  • - разработку проектной документации на строительство (реконструкцию) пункта пропуска;

  • - согласование проектной документации на строительство (реконструкцию) пункта пропуска с заказчиком и государственными контрольными органами;

  • - подготовку проектной документации для прохождения государственной экспертизы;

  • - сопровождение разработанной проектной документации на строительство (реконструкцию) пункта пропуска с получением заключения государственной экспертизы;

  • - разработку рабочей документации на строительство (реконструкцию) пункта пропуска.

  • 5.6.4 Организация, состав и порядок выполнения инженерных изысканий должны соответствовать требованиям, установленным в СП 47.13330 и СП 438.1325800.

  • 5.6.5 При подготовке проектно-сметной документации должны быть учтены требования 5.3.5— 5.3.9 и 5.4.6—5.4.11.

  • 5.6.6 Проектные решения должны обеспечивать:

  • - единство градостроительных и технологических решений в увязке с существующей средой;

  • - удобное и беспрепятственное движение транспорта в зоне въезда в пункт пропуска;

  • - соответствие архитектурного решения генплана технологическим требованиям контроля и движения лиц, транспортных средств, грузов и товаров.

  • 5.6.7 Генеральный план пункта пропуска разрабатывается в соответствии с СП 18.13330.

  • 5.6.8 Компоновку генерального плана пункта пропуска выполняют на основании технологии работы объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска, с учетом подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог, водных подходов (для морских, речных и озерных пунктов пропуска), естественных условий площадки строительства.

  • 5.6.9 При оборудовании и техническом оснащении зданий, помещений и сооружений пункта пропуска следует учитывать:

  • - расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска;

  • - климатические условия;

  • - необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов;

  • - необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические средства;

  • - требования, предъявляемые органами контроля к работе оборудования и технических средств;

  • - возможность эксплуатации межведомственной информационной системы.

  • 5.6.10 Проектная документация на строительство, реконструкцию пункта пропуска должна соответствовать действующему законодательству [20] и ГОСТ Р 21.101.

  • 5.6.11 Результатом работ, проведенных на данной стадии, является проектная и рабочая документация на строительство, реконструкцию пункта пропуска, прошедшая экспертизу в установленном порядке.

  • 5.7 Требования на стадии строительства (реконструкции)

    • 5.7.1 Строительство и реконструкцию зданий, помещений и сооружений, установку модульных (мобильных) комплексов, благоустройство пункта пропуска осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности с учетом классификации и специализации пункта пропуска.

    • 5.7.2 Строительство и реконструкцию зданий, помещений и сооружений осуществляют в соответствии с требованиями, установленными в СП 48.13330.

    • 5.7.3 При осуществлении работ по строительству и реконструкции зданий, помещений и сооружений, установке модульных (мобильных) комплексов в пунктах пропуска следует обеспечить сохранность существующих сооружений, подземных инженерно-технических коммуникаций, находящихся на участке строительства и не подлежащих реконструкции и сносу.

    • 5.7.4 Результатом работ, проведенных на данной стадии, является комплекс оборудованных и технически оснащенных объектов пункта пропуска.

  • 5.8 Требования на стадии эксплуатации

    • 5.8.1 Процессы, выполняемые на стадии эксплуатации, включают:

  • - ввод в эксплуатацию;

  • - паспортизацию пункта пропуска;

  • - разработку режима работы пункта пропуска и технологических схем организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

  • - функционирование пункта пропуска;

  • - эксплуатацию: содержание зданий, помещений, сооружений и территории пункта пропуска; техническое обслуживание; мониторинг текущего состояния; ремонт зданий, помещений и сооружений, оборудования, объектов благоустройства пункта пропуска;

  • - дооснащение и переоснащение пункта пропуска.

  • 5.8.2 Все пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации подлежат паспортизации.

  • 5.8.3 Паспорт пункта пропуска должен соответствовать установленной форме [4].

  • 5.8.4 Заполнение и утверждение паспорта производят администрация пункта пропуска и контролирующие органы, осуществляющие деятельность в пункте пропуска, в пределах их компетенции.

  • 5.8.5 Допускается наличие незаполненных граф в паспорте пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в случае отсутствия соответствующей информации.

  • 5.8.6 К паспорту пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации прилагают графические изображения пределов этого пункта пропуска с указанием отдельных участков его территории (акватории) в масштабе, позволяющем отобразить их на листе формата АЗ.

  • 5.8.7 В случае изменения сведений, внесенных в паспорт пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждают новый паспорт пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

  • 5.8.8 Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств и лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются в рамках режима, установленного в пункте пропуска.

  • 5.8.9 Для обеспечения бесперебойного функционирования пункта пропуска должны быть разработаны правила режима (распорядок работы) пункта пропуска и технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

  • 5.8.10 В правилах режима должны быть определены пространственные и временные пределы их действия, а также режимные зоны (территории и помещения), где непосредственно осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

  • 5.8.11 В правилах режима определяют места стоянок служебного транспорта подразделений государственных контрольных органов, администрации пункта пропуска и эксплуатанта объекта транспортной инфраструктуры иных организаций и предприятий, осуществляющих в пунктах пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также маршруты движения этого транспорта.

  • 5.8.12 Технологическая схема организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных должна быть разработана администрацией пункта пропуска на базе типовых технологических схем [21]—[24], исходя из вида пункта пропуска и конкретных условий его функционирования.

  • 5.8.13 В технологических схемах организации пропуска должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, а для пунктов пропуска, расположенных в морских портах, должно быть установлено также максимальное время ожидания начала государственного контроля.

  • 5.8.14 Контрольные действия следует проводить в соответствии с разработанной технологической схемой организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

  • 5.8.15 Технологические операции выполняются эксплуатантом объекта транспортной инфраструктуры с учетом технологической схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

  • 5.8.16 Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений.

  • 5.8.17 Эксплуатация зданий и сооружений пункта пропуска должна соответствовать требованиям проектной документации.

  • 5.8.18 Содержание зданий, помещений, сооружений и территории пункта пропуска должно включать работы по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

  • 5.8.19 Техническое обслуживание зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или сооружения в целом, его элементов и систем.

  • 5.8.20 Контроль за техническим состоянием зданий, сооружений следует осуществлять путем проведения систематических осмотров.

  • 5.8.21 Выявленные неисправности, препятствующие нормальной эксплуатации, должны быть устранены.

  • 5.8.22 Для восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления ресурса зданий, сооружений следует проводить текущий ремонт в соответствии с нормативными документами и технической документацией.

  • 5.8.23 Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться модернизация здания или объекта: улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

  • 5.8.24 Эксплуатация зданий и сооружений должна проводиться в соответствии с требованиями, установленными СП 255.1325800.

  • 5.8.25 Результатом работ по эксплуатации является исправное и работоспособное состояние пункта пропуска.

Библиография

  • [1] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [2] Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»

  • [3] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [4] Решение Комиссии Таможенного Союза от 22 июня 2011 г. № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза»

  • [5] ВНТП 5-85 Ведомственные нормы технологического проектирования грузовых комплексов аэропортов (утверждены МГА СССР) (ред. от 15 мая 1988 г.)

  • [6] Нормы технологического проектирования портов на внутренних водных путях (утверждены Службой речного флота Минтранса России 1 декабря 1997 г.)

  • [7] Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 253 «Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

  • [8] Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

  • [9] Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 8 мая 2008 г. № 231 «О Типовых требованиях к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [10] Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [11] Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 30 октября 2007 г. № 1338 «Об утверждении Типовых требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры системами бесперебойного гарантированного электроснабжения»

  • [12] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 701 н «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [13] Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 августа 2012 г. № 871 «О Типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

  • [14] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 92 «Об утверждении Требований к материально-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фито-санитарных контрольных постов) и внесении изменений в Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Таможенного союза»

  • [15] Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 271 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [16] Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 270 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [17] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1116 «Об утверждении Положения о залах для официальных лиц и делегаций»

  • [18] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 сентября 2008 г. № 142 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации транспортного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [19] Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. № 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке»

  • [20] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

  • [21] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 31 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [22] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2010 г. № 21 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [23] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

  • [24] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 23 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

    УДК 656.09:006.354


ОКС 01.020

03.220.01

Ключевые слова: пункт пропуска, государственная граница, жизненный цикл, объект транспортной инфраструктуры, контрольные органы

Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Е.Д. Дульнева Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 26.12.2022. Подписано в печать 28.12.2022. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,10.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.