ГОСТ Р 59051-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Инновационный менеджмент
ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ
Часть 2
Оценка этического воздействия
Innovation management. Ethical essessment of research and innovation. Part 2. Ethical influence essessment
ОКС 03.100.20
03.100.40
Дата введения 2021-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 702-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Возрастающие темпы развития технологий в таких областях, как, например, генетика, инженерная геология, информационно-коммуникационные технологии, синтетическая биология, стимулируют постановку вопроса и проведение дискуссий на тему восприятия и возможности управления воздействием данных областей на общество. Оценка этических аспектов и этического воздействия технологий способствует анализу этических проблем специалистами по этике, а исследователям, политикам и конкретным заинтересованным сторонам помогает решать проблемы, связанные с этическими последствиями исследований и инноваций.
Необходимость в разработке согласованных методов оценки этических аспектов и этических воздействий обусловлена растущим вниманием к ответственности при проведении исследований и инноваций в контексте линии поведения исследователей, их совместных усилий для достижения конечного результата, а также введения новых законодательных норм.
В рамках настоящего комплекса стандартов на "Этическую оценку исследований и инноваций" установлены общие принципы, подходы и методики гармонизации и совершенствования способов оценки этических аспектов исследований и инноваций, а также общая концепция, основанная на результатах анализа существующих методик и наилучшей практики, которые положены в основу настоящего комплекса стандартов, состоящего из следующих частей:
- часть 1 содержит рекомендации по составу, роли, функционированию и процедурам работы рабочего органа (комитета по этике). Организации могут использовать настоящий стандарт для расширения и/или повышения качества оценки этических аспектов своих инновационно-исследовательских проектов. В состав комитетов по этике должны входить, помимо прочих, комитеты по этике исследований, институциональные советы по вопросам этики, комитеты по этической экспертизе, советы по этике и подразделения, состоящие из одного или нескольких специалистов по этике. Настоящий стандарт применим ко всем комитетам по этике, независимо от их размера, масштаба или области исследований и инноваций;
- часть 2 (настоящий стандарт) содержит руководящие указания по оценке воздействия этических аспектов, а также комплексный подход к оценке данных аспектов, связанных с фактическим (возможным) среднесрочным (долгосрочным) воздействием исследований и инноваций на общество. Исследователи и комитеты по этике найдут эту информацию полезной, поскольку она содержит оценку воздействия тех или иных этических аспектов на различных этапах выполнения этических оценок. Настоящий стандарт применим ко всем исследователям и инноваторам, независимо от рабочей среды, в которой они работают, или от области их исследований и инноваций.
Обе части настоящего комплекса стандартов представляют интерес для организаций или их представителей, участвующих в выполнении, внедрении или финансировании исследований и инноваций, и несущих ответственность за решение проблем, связанных с этикой.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования и руководящие указания, предназначенные для проведения оценки этического воздействия, касающегося этических аспектов исследований и инноваций.
Настоящий стандарт направлен на повышение качества проводимых оценок и гармонизацию существующих методов.
Настоящий стандарт распространяется непосредственно на оценку этических аспектов, а не на подготовку рекомендаций в части выполнения исследований и инноваций по вопросам этики.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 дельфийский метод экспертных оценок: Метод оценки перспективных показателей, выполняемой путем опроса группы экспертов с целью получения их оценки, возвращения полученных оценок обратно экспертам группы, с повторением этих операций до тех пор, пока оценки (ответы) группы экспертов не станут сближаться.
2.2 проектное вмешательство: Меры, направленные на внесение изменений в структуру инновационно-исследовательского проекта и в его результаты с целью устранения выявленных этических воздействий.
2.3 этическое воздействие: Воздействие, которое затрагивает или нарушает человеческое достоинство, свободу и права человека, его обязательства, выгоды и ущерб, законность и справедливость, личное благосостояние и общественные блага.
2.4 оценка этического воздействия: Процесс оценки воздействия тех или иных этических аспектов инновационно-исследовательской деятельности, ее результатов и технологий, которые могут включать в себя как средства для контекстной идентификации и оценки этических воздействий, так и разработку набора руководящих принципов (рекомендаций) по выбору мер коррекции, направленных на снижение связанных с этикой рисков и повышение выгод (как правило, путем консультаций со всеми заинтересованными сторонами).
Примечания
1 Оценка воздействия этических аспектов - это процесс выявления, анализа и оценки влияния этических аспектов.
2 Оценка воздействий этических аспектов является средством стимулирования социальной ответственности в сфере исследований и инноваций.
2.5 анализ этического воздействия: Описание наиболее этически значимых аспектов в сфере планируемого применения результатов исследований (инноваций).
2.6 этические проблемы: Проблемы, которые могут иметь отношение к оценке этических последствий применения набора правил, принципов или конкретных действий.
2.7 выявление этического воздействия: Использование форсайт-методов для описания возможных применений результатов будущих исследований и инноваций.
2.8 метод "futures wheel": Средство графической визуализации прямых и косвенных последствий определенного изменения или развития в будущем.
2.9 поиск информации из различных источников: Процесс рассмотрения и анализа литературы, веб-сайтов и других источников массовой информации для выявления и описания заслуживающих внимания тенденций и их возможного изменения и будущего.
2.10 корректирующие меры: Деятельность, направленная на повышение этического воздействия.
Примечание - Меры коррекции могут предприниматься с целью вмешательства в ход разработки инновационно-исследовательского проекта или в рекомендации, выдаваемые для будущих исследований и разработок.
2.11 формирование стратегического плана действий [дорожных карт]: Визуальное средство представления плана мероприятий от текущего состояния к желаемому будущему состоянию, являющееся графическим представлением развития в будущем ключевых компонентов и обычно применяемое к новой продукции, процессу (или к новой технологии), в которой краткосрочные и долгосрочные цели могут сочетаться с конкретными частными решениями.
Примечания
1 Часто используется в сочетании с методами построения концепции развития и участия.
2 Стратегический план действий (дорожная карта) может постоянно видоизменяться.
2.12 сценарий: Смоделированная последовательность событий, которые могут произойти в будущем.
2.13 сценарное планирование: Метод стратегического планирования, который организации используют для составления гибких долгосрочных планов.
2.14 оценка технологии: Научный, интерактивный и коммуникативный процесс, направленный на формирование общественных и политических представлений общества относительно различных аспектов науки и техники.
Примечание - Этот процесс может затрагивать как прямые, предсказуемые последствия внедрения технологий, так и их косвенные, непредсказуемые последствия.
2.15 уровень готовности технологии: Характеристика соответствия конкретной технологии уровню ее зрелости от идеи до серийного производства, выражающаяся в определенном научном, научно-техническом или производственном результате, измеряемая соответствующими показателями результативности и соответствующая определенному диапазону вкладываемых финансовых средств.
Примечание - Уровень готовности технологии измеряют по шкале от 1 до 9, где оценка 9 относится к наиболее "зрелой" технологии.
2.16 тренд: Тенденция или направление развития, которое становится очевидным, исходя из предшествующих событий, и обычно прогнозирует дальнейшие направления развития.
Примечание - Тренд может усиливаться или ослабляться в зависимости от частоты проводимых наблюдений.
2.17 видение: Четко сформулированное и выраженное описание прогнозируемого состояния дел, представленное отдельным лицом (или группой лиц) с целью повышения мотивации, заинтересованности и концентрации усилий всех тех, кто поддерживает концепцию развития.
2.18 "слабый" признак: Признак какого-либо события, связанный с развитием в прошлом или настоящем или с проблемой неоднозначной интерпретации происхождения, смысла и/или возможных последствий этого события.
Примечание - "Слабые" признаки - это нечетко воспринимаемые события, предупреждающие о вероятности появления в будущем других, более серьезных событий.
2.19 "джокер"-событие: Непредсказуемое событие или ситуация, которые могут иметь низкую вероятность, но оказывать непропорционально большое воздействие.
Примечание - Эти "джокер"-события часто общеизвестны, но не принимаются в расчет, даже если они происходят достаточно регулярно на протяжении нескольких лет.
2.20 форсайт: Коллективная интеллектуальная деятельность, связанная со стратегическим прогнозированием и ориентированная на выполнение реальных многофункциональных действий в альтернативном будущем.
Примечание - Форсайт-методы ориентированы на накопление знаний (в интерактивном режиме) несколькими заинтересованными сторонами, обладающими собственными интересами и разными взглядами на исследуемую проблему, а также на взаимодействие между этими сторонами и ускорение получения требуемых изменений и стратегий.
3 Система оценки этических воздействий
Система оценки этических воздействий связана с комплексной методологией выполнения оценки этических воздействий (EIA-оценки) в инновационно-исследовательских проектах, которая может быть положена либо в основу оценок, выполняемых комитетами по этике, либо использоваться в виде отдельной процедуры.
Процедура выполнения EIA-оценки состоит из следующих этапов:
- проведение анализа пороговых значений EIA-оценки (см. раздел 4);
- подготовка плана выполнения EIA-оценки, если по результатам анализа пороговых значений будет сделан вывод о том, что этические проблемы действительно существуют (см. раздел 5);
- идентификация этических воздействий (как правило, путем консультаций со всеми заинтересованными сторонами) (см. раздел 6);
- оценка этических воздействий (как правило, путем консультаций со всеми заинтересованными сторонами) (см. раздел 7);
- формулирование и реализация мер по устранению выявленных недостатков (см. раздел 8);
- анализ и аудит результатов EIA-оценки (см. раздел 9).
На рисунке 1 приведено графическое представление модели оценки этических воздействий.
Рисунок 1 - Графическое представление модели оценки этических воздействий
4 Проведение анализа пороговых значений оценки этических воздействий
4.1 Цель проведения анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Цель проведения анализа пороговых значений EIA-оценки заключается в определении этических проблем, которые связаны с конкретным инновационно-исследовательским проектом и требуют выполнения EIA-оценки.
4.2 Исполнители анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Исполнители анализа пороговых значений EIA-оценки определяются исходя из организационного контекста, ответственными за выполнение EIA-оценки могут быть:
- в государственных научно-исследовательских институтах или в крупных компаниях/учреждениях - специально назначенный администратор, в университетах - менеджер, отвечающий за координацию предложений по финансированию исследований, а в небольших структурах - менеджеры, отвечающие за корпоративную ответственность, выполнение инновационно-исследовательских проектов, а также руководители проектов или члены коллективов, участвующих в данных проектах;
- на малых и средних предприятиях - исследователь из состава коллектива, выполняющего инновационно-исследовательский проект (при отсутствии назначенного администратора, ответственного за анализ пороговых значений EIA-оценки);
- представитель третьей стороны - независимый консультант, способный выполнить анализ пороговых значений EIA-оценки и дать беспристрастное заключение о целесообразности начала выполнения конкретного проекта.
4.3 Разработка и порядок заполнения анкеты для анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Анализ пороговых значений EIA-оценки обычно начинается с заполнения специальной анкеты (или вопросника), которая не обязательно должна быть достаточно длинной или сложной. Самым важным вопросом, который организация должна задать себе, - это затрагивает ли исследовательский проект (технология, услуга или область применения) какие-либо этические проблемы? В случае положительного ответа следует провести оценку соответствующих этических воздействий. В приложении А содержится краткий обзор этических воздействий, которые организация может брать за основу для определения прототипов.
В таблице 1 представлен базовый формат анкеты, используемой для порогового анализа этических воздействий. В представленную анкету необходимо вносить коррективы, связанные с этическими проблемами, которые затрагивают конкретные проекты или области науки.
Анализ пороговых значений EIA-оценки необходимо выполнять на этапе подготовки предложений по реализации инновационно-исследовательского проекта. Анализ должен проводиться своевременно и эффективно и не должен препятствовать планированию работ в рамках проекта.
Таблица 1 - Базовый формат анкеты, предназначенной для порогового анализа этических воздействий
Окончание таблицы 1
4.4 Проверка результатов анализа пороговых значений оценки этических воздействий
Если пороговый анализ EIA-оценки не выявил этических проблем, то независимый орган должен проверить правильность выполнения самого анализа.
Примечание - Проверка результатов независимым органом не освобождает проверявшую организацию от ответственности.
5 План проведения оценки этических воздействий
5.1 Цель оценки этических воздействий
Если при пороговом анализе EIA-оценки выявлен ряд этических проблем, то организация или проектный консорциум должны подготовить EIA-план, в котором должна быть учтена последовательность следующих действий:
а) определение масштаба EIA-оценки;
б) распределение бюджета в соответствии с масштабом EIA-оценки;
в) формирование коллектива, выполняющего EIA-оценки, в соответствии с масштабом этой оценки;
г) формулирование критериев анализа EIA-оценки, например по графику предоставления отчетности, стандартам на обеспечение качества или по целям публикации (для крупномасштабной EIA-оценки);
д) корректировка (при необходимости) результатов порогового анализа: для инновационно-исследовательского проекта, затрагивающего новые технологии и/или изменение рисков этического воздействия на протяжении всего проекта; при этом финансирующий орган и коллектив, выполняющий проект, должны согласовывать периодически выполняемый пороговый анализ результатов EIA-оценки;
е) проведение (при необходимости) консультаций со всеми заинтересованными сторонами: в тех случаях, когда анализ пороговых значений потребует проведения средне- или крупномасштабной EIA-оценки. Коллектив, выполняющий данный проект, вначале может провести консультации со всеми заинтересованными сторонами. Эти консультации могут быть направлены на:
1) определение конкретных заинтересованных сторон;
2) повышение степени информированности всех заинтересованных сторон о порядке реализации проекта;
3) сбор дополнительной информации от всех заинтересованных сторон относительно возможных этических последствий.
5.2 Определение масштаба оценки этических воздействий
Масштаб EIA-оценки влияет на состав команды, выполняющей EIA-оценку, и ее бюджет. При определении масштаба учитывается следующее:
а) масштабы EIA-оценки:
1) мелкомасштабная оценка: используется для идентификации ограниченного числа этически значимых видов деятельности (одного или двух) и конечных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также для выявления рисков, по крайней мере один из которых можно считать среднезначимым (2 по 5-балльной шкале);
2) среднемасштабная оценка: используется для выявления значительного числа (трех или четырех) этически значимых видов деятельности и конечных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также для выявления рисков, по крайней мере один из которых можно считать достаточно значимым (3 или 4 по 5-балльной шкале);
3) крупномасштабная оценка: используется для выявления большого числа (пяти и более) этически значимых видов деятельности и конечных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также для выявления рисков, по крайней мере один из которых можно считать весьма значимым (4 или 5 по 5-балльной шкале);
б) состав команды, выполняющей EIA-оценку: ниже указаны следующие минимальные требования к составу команды, зависящие от масштаба EIA-оценки:
1) при мелкомасштабной EIA-оценке: в основном от коллектива требуется выполнение административных работ. При этом коллектив должен возглавлять научный сотрудник - член коллектива по выполнению инновационно-исследовательского проекта, работающий неполный рабочий день;
2) при среднемасштабной EIA-оценке: от коллектива требуется выполнение организационных, консультативных и коллегиальных работ. При этом данный коллектив должен возглавлять научный сотрудник - член коллектива по выполнению инновационно-исследовательского проекта, работающий полный рабочий день;
3) при крупномасштабной EIA-оценке: от коллектива требуется приложение больших совместных усилий с участием большинства заинтересованных сторон. При этом коллектив, выполняющий EIA-оценку в рамках инновационно-исследовательского проекта, должен возглавлять ведущий научный сотрудник (в научно-исследовательских институтах им может быть профессор) или независимый сторонний консультант, работающий полный рабочий день;
в) структура бюджета: желательно, чтобы расходы на выполнение EIA-оценки составляли 1%-10% от бюджетных расходов на инновационно-исследовательский проект, но не более 20%. При составлении бюджета необходимо руководствоваться следующими соображениями:
1) расходы на мелкомасштабную EIA-оценку: приблизительно 90% от прямых расходов на персонал и 10% от остальных расходов;
2) расходы на среднемасштабную EIA-оценку: приблизительно 80% от прямых расходов на персонал и 20% от остальных расходов;
3) расходы на крупномасштабную EIA-оценку: приблизительно 70% от прямых расходов на персонал и 30% от остальных расходов.
Примечание - EIA-оценки технологического масштаба могут рассматриваться в дополнение к EIA-оценке по аналогии для одного из указанного выше масштаба. В приложении Б представлена дополнительная информация для EIA-оценки технологического масштаба.
5.3 Анализ и утверждение плана оценки этических воздействий
5.3.1 Исполнитель анализа и утверждения плана оценки этических воздействий
План EIA-оценки должен рассматриваться независимым органом.
Примечание - Организации, финансирующие исследования, могут создавать независимый орган, ответственный за проведение анализа и аудита планов EIA-оценок и результатов самих EIA-оценок.
5.3.2 Информирование о решениях, принятых исполнителем анализа
Исполнитель анализа должен информировать коллектив, выполняющий EIA-оценку, о своих решениях, к которым могут относиться:
а) решение о принятии исполнителем плана EIA-оценки, которое означает одобрение исполнителем выбора критериев анализа, его масштаба, бюджета и состава коллектива, выполняющего EIA-оценку;
б) решение о необходимости внесения поправок в план EIA-оценки, например:
1) рассмотрение дополнительных этических воздействий, которые коллектив, выполняющий EIA-оценку, не включил в свой пороговый анализ;
2) дополнительных требований к составу коллектива, выполняющего EIA-оценку, и/или к ее масштабу;
в) решение об отклонении плана EIA-оценки, принимаемое в следующих случаях, если:
1) пороговый анализ требует масштаба EIA-оценки, который не соответствует размеру выполняемого проекта;
2) некоторые этические воздействия являются слишком сложными в сравнении с возможностями коллектива, выполняющего EIA-оценку.
Конечные результаты проверки плана EIA-оценки должны быть конфиденциальными и доступными только внутри организации, проводившей анализ.
6 Идентификация этического воздействия
6.1 Цель идентификации этического воздействия
Идентификация этического воздействия должна быть направлена на выявление и описание этического воздействия инновационно-исследовательского проекта, а также на рассмотрение этого воздействия во временной перспективе с целью прогнозирования его краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного влияния.
6.2 Процедура идентификации этического воздействия
Процедура идентификации этического воздействия состоит из следующих этапов:
- анализ информации о ранее полученных результатах исследований (обзоров) потенциальных этических воздействий в аналогичных проектах;
- определение и идентификация других потенциальных этических воздействий посредством использования как методов прогнозирования, так и методов анализа этических воздействий;
- документирование результатов работ по выявлению этических воздействий.
Для возможности оценки потенциальных этических воздействий и их учета при выполнении корректирующих мер (если они могут повлиять на ход выполнения проекта в будущем) идентификация этических воздействий должна проводиться на начальном этапе выполнения проекта.
6.3 Прогнозирование при идентификации этического воздействия
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен определить все потенциальные этические воздействия, выбрав для этого соответствующую методику и выполнив следующие операции:
- анализ информации, содержащей результаты уже выполненных аналогичных проектов с целью сбора выявленных этических проблем. Анализ методик может содержать рассмотрение этических проблем, а также практические рекомендации;
- использование методов прогнозирования и анализа этических воздействий для подтверждения, уточнения и выявления дополнительных этических проблем.
Методы прогнозирования следует использовать для определения возможных, вероятных и предпочтительных ситуаций, которые могут возникать в будущем после выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также они могут быть ориентированы на перспективные технологии, вопросы применения и социальный контекст. Методы анализа этических воздействий используются для систематического выявления и описания этических воздействий инновационно-исследовательского проекта. Методы прогнозирования обычно используются перед применением методов анализа этических воздействий, однако эта последовательность не является обязательной, поскольку оба метода могут быть взаимосвязаны между собой.
Пример - Методы прогнозирования могут давать подробное описание перспективных возможностей (в т.ч. в части способов применения) и социального контекста конкретных технологий, которые, в свою очередь, могут подвергаться этическому анализу, тогда как методы анализа этических воздействий могут давать рекомендации относительно тех важных потенциальных этических воздействий, которые требуют дальнейшего анализа с использованием методологии прогнозирования.
При выявлении этических воздействий коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен сопоставлять этические принципы, связанные со свободой, конфиденциальностью или справедливостью, с потенциальными воздействиями инновационно-исследовательского проекта, например с существующими социальными, экономическими или экологическими воздействиями. Этот коллектив должен определять, как эти воздействия могут влиять на выбор этических принципов. Определение потенциальных этических воздействий должно выполняться с достаточной глубиной проработки.
Пример - Предполагается, что через 20 лет роботы могут заменить многих работников в сфере обслуживания. При этом идентификация этических воздействий позволит устанавливать взаимосвязи между потенциальным экономическими и этическими воздействиями, например между благосостоянием или социальной справедливостью.
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен обеспечивать баланс между методами прогнозирования и методами анализа этического воздействия с точки зрения распределения времени и ресурсов. Этот баланс может определяться путем оценки уровня технологической готовности (TRL-уровня) и прогнозируемых результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта. Технологии, находящиеся на ранней стадии разработки, имеют низкий TRL-уровень и поэтому требуют большего акцента на методы прогнозирования. В приложении В содержится дополнительная информация относительно способа определения TRL-уровня инновационно-исследовательского проекта.
Методы прогнозирования, используемые для определения этических воздействий, могут различаться по используемым источникам знаний, получаемым из документально оформленных сведений, опыта, осуществляемого взаимодействия и степени креативности. Эти методы можно классифицировать по степени их зависимости от указанных факторов. Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен выбрать сочетание методов, основанных на разных источниках знаний, для получения наиболее точных и объемных результатов анализа, тем самым снижая вероятность недоучета потенциальных этических воздействий.
Выбор методов прогнозирования для определения этических воздействий также зависит от масштаба EIA-оценки и допускает конкретную интерпретацию в зависимости от отрасли научных знаний.
В таблице 2 приведены общие сведения о различных методах определения этических воздействий и прогнозирования для различных уровней EIA-оценки. В приложении Г содержится дополнительная информация по этим методам.
Таблица 2 - Общие сведения о методах определения этических воздействий и прогнозирования для различных уровней EIA-оценки
Оценка | Сведения | Экспертиза | Взаимодействие | Креативность |
Мелкомасштабная EIA-оценка | Поиск информации из различных источников | Консультации с экспертами | Консультации с заинтересованными сторонами | - |
Среднемасштабная EIA-оценка | Поиск информации из различных источников. | Консультации с экспертами | Консультации с заинтересованными сторонами. | Разработка дорожных карт |
Крупномасштабная EIA-оценка | Поиск информации из различных источников. | Консультации с экспертами. | Консультации с заинтересованными сторонами. | Разработка дорожных карт. |
Примечание - Категории, к которым относятся данные методы, могут по факту опираться на несколько источников знаний; столбцы в вышеприведенной таблице указывают на то, что данный метод является основным источником знаний, используемым в каждом из методов.
Методы анализа этических воздействий позволяют выявлять и оценивать все потенциальные этические воздействия. Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен выбрать нужные методы и принять конкретные меры для анализа этических воздействий.
Выбор указанных методов и мер для анализа этических воздействий зависит от масштаба EIA-оценки (см. 5.2), типа анализа и этических проблем, а именно:
а) методы анализа этических воздействий могут различаться по их ориентации либо на концептуальный анализ (в котором используются концептуальные методы, без использования внешних консультантов), либо на эмпирический анализ (проводимый, например, экспертами-консультантами);
б) в процессе определения этических воздействий коллектив, выполняющий EIA-оценку, может разделить этические проблемы на два типа:
1) явные этические проблемы, возникающие в тех случаях, когда результаты инновационно-исследовательского проекта нарушают принципы/нормы морали и моральные ценности;
2) проблемы, интуитивно воспринимаемые как этические и возникающие в тех случаях, когда результаты инновационно-исследовательского проекта воспринимаются как потенциально аморальные или противоречащие морали, даже если пока неясно, нарушается ли при этом какой-либо этический принцип (и если да, то каким образом).
Пример - При идентификации этического воздействия можно прийти к заключению о том, что развитие робототехники может приводить к нарушению гражданских свобод или режима конфиденциальности.
В таблице 3 представлены общие сведения о методах анализа этических воздействий, зависящих от типа анализа и типа этических проблем. В приложении Д приводится краткое описание этих методов с указанием оснований для их возможного использования.
Таблица 3 - Общие сведения о методах анализа этических воздействий
Тип проблемы | Концептуальный анализ | Эмпирический анализ |
Явно выраженные этические проблемы | Использование этических подходов на основе чек-листов (для мелкомасштабных EIA-оценок). | Использование консультативных подходов (для всех масштабов EIA-оценок) |
Интуитивно воспринимаемые этические проблемы | Ситуационные подходы (для крупномасштабных EIA-оценок) | Использование подхода, основанного на технико-этических сценариях (для крупномасштабных EIA-оценок) |
6.4 Документирование выявленных этических воздействий
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен документировать результаты своей деятельности по выявлению этических воздействий в форме отчета, обычно имеющего следующую структуру:
- введение;
- описание используемых методов;
- результаты консультаций с экспертами и/или взаимодействия с заинтересованными сторонами;
- описание выявленных потенциальных этических воздействий (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных);
- выводы.
В процессе выполнения EIA-оценки коллектив, выполняющий эту оценку, а также все участвующие и заинтересованные стороны могут определять дополнительные требования и принципы, на которые могут оказывать воздействие предлагаемый проект или технология.
7 Оценка этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
7.1 Цель оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
В процессе выполнения EIA-оценки коллектив, выполняющий оценку, должен оценивать относительную важность, вероятность возникновения и возможные конфликты интересов для воздействий, которые ранее были определены на этапе их идентификации.
Пример - В предлагаемом проекте Интернета вещей (loT) при идентификации этического воздействия было определено, что профилирование поведения в loT-системах может создавать проблемы, связанные со справедливостью и независимостью. В процессе оценки этих воздействий исследователь должен определить угрозы, слабые места, риски, преимущества и недостатки, воздействие технологий на справедливость, независимость и вероятность возникновения конфликта конфиденциальности с другими этическими аспектами при использовании loT-технологий (например, с независимостью, безопасностью и благополучием). Исследователь также должен определить причину этого конфликта и способы его разрешения.
7.2 Процедура оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Этап оценки этического воздействия инновационно-исследовательского проекта должен состоять из следующих операций:
- выбор методов оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и выполнение соответствующих действий;
- оценка наличия или отсутствия угроз или выгод для морально-этических ценностей и принципов;
- выявление конфликтов ценностей и определение возможных способов их разрешения;
- предоставление оценки этических воздействий всем заинтересованным сторонам с дальнейшим обсуждением этих оценок.
7.3 Выбор методов и принятие соответствующих мер по оценке этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен выбрать методы и принять соответствующие меры для оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта. Выбор методов зависит от масштаба EIA-оценки и типа исследования, т.е.:
а) аналитические ("кабинетные") исследования, подразумевающие изучение документарных материалов и являющиеся основой всех мер, предпринимаемых для выполнения оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта. К ним относятся анализ литературных источников и существующих оценок этических воздействий в аналогичных проектах, использование конкретных концептуальных моделей, например при разрешении конфликтов между морально-этическими ценностями;
б) экспертное консультирование, требующее этической или профильной экспертизы. При этом можно выбирать методы, аналогичные применяемым на этапе определения этических воздействий инновационно-исследовательского проекта (например, дельфийский метод экспертных оценок, проведение социологических опросов и семинаров). Целью экспертного консультирования является облегчение определения значимости выявленных этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и при необходимости оказание помощи в их балансировании;
в) подходы, предполагающие активное (совместное) участие всех заинтересованных сторон в оценке этических воздействий инновационно-исследовательского проекта, являющиеся предпочтительными в тех случаях, когда масштаб EIA-оценки и доступные ресурсы позволяют делать выбор, а используемые подходы ориентированы на взаимодействие всех заинтересованных сторон (например, в форме специальных рабочих групп, созданных для решения конкретной проблемы, или экспертных групп). Цель консультаций состоит в облегчении определения значимости выявленных этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и при необходимости оказании помощи в нахождении баланса между ними.
7.4 Оценка вероятности возникновения угроз/выгод для морально-этических принципов и способов их использования
Используя концептуальный анализ и применяя этические теории, коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен уточнить те этические принципы и морально-этические ценности, которые связаны с выявленными этическими воздействиями, а также оценить обоснованность их значимости, способ и степень их учета.
Пример - Частное применение морально-этических принципов в нейротехнологиях может серьезно подорвать этический принцип физической неприкосновенности человека, считая его обладающим важной морально-этической ценностью, можно прийти к выводу о том, что данная технология будет вызывать существенные потенциальные этические последствия.
Для проведения такого анализа, коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен:
- критически проанализировать литературные источники с целью определения конкретных этических принципов, морально-этических ценностей и этических теорий, которые содержат дополнительные характеристики и моральные оправдания этих принципов/ценностей;
- применять этические теории к этическим воздействиям с целью дальнейшего уточнения рассматриваемых морально-этических принципов и ценностей с целью обоснования их значимости и получения рекомендации по выбору общих направлений деятельности по их поддержке.
После этого коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен оценить степень, в которой этические принципы/моральные ценности могут нарушаться или затрагиваться в прогнозируемых этических последствиях. Последнее включает в себя оценку вероятности нарушения или использования этих принципов/ценностей в прогнозируемых сценариях, а также степени, в которой они могут нарушаться или использоваться.
Пример - Зарегистрированные пользователи могут взломать или получить несанкционированный доступ к централизованному национальному реестру медицинских данных, что будет нарушать требование конфиденциальности медицинской информации о пациентах. Может быть проведена оценка вероятности несанкционированного доступа, вероятных масштабов такого несанкционированного доступа, а также потенциальных рисков для конфиденциальности медицинской информации, которые могут возникать.
7.5 Выявление конфликтов между морально-этическими ценностями и выработка предложений по способам их разрешения
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен выявлять возникающие конфликты между морально-этическими ценностями и предлагать конкретные способы разрешения данных конфликтов. Основываясь на относительной важности этических воздействий, следует оценивать взаимосвязи между этическими принципами/моральными ценностями путем выявления возможных конфликтов между ними и по возможности ликвидировать их.
В редких случаях тот или иной научно-технологический продукт/приложение могут влиять только на одну материальную ценность и быть нейтральным по отношению ко всем остальным. Обычно они могут поддерживать конкретные этические принципы/моральные ценности, нарушая или нанося вред другим этическим принципам/моральным ценностям. Попытка смягчить нарушение одного принципа может приводить к нарушению другого принципа, что и может создавать конфликт между морально-этическими ценностями.
Примеры
1 Камеры видеонаблюдения предназначены для обеспечения безопасности граждан, но при этом они могут нарушать требования конфиденциальности. Удаление этих камер позволяет обеспечивать конфиденциальность, однако создает риск для безопасности.
2 Новые биотехнологии, которые позволяют родителям выбирать пол своего ребенка, дают им больше самостоятельности при его выборе, однако могут создавать дисбаланс полов и дискриминацию людей по признаку пола.
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, может применять на практике следующие этические правила, которые будут обосновывать применение процедур различных типов для выявления и разрешения конфликтов между морально-этическими ценностями.
7.5.1 Первое эмпирическое правило: фундаментальные морально-этические ценности должны иметь приоритет над нефундаментальными ценностями, поскольку первые не должны сводиться к другим, поэтому их важно поддерживать для сохранения общественного согласия.
Пример - На Западе фундаментальными морально-этическими ценностями считают право на жизнь, независимость, свободу, достоинство, справедливость, благополучие, неприкосновенность частной жизни, равенство, безопасность и физическую неприкосновенность.
Процедура: руководствуются фундаментальными морально-этическими ценностями в том виде, в котором они рассматриваются в этических теориях и/или в утвержденных, общепринятых документах.
7.5.2 Второе эмпирическое правило: проведение оценки степени нарушения морально-этических принципов и выбор действия, которое в наименьшей степени компрометирует основную этическую ценность.
Пример - Если выбор сделан между легким нарушением независимости (при котором информированное согласие частично, но не полностью реализуется) и большой несправедливостью, когда тысячам людей отказывают в тех возможностях, которые имеют другие люди, тогда, исходя из степени этого нарушения, основополагающим приоритетом будет считаться выбор в пользу большего нарушения. Этот вид оценки требует понимания обстоятельств, при которых происходят нарушения, чтобы оценить степень серьезности нарушения.
Процедура: принимают во внимание прогнозируемую серьезность этического воздействия на моральные ценности, учитываемые при этой оценке.
7.5.3 Третье эмпирическое правило: рассматривают морально-этические ценности в ситуациях, когда две из них (ценностей) считаются одинаково нарушенными, и определение, какая моральная ценность более важна в конкретной ситуации; указание причины установления того или иного приоритета.
Пример - В аэропорту требования безопасности в большинстве случаев считаются более важными, чем требования конфиденциальности.
Процедура: формулируют интуитивно-выбранный этический аргумент, чтобы отдать предпочтение одной из морально-этических ценностей.
7.5.4 Четвертое эмпирическое правило: обсуждение конфликтов между моральными ценностями со всеми заинтересованными в данной ситуации сторонами.
Процедура: организовывают консультации со всеми заинтересованными сторонами и используют их исходную информацию для балансирования моральных ценностей при выполнении средне- или крупномасштабной EIA-оценки.
7.5.5 Пятое эмпирическое правило: стремление к отсутствию конфликта между моральными ценностями, изменяя сложившуюся ситуацию и избегая возникновения подобных ситуаций.
Процедура: выясняют, в какой степени альтернативные технологические планы/методы исследований или оценок в том социальном, организационном и культурном контексте, в котором они используются, могут предотвращать конфликты между морально-этическими ценностями.
Пример - Камеры видеонаблюдения могут нарушать требования конфиденциальности, при этом обеспечивая повышенную безопасность. Тем не менее возможна такая перенастройка этих камер, при которой персонально идентифицируемая информация будет автоматически блокироваться операторами или, в другом варианте, будут созданы такие строгие правила хранения и просмотра изображений с видеокамер, которые станут минимизировать риски в отношении конфиденциальности.
7.6 Представление и обсуждение со всеми заинтересованными сторонами результатов оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен документировать результаты своей деятельности по оценке этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и сообщать их всем заинтересованным сторонам с периодичностью, установленной в плане EIA-оценки. Этот коллектив должен организовывать совещания по их обсуждению со всеми заинтересованными сторонами и получению ответов на поставленные вопросы.
По желанию результаты оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта могут публиковаться и представляться общественности.
Примечание - Использование хранилища знаний с документами, имеющими отношение (полное или частичное) к оценке этических воздействий (например, с перечнем этических принципов, Декларацией прав человека и отчетами с оценками этических воздействий), было бы целесообразным для экспертов по оценкам и сокращения времени, затрачиваемого на такие мероприятия, как анализ документации.
8 Меры по устранению выявленных недостатков
8.1 Цель выполнения коррекции
Основываясь на результатах оценки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта, коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен сформулировать и выдать руководителю проекта рекомендации относительно необходимости внесения изменений в процесс проектирования с целью предотвращения выявленных воздействий (или минимизации их последствий).
8.2 Процедура коррекции
Процедура коррекции должна состоять из следующих этапов:
- сбор информации о корректирующих воздействиях, предложенных в других, аналогичных инновационно-исследовательских проектах;
- формулирование изменений, вносимых в инновационно-исследовательские проекты и их реализация;
- формулирование рекомендаций для различных уровней;
- представление корректирующих воздействий.
8.3 Сбор информации о корректирующих воздействиях
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен собирать информацию о мерах коррекции, ранее предложенных в аналогичных инновационно-исследовательских проектах. Перечень этических воздействий, приведенный в таблице 4, позволяет выбирать конкретный тип коррекции.
Таблица 4 - Обзор корректирующих воздействий, соответствующих различным типам этических воздействий
Тип этического воздействия | Тип корректирующего воздействия |
Этическое воздействие, обусловленное разработанной в инновационно-исследовательском проекте технологией (например, при анализе неопределенно структурированных данных большого объема) | Внесение изменений в инновационно-исследовательский проект (при средне- и крупномасштабной EIA-оценках) |
Сильное социальное воздействие, обусловленное деятельностью в рамках инновационно-исследовательского проекта (например, из-за изменения системы экономических взглядов) | Выдача социальных рекомендаций (при всех масштабах EIA-оценки) |
Воздействие, обусловленное неправильной работой организаций (например, создающие риски конфликта интересов) | Выдача организационных рекомендаций (при всех масштабах EIA-оценки) |
Воздействие, обусловленное недостатком нормативных или общепринятых правил (например, риском возникновения коррупции) | Внесение нормативных рекомендаций (при средне- и крупномасштабной EIA-оценках) |
Воздействие, обусловленное недостаточной поддержкой стратегии (например, рисками для окружающей среды) | Внесение стратегических рекомендаций (при средне-и крупномасштабной EIA-оценках) |
8.4 Формулирование изменений, вносимых в инновационно-исследовательский проект, и их реализация
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен сформулировать изменения, которые необходимо внести в инновационно-исследовательский проект, а затем реализовать их. Эти изменения, учитывающие морально-этическую ценность, это те изменения, которые позволяют устранять этические последствия на следующих трех этапах исследований:
- на этапе концептуальных исследований: для определения тех морально-этических ценностей, которые необходимо учитывать применительно к технологии и области ее применения в рамках рабочих концепций. Этот этап может основываться на оценке этического воздействия исследований/инноваций;
- на этапе эмпирических исследований: для определения взаимодействий между населением и ожидаемыми результатами проекта (с использованием таких методов, как проведение опросов, интервью и этнографический анализ). Этот этап может основываться на методах выявления этических последствий исследований/инноваций заинтересованными сторонами;
- на этапе технических исследований: для формулирования и реализации внесения изменений в инновационно-исследовательский проект. Этот этап может основываться на конфликтах между морально-этическими ценностями, выявленных на этапе оценки (см. 7.5). Исследователи могут изменять проект для соответствующего учета каждой морально-этической ценности, которую необходимо вводить в технологию.
8.5 Формулирование рекомендаций
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен сформулировать рекомендации в их широком масштабе, т.е.:
- социальные рекомендации, касающиеся воздействий на общественные ценности, общественное доверие и общественные интересы. Исследовательская группа проекта должна отвечать за реализацию и взаимодействие с другими субъектами общества, например с организациями гражданского общества, со средствами массовой информации и с другими группами с особыми интересами;
- организационные рекомендации, касающиеся способов выявления, реагирования, решения проблем, управления, предотвращения или минимизации организацией морально-этических проблем. Эта организация, ведущая инновационно-исследовательскую деятельность, несет ответственность за выполнение этих рекомендаций;
- нормативные рекомендации, касающиеся выполнения этически-правовых обязательств, за реализацию которых ответственность несут законодательные и контрольно-надзорные органы;
- рекомендации по стратегии и государственной политике для органов, принимающих решения. Ответственность за выполнение этих рекомендаций несут политические деятели и органы государственной власти.
8.6 Представление рекомендаций по выполнению корректирующих воздействий
Коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен представить рекомендации по выполнению корректирующих воздействий, с указанием получателей этих рекомендаций. Корректирующие воздействия могут зависеть от его типа и представляться в различных формах:
- рекомендации по внесению изменений в проект: могут представляться в форме отчета, содержащего предлагаемые изменения и/или результаты опросов заинтересованных сторон. Если анализ проводится до и после внесения изменений в проект, то можно оценить их эффективность;
- социально-организационные рекомендации: представляются в форме простого отчета, состоящего из краткого обзора (если это возможно) социально-организационных рекомендаций, содержащихся в других проектах, дополненных рекомендациями, относящимися к инновационно-исследовательским проектам, в которых проводятся EIA-оценки;
- нормативные рекомендации: представляются в виде юридических положений, которые, как правило, содержат пояснение контекста правил и их обоснование, обоснование соответствия предлагаемых правил существующей нормативной базе, представления и объяснения предлагаемых правил;
- рекомендации по выбору стратегии: представляются в виде "Зеленой" или "Белой" книги, которые обычно содержат объяснение цели и контекста стратегии, описание функций этой стратегии, описание процедур, связанных с ее реализацией, и план-график (дорожную карту) реализации стратегии.
9 Анализ и аудит оценки этических воздействий
9.1 Цель анализа и аудита оценки этических воздействий
Этап анализа и аудита EIA-оценки обеспечивает независимую оценку самого процесса выполнения EIA-оценки и при необходимости независимое внесение изменений в инновационно-исследовательский проект. Этот этап обеспечивает:
- эффективную обратную связь и выдачу рекомендаций по совершенствованию процесса EIA-оценки;
- сохранение согласованных ключевых этапов и ключевых показателей эффективности этого процесса.
9.2 Процедура анализа и аудита оценки этических воздействий
Процедура анализа и аудита оценки этических воздействий состоит из следующих этапов:
- в начале процесса EIA-оценки: определение ключевых этапов и критериев анализа и аудита;
- в процессе EIA-оценки: оценка выполнения и документирование процесса EIA-оценки;
- по завершении процесса EIA-оценки: коррекция процесса EIA-оценки.
Для снижения административной нагрузки процедуры анализа и аудита необходимо унифицировать и стандартизировать, например с помощью системы онлайн-ввода для представления результатов и загрузки документации.
9.3 Исполнитель анализа и аудита оценки этических воздействий
Исполнитель анализа и аудита EIA-оценки определяется в зависимости от источника финансирования инновационно-исследовательского проекта, коллектива, выполняющего EIA-оценки, финансирующего органа или ответственной компании. Исполнитель анализа и аудит EIA-оценки также может отвечать за рассмотрение плана EIA-оценки (см. 5.3).
Организации, финансирующие исследования, должны создать независимый орган для проведения анализа и аудита EIA-оценки.
9.4 Критерии анализа и аудита оценки этических воздействий
Критерии анализа EIA-оценки обычно формулируют с учетом необходимой документации, которую следует предоставлять аудитору.
Критерии аудита обычно формулируют с учетом минимизации этапов или результатов исследований, которые необходимо предоставлять для продолжения процесса EIA-оценки и его финансирования.
Пример - Критерии анализа и аудита EIA-оценки могут содержать требования к представлению результатов EIA-оценки (например, к отчетам, публикациям или требования к взаимодействию с заинтересованными сторонами).
9.5 Промежуточный анализ и аудит оценки этических воздействий
В процессе EIA-оценки исполнитель несет ответственность за документирование этого процесса и организацию:
- стартовых совещаний: исполнитель должен организовать встречи с коллективом, выполняющим EIA-оценки, в ходе которых должны проводиться эти оценки, устанавливаться обратная связь и выдаваться рекомендации для последующих работ по EIA-оценке;
- выдачу аудиторских заключений: исполнитель должен предоставлять коллективу, выполняющему EIA-оценки, аудиторские заключения, в которых необходимо указывать на выполнение согласованных этапов и/или получение нужных результатов;
- вариантов анализа: исполнитель должен давать заключение о продолжении выполнения EIA-оценки, что может стать обязательным, например в случае бюджетного финансирования инновационно-исследовательского проекта.
9.6 Окончательный анализ и аудит оценки этических воздействий
Процедура окончательного анализа и аудита обычно содержит следующие операции:
- организация исполнителем заключительного совещания с коллективом, выполняющим EIA-оценки, с целью анализа этих оценок (с учетом полученной обратной связи) и документирования рекомендаций по дальнейшим оценкам;
- составление экспертом окончательного отчета по инновационно-исследовательскому проекту для финансирующей организации и соответствующих заинтересованных сторон;
- при средне- и крупномасштабной EIA-оценках: проведение исполнителем краткого опроса всех заинтересованных сторон, которые привлекались к EIA-оценкам;
- составление исполнителем финансового отчета, с указанием стоимости EIA-оценки и перечня публикаций для организации, финансирующей инновационно-исследовательский проект;
- организация заключительного совещания аудиторов с коллективом, выполняющим EIA-оценки, на котором должны согласовываться все остальные последующие мероприятия с целью обеспечения соответствия критериям аудита.
9.7 Представление результатов анализа и аудита оценки этических воздействий
В зависимости от конкретных этапов анализа и аудита исполнитель должен представлять их результаты следующим образом:
а) в начале процесса EIA-оценки: оформление критериев анализа и аудита в форме контракта, который должен подписываться как исполнителем анализа и аудита, так и коллективом, выполняющим EIA-оценки;
б) в процессе EIA-оценки: представление промежуточных отчетов и результатов аудитов в виде аудиторских заключений;
в) по окончании процесса EIA-оценки: представление отчета и результатов аудита в виде:
1) заключительного отчета об EIA-оценках, подготовленного коллективом, выполняющим эти оценки;
2) итогового аналитического документа, составленного исполнителем;
3) финансового отчета;
4) подборки отчетов и публикаций, связанных с EIA-оценками.
Приложение А
(справочное)
Этические вопросы, указываемые при проведении анализа пороговых значений
А.1 Общие положения
Приложение А содержит рекомендации по выбору вопросов об этических воздействиях инновационно-исследовательского проекта для выполнения анализа пороговых значений.
А.2 Обзор этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Конкретные этические воздействия инновационно-исследовательского проекта должны определять структуру анкеты (вопросника) для анализа пороговых значений, исполнитель которого выбирает соответствующие этические проблемы следующих трех типов:
А.2.1 Воздействия, обусловленные вопросами исследованиями этики в научных исследованиях, - включают в себя этические воздействия, которые может оказывать методика исследований, например нанесение вреда людям или научное мошенничество. Воздействия в научных исследованиях обычно учитывают в ходе обычных процедур оценки этики и поэтому имеют меньшее значение для анализа пороговых значений EIA-оценки.
А.2.2 Воздействия, обусловленные технологиями (инновациями), - включают в себя новые или появляющиеся технологии, которые являются результатом выполнения инновационно-исследовательского проекта. Данные воздействия обусловлены:
- вопросами, связанными со здоровьем человека;
- генетическими модификациями;
- рисками безопасности;
- сбором/обработкой персональных данных;
- ограничением доступности;
- вмешательством в окружающую среду;
- ориентацией на наиболее уязвимые группы населения;
- изменением распределения средств;
- двойным назначением.
А.2.3 Воздействия, обусловленные результатами исследований, - включают в себя те результаты инновационно-исследовательского проекта, которые могут оказывать реальное влияние на качество жизни. Например, климатические модели могут оказывать сильное влияние на энергетическую политику, а новые открытия в области социальной психологии могут оказывать сильное влияние на системы морально-этических ценностей определенных культур. Данную категорию воздействий можно разделить на следующие подкатегории:
- непредсказуемость научных моделей;
- неправильное использование или искажение культурного наследия;
- ограничение свободы слова и мнений;
- нарушение прав интеллектуальной собственности.
Примечание - Воздействия, которые необходимо принимать во внимание при выполнении EIA-оценки, - это воздействия инновационно-исследовательского проекта, которые могут проявляться, даже несмотря на то что исследователи придерживались морально-этических норм поведения. Например, даже если исследователь, занимающийся ядерной проблематикой, придерживается профессионального морально-этического кодекса, открыто представляет результаты своих исследований и стремится ограничивать вред, причиняемый лабораторным животным в своих экспериментах, все же результаты и применение этих исследований могут иметь этические последствия.
А.3 Разработка и заполнение анкеты для анализа пороговых значений
Нижеперечисленные критерии необходимо применять для любого вопросника (анкеты), предназначенного для анализа пороговых значений EIA-оценок. При этом анкеты должны:
- использовать концепцию разумных ожиданий, т.е. вопросы должны быть направлены на выяснение конкретных аспектов инновационно-исследовательского проекта;
- быть максимально короткими и простыми, но в то же время всеобъемлющими по охвату, поскольку пороговый анализ является частью общего процесса составления предложения по выполнению инновационно-исследовательского проекта и не должен слишком осложнять этот процесс; вопросы должны быть короткими и простыми для понимания;
- оставлять возможность для свободной интерпретации вопросов, т.е. определенные типы этических воздействий необходимо специально упоминать в анкете, чтобы сделать ее как можно более всеобъемлющей, однако для учета этических последствий инновационно-исследовательского проекта, возникающих при разработке новых технологий и инноваций, следует оставлять возможности для вопросов, подразумевающих нестандартные ответы.
Приложение Б
(справочное)
Технологическая оценка этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Технологическая EIA-оценка - это разновидность EIA-оценки, дополняющая стандартные оценки (мелко-, средне- или крупномасштабную) и актуальная в тех случаях, когда новая технологическая модель требует особой EIA-оценки, не связанной с конкретным инновационно-исследовательским проектом.
Технологическая EIA-оценка будет сопровождать инновации/исследования и закладывать основу для новой научной или технологической парадигмы, которая не будет относиться к конкретному инновационно-исследовательскому проекту, однако может применяться к большому числу подобных проектов в различных областях знаний. Примером такой ситуации является та парадигма исследований, которая вызвала оживленную дискуссию об этическом воздействии любого технологического применения на наноуровне. EIA-оценки в масштабе технологии сформированы таким образом, чтобы они могли входить в отдельные EIA-оценки в новых типах инновационно-исследовательских проектов.
По вышеуказанным причинам, в отличие от других типов EIA-оценки, инициирования технологической EIA-оценки в инновационно-исследовательских проектах не требуется; оно, скорее, обусловлено более общими требованиями, предъявляемыми директивными органами или органами по стандартизации. Например, если академия наук указывает на необходимость выполнения этической оценки новой технологической парадигмы в какой-либо области науки, например в нанотехнологии, именно она может инициировать выполнение технологической EIA-оценки.
Организациями - инициаторами выполнения технологической EIA-оценки могут быть:
- национальные комитеты по этике;
- финансирующие организации;
- академии наук;
- органы по стандартизации.
Технологические EIA-оценки необходимо выполнять согласно той же процедуре, что и при выполнении полномасштабной EIA-оценки, но со следующими особенностями:
а) технологическая EIA-оценка должна выполняться специальной группой, не связанной с конкретным инновационно-исследовательским проектом;
б) технологическая EIA-оценка должна затрагивать следующие виды деятельности (которые не обязательно должны быть частью полномасштабной EIA-оценки), а именно:
- разработку новых концептуальных основ для реализации новой технологической парадигмы;
- разработку новых методологических основ для реализации новой технологической парадигмы;
- выработку рекомендаций и, возможно, разработку стратегии и юридических норм, необходимых для новой технологической парадигмы.
Приложение В
(справочное)
Методология определения уровня технологической готовности
Уровень технологической готовности (TRL-уровень) - это степень пригодности результатов инновационно-исследовательского проекта с точки зрения технологии.
При оценке TRL-уровня коллектив, выполняющий EIA-оценку, должен в качестве исходных данных использовать прогнозируемые результаты своей исследовательской деятельности. В некоторых случаях финансирующая организация сама устанавливает TRL-уровень, который, как прогнозируется, будет достигнут.
Пример - Инновационно-исследовательский проект, предназначенный для разработки демонстрационного технологического приложения для "умных" электросетей, вероятно, будет завершаться на TRL-уровне 6 или 7, однако инновационно-исследовательский проект по нанотехнологиям, в котором будет исследоваться топология определенных материалов, вероятно, в конечном итоге достигнет TRL-уровня 1, 2 или 3.
В таблице В.1 представлены девять различных TRL-уровней, используемых для выполнения оценок.
Таблица В.1 - Уровни технологической готовности (TRL-уровни)
TRL-уровень | Критерии |
TRL 1 | Соблюдение основных принципов |
TRL 2 | Формулирование концепции технологии |
TRL 3 | Экспериментальное подтверждение концепции |
TRL 4 | Лабораторная проверка технологии |
TRL 5 | Проверка технологии в соответствующей рабочей среде (в случае ключевых технологий - в промышленной среде) |
TRL 6 | Подтверждение возможностей технологии в соответствующей рабочей среде (в случае ключевых перспективных технологий - в промышленной среде) |
TRL 7 | Демонстрация прототипа системы при условиях ее эксплуатации |
TRL 8 | Завершение разработки и квалификация системы |
TRL 9 | Проверка реальной системы в условиях ее эксплуатации (в случае ключевых перспективных технологий) |
Технологии, находящиеся на ранней стадии своего развития, имеют низкий TRL-уровень и обладают высоким уровнем неопределенности относительно их возможных этических воздействий, и, следовательно, требуют большего внимания к методологии прогнозирования. С другой стороны, технологии с высоким TRL-уровнем, как правило, обладают меньшей неопределенностью с точки зрения их потенциальных воздействий и поэтому требуют большего внимания к методам анализа этических воздействий.
Приложение Г
(справочное)
Методы прогнозирования
Г.1 Общие положения
Методы выявления этических воздействий инновационно-исследовательского проекта зависят от масштаба выполняемой EIA-оценки и используемых источников информации - знаний, доказательств, опыта, результатов взаимодействий и творчества. Любой выбираемый метод прогнозирования, применяемый для идентификации этических воздействий и снижения вероятности неполного учета какого-либо потенциального этического воздействия, в идеале должен использовать различные источники знаний.
Методы, основанные на экспертизе, например дельфийский метод экспертных оценок или метод консультирования у экспертов по технологиям (или с общественными организациями), способствуют обеспечению оптимального прогнозирования. Методы, основанные на творческом подходе, например на универсальных групповых совещаниях и разработке сценариев, полезны для выявления таких маловероятных, но значимых событий, которые могут препятствовать реализации наиболее вероятных сценариев в будущем. Методы, основанные на взаимодействии, например с участием групп экспертов, всех заинтересованных сторон и отдельных физических лиц, дают определенные выгоды за счет объединения различных экспертов и неспециалистов, обмена мнениями между ними, формирования консенсуса и улучшения понимания событий в будущем. Методы, основанные на фактических данных, например на анализе литературных источников и тенденций, полезны для понимания фактического состояния развития конкретной технологии (или области исследований), а также для понимания причин ограничений в ее развитии.
Ниже приведено описание ряда ключевых методов прогнозирования, которые могут оказаться полезными при выполнении разномасштабных EIA-оценок.
Г.2 Методы прогнозирования при выполнении мелкомасштабных EIA-оценок
Мелкомасштабные этические воздействия инновационно-исследовательского проекта могут концентрироваться на одном-двух мероприятиях по прогнозированию, наиболее очевидным из которых является поиск информации из различных источников и консультации с экспертами:
- исследование текущих работ - поиск информации из различных источников (на основе фактических данных) - это анализ результатов ведущихся исследований по выявлению и оценке этических воздействий инновационно-исследовательского проекта (или смежных областей), который может выполняться с помощью структурированного библиометрического анализа литературных источников. Поиск информации из различных источников является приемлемым подходом к изучению ведущихся работ.
Поиск информации из различных источников позволяет получать общее представление о проблемах, подлежащих исследованию, и включает в себя аналитические ("кабинетные") исследования и анализ информации, получаемой из различных источников (например, из Интернета, баз данных, журналов, газет, журналов; от исследовательских сообществ, государственных учреждений, неправительственных и международных организаций и компаний). Небольшая группа ведущих экспертов в конкретной проблемной области может вести поиск информации из различных источников, делясь между собой своими взглядами и знаниями. Этот поиск может создавать основу для стратегического планирования и принятия решений;
- консультации с экспертами (преимущественно на основе фактически полученных данных) являются основным методом взаимодействия всех заинтересованных в EIA-оценке сторон. Специалист или коллектив, выполняющий EIA-оценки, могут консультироваться с различными экспертами, каждый из которых может обладать собственным опытом и представлениями относительно конкретных этических проблем. Консультации с экспертами могут принимать форму интервью, семинара или опроса.
Г.3 Методы прогнозирования при выполнении сред немасштабных EIA-оценок
EIA-оценки среднемасштабных этических воздействий инновационно-исследовательского проекта более ре-сурсо- и трудоемки, но весьма полезны (например, анализ тенденций, коллективное обсуждение проблем всеми заинтересованными сторонами и стратегическое планирование).
Определенная форма вовлечения всех заинтересованных сторон (в том числе в виде привлечения или участия физических лиц в прогнозировании) может оказаться важной при прогностическом анализе средне- и крупномасштабных EIA-оценок, направленном на выявление представлений и сомнений заинтересованных сторон относительно будущего, а также на оценку правомерности самого процесса прогнозирования. При выполнении среднемасштабных EIA-оценок необходимо использовать различные методы прогнозирования (помимо методов выполнения мелкомасштабных EIA-оценок, см. выше):
- анализ трендов (основанный преимущественно на фактически полученных данных) - это метод сбора ретроспективной информации за прошлые годы относительно аналогичных инновационно-исследовательских проектов (и области, к которой она относится) с целью поиска моделей, с помощью которых можно будет прогнозировать результаты этих проектов и их последствий в будущем;
- коллективное обсуждение проблем всеми заинтересованными сторонами/прогнозирование цикла будущего развития (основанное преимущественно на взаимодействии сторон) - это обсуждение конкретных аспектов инновационно-исследовательского проекта со всеми заинтересованными сторонами. Прогнозирование цикла будущего развития - это метод формирования представлений и проведения опросов о будущем, а также метод графической визуализации всех прямых и косвенных последствий развития инновационно-исследовательского проекта в будущем;
- разработка стратегического плана действий (основанная преимущественно на креативной базе) - это план, в котором краткосрочные и долгосрочные цели инновационно-исследовательского проекта сочетаются с конкретными решениями, способствующими достижению намеченных целей. Процесс подобной разработки состоит в сборе, обобщении и проверке информации относительно прогнозируемых и наиболее выгодных результатов выполнения инновационно-исследовательского проекта, а также в детализации тренда в направлении намеченных целей. Стратегический план действий имеет три основных области применения: достижение консенсуса в отношении совокупности потребностей и научно-технических достижений, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей; обеспечение метода, способствующего прогнозированию достижений инновационно-исследовательского проекта; и обеспечение основы для планирования и координации разработок инновационно-исследовательских проектов.
Г.4 Методы прогнозирования при выполнении крупномасштабных EIA-оценок
При выполнении крупномасштабных EIA-оценок методы определения этических воздействий инновационно-исследовательского проекта организационно более сложны и трудоемки, однако они позволяют получать высококачественную информацию:
а) дельфийский метод экспертных оценок (основанный на полученном опыте и интервью) - это многоступенчатый метод интервьюирования (анкетирования) одних и тех же респондентов (обычно экспертов в конкретной области знаний) и анонимное предоставление им результатов, полученных на предыдущих этапах. Основополагающая идея состоит в том, что этот цикл обратной связи позволяет получать более объективные мнения/суждения, не подвергая их излишнему влиянию мнений их влиятельных или высокопоставленных адептов. Выполнение этого метода состоит из трех этапов: выбор темы, разработка опросного листа (анкеты) и выбор группы экспертов;
б) метод сбора информации группой граждан (основанный преимущественно на их взаимодействии) - это метод сбора информации от наиболее заинтересованных сторон общества. Групповые обсуждения могут проводиться во время конференций, семинаров или тренингов, в которых могут принимать участие все заинтересованные стороны, а полученные результаты могут реализовываться в форме письменной обратной связи с целью создания инновационно-исследовательского проекта, протокола собрания или совместного отчета, в котором будут содержаться результаты обсуждений и оценки возможных или желаемых воздействий инновационно-исследовательского проекта всеми заинтересованными сторонами;
в) метод разработки сценариев (основанный преимущественно на творческом подходе) - это метод создания сценариев, аналогичных тщательно выбранным сюжетам и основанных на существующих трендах и событиях. Эти сценарии позволяют получать подробные описание различных правдоподобных вариантов развития в будущем, четко выявлять и воспринимать проблемы, возможности и внутренние противоречия. Сценарии часто используют при разработке/выборе стратегий и служат для информирования исследователей относительно источников неопределенности, раскрытия их творческой фантазии относительно возможных альтернативных вариантов в будущем и инициирования процессов обучения. Сценарии являются одним из самых популярных и надежных методов прогнозирования.
Приложение Д
(справочное)
Методы анализа этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
Д.1 Общие положения
Методы анализа этического воздействия инновационно-исследовательского проекта могут различаться по своему типу, по типу морально-этических проблем и по уровню EIA-оценки.
Д.2 Концептуальный анализ этических воздействий инновационно-исследовательского проекта
При концептуальном анализе этических воздействий инновационно-исследовательского проекта можно использовать следующие методы:
а) метод (методы), в котором(ых) основное внимание уделяется явным морально-этическим проблемам:
- подходы, основанные на использовании чек-листов проверки этических воздействий инновационно-исследовательского проекта и предназначенные для выполнения мелкомасштабных EIA-оценок, - дают практические методы систематического выявления этических воздействий конкретного инновационно-исследовательского проекта. С помощью этих подходов полные перечни общепринятых и задокументированных морально-этических принципов (ценностей) взаимно связываются с перспективными возможностями и областями применений технологий (как это, например, было определено в ходе прогностического анализа). Чек-лист этических воздействий обеспечивает выполнение анализа всех морально-этических принципов (ценностей) уже на этапе выявления этих воздействий, однако эта ведомость не позволяет выявлять интуитивно воспринимаемые морально-этические проблемы и проблемы, связанные с еще не выявленными этическими принципами;
- этические теории, предназначенные для выполнения средне- и крупномасштабных EIA-оценок, - дают более глубокие методы выявления и описания этических последствий инновационно-исследовательского проекта. Хорошо известными этическими теориями являются консеквенциализм, деонтологическая этика и этика добродетели. При этом можно использовать и другие подходы, например с использованием теории заботливого отношения или этики достоинства (выбираемых в зависимости от области исследований);
б) методы, в которых основное внимание уделяется интуитивно воспринимаемым моральным проблемам, т.е.:
- ситуационные подходы, предназначенные для выполнения крупномасштабных EIA-оценок, - не предполагают использования общеизвестных этических теорий и перечней общепринятых морально-этических принципов (ценностей), а скорее - подходов, которые позволяют отбирать варианты исследований/инноваций с опорой на интуицию. Подобный ситуационный подход обеспечивает получение набора технологических вариантов, которые тем не менее могут оставаться интуитивно морально проблематичными.
Д.3 Эмпирический анализ этических аспектов воздействий инновационно-исследовательского проекта
а) метод (методы), в котором(ых) основное внимание уделяется явным морально-этическим проблемам:
- консультативные подходы, предназначенные для выполнения мелко-, средне- и крупномасштабных EIA-оценок, - это подходы, с помощью которых коллектив, выполняющий EIA-оценки, должен анализировать результаты предыдущих этических анализов (и, возможно, другие результаты, которые могут содержать этические аспекты, например результаты анализа стратегии) или проводить опрос экспертов для сбора их мнений и доказательств существования тех или иных потенциальных морально-этических проблем. Эти подходы часто можно использовать на самом первом этапе выявления этических воздействий;
б) метод (методы), в котором(ых) основное внимание уделяется интуитивно воспринимаемым морально-этическим проблемам:
- технико-этический сценарный подход, предназначенный для выполнения крупномасштабной EIA-оценки и основанный на построении наглядных описаний (сценариев) вариантов возможного воздействия технологических инноваций, позволяющий выявлять этические проблемы не путем выполнения независимого этического анализа, а прежде всего путем анализа морально-этических противоречий, существующих в обществе. Для этого в данном подходе используют этику, связанную с новыми и развивающимися научно-техническими разработками (NEST-этику) и позволяющую анализировать технологические прогнозы, наиболее опасные последствия применения той или иной технологии и стандартные возражения всех заинтересованных сторон.
УДК 658.012.2:006.354 | ОКС 03.100.20 |
Ключевые слова: инновационный менеджмент, исследования и инновации, этическая оценка исследований и инноваций, этическое воздействие |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020