agosty.ru13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ13.020. Охрана окружающей среды

ГОСТ Р 70386-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы

Обозначение:
ГОСТ Р 70386-2022
Наименование:
Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы
Статус:
Принят
Дата введения:
05.01.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020

Текст ГОСТ Р 70386-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы

        ГОСТ Р 70386-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Определения, основные требования и процессы

Complex improvement and exploitation of urban areas. Definitions, basic requirements and processes

ОКС 13.020

Дата введения 2023-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с директором проектов Центра развития региональной экономики и городской среды дивизиона "Развитие регионов и инвестиции" АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АСИ) О.С.Вовк

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1093-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт закрепляет ключевые определения, устанавливает основные требования и процессы комплексного благоустройства городских территорий, включая вопросы их эксплуатации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

СП 82.13330 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий"

СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по СП 82.13330, СП 59.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 благоустройство территории: Деятельность по реализации мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.

3.2 комплексное благоустройство: Комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды.

3.3 городская среда: Совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях (в том числе в сельских поселениях) и определяющих комфортность проживания на такой территории.

3.4 комфортная городской среды: Способность городской среды обеспечить достойный уровень бытового обслуживания, сбалансированность транспортной инфраструктуры, возможность для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, грамотное районирование, удовлетворение социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан, адекватный уровень шумового и информационного загрязнения.

3.5 качество городской среды: Способность городской среды удовлетворять объективные потребности и запросы жителей города в соответствии с общепринятыми в данный момент времени нормами и стандартами жизнедеятельности.

3.6 благоприятная городская среда: Способность городской среды обеспечивать на различных городских пространствах достойный уровень безопасности, комфортности, экологичности, идентичности и разнообразия, современности и актуальности среды, а также эффективности управления.

3.7 формирование комфортной городской среды: Деятельность по обеспечению достойного уровня бытового обслуживания, сбалансированности транспортной инфраструктуры, возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, грамотного районирования, удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан, адекватный уровень шумового и информационного загрязнения.

3.8 общественное пространство [территория]: Свободные от застройки участки или иные части городской территории, доступные для всех горожан (улицы, площади, озелененные территории, набережные), а также участки объектов, предназначенных для массового посещения (объекты культуры, искусства, торговли, образования, отдыха и пр.).

3.9 маршрут: Система сообщения, по которой осуществляется проход и (или) проезд горожан и обеспечивается связанность городской инфраструктуры.

3.10 эксплуатация [содержание] территории: Комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.

3.11 управление объектами благоустройства: Создание условий для эффективного функционирования и использования объектов благоустройства, обеспечение их сохранности, развитие в интересах всего населения, проживающего на городской территории.

3.12 вовлечение граждан: Мероприятия по выбору территорий, подлежащих благоустройству, созданию, корректировке и реализации документов архитектурно-строительного проектирования, реализации проектов развития территорий, направленных в том числе на создание, реконструкцию, ремонт и благоустройство и эксплуатацию общественных и дворовых территорий с привлечением граждан, их объединений и иных лиц - потенциальных пользователей проектов развития территорий.

3.13 проект благоустройства: Документация, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения (в том числе цветовые) по благоустройству территории и иных объектов благоустройства.

3.14 развитие объекта благоустройства: Осуществление работ, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, их отдельных элементов.

3.15 экономика городских пространств: Хозяйственная деятельность, осуществляемая на городских пространствах и направленная на достижение высокого качества и уровня проживания горожан.

3.16 комплекс городского хозяйства: Комплекс расположенных на территории населенного пункта предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в населенном пункте.

3.17 система жилищно-коммунального хозяйства: Комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование жилых зданий и городских территорий, создающий безопасные, удобные и комфортные условия проживания граждан.

3.18 озеленение городской территории: Составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды городской территории с активным использованием существующих и (или) создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой.

3.19

элементы благоустройства территории: Декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.

[[1], статья 1]

3.20 ключевое [главное] общественное пространство: Общественное пространство, имеющее общегородское значение (главные площади и улицы городов, парки городского значения, набережные).

3.21 придомовая территория: Территория, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанной территории объекты.

3.22 прилегающая территория: Территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства муниципального образования.

3.23 элементы благоустройства: Декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.

3.24 объекты благоустройства: Территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

3.25 субъекты городской среды: Жители населенного пункта, их сообщества, представители общественных, деловых организаций, органов власти и других субъектов социально-экономической жизни, участвующие и влияющие на развитие населенного пункта.

3.26 визуальный шум (мусор): Совокупность элементов, нарушаюших целостность восприятия городской среды.

4 Основные процессы комплексного благоустройства и эксплуатации городских территорий

4.1 Настоящий стандарт содержит основные принципы и подходы, рекомендуемые к применению при разработке проектной документации по благоустройству общественных пространств и дворовых территорий муниципальных образований, при выполнении работ по благоустройству, эксплуатации общественных территорий в целях формирования комфортной городской среды.

4.2 К деятельности по благоустройству относится:

а) разработка проектов благоустройства территорий, проектов реконструкции, капитального ремонта объектов благоустройства.

Минимально-допустимый состав и качественные и количественные характеристики элементов благоустройства определяются градостроительным законодательством, местными нормативами градостроительного проектирования и являются обязательными для участников проектного процесса.

Предлагаемые в проектной документации по благоустройству решения рекомендуется готовить по результатам социологических, маркетинговых, архитектурных, градостроительных и других исследований. При этом важным критерием при разработке и выборе проектов по благоустройству территории является стоимость их эксплуатации и содержания;

б) выполнение мероприятий по благоустройству, которое должно осуществляться по предварительно разработанному, согласованному с жителями и утвержденному соответствующими органами муниципального образования проекту благоустройства в соответствии с технологическими требованиями, определенными проектами производства работ. Материалы, применяемые при производстве работ по благоустройству, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и условий;

в) содержание объектов благоустройства, которое должно осуществляться путем поддержания технического, эстетического и физического состояния объектов благоустройства и их отдельных элементов в соответствии эксплуатационными требованиями.

4.3 Участниками деятельности по благоустройству могут выступать:

- население муниципального образования, которое формирует запрос на благоустройство и принимает участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях жители муниципальных образований участвуют в выполнении работ. Жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями;

- представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству;

- представители профессионального сообщества, в том числе ландшафтные архитекторы, специалисты по благоустройству и озеленению, архитекторы и дизайнеры, разрабатывающие концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию;

- исполнители работ, специалисты по благоустройству и озеленению, возведению малых архитектурных форм;

- иные лица.

4.4 Формирование комфортной среды общественных пространств и дворовых территорий муниципальных образований следует проводить на основе проектов благоустройства с учетом потребностей и запросов граждан. Определение конкретных участков, территорий и зон благоустройства, очередность проведения работ по благоустройству территорий, объемы и источники финансирования устанавливают в соответствующей муниципальной программе благоустройства.

Создание городской среды комфортной для посещения различными категориями жителей, отдыха, общения, прогулок необходимо осуществлять на основе следующих принципов:

а) доступности общественных пространств, который включает в себя размещение общественных пространств, являющихся точками массового посещения, с учетом доступности посредством разных видов транспорта (общественный транспорт, личный автотранспорт, велосипед, пешеходное движение). Другим важным аспектом принципа доступности является создание безбарьерной среды, обеспечивающей использование общественных городских пространств маломобильными группами населения;

б) функционального разнообразия объектов, что подразумевает насыщение пешеходных пространств коммерческими и социальными сервисами, притягательными для значительной части населения, а также возможность интересно и разнообразно использовать общественные пространства в разное время года. Значительно повышает привлекательность пешеходных улиц и зон пешеходного движения совмещение нескольких функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская и пр.);

в) безопасности использования общественных и дворовых территорий, что понимается как организационно-технические мероприятия, такие как освещенность территории, установка светофоров и дополнительного светового и звукового информирования на пешеходных переходах, установка камер визуального наблюдения, ограждение площадок определенного назначения (детских игровых, спортивных для выгула собак, автостоянок и пр), организация своевременной уборки снега, вывоза мусора и содержание объектов благоустройства в надлежащем техническом, эстетическом состоянии, так и проведение мероприятий по организации водоотвода с территории, использование нетравмоопасных типов и видов покрытий, элементов благоустройства и малых архитектурных форм;

г) повышения визуальной и эстетической привлекательности городской среды, что аккумулирует в себе все вышеперечисленные принципы, служит увеличению степени привлекательности общественных пространств и созданию комфортных условий для отдыха и досуга населения;

д) экологичности, что включает в себя снижение негативного воздействия автомобильного трафика планировочными приемами, размещение озелененных территорий в районах жилой и общественной застройки, создание плотного озеленения и искусственного рельефа, препятствующих распространению пыли и шума от проезжей части, создание условий для велосипедного движения.

5 Основные требования к разработке проектов благоустройства территории

5.1 Определение границ общественных пространств и дворовых территорий

Границы общественных пространств проходят по красным линиям и совпадают с границами участков межевания. Порядок определения границ благоустройства общественных пространств зависит от их видов. Для всех видов общественных пространств благоустройство должно обеспечивать визуальную целостность независимо от формы собственности и вида использования территории [2].

5.1.1 Улицы

При определении границ участка благоустройства улиц рекомендуется учитывать все территории, просматриваемые с нее. Если к улице примыкает площадь, сквер или бульвар, их также рекомендуется включать в состав участка благоустройства.

Если ширина проезжей части улицы более четырех полос, в состав участка благоустройства можно включать только одну сторону улицы. Границей участка благоустройства тогда принимают край проезжей части.

Со стороны точечной и строчной застройки за границу участка благоустройства рекомендуется принимать линию застройки. Со стороны периметральной застройки - фасады зданий.

При перепадах рельефа граница благоустройства проходит по кромке откоса: ближайшей - при уклоне откоса от улицы; дальней - при уклоне откоса в сторону улицы.

В местах примыкания к улице озелененной территории граница благоустройства совпадает с границей межевания, ограждением озелененной территории выше 1,5 м или границей высокоствольной растительности.

В местах примыкания к улице площади границу участка рекомендуется определять как продолжение границ соседних сегментов улицы.

Из границ участка благоустройства исключают участки индивидуальной жилой застройки вне зависимости от наличия или отсутствия ограждений, а также участки объектов общественно-деловой инфраструктуры с ограждениями выше 1,5 м.

5.1.2 Площади

При определении границ участка благоустройства площади рекомендуется учитывать все территории, просматриваемые с нее.

Со стороны прилегающих улиц, если их благоустройство не было произведено или не планируется, за границы участка благоустройства рекомендуется принимать ближайший край проезжей части при ее ширине более двух полос. При меньшей ширине в границы участка благоустройства рекомендуется включать весь сегмент улицы, прилегающий к площади. Если на прилегающей улице определены границы участка благоустройства и в них не включена территория площади, то границы благоустройства площади принимают по границам благоустройства улицы.

Со стороны точечной и строчной застройки за границу участка благоустройства площади рекомендуется принимать линию застройки. Со стороны периметральной застройки - фасады зданий.

В местах примыкания к площади озелененной территории граница участка благоустройства совпадает с границей участка межевания, с ограждением озелененной территории выше 1,5 м или определяется по границе высокоствольной растительности.

Из границ участка благоустройства площади исключают участки индивидуальной жилой застройки вне зависимости от наличия или отсутствия ограждений, участки объектов общественно-деловой инфраструктуры с ограждениями выше 1,5 м.

5.1.3 Дворовые территории

При комплексном благоустройстве дворовых территорий в существующих типах застройки, чтобы обеспечить целостность благоустройства и избежать повторения функциональных зон и площадок, границы благоустройства рекомендуется устанавливать по границам квартала, исключая территории, которые были отнесены к участкам благоустройства улиц, площадей, озелененных территорий, участков объектов общественно-деловой инфраструктуры с ограждением выше 1,5 м.

5.1.4 Озелененные территории

Границы благоустройства озелененных территорий определяют на основе существующих границ территорий общего пользования и земельных участков. При этом в границы допускается включать прилегающие незастроенные территории, если они не входят в границы благоустройства пролегающих вдоль улиц, площадей, дворов или участков объектов общественно-деловой инфраструктуры, огороженных забором выше 1,5 м.

Набережные водоемов, целиком попадающих в границы озелененной территории, а также набережные рек, более 2/3 которых попадает в границы озелененных территорий или примыкает к таким границам, следует включать в границы благоустройства. Вдоль остальных набережных границы благоустройства принимают по ближайшей к водному объекту пешеходной дорожке или по верхней кромке откоса.

5.1.5 Набережные

При определении границ благоустройства набережной рекомендуется учитывать все территории, просматриваемые с нее.

Если набережная примыкает к озелененной территории, границу благоустройства определяют по границе высокоствольной растительности не дальше 50 м от береговой линии.

Границы набережной в городском окружении определяют по ближней границе проезжей части.

Со стороны точечной и строчной застройки за границу участка благоустройства рекомендуется принимать линию застройки. Со стороны периметральной застройки - фасады зданий.

Из границ участка благоустройства исключают участки индивидуальной жилой застройки вне зависимости от наличия или отсутствия ограждений, участки объектов общественно-деловой инфраструктуры с ограждениями выше 1,5 м.

5.2 Общественные пространства формируют на основе проектов, архитектурно-образное решение которых должно быть выстроено основываясь на всестороннем анализе территории: историческом, функционально-планировочном, архитектурно-образном.

В проекте благоустройства должны быть выявлены и закреплены посредством планировочных приемов и архитектурно-художественного решения основные составные элементы и узловые точки: транзитные пути, перекрестки, места отдыха и обслуживания, пункты остановки транспорта, входы в крупные общественные здания, указаны направления формирования индивидуального образного решения улицы, сквера, площади и других общественных пространств.

5.3 Проектирование благоустройства общественных территорий включает в себя:

- проведение предпроектного анализа территории и инженерных изысканий;

- разработку архитектурной концепции (эскизного проекта) на объект благоустройства и размещаемые в нем элементы благоустройства;

- представление и обсуждение с населением архитектурной концепции (эскизного проекта) на объект благоустройства и размещаемые в нем элементы благоустройства;

- подготовку проектной и рабочей документации.

5.3.1 В целях обеспечения создания комфортного общественного пространства проводят предпроектный анализ (градостроительный, социально-экономический, историко-культурный аспект, анализ структуры улично-дорожной сети). Разработчик проекта благоустройства должен учитывать экономические, социальные, экологические и прочие условия территории, на которой будет осуществляться строительство. Для этого необходимо уделить внимание предпроектным исследованиям, призванным выявить потенциал и ограничения территории, потребности и пожелания ее жителей и пользователей, а также определить цели проекта.

5.3.2 Проекты благоустройства общественных территорий должны учитывать интересы всех пользователей городской среды. Необходимо обеспечивать вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс подготовки проектов благоустройства.

5.3.3 Событийная насыщенность, сценарий использования общественных территорий, проведения различных мероприятий должен быть в той или иной мере проработан на стадии проектирования.

5.3.4 Должны быть решены вопросы транспорта, созданы альтернативные пути движения транспорта при проектировании пешеходных зон, продуманы подъезды к существующим жилым и общественным зданиям, расположение остановок общественного транспорта, предусмотрены парковки для личного автотранспорта и велопарковки.

5.3.5 Учитывая прогнозируемую повышенную привлекательность общественных пространств города для населения и гостей города, эстетической составляющей проектов благоустройства должно быть придано особо важное значение. Это касается и архитектурно-планировочной организации территории и выбора материалов для мощения, малых архитектурных форм и оформления фасадов зданий и витрин.

5.4 Разработка проектов благоустройства не требуется в вопросах:

- содержания общественных территорий;

- содержания дворовых территорий и объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети на основании паспортов благоустройства территории, паспортов объектов дорожного хозяйства;

- проведения работ по облагораживанию территории в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов капитального строительства;

- проведения работ по облагораживанию территории в связи с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия;

- размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на землях и земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования, или государственная собственность на которые не разграничена;

- размещения рекламных конструкций.

6 Проведение строительно-монтажных работ по проектам благоустройства

6.1 Строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов благоустройства осуществляют согласно разработанному проекту благоустройства с соблюдением общестроительных норм и правил.

6.2 Процедуры контроля проведения строительно-монтажных работ и проверок на каждом из этапов реализации проекта благоустройства включают в себя:

- составление календарного плана-графика производства строительно-монтажных работ в соответствии с проектом благоустройства;

- осуществление проверки требований договора с подрядной организацией на соответствие техническому заданию и проектной документации;

- обеспечение соответствия материалов, предусмотренных проектом благоустройства, материалам, указанным в договорах поставки;

- согласование и утверждение запросов на изменение материалов, указанных в проектной документации, в том числе проведение проверки сертификатов соответствия и протоколов испытаний материалов на соответствие техническим характеристикам, указанным в техническом задании и проектной документации;

- проведение проверки квалификации рабочей силы и характеристики оборудования подрядной организации на достаточность для выполнения работ, перечисленных в договоре подряда.

6.3 При выполнении строительно-монтажных работ необходимо:

- проводить периодический или непрерывный контроль выполнения работ для выявления и исправления недостатков и дефектов;

- осуществлять освидетельствование выполненных работ в соответствии с требованиями норм и регламентов до момента сдачи этапа работ принимающим органам;

- обеспечить обратную связь для команды подрядчика и системные изменения для предотвращения повторного выявления недостатков и дефектов.

6.4 Документооборот и фиксацию работы строительного контроля следует выполнять в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

6.5 В случае привлечения субподрядных организаций должны быть описаны все работы, выполняемые субподрядными организациями, а также формализовано взаимодействие субподрядной организации с подрядной организацией и заказчиком.

6.6 По итогам завершения строительно-монтажных работ на объект благоустройства составляют паспорт объекта с перечнем элементов благоустройства и их технических характеристик.

6.7 Вновь создаваемые объекты благоустройства должны быть переданы на содержание (эксплуатацию) уполномоченному лицу в соответствии с действующим законодательством.

7 Основные требования по эксплуатации объектов благоустройства

7.1 Содержание элементов благоустройства рекомендуется осуществлять физическим и (или) юридическим лицам, владеющим соответствующими элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

7.2 Организацию содержания иных элементов благоустройства рекомендуется осуществлять администрации муниципального образования по договорам со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.

7.3 В отношении объектов благоустройства должно быть определено уполномоченное лицо, ответственное за управление таким объектом.

7.4 Эксплуатация объектов благоустройства осуществляется в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования.

7.5 Управление объектами благоустройства необходимо осуществлять на основе следующих принципов:

- всесезонность эксплуатации объекта благоустройства;

- доступность объекта благоустройства для различных групп населения;

- снижение затрат на содержание объекта благоустройства;

- событийное наполнение объекта благоустройства.

Библиография

[1]

Градостроительный кодекс Российской Федерации

[2]

"Свод принципов комплексного развития городских территорий" КБ Стрелка, 2019 г. по заказу Фонда единого института развития в жилищной сфере

УДК 352.075:006.354

ОКС 13.020

Ключевые слова: благоустройство, городская территория, процессы, требования, эксплуатация