ГОСТ Р 70134-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
Методические рекомендации по представлению результатов ситуационных исследований в промышленности, направленных на повышение ресурсной эффективности
Resources saving. Guidelines for providing case study results in industry to improve resource efficiency
ОКС 13.030
Дата введения 2022-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 231 "Отходы и вторичные ресурсы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2022 г. N 421-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает назначение, цель, задачи, принципы, требования к структуре построения и представления результатов "зеленых" ситуационных исследований в промышленности, направленных на повышение ресурсной и экологической эффективности и распространяется на хозяйственную и иные виды деятельности, осуществляемые субъектами, включая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей любых форм собственности.
Настоящий стандарт предназначен для применения объектами негативного воздействия на окружающую среду [1, статья 4] при осуществлении ими хозяйственной деятельности и сфокусирован на подходах и методах, направленных на модернизацию основных производственных технологий, повышение эффективности использования ресурсов, снижение энерго- и материалоемкости производства, увеличение глубины переработки сырья, а также на организацию размещения производственных установок по принципу промышленного симбиоза и вовлечение вторичных ресурсов в экономический оборот для формирования экономики замкнутого цикла на региональном и национальном уровнях.
Дополнительно разработка и представление результатов "зеленых" ситуационных исследований нацелены на стимулирование создания новых технологий, разработку нового оборудования, логистических схем и реализацию климатических проектов.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1
|
заинтересованная сторона (interested party), стейкхолдер (stakeholder): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.2.3] |
2.1.2
|
климатический проект: Комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.
[[1], статья 2] |
2.1.3
|
компоненты природной среды: Земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
[[2], статья 1] |
2.1.4 маркерные показатели: Индивидуальные или интегральные показатели, в том числе, вещества, характеризующие применяемые технологии, отражающие особенности этих технологий, существенные для оценки экологической результативности и ресурсоэффективности производственных процессов.
Примечание - Маркерные показатели следует выбирать по определенным критериям и обосновывать для каждого вида деятельности (процесса), нормируемого по принципам наилучших доступных технологий.
2.1.5
|
наилучшая доступная технология: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.
[[2], статья 1] |
2.1.6 наилучшая экологическая практика: Наиболее эффективное по экологическим, экономическим и социальным критериям применение наилучшей доступной технологии в хозяйственной деятельности.
2.1.7
|
негативное воздействие на окружающую среду: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
[[2], статья 1] |
2.1.8
|
организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.2.1] |
2.1.9
|
окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
[[2], статья 1] |
2.1.10
|
парниковые газы; ПГ (greenhouse gases; GHG): Газообразная составляющая атмосферы природного и антропогенного происхождения, которая поглощает и испускает излучение в диапазоне спектра инфракрасного излучения, испускаемого поверхностью Земли, атмосферой и облаками.
Примечание - ПГ содержат диоксид углерода ( ), метан ( ), оксид азота ( ), гидрофторуглероды ( ), перфторуглероды ( ) и гексафторид серы ( ). [Адаптировано из ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021, пункт 3.1.1] |
2.1.11
|
природная среда (природа): Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
[Адаптировано из [2], статья 1] |
2.1.12
|
природно-антропогенный объект: Природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
[[2], статья 1] |
2.1.13 промышленно-экологическая система: Совокупность производственных объектов, находящихся во взаимодействии друг с другом, с окружающей средой (ее биотическими и абиотическими компонентами) и образующих систему.
2.1.14 ресурсная эффективность: Связь между использованием ресурсов и затратами на производство продукции.
2.1.15 "зеленое" ситуационное исследование: Исследование, описывающее конкретные практические подходы к организации производства для повышения ресурсной, экологической и энергетической эффективности производственных процессов, снижения экологического воздействия на окружающую среду, улучшение качества жизни и принятия на их основе управленческих решений.
2.1.16
|
технологические показатели: Показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.
[[2], статья 1] |
2.1.17
|
экологическая эффективность: Связь между достигнутым экологическим результатом и использованными ресурсами.
[ГОСТ Р 14.12-2006, пункт 3.14] |
2.1.18
|
энергетическая эффективность: Отношение или другая количественная взаимосвязь между результатом работы, услуги, произведенными товарами или энергией и потребленной энергией, поступившей на вход.
Пример - Эффективность преобразования; требуемая энергия/использованная энергия; выход/вход; расчетная энергия, используемая для осуществления работы/фактически использованная для работы энергия.
Примечание - Как вход, так и выход должны быть четко определены как в количественном, так и качественном выражении и быть измеримыми.
[ГОСТ Р ИСО 50001-2012, пункт 3.8] |
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИТС НДТ - информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям;
НДТ - наилучшая доступная технология;
НВОС - негативное воздействие на окружающую среду;
ООН - Организация Объединенных Наций;
ОС - окружающая среда;
ТП - технологические показатели.
3 Общие положения
3.1 "Зеленое" ситуационное исследование проводится с целью анализа и выявления наилучших подходов повышения ресурсной и экологической эффективности производства за счет реализации программ эколого-технологической модернизации и формирования потоков вещества и энергии в производственных процессах промышленно-экологических систем по [3].
3.2 В качестве объекта "зеленого" ситуационного исследования (далее - объект) выступают объекты НВОС, реализующие и/или планирующие выполнять мероприятия, соответствующие критериям, перечисленным в 4.2, а также природно-антропогенные объекты.
3.3 "Зеленое" ситуационное исследование направлено на разработку научно-практического обоснования применения различных подходов к повышению ресурсной и энергетической эффективности производства и формированию (или развитию) промышленно-экологической системы и дать количественную и качественную оценку реализуемых проектов.
4 Требования к ситуационным исследованиям
4.1 В рамках проведения "зеленых" ситуационных исследований рассматриваются проекты повышения ресурсной и/или экологической эффективности, реализующиеся или планируемые к реализации на объектах НВОС и на природно-антропогенных объектах.
4.2 Проекты повышения ресурсной и экологической эффективности должны соответствовать нескольким критериям:
- повышение эффективности использования природных ресурсов, включая электрическую, тепловую энергию и энергию водяного пара;
- вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот;
- улучшение состояния окружающей среды и природно-антропогенных объектов;
- сокращение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и ПГ и др.
Такие проекты могут выполняться несколькими хозяйствующими субъектами или хозяйствующими субъектами во взаимодействии с органами власти субъектов Российской Федерации и местных властей и должны обладать долгосрочными перспективами.
4.3 Типы проектов повышения ресурсной и экологической эффективности
4.3.1 Поэтапный проект
Поэтапный проект повышения ресурсной и экологической эффективности может быть направлен на достижение одной, нескольких или всех приведенных ниже целей:
- постепенное улучшение показателей ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности, а также достижение установленных отраслевых ТП НДТ для объектов НВОС, реализующих производственные процессы, относящиеся к областям применения НДТ;
- постепенное сокращение выбросов ПГ или увеличение их поглощения;
- постепенное улучшение состояния природно-антропогенных объектов и/или окружающей среды.
4.3.2 Радикальный проект
Радикальный проект повышения ресурсной и экологической эффективности может быть направлен на достижение одной, нескольких или всех приведенных ниже целей:
- радикальное изменение производственных процессов и значительное улучшение показателей ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности, а также достижение технологических показателей лучших, чем установленные отраслевые ТП НДТ, для объектов НВОС, реализующих производственные процессы, относящиеся к областям применения НДТ;
- значительное сокращение выбросов ПГ или увеличение их поглощения;
- значительное улучшение состояния природно-антропогенных объектов и окружающей среды.
4.3.3 Перспективный проект
Перспективный проект повышения ресурсной и экологической эффективности может быть направлен на достижение одной, нескольких или всех из приведенных ниже целей:
- планирование намечаемой хозяйственной или иной деятельности, отличающейся высокими показателями ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности (лучшими, чем отраслевые аналоги, установленные в виде ТП НДТ);
- планирование намечаемой хозяйственной или иной деятельности с ТП лучшими, чем установленные отраслевые ТП НДТ, для объектов НВОС, реализующих производственные процессы, относящиеся к областям применения НДТ;
- планирование создания циклов вещества и энергии в промышленно-экологической системе с участием нескольких хозяйствующих субъектов;
- планирование климатических проектов;
- планирование деятельности по восстановлению объектов природной среды и/или улучшению состояния природно-антропогенных объектов.
5 Порядок проведения ситуационного исследования
5.1 Инициатором проведения "зеленого" ситуационного исследования может выступать любое физическое или юридическое лицо, заинтересованное в проведении такого исследования (далее - инициатор).
5.2 Инициатор взаимодействует с заинтересованными сторонами или использует информацию, публикуемую федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, компаниями, научно-исследовательскими институтами и другими организациями, для получения необходимых для проведения "зеленого" ситуационного исследования данных.
5.3 Основные этапы проведения "зеленого" ситуационного исследования
5.3.1 Выбор направления и объекта "зеленого" ситуационного исследования. Этап подразумевает выбор объекта и определение цели "зеленого" ситуационного исследования.
5.3.2 Проведение теоретического исследования:
- сбор и анализ необходимой информации;
- проведение сравнительного анализа показателей ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности, показателей выбросов и поглощений ПГ, достигнутых до и после реализации (или ожидаемых в результате реализации) программы эколого-технологической модернизации производства, климатического проекта, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране ОС и других проектов, планов и программ, направленных на повышение показателей ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности;
- проведение сравнительного анализа показателей состояния природно-антропогенных объектов и объектов ОС до и после реализации (или ожидаемых в результате реализации) проектов и программ, направленных на улучшение природно-антропогенных объектов и состояния ОС;
- обобщение результатов для их последующего представления на конференциях, семинарах, в ходе дискуссий с заинтересованными сторонами, а также опубликования в научных и научно-популярных статьях и изданиях.
5.3.3 Разработка графического изображения. Данный этап предусматривает создание графической схемы, отражающей результаты проведенного "зеленого" ситуационного исследования. Графическая схема показывает изменения входящих и выходящих потоков веществ и энергии, численные показатели ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности, показатели эмиссий и поглощений ПГ, показатели состояния природно-антропогенных объектов и ОС до и после реализации мероприятий.
5.3.4 Подготовка материалов для обсуждения и публикации в научных и научно-популярных изданиях. Этап направлен на представление результатов "зеленого" ситуационного исследования в виде докладов на конференциях, семинарах, опубликования их в научных и научно-популярных журналах, альманахах и специальных изданиях. Материалы исследования могут также быть использованы в открытой нефинансовой отчетности организаций.
6 Ответственность сторон
6.1 Инициатор несет ответственность:
- за подбор компетентных экспертов для анализа информации и, при необходимости, их предварительное направление на промышленную площадку или исследуемую территорию для оценки исходной ситуации и доступной информации;
- при необходимости за формирование группы экспертов (в том числе международных) для участия в проведении ситуационного исследования;
- обеспечение (при необходимости) конфиденциальности части информации, предоставленной экспертам при проведении ситуационного исследования;
- организацию публикации результатов проведенного ситуационного исследования в открытых источниках и сети Интернет.
6.2 Заинтересованные стороны, участвующие в процессе разработки "зеленого" ситуационного исследования, в равной степени несут ответственность за достоверность представляемой информации и ее хранение.
7 Выбор направлений и объектов ситуационного исследования
7.1 "Зеленое" ситуационное исследование может быть направлено на оценку результатов проектов и программ повышения ресурсной и экологической эффективности:
- отрасли производства, в том числе относящейся к областям применения НДТ, для которой выпущены ИТС НДТ, а также других отраслей;
- объединения предприятий различных отраслей, реализующих технологические процессы производства как компоненты единой промышленно-экологической системы;
- производственных площадок, на которых осуществляется производственная деятельность и реализуются проекты, направленные на повышение экологической и ресурсной эффективности.
7.2 "Зеленое" ситуационное исследование может быть также направлено на оценку улучшения состояния ОС и природно-антропогенных объектов, расположенных на территории Российской Федерации.
7.3 Выбор объекта "зеленого" ситуационного исследования основан на анализе текущей и прогнозируемой экологической обстановки на рассматриваемой территории Российской Федерации, в отрасли производства, на объединении предприятий различных отраслей, реализующих технологические процессы производства как компоненты единой промышленно-экологической системы, и производственной площадки по значимым и возможным к улучшению ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности, а также показателей состояния ОС и природно-антропогенных объектов.
8 Проведение теоретического исследования
8.1 Сбор данных
8.1.1 Если объектом "зеленого" ситуационного исследования является объект НВОС, компания или группа компаний по запросу инициатора в установленный срок предоставляют (при наличии) исходную информацию для проведения исследования:
- описание технологических процессов производства;
- проектную документацию на модернизацию и реконструкцию производства, программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды, климатический проект или иную документацию;
- программу производственного экологического контроля (мониторинга);
- отчеты по системе экологического менеджмента;
- экологическую политику предприятия;
- прочие сведения, необходимые для исследования.
8.1.2 Форма и объем запрашиваемой информации могут быть уточнены инициатором в ходе проведения ситуационного исследования.
8.1.3 При необходимости инициатор и заинтересованные стороны могут запросить разрешение на посещение объекта "зеленого" ситуационного исследования.
Посещение фактического расположения объекта организуется в соответствии с планом и маршрутом, который согласовывается между инициатором и уполномоченным лицом объекта "зеленого" ситуационного исследования по итогам предварительного совещания.
8.1.4 По результатам посещения объекта инициатор готовит и согласовывает с заинтересованными сторонами и уполномоченным лицом объекта итоговый документ (отчет), содержащий:
- перечень документов и других материалов, изученных в ходе посещения;
- объективные свидетельства применения различных подходов к повышению ресурсной и энергетической эффективности производства и формированию (или развитию) промышленно-экологической системы;
- объективные свидетельства реализации одного из типов проектов повышения ресурсной и экологической эффективности согласно 4.3;
- выводы о результатах посещения.
8.1.5 Информирование заинтересованных сторон о результатах посещения объекта "зеленого" ситуационного исследования является обязательным и должно осуществляться путем публикации результатов в научных и научно-популярных статьях и изданиях.
8.2 Анализ полученных данных и обобщение результатов
8.2.1 Инициатор на основании полученных данных в ходе обмена информацией и посещения объекта проводит сравнительный анализ технологических показателей ресурсной и экологической эффективности до и после проведения запланированных мероприятий и показывает достигнутый эффект от реализации таких мероприятий.
8.2.2 Инициатор может рекомендовать технологические решения повышения и улучшения технологических показателей и предоставить необходимые расчеты и обоснования данных решений.
8.2.3 Укрупненная структура "зеленого" ситуационного исследования может быть представлена следующими блоками:
- постановка задачи, актуальность проведенного исследования;
- обоснование выбора объекта исследования, обозначения экологических проблем производства и направления ситуационного исследования;
- анализ и рассмотрение реализуемых проектов и программ и представление результатов в виде текстовых описаний, численных показателей и графических изображений;
- подготовка выводов о достигнутых или ожидаемых результатах, реализованных или намечаемых проектов и программ, направленных на повышение ресурсной (в том числе энергетической) и экологической эффективности.
9 Разработка графического изображения
9.1 Один из этапов проведения "зеленого" ситуационного исследования и представления результатов заключается в разработке графической схемы, отражающей входящие и выходящие потоки вещества и энергии в производственных процессах предприятия и показатели эмиссий в ОС, сопровождающих эти процессы.
9.2 Графическая схема наглядно показывает изменения, достигнутые за счет замыкания потоков вещества и энергии, вовлечения вторичных ресурсов в производственный процесс, модернизации производства, изменения состава исходного сырья и реализации других мероприятий.
9.3 Примеры графических схем производственных процессов до и после проведения экологических мероприятий приведены на рисунках 1 и 2.
9.4 Защита информации, полученной в результате сбора и анализа данных, осуществляется с учетом требований, установленных в [4].
|
Рисунок 1 - Графическое изображение производственных процессов до реализации экологических проектов
|
________________
* Побочная продукция может возникать в результате организации циклов замыкания потоков веществ.
Рисунок 2 - Графическое изображение производственных процессов после реализации экологических проектов
10 Опубликование и обсуждение результатов
10.1 Инициатор представляет результаты "зеленого" ситуационного исследования и обсуждает их с заинтересованными сторонами, в том числе с хозяйствующими субъектами, органами власти субъектов Российской Федерации, местными властями, научным сообществом и др.
10.2 Результаты "зеленого" ситуационного исследования могут быть обсуждены на конференциях, семинарах, других форумах, в ходе встреч за круглым столом, деловых игр и др.
10.3 По результатам "зеленого" ситуационного исследования могут быть подготовлены учебные и учебно-методические пособия, статьи, эссе, а также другие публикации.
Библиография
|
|
[1] | Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов"
|
[2] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
|
[3] | Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"
|
[4] | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
|
|
|
УДК 504.03:006.354 |
| ОКС 13.030 |
| ||
Ключевые слова: ситуационные исследования, ресурсная эффективность, наилучшие подходы |