ГОСТ Р 58555-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЕРТНО-КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Expert combined method of water use regulation
ОКС 13.060.50
Дата введения 2020-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов" (ФГБУ РосНИИВХ) и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 343 "Качество воды"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2019 г. N 786-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Разработка настоящего национального стандарта обусловлена введением Федеральных законов [1], [2], распоряжений Правительства РФ [3], [4].
Целью разработки настоящего стандарта является внедрение в Российской Федерации элементов экологической политики для сопровождения технологического регулирования водопользования с учетом принципов и практики, реализуемых в прогрессивно развитых странах путем внедрения в практику государственной водоохранной регулятивной функции единообразного методологического подхода, который основывается на балансе интересов технологических возможностей хозяйствующих субъектов и обоснованной целесообразности уровня сохранения состояния водных объектов.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на формирование и внедрение в Российской Федерации единообразных методологических подходов для внедрения государственной водоохранной регулятивной функции, основанной на балансе интересов технологических возможностей хозяйствующих субъектов и обоснованной целесообразности уровня сохранения состояния водных объектов с экологических позиций.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения научно-аналитического сопровождения государственной регулятивной функции путем внедрения следующих водоохранных механизмов:
- совершенствование институционального механизма технологического регулирования водопользования;
- комбинированный подход на основе комплексного сочетания экологического и технологического регламентирования водопользования;
- унифицированная оценка экологичности технологий, негативного воздействия сточных вод на водные объекты, качества сточных вод, качества природных вод;
- формирование единообразной системы регулирования технологических нормативов с экологических позиций и обоснование технологического нормирования или норм общего действия для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на водные объекты.
1.3 Настоящий стандарт устанавливает термины и определения комбинированного подхода, экспертно-комбинированного метода, понятия петли качества водоохранных действий, регулятивного механизма водопользования.
1.4 Настоящий стандарт предназначен для:
- государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в полномочия которых входят задачи мониторинга, контроля, экспертизы, защиты, сохранения, реабилитации водных объектов от негативного воздействия сбросов сточных, ливневых вод, загрязненных подземных вод;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с образованием производственных сточных вод, подлежащих государственному учету и регулированию и отводимых (сбрасываемых) в водные объекты;
- научных, проектных и иных организаций, предоставляющих услуги в области сохранения и реабилитации поверхностных водных объектов.
1.5 Настоящий стандарт рекомендуется использовать экологическим службам хозяйствующих субъектов при подготовке всех видов документации, относящейся к сфере использования поверхностных водных объектов при оценке негативного воздействия сбросов сточных, ливневых вод, загрязненных подземных вод, образующихся в результате хозяйственной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33570 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт
ГОСТ Р 57074 Оценка эффективности водоохранной деятельности
ГОСТ Р 57075 Методология и критерии идентификации наилучших доступных технологий водохозяйственной деятельности
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
вред окружающей среде: Негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. [[5], статья 1] |
3.2 детерминационный анализ воды: Диагностика качества вод (технологий по качеству сточных вод) на основе сокращенного перечня аналитов-маркеров, характеризующих определенные типы негативного воздействия и обоснованных статистическим анализом результатов расширенных испытаний состава вод (сточных вод), преобразованных в комплексные критерии путем максимального сжатия информации относительно шкалы "норма - патология" с экологических позиций.
3.3 импактный мониторинг качества вод: Мониторинг качества воды водных объектов (по базовому показателю антропогенной нагрузки) и, при необходимости, фаз состояния водных экосистем в смежных створах, зонах и на участках локальных антропогенных воздействий на основе детерминационного анализа, необходимого и достаточного для объективного экспертного заключения о качестве воды водного объекта и состоянии его экосистемы с экологических позиций.
3.4
истощение вод: Постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. [[6], статья 1] |
3.5 комбинированный подход: Практика государственного регулирования водопользования, обеспечивающая для всех категорий объектов негативного воздействия предупреждение/предотвращение процесса деградации водных экосистем путем сочетания гидрохимического и биотического регламентирования обязательных условий водопользования в совокупности с использованием наилучших доступных технологий (НДТ) и эффективного экономического механизма рентабельного водопользования на основе соблюдения баланса уровня затрат на внедрение водоохранных мероприятий и платежей за загрязнение.
3.6
наилучшая доступная технология; НДТ: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. [[5], статья 1] |
3.7
состояние водного объекта: Характеристика водного объекта по совокупности его количественных и качественных показателей применительно к видам водопользования. [ГОСТ 17.1.1.01- 77, пункт 45] |
3.8
экологическое благополучие водного объекта: Нормальное воспроизведение основных звеньев экологической системы водного объекта. Примечание - К основным звеньям относятся пелагические и придонные ракообразные и рыбы. [ГОСТ 17.1.1.01- 77, пункт 46] |
3.9
экологическая задача: Детализированное требование к результативности, применимое к организации или ее части и являющееся следствием установленных экологических целей, которое должно определяться и выполняться для достижения этих целей. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, пункт 4.1.3] |
3.10
экологический норматив: Критерий качества состояния элементов защищенности окружающей среды [воздуха, воды (в том числе и донных отложений), почвы, недр], позволяющий в виде показателя свести комплексную экологическую ситуацию к нескольким числовым значениям. Примечания 1 При выполнении требований природоохранного права в экологической политике экологическим нормативам в стратегии сохранения и защиты окружающей среды принадлежит ключевая роль. 2 Как правило, роль показателей выполняют нормативные значения предельно допустимых выбросов, сбросов и концентраций [ГОСТ Р 56828.15-2016, пункт 2.216] |
3.11
экологическая политика: Общие намерения и направление деятельности организации, распространяющиеся на экологическую результативность, которые были официально определены высшим руководством. Примечание - Экологическая политика определяет структуру для принятия необходимых мер и установления экологических целей и экологических задач. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, пункт 4.1.1] |
3.12
экологическая система (экосистема): Объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией. [ГОСТ Р 57007-2016, пункт 2.141] |
3.13
экологическая цель: Общий показатель окружающей среды, который согласуется с экологической политикой и который организация решила достичь. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, пункт 4.1.2] |
3.14 экспертно-комбинированный метод: Система и практика государственного регулирования водопользования, основанная на нормативно-методических документах, обеспечивающих получение экспертами объективных заключений по обязательным условиям водопользования на основе данных импактного мониторинга и научно-разработанных методик (инструментария) унифицированной оценки эффективности водоохранной деятельности хозяйствующего субъекта.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЕВ - единица воздействия;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
ИТК - индекс трофической комплектности водной экосистемы;
КЭР - комплексное экологическое разрешение;
НДТ - наилучшая доступная технология;
НОД - нормы общего действия;
ОНВ - объект негативного воздействия;
ТОСВО - текущая оценка состояния водного объекта;
СКИОВО - схема комплексного использования и охраны водных объектов;
БВУ - бассейновые водные управления;
ГОИВ - гигиеническое обучение и воспитание;
ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза;
ЦЭП - целевые экологические показатели;
- предельно допустимая концентрация вещества для водоемов рыбохозяйственного назначения;
- целевой показатель наилучших доступных технологий.
5 Экспертно-комбинированный метод регулирования водопользования
5.1 Методология регулятивного механизма
Методологию регулятивного механизма определяют основные принципы системы экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001.
Петля качества действий (применительно к водохозяйственной деятельности) представлена в приложении А. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001 методологию системы экологического менеджмента представляют в виде концепции циклических действий "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (см. приложение Б) с завуалированными экологическими аспектами, что и реализуется в настоящее время при государственной программе технической модернизации производств - внедрении НДТ. Основные элементы петли качества должны обладать следующими свойствами: объективность, прозрачность, доступность общественности, тесная взаимосвязь с экологической оценкой (см. приложение В).
На основе положений [7] методологию регулирования водопользования основывают на унифицированной единообразной системе оценки на основе метода условной водоемкости (см. приложение Г) при регламентировании:
- технологий;
- негативных воздействий;
- качества сточных вод;
- качества природных вод;
- антропогенной нагрузки.
Основными необходимыми элементами реализации научно-аналитического сопровождения государственной функции регулирования водопользования и разработки единообразного нормирования (регулирования) сбросов при экономии финансовых ресурсов являются следующие:
- актуализация системы государственного мониторинга вод и реализация обязательной ТОСВО по ограниченному обоснованному перечню аналитов-маркеров при подготовке документов на получение КЭР;
- разработка объективного инструментария оценки негативного воздействия объектов хозяйственной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 57075, эффективности водоохранной деятельности в соответствии с ГОСТ Р 57074;
- формирование эколого-экономического механизма регулирования водопользования.
5.2 Основные методологические положения экспертно-комбинированного метода регулирования водопользования
Комбинированный метод регулирования водопользования предполагает сопряженное использование любых целесообразных практик и технологий, обеспечивающих эколого-экономическую эффективность технологического регулирования водопользования с экологических позиций.
Экспертно-комбинированный метод предполагает использование комбинированного метода для оперативной объективной работы экспертов.
Экспертно-комбинированный метод регулирования водопользования базируется на следующих основных положениях и принципах:
- гармонизация основных российских принципов регулирования водопользования с прогрессивными мировыми принципами, в соответствии с которыми процедура выдачи водоохранных разрешений выполняется в тесной взаимосвязи с экологической оценкой негативного воздействия сбросов;
- реализация принципа государственной ответственности: "Кто разрешает, тот контролирует и отвечает";
- использование единого государственного подхода оценки качества технологий и негативных воздействий в ЖКХ и в различных отраслях промышленности;
- соблюдение баланса интересов технологических возможностей хозяйствующих субъектов и обоснованной целесообразности уровня мониторинга и требований охраны водных объектов;
- унифицирование регулятивного механизма. Разработка для экспертов простой, надежной, прозрачной и объективной системы оценки комплексного воздействия текущей водоохранной деятельности хозяйствующих субъектов на основе данных импактного мониторинга и детерминационного анализа;
- ОНВ не соответствует качеству НДТ по водному фактору, если по данным импактного мониторинга истощены водные ресурсы и деградирована водная экосистема по его вине.
Методы разработки инструментария для экспертов основаны на следующих основных принципах:
- методические документы, стандарты в своем составе содержат объективные интегральные показатели, комплексные критерии, нормы общего действия (в общем - инструменты), обеспечивающие однозначные выводы при характеристике и оценке динамики состояния водного объекта (самоочищения, истощения, деградации, восстановления);
- инструментарий разрабатывается как на основе анализа, обобщения, систематизации данных экосистемных исследований, так и "бенчмаркинга" прогрессивных стратегий и тактик;
- инструментарий обеспечивает научно-аналитическое сопровождение регулятивных функций;
- инструментарий гибко совершенствуется при обнаружении несоответствия экологических задач и целей водоохранных мероприятий.
Для оценки комплексного воздействия технологий в России используют следующие положения (по ГОСТ Р 57075):
- сокращение списка контролируемых параметров в соответствии с международными и российскими прогрессивными тенденциями;
- использование методов единообразной оценки негативного воздействия технологий на водные объекты для наиболее существенных типов воздействия (экологических аспектов, проблем): токсичность, засоление, нарушение кислотности, снижение прозрачности, эвтрофирование, снижение растворенного кислорода, биогенная подпитка внутриводоемных процессов, вторичное загрязнение от донных отложений, экотоксикация, тепловое, радиоактивное воздействие. При необходимости возможен учет специфических отраслевых негативных воздействий [например, адсорбированных органических углеводородов в целлюлозно-бумажной промышленности, токсичных металлов - в машиностроении и др.];
- отказ от использования в пользу целевых показателей, достижимых при использовании НДТ () при разработке комплексных показателей и обеспечивающих экологическое благополучие водных экосистем;
- использование комбинированного подхода на основе согласования целевых показателей качества сбросов сточных вод, достижимых при использовании НДТ (), и ЦЭП, свидетельствующих о не ухудшении состояния водных объектов;
- мониторинг состояния используемых водных объектов с экологических позиций при прагматичном сочетании гидрохимического и биотического мониторинга;
- "бенчмаркинг" систематизированных научных данных и методик.
Экспертно-комбинированный метод, как и оценочный метод [8], сочетает государственную инициативу технологической модернизации предприятий, самомобилизацию промышленного сектора в рамках тесного интерактивного партнерства "государство - бизнес - общество".
В отличие от оценочного метода экспертно-комбинированный метод реализуют государственные органы и несут ответственность за принимаемые решения.
5.3 Экономическая эффективность экспертно-комбинированного метода регулирования водопользования
Экономическую эффективность экспертно-комбинированного метода регулирования водопользования в России достигают за счет эффективного использования и управления водными ресурсами на уровне бассейнов, сокращения количества контролируемых параметров, поэтапного снижения антропогенной нагрузки на водные объекты, обеспечивающей последующее сокращение затрат на подготовку воды нижерасположенными по течению реки водопользователями, что обеспечивает снижение угроз здоровью населения, увеличение рекреационного потенциала и пр.
Экономическую эффективность предполагают не только в области технологического регулирования водопользования, но и в сферах производственного и государственного контроля, оценки экологических платежей и ущерба за счет использования единых подходов и объективных рычагов оценки технологий и регулирования негативного воздействия хозяйственной деятельности.
Социальную эффективность определяют повышением показателей качества жизни.
5.4 Петля качества экспертно-комбинированного метода регулирования водопользования
Все механизмы, образующие петлю качества регулятивной функции государства, являются обязательными.
В соответствии с петлей качества регулятивной функции государства, предостерегающей о невозможности использования отдельного механизма (например, внедрение НДТ) в отрыве от остальных обязательных элементов (см. приложение А), основные обязательные рычаги регулирования водопользования взаимосвязаны в соответствии с приложением Д и включают:
- установление экологической цели в соответствии с экологической политикой государства на основе импактного мониторинга по сокращенному перечню показателей;
- планирование водоохранных программ (НДТ, КЭР, СКИОВО);
- выполнение водоохранных мероприятий, программ;
- импактный мониторинг по сокращенному перечню показателей;
- анализ руководством (предприятий, государственных органов контроля и регулирования водопользования) данных импактного мониторинга;
- фиксирование динамики ТОСВО (процесса совершенствования водохозяйственной и водоохранной деятельности ОНВ в виде восстановления (наличия самоочищения) на подконтрольном предприятию участке водного объекта, или истощения качества вод и деградации водных экосистем);
- научно-аналитическое сопровождение программ, мероприятий, в результате которого выполняют разработку объективных инструментариев, критериев, НОД, обоснование корректировочных действий.
Петлю качества признают эффективной, если все ее элементы объективны, упорядоченно связаны между собою, гибко совершенствуются, имеют нормативы и критерии.
Важнейшим рычагом регулятивного механизма является научно-аналитический рычаг, содержание которого формируется при взаимодействии всех обязательных рычагов на основе обобщения информации, систематизации различного уровня данных, полученных при научно-аналитическом сопровождении государственного механизма регулирования водопользования.
Экспертно-комбинированный метод реализуют:
- экспертные организации, разрабатывающие или корректирующие СКИОВО;
- экспертные организации или БВУ при обосновании региональных целевых показателей;
- хозяйствующие субъекты перед получением КЭР;
- хозяйствующие субъекты при декларировании водопользования;
- хозяйствующие субъекты при водохозяйственном аудите;
- хозяйствующие субъекты при подготовке документов для ГЭЭ;
- ГОИВ при плановом контроле и надзоре;
- ГОИВ при сигналах о нарушении хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства.
6 Заключительные положения
Применение положений настоящего стандарта путем текущей оценки состояния водных объектов обеспечит объективную оценку динамики качества водоохранной деятельности и экологического состояния используемых водных объектов.
Основная перспективная задача стандарта - содействие разработке инструментария, НОД, поддерживающих и обеспечивающих научно-аналитическое сопровождение технологического регулирования водопользования с экологических позиций и совершенствование гибко корректируемой регулятивной водоохранной функции государства, региона, бассейна реки путем выработки норм общего действия.
Приложение А
(рекомендуемое)
Петля качества регулятивной функции
Рисунок А.1 - Модель системы экологического менеджмента - петля качества мероприятий по постоянному улучшению
Приложение Б
(справочное)
Взаимосвязь между элементами модели "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"
Рисунок Б.1 - Взаимосвязь между элементами модели "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001
Приложение В
(обязательное)
Принципы выдачи природоохранных разрешений
Таблица В.1 - Основные принципы выдачи природоохранных разрешений в странах ЕС [7]
Принцип | Название |
Основные принципы | |
1 | Выдача разрешений всем стационарным источникам значительного загрязнения |
2 | Дифференциация режимов регулирования для крупных и мелких источников загрязнения |
3 | Выбор органа регулирования, ответственного за выдачу разрешения (федеральный или региональный уровень) |
4 | Участие общественности и доступ к информации |
5 | Широкое участие заинтересованных сторон |
6 | Работа с регулируемым сообществом (регулирования знания законов) |
7 | Тесная взаимосвязь с экологической оценкой |
Требования разрешений | |
8 | Четкие и юридически исполнимые требования разрешений |
9 | Всеобъемлющий охват комплексного разрешения |
10 | Комбинированный подход к установлению предельно допустимых выбросов/сбросов в комплексных разрешениях |
11 | Наличие технических рекомендаций |
12 | Свобода действий органа, выдающего разрешения |
13 | Нормы общего действия для малых и средних пользователей, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду |
14 | Регистрация установок, оказывающих малое воздействие на окружающую среду. Их более тщательное регулирование вряд ли принесет дополнительную пользу окружающей среде |
Процедурные аспекты выдачи разрешений | |
15 | Прозрачная процедура выдачи разрешений |
16 | Длительный срок действия разрешений и четкие правила изменения и прекращения действия разрешений |
17 | Возможность обжалования |
Приложение Г
(обязательное)
Эколого-аналитическая унификация функции регулирования водопользования
Рисунок Г.1 - Унификация экологического научно-аналитического сопровождения технологического регулирования водопользования
Приложение Д
(обязательное)
Петля качества экспертно-комбинированного метода регулирования водопользования
Рисунок Д.1 - Петля качества государственной функции регулирования водопользования
Петля качества регулятивной функции включает обязательную процедуру - научно-аналитическое сопровождение регулирования водопользования, акцентирование которого объясняется следующими основными причинами:
- спецификой российского комбинированного подхода на основе сочетания вынужденной активности промышленной политики на фоне несовершенной и пассивной экологической политики;
- необходимостью выделения и обоснования обязательной связи простых, объективных, прозрачных петлеобразующих основных и вспомогательных механизмов и инструментария регулирования водоохранной деятельности.
Взаимосвязь элементов/рычагов петли качества регулятивной функции предостерегает о невозможности использования отдельного элемента (например, НДТ) системы экологического менеджмента в отрыве от остальных обязательных элементов. В настоящее время функция контроля, т.е. оценки фактического текущего негативного воздействия хозяйствующего субъекта (методика которой отсутствует), подменяется ГЭЭ материалов обоснования КЭР (в соответствии с [1], статья 2).
Библиография
[1] | Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации |
[2] | Федеральный Закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "О стандартизации в Российской Федерации" |
[3] | Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2014 г. N 398-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий" |
[4] | Распоряжение Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" |
[5] | Федеральный Закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 28 декабря 2018 г.) "Об охране окружающей среды" |
[6] | Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ |
[7] | Комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям. Экономические аспекты и вопросы и воздействия на различные компоненты окружающей среды // Европейская комиссия. Генеральная дирекция. Объединенный научный центр. Институт по исследованию перспективных технологий. Отдел конкурентоспособности и устойчивого развития. Европейского бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнений окружающей среды. Июль 2006. Режим доступа: //www.14000.ru/brefs/BREF_ECME.pdf |
[8] | Экологическая промышленная политика Российской Федерации (проект) // Комитет РСПП по экологии и природопользованию. Москва. 2013 |
УДК 504.06:504.4.062.2:338.2:006.354 | ОКС 13.060.50 |
Ключевые слова: экспертно-комбинированный метод регулирования водопользования, регулятивная функция государства, экологическая позиция, импактный мониторинг, детерминационный анализ вод |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019