agosty.ru47. СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ47.080. Малые суда

ГОСТ Р 56628-2015 Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Общие технические условия

Обозначение:
ГОСТ Р 56628-2015
Наименование:
Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Общие технические условия
Статус:
Действует
Дата введения:
05.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
47.080

Текст ГОСТ Р 56628-2015 Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные. Общие технические условия


ГОСТ Р 56628-2015


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



СРЕДСТВА СПАСАНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АКВАТОРИЯХ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ


Общие технические условия


Collective saving means of crews of engineering installations operated in water areas. General specifications

ОКС 47.080

ОКП 64 1830

Дата введения 2016-05-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и испытательный центр поисково-спасательной техники" (ООО "НИИЦ ПСТ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 416 "Гипербарическая техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2015 г. N 1500-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к устройству, изготовлению, правилам приемки, методам испытаний при серийном изготовлении, условиям транспортирования и хранения, а также указания по эксплуатации коллективных средств спасания (КСС) экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях.

Настоящий стандарт предназначен для организаций и учреждений, осуществляющих проектирование и изготовление коллективных средств спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 5959-80 Ящики из листовых древесных материалов неразборные для грузов массой до 200 кг. Общие технические условия

ГОСТ 6416-75 Термографы метеорологические с биметрическим чувствительным элементом. Общие технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 10733-98 Часы наручные и карманные механические. Общие технические условия

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 28498-82* Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 28498-90. - .

ГОСТ Р 52206-2004 Техника спасательная на акватории. Термины и определения

ГОСТ Р 52265-2004 Спасательные средства экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Классификация

ГОСТ Р 52638-2006 Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования

ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52206 и ГОСТ Р 52265.

4 Классификация

Классификация КСС экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях - в соответствии с ГОСТ Р 52265.

5 Технические требования

5.1 Технические требования к КСС экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях - в соответствии с ГОСТ Р 52638.

5.2 Требования к материалам и покупным изделиям

5.2.1 Материалы и покупные изделия, из которых изготовлены КСС, должны:

а) соответствовать требованиям [1]*, [2];

________________

* Поз. [1], [3] см. раздел Библиография. - .

б) быть стойкими к гниению, коррозии, выдерживать воздействие морской воды, нефти, грибков и воздействие температуры окружающей среды от минус 30 до плюс 65°С с точностью ±1°С;

в) быть стойкими к длительному воздействию солнечных лучей (не терять своих качеств);

г) не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как они были охвачены пламенем в течение (2±0,1) с.

5.2.2 Методы контроля материалов и покупных изделий в соответствии с [3].

5.3 Комплектность

Комплектность КСС экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях - в соответствии с ГОСТ Р 52638.

5.4 Маркировка

Маркировка КСС экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях - в соответствии с ГОСТ Р 52638.

6 Правила приемки

6.1 Общие положения

6.1.1 Для проверки соответствия КСС экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, требованиям ГОСТ Р 52638 устанавливают квалификационные, приемо-сдаточные и периодические испытания.

6.1.2 Квалификационным испытаниям подвергают первую промышленную партию изделий, изготовленную в процессе освоения производства по конструкторской и технологической документации с применением средств технологического оснащения, предназначенных для использования в промышленном (серийном) производстве. Квалификационные испытания проводят с целью оценки готовности предприятия к выпуску изделий требуемого качества в заданном объеме.

Квалификационные испытания организует и обеспечивает их проведение изготовитель КСС.

6.1.3 Приемо-сдаточные испытания проводят с целью контроля соответствия изделий требованиям технических условий, установленным для данной категории испытаний, в объеме и последовательности, которые предусмотрены техническими условиями.

6.1.4 Периодические испытания проводят с целью:

- периодического контроля качества продукции;

- контроля стабильности технологического процесса в период между предшествующими и очередными испытаниями;

- подтверждения возможности продолжения изготовления продукции по действующей конструкторской, технологической документации и ее приемки.

Периодические испытания проводят в объеме и последовательности, которые установлены в технических условиях для данной категории испытаний. Периодичность испытаний должна быть установлена в технических условиях.

6.1.5 Для проведения квалификационных, приемо-сдаточных и периодических испытаний КСС предъявляются партиями в количестве не более 10 штук одного типа и одной вместимости. Контроль осуществляется выборочный.

6.2 Квалификационные испытания

6.2.1 Перечень контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний спасательных плотов приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Контролируемые параметры спасательных плотов при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Прочность контейнера

5.8.2

7.1.1

Прочность тента и днища

5.8.3

7.1.2

Возможность буксировки

5.8.4

7.1.3

Конструкция тента

5.8.5

7.1.4

Вместимость

5.8.6, 5.11.2

7.1.5

Масса

5.8.7

7.1.6

Наличие спасательного леера

5.8.8

7.1.7

Конструкция фалиня

5.8.9

7.1.8

Наличие огня поиска

5.8.10

7.1.9

Наличие осветительного огня

5.8.11

7.1.10

Наличие световозвращающего материала

5.8.12

7.1.11

Комплектность снаряжения

5.8.13, 5.8.14, 5.10.21

7.1.12

Конструкция гидростатического разобщающего устройства

5.8.17

7.1.13

Возможность использования плота по прямому назначению

5.8.1

7.1.14

Конструкция главной камеры плавучести

5.10.2, 5.11.3

7.1.15

Время надувания

5.10.4

7.1.16

Возможность подняться на плот из воды

5.10.7, 5.10.8, 5.10.9, 5.11.4, 5.11.5, 5.11.6

7.1.17

Остойчивость

5.10.10, 5.10.11, 5.10.12, 5.11.7

7.1.18

Конструкция заполняемых водой карманов

5.10.13

7.1.19

Конструкция контейнера плота и его маркировка

5.10.14, 5.10.15, 5.10.16

7.1.20

Маркировка плота

5.10.17, 5.10.18, 5.11.9

7.1.21

Для проведения квалификационных испытаний выбирают один спасательный плот из предъявляемой партии.

6.2.2 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний спускаемых спасательных плотов приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Дополнительно контролируемые параметры спускаемых спасательных плотов при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Прочность плота

5.9.2, 5.10.19, 5.11.10

7.1.22.1

Конструкция плота

5.9.2

7.2.22.2

Для проведения квалификационных испытаний выбирают один спускаемый спасательный плот из предъявляемой партии.

6.2.3 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний двусторонних спасательных плотов приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Дополнительно контролируемые параметры двусторонних спасательных плотов при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Возможность самоосушения

5.12.2

7.1.24.1

Конструкция тента

5.12.3

7.1.24.2

Размещение снаряжения

5.12.4

7.1.24.3

Для проведения квалификационных испытаний выбирают один двусторонний спасательный плот из предъявляемой партии.

6.2.4 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний самовосстанавливающихся спасательных плотов приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Дополнительно контролируемые параметры самовосстанавливающихся спасательных плотов при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Возможность самовосстановления

5.13.2

7.1.25.1

Возможность самоосушения

5.13.3

7.1.24.1

Для проведения квалификационных испытаний самовосстанавливающихся спасательных плотов выбирают один спасательный плот из предъявляемой партии.

6.2.5 Перечень контролируемых параметров и объем выборки при проведении квалификационных испытаний спасательных шлюпок приведен в таблице 5.

Таблица 5 - Контролируемые параметры спасательных шлюпок при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Остойчивость

5.14.1, 5.14.11, 5.14.14

7.2.1

Плавучесть

5.14.13

7.2.2

Прочность шлюпки

5.14.2, 5.14.5, 5.14.6

7.2.3

Прочность сидений

5.14.4

7.2.3.3

Расстояние от настила днища до тента

5.14.7

7.2.4

Время посадки пассажиров

5.14.9

7.2.5

Конструкция посадочного трапа

5.14.10

7.2.6

Конструкция двигателя

5.14.16, 5.14.20, 5.14.21, 5.14.24, 5.14.25

7.2.7

Работа двигателя

5.14.18

7.2.8

Работа двигателя при затоплении шлюпки до оси коленчатого вала

5.14.19

7.2.8

Ограждение гребного винта

5.14.22

7.2.9

Средства подзарядки батареи стартера

5.14.26

7.2.10

Наличие инструкции по пуску и эксплуатации двигателя

5.14.27

7.2.11

Доступность запорного клапана трубопровода топлива и смазки

5.14.29

7.2.12

Наличие спускного клапана

5.14.30

7.2.13

Наличие руля и румпеля

5.14.31

7.2.14

Комплектность снаряжения

5.14.43, 5.14.44

7.2.17

Маркировка шлюпки

5.14.45

7.2.18

Расположение и площадь световозвращающего материала

5.14.48

7.2.19

Для проведения квалификационных испытаний выбирают одну спасательную шлюпку из предъявляемой партии.

6.2.6 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний частично закрытой спасательной шлюпки приведен в таблице 6.

Таблица 6 - Дополнительно контролируемые параметры частично закрытой спасательной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Конструкция водонепроницаемых закрытий

5.15.2

7.2.20.1

Конструкция тента

5.15.3, 5.15.4

7.2.20.2

Установка тента

5.15.4

7.2.20.3

Для проведения квалификационных испытаний выбирают одну шлюпку из предъявляемой партии.

6.2.7 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний полностью закрытой спасательной шлюпки приведен в таблице 7.

Таблица 7 - Дополнительно контролируемые параметры полностью закрытой спасательной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Конструкция водонепроницаемых закрытий

5.16.2

7.2.21.1

Наличие и конструкция ремней безопасности

5.16.3

7.2.21.2

Остойчивость

5.16.4

7.2.21.3

Плавучесть

5.16.5

7.2.21.4

Для проведения квалификационных испытаний выбирают одну шлюпку из предъявляемой партии.

6.2.8 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний свободнопадающей спасательной шлюпки приведен в таблице 8.

Таблица 8 - Дополнительно контролируемые параметры свободнопадающей спасательной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Конструкция кресел

5.17.2

7.2.22.1

Прочность кресел

5.17.4

7.2.22.2

Конструкция разобщающей системы

5.17.6

7.2.22.3

Для проведения квалификационных испытаний выбирают одну шлюпку из предъявляемой партии.

6.2.9 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний спасательной шлюпки с автономной системой воздухоснабжения приведен в таблице 9.

Таблица 9 - Дополнительно контролируемые параметры спасательной шлюпки с автономной системой воздухоснабжения при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Работоспособность автономной системы воздухоснабжения

5.18.3

7.2.23.1

Для проведения квалификационных испытаний выбирают одну шлюпку из предъявляемой партии.

6.2.10 Перечень дополнительно контролируемых параметров при проведении квалификационных испытаний спасательной огнезащитной шлюпки приведен в таблице 10.

Таблица 10 - Дополнительно контролируемые параметры спасательной огнезащитной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Наличие инструкции по эксплуатации в огневых условиях и комплекта медикаментов

5.19.2

7.2.24.1

Эффективность огнезащиты

5.19.1

7.2.24.2

Конструкция системы водяного орошения

5.19.3

7.2.24.2

Для проведения квалификационных испытаний выбирают одну шлюпку из предъявляемой партии.

6.3 Приемо-сдаточные испытания

К приемо-сдаточным испытаниям предъявляются КСС прошедшие приемку отделом технического контроля предприятия-изготовителя.

6.3.1 Перечень контролируемых параметров и объем выборки при проведении приемо-сдаточных испытаний спасательных плотов приведены в таблице 11.

Таблица 11 - Контролируемые параметры жестких и надувных спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Внешний вид и соответствие чертежам

5.8.5, 5.8.8-5.8.12, 5.8.15, 5.10.2, 5.10.7, 5.10.8

7.3.1

40%

Комплектность

5.8.13, 5.8.14

7.3.2

40%

Прочность

5.10.5

7.3.3

40%

Герметичность

5.10.5

7.3.4

40%

Давление срабатывания предохранительного клапана

5.10.5

7.3.5

40%

6.3.1.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных проверок.

6.3.2 Перечень дополнительно контролируемых параметров и объем выборки при проведении приемо-сдаточных испытаний спускаемых спасательных плотов приведены в таблице 12.

Таблица 12 - Дополнительно контролируемые параметры спускаемых спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Прочность плота

5.9.2, 5.10.19, 5.11.10

7.3.6.1

40%

Конструкция плота

5.9.2

7.3.6.2

40%

6.3.2.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных проверок.

6.3.3 Перечень дополнительно контролируемых параметров и объем выборки при проведении приемо-сдаточных испытаний двусторонних спасательных плотов приведены в таблице 13.

Таблица 13 - Дополнительно контролируемые параметры двусторонних спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Время установки тента

5.12.3

7.3.7.1

40%

6.3.3.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных проверок.

6.3.4 Перечень дополнительно контролируемых параметров и объем выборки при проведении приемо-сдаточных испытаний самовосстанавливающихся спасательных плотов приведены в таблице 14.

Таблица 14 - Дополнительно контролируемые параметры самовосстанавливающихся спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Возможность самовосстановления

5.13.2

7.3.8.1

40%

Возможность самоосушения

5.13.3

7.3.8.2

40%

6.3.4.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных проверок.

6.3.5 Перечень контролируемых параметров и объем выборки при проведении приемо-сдаточных испытаний спасательных шлюпок приведены в таблице 15.

Таблица 15 - Контролируемые параметры спасательных шлюпок при проведении приемо-сдаточных испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Внешний вид и соответствие чертежам

5.14.4, 5.14.8, 5.14.10, 5.14.12, 5.14.13, 5.14.30-5.14.42, 5.14.48, 5.15.2-5.15.5, 5.16.2, 5.16.3, 5.16.6, 5.16.7, 5.16.10, 5.17.2, 5.17.6, 5.19.2

7.3.9.1

40%

Комплектность

5.14.43

7.3.9.2

40%

Маркировка

5.14.45

7.3.9.3

40%

6.3.5.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных проверок.

6.4 Периодические испытания

6.4.1 Перечень контролируемых параметров и объем выборки при проведении периодических испытаний спасательных плотов приведены в таблице 16.

Таблица 16 - Контролируемые параметры спасательных плотов при проведении периодических испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Масса

5.8.7

7.3.10.1

2 шт.

Время надувания

5.10.4

7.3.10.2

2 шт.

Сбрасывание на поверхность воды с высоты (18±0,1) м

5.8.2, 5.10.15

7.3.10.3

2 шт.

Плавучесть плота в контейнере

5.10.14

7.3.10.4

2 шт.

Водонепроницаемость и плавучесть упаковки со снаряжением плота

5.8.14

7.3.10.5

2 шт.

Периодические испытания спасательных плотов проводят один раз в 6 мес. Изделия для проведения очередных периодических испытаний отбирают из числа изделий изготовленных в течение 6 мес и выдержавших приемо-сдаточные испытания.

6.4.1.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных периодических испытаний. Повторные проверки проводят на удвоенном количестве образцов.

6.4.2 Перечень контролируемых параметров и объем выборки при проведении периодических испытаний спасательных шлюпок приведены в таблице 17.

Таблица 17 - Контролируемые параметры спасательных шлюпок при проведении периодических испытаний

Наименование контролируемого параметра

Технические требования. Подраздел, пункт, подпункт ГОСТ Р 52638

Методы контроля. Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Объем выборки

Габаритные размеры

5.14.4

7.3.11, 7.3.12

2 шт.

Периодические испытания спасательных плотов проводят один раз в 6 мес. Изделия для проведения очередных периодических испытаний отбирают из числа изделий изготовленных в течение 6 мес и выдержавших приемо-сдаточные испытания.

6.4.2.1 При получении неудовлетворительных результатов проверок приемку и отгрузку продукции приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных периодических испытаний. Повторные проверки проводят на удвоенном количестве образцов.

7 Методы контроля

7.1 Методы контроля спасательных плотов при проведении квалификационных испытаний

7.1.1 Проверка прочности контейнера при сбрасывании на воду

Упакованный в рабочем состоянии спасательный плот подвешивают, а затем сбрасывают на воду с высоты (18,0±0,1) м. Свободный конец фалиня закрепляют к точке подвеса так, чтобы при падении плота фалинь вытравливался, имитируя реальные условия. Высоту сбрасывания измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

Спасательный плот оставляют на плаву на (30,0±0,1) мин, а затем надувают. Плот должен надуваться, находясь в прямом положении в течение (1,0±0,1) мин. Затем плот поднимают из воды и производят его осмотр и осмотр емкости со снабжением. Время контролируют часами по ГОСТ 10733.

Спасательный плот и его предметы снабжения не должны иметь повреждений.

7.1.2 Проверка прочности тента и днища

Проверку проводят в бассейне.

Испытатели различной комплекции массой не менее 82,5 кг в обуви на гладкой жесткой подошве совершают прыжки на тент спасательного плота с высоты (4,5±0,1) м от его днища. Должно быть произведено не менее 20 прыжков, как на тент, так и на днище спасательного плота. Испытателей взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228. Высоту прыжков измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

После проведения проверки не должно быть повреждений швов и разрывов ткани на тенте и днище спасательного плота.

7.1.3 Проверка возможности буксировки спасательного плота

Полностью надутый спасательный плот с балластом массой равной массе его полной нагрузки, плавающий на воде, буксируют с помощью троса, прикрепленному к буксировочному соединению плота со скоростью (3,0±0,1) узлов на расстояние (1,0±0,1) км. При буксировке плота плавучий якорь должен находиться в воде. Буксировку выполняют на тихой воде. Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

При буксировке буксировочное соединение плота не должно получить повреждений.

7.1.4 Проверка конструкции тента

Проверку конструкции тента спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Конструкция тента должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.8.5) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.5 Проверка вместимости спасательного плота

В полностью надутом спасательном плоте, плавающем на воде, размещаются в сидячем положении испытатели массой не менее 82,5 кг каждый с надетыми спасательными жилетами в количестве, соответствующем вместимости плота. При этом на плоту должно быть достаточно места для всех сидящих в нем людей и обеспечиваться возможность свободного использования предметами снабжения плота.

Замеряют надводный борт (расстояние от поверхности воды до верхней кромки главной камеры плавучести) полностью загруженного спасательного плота. Надводный борт должен быть (300,0±0,1) мм. Высоту надводного борта измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502. Испытателей взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.1.6 Проверка массы спасательного плота

Контейнер с упакованным в него полностью укомплектованным спасательным плотом взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228. Масса плота должна быть (185,0±0,1) кг.

7.1.7 Проверка спасательного леера

Проверку спасательного леера проводят визуальным осмотром. Спасательный леер должен соответствовать ГОСТ Р 52638 (пункт 5.8.8) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.8 Проверка конструкции фалиня

Длину фалиня измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502. Длина фалиня должна быть (25,0±0,1) м. Конструкция фалиня должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.8.9, 5.8.15 и 5.8.16) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.9 Проверка наличия огня поиска

Проверку наличия огня поиска и его размещение на спасательном плоту проводят визуальным осмотром.

Конструкция огня поиска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.8.10) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.10 Проверка наличия осветительного огня

Проверку наличия осветительного огня и его размещение на спасательном плоту проводят визуальным осмотром.

Конструкция осветительного огня должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.8.11) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.11 Проверка наличия световозвращающего материала

Проверку наличия световозвращающего материала и его размещение на спасательном плоту проводят визуальным осмотром.

Расположение световозвращающего материала на тенте спасательного плота должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.8.12) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.12 Проверка комплектности снаряжения

Проверку комплектности снаряжения спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Комплектность снаряжения должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.8.13 и 5.10.21) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.13 Проверка конструкции гидростатического разобщающего устройства

Проверку конструкции гидростатического разобщающего устройства проводят визуальным осмотром.

Конструкция гидростатического разобщающего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.8.17) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.14 Проверка возможности использования спасательного плота по прямому назначению

Полностью надутый спасательный плот, плавающий на воде в морской гавани, нагружают балластом массой, равной массе общего числа испытателей согласно его вместимости массой 82,5 кг каждый и массе его снабжения. Спасательный плот ставят на якорь и оставляют на плаву в этом месте в течение 30 суток. Спасательный плот должен сохранять свою форму и не иметь повреждений, которые ухудшили бы его эксплуатационные качества.

После выгрузки балласта спасательный плот достают из воды. Предохранительные клапаны надувных отсеков приводят в нерабочее состояние и удаляют баллон системы газонаполнения. Каждый отсек спасательного плота надувают сжатым воздухом до давления в 3 раза превышающее рабочее давление, которое выдерживают в течение (30,0±0,1) мин. Давление в отсеках должно изменяться в диапазоне (5,0±0,1)%. Не должно происходить деформации швов, растрескивания и другого повреждения материала спасательного плота. Давление контролируют манометром по ГОСТ 2405, время контролируют часами по ГОСТ 10733. Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.1.15 Проверка конструкции главной камеры плавучести

Полностью надутый спасательный плот, плавающий на воде, нагружают балластом массой, равной массе общего числа испытателей согласно его вместимости массой 82,5 кг каждый и массе его снабжения. Стравливают воздух из одного отсека главной камеры плавучести. Плот должен плавать на воде с положительным надводным бортом по всему периметру.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.1.16 Проверка времени надувания

Упакованный в контейнер спасательный плот, плавающий на воде, надувают путем вытягивания фалиня с регистрацией времени, в течение которого плот становится пригодным для посадки на него людей (главная камера плавучести полностью надута, приобрела свою окончательную форму и диаметр, тент установлен).

Надувание производится при температуре окружающей среды (20±1)°С, при этом спасательный плот должен полностью надуться в течение (1,0±0,1) мин.

Проверку повторяют, выдержав упакованный в контейнер спасательный плот в холодильной камере с температурой минус (30,0±0,1)°С в течение (24,0±0,1) ч. После вынимания из холодильной камеры плот должен полностью надуваться в течение (3,0±0,1) мин. Не должно происходить деформации швов, растрескивания или другого повреждения материала спасательного плота.

Проверку повторяют, выдержав спасательный плот в тепловой камере с температурой (65,0±0,1)°С в течение (7,0±0,1) ч. Плот должен полностью надуваться в течение (1,0±0,1) мин. Не должно происходить деформации швов, растрескивания или другого повреждения материала спасательного плота.

Температуру измеряют термометрами по ГОСТ 28498. Время выдержки спасательного плота в холодильной и тепловой камерах, а также время надувания спасательного плота измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.1.17 Проверка возможности подняться на плот из воды

Проверку проводят в бассейне.

Испытатель, одетый в рабочую форму одежды и гидротермокостюм спасательный (ГТКС), проплыв 25 м должен самостоятельно забраться в спасательный плот, плавающий на воде. Средства доступа в спасательный плот будут считаться удовлетворительными, если испытатель сможет без посторонней помощи забраться в плот. После посадки испытатель в ГТКС должен изнутри закрыть вход за время (1,0±0,1) мин и после этого открыть вход за время (1,0±0,1) мин.

Длину заплыва измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502, время закрытия (открытия) входа измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.1.18 Проверка остойчивости

Проверку проводят в бассейне.

Испытатели массой 82,5 кг каждый в количестве согласно вместимости спасательного плота размещаются по одну сторону от диаметральной плоскости плота. При этом должна быть замерена высота надводного борта вошедшего в воду. Надводный борт должен быть таким, чтобы отсутствовала опасность заливания плота.

Испытателей взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.1.19 Проверка конструкции заполняемых водой карманов спасательного плота

Проверку конструкции заполняемых водой карманов проводят визуальным осмотром.

Конструкция и расположение карманов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.10.13) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.20 Проверка конструкции контейнера спасательного плота и его маркировки

Проверку маркировки контейнера проводят визуальным осмотром.

Маркировка контейнера должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.10.16) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.21 Проверка маркировки спасательного плота

Проверку маркировки спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Маркировка спасательного плота должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.10.17) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.22 Проверка спускаемого спасательного плота при проведении квалификационных испытаний

Спускаемый спасательный плот подвергают проверкам в соответствии с 7.1.1-7.1.21. Кроме того, проводят следующие проверки.

7.1.22.1 Прочность плота

7.1.22.1.1 Проверка ударом

Спускаемый спасательный плот нагружают балластом массой равной массе общего числа испытателей, согласно его вместимости, массой 82,5 кг каждый, и массе его снабжения и подвешивают. Свободно висящий плот оттягивают в сторону так, чтобы, будучи отпущенным, он ударился о жесткую вертикальную поверхность со скоростью (3,5±0,1) м/с. После этого плот отпускают, чтобы он ударился о жесткую вертикальную поверхность. Плот не должен получить повреждений, которые влияли бы на его функционирование.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.1.22.1.2 Проверка сбрасыванием

Спускаемый спасательный плот нагружают балластом как указано в 7.1.22.1, подвешивают за разобщающее устройство на высоте (3,0±0,1) м над водой, а затем разобщают, так, чтобы он свободно упал на воду. Плот не должен получить повреждений, которые влияли бы на его функционирование.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, высоту подвеса измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

7.1.23 Проверка конструкции

Проверку конструкции спускаемого спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Конструкция спускаемого спасательного плота должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.9.2) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.24 Проверка двустороннего спасательного плота при проведении квалификационных испытаний

Двусторонний спасательный плот подвергают проверкам по 7.1.1-7.1.21. Кроме того проводят следующие проверки.

7.1.24.1 Проверка самоосушения

Внутрь полностью надутого двустороннего спасательного плота, плавающего на воде, закачивают воду со скоростью (2300,0±10,0) л/мин в течение (1,0±0,1) мин. После прекращения подачи воды ее откачка должна произойти автоматически. Время заполнения измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.1.24.2 Проверка конструкции тента

Проверку конструкции спускаемого спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Конструкция тента должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.12.3) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.24.3 Проверка размещения снаряжения

Проверку размещения снаряжения двустороннего спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Размещение снаряжения должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.12.4) и технической документации на конкретное изделие.

7.1.25 Проверка самовосстанавливающегося спасательного плота при проведении квалификационных испытаний

Самовосстанавливающийся спасательный плот подвергают проверкам по 7.1.1-7.1.21, в части параметра "самоосушения" по 7.1.24.1.

7.1.25.1 Проверка самовосстановления

Полностью укомплектованный надутый самовосстанавливающийся спасательный плот, плавающий на воде без людей на борту, постепенно поворачивают вокруг продольной оси увеличивая угол крена до 180° включительно и разобщают. После разобщения плот должен автоматически вернуться в прямое положение в течение (10±1) с. Время восстановления измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.2 Методы контроля спасательных шлюпок при проведении квалификационных испытаний

7.2.1 Проверка остойчивости

Спасательную шлюпку, плавающую на воде, загружают балластом массой равной суммарной массе ее снабжения, двигателя и топлива.

Испытатели массой 82,5 кг каждый в количестве согласно вместимости шлюпки размещаются на одном ее борту. При этих условиях величина вошедшего в воду надводного борта должна быть (100±10) мм.

Балласт и испытателей взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, величину надводного борта измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

7.2.2 Проверка плавучести

Спасательную шлюпку, плавающую на воде, загружают балластом массой равной суммарной массе ее снабжения, двигателя, топлива и пассажиров согласно пассажировместимости шлюпки исходя из массы одного человека 82,5 кг. Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

Шлюпку полностью заливают водой, после чего она должна остаться на плаву.

7.2.3 Проверка прочности

7.2.3.1 Проверка ударом

Спасательную шлюпку с полным снабжением, включая двигатель, нагружают балластом массой равной суммарной массе испытателей согласно вместимости шлюпки, исходя из массы одного человека 82,5 кг. Балласт распределяют для имитации нормальной загрузки спасательной шлюпки. Шлюпку подвешивают и оттягивают в сторону так, чтобы будучи отпущенной она ударилась о закрепленную жесткую вертикальную поверхность со скоростью (3,5±0,1) м/с. Шлюпку отпускают, чтобы она ударилась о жесткую вертикальную поверхность. Шлюпка не должна получить повреждений, которые могут влиять на ее функционирование.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.2.3.2 Проверка сбрасыванием

Проверке сбрасыванием подвергают спасательную шлюпку прошедшую проверку ударом.

Спасательную шлюпку загружают в соответствии с 7.2.3.1 и подвешивают над водой на расстоянии от самой нижней точки шлюпки до поверхности воды (3,0±0,1) м, а затем разобщают, чтобы она свободно упала на воду. Шлюпка не должна получить повреждений, которые могут влиять на ее функционирование.

Высоту подвеса измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

7.2.3.3 Проверка прочности сидений

Каждое место для сидения на спасательной шлюпке должно быть нагружено балластом массой 100 кг. Места для сидения должны выдерживать эту нагрузку без какой-либо остаточной деформации или повреждения.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228.

7.2.4 Проверка расстояния от настила днища до тента

Расстояние от настила днища до тента измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502. Расстояние должно соответствовать требованиям ГОСТ 52638 (пункт 5.14.7).

7.2.5 Проверка времени посадки пассажиров

Испытатели в количестве согласно вместимости спасательной шлюпки с надетыми спасательными жилетами размещаются в шлюпке на штатных местах. Время посадки должно быть (3,0±0,1) мин.

После этого спасательная шлюпка должна маневрировать на воде, а один из пассажиров проверяет возможность использования всех имеющихся на ее борту предметов снабжения.

Время посадки пассажиров измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.2.6 Проверка конструкции посадочного трапа

Проверку конструкции посадочного трапа спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция посадочного трапа должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.10) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.7 Проверка конструкции двигателя

Проверку конструкции двигателя спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.14.16, 5.14.20, 5.14.21, 5.14.24 и 5.14.26) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.8 Проверка работы двигателя

Спасательная шлюпка должна быть загружена снабжением и в ней должны быть размещены испытатели согласно ее вместимости массой 82,5 кг каждый.

Двигатель запускают, после этого шлюпка должна маневрировать на воде в течение (4,0±0,1) ч со скоростью (6,0±0,1) узлов.

Шлюпку разгружают и вынимают из воды. Двигатель запускают на холостом ходу. Без водяного охлаждения двигатель должен работать в течение (5,0±0,1) мин не получая повреждений.

Шлюпку опускают на воду и заливают водой по ось коленчатого вала. Двигатель запускают на холостом ходу. Двигатель должен работать в течение (5,0±0,1) мин не получая повреждений.

Пассажиров взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, время маневрирования шлюпки измеряют часами по ГОСТ 10733, время работы двигателя без охлаждения и затопленного по ось коленчатого вала измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.2.9 Проверка ограждения гребного винта

Проверку конструкции ограждения гребного винта спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция ограждения гребного винта должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.22) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.10 Проверка средств подзарядки батареи стартера

Проверку средств подзарядки батареи стартера спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Средства подзарядки батареи стартера должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.26) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.11 Проверка наличия инструкции по пуску и эксплуатации двигателя

Проверку наличия, исполнения и размещения инструкции по пуску и эксплуатации двигателя спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Исполнение инструкции и ее размещение должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.27) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.12 Проверка доступности запорных клапанов трубопроводов топлива и смазки

Проверку наличия и доступности запорных клапанов трубопроводов топлива и смазки спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Расположение запорных клапанов должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.29) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.13 Проверка наличия спускного клапана

Проверку наличия, расположения, конструкции и обозначения спускного клапана спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Расположение, конструкция и обозначение спускного клапана должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.30) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.14 Проверка наличия руля и румпеля

Проверку наличия и конструкции руля и румпеля спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция руля и румпеля должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.31) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.15 Проверка наличия плавучего спасательного леера

Проверку наличия и расположения плавучего спасательного леера спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Расположение плавучего спасательного леера на шлюпке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.32) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.16 Проверка наличия ящиков для предметов снабжения

Проверку наличия и конструкции ящиков для предметов снабжения спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция ящиков для предметов снабжения должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.14.34 и 5.14.42) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.17 Проверка комплектности снаряжения

Проверку комплектности снаряжения спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Комплектность снаряжения должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.14.43 и 5.14.44) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.18 Проверка маркировки спасательной шлюпки

Проверку маркировки спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Маркировка спасательной шлюпки должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.45) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.19 Проверка расположения и площади световозвращающего материала на спасательной шлюпке

Проверку расположения световозвращающего материала на спасательной шлюпке проводят визуальным осмотром.

Расположение и площадь световозвращающего материала на спасательной шлюпке должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.48) и технической документации на конкретное изделие.

Размеры полос световозвращающего материала измеряют линейкой металлической по ГОСТ 427, после этого расчетом определяют площадь световозвращающего материала.

7.2.20 Проверка частично закрытой спасательной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Частично закрытую спасательную шлюпку подвергают проверкам в соответствии с требованиями 7.2.1.-7.2.19. Кроме того проводят следующие проверки.

7.2.20.1 Проверка конструкции водонепроницаемого закрытия

Проверку конструкции водонепроницаемого закрытия частично закрытой спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция водонепроницаемого закрытия должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.15.2) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.20.2 Проверка конструкции тента

Проверку конструкции тента частично закрытой спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция тента должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.15.3) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.20.3 Проверка установки тента

В частично закрытую спасательную шлюпку размещают испытателей согласно ее вместимости массой 82,5 кг каждый.

Тент должен быть установлен силами двух человек за время (3,0±0,1) мин.

Пассажиров взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, время установки тента измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.2.21 Проверка полностью закрытой спасательной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Полностью закрытую спасательную шлюпку подвергают проверкам в соответствии с требованиями 7.2.1-7.2.19. Кроме того проводят следующие проверки.

7.2.21.1 Проверка конструкции водонепроницаемого закрытия

Проверку конструкции водонепроницаемого закрытия полностью закрытой спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция водонепроницаемого закрытия должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.16.2) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.21.2 Проверка наличия и конструкции ремней безопасности

Проверку наличия и конструкции ремней безопасности полностью закрытой спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция ремней безопасности должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.16.3) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.21.3 Проверка остойчивости

На каждом месте для сидения полностью закрытой спасательной шлюпки, плавающей на воде, размещают и закрепляют балласт массой (82,5±0,1) кг так, чтобы его центр тяжести находился на высоте (300±10) мм над сиденьем. Шлюпку в закрытом состоянии постепенно поворачивают вокруг продольной оси, увеличивая угол крена до (180±1)° и разобщают. После разобщения шлюпка должна автоматически вернуться в прямое положение.

При проведении проверки двигатель шлюпки должен работать на холостом ходу и не прекращать работу при опрокинутом положении шлюпки.

Если конструкция двигателя обеспечивает его автоматическую остановку при опрокидывании шлюпки, то он должен легко запускаться при возвращении шлюпки в прямое положение и работать в течение (30±1) мин.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, время работы двигателя измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.2.21.4 Проверка плавучести

Полностью закрытую спасательную шлюпку, плавающую на воде с открытыми входами, загружают балластом массой, равной массе ее снабжения и полностью затапливают водой. Шлюпка должна остаться на плаву.

Вокруг продольной оси шлюпку поворачивают до угла крена до (180±1)° и разобщают. После разобщения шлюпка должна автоматически вернуться в прямое положение и иметь посадку, при которой входы расположены выше ватерлинии.

7.2.22 Проверка свободнопадающей спасательной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Свободнопадающую спасательную шлюпку подвергают проверкам в соответствии с требованиями 7.2.1-7.2.19, 7.2.21. Кроме того проводят следующие проверки.

7.2.22.1 Проверка конструкции кресел

Проверку конструкции кресел свободнопадающей спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция кресел должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.17.2) и технической документации на конкретное изделие.

Ширину кресел, высоту спинки и свободное пространство перед спинкой кресла измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

7.2.22.2 Проверка прочности кресел

На каждом кресле свободнопадающей спасательной шлюпки закрепляют балласт массой (100±0,5) кг так, чтобы под нагрузкой оказалась как спинка, так и поверхность сиденья. Шлюпку сбрасывают на воду с высоты в 1,3 раза превышающей одобренную для данной шлюпки высоту сбрасывания.

Кресла не должны получить остаточной деформации и повреждений.

Балласт взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, высоту сбрасывания измеряют рулеткой измерительной по ГОСТ 7502.

7.2.22.3 Проверка конструкции разобщающей системы

Проверку конструкции разобщающей системы свободнопадающей спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция разобщающей системы должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.17.6) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.23 Проверка спасательной шлюпки с автономной системой воздухоснабжения при проведении квалификационных испытаний

Спасательную шлюпку с автономной системой воздухоснабжения подвергают проверкам в соответствии с требованиями 7.2.1-7.2.19, 7.2.21, 7.2.22. Кроме того проводят следующую проверку.

7.2.23.1 Проверка работоспособности автономной системы воздухоснабжения

Закрывают все входы и отверстия спасательной шлюпки, включают в работу систему воздухоснабжения внутри шлюпки. Запускают двигатель и оставляют его работать на максимальных оборотах в течение (5,0±0,1) мин. Отключают двигатель на (30±1) с и запускают вновь на (10,0±0,1) мин. При этом контролируют давление воздуха внутри шлюпки по штатному манометру по ГОСТ 2405. Избыточное давление воздуха внутри шлюпки должно составлять (0,02±0,001) МПа.

Время измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.2.24 Проверка спасательной огнезащитной шлюпки при проведении квалификационных испытаний

Спасательную огнезащитную шлюпку подвергают проверкам в соответствии с требованиями 7.2.1-7.2.19, 7.2.21-7.2.23. Кроме того проводят следующие проверки.

7.2.24.1 Проверка наличия инструкции по эксплуатации в огневых условиях и комплекта медикаментов

Проверку наличия инструкции по эксплуатации в огневых условиях и комплекта медикаментов спасательной огнезащитной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Исполнение и размещение инструкции, а также комплект медикаментов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.19.2) и технической документации на конкретное изделие.

7.2.24.2 Проверка эффективности огнезащиты

Спасательную огнезащитную шлюпку помещают в емкость, заполненную водой, на поверхности которой плавает керосин в таком количестве, чтобы после того, как он будет подожжен, шлюпка была полностью охвачена пламенем в течение (8,0±0,1) мин.

Двигатель шлюпки разобщают с гребным валом и запускают на полные обороты. Включают в работу автономную систему воздухоснабжения шлюпки, а также систему ее водяного орошения. На корпусе шлюпки устанавливают систему, обеспечивающую измерения давления внутри шлюпки, а также отбор воздуха из шлюпки для проведения газового анализа. Внутри шлюпки в 10 местах на уровне головы сидящего человека устанавливают термографы по ГОСТ 6416. Поджигают керосин и полностью охваченную огнем шлюпку оставляют на (8,0±0,1) мин.

В процессе проведения проверки температура внутри шлюпки должна быть (60±1)°С. Воздух внутри шлюпки должен быть пригоден для дыхания людей. Внутри шлюпки должно постоянно поддерживаться избыточное давление воздуха (0,02±0,001) МПа.

Время длительности проверки измеряют часами по ГОСТ 10733, избыточное давление воздуха измеряют мановакуумметром по ГОСТ 2405, температуру контролируют по показаниям термографа по ГОСТ 6416.

7.2.24.3 Проверка конструкции системы водяного орошения

Проверку конструкции системы водяного орошения огнезащитной спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Конструкция системы водяного орошения должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.19.3) и технической документации на конкретное изделие.

7.3 Методы контроля спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

7.3.1 Проверка внешнего вида и соответствия чертежам

Проверку внешнего вида и соответствия чертежам проводят визуальным осмотром спасательного плота наполненного воздухом до рабочего давления и сличением с технической документацией.

Спасательный плот должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.8.5, 5.8.8-5.8.12, 5.8.15, 5.10.2, 5.10.7 и 5.10.8) и технической документации на конкретное изделие.

7.3.2 Проверка комплектности

Проверку комплектности спасательного плота проводят визуальным осмотром.

Комплектность спасательного плота должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.8.13, 5.8.14) и технической документации на конкретное изделие.

7.3.3 Проверка прочности

Прочность спасательного плота проверяют при отсоединенной автономной системе воздухоснабжения и закрытых предохранительных клапанах. Проверка проводится путем наполнения отсеков камеры плавучести, опоры тента и надувных элементов днища воздухом от системы сжатого воздуха испытательного стенда до давления, в 2 раза превышающего рабочее давление плота, которое выдерживают в течение (30±1) мин. По истечении указанного времени не должно быть нарушения целостности швов, ткани и отклейки деталей.

Давление измеряют манометром по ГОСТ 2405, время измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.3.4 Проверка герметичности

Герметичность спасательного плота проверяют при отсоединенной автономной системе воздухоснабжения и закрытых предохранительных клапанах. Проверка проводится созданием давления воздухом от системы сжатого воздуха испытательного стенда до давления, в 1,5 раза превышающего рабочее давление плота. Давление создают в отсеках камеры плавучести, опоры тента и надувных элементов днища и выдерживают в течение (20±1) мин. Затем открывают пробки предохранительных клапанов для снижения давления в отсеках камеры плавучести, опоре тента и надувных элементах днища до рабочего значения и выдерживают при этом давлении в течение (60±1) мин. Падение давления по истечении указанного времени не должно превышать 10% рабочего давления плота. Давление измеряют манометром по ГОСТ 2405, время измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.3.5 Проверка давления срабатывания предохранительных клапанов

Проверку срабатывания предохранительных клапанов спасательного плота проверяют при отсоединенной автономной системе воздухоснабжения. Производят наполнение воздухом каждого отсека камеры плавучести от системы сжатого воздуха испытательного стенда до момента открытия предохранительного клапана. После открытия предохранительного клапана подачу воздуха прекращают. Фиксируют значение давления воздуха при открытии предохранительного клапана.

Предохранительные клапаны должны срабатывать при превышении рабочего давления в камере плавучести на 10%. Давление измеряют манометром по ГОСТ 2405.

7.3.6 Методы контроля спускаемых спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Спускаемый спасательный плот подвергают проверкам по 7.3.1-7.3.5. Кроме того проводят следующие проверки.

7.3.6.1 Проверка прочности

Проверку прочности спускаемого спасательного плота проводят по 7.1.22.1, 7.1.22.2.

7.3.6.2 Проверка конструкции

Проверку конструкции спускаемого спасательного плота проводят по 7.1.22.3.

7.3.7 Методы контроля двусторонних спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Двусторонний спасательный плот подвергают проверкам по 7.3.1-7.3.5. Кроме того проводят следующую проверку.

7.3.7.1 Проверка времени установки тента

Двусторонний спасательный плот, плавающий в контейнере на воде, приводят в рабочее положение путем вытягивания фалиня. На днище плота размещаются испытатели в количестве согласно вместимости плота массой 82,5 кг каждый. Тент должен быть установлен с помощью двух испытателей за время (3,0±0,1) мин. Время измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.3.8 Методы контроля спасательных плотов при проведении приемо-сдаточных испытаний

Спасательный плот в части параметров "самовосстанавления" и "самоосушения" подвергают проверкам по 7.3.1-7.3.5. Кроме того проводят следующие проверки.

7.3.8.1 Проверка самовосстановления

Проверку самовосстановления проводят по 7.1.25.1.

7.3.8.2 Проверка самоосушения

Проверку самоосушения проводят по 7.1.24.1.

7.3.9 Методы контроля спасательных шлюпок при проведении приемо-сдаточных испытаний

7.3.9.1 Проверка внешнего вида спасательной шлюпки и ее соответствия технической документации

Проверку внешнего вида спасательной шлюпки и ее соответствия технической документации проводят визуальным осмотром и сличением с технической документацией.

Спасательная шлюпка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.14.4, 5.14.8, 5.14.10, 5.14.12, 5.14.13, 5.14.30-5.14.42, 5.14.48, 5.15.2-5.15.5, 5.16.2, 5.16.3, 5.16.6, 5.16.7, 5.16.10, 5.17.2, 5.17.6, 5.19.2) и технической документации на конкретное изделие.

7.3.9.2 Проверка комплектности

Проверку комплектности спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Комплектность спасательной шлюпки должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункт 5.14.43) и технической документации на конкретное изделие.

7.3.9.3 Проверка маркировки

Проверку маркировки спасательной шлюпки проводят визуальным осмотром.

Маркировка спасательной шлюпки должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52638 (пункты 5.14.47, 5.14.48) и технической документации на конкретное изделие.

7.3.10 Методы контроля спасательных плотов при проведении периодических испытаний

7.3.10.1 Проверка массы

Проверку массы спасательного плота проводят по 7.1.6.

7.3.10.2 Проверка времени надувания

Проверку времени надувания спасательного плота проводят по 7.1.16.

7.3.10.3 Проверка сбрасыванием на воду

Проверку сбрасыванием на воду спасательного плота проводят по 7.1.1.

7.3.10.4 Проверка плавучести плота в контейнере

Контейнер с плотом помещают в бассейн, нагружают грузом массой (35±1) кг и выдерживают в течение (30±1) мин. В течение указанного времени плот должен обладать положительной плавучестью.

Груз взвешивают на весах по ГОСТ Р 53228, время измеряют часами по ГОСТ 10733.

7.3.10.5 Проверка водонепроницаемости и плавучести упаковки со снаряжением плота

Проверку водонепроницаемости и плавучести упаковки со снаряжением спасательного плота проводят путем погружения до верхней кромки на (5,0±0,5) мин.

После всплытия упаковка со снаряжением должна оставаться на плаву в течение (30±1) мин. Наличие воды во внутренней упаковке не допускается.

7.3.11 Методы контроля спасательных шлюпок при проведении периодических испытаний

7.3.11.1 Проверка габаритных размеров

Спасательную шлюпку устанавливают на ровную площадку и производят измерения габаритных размеров.

Для измерения длины шлюпки устанавливают угольники, соприкасающиеся с самой выпуклой частью шлюпки носа и кормы. Рулеткой измерительной по ГОСТ 7502 производят измерение расстояния между концами угольников.

Для измерения ширины шлюпки устанавливают угольники в районе миделя с обеих сторон шлюпки на одинаковом расстоянии от кормы и производят измерение между концами угольников.

Проверку металлического шаблона проводят один раз в 6 месяцев с помощью поверочной линейки по ГОСТ 427.

7.3.11.2 Проверка габаритных размеров спасательной шлюпки с надувным бортом

Спасательную шлюпку с надувным бортом подвергают проверке по 7.3.11.1.

Спасательную шлюпку устанавливают на ровную площадку и производят измерение диаметра борта по миделю, поместив торцом в районе миделя на борта шлюпки металлический шаблон таким образом, чтобы концы шаблона равномерно выступали с обеих сторон за шлюпку.

8 Транспортирование и хранение

8.1 Перед транспортированием КСС должны быть упакованы в ящики из листовых древесных материалов неразборные по ГОСТ 5959. Упакованные КСС перевозят всеми видами транспорта при температуре от минус 30 до плюс 65°С с точностью ±1°С при условии соблюдения правил перевозок грузов, действующих на этих видах транспорта.

Транспортирование КСС должно производиться в крытых вагонах, трюмах судов, закрытых автомашинах, контейнерах.

Не допускается транспортирование КСС совместно с бензином, керосином, маслами, кислотами, щелочами.

8.2 Хранение КСС должно производиться в упаковке предприятия-изготовителя в складских помещениях, защищенных от воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей, на расстоянии (1±0,1) м от отопительных приборов.

Температура воздуха в помещениях должна быть в пределах от минус 5 до плюс 40°С с точностью ±1°С при относительной влажности (80±5)%.

Не допускается хранение КСС совместно с бензином, керосином, маслами, кислотами, щелочами, растворителями и другими агрессивными веществами.

9 Указания по эксплуатации

КСС должны быть пригодны к использованию в диапазоне температур воздуха от минус 30 до плюс 65°С с точностью ±1°С и воды от 0 до 30°С с точностью ±1°С.

10 Гарантии изготовителя

10.1 Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие качества КСС требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий и правил транспортирования, хранения и эксплуатации.

10.2 В технических условиях на КСС конкретного типа должны быть установлены гарантийные сроки с учетом требований настоящего стандарта.

10.3 Гарантийный срок хранения - не менее 2 лет со дня приемки КСС. Гарантийный срок эксплуатации - не менее 10 лет, включая гарантийный срок хранения.

Срок освидетельствования КСС на станции обслуживания надувных спасательных средств - 12 мес.

Библиография

[1]

Российский морской регистр судоходства. Правила по оборудованию морских судов. Часть II. Спасательные средства*

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

[2]

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 с поправками

[3]

Пересмотренные рекомендации по испытаниям спасательных средств - Резолюция MSC.81(70) с поправками, принятыми MSC.200(80), MSC.226(82), MSC.274(85)

УДК 627.77-001.33:006.354

ОКС 47.080

ОКП 64 1830

Ключевые слова: инженерные сооружения, эксплуатируемые на акваториях, коллективные средства спасания, спасательный плот, контейнер с плотом, оросительная система, разобщительная система, система воздухоснабжения, спасательная шлюпка

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2015