agosty.ru49. АВИАЦИОННАЯ И КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА49.025. Материалы для авиационно-космических конструкций

ПНСТ 658-2022 Материалы авиационные. Порядок общей и специальной квалификации

Обозначение:
ПНСТ 658-2022
Наименование:
Материалы авиационные. Порядок общей и специальной квалификации
Статус:
Действует
Дата введения:
11.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
49.025

Текст ПНСТ 658-2022 Материалы авиационные. Порядок общей и специальной квалификации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет 658—

2022



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАТЕРИАЛЫ АВИАЦИОННЫЕ

Порядок общей и специальной квалификации

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы» (АО «ОКБ «Аэрокосмические системы»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2022 г. № 39-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gost.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАТЕРИАЛЫ АВИАЦИОННЫЕ

Порядок общей и специальной квалификации

Aviation materials. Procedures of the general and special qualification

Срок действия — с 2022—11—01 до 2025—11—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок общей и специальной квалификации для обеспечения контроля за изготовлением и применением авиационных материалов, а также оценки соответствия материалов, полуфабрикатов и их допуска при разработке, производстве и ремонте авиационной техники гражданского назначения с целью обеспечения их качества на стадиях создания и серийного производства, в том числе обеспечение выполнения требований [1].

Действие стандарта распространяется на материалы:

  • - предполагаемые к использованию в конструкциях авиационной техники;

  • - предполагаемые к использованию при модификации и ремонте авиационной техники;

  • - для которых разработчиком или производителем авиационной техники предусмотрена смена предприятия-производителя;

  • - авиационного назначения, предполагаемые к изготовлению предприятиями, ранее не выпускавшими такие материалы;

  • - авиационного назначения, в серийное производство которых внесено изменение состава/компо-нента и/или технологического процесса их изготовления.

Предметом рассмотрения данного стандарта являются следующие группы материалов:

  • а) применяемые в основных силовых и особо ответственных элементах (деталях) конструкции;

  • б) применяемые в элементах конструкции, повреждение которых может отрицательно повлиять на летную годность конструкции, но не входящие в группу по перечислению а);

  • в) применяемые в конструкциях, обеспечивающих жизнедеятельность экипажа и пассажиров, — интерьере, аварийном оборудовании и других компонентах (специальной квалификации не подлежат, если нет специального требования уполномоченных органов);

  • г) функциональные материалы — герметики, покрытия, краски и т. д., относящиеся к конструкциям по перечислениям а), б), в) (специальной квалификации не подлежат, если нет специального требования авиационных инстанций).

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 58175 Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования

ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесяч-

Издание официальное нога информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины, определения и сокращения

    • 3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

      • 3.1.1

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 56079—2014, пункт 3.1]

  • 3.1.2 материал: Вещество (смесь или соединение веществ), имеющее состав, строение, структуру и определяемый ими комплекс свойств.

  • 3.1.3 полуфабрикат: Материал, поставляемый изготовителю АТ в форме, пригодной для преобразования в элемент конструкции с помощью дополнительных технологических операций, предусмотренных нормативной и соответствующей конструкторской документацией.

Примечание — Далее в тексте используется только термин «материал» с учетом того, что конкретная форма материала, поставляемого на производство АТ, должна точно определяться в соответствии с требованиями НД.

  • 3.1.4

изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

[ГОСТ Р 56079—2014, пункт 3.5]

  • 3.1.5 авиационный материал: Материал, предназначенный для изготовления деталей гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, оборудования управления и контроля беспилотной авиационной системы, прошедший общую квалификацию.

  • 3.1.6 общая квалификация материала: Комплекс действий, посредством которых материал (полуфабрикат) фиксируется на уровне состава, процессов изготовления, свойств и характеристик, подтверждаемых в процессе приемо-сдаточных испытаний материала (полуфабриката) как объекта серийного производства.

  • 3.1.7 предприятие — производитель материала: Предприятие, осуществляющее производство исходных компонентов, материалов и полуфабрикатов.

  • 3.1.8

разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.

[ГОСТ Р 58849—2020, пункт 3.1.38]

  • 3.1.9 разработчик материала: Лицензированная в установленном порядке организация, обладающая необходимой исследовательской и экспериментально-технологической базами, квалифицированными кадрами и научно-техническим заделом, позволяющими ей разрабатывать новые авиационные материалы.

  • 3.1.10 специальная квалификация материала: Комплекс действий, посредством которых определяется, что материал, примененный в типовой конструкции АТ, обладает свойствами, необходимыми для обеспечения летной годности АТ.

  • 3.1.11 паспорт на материал [полуфабрикат]: Документ установленной формы, содержащий полученные экспериментально значения свойств материала (изготовленного в условиях опытно-промышленного или серийного производства), определение которых необходимо для предварительной оценки возможности использования материала в конструкции авиационной техники, и подтверждающий предполагаемую область применения.

  • 3.1.12 паспортизация авиационного материала [полуфабриката]: Комплекс документально утвержденных действий, посредством которых фиксируется состав, уровень свойств нового материала и технологические параметры его опытно-промышленного или серийного производства с целью подтверждения возможности (предварительной оценки) применения в конструкциях авиационной техники.

  • 3.1.13 спецификация на материалы авиационной техники: Документ, содержащий перечень типов материалов (полуфабрикатов), которые применяются для основных и особо ответственных деталей АТ, а также типов материалов (герметики, покрытия и др.), применяемых для защиты элементов указанных категорий от неблагоприятных внешних воздействий.

Примечание — В данном документе для каждого типа материала должны быть идентифицированы НД, по которым он выпускается, а также указан соответствующий тип элемента конструкции с приведением обобщенных данных об условиях работы указанного элемента в процессе предполагаемой эксплуатации АТ.

  • 3.1.14 основные детали: Элементы конструкции, которые воспринимают значительную часть полетных, наземных нагрузок или нагрузок от избыточного давления и разрушение которых может привести к аварийной или катастрофической ситуации.

  • 3.1.15 особо ответственные детали: Элемент конструкции, единичный отказ которого может привести к аварийной ситуации.

  • 3.1.16 предприятие-поставщик: Официальный представитель предприятия-изготовителя.

  • 3.1.17 испытательная лаборатория [центр]: Аккредитованная в установленном порядке Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) лаборатория, ежегодно участвующая в межлабораторных сличительных испытаниях (МОИ) и выполняющая квалификационные испытания в соответствии с областью аккредитации.

  • 3.1.18 ответственная организация: Организация, ответственная за реализацию приоритетного технологического направления «Технологии материаловедения», назначаемая Постановлением Правительства Российской Федерации.

  • 3.1.19 нормативная документация на материал: Совокупность документов, устанавливающих требования к методам изготовления, контроля, испытания и применения материалов.

  • 3.1.20

технические условия: Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

[ГОСТ 1.1—2002, пункт 4.2]

  • 3.1.21 расчетные значения характеристик прочности материалов (характеристики): Уровни свойств материалов, допускаемые для расчетного определения гарантированной прочности и долговечности парка однотипных элементов конструкций.

Примечание — По 613 [2]—[5] и 33.15 [6].

  • 3.1.22 (исходный) компонент: Вещество или материал, используемый в технологическом процессе изготовления материала (полуфабриката).

  • 3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:

АТ — авиационная техника;

ГТД — газотурбинный двигатель;

ИЛ (ИЦ)— Испытательная лаборатория (Испытательный центр);

МСИ — межлабораторные сличительные испытания;

НД — нормативная документация;

ОД — основная деталь;

ООД — особо ответственная деталь;

РЗХП — Расчетные значения характеристик прочности материалов;

Росавиация — Федеральное агентство воздушного транспорта;

ТУ — технические условия.

  • 4 Общие сведения

Процесс оценки соответствия материалов и полуфабрикатов для допуска при разработке, производстве и ремонте авиационной техники включает:

  • - общую и специальную квалификацию для определения свойств, в том числе в ожидаемых условиях эксплуатации;

  • - экспертизу спецификаций материалов в конструкциях АТ по обоснованности их применения и защиты от внешних воздействующих факторов;

  • - оценку соответствия производства (одобрение) авиационных материалов.

  • 5 Общая квалификация материала

    • 5.1 Все материалы, планируемые к применению в конструкциях АТ, должны пройти общую квалификацию, кроме нижеследующих:

  • - комбинированных материалов, являющихся конструкцией из отдельных паспортизованных материалов, параметры и эксплуатационные характеристики которых могут быть определены расчетным путем;

  • - связующих, в том числе клеевых;

  • - отдельных компонентов для получения материалов;

  • - жидкостей, смазок, паст;

  • - материалов функционального назначения и уплотнительных материалов для ГТД;

  • - материалов функционального назначения для приборной техники (кроме клеев);

  • - материалов технологического назначения;

  • - материалов, не имеющих самостоятельного применения (сварочные материалы, припои, покрытия);

  • - сыпучих материалов (порошки сплавов, компоненты металломатричных композиционных материалов);

  • - декоративно-отделочных материалов (при наличии НД на поставку и квалификационных испытаний на тепло-дымовыделение и горючесть по [3] (пункты 853, 854, 855, 856).

  • 5.2 Координацию работ по оценке соответствия материалов по программам общей квалификации, оформление паспорта на материал, выдачу рекомендаций по его применению, обеспечивающих полноту и точность сведений о свойствах и их соответствию современным требованиям осуществляет ответственная организация.

  • 5.3 Основные этапы общей квалификации

    • 5.3.1 Разработчик материала выпускает НД на материал.

    • 5.3.2 Разработчик материала выпускает программу общей квалификации (паспортизации) материала, согласованную с ответственной организацией.

    • 5.3.3 Испытания в рамках программы общей квалификации материала проводят в ИЛ (ИЦ) с выпуском протоколов испытаний.

    • 5.3.4 После проведения анализа представленных разработчиком материала сведений и результатов испытаний с привлечением заинтересованных организаций, включая разработчика и потребителя материала, ответственной организацией принимается решение об утверждении (внесении изменений) паспорта на материал.

  • 5.4 Программа общей квалификации (паспортизации) должна включать в себя испытания по определению характеристик, подтверждающих заявляемую область применения материала в ожидаемых условиях эксплуатации, включая воздействие внешних факторов.

  • 5.5 При необходимости дополнения паспорта на материал или изменения заявленной области применения проводятся работы по 5.3.2—5.3.4.

  • 5.6 При внесении изменений в НД на материал в части основных компонентов или технологии его изготовления необходимо повторно провести процедуру общей квалификации.

  • 6 Специальная квалификация

    • 6.1 Специальная квалификация может проводиться только для материалов, прошедших общую квалификацию.

    • 6.2 Специальная квалификация проводится для материалов ОД и ООД АТ.

    • 6.3 Специальная квалификация материалов, предполагаемых к применению в конструкции АТ, проводится по программам, составленным разработчиком АТ. Программы должны содержать перечень и методики испытаний для получения характеристик прочности материалов в ожидаемых условиях эксплуатации.

    • 6.4 Разработчик АТ привлекает для проведения испытаний в рамках специальной квалификации материалов не менее двух ИЛ (ИЦ), аккредитованных Росавиацией.

    • 6.5 По результатам испытаний определяют РЗХП авиационных материалов.

    • 6.6 По результатам специальной квалификации выпускают справочник-руководство, содержащий РЗХП авиационных материалов.

  • 7 Спецификация на материалы конструкции АТ

    • 7.1 В конструкции АТ могут быть использованы только материалы, прошедшие общую квалификацию.

    • 7.2 На этапе рабочего проектирования разработчик АТ должен сформировать спецификацию на материалы конструкции АТ, где должны быть указаны типы материалов, применяемые для особо ответственных элементов конструкции и основных силовых элементов, а также типы материалов (лакокрасочные материалы, герметики, покрытия и др.) для защиты от внешних воздействующих факторов, которые могут оказать влияние на прочность материала.

    • 7.3 В спецификации для каждого типа материала должны быть идентифицированы НД (ГОСТ, ОСТ, ТУ), а также указан соответствующий тип элемента конструкции с приведением обобщенных данных об условиях работы материала в указанном элементе в процессе предполагаемой эксплуатации. При этом необходимо подтвердить, что в предусмотренных типовой конструкцией АТ зонах контакта применяемых материалов, горючесмазочных материалов и специальных жидкостей обеспечивается отсутствие их недопустимого взаимного неблагоприятного воздействия.

    • 7.4 Спецификация на материалы АТ должна пройти экспертную оценку в ответственной организации по правильности выбора и применения вида материала и типа полуфабриката в конструкции в ожидаемых условиях эксплуатации.

    • 7.5 Разработчик АТ должен разработать с учетом материалов, включенных в спецификацию, инструкцию по способам защиты деталей АТ в целом и провести ее экспертную оценку в ответственной организации.

  • 8 Материалы иностранного производства

    • 8.1 Допуск материалов иностранного производства, включая сырье для их изготовления, при разработке, производстве и ремонте авиационной техники гражданского назначения осуществляется при одновременном обязательном соблюдении следующих условий:

  • - отсутствия производства отечественных материалов, необходимых для выполнения требований технических характеристик АТ или в случае прекращения производства ранее примененных в конкретном изделии материалов;

  • - соответствия физико-механических свойств материалов иностранного производства свойствам, обеспечивающим выполнение требований к АТ, установленных техническим заданием на выполнение опытно-конструкторской работы по его разработке или утвержденной конструкторской и технологической документацией на производство;

  • - обеспечения технологической независимости при разработке, производстве и эксплуатации АТ.

  • 8.2 Материалы иностранного производства должны пройти верификацию и валидацию в объеме общей квалификации.

  • 8.3 Экспертизу обоснованности и правильности выбора материалов иностранного производства, планируемых к применению в конструкции АТ, проводит ответственная организация.

  • 9 Оценка соответствия производства (одобрение)

    авиационных материалов

    9.1 Для исключения поставок контрафактной продукции предприятия — изготовители авиационной техники гражданского назначения должны использовать материалы, поставляемые одобренными в соответствии с 9.2—9.7 (или сертифицированными в установленном порядке) предприятиями-производителями и предприятиями-поставщиками.

    • 9.2 Оценку соответствия производства (одобрение) авиационных материалов проводят отраслевые объединения или предприятия разработчики (изготовители) авиационной техники, входящие в эти объединения в соответствии с ГОСТ Р 58876 и ГОСТ Р 58175.

    • 9.3 Материалы должны быть изготовлены на предприятиях-производителях, имеющих действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р 58876.

    • 9.4 Предприятия—изготовители АТ должны использовать в производстве материалы, поставленные предприятиями-поставщиками, которые прошли:

  • - проверку полноты и качества оформления сопроводительной документации;

  • - входной контроль в объеме действующей НД (ТУ, ОСТ, ГОСТ) в ИЛ (ИЦ) или в испытательных лабораториях (центрах), ежегодно участвующих в МСИ.

  • 9.5 Сопроводительная документация должна включать документ о качестве (сертификат, паспорт на продукцию или аналогичный документ):

  • - удостоверяющий качественные и количественные характеристики принятой продукции;

  • - имеющий подпись и печать отдела технического контроля предприятия-производителя, подпись и номерную печать технической приемки.

  • 9.6 Предприятие — изготовитель АТ должно проводить учет:

  • - оформленных документов (сертификатов, паспортов) на качество принимаемой продукции с обязательной проверкой подлинности на предприятиях — производителях материалов при закупках у предприятий-поставщиков;

  • - сведений об отгрузке материалов (наименований предприятия-производителя).

  • 9.7 Предприятием — изготовителем АТ должен осуществляться контроль легитимности получения материалов, их дальнейшего использования в системе логистики и возможности применения в производстве.

  • 9.8 Процедуры контроля качества материалов, проводимые в соответствии с указаниями настоящего стандарта, не отменяют отраслевых стандартов и другой отраслевой нормативной документации по контролю качества материалов в серийном производстве.

  • 10 Замена компонентов материала

    • 10.1 При замене компонентов материала на аналогичные по характеристикам без изменения технологии производства материала проводятся всесторонние исследования свойств материала по согласованной с ответственной организацией программе.

    • 10.2 Испытания по программе всесторонних исследований проводятся в ИЛ (ИЦ).

    • 10.3 При получении свойств материала по результатам всесторонних исследований, соответствующих результатам общей и специальной квалификации, по решению разработчика АТ допускается временное (с ограничениями) использование материала с новыми компонентами до прохождения процедур общей и специальной квалификации.

      Библиография

      [1] Федеральные авиационные правила ФАП 21

      Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21 (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. № 184)

      [2] Авиационные правила АП 23

      Нормы летной годности гражданских легких самолетов. Часть 23 (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 13)

      [3] Авиационные правила АП 25

      Нормы летной годности самолетов транспортной категории. Часть 25 (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 13)

      [4] Авиационные правила АП 27

      Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории. Часть 27 (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 13)

      [5] Авиационные правила АП 29

      Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории. Часть 29 (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 13)

      [6] Авиационные правила АП 33

      Нормы летной годности двигателей воздушных судов. Часть 33 (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 13)

УДК 629.7.017

ОКС 49.025


Ключевые слова: материалы авиационные, общая квалификация, специальная квалификация

Редактор В.Н. Шмельков Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 24.06.2022. Подписано в печать 06.07.2022. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,12.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.