ГОСТ Р ИСО 14505-2-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эргономика термальной среды
ОЦЕНКА ТЕРМАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Часть 2
Определение эквивалентной температуры
Ergonomics of the thermal environment. Evaluation of thermal environments in vehicles. Part 2. Determination of equivalent temperature
ОКС 13.180
Дата введения 2014-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1652-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14505-2:2006* "Эргономика термальной среды. Оценка термальной среды в транспортном средстве. Часть 2. Определение эквивалентной температуры" (ISO 14505-2:2006 "Ergonomics of the thermal environment - Evaluation of thermal environments in vehicles - Part 2: Determination of equivalent temperature", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительных приложениях ДА и ДБ
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Взаимодействие конвективного, лучистого и проводящего теплообмена в салоне транспортного средства является достаточно сложным. Внешние термальные нагрузки в сочетании с внутренней системой обогрева и вентиляции транспортного средства создают микроклимат, который может значительно изменяться во времени и пространстве. Возникают условия температурной асимметрии, и часто именно они являются главной причиной жалоб на температурный дискомфорт. Микроклимат в транспортных средствах, которые вообще не имеют или имеют слабую систему отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC-система
________________
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает руководство по оценке температурных условий в салоне транспортного средства. Он также применим для исследования других замкнутых пространств с асимметричными температурными условиями. Стандарт, в основном, предназначен для оценки температурных условий в случаях, когда отклонения от термонейтральной зоны относительно небольшие. Методология, приведенная в настоящем стандарте, может быть включена в стандарты по испытаниям HVAC-систем
________________
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO 13731, Ergonomics of the thermal environment. Vocabulary and symbols (Эргономика термальной среды. Словарь и символы)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 13731, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 эквивалентная температура,
3.2 эквивалентная температура всего тела,
3.3 эквивалентная температура сегмента,
3.4 направленная эквивалентная температура,
3.5 всенаправленная эквивалентная температура,
3.6 сегмент (segment): Часть теплового манекена, имеющего форму человека, обычно соответствующая реальной части тела, состоящая из одной или нескольких зон, для которой указывают эквивалентную температуру сегмента,
3.7 зона (zone): Независимо регулируемая физическая часть сегмента, в пределах которой измеряют температуру поверхности и теплообмен.
3.8 HVAC-система (HVAC-system): Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха внутри транспортного средства и/или кабины.
4 Принципы оценки
Принцип оценки основан на измерении эквивалентной температуры. Эквивалентная температура представляет собой комплексное измерение физических характеристик воздействия температурных условий на сухой теплообмен человека. На основе фактического значения температуры и колебаний эквивалентной температуры могут быть оценены условия теплового баланса в термонейтральной зоне или близком к ней диапазоне. Температурная чувствительность человека в большой степени зависит от общих и локальных изменений температуры вблизи поверхности кожи. Значения эквивалентной температуры определенной среды тесно связаны с восприятием человеком температурных условий в этой среде. Благодаря этому можно интерпретировать
Температурные условия оценивают с точки зрения общей эквивалентной температуры, которая описывает уровень термальной нейтральности среды.
Температурные условия также оценивают при анализе локальных воздействий на определенные участки поверхности тела человека. Локальные эквивалентные температуры определяют размер потери тепла (локального дискомфорта) определенными участками поверхности тела человека в диапазоне приемлемых уровней температур.
4.1 Общее описание эквивалентной температуры
Эквивалентная температура - это физическая величина, которая объединяет независимые воздействия конвекции и излучения на теплообмен тела человека. Их взаимосвязь лучше всего описана для общего (т.е. всего тела) теплообмена. Доступно ограниченное количество данных о взаимосвязях между локальным сухим теплообменом и локальной эквивалентной температурой. Стандартизованное определение
4.2 Общий принцип определения эквивалентной температуры
Определение
где
На практике эквивалентную температуру определяют и устанавливают с помощью следующего уравнения
где
Стандартная среда состоит из однородных, равномерных температурных условий с
5 Специфические эквивалентные температуры
5.1 Общая информация
Так как не существует метода измерений истинной общей или локальной
a) эквивалентная температура всего тела;
b) эквивалентная температура сегмента;
c) эквивалентная температура в заданном направлении;
d) эквивалентная температура во всех направлениях.
5.2 Эквивалентная температура всего тела
5.2.1 Принцип определения
Принцип определения заключается в измерении общего теплового потока от испытательного манекена, имеющего форму и размер человеческого тела и состоящего из нескольких зон, каждая со своей температурой поверхности, приближенной к температуре реального тела человека. Теоретически эквивалентная температура всего тела может быть измерена с помощью теплового манекена или большого количества плоских нагреваемых датчиков, прикрепленных к обычному манекену. Точность результата зависит от температуры поверхности, размера тела, количества и распределения зон, позы и т.д. Подходящим методом является использование теплового манекена с отдельно нагреваемыми зонами, охватывающими все тело, с температурами поверхностей, приближенными к температурам реального тела человека. Манекен, имеющий размер человека, но только одну зону, не позволяет определить реальную
5.2.2 Вычисление
где
Значение
Для обеспечения возможности сравнения результатов, полученных с использованием разных манекенов, измеренная
5.3 Эквивалентная температура сегмента
5.3.1 Принцип определения
Принцип определения заключается в измерении общего теплового потока от сегмента, состоящего из одной или нескольких зон, каждая со своей температурой поверхности, приближенной к температуре реального тела человека.
Эквивалентная температура сегмента
5.3.2 Вычисление
где
Значение
Сегмент может быть выбран произвольно, но он должен состоять из одной или нескольких полных зон. Обычно в качестве сегмента выбирают такие части тела, как голова, кисти рук, руки, ступни, ноги, грудная клетка, спина, ягодицы.
Для обеспечения возможности сравнения результатов с результатами других измерений, результат измерения
5.4 Направленная эквивалентная температура
5.4.1 Принцип определения
Принцип определения заключается в измерении общего теплового потока от небольшой плоской поверхности с известной температурой. Направленная
5.4.2 Вычисление
где
Значение
Локальная эквивалентная температура
где
где
Общая эквивалентная температура может быть вычислена как средневзвешенное значение локальных эквивалентных температур
где
Для обеспечения возможности сравнения результатов с результатами других измерений, измеренное значение
5.5 Всенаправленная эквивалентная температура
5.5.1 Принцип определения
Принцип определения заключается в измерении общего теплового потока от поверхности эллипсоида с известной температурой. Всенаправленная
5.5.2 Вычисление
где
Значение
Всенаправленная
где
Для обеспечения возможности сравнения результатов измерений с результатами других измерений измеренное значение
6 Средства измерений
Несколько методов и средств измерений, основанных на различных принципах измерений, приведены в приложениях A и B. Метод измерений должен быть выбран в зависимости от целей измерений.
Результаты измерений, полученные с помощью принципиально разных методов, нельзя сравнивать друг с другом, т.к. им соответствуют различные уровни:
- надежности;
- обоснованности;
- утверждения;
- повторяемости;
- точности;
- общности;
- сложности;
- стоимости;
- пригодности.
Характеристики и требования методов приведены в приложении B. Требования к процедурам калибровки приведены в приложении C.
7 Оценка
Эквивалентная температура представляет собой количественную характеристику условий физического теплообмена. Значение
Интерпретация эквивалентной температуры с точки зрения температурной чувствительности основана на серии исследований с привлечением испытуемых, на которых были измерены специфические эквивалентные температуры. Примеры интерпретации приведены в приложении C. Для некоторых типов эквивалентной температуры данные для сравнения с оценкой испытуемых отсутствуют. Тем не менее, такие виды измерений могут быть использованы для дифференциальных измерений температурных условий.
7.1 Определение эквивалентной температуры всего тела
Определение эквивалентной температуры всего тела предпочтительно выполнять с использованием теплового манекена или объединения отдельных измерений с использованием всенаправленных датчиков, расположенных в определенных местоположениях в салоне транспортного средства.
7.1.1 Определение эквивалентной температуры с использованием всенаправленных датчиков
Описание всенаправленных датчиков приведено в приложениях A и B. Датчики помещают на стойку, имитирующую тело человека, и сиденье транспортного средства. Не менее шести датчиков помещают в установленных местах, а измерения проводят после достижения установившихся температурных условий. Эквивалентную температуру всего тела измеряют как средневзвешенное по площади значение показаний отдельных датчиков. Интерпретация значений должна быть выполнена в соответствии с приложением D.
7.1.2 Определение эквивалентной температуры с использованием теплового манекена
Требования к манекену и процедурам описаны в приложениях A и B. Манекен помещают на сиденье транспортного средства и измеряют потерю тепла всего тела после достижения установившихся температурных условий. Потеря тепла всего тела является средневзвешенным по площади значением показаний для независимых сегментов манекена. Интерпретация значений должна быть выполнена в соответствии с приложением D.
7.2 Определение локальной эквивалентной температуры
Определение эквивалентной температуры всего тела предпочтительно выполнять с использованием теплового манекена или объединения отдельных измерений с использованием всенаправленных датчиков.
7.2.1 Определение локальной
Описание всенаправленных датчиков приведено в приложениях A и B. Датчики помещают на стойку, имитирующую тело человека, и сиденье транспортного средства или на определенные точки поверхности одежды человека или теплового манекена. Измерения проводят после достижения установившихся температурных условий. Локальную эквивалентную температуру определяют как показания отдельного датчика. Чем большее количество датчиков установлено в пространстве, тем точнее можно установить отклонения в тепловом поле вокруг тела человека.
7.2.2 Определение локальной
Требования к манекену и процедурам приведены в приложениях A и B. Манекен помещают на сиденье транспортного средства и измеряют потерю тепла локального сегмента манекена после достижения установившихся температурных условий. Локальную эквивалентную температуру определяют с помощью показаний, полученных с отдельного сегмента. Интерпретацию значений необходимо выполнять в соответствии с приложением D.
Приложение A
(справочное)
Примеры средств измерений
A.1 Тепловые манекены
Тепловой манекен представляет собой датчик, имеющий размер и форму человека, поверхность которого разделена на многочисленные, индивидуально управляемые, нагреваемые зоны. Он пригоден для измерения
Энергопотребление при установившихся температурных условиях является показателем потери тепла за счет конвекции, излучения и кондукции (потери сухого тепла). Измерения и регулирование проводят с помощью компьютерной системы. Обычно для каждой зоны измеряют энергопотребление или потерю тепла (
Манекен 1 (33 зоны)
Манекен 2 (16 зон)
Рисунок A.1 - Схематические изображения двух тепловых манекенов с разделением на зоны
Таблица A.1 - Технические данные двух тепловых манекенов
Параметры манекена | Манекен мужчины | Манекен женщины |
Размер одежды | C50 | |
Длина | Поза сидя (фиксированная поза) | 166 см |
Вес | 16 кг | 31 кг |
Количество зон | 33+3 | 16 |
Принцип регулирования (см. приложение B) | Постоянная | Постоянная |
Постоянная | Постоянная | |
Уравнение комфорта | Уравнение комфорта | |
Одежда | 0,6 кло | Обнаженный + 0,51 кло |
A.2 Отдельные тепловые датчики
A.2.1 Плоские нагреваемые датчики
Плоские, нагреваемые датчики различной конструкции и формы могут быть использованы для определения направленной
Пример 1 - Плоские нагреваемые датчики на манекене
Пример 2 - Пленочные тепловые датчики на манекене
Рисунок А.2 - Примеры установки датчиков для измерения
Другой тип датчиков выполнен из двух пленочных тепловых элементов, нагреваемых электрическим током двух уровней мощности. Датчики имеют небольшой размер и плоскую поверхность, что обеспечивает измерение ими направленной
С использованием двух типов датчиков может быть определена
A.2.2 Сферические нагреваемые датчики
Сферические датчики, нагреваемые по всей поверхности, могут быть использованы для измерения всенаправленной
Рассматриваемый тип датчика представляет собой эллипсоид размером 200х50 мм. Отдельный блок управляет температурой и нагревает датчик. Размер и форма преобразователя выбраны таким образом, чтобы соотношение потери тепла за счет излучения и конвекции соответствовало таковому у реального человека. Для моделирования различных ситуаций, в которых может оказаться человек, положение преобразователя можно изменять между вертикальным и горизонтальным. При использовании моделирования человека в позе "сидя", датчик может быть отклонен на 30° от вертикали. Датчик состоит только из одной зоны. Он не может фиксировать температурные условия в разных направлениях, например тепловое излучение с одной стороны и сквозняк с другой стороны могут нивелировать друг друга. При использовании нескольких датчиков они могут повлиять друг на друга. Датчик не предназначен для измерений контакта с сиденьем. Полученные данные используют для вычисления всенаправленной
При использовании модели человека в позе "сидя" несколько датчиков могут быть установлены на устройство, имеющее форму человека. В этом случае можно определить локальную
Эллипсоидные датчики, установленные на модели человека
Рисунок A.3 - Пример выполнения измерений с установкой нескольких эллипсоидных датчиков на модели человека в позе "сидя"
Приложение B
(справочное)
Характеристики и требования к средствам измерений
B.1 Введение
В таблицах B.1-B.3 перечислены факторы, оказывающие влияние на результаты измерений различных типов
B.2 Требования к средствам измерений при определении
Таблица B.1 - Требования к факторам при определении
Фактор | Типовые значения/отклонения | Требования | ||||||
Размер тела и поза | Определение | Размер: С50 | ||||||
Количество зон и их разделение для регулирования | Количество зон может быть различным. При недостаточном количестве зон результат может быть слишком грубым. Зоны должны быть разделены исходя из изменения температурных условий (например, зона контакта с сиденьем, затененная зона). Такое разделение требует минимального количества зон и делает результаты более репрезентативными и учитывающими температурные отклонения на протяжении поверхности. Количество зон следует делать большим, чем количество сегментов | Минимум: | ||||||
Количество сегментов и их разделение | Количество сегментов не обязательно должно быть таким же, как количество зон. Обычно используют такие сегменты, как ступни, грудная клетка и т.п. Если манекен имеет много зон, и в состав сегмента входит больше одной зоны, то можно исследовать воздействие на более мелкие части сегмента, например, часть грудной клетки | Обычно 16 сегментов | ||||||
Принцип регулирования | Режим постоянной температуры: | Режим постоянной однородной температуры, 34°С. Режим уравнения комфорта, если время реакции может быть сокращено | ||||||
Диапазон характеристик режима | ||||||||
Режим | Стабильность температуры | Скорость измерения температуры | Температура поверхности | |||||
Постоянная | - | + | + | - - | ||||
Постоянная | + | - | - | + | ||||
Уравнение комфорта | + | - | + + | - | ||||
Одежда | Манекен может быть обнаженным или одетым. | Одежда с плотной посадкой: короткое нижнее белье, легкие носки, рубашка с длинными рукавами, длинные брюки и легкая обувь (0,6-0,8 кло или 1,3 кло всего) | ||||||
Время восстановления | Время восстановления зависит от нескольких факторов: принципа регулирования, теплоемкости теплового манекена, изоляции и т.д. | Время восстановления менее 20 мин | ||||||
Точность | Точность относится к определению | Приемлемая точность: не более ±1°С | ||||||
Повторяемость | Повторяемость относится к наибольшему различию между двумя измерениями, выполненными одним оператором в одной и той же однородной или неоднородной среде с использованием одних и тех же инструментов | Приемлемая повторяемость: не более ±0,5°С | ||||||
Воспроизводимость | Воспроизводимость относится к наибольшему различию между измерениями, выполненными разными операторами | Приемлемая воспроизводимость: не более ±1,0°С | ||||||
Разрешающая способность | Разрешающая способность зависит от требований к регулируемым компонентам системы измерений. Точность опосредованно зависит от разрешающей способности | Приемлемая разрешающая способность: не более 0,1°С | ||||||
Примечание 1 - Предлагаемое минимальное количество и разделение зон (16 зон + общая зона): | ||||||||
0 Общая зона; | 6 Левая кисть; | 12 Правое бедро; | ||||||
1 Лицо; | 7 Правая кисть; | 13 Левая нога; | ||||||
2 Волосистая часть головы; | 8 Грудная клетка; | 14 Правая нога; | ||||||
3 Плечи; | 9 Спина; | 15 Левая стопа; | ||||||
4 Левая рука; | 10 Ягодицы (+ задняя поверхность бедер); | 16 Правая стопа. | ||||||
5 Правая рука; | 11 Левое бедро; | |||||||
Примечание 2 - Предлагаемое количество и разделение зон для обеспечения хорошего регулирования (более 41 зоны + общая зона): | ||||||||
0 Общая зона; | 14 Внутренняя часть правого плеча; | 28 Внутренняя часть левого бедра; |
B.3 Средства измерений для определения направленной
Таблица B.2 - Требования к факторам при определении направленной
Фактор | Типовые значения/отклонения | Требования | ||||
Размер поверхности | Нагреваемая поверхность, которую используют для определения направленной | Менее 5 | ||||
Количество и расположение датчиков | Датчики могут быть прикреплены к обычному манекену, имеющему форму тела человека или другому устройству. Использование манекена обеспечивает создание более реалистичного воздушного потока вокруг поверхности датчика. | Размер манекена: С50 | ||||
Принцип регулирования | Режим постоянной температуры: | Режим постоянной однородной температуры (34°С) | ||||
Диапазон характеристик режима | ||||||
Режим | Стабильность режима | Скорость измерения температуры | Температура поверхности | |||
Постоянная | - | + | + | - - | ||
Постоянная | + | - | - | + | ||
Уравнение комфорта | + | - | + + | - | ||
Время восстановления | Время восстановления зависит от нескольких факторов: принципа регулирования, теплоемкости датчика и т.п. | Время восстановления менее 10 мин | ||||
Точность | Точность относится к определению | Приемлемая точность: не более ±1°С | ||||
Повторяемость | Повторяемость относится к наибольшему различию между двумя измерениями, выполненными одним оператором в одной и той же однородной или неоднородной среде с использованием одних и тех же инструментов | Приемлемая повторяемость: не более ±0,5°С | ||||
Воспроизводимость | Воспроизводимость относится к наибольшему различию между измерениями, выполненными разными операторами | Приемлемая воспроизводимость: не более ±1,0°С | ||||
Разрешающая способность | Разрешающая способность зависит от требований к регулируемым компонентам системы измерений. Точность опосредованно зависит от разрешающей способности | Приемлемая разрешающая способность не более 0,1°С | ||||
Диапазоны | Основным назначением датчика является оценка температурных условий, находящихся в пределах или рядом с диапазоном температурного комфорта. Однако условия в салоне транспортного средства могут лежать далеко за пределами комфортного диапазона. | Минимальный диапазон измерения не менее |
2.4 Средство измерений для определения всенаправленной
Таблица B.3 - Требования к факторам при определении всенаправленной
Фактор | Типовые значения/отклонения | Требования | ||||
Геометрия датчика | Обычно датчик для определения всенаправленной | Эллипсоидный датчик с одной зоной может быть наклонен (30°) по направлению к спинке сиденья | ||||
Размер поверхности | Нагреваемая поверхность датчика, которую используют для определения направленной | Прибор измерения комфорта | ||||
Количество и расположение датчиков | Количество датчиков может быть выбрано в соответствии с ситуацией. Чем больше датчиков использовано, тем выше разрешающая способность при оценке общих температурных условий. Необходимо учитывать, что датчики сильнее влияют друг на друга при увеличении их количества. | Минимум 6 датчиков, расположенных на голове, туловище, предплечьях и голенях. | ||||
Для обеспечения возможности сопоставления результатов различных измерений, полученных с помощью отдельных датчиков, они должны иметь такое же расположение по отношению к положению оператора | При необходимости количество датчиков может быть увеличено или они могут быть перемещены на другие места | |||||
Принцип регулирования | Режим постоянной температуры: | Режим постоянной однородной температуры (34°С). | ||||
Режим постоянного теплового потока: Диапазон характеристик режима | Режим уравнения комфорта, если время реакции может быть сокращено | |||||
Режим | Стабильность температуры | Скорость измерения температуры | Температура поверхности | |||
Постоянная | - | + | + | - - | ||
Постоянная | + | - | - | + | ||
Уравнение комфорта | + | - | + + | - | ||
Время восстановления | Время восстановления зависит от нескольких факторов: принципа регулирования, теплоемкости датчика и т.п. | Время восстановления: менее 10 мин | ||||
Точность | Точность относится к определению | Приемлемая точность: не более ±1°С | ||||
Повторяемость | Повторяемость относится к наибольшему различию между двумя измерениями, выполненными одним оператором в одной и той же однородной или неоднородной среде с использованием одних и тех же средств измерений | Приемлемая повторяемость: не более ±0,5°С | ||||
Воспроизводимость | Воспроизводимость относится к наибольшему различию между результатами измерений, выполненных разными операторами | Приемлемая воспроизводимость: не более ±1,0°С | ||||
Разрешающая способность | Разрешающая способность зависит от требований к компонентам системы измерений. Точность опосредованно зависит от разрешающей способности | Приемлемая разрешающая способность: не более 0,1°С | ||||
Диапазоны | Основным предназначением датчика является оценка температурных условий, находящихся в пределах или рядом с диапазоном температурного комфорта. Однако условия в салоне транспортного средства могут лежать далеко за пределами комфортного диапазона. | Минимальный диапазон измерений не менее 0°С< |
Приложение C
(справочное)
Калибровка
C.1 Калибровка средств измерений температуры поверхности
Калибровку необходимо выполнять в комнате или камере с однородными температурными условиями (
Калибровку необходимо выполнять, по крайней мере, до и после ряда экспериментов. При длительных измерениях калибровку необходимо выполнять каждую неделю.
Для расположения манекена и датчиков не установлены специальные требования.
Для датчиков необходимо выполнять калибровку во всем диапазоне использования. Для манекенов, у которых принципами регулирования являются уравнение комфорта и постоянная
C.2 Определение коэффициентов теплообмена
Определение коэффициентов теплообмена необходимо выполнять в комнате или камере с однородными температурными условиями (
Коэффициент теплообмена в калибровочных условиях
Определение коэффициентов теплообмена рекомендовано проводить до и после ряда измерений.
Расположение датчиков должно соответствовать реальной ситуации, когда оценивают температурные условия в транспортном средстве.
Манекен должен быть расположен так же, как во время измерений, в противном случае коэффициент теплообмена изменится. Манекен должен быть посажен на сетчатое сиденье, чтобы избежать дополнительной изоляции. Температурные отклонения на поверхности зоны
C.3 Определение времени восстановления
Время восстановления определяют как время, необходимое средству измерений для восстановления эквивалентной температуры после трех минутного отключения питания до среднего значения эквивалентной температуры до отключения питания ±0,5°С.
Измерение времени восстановления выполняют с помощью отключения питания средства измерений и включения его снова. Температура во время измерений должна быть постоянной.
C.4 Определение точности, повторяемости и воспроизводимости
Точность - это разница между измеренной и известной
Повторяемость - это отклонение значений нескольких измерений одной характеристики, выполненных с помощью одного и того же метода одним и тем же оператором. Повторяемость метода означает, что максимальное отклонение от средней эквивалентной температуры составляет ±0,5°С.
Воспроизводимость - это отклонение значений нескольких измерений одной характеристики, выполненных с помощью одного и того же метода разными операторами. При проверке воспроизводимости условия измерений должны быть восстановлены после определенного периода времени, а манекен следует перемещать. Воспроизводимость метода означает, что максимальное отклонение от средней эквивалентной температуры составляет ±1°С.
C.5 Свойства поверхности
Коэффициенты поглощения и излучения измеряемых поверхностей с учетом солнечного излучения должны соответствовать таковым у реального человека в фактической ситуации. Если определенная часть тела обычно находится под одеждой или обнажена, датчик должен моделировать это.
Приложение D
(справочное)
Интерпретация эквивалентной температуры
D.1 Интерпретация эквивалентной температуры с позиций физического теплового баланса
По определению
Значения
Таблица D.1 - Значения
Условия | |
70 Вт/м | 25,3 |
90 Вт/м | 23,8 |
70 Вт/м | 22,1 |
90 Вт/м | 20,0 |
Эти значения могут быть использованы в качестве первой аппроксимации оптимального значения
D.2 Интерпретация эквивалентной температуры с позиций температурной чувствительности и температурного комфорта
Асимметричные температурные условия в салоне транспортного средства делают определение и оценку значений локальной
Комфортные зоны для летних условий
Y: | X эквивалентная температура, | ||
a | правая стопа; | 1 | слишком холодно; |
b | левая стопа; | 2 | холодно, но комфортно; |
c | правая икра ноги; | 3 | нейтрально; |
d | левая икра ноги; | 4 | тепло, но комфортно; |
e | правое бедро; | 5 | слишком жарко. |
f | левое бедро; | ||
g | правая кисть; | ||
h | левая кисть; | ||
i | правое предплечье; | ||
j | левое предплечье; | ||
k | правое предплечье; | ||
l | левое предплечье; | ||
m | верхняя часть спины; | ||
n | грудная клетка; | ||
o | лицо; | ||
p | волосистая часть кожи головы; | ||
q | тело целиком; |
Примечание - Значения относятся к летним условиям, когда HVAC-система транспортного средства работает в режиме охлаждения. Предполагается, что люди одеты в легкую одежду, соответствующую изоляции 0,6 кло [0,09 (м
Рисунок D.1 - Предлагаемая схема оценки измеренных значений
Комфортные зоны для зимних условий
Y: | X эквивалентная температура, | ||
a | правая стопа; | 1 | слишком холодно; |
b | левая стопа; | 2 | холодно, но комфортно; |
c | правая икра ноги; | 3 | нейтрально; |
d | левая икра ноги; | 4 | тепло, но комфортно; |
e | правое бедро; | 5 | слишком жарко. |
f | левое бедро; | ||
g | правая кисть; | ||
h | левая кисть; | ||
i | правое предплечье; | ||
j | левое предплечье; | ||
k | правое предплечье; | ||
l | левое предплечье; | ||
m | верхняя часть спины; | ||
n | грудная клетка; | ||
o | лицо; | ||
p | волосистая часть кожи головы; | ||
q | тело целиком; |
Примечание - Значения относятся к летним условиям, когда HVAC-система транспортного средства работает в режиме отопления. Предполагается, что люди одеты в одежду, соответствующую изоляции 1,0 кло [0,155 (м
Рисунок D.2 - Предлагаемая схема оценки измеренных значений
Приложение E
(справочное)
Примеры
E.1 Пример использования эквивалентной температуры для оценки установившихся температурных условий в транспортном средстве
Качество температурных условий, создаваемых HVAC-системой транспортного средства, можно оценить с помощью
Метод 1 основан на измерениях с использованием теплового манекена. С помощью манекена одновременно и независимо измеряют около 18 сегментов тела. Манекен находится в режиме постоянной температуры. Условия измерений подробно описаны в приложениях A и B.
Применимы следующие условия окружающей среды.
Работа системы охлаждения при установившихся условиях
Транспортное средство помещают на ночь (
Работа системы отопления при установившихся условиях
Транспортное средство помещают на ночь (
Метод 2 основан на измерениях с использованием всенаправленных датчиков. Пять датчиков помещают на подставку, которую устанавливают на сиденье водителя или пассажира. Условия измерений подробно описаны в приложениях A и B.
Применимы следующие условия окружающей среды.
Работа системы охлаждения при установившихся условиях
Транспортное средство помещают на ночь (
Работа системы отопления при установившихся условиях
Транспортное средство помещают на ночь (
Условия испытаний должны быть установлены в стандарте на продукцию. Для метода измерения, установленного в стандарте на продукцию, достаточно ссылки на настоящий стандарт. Необходимые изменения должны быть определены и описаны в стандарте на продукцию.
E.2 Стандартная процедура измерения
Способность HVAC-системы нагревать салон транспортного средства в холодных условиях и охлаждать салон в жарких условиях может быть оценена с использованием показателя
Метод 1 основан на измерении
Испытания нагрева салона проводят при помещении транспортного средства на ночь в климатическую камеру, температура в которой составляет минус 30°С. Перед началом испытаний предварительно нагретый манекен помещают в транспортное средство в заранее определенное место. Режим отопления в HVAC-системе включают на максимальную мощность. Измерения выполняют каждые 10 с и записывают время, необходимое для достижения определенной температуры и значения
Метод 2 основан на измерениях значения направленной
E.3 Детальная оценка качества климата, создаваемого HVAC-системой транспортного средства
Изготовитель новой модели автомобиля имеет намерение информировать покупателей, насколько комфортен климат в его автомобиле независимо от внешних климатических условий. Транспортное средство испытывают в различных температурных условиях, установленных и описанных изготовителем. Испытания могут проводить, например, при минус 20°С, минус 5°С, 10°С, 25°С и 40°С, при наличии и отсутствии солнечного света и ветра. В каждом случае HVAC-систему настраивают таким образом, чтобы она создавала наиболее комфортные и однородные температурные условия в транспортном средстве. Измерения выполняют с использованием теплового манекена, а результаты описывают на диаграммах комфорта, как показано в приложении D.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 13731 | IDT | ГОСТ Р ИСО 13731-2016 "Эргономика термальной среды. Термины, определения и обозначения" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичный стандарт. |
Приложение ДБ
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, национальным стандартам
Таблица ДБ.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ISO 7726 | - | * |
ISO 7730 | IDT | ГОСТ Р ИСО 7730-2009 "Эргономика термальной среды. Аналитическое определение и интерпретация комфортности теплового режима с использованием расчета показателей PMV и PPD и критериев локального теплового комфорта" |
ISO 13732-1 | IDT | ГОСТ Р ИСО 13732-1-2015 "Эргономика термальной среды. Методы оценки реакции человека при контакте с поверхностями. Часть 1. Горячие поверхности" |
ISO 13732-3 | IDT | ГОСТ Р ИСО 13732-3-2013 "Эргономика термальной среды. Методы оценки реакции человека при контакте с поверхностями. Часть 3. Контакт с холодными поверхностями" |
ISO/TS 14505-1 | IDT | ГОСТ Р 53962.1-2010/ISO/TS 14505-1:2007 "Эргономика термальной среды. Оценка термальной среды в транспортном средстве. Часть 1. Принципы и методы оценки термального стресса" |
ISO 14505-3 | IDT | ГОСТ Р ИСО 14505-3-2010 "Эргономика термальной среды. Оценка термальной среды в транспортном средстве. Часть 3. Оценка температурного комфорта с привлечением испытателей" |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
Библиография
[1] | ISO 7726 | Ergonomics of the thermal environment - Instruments for measuring physical quantities |
[2] | ISO 7730 | Moderate thermal environments - Determination of the PMV and PPD indices and specification of the conditions for thermal comfort |
[3] | ISO 13732-1 | Ergonomics of the thermal environment - Assessment of human responses to contact with surfaces - Part 1: Hot surfaces |
[4] | ISO 13732-3 | Ergonomics of the thermal environment - Assessment of human responses to contact with surfaces - Part 3: Cold surfaces |
[5] | ISO/TS 14505-1 | Ergonomics - Evaluation of thermal environments in vehicles - Part 1: Principles and methods for assessment of thermal stress |
[6] | ISO 14505-3 | Ergonomics of the thermal environment - Evaluation of thermal environments in vehicles - Part 3: Subjective assessment using humans test panels |
[7] | SAE-J-2234 | Equivalent temperature. SAE Information Report, 1993 |
[8] | BOHM M., | |
[9] | BOHM M., | |
[10] | BOHM M., | |
[11] | ||
[12] | ||
[13] | BOHM M., | |
[14] | NILSSON H., | |
[15] | NILSSON H. Comfort climate evaluation with thermal manikin methods and computer simulation models. Doctoral thesis from the Royal Institute of Technology, University of |
УДК 331.433:006.354 | ОКС 13.180 |
Ключевые слова: термальная среда, термальный стресс, транспортное средство, оценка термального стресса, теплообмен человека, холодовой стресс, тепловой стресс, эквивалентная температура, термонейтральная зона, HVAC-система |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019