ГОСТ Р 51250-99
Группа Г84
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели внутреннего сгорания поршневые.
Дымность отработавших газов.
Нормы и методы определения
Internal combustion reciprocating engines.
Visible pollutants. Limit values and test methods*
________________
* Наименование стандарта. Измененная редакция. Изм. N 1.
ОКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения 2000-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 марта 1999 г. N 57
3 Стандарт соответствует ИСО 8178 "Двигатели внутреннего сгорания. Измерение выбросов вредных веществ" Части 1, 2, 4 и 9 - в части испытательных процедур и методов испытаний
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Внесено Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 127-ст с 01.07.2004, опубликованное в ИУС N 6, 2004 год
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает нормы дымности отработавших газов (далее - ОГ), измеренной оптическим или фильтрационным методом, при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.
Допускается применение настоящего стандарта в условиях эксплуатации при проведении испытаний силовых установок и агрегатов на базе судовых, тепловозных и промышленных двигателей в соответствии с приложением А.
Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели.
(Измененная редакция,. Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ Р 12.4.213-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества
ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний
ГОСТ 30574-98 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Измерение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Циклы испытаний
ГОСТ Р ИСО 8178-7-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 7. Определение семейства двигателей
ГОСТ Р ИСО 8178-8-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 8. Определение группы двигателей
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
Отработавшие газы (ОГ) - смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.
Дымность - видимая дисперсия жидких и (или) твердых частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.
Дымомер - прибор для измерения дымности.
Дымомер оптического типа - прибор для измерения непрозрачности ОГ, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.
Коэффициент ослабления светового потока (
Натуральный показатель ослабления потока (
Эффективная база дымомера оптического типа (
Предельно допустимое значение натурального показателя ослабления светового потока (
Дымомер фильтрационного типа - прибор для измерения дымности, выраженной через показатель отражения света поверхностью фильтра, окрашенного всеми компонентами дисперсной фазы ОГ после пропускания определенной их порции через фильтр.
Дымовое число фильтра
Показатель отражения светового потока поверхностью фильтра (
Эффективная длина дымовой колонки (
4 Нормы дымности отработавших газов
Нормы дымности определяют в зависимости от расхода ОГ
4.1 Для новых дизелей
4.1.1 При измерении дымности оптическим методом максимально допустимые значения натурального показателя ослабления светового потока и соответствующие им значения коэффициента ослабления светового потока, приведенные к шкале дымомера с базой
Таблица 1
Расход ОГ | Натуральный показатель ослабления светового потока | Коэффициент ослабления светового потока | Дымовое число |
До 75 включ. | 1,857 | 55 | 4,2 |
Св. 75 " 85 " | 1,707 | 52 | 4,0 |
" 85 " 95 " | 1,612 | 50 | 3,9 |
" 95 " 110 " | 1,521 | 48 | 3,8 |
" 110 " 125 " | 1,433 | 46 | 3,7 |
" 125 " 140 " | 1,348 | 44 | 3,6 |
" 140 " 160 " | 1,267 | 42 | 3,5 |
" 160 " 185 " | 1,188 | 40 | 3,4 |
" 185 " 210 " | 1,112 | 38 | 3,3 |
" 210 " 250 " | 1,038 | 36 | 3,2 |
" 250 " 290 " | 0,966 | 34 | 3,0 |
" 290 " 350 " | 0,897 | 32 | 2,9 |
" 350 " 400 " | 0,829 | 30 | 2,8 |
" 400 " 500 " | 0,764 | 28 | 2,7 |
" 500 " 600 " | 0,700 | 26 | 2,5 |
" 600 " 700 " | 0,638 | 24 | 2,3 |
" 700 " 900 " | 0,578 | 22 | 2,2 |
" 900 " 1150 " | 0,519 | 20 | 2,0 |
" 1150 " 1500 " | 0,461 | 18 | 1,8 |
" 1500 " 2000 " | 0,405 | 16 | 1,7 |
" 2000 " 3000 " | 0,351 | 14 | 1,5 |
" 3000 | 0,297 | 12 | 1,3 |
Примечание. Для звездообразных двигателей нормы дымности отработавших газов устанавливаются по согласованию с заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.2 При измерении дымности фильтрационным методом прибором с длиной колонки
4.1.3 Дизель считают соответствующим требованиям настоящего стандарта, если каждое измеренное значение натурального показателя ослабления светового потока или дымового числа фильтра меньше или равно соответствующему предельно допускаемому значению натурального показателя ослабления светового потока или дымового числа фильтра.
4.2 Для дизелей после капитального ремонта
4.2.1 Максимально допустимые нормы дымности для дизелей после капитального ремонта увеличивают на 20% по отношению к значениям, установленным таблицей 1.
5 Методы измерений
5.1 Метод измерения дымности оптический
Сущность оптического метода определения дымности ОГ заключается в измерении их непрозрачности, а именно коэффициента ослабления светового потока с вычислением значений натурального показателя ослабления светового потока при просвечивании столба ОГ дизеля в измерительной камере дымомера с известной эффективной базой.
Коэффициент ослабления светового потока
где
Из закона Бугера-Ламберта-Бера для дисперсной среды следует
Из формул (1) и (2) устанавливают зависимость натурального показателя ослабления светового потока
Основным нормируемым параметром дымности ОГ является натуральный показатель ослабления светового потока
Вспомогательным нормируемым параметром дымности является измеряемый коэффициент ослабления светового потока по формуле (1), приведенный к измерительной базе
5.2 Метод измерения дымности фильтрационный
Сущность фильтрационного метода измерения дымности ОГ заключается в измерении почернения фильтра после пропускания через него строго определенного количества газов. Поверхность фильтра темнеет, окрашиваясь всеми компонентами дисперсной фазы. Почернение фильтра оценивают по степени его оптического отражения в сравнении с чистым фильтром и измеряют оптико-электрическим рефлектометром.
Рефлектометры дымомеров могут быть проградуированы в единицах измеряемого показателя отражения светового потока
Относительный показатель отражения затемненного фильтра
где
Тогда дымовое число фильтра как основную характеристику дымности, измеренную фильтрационным дымомером,
Дымовое число фильтра
Формула справедлива при эффективной длине дымовой колонки дымомера 0,405 м, при атмосферном давлении и температуре (298+4)
При использовании дымомера с фильтрационной колонкой, эффективная длина которой отличается от 0,405 м, измеренное значение
где
Основным нормируемым показателем дымности ОГ дизеля при измерениях фильтрационным методом служит дымовое число фильтра
При использовании дымомеров со 100-балльной шкалой усл. ед. дымности в формулах (6) и (7) коэффициент размерности 10 необходимо заменить на 100, а дымовое число
Запрещается пересчет показаний дымомера оптического типа в показания фильтрационного дымомера, за исключением случаев одновременного проведения измерений дымомерами обоих типов.
6 Объем и режимы испытаний
Испытанию на дымность следует подвергать двигатели при проведении сертификационных, приемо-сдаточных, квалификационных, периодических и типовых испытаний в соответствии с требованиями ГОСТ 10448 и технических условий на двигатели конкретного типа.
С целью сокращения объема измерений в условиях стабильного производства допускается проведение измерений дымности ОГ только для характерного представителя семейства двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7 или группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-8 . Концепция отбора характерного представителя серийных дизелей должна быть согласована с разработчиком стандарта.
Измерение дымности ОГ, предусмотренное в программе специальных испытаний по ГОСТ 10448, выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1 Структура режимов испытаний
Режимы испытаний в зависимости от назначения двигателя должны соответствовать ГОСТ 30574.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7 Оборудование моторного стенда и измерительные приборы
При измерении дымности оптическим методом испытания проводят с отбором или без отбора проб ОГ. При испытаниях без отбора проб просвечивают представительную (репрезентативную) часть потока или весь поток ОГ внутри или на срезе выпускной трубы дизеля с помощью полнопоточных дымомеров.
При испытаниях с отбором проб из выпускной трубы с помощью газоотборного зонда и пробной трубы отводят представительную часть потока ОГ и просвечивают ее в измерительном контуре частично-поточного дымомера.
При измерении дымности фильтрационным методом испытания проводят только с отбором дозированной части ОГ с помощью газоотборного зонда.
Кроме дымомера испытательный моторный стенд должен быть оборудован, как минимум, измерительными приборами для определения мощности (крутящего момента) и частоты вращения коленчатого вала дизеля, состояния окружающей среды (температуры, давления) и расходов топлива и воздуха. Погрешность измерительных приборов должна соответствовать требованиям ГОСТ 10448.
7.1 Система пробоотбора
7.1.1 Схема установки дымомера оптического типа для измерения параметров дымности с отбором проб ОГ показана на рисунке 1.
1 - выпускная труба; 2 - газоотборный зонд; 3 - дифференциальный манометр; 4 - газоподводящая труба;
5 - теплообменник; 6 - байпасный клапан; 7 - дымомер частично поточный; 8 - газоотводящие трубы;
9 - регулируемая заслонка; 10 - источник света; 11 - собирательная линза; 12 - дымомер полнопоточный
(на срезе выпускной трубы); 13 - разделительная перегородка; 14 - приемник света
Рисунок 1 - Схема установки дымомера оптического типа
Для дымомеров оптического типа внутренний диаметр
Газоотборный зонд должен быть установлен по оси выпускной трубы с внутренним диаметром
При невозможности выполнения этих требований в конструкции выпускной системы допускается применение других мероприятий (установка выпрямительных решеток, дополнительных рессиверов и др.), обеспечивающих равномерность потока ОГ в выпускной трубе и представительность отбираемых проб (см. приложение А).
Газоподводящая труба, соединяющая газоотборный зонд с дымомером (см. рисунок 1), должна иметь длину не более 2 м и располагаться, по возможности, с подъемом в сторону дымомера. Газоподводящая труба должна быть герметичной, без резких изгибов.
В особых случаях допускается применение удлиненной газоподводящей трубы до 5 м, при этом должны быть приняты меры, исключающие образование конденсата в трубе.
Для настройки надлежащего перепада давлений
При измерениях на частичных нагрузках нельзя изменять положение заслонки.
Рекомендуется устанавливать теплообменные устройства в газоподводящей тру
бе.
7.1.2 В системе пробоотбора для дымомера фильтрационного типа, схема которого показана на рисунке 2, не допускается затекание газов в открытый конец зонда, за исключением периода отбора проб.
1 - прямолинейный участок трубы дизеля; 2 - газоотборный зонд; 3 - линия отбора;
4 - дымомер; 5 - зажимное устройство; 6 - фильтр; 7 - поршень; 8 - пружина;
9 - пневматическое устройство; 10 - охладитель
Рисунок 2 - Схема установки дымомера фильтрационного типа
Внутренний диаметр
Мертвый объем
Во всех случаях перед отбором мертвый объем должен быть заполнен чистым воздухом.
Внутренний диаметр верхней по потоку части зажимного устройства для фильтра рассматривается как размер, определяющий эффективную поверхность фильтра
.
7.2 Дымомер оптического типа
При определении изготовителем эффективной базы дымомера (эффективной длины светового луча) следует учитывать влияние способов, используемых для защиты источника света и приемника от загрязнений.
Эффективная база дымомера должна быть указана на дымомере и в спецификации изготовителя.
Дымомер должен иметь, как минимум, шкалу измерения коэффициента N, имеющую не менее 100 делений, для определения непрозрачности ОГ с основной приведенной погрешностью ±2%. Допускается применение цифровых индикаторов с точностью отсчета в третьем разряде одна единица.
При наличии шкалы натурального показателя ослабления
Оптические свойства дымовой камеры дымомера должны быть такими, чтобы суммарное отклонение значения коэффициента ослабления светового потока, вызванное рассеиванием и отражением, при значении
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2.1 Допускаемая максимальная температура газов в измерительном контуре дымомера должна быть не ниже 433
7.2.2 В качестве источника света следует использовать электрическую лампу накаливания с цветовой температурой нити 2800-3500
В качестве приемника света следует применять фотоэлемент или фотодиод со спектральной характеристикой, близкой к спектральной характеристике глаза человека. Максимальная чувствительность - при длине волны от 550 до 570 нм. При длине волны менее 430 нм и более 680 нм допускается не более 4% максимальной чувствительности.
Конструкция оптической системы дымомера должна быть такой, чтобы отклонение от параллельности лучей светового потока от оптической оси не превышало 3°, а приемник не реагировал на прямой или отраженный луч света, если он отклонен от оптической оси более чем на 3°.
7.2.3 Электрическая схема фотоприемника и индикатора дымности должна обеспечить характеристику силы тока, произведенного фотоприемником, стабильную во всем температурном диапазоне эксплуатации фотоэлемента.
Электрическая схема фотоприемника и индикатора дымности должна быть регулируемой и обеспечивать установление индикатора в нулевое положение, когда световой поток проходит через измерительный контур (дымовую камеру), наполненный чистым воздухом.
Прибор должен быть обеспечен средствами установления и проверки полной шкалы, например, заслонками или нейтральными плотными фильтрами, устанавливаемыми перпендикулярно к световому лучу.
7.2.4 Для проверки характеристики системы "источник света - фотоприемник - индикатор дымности" применяют контрольный светофильтр с нейтрально серым цветом, для которого значение
7.2.5 Динамические свойства дымомера, а также стабильность фотоэлектрической системы должны обеспечивать одно измерение в течение 1 мин с отклонением стрелки индикатора дымности от нулевого положения менее чем на 0,5%.
7.2.6 Полнопоточные дымомеры должны иметь устройство автоматической коррекции показаний шкалы по температуре и, если необходимо, давлению потока ОГ в дымовой камере (8.4.1).
7.3 Дымомер фильтрационного типа
7.3.1 Конструкция дымомера должна обеспечивать прохождение гомогенного потока через всю эффективную поверхность фильтра для достижения его равномерного затемнения.
7.3.2 Оценка равномерности почернения фильтра: значения
7.3.3 Во избежание чрезмерных отложений сажи в системе пробоотбора средняя скорость газового потока в любой ее точке до фильтра не должна быть менее 0,1 м/с.
Среднюю скорость в любом сечении
где
Время всасывания для дымомера с поршневым насосом представляет собой время от начала движения поршня до момента, когда давление за фильтром стабилизируется до уровня ±1 кПа по отношению к значению статического давления на входе в газоотборный зонд и когда дымность пробы находится в диапазоне 3-4
7.3.4 Допустимое изменение утечек
7.3.5 Фильтр должен быть изготовлен из натурального целлюлозного волокна без примесей смол или резин. Поверхность фильтра должна быть гладкой.
Сложенные в стопку непрозрачные фильтры, не менее 20 слоев, должны обладать отражательной способностью (92±3)%.
Примечание - Стандарт отражательной способности для известных рефлектометров дает таблетка сульфата бария (BaSО
Толщина бумаги должна быть в пределах 0,17-0,23 мм при измерениях с прилагаемым давлением 50 кПа.
Разрывной перепад давлений не должен быть менее 40 кПа для приборов с максимальным диаметром зажимного устройства 35 мм.
7.3.6 Для измерения рефлектометром значения
Для измерения надо поместить головку рефлектометра на фильтре так, чтобы прикладываемое давление не вызывало сдвига поверхности фильтров из обзорной плоскости, а контакт головки и фильтра не изменял его отражательную способность. Это обеспечивается при давлениях на контактную поверхность фильтра в пределах 150-300 кПа.
7.3.7 Требования к оптико-электрическому рефлектометру
7.3.7.1 Оцениваемая поверхность фильтра должна освещаться рассеянным светом.
7.3.7.2 Относительная спектральная чувствительность головки рефлектометра должна быть подобна световой чувствительности человеческого глаза в условиях дневного зрения с ошибкой менее 3%.
7.3.7.3 Направленность освещения должна быть перпендикулярной к поверхности образца.
7.3.7.4 Направленная чувствительность головки рефлектометра должна быть по возможности равномерной.
7.3.7.5 Влияние помех от отражения света в системе "освещение - улавливание" не должно превышать 0,05
7.3.7.6 Пропорциональность (линейность) системы рефлектометра по отношению к освещенности не должна нарушаться более чем на 1% измеряемой величины.
7.3.8 Номинальный объем всасывания
7.3.9 Эффективный объем всасывания
Эффективную длину фильтрационной колонки
Эффективную длину фильтрационной колонки
8 Условия проведения измерений
8.1 Измерениям дымности должен подвергаться дизель, прошедший обкатку и отрегулированный в соответствии с техническими условиями на дизель конкретного типа.
Дизель должен быть снабжен воздушным фильтром, глушителем шума ОГ и газовыпускной системой. Воздушный фильтр, глушитель шума ОГ и газовыпускная система должны соответствовать области применения дизеля.
8.2 При испытаниях дизель должен работать с применением горюче-смазочных материалов, указанных в технических условиях на дизель конкретного типа.
8.3 Атмосферные условия в испытательном боксе регламентируются только при использовании оптического метода измерения дымности для целей сертификации.
Эти условия в испытательном боксе регламентируются допустимыми отклонениями расчетного коэффициента
Для дизелей без наддува и с механическим наддувом коэффициент
Для дизелей с газотурбинным наддувом коэффициент
где
8.4 Физические условия в измерительном контуре
8.4.1 Дымомер оптического типа при испытаниях с отбором проб должен быть снабжен устройствами для измерения давления и температуры в дымовой камере.
Давление ОГ в дымовой камере не должно отличаться от давления окружающей среды более чем на ±750 Па (в случае создания разрежения во избежание конденсации ужесточаются требования к температуре).
Температура ОГ в дымовой камере
Оптимальная (базовая) средняя температура в дымовой камере устанавливается (373±5)
Максимальная температура газов не должна превышать предельно допустимую максимальную температуру в измерительном контуре дымомера, указанную изготовителем.
8.4.2 В полнопоточных оптических дымомерах приведение показателей к указанным давлению и температуре должно осуществляться автоматически.
8.4.3 Температура пробы газов в дымовой колонке дымомера фильтрационного типа должна быть также существенно выше местной точки росы (
9 Проведение измерений
9.1 Измерение оптическим методом
Измерение параметров дымности на каждом режиме дизеля следует проводить не менее трех раз с промежутками между двумя последующими измерениями не более 1 мин.
После каждого измерения следует проверять нулевое положение стрелки индикатора дымности и при необходимости приводить ее в нулевое положение.
Измерения считают действительными, если расхождения между двумя последними показаниями по шкале
За результат измерений принимают среднее арифметическое трех показаний.
Давление и температура в дымомере во время испытаний должны соответствовать требованиям 8.4.
При невозможности проведения измерений при базовом (атмосферном) давлении (например, полнопоточным дымомером внутри выпускной системы дизеля и в удалении от ее выходного отверстия) натуральный показатель ослабления светового потока
где
Если средняя температура ОГ в дымовой камере
9.1.1 Расход отработавших газов
где
Для приемо-сдаточных испытаний по ГОСТ 10448, при которых не измеряют расход воздуха, следует использовать значение
9.2 Измерения фильтрационным методом
9.2.1 Отбор пробы следует проводить в соответствии с инструкцией по эксплуатации, разработанной изготовителем дымомера. При этом необходимо удостовериться, что мертвый объем
Проба должна быть пропущена через фильтр, который затем удаляют из дымомера и заменяют новым, через который пропускают новую пробу для перепроверки результата и получения его осредненного значения.
Увлажненные или нестандартные фильтры применять не следует.
9.2.2 Поддержание дымомера в работоспособном состоянии и проверку его соответствия требованиям настоящего стандарта следует осуществлять согласно инструкции изготовителя.
В качестве вспомогательного средства для проверки точности работы аппаратуры изготовитель дымомера должен поставлять калибровочные экраны или их эквиваленты (для проверки линейности). Обязательной поставке подлежит по меньшей мере один калибровочный экран, соответствующий дымовому числу фильтра 3
9.3 Оформление результатов испытаний
9.3.1 Результаты измерений дымности отработавших газов, выполненные с целью сертификации двигателей, оформляют в виде отчета о результатах испытаний, содержание которого должно соответствовать [1].
9.3.2 Результаты измерений дымности отработавших газов, не связанных с сертификацией двигателя, регистрируются в краткой форме, принятой в соответствии с системой качества изготовителя.
9.3-9.3.2. (Введены дополнительно. Изм. N 1).
10 Требования безопасности
10.1 Оборудование испытательного стенда и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002.
На каждом испытательном стенде, оборудованном дымомером, должна быть инструкция по технике безопасности.
10.2 Воздух рабочей зоны стендового помещения должен соответствовать ГОСТ 12.1.005. Не допускается сброс ОГ дизеля после прохождения ими частично-поточного оптического дымомера в воздух рабочей зоны стендового помещения. Для этого дымомер должен быть оборудован газоотводящей трубой (см. рисунок 1), выходной конец которой вынесен за пределы рабочей зоны стендового помещения.
10.3 Уровни шума на рабочих местах стендового помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003.
10.4 Персонал, обслуживающий испытательный стенд, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ Р 12.4.123.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Рекомендации по применению оптического метода измерений
дымности ОГ в условиях эксплуатации дизельных установок
А.1 Установка газоотборного зонда как частично поточного, так и полнопоточного дымомеров в выпускных трубах тепловозных и крупных судовых дизелей практически невозможна.
Для труб большого диаметра с реальным доступом к ним только на "срезе" следует использовать дымомеры, газоотборный зонд которых погружают вглубь трубы не менее чем на 300 мм вдоль ее оси (при неразделенном выпуске) или вдоль условной оси отдельных секторов трубы (при разделенном впуске). На открытом конце газоотборного зонда рекомендуется устанавливать конфузор.
В тех крайних случаях, когда поток пробы через дымовую камеру дымомера затруднен (например, при испытаниях дизелей маневровых тепловозов с искрогасителями), допускается применение эжекционного отбора пробы ОГ через оптический дымомер с помощью постороннего источника сжатого воздуха при соблюдении условий 7.2.4 настоящего стандарта.
А.2 Дымомеры оптического типа могут использоваться для измерений как на установившихся, так и на переходных режимах работы дизеля. Пригодность конкретного дымомера к измерениям при частой смене режимов дизеля зависит от типа дымомера, комплектации информационно-регистрирующими приборами и обусловливается общим временем срабатывания дымомера
Полное время срабатывания определяется тремя составляющими времени срабатывания - физического
Время физического срабатывания дымомера обусловлено перемещением газа в измерительной камере. Для полнопоточных дымомеров
Дымомеры могут иметь один и более электрических выходов (на самописец, аналоговый вольтметр, цифровой вольтметр и др.). Выходной сигнал должен быть унифицирован диапазоном 0-10 В.
Время электрического срабатывания этих приборов определяют как разницу времени
Цифровой индикатор не пригоден для измерений дымности на переходных режимах дизеля (за исключением возможного показа фиксированных пиковых или средних за
На переходных режимах выходной индикатор должен обеспечивать фиксацию показания максимального значения дымности по крайней мере в течение 5 с и позволять мгновенно аннулировать фиксированное (в пределах 1% отклонений) значение. Система фиксации пиков должна быть отключаемой.
Комбинированное время физического
определяет наиболее быстрый переходный режим дизеля, для которого данный дымомер пригоден для измерения изменений или пика дымности ОГ.
При измерениях с отбором проб конструкция газоотборного зонда и газоподводящей трубы оптического дымомера может существенно влиять на время срабатывания системы в целом, которое следует определять экспериментально.
Когда декларирована пригодность дымомера для испытаний дизеля на переходных режимах, необходимо, чтобы температурный датчик отслеживал переменную температуру газов. Время температурного срабатывания
Так как наименьшим временем срабатывания обладают полнопоточные дымомеры, это обусловливает их наибольшую пригодность для измерений на переходных режимах. Пример размещения подобного дымомера на срезе выпускной трубы дизеля схематично (пунктиром) показан на рисунке 1 настоящего стандарта.
А.3 В условиях эксплуатации, а также в случаях каких-либо затруднений с измерениями расходов воздуха и (или) топлива в двигателе при измерениях дымности на режиме номинальной мощности рекомендуется использовать для определения предельно допустимого значения натурального показателя ослабления светового потока
где
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Библиография
[1] ИСО 8178-6:1995 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов вредных веществ. Часть 6. Отчет по результатам измерений и испытаний*".
_______________
* Оригинал международного стандарта находится во ВНИИКИ Госстандарта России.
Приложение Б. (Введено дополнительно. Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999