ГОСТ Р 52517-2005
(ИСО 3046-1:2002)
Группа Г84
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели внутреннего сгорания поршневые
Характеристики
Часть 1
СТАНДАРТНЫЕ ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ МОЩНОСТИ,
РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНОГО МАСЛА
Методы испытаний
Reciprocating internal combustion engines. Performance. Part 1: Declarations of power, fuel and lubricating oil
consumptions, and test method. Additional requirements for engines for general use
ОКС 27.020
ОКП 31 2000
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные" на основе собственного аутентичного перевода стандартов, указанных в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 567-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 3046-1:2002 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла и метод испытаний. Дополнительные требования для двигателей общего применения" (ISO 3046-1:2002 "Reciprocating internal combustion engines - Performance - Part 1: Declarations of power, fuel and lubricating oil consumptions, and test method. Additional requirements for engines for general use"). В нем учтены основные нормативные положения международного стандарта ИСО 15550:2002 "Двигатели внутреннего сгорания. Определение и метод измерения мощности двигателя. Общие требования" (ISO 15550:2002 "Internal combustion engines - Determination and method for the measurement of engine power - General requirements"). При этом дополнительный раздел 2, а также раздел 5, учитывающие особенности стандартизации в Российской Федерации, выделены курсивом
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 3046-1-99, ГОСТ Р ИСО 3046-7-2001
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2007 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели, работающие на жидком или газообразном топливе (далее - двигатели).
Настоящий стандарт определяет стандартные исходные условия, виды объявления мощности, расходов топлива и смазочного масла, методы приведения и корректировки мощности и пересчета удельного расхода топлива, а также методы испытаний двигателей.
Стандарт не распространяется на двигатели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей и самолетов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51249-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения (ИСО 8178-3:1994 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов отработавших газов. Часть 3. Определение и методы измерения характеристик дымности выхлопных газов в стационарном режиме", NEQ; ИСО 8178-4:1996 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выхлопов отработавших газов. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей", NEQ; ИСО 8178-5:1997 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выбросов отработавших газов. Часть 5. Топливо для испытаний", NEQ)
ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия (ИСО 3046-1:1995 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощности, расходы топлива и смазочного масла и методы испытаний ", NEQ)
ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний (ИСО 3046-3:1989 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 3. Методы измерения", NEQ)
ГОСТ 22836-77 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения (ИСО 1204:1990 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров и клапанов в крышках цилиндров. Определение правостороннего и левостороннего однорядного двигателя и определение сторон двигателя", NEQ)
ГОСТ 23550-79 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров (ИСО 1204:1990 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Обозначение и нумерация цилиндров и клапанов в крышках цилиндров. Определение правостороннего и левостороннего однорядного двигателя и определение сторон двигателя", NEQ)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 зависимое вспомогательное оборудование: Любое оборудование, наличие или отсутствие которого влияет на выходную мощность двигателя.
3.2 независимое вспомогательное оборудование: Любое оборудование, для привода которого используется мощность от постороннего источника, а не от двигателя.
3.3 существенное вспомогательное оборудование: Любое оборудование, необходимое для продолжения или возобновления работы двигателя.
3.4 несущественное вспомогательное оборудование: Любое оборудование, которое является необязательным для продолжения или возобновления работы двигателя.
3.5 регулирование двигателя: Физическая процедура настройки двигателя для получения на нем мощности, соответствующей различным сочетаниям параметров окружающей среды, например путем перемещения упора подачи топлива, пересогласования турбокомпрессора, изменения угла опережения подачи топлива или других физических изменений. Двигатель, конструкция которого допускает подобные настройки, является регулируемым двигателем.
3.6 нерегулируемый двигатель: Двигатель, конструкция которого не допускает регулировок применительно к измененным условиям окружающей среды.
3.7 частота вращения двигателя: Частота вращения коленчатого вала двигателя в единицу времени.
3.8 объявленная частота вращения двигателя: Частота вращения двигателя, соответствующая объявленной мощности. Для некоторых применений двигателей объявленная частота вращения называется номинальной частотой вращения.
3.9 объявленная промежуточная частота вращения двигателя: Частота вращения двигателя, составляющая менее 100% объявленной частоты вращения, заявленной изготовителем, с учетом требований, установленных для конкретного применения двигателя.
3.10 минимально устойчивая частота вращения двигателя на холостом ходу: Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, допустимая в эксплуатации.
3.11 частота вращения двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту: Частота вращения двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту, на упоре топливной рейки, включающая в себя дополнительный крутящий момент, создаваемый корректором топливоподачи, если таковой имеется.
3.12 объявленная мощность: Мощность, объявленная изготовителем двигателя, которую будет вырабатывать двигатель при заданных окружающих условиях. Для некоторых применений объявленная мощность называется номинальной мощностью.
3.13 объявленная мощность на валу отбора мощности: Мощность, объявленная изготовителем на валу отбора мощности двигателя, поставляемого в комплекте с пропульсивной установкой, или на муфте, соединяемой с пропульсивной установкой двигателя, поставляемого с редуктором и/или реверсивной передачей.
3.14 объявленная мощность на коленчатом валу: Мощность, объявленная изготовителем на выходном валу отбора мощности двигателя, поставляемого без редуктора и/или реверсивной передачи.
3.15 индикаторная мощность: Полная мощность, развиваемая в рабочих цилиндрах в результате давления рабочего тела, действующего на поршень.
3.16 тормозная мощность: Мощность или сумма мощностей, снимаемая на конце коленчатого вала или его эквивалента, с учетом мощности вспомогательного оборудования и механизмов, установленных для конкретного применения.
3.17 мощность двигателя для определения выбросов по ГОСТ Р 51249: Мощность, получаемая на испытательном стенде на конце коленчатого вала при объявленной частоте вращения и объявленной мощности двигателя, оснащенного оборудованием и вспомогательными механизмами, необходимыми при испытаниях по ГОСТ Р 51249.
3.18 длительная мощность (номинальная мощность): Мощность, которую двигатель может развивать без ограничения времени в период между техническими обслуживаниями, указанный изготовителем, при заданных частоте вращения и окружающих условиях при соблюдении правил технического обслуживания, установленных изготовителем.
3.19 мощность перегрузки (максимальная мощность): Мощность, которую двигатель может развивать с продолжительностью и частотой использования, зависящими от условий применения двигателя при заданных окружающих условиях, сразу после работы при длительной мощности.
3.20 мощность на упоре топливной рейки (полная мощность): Мощность, которую может развивать двигатель в течение установленного периода времени, зависящего от его применения, при заданной частоте вращения и заданных окружающих условиях, при таком ограничении подачи топлива, чтобы не было превышено значение этой мощности.
3.21 мощность ИСО: Мощность, определяемая в рабочих условиях на испытательном стенде изготовителя, приведенная (или корректированная) к стандартным исходным условиям, указанным в 6.1, в соответствии с требованиями изготовителя.
3.22 стандартная мощность ИСО: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую двигатель может развивать, используя только существенное зависимое вспомогательное оборудование, в период между техническими обслуживаниями при следующих условиях:
а) при заданной частоте вращения в рабочих условиях на испытательном стенде изготовителя;
б) при объявленной мощности, приведенной (или корректированной) к стандартным исходным условиям, указанным в 6.1, в соответствии с требованиями изготовителя;
в) при соблюдении правил технического обслуживания, указанных изготовителем.
3.23 эксплуатационная мощность (расчетная): Мощность, определяемая при окружающих и рабочих условиях применения двигателя.
3.24 стандартная эксплуатационная мощность: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую двигатель может развивать, используя только существенное зависимое вспомогательное оборудование, в период между техническими обслуживаниями при следующих условиях:
а) при заданной частоте вращения, окружающих и рабочих условиях применения двигателя;
б) при объявленной мощности, приведенной (или корректированной) в соответствии с требованиями изготовителя к заданным окружающим и рабочим условиям применения двигателя;
в) при соблюдении правил технического обслуживания, указанных изготовителем.
3.25 приведение мощности: Методика расчета, позволяющая значение мощности, измеренное при одних условиях окружающей среды, изменить так, чтобы показать ожидаемое значение мощности при других условиях окружающей среды при сохранении приблизительно постоянными термических и (или) механических нагрузок в критических узлах двигателя.
3.26 корректировка мощности: Методика расчета, позволяющая значение мощности, измеренное при одних условиях окружающей среды, изменить так, чтобы показать ожидаемое значение мощности при других рабочих или исходных условиях без какой-либо регулировки дизеля. В этом случае мощность и другие характеристики двигателя могут изменяться как функции от условий окружающей среды.
3.27 нагрузка: Общий термин для обозначения "мощности" или "крутящего момента", используемый для двигателей, приводящих в действие оборудование, и обычно соответствующий объявленной мощности или крутящему моменту.
Примечание - Термин "нагрузка" является физически неоднозначным, его необходимо избегать. Для количественных целей взамен термина "нагрузка" должен быть использован термин "мощность" или "крутящий момент" с указанием частоты вращения.
3.28 расход топлива: Количество топлива, расходуемого двигателем в единицу времени при заданных мощности и окружающих условиях.
3.29 удельный расход топлива: Расход топлива на единицу мощности в единицу времени.
3.30 удельный расход топлива ИСО: Удельный расход топлива при стандартной мощности ИСО.
3.31 подача топлива: Дозированный объем (масса) топлива, подаваемого системой впрыска в течение одного рабочего цикла.
3.32 удельная подача топлива: Дозированный объем (масса) топлива, подаваемого системой впрыска в течение одного рабочего цикла на литр рабочего объема двигателя.
3.33 расход смазочного масла: Количество смазочного масла, расходуемого двигателем в единицу времени.
4 Обозначения и сокращения
4.1 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
ажность окружающего воздуха при испытаниях, %.
4.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
max - максимальный;
5 Общие требования
5.1 Двигатели, используемые на судах и установках, расположенных в открытом море, строящиеся на класс Морского Регистра судоходства или Речного Регистра Российской Федерации, должны также соответствовать требованиям этих организаций. Классификационное общество должно быть заявлено потребителем до размещения заказа.
5.2 Дополнительные требования для неподнадзорных Регистрам двигателей определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
6 Стандартные исходные условия
6.1 Для определения стандартных мощности и расхода топлива двигателей принимают следующие стандартные исходные условия:
- полное атмосферное давление
- температура воздуха
- относительная влажность воздуха
- температура охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха
- сопротивление на впуске и выпуске 0 мм рт.ст.
Относительная влажность воздуха 30% при температуре 298 К (25 °С) соответствует давлению водяного пара 1 кПа. Соответствующее атмосферное давление сухого воздуха составляет 99 кПа.
7 Вспомогательное оборудование
Для точного указания условий определения мощности следует перечислить вспомогательное оборудование, влияющее на выходную мощность двигателя и необходимое для продолжения или возобновления его работы.
Агрегаты, установленные на двигателе, без которых он ни при каких обстоятельствах не может работать при объявленной мощности, считают компонентами двигателя и не рассматривают в качестве вспомогательного оборудования.
Примечание - Такие агрегаты, как топливный насос, турбокомпрессор и охладитель наддувочного воздуха являются компонентами двигателя.
Примеры вспомогательного оборудования, которое может быть установлено на двигателе, приведены в приложении А.
8 Объявление мощности
8.1 Объявление мощности требуется для:
а) оглашения изготовителем мощности, которую будет развивать двигатель при заданных условиях;
б) проверки путем измерения объявленной мощности двигателя при тех же условиях или после соответствующего соглашения при измененных условиях.
8.2 При объявлении мощности должны быть указаны следующие условия:
а) вид объявления мощности и, при необходимости, окружающие и рабочие условия;
б) вид применения мощности;
в) вид мощности;
г) объявленная частота вращения.
Способы определения вида мощности двигателя в соответствии с перечислениями а)-в) приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Диаграмма, показывающая способы определения вида мощности
Термины, используемые в указанных перечислениях, можно комбинировать, например: длительная тормозная мощность на упоре топливной рейки.
8.3 В зависимости от назначения двигателя и условий его изготовления реально полученная мощность может колебаться в пределах допуска на объявленную мощность. Наличие такого допуска и его значение должны быть указаны изготовителем.
8.4 Для двигателей с отбором мощности с помощью вала (валов) любая мощность, устанавливаемая настоящим стандартом, пропорциональна среднему расчетному или измеренному крутящему моменту и средней частоте вращения вала (валов), передающего этот крутящий момент.
Для двигателя, отдающего мощность иным способом, чем с вала (валов), должна быть ссылка на соответствующий стандарт, распространяющийся на установки такого рода.
8.5 При объявлении мощности двигателя со встроенной передачей должна быть указана частота вращения вала отбора мощности при объявленной частоте вращения двигателя.
8.6 Виды мощности:
а) индикаторная мощность;
б) тормозная мощность.
8.6.1 Любое объявление тормозной мощности, кроме стандартной мощности ИСО и стандартной эксплуатационной мощности, должно сопровождаться следующим перечнем вспомогательного оборудования в соответствии с приложением А:
а) существенное зависимое вспомогательное оборудование;
б) существенное независимое вспомогательное оборудование;
в) несущественное зависимое вспомогательное оборудование.
Мощность, потребляемая вспомогательным оборудованием, указанным в перечислениях б) и в), может быть значительной. В таком случае потребляемая этим оборудованием мощность должна быть объявлена.
8.7 Виды применения мощности:
а) длительная (номинальная) мощность;
б) мощность перегрузки (максимальная мощность);
в) мощность на упоре топливной рейки (полная мощность).
8.7.1 Продолжительность и периодичность использования допускаемой мощности перегрузки зависят от условий применения двигателя. При этом упор рейки топливного насоса двигателя должен быть установлен в положение, позволяющее двигателю развивать мощность перегрузки. Мощность перегрузки должна быть выражена в процентах длительной мощности, а также должны быть указаны допускаемые продолжительность и периодичность ее использования и соответствующая частота вращения двигателя.
Если нет иного указания, принято допускать мощность перегрузки 110% длительной мощности при частоте вращения, соответствующей применению двигателя, суммарной продолжительностью 1 ч с перерывами или без них в течение 12 ч работы. Такую периодичность также применяют к некоторым мощностям с перегрузкой более 110% длительной мощности.
Мощность главных судовых двигателей обычно ограничивается длительной мощностью, поэтому мощность перегрузки не может быть задана при их эксплуатации. При специальном использовании главные судовые двигатели могут развивать мощность перегрузки в эксплуатации.
8.8 Виды объявления мощности:
а) мощность ИСО;
б) эксплуатационная мощность.
8.8.1 Для установления эксплуатационной мощности следует учитывать:
а) окружающие условия или любые номинальные окружающие условия, соответствующие специальным требованиям инспектирующих и (или) законодательных органов и (или) классификационных обществ, установленных потребителем.
Например, в соответствии с правилами Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) для главных и вспомогательных судовых поршневых двигателей внутреннего сгорания установлены следующие номинальные окружающие условия:
- полное атмосферное давление
- температура воздуха
- относительная влажность воздуха
- температура морской или забортной воды (на входе в охладитель наддувочного воздуха)
б) нормальный режим работы двигателя;
в) ожидаемый период работы между техническими обслуживаниями;
г) характер и объем требуемого обслуживания;
д) всю информацию, относящуюся к работе двигателя в эксплуатации.
9 Обозначение мощности
9.1 Мощности в соответствии с настоящим стандартом обозначают с помощью комбинации букв (кодов), взятых из обозначений мощностей трех различных видов, дополненной значением объявленной частоты вращения двигателя.
Последовательность букв, составляющих обозначение мощности, схематически представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Диаграмма, показывающая последовательность букв, применяемых
при обозначении объявленных мощностей
Примечание - Для двигателей, применяемых на судах, отвечающих требованиям МАКО для неограниченного района плавания, и для которых указаны номинальные окружающие условия по 8.8.1, вместо буквы
За буквой
Таблица 1 - Кодовые обозначения наиболее применяемых мощностей
Мощность | Кодовое обозначение |
1 Стандартная мощность ИСО | ICN |
2 Стандартная мощность ИСО на упоре рейки | ICFN |
3 Стандартная мощность ИСО c перегрузкой на | ICXN |
4 Стандартная мощность ИСО с перегрузкой на 10% | ICXN |
5 Тормозная мощность ИСО с перегрузкой с существенным зависимым вспомогательным оборудованием | ION |
6 Тормозная мощность ИСО с перегрузкой на упоре рейки с существенным зависимым вспомогательным оборудованием | IOFN |
7 Тормозная мощность ИСО на упоре рейки с существенным зависимым вспомогательным оборудованием | IFN |
_______________ В этом случае буква | |
Примеры 2 Стандартная эксплуатационная мощность на упоре рейки будет иметь обозначение SCFN. 3 Тормозная мощность ИСО с перегрузкой с несущественным вспомогательным оборудованием, которое должно быть указано, будет иметь обозначение IOВ. |
9.2 Обозначение мощности с помощью кодов при объявлении мощности двигателя состоит из:
- буквенных кодов, представленных на рисунке 2;
- значения мощности с указанием единицы измерения;
- значения объявленной частоты вращения двигателя с указанием единицы измерения.
Пример -
Такое обозначение не определяет, допускается ли превышение мощности. Если мощность может быть превышена, то следует указать значение превышения в процентах, например ICXN.
9.3 Примеры обозначений мощности с помощью кодов приведены в таблице 1.
10 Объявление расхода топлива
10.1 Количество жидкого топлива должно быть указано в единицах массы (килограмм) или единицах энергии (джоуль). Количество газообразного топлива должно быть указано в единицах энергии (джоуль).
10.2 Объявленный удельный расход топлива считают удельным расходом топлива ИСО, если нет иного указания изготовителя.
10.3 Любой объявленный удельный расход топлива двигателя, работающего на жидком топливе, выраженный в единицах массы, должен быть приведен к низшей теплотворной способности топлива 42700 кДж/кг.
Любой объявленный расход топлива газового двигателя должен быть приведен к заявленной теплотворной способности газа. Вид газа должен быть указан.
10.4 Удельный расход топлива двигателя следует объявлять:
а) при стандартной мощности ИСО;
б) при любой другой объявленной мощности и заданной частоте вращения двигателя, соответствующих конкретному применению двигателя (если требуется по специальному соглашению).
Допускается, если не указано иное, указывать удельный расход топлива с допуском плюс 5% для объявленной мощности.
11 Объявление расхода смазочного масла
11.1 Расход смазочного масла выражают в литрах или килограммах за час работы двигателя при объявленных значениях мощности и частоты вращения двигателя.
11.2 Расход смазочного масла следует объявлять для двигателя, прошедшего установленную обкатку.
11.3 Смазочное масло, сливаемое во время его замены в двигателе, не должно быть учтено в объявленном расходе смазочного масла.
11.4 Вид применяемого смазочного масла должен быть указан.
12 Информация, представляемая потребителем и изготовителем
12.1 Потребитель должен представить следующую информацию:
а) назначение и требуемую мощность двигателя, а также относящиеся к этому особенности;
б) ожидаемые частоту и продолжительность требуемых мощностей и соответствующие частоты вращения двигателя (предпочтительно в виде нагрузочной кривой);
в) местные условия:
- атмосферные давления (максимальное и минимальное), если данных о давлениях нет, то указывают высоту над уровнем моря;
- среднемесячные минимальную и максимальную температуры воздуха в наиболее жаркий и наиболее холодный месяцы года;
- максимальную и минимальную температуры воздуха, окружающего двигатель;
- относительную влажность воздуха (или давление водяного пара, или температуру влажного и сухого термометров), как правило, при максимальной окружающей температуре воздуха на месте установки;
- максимальную и минимальную температуры охлаждающей воды;
г) спецификацию и указание о низшей теплотворной способности возможных к применению топлив;
д) необходимость соответствия двигателя требованиям какого-либо классификационного общества или специальным требованиям;
е) характеристики существенного вспомогательного оборудования, поставляемого потребителем;
ж) любую другую информацию относительно специального применения двигателя.
12.2 Изготовитель двигателя должен представлять следующую информацию:
а) объявленные тормозные мощности и их допустимые отклонения;
б) соответствующие частоты вращения двигателя.
Для некоторых применений двигателей, работающих с переменной частотой, обычной практикой является представление диаграммы "мощность - частота вращения", охватывающей диапазон мощности, в котором двигатель может работать как продолжительное, так и короткое время.
Типичный пример диаграммы для главного судового двигателя с винтом фиксированного шага приведен на рисунке 3.
1 - область длительной мощности; 2 - область кратковременной работы; 3 - область работы
с кратковременной перегрузкой для двигателей некоторых применений
Рисунок 3 - Диаграмма "мощность - частота вращения"
Для разработки такой диаграммы потребитель должен представить необходимую информацию в соответствии с 12.1:
в) направление вращения в соответствии с ГОСТ 22836;
г) число и расположение цилиндров в соответствии с ГОСТ 23550;
д) является ли двигатель двух- или четырехтактным, без наддува, с механическим наддувом или турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха или без него;
е) количество воздуха, необходимое для работы двигателя, в частности, для:
- сгорания и продувки,
- охлаждения и вентиляции;
ж) способ пуска, поставляемое и дополнительно необходимое оборудование;
и) вид и сорт рекомендуемого смазочного масла;
к) тип регулирования и наклон регуляторной характеристики, если требуется; при работе с переменной частотой вращения - диапазон рабочей частоты вращения и частоту вращения холостого хода. При необходимости должна быть указана критическая частота вращения;
л) способ охлаждения и емкость системы охлаждения с указанием скорости циркуляции охлаждающих жидкостей;
м) возможность установки трубопровода для отвода нагретого воздуха (только для двигателей с воздушным охлаждением);
н) график периодического осмотра и ремонта;
п) спецификацию и указания о низшей теплотворной способности возможных к применению видов топлива;
р) температуру подаваемого в двигатель топлива и (или) вязкость;
с) максимально допустимое противодавление в системе выпуска и максимально допустимое разрежение на впуске;
т) характеристики существенного независимого вспомогательного оборудования, поставляемого изготовителем;
у) любую другую информацию относительно специального применения двигателя.
13 Методы приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива
13.1 Изготовитель двигателя должен указать, до какой степени условия испытаний или окружающие условия могут отличаться от стандартных исходных условий без приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива.
13.2 Методы, указанные в настоящем стандарте, следует применять для расчетов:
- ожидаемых мощности и удельного расхода топлива при местных окружающих условиях по известным значениям для стандартных исходных условий;
- соответствия значений мощности и удельного расхода топлива, полученных при окружающих двигатель условиях во время испытаний, объявленным значениям.
13.3 Приведение мощности к окружающим условиям
13.3.1 Если требуется, чтобы двигатель работал при условиях, отличных от стандартных исходных условий, указанных в 6.1, и чтобы выходная мощность была приведена к (или от) стандартным(х) исходным(х) условиям(й), то должны быть использованы следующие формулы, если другие методы не установлены изготовителем:
где
где
Примеры приведения мощности даны в приложениях В и Г.
13.3.2 Если у двигателя с турбонаддувом значения частоты вращения турбокомпрессора, температуры газа на входе в турбину турбокомпрессора и максимального давления сгорания при объявленной мощности и стандартных исходных условиях не достигают предельных значений, то изготовитель может объявить заменяющие их исходные условия, к которым или от которых должна быть приведена мощность.
В этом случае
Формулы (5) и (6) следует использовать вместо формулы (3).
При замене коэффициента давления сухого воздуха в формуле (3) на коэффициент полного атмосферного давления коэффициент индикаторной мощности определяют как
где
Значения коэффициента
Таблица 2 - Значения коэффициентов и показателей степени, используемых при приведении мощности
Тип двигателя | Вид топлива | Условия | Обозна- чение условий | Коэффи- циент | Показатель степени | |||
Дизельные двигатели и двухтопливные двигатели с воспламенением от сжатия, работающие на жидком топливе | Дизельное топливо | Без турбонаддува | Мощность, ограниченная соотношением воздух-топливо | 1 | 1,00 | 0,75 | 0 | |
Мощность, ограниченная термической нагрузкой | 0 | 1,00 | 1,00 | 0 | ||||
С турбонаддувом без охлаждения наддувочного воздуха | Мало- и среднеоборотные четырехтактные двигатели | 0 | 0,70 | 2,00 | 0 | |||
С турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха | 0 | 0,70 | 1,20 | 1 | ||||
Двигатели (дизели) с воспламенением от сжатия | Дизельное топливо | С турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха | Малооборотные двухтактные двигатели | 0 | nr | nr | nr | |
Газовые двигатели с пилотным впрыском (двухтопливные или газодизели) | Газообразное топливо с пилотным топливом | Мало- и среднеоборотные четырехтактные двигатели | 0 | 0,57 | 0,55 | 1,75 | ||
Двухтопливные двигатели с впрыском газа высокого давления | Газообразное топливо с пилотным топливом | 0 | 0,70 | 1,20 | 1,00 | |||
Малооборотные двухтактные двигатели | 0 | nr | nr | nr | ||||
Двигатели с воспламенением от искры | Бензин, сжиженный нефтяной газ, газообразное топливо | Без турбонаддува | Высокооборотные четырехтактные двигатели | 1 | 0,86 | 0,55 | 0 | |
Двигатели с принудительным зажиганием | Газообразное топливо | С турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха | Мало- и среднеоборотные четырехтактные двигатели | 0 | 0,57 | 0,55 | 1,75 | |
Примечания 1 Обозначения условий и показатели степени были предоставлены СИМАС (International Council on Combustion Engines). 2 Коэффициенты и показатели степени были установлены в результате испытаний на ряде двигателей определенных типов. Они могут быть приняты как рекомендуемые. Изготовитель двигателя может в качестве альтернативы предложить свои значения, соответствующие индивидуальной конструкции двигателя. 3 Значения показателя степени s применяют для приведения мощности, основываясь на температуре охлаждающей среды на входе в охладитель наддувочного воздуха. Там, где наддувочный воздух охлаждается в одном контуре с водяной рубашкой двигателя при номинальной постоянной температуре, значение 4 Условия 5 Высокооборотные четырехтактные двигатели, требующие приведения мощности, не представлены в данной таблице. Корректирующие коэффициенты и показатели степени должны быть определены изготовителем двигателя. 6 nr - рекомендуемые значения отсутствуют. Изготовитель двигателя должен использовать свои собственные значения для индивидуальных конструкций двигателя. |
Определение давления водяного пара, степени повышения давления сухого воздуха, коэффициента индикаторной мощности и коэффициента приведения мощности - по таблицам Б.1-Б.5 приложения Б.
13.3.3 Если условия испытаний или местные окружающие условия более благоприятные, чем стандартные исходные условия или заменяющие исходные условия, то объявленная мощность при испытаниях или местных окружающих условиях может быть ограничена изготовителем объявленной мощностью при стандартных исходных условиях или заменяющих исходных условиях.
13.3.4 Если относительная влажность воздуха неизвестна, то для условий
Во всех остальных случаях приведение мощности не зависит от влажности воздуха (
13.3.5 Значение механического КПД должно быть указано изготовителем двигателя. При отсутствии какого-либо указания принимают
13.3.6 При объявлении стандартной мощности ИСО изготовитель двигателя должен указать, какое из условий в таблице 2 является применимым для данного двигателя.
13.4 Если двигатель должен работать при окружающих условиях при испытаниях или на месте установки, отличных от стандартных исходных условий, указанных в 6.1, удельный расход топлива будет отличаться от объявленного при стандартных исходных условиях и должен быть приведен к (или от) стандартным исходным условиям.
Пересчет расхода топлива к окружающим условиям при испытаниях или к местным окружающим условиям для регулируемых двигателей проводят с использованием нижеследующих формул, если изготовитель не указывает других методов:
где
14 Метод корректировки мощности
14.1 Метод корректировки мощности подтвержден испытаниями репрезентативного числа нерегулируемых двигателей с частотой вращения 2000 мин
Этот метод корректировки мощности следует применять для расчета мощности при стандартных исходных условиях, указанных в 6.1, основываясь на мощности, измеренной (определенной) при окружающих условиях при испытании.
Для корректировки мощности измеренную (определенную) мощность вычисляют путем умножения на коэффициент по формулам:
- для двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей)
- для двигателей с принудительным зажиганием
Примеры, показывающие, как коэффициенты корректировки применяют во время испытаний нерегулируемых двигателей, приведены в приложении Д.
14.2 Коэффициенты корректировки определяют при атмосферных условиях, которые должны быть в следующих пределах:
- по температуре
- для двигателей с воспламенением от сжатия (дизелей) 283 К
- для двигателей с принудительным зажиганием 288 К
- по атмосферному давлению сухого воздуха
14.3 Коэффициент корректировки
где
Формула (11) применима, только если значение коэффициента корректировки
14.3.1 Атмосферный коэффициент
а) для двигателей без наддува и с механическим наддувом
б) для двигателей с турбонаддувом без охлаждения наддувочного воздуха или с охлаждением наддувочного воздуха в воздухо-воздушном охладителе
в) для двигателей с турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха в водовоздушном охладителе
14.3.2 Коэффициент двигателя
Коэффициент двигателя
где
где
где
Для двухступенчатого турбонаддува
Формула (15) применима для диапазона 37,2 мг/(л·цикл)
Для значений
Рисунок 4 - Коэффициент двигателя
цикловой подачи топлива
14.4 Для двигателей других типов коэффициент корректировки
14.5 Коэффициент корректировки
Формулу (18) применяют для двигателей с карбюраторами либо для двигателей с системами топливоподачи, поддерживающими постоянное топливовоздушное соотношение при изменении окружающих условий. Для иных двигателей применяют требования 14.4.
Формулу (18) для определения коэффициента корректировки
14.6 Коэффициент поглощения света при стандартных исходных условиях
где
14.7 Коэффициент корректировки
Коэффициент корректировки
15 Методы испытаний
Правила приемки и методы испытаний двигателей - в соответствии с требованиями ГОСТ 10448.
16 Отчет об испытаниях
16.1 Изготовитель должен представить отчет об испытаниях.
Отчет о приемосдаточных испытаниях представляют, как правило, для двигателей групп 3-5 в соответствии с ГОСТ 10448.
Отчеты о периодических испытаниях представляют для двигателей всех групп.
16.2 Отчет об испытаниях должен содержать паспорт двигателя, а также следующие сведения:
а) дату, место, цель испытания и наименование инспектирующей организации;
б) сорта топлива и смазочного масла, применяемых при испытаниях.
Если используют топливо в соответствии с требованиями стандарта на топливо конкретного вида, то свойства его, при необходимости, проверяют только по согласованию между изготовителем и потребителем. При отсутствии стандарта на используемое топливо свойства и состав его должны быть установлены по согласованию между изготовителем и потребителем. Низшая теплотворная способность топлива и метод ее определения должны быть установлены;
в) зависимое вспомогательное оборудование и стендовое оборудование, обслуживающее двигатель;
г) таблицу измеренных при испытаниях параметров;
д) параметры, рассчитанные при испытаниях;
е) результаты функциональных проверок;
ж) результаты дополнительных и специальных испытаний, если требуются.
Приложение А
(обязательное)
Примеры вспомогательного оборудования, которое может быть установлено
на двигателе
Эти перечни являются ориентировочными и не являются исчерпывающими.
A.1 Перечень F - Существенное зависимое вспомогательное оборудование:
а) приводимый от двигателя нагнетательный масляный насос;
б) приводимый от двигателя откачивающий масляный насос для двигателей с сухим картером;
в) приводимый от двигателя насос охлаждающей воды;
г) приводимый от двигателя насос забортной воды;
д) приводимый от двигателя вентилятор для охлаждения радиатора;
е) приводимый от двигателя вентилятор для охлаждения двигателя (для двигателей с воздушным охлаждением);
ж) приводимый от двигателя компрессор газового топлива;
и) приводимый от двигателя топливоподкачивающий насос;
к) приводимый от двигателя топливный насос для обычной или сервовпрыскивающей системы;
л) приводимый от двигателя продувочный компрессор и (или) компрессор наддувочного воздуха;
м) приводимый от двигателя генератор, воздушный компрессор или гидравлический насос для подачи энергии на оборудование, указанное в перечне G;
н) приводимый от двигателя насос для смазки цилиндров;
п) воздушный фильтр или глушитель шума (обычный или специальный);
р) глушитель шума выпуска (обычный или специальный).
А.2 Перечень G - Существенное независимое вспомогательное оборудование:
а) автономный нагнетательный масляный насос;
б) автономный откачивающий масляный насос для двигателей с сухим картером;
в) автономный насос охлаждающей воды;
г) автономный насос забортной воды;
д) автономный вентилятор для охлаждения радиатора;
е) автономный вентилятор для охлаждения двигателя (для двигателей с воздушным охлаждением);
ж) автономный компрессор газового топлива;
и) автономный топливоподкачивающий насос;
к) автономный топливный насос для обычной или сервовпрыскивающей системы;
л) автономный продувочный компрессор и (или) компрессор наддувочного воздуха;
м) автономный вытяжной вентилятор картера;
н) автономный насос для смазки цилиндров;
п) система регулирования или управления, приводимая от внешнего источника.
А.3 Перечень Н - Несущественное зависимое вспомогательное оборудование:
а) приводимый от двигателя пусковой воздушный компрессор;
б) приводимый от двигателя генератор, воздушный компрессор или гидравлический насос для подачи энергии на оборудование, не указанное в перечне G;
в) приводимый от двигателя откачивающий насос;
г) приводимый от двигателя пожарный насос;
д) приводимый от двигателя вентилятор;
е) приводимый от двигателя топливоперекачивающий насос;
ж) встроенный в двигатель упорный подшипник.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Определение давления водяного пара, коэффициентов и отношений
Б.1 Определение давления водяного пара
В таблице Б.1 указаны значения давления водяного пара (
Таблица Б.1 - Значения давления водяного пара
Относительная влажность воздуха | |||||||||
1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Давление водяного пара | |||||||||
-10 | 0,30 | 0,27 | 0,24 | 0,21 | 0,18 | 0,15 | 0,12 | 0,09 | 0,06 |
-9 | 0,33 | 0,29 | 0,26 | 0,23 | 0,20 | 0,16 | 0,13 | 0,10 | 0,07 |
-8 | 0,35 | 0,32 | 0,28 | 0,25 | 0,21 | 0,18 | 0,14 | 0,11 | 0,07 |
-7 | 0,38 | 0,34 | 0,30 | 0,27 | 0,23 | 0,19 | 0,15 | 0,11 | 0,08 |
-6 | 0,41 | 0,36 | 0,32 | 0,28 | 0,24 | 0,20 | 0,16 | 0,12 | 0,08 |
-5 | 0,43 | 0,39 | 0,35 | 0,30 | 0,26 | 0,22 | 0,17 | 0,13 | 0,09 |
-4 | 0,46 | 0,41 | 0,37 | 0,32 | 0,28 | 0,23 | 0,18 | 0,14 | 0,09 |
-3 | 0,49 | 0,44 | 0,39 | 0,34 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,15 | 0,10 |
-2 | 0,53 | 0,47 | 0,42 | 0,37 | 0,32 | 0,26 | 0,21 | 0,16 | 0,10 |
-1 | 0,56 | 0,50 | 0,45 | 0,39 | 0,34 | 0,28 | 0,22 | 0,17 | 0,11 |
0 | 0,60 | 0,54 | 0,48 | 0,42 | 0,36 | 0,30 | 0,24 | 0,18 | 0,12 |
1 | 0,64 | 0,58 | 0,51 | 0,45 | 0,39 | 0,32 | 0,26 | 0,19 | 0,13 |
2 | 0,69 | 0,62 | 0,55 | 0,48 | 0,41 | 0,34 | 0,28 | 0,21 | 0,14 |
3 | 0,74 | 0,66 | 0,59 | 0,52 | 0,44 | 0,37 | 0,30 | 0,22 | 0,15 |
4 | 0,79 | 0,71 | 0,63 | 0,55 | 0,47 | 0,40 | 0,32 | 0,24 | 0,16 |
5 | 0,85 | 0,76 | 0,68 | 0,59 | 0,51 | 0,42 | 0,34 | 0,25 | 0,17 |
6 | 0,91 | 0,82 | 0,73 | 0,64 | 0,55 | 0,46 | 0,36 | 0,27 | 0,18 |
7 | 0,98 | 0,88 | 0,78 | 0,68 | 0,59 | 0,49 | 0,39 | 0,29 | 0,20 |
8 | 1,05 | 0,94 | 0,84 | 0,73 | 0,63 | 0,52 | 0,42 | 0,31 | 0,21 |
9 | 1,12 | 1,01 | 0,90 | 0,78 | 0,67 | 0,56 | 0,45 | 0,34 | 0,22 |
10 | 1,20 | 1,08 | 0,96 | 0,84 | 0,72 | 0,60 | 0,48 | 0,36 | 0,24 |
11 | 1,28 | 1,16 | 1,03 | 0,90 | 0,77 | 0,64 | 0,51 | 0,39 | 0,26 |
12 | 1,37 | 1,24 | 1,10 | 0,96 | 0,82 | 0,69 | 0,55 | 0,41 | 0,27 |
13 | 1,47 | 1,32 | 1,17 | 1,03 | 0,88 | 0,73 | 0,59 | 0,44 | 0,29 |
14 | 1,57 | 1,41 | 1,25 | 1,10 | 0,94 | 0,78 | 0,63 | 0,47 | 0,31 |
15 | 1,67 | 1,51 | 1,34 | 1,17 | 1,00 | 0,84 | 0,67 | 0,50 | 0,33 |
16 | 1,79 | 1,61 | 1,43 | 1,25 | 1,07 | 0,89 | 0,71 | 0,54 | 0,36 |
17 | 1,90 | 1,71 | 1,52 | 1,33 | 1,14 | 0,95 | 0,76 | 0,57 | 0,38 |
18 | 2,03 | 1,83 | 1,62 | 1,42 | 1,22 | 1,01 | 0,81 | 0,61 | 0,41 |
19 | 2,16 | 1,94 | 1,73 | 1,51 | 1,30 | 1,08 | 0,86 | 0,65 | 0,43 |
20 | 2,30 | 2,07 | 1,84 | 1,61 | 1,38 | 1,15 | 0,92 | 0,69 | 0,46 |
21 | 2,45 | 2,20 | 1,96 | 1,71 | 1,47 | 1,22 | 0,98 | 0,73 | 0,49 |
22 | 2,60 | 2,34 | 2,08 | 1,82 | 1,56 | 1,30 | 1,04 | 0,78 | 0,52 |
23 | 2,77 | 2,49 | 2,21 | 1,94 | 1,66 | 1,38 | 1,11 | 0,83 | 0,55 |
24 | 2,94 | 2,65 | 2,35 | 2,06 | 1,76 | 1,47 | 1,18 | 0,88 | 0,59 |
25 | 3,12 | 2,81 | 2,50 | 2,19 | 1,87 | 1,56 | 1,25 | 0,94 | 0,62 |
26 | 3,32 | 2,98 | 2,65 | 2,32 | 1,99 | 1,66 | 1,33 | 0,99 | 0,66 |
27 | 3,52 | 3,17 | 2,82 | 2,46 | 2,11 | 1,76 | 1,41 | 1,06 | 0,70 |
28 | 3,73 | 3,36 | 2,99 | 2,61 | 2,24 | 1,87 | 1,49 | 1,12 | 0,75 |
29 | 3,96 | 3,56 | 3,17 | 2,77 | 2,38 | 1,98 | 1,58 | 1,19 | 0,79 |
30 | 4,20 | 3,78 | 3,36 | 2,94 | 2,52 | 2,10 | 1,68 | 1,26 | 0,84 |
31 | 4,45 | 4,01 | 3,56 | 3,12 | 2,67 | 2,23 | 1,78 | 1,34 | 0,89 |
32 | 4,72 | 4,25 | 3,78 | 3,30 | 2,83 | 2,36 | 1,89 | 1,42 | 0,94 |
33 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,00 |
34 | 5,29 | 4,76 | 4,24 | 3,71 | 3,18 | 2,65 | 2,12 | 1,59 | 1,06 |
35 | 5,60 | 5,04 | 4,48 | 3,92 | 3,36 | 2,80 | 2,24 | 1,68 | 1,12 |
36 | 5,93 | 5,34 | 4,74 | 4,15 | 3,56 | 2,97 | 2,37 | 1,78 | 1,19 |
37 | 6,27 | 5,64 | 5,02 | 4,39 | 3,76 | 3,14 | 2,51 | 1,88 | 1,25 |
38 | 6,63 | 5,97 | 5,30 | 4,64 | 3,98 | 3,32 | 2,65 | 1,99 | 1,33 |
39 | 7,01 | 6,31 | 5,61 | 4,90 | 4,20 | 3,50 | 2,80 | 2,10 | 1,40 |
40 | 7,40 | 6,66 | 5,92 | 5,18 | 4,44 | 3,70 | 2,96 | 2,22 | 1,48 |
41 | 7,81 | 7,03 | 6,25 | 5,47 | 4,69 | 3,91 | 3,12 | 2,34 | 1,56 |
42 | 8,24 | 7,42 | 6,59 | 5,77 | 4,94 | 4,12 | 3,30 | 2,47 | 1,65 |
43 | 8,69 | 7,82 | 6,95 | 6,08 | 5,21 | 4,34 | 3,47 | 2,61 | 1,74 |
44 | 9,15 | 8,24 | 7,32 | 6,41 | 5,49 | 4,58 | 3,66 | 2,75 | 1,83 |
45 | 9,63 | 8,67 | 7,71 | 6,74 | 5,78 | 4,82 | 3,85 | 2,89 | 1,93 |
46 | 10,13 | 9,12 | 8,11 | 7,09 | 6,08 | 5,07 | 4,05 | 3,04 | 2,03 |
47 | 10,65 | 9,58 | 8,52 | 7,45 | 6,39 | 5,33 | 4,26 | 3,20 | 2,13 |
48 | 11,18 | 10,07 | 8,95 | 7,83 | 6,71 | 5,59 | 4,47 | 3,36 | 2,24 |
49 | 11,73 | 10,56 | 9,39 | 8,21 | 7,04 | 5,87 | 4,69 | 3,52 | 2,35 |
50 | 12,30 | 11,07 | 9,84 | 8,61 | 7,38 | 6,15 | 4,92 | 3,69 | 2,46 |
Б.2 Определение отношений давлений сухого воздуха
Значения отношений давлений сухого воздуха, рассчитываемые по формуле
Таблица Б.2 - Значения отношений давлений сухого воздуха
Высота, | Полное барометрическое давление | Давление водяного пара | ||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||
Отношение давлений сухого воздуха | ||||||||||||||||
0 | 101,3 | 1,02 | 1,03 | 1,00 | 0,99 | 0,98 | 0,97 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | |
100 | 100,0 | 1,01 | 1,00 | 0,98 | 0,97 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,87 | |
200 | 98,9 | 0,99 | 0,98 | 0,97 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,87 | 0,86 | |
400 | 96,7 | 0,97 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,87 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | |
600 | 94,4 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,87 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | 0,83 | 0,82 | |
800 | 92,1 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,88 | 0,87 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | 0,83 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,79 | |
1000 | 89,9 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,87 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | 0,83 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | |
1200 | 87,7 | 0,88 | 0,87 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | 0,83 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | 0,76 | 0,75 | |
1400 | 85,6 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | 0,83 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | 0,76 | 0,75 | 0,74 | 0,73 | |
1600 | 83,5 | 0,84 | 0,83 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | 0,76 | 0,75 | 0,74 | 0,73 | 0,72 | 0,71 | |
1800 | 81,5 | 0,82 | 0,81 | 0,80 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | 0,76 | 0,75 | 0,74 | 0,73 | 0,72 | 0,71 | 0,70 | 0,69 | |
2000 | 79,5 | 0,80 | 0,79 | 0,78 | 0,77 | 0,76 | 0,75 | 0,74 | 0,73 | 0,72 | 0,71 | 0,70 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | |
2200 | 77,6 | 0,78 | 0,77 | 0,76 | 0,75 | 0,74 | 0,73 | 0,72 | 0,71 | 0,70 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | |
2400 | 75,6 | 0,76 | 0,75 | 0,74 | 0,73 | 0,72 | 0,71 | 0,70 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | |
2600 | 73,7 | 0,74 | 0,73 | 0,72 | 0,71 | 0,70 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | |
2800 | 71,9 | 0,72 | 0,71 | 0,70 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,59 | |
3000 | 70,1 | 0,70 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | |
3200 | 68,4 | 0,69 | 0,68 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | |
3400 | 66,7 | 0,67 | 0,66 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | |
3600 | 64,9 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | |
3800 | 63,2 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | |
4000 | 61,5 | 0,62 | 0,61 | 0,60 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | 0,48 | |
4200 | 60,1 | 0,60 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | 0,49 | 0,48 | 0,47 | |
4400 | 58,5 | 0,59 | 0,58 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | 0,48 | 0,47 | 0,46 | 0,45 | |
4600 | 56,9 | 0,57 | 0,56 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | 0,49 | 0,48 | 0,47 | 0,46 | 0,45 | 0,44 | |
4800 | 55,3 | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | 0,49 | 0,48 | 0,47 | 0,46 | 0,45 | 0,44 | 0,43 | 0,42 | |
5000 | 54,1 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,51 | 0,50 | 0,49 | 0,48 | 0,47 | 0,46 | 0,45 | 0,44 | 0,43 | 0,42 | 0,41 |
Б.3 Определение коэффициента индикаторной мощности
Формула (3) или (5) может иметь вид
где | или | |
или | ||
или |
Значение
Значения
Таблица Б.3 - Значения
0,50 | 0,55 | 0,57 | 0,7 | 0,75 | 0,86 | 1,20 | 1,75 | 12,00 | ||
0,60 | 0,775 | 0,755 | 0,747 | 0,699 | 0,682 | 0,645 | 0,542 | 0,409 | 0,360 | |
0,62 | 0,787 | 0,769 | 0,762 | 0,716 | 0,699 | 0,663 | 0,564 | 0,433 | 0,384 | |
0,64 | 0,800 | 0,782 | 0,775 | 0,732 | 0,716 | 0,681 | 0,585 | 0,458 | 0,410 | |
0,66 | 0,812 | 0,796 | 0,789 | 0,748 | 0,732 | 0,700 | 0,607 | 0,483 | 0,436 | |
0,68 | 0,825 | 0,809 | 0,803 | 0,763 | 0,749 | 0,718 | 0,630 | 0,509 | 0,462 | |
0,70 | 0,837 | 0,822 | 0,816 | 0,779 | 0,765 | 0,736 | 0,652 | 0,536 | 0,490 | |
0,72 | 0,849 | 0,835 | 0,829 | 0,795 | 0,782 | 0,754 | 0,674 | 0,563 | 0,518 | |
0,74 | 0,860 | 0,847 | 0,842 | 0,810 | 0,798 | 0,772 | 0,697 | 0,590 | 0,548 | |
0,76 | 0,872 | 0,860 | 0,855 | 0,825 | 0,814 | 0,790 | 0,719 | 0,619 | 0,578 | |
0,78 | 0,883 | 0,872 | 0,868 | 0,840 | 0,830 | 0,808 | 0,742 | 0,647 | 0,608 | |
0,80 | 0,894 | 0,885 | 0,881 | 0,855 | 0,846 | 0,825 | 0,765 | 0,677 | 0,640 | |
0,82 | 0,906 | 0,897 | 0,893 | 0,870 | 0,862 | 0,843 | 0,788 | 0,707 | 0,672 | |
0,84 | 0,917 | 0,909 | 0,905 | 0,885 | 0,877 | 0,861 | 0,811 | 0,737 | 0,706 | |
0,86 | 0,927 | 0,920 | 0,918 | 0,900 | 0,893 | 0,878 | 0,834 | 0,768 | 0,740 | |
0,88 | 0,938 | 0,932 | 0,930 | 0,914 | 0,909 | 0,896 | 0,858 | 0,800 | 0,774 | |
0,90 | 0,949 | 0,944 | 0,942 | 0,929 | 0,924 | 0,913 | 0,881 | 0,832 | 0,810 | |
0,92 | 0,959 | 0,955 | 0,954 | 0,943 | 0,939 | 0,931 | 0,905 | 0,864 | 0,846 | |
0,94 | 0,970 | 0,967 | 0,965 | 0,958 | 0,955 | 0,948 | 0,928 | 0,897 | 0,884 | |
0,96 | 0,980 | 0,978 | 0,977 | 0,972 | 0,970 | 0,966 | 0,952 | 0,931 | 0,922 | |
0,98 | 0,990 | 0,989 | 0,989 | 0,986 | 0,985 | 0,983 | 0,976 | 0,965 | 0,960 | |
1,00 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | |
1,02 | 1,010 | 1,011 | 1,011 | 1,014 | 1,015 | 1,017 | 1,024 | 1,035 | 1,040 | |
1,04 | 1,020 | 1,022 | 1,023 | 1,028 | 1,030 | 1,034 | 1,048 | 1,071 | 1,082 | |
1,06 | 1,030 | 1,033 | 1,034 | 1,042 | 1,045 | 1,051 | 1,072 | 1,107 | 1,124 | |
1,08 | 1,038 | 1,043 | 1,045 | 1,055 | 1,059 | 1,068 | 1,097 | 1,144 | 1,166 | |
1,10 | 1,049 | 1,054 | 1,056 | 1,069 | 1,074 | 1,085 | 1,121 | 1,182 | 1,210 | |
1,12 | 1,058 | 1,064 | 1,067 | 1,083 | 1,089 | 1,102 | 1,146 | 1,219 | 1,254 | |
1,14 | 1,068 | 1,075 | 1,078 | 1,096 | 1,103 | 1,119 | 1,170 | 1,258 | 1,300 | |
1,16 | 1,077 | 1,085 | 1,088 | 1,110 | 1,118 | 1,136 | 1,195 | 1,297 | 1,346 | |
1,18 | 1,086 | 1,095 | 1,099 | 1,123 | 1,132 | 1,153 | 1,220 | 1,336 | 1,392 | |
1,20 | 1,095 | 1,106 | 1,110 | 1,135 | 1,147 | 1,170 | 1,245 | 1,376 | 1,440 |
Значения
Б.4 Определение коэффициента пересчета расхода топлива
В таблице Б.4 указаны значения коэффициента пересчета расхода топлива
Таблица Б.4 - Значения коэффициента пересчета расхода топлива
Механический КПД | ||||||||
0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | 0,95 | |||
Коэффициент пересчета расхода топлива | ||||||||
0,50 | 1,429 | 1,304 | 1,212 | 1,141 | 1,084 | 1,038 | ||
0,52 | 1,383 | 1,275 | 1,193 | 1,129 | 1,077 | 1,035 | ||
0,54 | 1,343 | 1,248 | 1,175 | 1,118 | 1,071 | 1,032 | ||
0,56 | 1,308 | 1,225 | 1,159 | 1,108 | 1,065 | 1,030 | ||
0,58 | 1,278 | 1,203 | 1,145 | 1,098 | 1,060 | 1,027 | ||
0,60 | 1,250 | 1,184 | 1,132 | 1,090 | 1,055 | 1,025 | ||
0,62 | 1,225 | 1,167 | 1,120 | 1,082 | 1,050 | 1,023 | ||
0,64 | 1,203 | 1,151 | 1,109 | 1,075 | 1,046 | 1,021 | ||
0,66 | 1,183 | 1,137 | 1,099 | 1,068 | 1,042 | 1,019 | ||
0,68 | 1,164 | 1,123 | 1,090 | 1,062 | 1,038 | 1,018 | ||
0,70 | 1,148 | 1,111 | 1,081 | 1,056 | 1,035 | 1,016 | ||
0,72 | 1,132 | 1,100 | 1,073 | 1,051 | 1,031 | 1,015 | ||
0,74 | 1,118 | 1,089 | 1,066 | 1,045 | 1,028 | 1,013 | ||
0,76 | 1,105 | 1,080 | 1,059 | 1,041 | 1,025 | 1,012 | ||
0,78 | 1,092 | 1,070 | 1,052 | 1,036 | 1,022 | 1,011 | ||
0,80 | 1,081 | 1,062 | 1,046 | 1,032 | 1,020 | 1,009 | ||
0,82 | 1,071 | 1,054 | 1,040 | 1,028 | 1,017 | 1,008 | ||
0,84 | 1,061 | 1,047 | 1,035 | 1,024 | 1,015 | 1,007 | ||
0,86 | 1,051 | 1,040 | 1,029 | 1,021 | 1,013 | 1,006 | ||
0,88 | 1,043 | 1,033 | 1,024 | 1,017 | 1,011 | 1,005 | ||
0,90 | 1,035 | 1,027 | 1,020 | 1,014 | 1,009 | 1,004 | ||
0,92 | 1,027 | 1,021 | 1,016 | 1,011 | 1,007 | 1,003 | ||
0,94 | 1,020 | 1,015 | 1,011 | 1,008 | 1,005 | 1,002 | ||
0,96 | 1,013 | 1,010 | 1,007 | 1,005 | 1,003 | 1,002 | ||
0,98 | 1,006 | 1,005 | 1,004 | 1,003 | 1,002 | 1,001 | ||
1,00 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | ||
1,02 | 0,994 | 0,995 | 0,997 | 0,998 | 0,999 | 0,999 | ||
1,04 | 0,989 | 0,991 | 0,993 | 0,995 | 0,997 | 0,999 | ||
1,06 | 0,983 | 0,987 | 0,990 | 0,993 | 0,996 | 0,998 | ||
1,08 | 0,978 | 0,983 | 0,987 | 0,991 | 0,994 | 0,997 | ||
1,10 | 0,974 | 0,979 | 0,984 | 0,989 | 0,993 | 0,997 | ||
1,12 | 0,969 | 0,976 | 0,982 | 0,987 | 0,992 | 0,996 | ||
1,14 | 0,965 | 0,972 | 0,979 | 0,985 | 0,991 | 0,996 | ||
1,16 | 0,960 | 0,969 | 0,976 | 0,983 | 0,989 | 0,995 | ||
1,18 | 0,956 | 0,966 | 0,974 | 0,982 | 0,988 | 0,994 | ||
1,20 | 0,952 | 0,963 | 0,972 | 0,980 | 0,987 | 0,994 |
Значение
Значение
Б.5 Определение коэффициента приведения мощности
В таблице Б.5 указаны значения коэффициента приведения мощности
Таблица Б.5 - Значения коэффициента приведения мощности
Механический КПД | ||||||
0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | 0,95 | |
Коэффициент приведения мощности | ||||||
0,50 | 0,350 | 0,383 | 0,413 | 0,438 | 0,461 | 0,482 |
0,52 | 0,376 | 0,408 | 0,436 | 0,461 | 0,483 | 0,502 |
0,54 | 0,402 | 0,433 | 0,460 | 0,483 | 0,504 | 0,523 |
0,56 | 0,428 | 0,457 | 0,483 | 0,506 | 0,526 | 0,544 |
0,58 | 0,454 | 0,482 | 0,507 | 0,528 | 0,547 | 0,565 |
0,60 | 0,480 | 0,507 | 0,530 | 0,551 | 0,569 | 0,585 |
0,62 | 0,506 | 0,531 | 0,554 | 0,573 | 0,590 | 0,606 |
0,64 | 0,532 | 0,556 | 0,577 | 0,596 | 0,612 | 0,627 |
0,66 | 0,558 | 0,581 | 0,601 | 0,618 | 0,634 | 0,648 |
0,68 | 0,584 | 0,605 | 0,624 | 0,641 | 0,655 | 0,668 |
0,70 | 0,610 | 0,630 | 0,648 | 0,663 | 0,677 | 0,689 |
0,72 | 0,636 | 0,655 | 0,671 | 0,685 | 0,698 | 0,710 |
0,74 | 0,662 | 0,679 | 0,695 | 0,708 | 0,720 | 0,730 |
0,76 | 0,688 | 0,704 | 0,718 | 0,730 | 0,741 | 0,751 |
0,78 | 0,714 | 0,729 | 0,742 | 0,753 | 0,763 | 0,772 |
0,80 | 0,740 | 0,753 | 0,765 | 0,775 | 0,784 | 0,793 |
0,82 | 0,766 | 0,778 | 0,789 | 0,798 | 0,806 | 0,813 |
0,84 | 0,792 | 0,803 | 0,812 | 0,820 | 0,828 | 0,834 |
0,86 | 0,818 | 0,827 | 0,836 | 0,843 | 0,849 | 0,855 |
0,88 | 0,844 | 0,852 | 0,859 | 0,865 | 0,871 | 0,876 |
0,90 | 0,870 | 0,877 | 0,883 | 0,888 | 0,892 | 0,896 |
0,92 | 0,896 | 0,901 | 0,906 | 0,910 | 0,914 | 0,917 |
0,94 | 0,922 | 0,926 | 0,930 | 0,933 | 0,935 | 0,938 |
0,96 | 0,948 | 0,951 | 0,953 | 0,955 | 0,957 | 0,959 |
0,98 | 0,974 | 0,975 | 0,977 | 0,978 | 0,978 | 0,979 |
1,00 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
1,02 | 1,026 | 1,025 | 1,024 | 1,023 | 1,022 | 1,021 |
1,04 | 1,052 | 1,049 | 1,047 | 1,045 | 1,043 | 1,042 |
1,06 | 1,078 | 1,074 | 1,071 | 1,067 | 1,065 | 1,062 |
1,08 | 1,104 | 1,099 | 1,094 | 1,090 | 1,086 | 1,083 |
1,10 | 1,130 | 1,123 | 1,118 | 1,112 | 1,108 | 1,104 |
1,12 | 1,156 | 1,148 | 1,141 | 1,135 | 1,129 | 1,124 |
1,14 | 1,182 | 1,173 | 1,165 | 1,157 | 1,151 | 1,145 |
1,16 | 1,208 | 1,197 | 1,188 | 1,180 | 1,172 | 1,166 |
1,18 | 1,234 | 1,222 | 1,212 | 1,202 | 1,194 | 1,187 |
1,20 | 1,260 | 1,247 | 1,235 | 1,225 | 1,216 | 1,207 |
Значение
Значение
Приложение В
(справочное)
Примеры приведения мощности и пересчета удельного расхода топлива
от стандартных или заменяющих исходных условий
к местным окружающим условиям
Пример 1
Двигатель без наддува мощностью, ограниченной коэффициентом избытка воздуха, имеет стандартную мощность ИСО 500 кВт, механический КПД
Каковы ожидаемая стандартная эксплуатационная мощность и удельный расход топлива на месте установки при полном атмосферном давлении
Согласно таблице 2 для условий
Стандартные исходные условия: | Местные окружающие условия: |
Согласно таблице Б.1 при
Согласно таблице Б.2 при
Согласно таблице Б.3 при
По формуле (3) вычисляют
Согласно таблице Б.4 при
Согласно таблице Б.5 при
Отсюда получают:
- длительную тормозную мощность на месте установки 500·0,7336=366,8 кВт;
- удельный расход топлива на месте установки 220·1,040=228,8 г/(кВт·ч).
Пример 2
Среднеоборотный четырехтактный двигатель с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха имеет объявленную мощность 1000 кВт при стандартных исходных условиях, с механическим КПД 90% и степенью повышения давления 2. Изготовитель объявляет, что пределы температуры и частоты вращения турбокомпрессора не были достигнуты при стандартных исходных условиях, и устанавливает заменяющие условия при температуре 313 К и максимальной степени повышения давления 2,36.
Какую мощность можно получить на высоте 4000 м при температуре окружающего воздуха 323 К и температуре охладителя наддувочного воздуха 310 К?
Согласно таблице 2 при условиях
По формуле (6) при
Согласно таблице Б.2 при высоте 4000 м имеют
Заменяющие исходные условия: | Местные окружающие условия: |
Отсюда получают:
По формуле (5) рассчитывают:
Согласно таблице Б.3 путем интерполяции получают:
Согласно таблице Б.5 при
Отсюда получают:
мощность на месте установки 0,720·1000=720 кВт при степени повышения давления 2,36.
Приложение Г
(справочное)
Пример приведения мощности от местных окружающих условий
к окружающим условиям при испытаниях и заменяющим местные
окружающие условия для регулируемых двигателей
Четырехтактный двигатель с турбонаддувом с охладителем наддувочного воздуха развивает тормозную мощность
Какую тормозную мощность будет он развивать при окружающих условиях при испытаниях?
Местные окружающие условия: | Окружающие условия при испытаниях: |
Механический КПД
Сначала требуется привести мощность при местных окружающих условиях к стандартным исходным условиям, а затем полученный результат привести к окружающим условиям при испытаниях.
Первой ступенью рассматриваемого примера является определение тормозной мощности при стандартных исходных условиях.
Основными формулами, необходимыми для приведения мощности, являются формулы (1), (2) и (5) по 13.3.1.
Для приведения тормозной мощности
Коэффициент
Коэффициент мощности
где
Полученные значения подставляют в формулу (5):
Следовательно, тормозная мощность при стандартных исходных условиях
Это является выходной мощностью при стандартных исходных условиях.
Следующей ступенью будет приведение тормозной мощности от стандартных исходных условий к окружающим условиям при испытаниях.
Приведение тормозной мощности от стандартных исходных условий к окружающим условиям при испытаниях рассчитывают по формулам:
Подставляя значения, полученные выше, находят:
Следовательно, тормозная мощность при окружающих условиях при испытаниях
Если, например, при мощности 808 кВт существует ограничение по максимальному давлению сгорания, то по решению изготовителя двигатель должен быть испытан при нагрузке, не превышающей 808 кВт. Для этого возможно применение метода имитации местных окружающих условий на испытательном стенде в соответствии с ГОСТ 10448.
Приложение Д
(справочное)
Примеры корректировки мощности для нерегулируемых двигателей
Пример 1
Четырехтактный двигатель с турбонаддувом с охладителем наддувочного воздуха развивает мощность 280 кВт при окружающих условиях при испытаниях. Какую корректированную мощность можно ожидать для перечисленных окружающих условий на месте установки? Частота вращения двигателя 1900 мин
Окружающие условия при испытаниях: | Местные окружающие условия: |
Согласно разделу 14
Из 14.3 коэффициент корректировки:
Из 14.3.1 атмосферный коэффициент:
Из 14.3.2 коэффициент двигателя:
где
Сначала рассчитывают значение удельной цикловой подачи топлива
Следовательно, значение корректированной удельной цикловой подачи топлива
Поскольку
Далее рассчитывают значения
Затем определяют значение мощности:
Пример 2
Четырехтактный двигатель с турбонаддувом, без охладителя наддувочного воздуха, с механическим КПД
Окружающие условия | Местные окружающие условия: | Стандартные исходные условия: |
Рассчитывают удельную цикловую подачу топлива
Следовательно,
Следовательно,
В соответствии с ограничением, приведенным в 14.3, формулы из раздела 14 не могут быть использованы непосредственно для корректировки от окружающих условий при испытаниях к местным окружающим условиям.
Корректировка должна быть выполнена двумя ступенями:
- с использованием формул (15)-(17), приведенных в разделе 14, для корректировки от окружающих условий при испытаниях к стандартным исходным условиям;
- затем с использованием формул (1)-(3) и (5), приведенных в 13.3, для перехода от стандартных исходных условий к местным окружающим условиям.
Используя формулы (15) и (16) раздела 14, получают:
Значение
Следовательно,
и мощность
Такую мощность можно ожидать при стандартных исходных условиях.
Теперь мощность может быть корректирована от стандартных исходных условий к местным окружающим условиям по следующим формулам:
и
В таблице 2 для условий
Подставляя значения, полученные выше, находят:
Такую мощность развивает двигатель при местных окружающих условиях.
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2006
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена