ГОСТ 32210-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Нормы и методы определения
Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting of the special-purpose railway rolling stock. Norms and determination methods
МКС 45.020
Дата введения 2014-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1472-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32210-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.
5 В настоящем стандарте реализованы требования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", действующего на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применительно к объекту технического регулирования - специальному железнодорожному подвижному составу:
- подразделы 5.3 и 5.4 содержат минимально необходимые требования безопасности;
- раздел 6 устанавливает методы проверки минимально необходимых требований безопасности
6 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54129-2010
_______________
7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава (далее - СПС) на установившихся и переходных режимах их работы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 305 Топливо дизельное. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 отработавшие газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.
3.2 сухие отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.
3.3 влажные отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.
3.4 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.
3.5 оксид углерода CO, %: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.
3.6 оксиды азота
3.7 углеводороды CH, %: Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра дизеля.
3.8 концентрация оксида углерода
3.9 концентрация оксидов азота, приведенных к
3.10 концентрация углеводородов, приведенных к
3.11 выброс вредных веществ: Вредные вещества, поступающие в атмосферу с отработавшими газами.
3.12 испытательный цикл: Совокупность режимов испытаний.
3.13 режим испытаний: Фиксированный или переменный по частоте вращения и мощности режим работы дизеля, реализуемый в процессе испытаний.
3.14 режим холодного запуска дизеля: Режим работы дизеля от момента начала запуска до достижения стабильного устойчивого режима работы на холостом ходу при температуре окружающей среды не ниже 10°С, без предварительного прогрева дизеля и его теплоносителей.
3.15 режим холостого хода: Режим работы дизеля при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и нагрузке не более 5% максимальной.
3.16 транспортный режим: Режим работы СПС при выполнении транспортных операций, полной массой не менее 85% максимальной, со скоростью не менее 70% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0
3.17 режим ускорения в транспортном режиме: Режим разгона СПС до максимальной скорости, полной массой не менее 85% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0
3.18 рабочий режим: Режим работы СПС при выполнении рабочих операций с нагрузкой на рабочие органы не менее 75% номинальной.
3.19 режим приема нагрузки в рабочем режиме: Режим работы дизеля при переходе из режима холостого хода в рабочий режим.
3.20 режим нагружения на реостат: Режим нагружения, при котором в качестве нагрузки для дизель-генератора используется специальное нагрузочное устройство (водяной реостат, воздушный реостат и т.п.).
3.21 дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.
3.22 дымомер: Прибор для измерения дымности отработавших газов.
3.23 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности отработавших газов, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.
3.24 база дымомера оптического типа L, м: Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.
3.25 коэффициент ослабления светового потока N, %: Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеяния отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.
3.26 условия с неограниченным воздухообменом: Участки местности, станций и населенных пунктов, не имеющие искусственных и естественных препятствий для естественного воздухообмена и застойных зон.
3.27 условия с ограниченным воздухообменом: Закрытые или полузакрытые участки местности, станций, населенных пунктов, предприятий и т.п., имеющие естественные или искусственные препятствия для естественного воздухообмена, тоннели, вокзалы, внутрицеховые и складские помещения, ущелья, котлованы и т.п.
4 Обозначения
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:
n - частота вращения коленчатого вала дизеля, мин
F - коэффициент атмосферного фактора.
5 Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ
5.1 Для нормирования выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) устанавливают следующие параметры:
- концентрация оксидов азота
- концентрация оксида углерода
- концентрация углеводородов
5.2 Нормируемым параметром дымности ОГ СПС является коэффициент ослабления светового потока N, %.
5.3 Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ в ОГ СПС приведены в таблицах 1-8.
5.4 Предельно допустимые значения коэффициента ослабления светового потока (дымности) ОГ СПС при стандартной базе дымомера 0,43 м приведены в таблицах 1-8.
Таблица 1 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки до 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | Примечание | ||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
А1 | Режим холодного запуска дизеля | 70 | - | - | - | 50 | - | - | - | - |
А2 | Режим холостого хода | 20 | 0,065 | 0,050 | 0,050 | 15 | 0,035 | 0,025 | 0,040 | - |
А3 | Транспортный режим | 55 | 0,310 | 0,070 | 0,210 | 30 | 0,170 | 0,040 | 0,150 | - |
А4 | Режим ускорения в транспортном режиме | 80 | - | - | - | 50 | - | - | - | - |
А5 | Рабочий режим | 45 | 0,290 | 0,060 | 0,195 | 25 | 0,150 | 0,035 | 0,140 | Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин |
А6 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 75 | - | - | - | 45 | - | - | - | - |
Таблица 2 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки после 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | Примечание | ||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
А1 | Режим холодного запуска дизеля | 45 | - | - | - | 30 | - | - | - | - |
А2 | Режим холостого хода | 10 | 0,025 | 0,020 | 0,035 | 5 | 0,020 | 0,015 | 0,020 | - |
А3 | Транспортный режим | 25 | 0,120 | 0,035 | 0,120 | 15 | 0,090 | 0,025 | 0,070 | - |
А4 | Режим ускорения в транспортном режиме | 40 | - | - | - | 30 | - | - | - | - |
А5 | Рабочий режим | 20 | 0,110 | 0,030 | 0,100 | 15 | 0,070 | 0,023 | 0,050 | Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин |
А6 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 40 | - | - | - | 30 | - | - | - | - |
Таблица 3 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки до 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | |||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
Б1 | Режим холодного запуска дизеля | 75 | - | - | - | 45 | - | - | - | |
Б2 | Режим холостого хода | 20 | 0,065 | 0,050 | 0,050 | 11 | 0,035 | 0,040 | 0,03 | |
Б3 | Транспортный режим | 55 | 0,310 | 0,070 | 0,210 | 30 | 0,150 | 0,056 | 0,15 | |
Б4 | Режим ускорения в транспортном режиме | 80 | - | - | - | 50 | - | - | - | |
Б5 | Режим нагружения на реостат | 10% | 25 | 0,150 | 0,055 | 0,100 | 12 | 0,045 | 0,042 | 0,100 |
25% | 35 | 0,200 | 0,057 | 0,120 | 15 | 0,070 | 0,045 | 0,110 | ||
50% | 47 | 0,250 | 0,060 | 0,150 | 17 | 0,090 | 0,050 | 0,120 | ||
75% | 50 | 0,290 | 0,065 | 0,170 | 20 | 0,120 | 0,055 | 0,140 | ||
100% | 45 | 0,300 | 0,067 | 0,195 | 22 | 0,165 | 0,057 | 0,145 | ||
110% | 55 | 0,310 | 0,070 | 0,210 | 25 | 0,170 | 0,060 | 0,150 | ||
Б6 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 80 | - | - | - | 45 | - | - | - |
Таблица 4 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки после 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | |||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
Б1 | Режим холодного запуска дизеля | 45 | - | - | - | 30 | - | - | - | |
Б2 | Режим холостого хода | 10 | 0,020 | 0,020 | 0,035 | 5 | 0,025 | 0,015 | 0,020 | |
Б3 | Транспортный режим | 25 | 0,150 | 0,035 | 0,120 | 15 | 0,087 | 0,020 | 0,070 | |
Б4 | Режим ускорения в транспортном режиме | 40 | - | - | - | 30 | - | - | - | |
Б5 | Режим нагружения на реостат | 10% | 10 | 0,030 | 0,022 | 0,070 | 7 | 0,030 | 0,016 | 0,050 |
25% | 12 | 0,045 | 0,024 | 0,085 | 9 | 0,035 | 0,017 | 0,060 | ||
50% | 15 | 0,080 | 0,026 | 0,095 | 10 | 0,055 | 0,017 | 0,070 | ||
75% | 17 | 0,100 | 0,028 | 0,105 | 12 | 0,070 | 0,018 | 0,085 | ||
100% | 19 | 0,115 | 0,029 | 0,115 | 14 | 0,085 | 0,018 | 0,095 | ||
110% | 20 | 0,120 | 0,030 | 0,120 | 15 | 0,090 | 0,019 | 0,100 | ||
Б6 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 40 | - | - | - | 30 | - | - | - |
Таблица 5 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходных СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки до 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | Примечание | ||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
В1 | Режим холодного запуска дизеля | 70 | - | - | - | 50 | - | - | - | - |
В2 | Режим холостого хода | 20 | 0,065 | 0,050 | 0,050 | 15 | 0,025 | 0,025 | 0,040 | - |
В3 | Рабочий режим | 45 | 0,290 | 0,060 | 0,195 | 25 | 0,150 | 0,035 | 0,140 | Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин |
В4 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 75 | - | - | - | 45 | - | - | - | - |
Таблица 6 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами с силовыми установками постройки после 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | Примечание | ||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
В1 | Режим холодного запуска дизеля | 45 | - | - | - | 30 | - | - | - | - |
В2 | Режим холостого хода | 10 | 0,025 | 0,020 | 0,035 | 5 | 0,020 | 0,015 | 0,020 | - |
В3 | Рабочий режим | 20 | 0,110 | 0,030 | 0,100 | 15 | 0,070 | 0,015 | 0,050 | Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин |
В4 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 40 | - | - | - | 30 | - | - | - | - |
Таблица 7 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки до 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | |||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
Г1 | Режим холодного запуска дизеля | 75 | - | - | - | 45 | - | - | - | |
Г2 | Режим холостого хода | 20 | 0,065 | 0,050 | 0,050 | 11 | 0,035 | 0,020 | 0,03 | |
Г3 | Режим нагружения на реостат | 10% | 25 | 0,150 | 0,055 | 0,100 | 12 | 0,10 | 0,021 | 0,100 |
25% | 35 | 0,200 | 0,057 | 0,120 | 15 | 0,12 | 0,022 | 0,110 | ||
50% | 47 | 0,250 | 0,060 | 0,150 | 17 | 0,14 | 0,023 | 0,120 | ||
75% | 50 | 0,290 | 0,065 | 0,170 | 20 | 0,15 | 0,023 | 0,140 | ||
100% | 45 | 0,300 | 0,067 | 0,195 | 22 | 0,14 | 0,022 | 0,145 | ||
110% | 55 | 0,310 | 0,070 | 0,210 | 25 | 0,15 | 0,022 | 0,150 | ||
Г4 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 80 | - | - | - | 45 | - | - | - |
Таблица 8 - Предельно допустимые значения концентраций выбросов ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с электрической передачей с силовыми установками постройки после 2012 г.
Номер режима | Тип режима | Предельно допустимые значения для условий с неограниченным воздухообменом | Предельно допустимые значения для условий с ограниченным воздухообменом | |||||||
Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | Дымность, % | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода | |||
Объемная доля, % | Объемная доля, % | |||||||||
N | CO | N | CO | |||||||
Г1 | Режим холодного запуска дизеля | 45 | - | - | - | 30 | - | - | - | |
Г2 | Режим холостого хода | 10 | 0,020 | 0,020 | 0,035 | 5 | 0,025 | 0,015 | 0,020 | |
Г3 | Режим нагружения на реостат | 10% | 10 | 0,030 | 0,022 | 0,070 | 7 | 0,030 | 0,016 | 0,050 |
25% | 12 | 0,045 | 0,024 | 0,085 | 9 | 0,035 | 0,017 | 0,060 | ||
50% | 15 | 0,080 | 0,026 | 0,095 | 10 | 0,055 | 0,017 | 0,070 | ||
75% | 17 | 0,100 | 0,028 | 0,105 | 12 | 0,070 | 0,018 | 0,085 | ||
100% | 19 | 0,115 | 0,029 | 0,115 | 14 | 0,085 | 0,018 | 0,095 | ||
110% | 20 | 0,120 | 0,030 | 0,120 | 15 | 0,090 | 0,019 | 0,100 | ||
Г4 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | 40 | - | - | - | 30 | - | - | - |
6 Методы определения
6.1 Общие требования
6.1.1 Определение выбросов ВВ и дымности ОГ СПС проводят при типовых, периодических и сертификационных испытаниях.
Определение выбросов ВВ и дымности ОГ при типовых испытаниях проводят в случае, если произошли изменения конструкции агрегатов, узлов и систем СПС и технологического процесса его изготовления, влияющих на количество выбросов ВВ и дымность ОГ.
6.1.2 Периодичность контроля устанавливают в конструкторской документации (КД) на конкретные типы СПС
_______________
6.1.3 СПС, предназначенный для контроля выбросов ВВ и дымности ОГ, должен находиться в полной технической исправности.
6.1.4 При определении выбросов ВВ и дымности ОГ дизели СПС должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305, национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандар
_______________
6.1.5 Определение выбросов ВВ и дымности ОГ проводят с соблюдением регулировок систем СПС и узлов дизеля, указанных в КД на СПС конкретного типа и на его дизели.
6.2 Средства измерений
6.2.1 Испытательный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки.
6.2.2 Условия отбора проб, газоотборный зонд, газоанализаторы и дымомер должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении А.
6.2.3 Газоотборный зонд и устройства пробоподготовки, подлежащие самостоятельной поставке, должны соответствовать требованиям к измерительным приборам конкретных типов, применяемых при испытаниях.
6.2.4 Концентрацию ВВ с ОГ измеряют газоанализаторами
_______________
6.2.5 Дымность ОГ измеряют дымомером, который должен работать по методу просвечивания столба ОГ определенной длины и быть оборудован линейной измерительной шкалой коэффициента ослабления светового потока.
6.2.6 Средства измерений должны пройти испытания в целях утверждения типа и иметь действующие свидетельства о поверке.
Испытательное оборудование и методики измерений должны быть аттестованы в установленном порядке
_______________
Средства измерений должны обеспечивать погрешность измерений не более указанной в 6.4.2.
6.3 Сущность методов измерений
6.3.1 Для измерения содержания оксидов азота
Для измерения содержания окислов азота в ОГ также используют методы, основанные на определении количества NO или его окисления до
6.3.2 Для измерения содержания оксида углерода CO в ОГ используют метод, основанный на измерении поглощения энергии в инфракрасной области спектра, что дает возможность проведения избирательного анализа газов, излучения в определенной, свойственной ему области спектра.
6.3.3 Для измерения содержания углеводородов
6.3.4 Для измерения дымности ОГ используют метод, основанный на поглощении луча света при пропускании его через часть потока газов. При этом измеряют коэффициент ослабления светового потока N.
6.4 Определяемые параметры и погрешность измерений
6.4.1 В процессе испытаний определяют параметры, приведенные в таблицах 1-8.
6.4.2 Предельная допустимая погрешность измерений содержания оксида углерода, углеводородов, а также дымности ОГ должна быть ±15%, предельно допустимая погрешность измерений содержания оксидов азота должна быть ±20%.
6.4.3 Применяемые средства измерений, методы контроля должны обеспечивать получение результатов измерений с погрешностью, не превышающей установленные нормы точности измерений показателей загрязнения.
6.5 Условия проведения измерений
6.5.1 Выхлопная система СПС должна исключать утечку газов и подсос атмосферного воздуха.
6.5.2 Испытательный стенд (реостат), при необходимости, должен быть дополнительно оборудован электро- и трубопроводами, обеспечивающими подвод электроэнергии, сжатого воздуха и воды к средствам измерений по 6.4.1.
6.5.3 Атмосферные условия при определении дымности ОГ оценивают коэффициентом атмосферного фактора F, определяемого по формуле
где
6.5.4 Если во время измерений значение коэффициента атмосферного фактора F выходит за пределы диапазона 0,98
где
A - коэффициент приведения, вычисляемый по формуле
6.5.5 Диаграмма зависимости коэффициента атмосферного фактора F от давления
6.5.6 Если база дымомера L, м, оптического типа, используемого при испытаниях, отличается от 0,43 м, то измеренный параметр дымности
6.6 Подготовка, порядок проведения и результаты измерений
6.6.1 Перед началом измерения силовая установка СПС должна находиться в рабочем состоянии не менее 10 мин и быть прогрета до установления номинального температурного режима дизеля (за исключением измерений на режиме холодного запуска дизеля).
6.6.2 Значения температуры моторного масла и (или) охлаждающей жидкости силовой установки при проведении измерений должны находиться в пределах, рекомендуемых предприятием - изготовителем данной силовой установки (за исключением измерений на режиме холостого хода).
6.6.3 При проведении измерений частота вращения коленчатого вала дизеля и мощность СПС должны соответствовать требованиям КД на дизель и СПС конкретного типа
_______________
6.6.4 Газоанализаторы следует прогреть и провести градуировку в соответствии с инструкциями предприятий - изготовителей газоанализаторов.
Дымомер следует прогреть и провести градуировку в соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя.
6.6.5 Во время измерения дымности ОГ в режиме холодного запуска дизеля должны быть соблюдены следующие условия:
- при гидромеханической и электромеханической передаче трансмиссия должна находиться в нейтральном положении (приводы отключены);
- при гидравлической трансмиссии гидротрансформатор не должен быть заблокирован;
- при электрической трансмиссии отключают напряжение на обмотках возбуждения силового генератора.
6.6.6 Испытательный цикл СПС при измерениях содержания выбросов ВВ и дымности ОГ при работе его дизелей (силовых установок) в режиме приема нагрузки в рабочем режиме и режиме ускорения в транспортном режиме должен соответствовать данным, приведенным в таблицах 9-12.
По шкале дымомера фиксируют максимальное значение дымности.
Измерения проводят не менее восьми раз. Измерения считают действительными, если расхождения между двумя последующими показаниями не превышают 10%, при этом четыре последних измеренных значения дымности не составляют убывающую или возрастающую последовательность. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение последних четырех измерений.
6.6.7 Испытательный цикл СПС при измерениях содержания выбросов ВВ и дымности ОГ при работе его дизелей (силовых установок) в режимах холостого хода, транспортного, рабочего и режима нагружения на реостат должен соответствовать данным, приведенным в таблицах 9-12.
Измерения проводят на каждом режиме не менее трех раз с интервалами в 1 мин, причем первое измерение следует проводить не ранее чем через 2 минуты после установления номинального температурного режима дизеля.
Измерения считают действительными, если расхождения между тремя последовательными показаниями не превышают 10%, при этом три последних измеренных значения не составляют убывающую или возрастающую последовательность. Если эти условия не выполняются, то серию измерений продолжают до получения трех последовательных показаний, удовлетворяющих поставленным условиям.
За результат измерений принимают среднеарифметическое значение последних трех измерений.
6.7 Оформление результатов измерений
6.7.1 Результаты измерений содержания выбросов ВВ и дымности ОГ заносят в протоколы испытаний. Образцы протоколов испытаний по определению содержания выбросов ВВ и дымности ОГ приведены в приложениях В, Г.
6.7.2 При необходимости расчета удельных или валовых выбросов определяют и дополнительно заносят в протоколы испытаний следующие параметры: частоту вращения коленчатого вала
Таблица 9 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами
Номер режима | Режим испытаний | Характеристика режима | Контролируемые параметры ОГ | Примечание | |||||
Частота вращения коленчатого вала дизеля | Мощность дизеля | Скорость СПС | Дымность N | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода CO | |||
А1 | Режим холодного запуска дизеля | От 0 до | 0 | 0 | + | - | - | - | - |
А2 | Режим холостого хода | 0 | 0 | + | + | + | + | - | |
А3 | Транспортный режим | От 70% до 85% | - | + | + | + | + | - | |
А4 | Режим ускорения в транспортном режиме | От | - | От 0 до | + | - | - | - | - |
А5 | Рабочий режим | + | + | + | + | Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин | |||
А6 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | От 0 до | От 0 до | + | - | - | - | - | |
Таблица 10 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ самоходного СПС с электрической передачей
Номер режима | Режим испытаний | Характеристика режима | Контролируемые параметры ОГ | |||||
Частота вращения коленчатого вала дизеля | Мощность дизеля | Скорость СПС | Дымность N | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода CO | ||
Б1 | Режим холодного запуска дизеля | От 0 до | 0 | 0 | + | + | + | + |
Б2 | Режим холостого хода | 0 | 0 | + | - | - | - | |
Б3 | Транспортный режим | От 70% до 85% | + | + | + | + | ||
Б4 | Режим ускорения в транспортном режиме | От | - | От 0 до | + | - | - | - |
Б5 | Режим нагружения на реостат | 10% | 0 | + | + | + | + | |
25% | 0 | + | + | + | + | |||
50% | 0 | + | + | + | + | |||
75% | 0 | + | + | + | + | |||
100% | 0 | + | + | + | + | |||
110% | 0 | + | + | + | + | |||
Б6 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | От 0 до | 0 | + | - | - | - | |
Таблица 11 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами
Номер режима | Режим испытаний | Характеристика режима | Контролируемые параметры ОГ | Примечание | |||||
Частота вращения коленчатого вала дизеля | Мощность дизеля | Скорость СПС | Дымность N | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода CO | |||
В1 | Режим холодного запуска дизеля | От 0 до | 0 | 0 | + | + | + | + | - |
В2 | Режим холостого хода | 0 | 0 | + | - | - | - | - | |
В3 | Рабочий режим | + | + | + | + | Определяется для операций с длительностью рабочего режима более 3 мин | |||
В4 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | От 0 до | От 0 до | + | - | - | - | - | |
Таблица 12 - Испытательный цикл при определении концентрации ВВ и дымности ОГ несамоходного СПС с механической, гидравлической и гидромеханическими передачами
Номер режима | Режим испытаний | Характеристика режима | Контролируемые параметры ОГ | |||||
Частота вращения коленчатого вала дизеля | Мощность дизеля | Скорость СПС | Дымность N | Оксиды азота | Углеводороды | Оксид углерода CO | ||
Г1 | Режим холодного запуска дизеля | От 0 до | 0 | 0 | + | - | - | - |
Г2 | Режим холостого хода | 0 | 0 | + | + | + | + | |
Г3 | Режим нагружения на реостат | 10% | 0 | + | + | + | + | |
25% | 0 | + | + | + | + | |||
50% | 0 | + | + | + | + | |||
75% | 0 | + | + | + | + | |||
100% | 0 | + | + | + | + | |||
110% | 0 | + | + | + | + | |||
Г4 | Режим приема нагрузки в рабочем режиме | От 0 до | 0 | + | - | - | - |
7 Требования безопасности труда
7.1 Оборудование испытательного стенда (реостата) должно соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003, организация рабочего места при проведении измерений - ГОСТ 12.3.002.
7.2 На испытательном стенде (реостате), оборудованном газоанализаторами и дымомером, должна быть инструкция по технике безопасности, утвержденная в установленном порядке. Персонал, обслуживающий испытательный стенд (реостат), должен быть ознакомлен с ее содержанием.
7.3 Воздух рабочей зоны при испытаниях должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.
7.4 Уровни шума и на рабочих местах стендового (реостатного) помещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003. Требования к обеспечению вибрационной безопасности - по ГОСТ 12.1.012.
7.5 Персонал, обслуживающий испытательный стенд (реостат), должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха (вкладышами и наушниками)
_______________
7.6 Сброс ОГ после прохождения ими газоанализаторов и дымомера в воздух рабочей зоны стендового (реостатного) помещения не допускается.
Приложение А
(обязательное)
Условия отбора проб. Требования к газоотборному зонду, газоанализаторам и дымомеру
А.1 Условия отбора проб ОГ должны соответствовать требованиям, предусматриваемым используемыми методами измерений и изложенным в инструкциях по применению и эксплуатации применяемых средств измерений.
А.2 Система отбора и подготовки проб газа должна обеспечивать работу газоанализаторов и дымомера в течение всей продолжительности измерений. Запаздывание показаний газоанализаторов, подключенных к системе пробоотбора, не должно превышать 60 с.
А.3 Газоотборный зонд следует располагать по оси выпускной трубы СПС на расстоянии не менее 300 мм до ее среза перед выходом ОГ в атмосферу. Проходные сечения газоотборного зонда и газоподводящей трубки газоанализаторов и дымомера должны быть достаточными для обеспечения их нормальной работы на любом режиме испытаний.
А.4 Газоотборный зонд должен быть установлен в неразделенном потоке ОГ выхлопной трубы или дополнительного патрубка СПС. При невозможности такой установки зонда разрешается устанавливать его по очереди в каждую разделенную часть потока ОГ с последующим определением среднеарифметического значения содержания ВВ или дымности ОГ.
А.5 В случае невозможности установки газоотборного зонда по оси выхлопного патрубка СПС подтверждение достаточной равномерности газового потока в точке установки зонда должно производиться при смещении конца зонда от оси выхлопной трубы (патрубка) в пределах 1/2 ее радиуса. При этом точность измерений не должна превышать допускаемого значения по 6.4.2.
При смещении зонда относительно оси выхлопного патрубка должна обеспечиваться равномерность газового потока, что должно быть отмечено в протоколе испытаний.
А.6 Конструкция, материал и температурный режим газоотборного зонда и газоподводящей трубки должны исключать возможность изменения химического состава отбираемого газа в процессе пробоотбора из-за газообразования, конденсации или подсоса воздуха.
Газоподводящая трубка длиной не более 5 м должна быть изготовлена из нержавеющей стали или тефлона и быть герметичной.
Использование газоподводящей трубки длиной более 5 м подлежит согласованию с природоохранными органами.
А.7 Газоанализаторы должны быть оборудованы самопишущими или показывающими устройствами, шкалы которых должны быть градуированы в объемных долях, %, или массовых концентрациях, г/м
А.8 Измеряемым компонентом газоанализатора оксидов азота должна быть сумма всех оксидов азота, кроме закиси
А.9 Газоанализатор и дымомер должны обеспечивать измерение концентраций компонентов и параметра дымности ОГ при значениях по 5.3, 5.4.
А.10 Дымомер и газоанализатор должны быть снабжены комплектом эксплуатационных документов, которые должны включать в себя паспорт и действующее свидетельство о метрологической поверке.
А.11 Диапазон температур пробы ОГ СПС в месте отбора до входного устройства средства измерений должен быть в пределах от 100°С до 200°С.
Приложение Б
(справочное)
Диаграмма зависимости коэффициента атмосферного фактора
Рисунок Б.1
Значения коэффициента приведения A в зависимости от коэффициента атмосферного фактора F указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
F | 0,88 | 0,89 | 0,91 | 0,92 | 0,94 | 0,96 | 0,97 | 0,98 | 1,00 |
A | 0,78 | 0,82 | 0,90 | 0,94 | 0,98 | 1,01 | 1,02 | - | - |
Окончание таблицы Б.1
F | 1,02 | 1,03 | 1,05 | 1,07 | 1,09 | 1,11 | 1,13 | 1,15 | 1,17 |
A | - | 0,96 | 0,89 | 0,81 | 0,71 | 0,59 | 0,45 | 0,29 | 0,11 |
Приложение В
(рекомендуемое)
Форма протокола испытаний по измерению содержания ВВ в ОГ
ПРОТОКОЛ N
испытаний СПС по измерению содержания ВВ в ОГ
Дата испытаний | |||||||
Вид испытаний | |||||||
Серия и номер СПС | |||||||
Модель и номер дизеля | |||||||
Тип и марка газоанализатора | |||||||
Сведения о равномерности потока газов | |||||||
Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка), мм |
Таблица В.1
Номер режима | Характеристика режима работы | Результаты измерений | Среднеарифметическое значение | Примечание | ||||||
Позиция контрол- | Частота вращения | Мощность | ||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
Предельно допустимое содержание (согласно 5.3 и 5.4) | ||||
Режим | 1 | |||
2 | ||||
3 |
Испытания провел | |||||
должность | инициалы, фамилия | личная подпись |
Приложение Г
(рекомендуемое)
Форма протокола испытаний по измерению дымности ОГ
ПРОТОКОЛ N
испытаний СПС по измерению дымности ОГ
Дата испытаний | |||||||
Вид испытаний | |||||||
Серия и номер СПС | |||||||
Модель и номер дизеля | |||||||
Тип и марка дымомера | |||||||
Сведения о равномерности потока газов | |||||||
Расстояние от конца зонда до конца трубы (патрубка), мм | |||||||
База дымомера |
Таблица Г.1
Номер режима | Характеристика режима работы | Значение параметра дымности | Условия проведения испытаний | ||||||
Позиция контро- | Частота враще- | Измерен- | Измеренное средне- | Приве- | Атмос- | Темпе- | Значение коэффи- | Значение коэффи- | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Предельно допустимое значение дымности (согласно 5.4) | ||
1 | ||
Режим | ||
2 | ||
3 | ||
Испытания провел | |||||
должность | инициалы, фамилия | личная подпись |
УДК 629.424:006.354 | МКС 45.020 |
Ключевые слова: вредные вещества, выбросы, газоанализатор, дымность, дымомер, объемная доля, отработавшие газы, содержание |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019