agosty.ru73. ГОРНОЕ ДЕЛО И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ73.040. Угли

ГОСТ 1137-64 Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты. Правила приемки по качеству

Обозначение:
ГОСТ 1137-64
Наименование:
Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты. Правила приемки по качеству
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.1965
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
73.040

Текст ГОСТ 1137-64 Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты. Правила приемки по качеству


ГОСТ 1137-64


Группа А19



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УГЛИ БУРЫЕ, КАМЕННЫЕ, АНТРАЦИТ, ГОРЮЧИЕ СЛАНЦЫ И БРИКЕТЫ

Правила приемки по качеству

Brown coals, hard coals, anthracite, combustible shales and briquettes.
Quality acceptance rules



Дата введения 1965-01-01



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.А.Чернов, И.Н.Николаев

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР 13 октября 1964 г.

3. ВЗАМЕН ГОСТ 1137-59

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 1916-75

28

ГОСТ 10742-71

28

5. Ограничение срока действия снято по Протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в январе 1979 г. и декабре 1989 г. (ИУС 3-79, 4-90)

1. Приемку топлива производят у поставщика в местах погрузки.

2. Вся продукция каждого предприятия подлежит приемке по качеству.

3. Приемка топлива по качеству осуществляется приемочным аппаратом или инспекцией, действующими на основании положений о них.

На предприятиях поставщика, где нет специального приемочного аппарата или инспекции, отправку топлива потребителям производят только после приемки его отделом технического контроля предприятия-поставщика.

4. Приемку топлива производят на основании стандартов, технических условий или временных норм по нарядам сбытовых организаций, выданных в соответствии с заказом потребителя.

5. Приемку топлива осуществляют по данным предварительного контроля ОТК путем наружного осмотра, отбора проб и их испытания.

6. Топливо, предназначенное к отправке потребителям, подвергают предварительному контролю по качеству.

7. Предварительный контроль производит каждое предприятие поставщика (шахта, разрез, углеобогатительная и брикетная фабрики) до предъявления топлива к приемке.

8. Приемочный аппарат и инспекция по качеству угля проверяют правильность производства предприятиями поставщика предварительного контроля качества топлива.

9. Данные результатов предварительного контроля качества топлива предприятие поставщика предъявляет приемочному аппарату или инспекции по качеству угля до или одновременно с предъявлением топлива к приемке.

10. Предъявленное к приемке топливо подвергают наружному осмотру, которым устанавливается: отсутствие течи или каплепадения, соответствие классу по размеру кусков, содержание мелочи и минеральных примесей (породы) с размерами кусков 25 мм и более.

Топливо, дающее течь или каплепадение из вагонов, к отправке не допускается.

11. Наружный осмотр и отбор проб топлива производят:

а) в железнодорожных вагонах - в процессе погрузки и по окончании ее;

б) на складах хранения - когда топливо подготовлено к сдаче;

в) на транспортерах и в шахтных вагонетках - когда топливо сдается предприятием потребителю непосредственно;

г) в грузовых автомобилях и других транспортных средствах.

12. Погрузка топлива в транспортные средства, загрязненные остатками ранее перевозимых грузов как с внутренней, так и с внешней стороны, запрещается.

13. Принятым к отправке считается топливо, от которого отобрана товарная проба, оформленная удостоверением.

Примечание. До начала погрузки поставщик обязан произвести разметку вагонов по отдельным потребителям.

14. Товарные пробы в зависимости от их назначения подразделяются на:

расчетные - для расчетов за топливо по качеству;

контрольные - для определения возможности отправки предъявленного топлива, вызывающего сомнение по качеству;

сборные - для получения среднемесячной характеристики качества по отдельным классам и маркам отгруженного предприятием топлива.

15. Отгружаемое топливо должно соответствовать марке, классу и другим показателям, установленным государственными стандартами, техническими условиями и временными нормами.

Топливо, для которого показатели качества не установлены стандартами, техническими условиями или временными нормами, к отгрузке не допускается.

16. Смешивание отдельных марок и классов топлива, предусмотренных стандартами, техническими условиями или временными нормами, в процессе производства, хранения и погрузки не допускается.

Примечание. При взвешивании вагонов догрузка их топливом, не соответствующим марке и классу погруженного в вагон, запрещается.

17. Если предъявленное к приемке топливо по результатам предварительного контроля или наружного осмотра не вызывает сомнений в его соответствии установленным нормам показателей качества, то производят отбор расчетной пробы.

18. От топлива, вызывающего сомнение в соответствии данному классу по размеру кусков, а также установленным предельным нормам содержания мелочи и минеральных примесей (породы), отбирают контрольные пробы для механического испытания.

Независимо от отбора контрольных проб для механического испытания топливо каждого предприятия должно не реже одного раза в три месяца подвергаться опробованию на содержание мелочи и не реже одного раза в месяц - на содержание минеральных примесей (породы).

19. От топлива, вызывающего сомнение в его соответствии установленным предельным нормам зольности, содержания влаги, серы или теплоты сгорания, отбирают контрольные пробы для химического испытания.

Примечание. Отбор контрольных проб на содержание влаги, серы и теплоту сгорания производят только в том случае, если эти показатели являются браковочными.

20. Если для какого-либо потребителя предусмотрены другие показатели, при несоблюдении которых топливо не может быть отправлено, то отбор контрольных проб производят и для определения этих показателей.

21. Контрольные пробы отбирают от единовременно отгружаемой партии топлива. В отдельных случаях контрольные пробы могут отбирать также от отдельных вагонов.

Постановка отдельных вагонов на контроль не должна служить основанием для задержки отправки остальных вагонов партии.

22. До получения результатов механических и химических испытаний контрольных проб взятое под сомнение топливо к отправке не допускается.

23. При отборе контрольной пробы представитель приемочного аппарата или инспекции извещает об этом руководство предприятия.

Руководство предприятия, получив извещение, немедленно выделяет своего ответственного представителя для участия в отборе контрольной пробы и составлении соответствующего акта (удостоверения). В акте указывают мотивы, по которым топливо взято на контроль, номера вагонов и количество топлива, от которого отобрана контрольная проба. Акт (удостоверение) подписывают представители, участвовавшие в отборе контрольной пробы.

В случае неявки представителя предприятия для участия в отборе контрольной пробы последнюю отбирает и приготовляет приемочный аппарат или инспекция по качеству угля самостоятельно с отметкой об этом в акте.

На предприятиях поставщика, где нет специального приемочного аппарата или инспекции, отбор контрольных проб производит ОТК.

24. Приемочный аппарат, инспекция по качеству и ОТК отбирают контрольные пробы в следующих случаях:

а) когда топливо по наружному осмотру вызывает сомнение в его соответствии данному классу по размеру кусков, а также установленным предельным нормам содержания мелочи и минеральных примесей (породы);

б) когда топливо не подвергалось предприятием поставщика предварительному контролю качества или предприятие поставщика произвело предварительный контроль качества с нарушением установленной инструкции, что должно быть отмечено в извещении предприятию об отборе контрольной пробы;

в) когда предприятие поставщика произвело предварительный контроль качества в соответствии с инструкцией, но отдельные показатели качества незначительно отклоняются от браковочных норм. Величины допустимых отклонений должны быть предусмотрены в инструкции по предварительному контролю качества.

25. На основании результатов анализов и механических испытаний контрольных проб приемочный аппарат, инспекция или ОТК определяют соответствие топлива установленным показателям качества.

26. При отборе контрольных проб расчетные пробы от взятых на контроль вагонов не отбирают. Если анализ контрольных проб подтвердит соответствие качества топлива установленным нормам, то эти пробы являются одновременно расчетными.

27. Топливо, самонагревающееся до температуры 50 °С, а также подвергшееся самовозгоранию, должно быть выделено из общей массы, охлаждено до нормальной температуры, после чего от него должны быть отобраны контрольные пробы для анализа.

По результатам анализа устанавливают марку и характеристику качества.

Топливо, подвергшееся самовозгоранию, к отгрузке для коксования, для водного транспорта и технологических целей не допускается.

Поставщик обязан при отгрузке топлива, подвергшегося самовозгоранию, указать об этом во всех отгрузочных документах и удостоверениях о качестве.

28. Пробы для лабораторных испытаний отбирают по ГОСТ 10742, а пробы для определения содержания мелочи и минеральных примесей (породы) - по ГОСТ 1916.

29. Отбор товарных расчетных проб оформляют удостоверениями, в которые заносят результаты испытаний. Браковку топлива (в том числе и по контрольным пробам), а также отбор проб для механических испытаний оформляют актами.

30. Для лабораторных испытаний от товарной пробы приготовляют два экземпляра лабораторной пробы, из которых один немедленно отсылают в лабораторию поставщика, а второй хранят в качестве арбитражной пробы.

31. По требованию потребителя, обусловленному договором о поставке, приготовляют третий экземпляр лабораторной пробы, который отправляют одновременно потребителю. При отсутствии в договоре такого указания третий экземпляр лабораторной пробы должен высылаться потребителю по его письменному требованию.

32. Арбитражные пробы должны храниться в специальном помещении в течение двух месяцев с момента отбора пробы.

Поставщик и приемочный аппарат или инспекция несут полную ответственность за сохранность арбитражной пробы.

33. Анализы расчетных проб производят в лаборатории поставщика немедленно после получения пробы. Анализы контрольных проб производят во избежание задержки железнодорожных вагонов вне всякой очереди.

Результаты анализов расчетных проб сообщают потребителям в срок, указанный в п.39, а результаты анализов контрольных проб заносят в акты (удостоверения) и отправляют немедленно один экземпляр предприятию поставщика, а другой экземпляр - приемочному аппарату или инспекции по качеству угля.

34. В случае сомнений в правильности результатов анализа основного экземпляра товарной расчетной пробы, потребителю предоставляется право требовать производства анализа арбитражной пробы в лаборатории, выбранной по согласованию между поставщиком и потребителем.

35. Результаты арбитражного анализа являются окончательными и обязательными для обеих сторон. Поставщик немедленно по получению результатов арбитражного анализа обязан сообщить их всем потребителям, получившим топливо, характеризуемое этой пробой.

36. Порядок и сроки приемки продукции по качеству у потребителя определяются инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Госарбитражем СССР.

(Введен дополнительно, Изм. N 1, 2).

37. Расчетные пробы подвергают в лабораториях анализу по всем показателям, предусмотренным стандартами, техническими условиями или временными нормами. При этом:

а) содержание влаги () и зольность () определяют по каждой пробе, а для сланцев зольность () определяют по сборной пробе за месяц;

б) содержание общей серы () определяют для топлива, поставляемого на коксование, для доменных, кузнечных, литейных и других технологических целей по каждой пробе, а в отдельных случаях - по сборной пробе за месяц;

в) выход летучих веществ () с характеристикой нелетучего остатка определяют по каждой пробе только для каменных углей, а для бурых углей, антрацита и брикета - по сборной пробе за месяц;

г) теплоту сгорания в бомбе на сухую и горючую массу ( и ) определяют по каждой пробе топлива, по которому расчет за качество производится по этому показателю. Для остального топлива определяют теплоту сгорания в бомбе на горючую массу () по сборной пробе за месяц;

д) углекислоту карбонатов (СО) определяют по сборной пробе за мес

яц.

38. Паспортизация топлива производится лабораторией поставщика или лабораторией, производившей арбитражные анализы, на основании результатов анализа по каждой пробе.

39. На каждую единовременно отгружаемую потребителю партию топлива поставщик в течение 24 ч с момента окончания отбора пробы обязан составить и выслать потребителю удостоверение о качестве топлива, в котором должны быть указаны: номера вагонов, наименование шахты (разреза, фабрики), марка, класс угля, зольность, содержание влаги, серы и другие показатели, предусмотренные стандартами, техническими условиями или временными нормами для отдельных потребителей, а также номер стандарта, по которому отгружено топливо.

Текст документа сверен по:

М.: ИПК Издательство стандартов, 1998

Превью ГОСТ 1137-64 Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты. Правила приемки по качеству