agosty.ru75. ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ, ГАЗА И СМЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА75.020. Добыча и переработка нефти и природного газа

ПНСТ 621-2022 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Управление рисками при морских и подводных операциях. Методические указания

Обозначение:
ПНСТ 621-2022
Наименование:
Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Управление рисками при морских и подводных операциях. Методические указания
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2022
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
75.020

Текст ПНСТ 621-2022 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Управление рисками при морских и подводных операциях. Методические указания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет 621—

2022



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

СИСТЕМЫ ПОДВОДНОЙ ДОБЫЧИ

Управление рисками при морских и подводных операциях. Методические указания

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом сограниченной ответственностью «Газпром 335» (ООО «Газпром 335»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 апреля 2022 г. № 31-пнет

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: inf@gazprom335.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Сокращения

  • 5 Общие положения

  • 6 План управления рисками

Библиография

Введение

Создание и развитие отечественных технологий и техники для освоения шельфовых нефтегазовых месторождений должно быть обеспечено современными стандартами, устанавливающими требования к проектированию, строительству и эксплуатации систем подводной добычи. Для решения данной задачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии реализуется «Программа по обеспечению нормативной документацией создания отечественной системы подводной добычи для освоения морских нефтегазовых месторождений». В объеме работ программы предусмотрена разработка национальных и предварительных национальных стандартов, областью применения которых являются системы подводной добычи углеводородов.

Целями разработки настоящего стандарта является разработка руководящих принципов и рекомендаций в отношении процесса достижения приемлемого и контролируемого риска воздействия на персонал, окружающую среду, имущество и репутацию, а также формирование основы понимания и применения процессов и методов управления и контроля рисков, возникающих во время выполнения морских операций.

ПНСТ 621—2022

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность

СИСТЕМЫ ПОДВОДНОЙ ДОБЫЧИ

Управление рисками при морских и подводных операциях. Методические указания

Petroleum and natural gas industry. Subsea production systems.

Risk management in marine and subsea operations. Methodology guide

Срок действия — с 2022—07—01 до 2025—07—01

  • 1 Область применения

    • 1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к процессу менеджмента риска при морских (подводных) операциях (далее — операции), в том числе при строительстве и эксплуатации систем подводной добычи углеводородов.

    • 1.2 Положения настоящего стандарта необходимо применять совместно с положениями о менеджменте риска, представленными в ГОСТ Р 58772 и [1].

    • 1.3 При проектировании и строительстве систем подводной добычи под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства в дополнение к требованиям настоящего стандарта следует выполнять требования в части оценки безопасности, изложенные в [2] и [3].

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 58772 (ИСО 19901-6:2009) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

ГОСТ Р 59304 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 59304, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1

анализ риска: Процесс изучения сути и содержания риска (2.1) и определения уровня риска (4.6.1.7).

Примечание 1 — Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска (4.7.1) и принятия решения о воздействии на риск (4.8.1).

Примечание 2 — Анализ риска включает в себя определение степени серьезного риска.

Примечание 3 — Как правило, анализ риска включает в себя установление причинно-следственных связей события с его источниками и последствиями.

[ГОСТ Р 51897—2021, статья 4.6.1]

  • 3.2 компания: Организация, несущая ответственность за разработку проекта, подготовку и проведение операций.

  • 3.3 морская операция: Совокупность запланированных и контролируемых перемещений сооружения в целом или его элементов с использованием судов или на плаву, выполняемых при транспортных и строительно-монтажных работах в условиях воздействия морской среды, в том числе подводной.

Примечание — К морской операции относятся следующие транспортные и строительно-монтажные работы с сооружением в целом или его элементами: погрузка с береговой площадки на транспортное судно, спуск с береговой площадки на воду, транспортирование на транспортном судне или буксировка на плаву, подготовка площадки установки, монтаж, забивка и закрепление свай и т. д.

  • 3.4

риск: Влияние неопределенности на достижение поставленных целей.

Примечание 1 — Под влиянием неопределенности понимается отклонение от ожидаемого результата. Оно может быть положительным и/или отрицательным, может создавать или приводить к возникновению возможностей и угроз.

Примечание 2 — Цели могут иметь различные аспекты и категории и определяться на различных уровнях.

Примечание 3 — Риск часто выражается через его источники (4.5.1.2), потенциальные события (4.5.1.3), их последствия (4.6.1.3) и вероятность (4.6.1.1).

[ГОСТ Р 51897—2021, статья 2.1]

  • 3.5 принцип ALARP: Принцип действий по снижению риска до уровня столь низкого, насколько практически возможно.

  • 3.6 приемлемый риск: Риск, который организация, осуществляющая проектирование морских операций, готова сохранить после анализа риска для достижения своих целей.

  • 3.7

реестр рисков: Задокументированная информация об идентифицированных рисках (2.1).

Примечание — Термин «журнал рисков» иногда используют вместо термина «реестр рисков».

[ГОСТ Р 51897—2021, статья 4.8.2.4]

  • 3.8

мероприятие по управлению риском: Способ воздействия на риск, направленный на удержание и/или изменение риска (2.1).

Примечание 1 — Мероприятия по управлению риском охватывают любые процессы, политики, устройства, практики и другие условия и/или действия, используемые для удерживания и/или изменения риска, но не ограничиваются ими.

Примечание 2 — Мероприятия по управлению не всегда могут привести к ожидаемым или предполагаемым результатам изменения риска.

[ГОСТ Р 51897—2021, статья 4.8.1.1]

  • 3.9 философия нулевых потерь: Максимальное снижение потерь, которые могут быть вызваны влиянием неопределенности.

Примечание — К потерям относятся временные, финансовые, материально-технические, человеческие и т. д.

  • 4 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

FMEA — анализ видов и последствий отказов (Failure Mode and Effects Analysis);

FMECA — анализ видов, последствий и критичности отказов (Failure Mode, Effects and Criticality Analysis);

HAZOP — исследование опасности и работоспособности (Hazard and Operability);

HAZID — идентификация опасностей (Hazard Identific).

  • 5 Общие положения

    • 5.1 Планирование операций

      • 5.1.1 На стадии планирования морских операций должна быть выполнена оценка рисков, которые могут возникнуть при их проведении.

      • 5.1.2 Морские операции должны быть запланированы с учетом последствий всех опасных событий, возникающих при проведении морских операций.

      • 5.1.3 Процесс планирования должен учитывать принципы резервирования процессов и оборудования, а также другие действия, необходимые для достижения приемлемого риска.

      • 5.1.4 Процесс планирования должен включать оценку воздействия на персонал последствий опасных событий при достижении поставленных целей, а также мероприятия по снижению этого воздействия.

    • 5.2 Концепция нулевого риска

      • 5.2.1 В основе концепции должна быть заложена философия нулевых потерь, связанных с влиянием неопределенностей. Основным элементом данной философии выступает принцип ALARP.

      • 5.2.2 Принцип ALARP должен использоваться для минимизации как вероятности возникновения нежелательного события, так и его последствий, если такое нежелательное событие произойдет. Персонал, участвующий в подготовке и выполнении операций, должен стремиться к минимизации влияния неопределенностей и снижению последствий их действия, насколько это практически возможно, посредством превентивных оперативных действий, в том числе остановки работы, при выполнении которых возможно возникновение негативных последствий влияния неопределенностей.

    • 5.3 Политика и стратегия в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды

      • 5.3.1 Для процесса управления рисками требуется разработать политику, стратегию и установить цели в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, а также иные нормативные акты, необходимые для управления рисками.

      • 5.3.2 Политика охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды должна обеспечивать достижение целей, связанных с безопасностью:

  • - персонала и третьих лиц;

  • - окружающей среды;

  • - имущества.

  • 5.4 Уровни риска

    • 5.4.1 Последствия возможных негативных событий должны быть разделены на уровни риска с учетом критериев, определенных в соответствии с политикой и целями охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

    • 5.4.2 При выполнении операций выделяют следующие уровни риска:

  • - высокий уровень;

  • - средний уровень;

  • - низкий уровень.

Примечание — Определение уровней риска осуществляется исходя из вероятности возникновения риска и тяжести его последствий.

  • 5.4.3 Для достижения приемлемого риска применяется принцип ALARP, в том числе разрабатываются технические и организационные мероприятия, направленные на снижение уровня риска.

  • 5.5 Квалификация персонала

    • 5.5.1 Персонал, принимающий участие в определении критериев, оценке рисков, классификации морских операций, создании и ведении плана управления рисками (далее — План), должен быть знаком с практическими и теоретическими аспектами предполагаемых операций, национальными и межгосударственными стандартами в этой области. Участвующий персонал должен быть знаком с планируемой операцией.

  • 6 План управления рисками

    • 6.1 Общие требования

      • 6.1.1 Формирование Плана осуществляется в целях управления рисками, ответственность за формирование Плана возлагается на заказчика проведения морских операций.

      • 6.1.2 План должен описывать действия и процессы, необходимые для управления рисками, связанными с запланированными операциями.

      • 6.1.3 План должен определять и распределять обязанности и быть инструментом для отслеживания последствий влияния неопределенностей.

      • 6.1.4 План должен быть подготовлен до проведения морских операций.

      • 6.1.5 При формировании Плана необходимо учитывать, чтобы он отражал в себе следующие мероприятия:

  • - установление политики и стратегии в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды;

  • - установление критериев приемлемости;

  • - определение объектов и операций для каждого объекта;

  • - классификацию потенциального риска для каждой операции;

  • - определение необходимых действий по выявлению и снижению рисков;

  • - установление процедур контроля и завершения.

  • 6.2 Структура и редакции

    • 6.2.1 При формировании Плана необходимо предусматривать, чтобы ответственность за формирование Плана и его реализацию была определена для всех сторон, принимающих участие в его формировании и реализации. План должен быть согласован со всеми сторонами, принимающими участие в его формировании.

    • 6.2.2 При участии в морских операциях нескольких подрядчиков и/или субподрядчиков, План должен быть структурирован иерархически.

    • 6.2.3 План должен актуализироваться по мере необходимости. Первую актуализацию необходимо провести, как только возникнет необходимость в проведении операции. Дальнейшие пересмотры Плана должны отражать различные фазы и этапы:

  • - Ред. 01 — при планировании морских операций.

  • - Ред. 02 — по завершении общей оценки морских операций.

  • - Ред. 03 — когда определены действия по выявлению и снижению риска и/или когда для морских операций определен подрядчик.

  • - Ред. 04 — по завершении морских операций.

  • 6.2.4 Количество редакций и версий Плана должно отражать сложность запланированных операций, а также количество вовлеченных подрядчиков.

  • 6.2.5 Типовые разделы и подразделы Плана приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Разделы и подразделы Плана

Поз.

Показатель

Ред. 01

Ред. 02

Ред. 03

Ред. 04

1.

Введение

1.1

Цели

X

X

X

X

1.2

Применение

X

X

X

X

1.3

Общая ответственность

X

X

X

X

2.

Охрана труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды

2.1

Цели

X

X

X

X

2.2

Политика

X

X

X

X

2.3

Уровни рисков

X

X

X

3.

Организация и ответственность

3.1

Организация

х (проект)

X

X

X

3.2

Ключевой персонал

х (проект)

X

X

X

4.

Объект и операция

4.1

Определенные объекты и операции

X

X

X

X

4.2

Общая оценка рисков и уровней рисков

X

X

X

5.

Процесс, идентификация рисков и мероприятия по снижению рисков

5.1

Процесс деятельности

X

X

X

X

5.2

Общая деятельность по обеспечению качества

X

X

5.3

Мероприятия по идентификации рисков

X

X

5.4

Мероприятия по снижению рисков

X

X

5.5

Завершение

X

  • 6.3 Объекты и операции

    • 6.3.1 Планируемые работы должны быть рассмотрены и оценены с целью выявления объектов и операций, которые необходимо учитывать в процессе управления рисками.

    • 6.3.2 Информация должна регулярно обновляться, отражая новые объекты и/или операции. В Плане каждая операция должна иметь контрольные точки, отражать обязанности ответственных по операции и потенциальный уровень риска.

  • 6.4 Идентификация рисков и мероприятий по их снижению

    • 6.4.1 Общая оценка и последующая классификация рисков выполняется для дальнейшей идентификации и разработки мероприятий по их снижению. В таблицах 2—4 ниже перечислены рекомендуемые действия в зависимости от категории потенциальных рисков.

    • 6.4.2 Должны вестись записи о проблемах, замечаниях, выявленных в ходе оценки в отношении рисков.

Примечание — Записи ведутся ответственными, определенными в Плане.

Таблица 2 — Общие требования

Этапы

Уровень риска/требование

Низкий

Средний

Высокий

Деятельность в области охраны труда, промышленной безопасности и охрана окружающей среды

Применение национального законодательства, международных и национальных стандартов

Применение национального законодательства, международных и национальных стандартов. Документирование конкретных целей, задач, обязанностей и необходимых действий. Реализация требований в начале проекта

Предварительный аттестационный отбор подрядчиков по морским операциям

Проведение оценки и документирование результатов

Проведение оценки и документирование результатов. Состав оценочной группы формируется из числа специалистов, обладающих соответствующим опытом

Планирование и составление графика работ

Документирование графика работ с указанием соответствующих этапов работ. Утверждение реестра документов

Документирование графика работ с указанием соответствующих этапов работ.

Утверждение реестра документов.

Определение сроков заключения договоров.

Проведение актуализации графика работ по мере необходимости

Квалификация персонала и должностные обязанности

Применение законодательных требований

Применение законодательных требований.

Определение требований к аттестации персонала и документирование результатов.

Документирование работ для всего персонала

Обработка неопределенности при проведении операций

Регистрация неопределенностей, возникающих при проведении операций

Регистрация неопределенностей возникающих при проведении операций. Отражение неопределенностей в соответствующих отчетах.

Документирование процедуры по управлению неопределенностью до выполнения операций. Проведение анализа выполнения работ в безопасных условиях

Регистрация неопределенностей возникающих при проведении операций. Отражение неопределенностей в соответствующих отчетах.

Документирование процедуры по управлению неопределенностью до выполнения операций. Проведение анализа выполнения работ в безопасных условиях.

Документирование решений по управлению неопределенностью

Окончание таблицы 2

Этапы

Уровень риска/требование

Низкий

Средний

Высокий

Отчетность и передача опыта

Документирование процедуры сбора данных. Применение требований национального законодательства, международных и национальных стандартов

Документирование процедуры сбора данных. Применение требований национального законодательства, международных и национальных стандартов.

Обсуждение отчетов на ежедневных совещаниях

Таблица 3 — Требования по идентификации риска

Вид анализа

Уровень риска/требование

Низкий

Средний

Высокий

HAZID

Применение на стадии формирования проекта

Применение на стадии формирования проекта. Применение после ранней процедуры HAZOP

Проектная экспертиза

Не применяется

Применение в случае наличия опасных узлов или конструкций.

Применение при наличии предварительного проекта

HAZOP

Не применяется

Применение в случае проведения операций с использованием потенциально опасного оборудования, например, такелажные операции

FMEA/FMECA

Не применяется

Применение после ранней процедуры HAZOP.

Применение в случае проведения операций с использованием потенциально опасного оборудования, например, такелажные операции

Анализ безопасной работы

По мере необходимости

Таблица 4 — Мероприятия по снижению риска

Тип деятельности

Уровень риска/описание

Низкий

Средний

Высокий

Оценка осуществимости

Должна быть документирована.

Должна быть выполнена на этапе проектирования

Должна быть документирована.

При оценке должны привлекаться квалифицированный персонал в области операций.

Должна быть выполнена на этапе проектирования

Должна быть документирована.

При оценке должен привлекаться квалифицированный персонал в области операций.

Должны быть представлены третьи стороны.

Должна быть выполнена на этапе проектирования

Верификация документов

Должна быть проведена внутренняя верификация

Должна быть проведена внутренняя верификация. Проверка должна проводиться независимой сторонней организацией.

Документы, подлежащие рассмотрению, должны быть идентифицированы и включены в реестр документов

Окончание таблицы 4

Тип деятельности

Уровень риска/описание

Низкий

Средний

Высокий

Инструктаж

Должен быть проведен инструктаж перед началом работы для персонала, задействованного в операциях

Минимум за неделю до начала операций должен быть проведен инструктаж для задействованного персонала. Должны быть выданы раздаточные материалы по ключевым вопросам.

При проведении инструктажа особое внимание должно уделяться набору применяемых инструментов при проведении операции

План обеспечения безопасности персонала

Должны применяться законодательные требования

Должны применяться законодательные требования.

Должны быть разработаны конкретные планы по обеспечению безопасности персонала

Готовность к чрезвычайным ситуациям

Должны применяться законодательные требования

Должны применяться законодательные требования. Должен быть сформирован документ по готовности к чрезвычайным ситуациям.

Перед началом операции должна быть проверена связь.

Должен быть проведен камеральный анализ проверки готовности к чрезвычайным ситуациям.

Должны быть организованы учебно-тренировочные занятия

Проверка готовности

Должны быть проведены предмобилизационные мероприятия

Должны быть проведены предмобилизационные мероприятия.

Более детальная проверка готовности должна быть проведена за 1—2 месяца до операции

Контроль и испытания

Должен быть проведен осмотр временной конструкции. Должен быть проведен осмотр и проверка временных систем и оборудования на функциональность и производительность. Должна быть проведена проверка на функциональность постоянных систем

Должен быть проведен осмотр временной конструкции. Должен быть проведен осмотр и проверка временных систем и оборудования на функциональность и производительность.

Должна быть проведена проверка на функциональность постоянных систем.

Записи по контролю и испытанию должны быть задокументированы.

Работы по контролю и испытанию должны проводить за 1—3 недели до начала операции для возможности реализации корректирующих действий

Обследование судов

Должно проводиться перед проведением операции, допускается проведение обследования подрядчиком

Должно проводиться за 1—10 дней до проведения операции.

Должно проводиться сторонней независимой организацией.

Суда, тип обследования, объем обследования,записи и результаты должны быть задокументированы

Должно проводиться за 1—3 недели до проведения операции.

Должно проводиться сторонней независимой организацией.

Суда, тип обследования, объем обследования,записи и результаты должны быть задокументированы

Целевой инструктаж

Должен быть проведен перед каждым рабочим заданием

Обследование операций

Должны проводиться сторонней независимой организацией

Библиография

[1]

Российский морской регистр судоходства НД № 2-090601-006

Правила разработки и проведения морских операций

[2]

Российский морской регистр судоходства НД № 2-090601-003

Правила классификации и постройки подводных добычных комплексов

[3]

Российский морской регистр судоходства НД № 2-020301-006

Правила классификации и постройки морских подводных трубопроводов

УДК 622.276.04:006.354

ОКС 75.020


Ключевые слова: нефтяная и газовая промышленность, системы подводной добычи, управление рисками

Редактор Д.А. Кожемяк Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор А. С. Черноусова Компьютерная верстка М.В. Малеевой

Сдано в набор 01.04.2022. Подписано в печать 11.04.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал.

Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,58.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

Превью ПНСТ 621-2022 Нефтяная и газовая промышленность. Системы подводной добычи. Управление рисками при морских и подводных операциях. Методические указания