agosty.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 55864-2013 Воздушный транспорт. Порядок выпуска обязательной информации по поддержанию лётной годности воздушных судов на этапе эксплуатации

Обозначение:
ГОСТ Р 55864-2013
Наименование:
Воздушный транспорт. Порядок выпуска обязательной информации по поддержанию лётной годности воздушных судов на этапе эксплуатации
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2015
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 55864-2013 Воздушный транспорт. Порядок выпуска обязательной информации по поддержанию лётной годности воздушных судов на этапе эксплуатации

ГОСТ Р 55864-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

ПОРЯДОК ВЫПУСКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЭТАПЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Air transport. Order for Airworthiness mandatory information issue


ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1936-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Для решения вопросов установления ресурсов и (или) сроков службы гражданских воздушных судов с аттестатом о годности к эксплуатации на основе международного стандарта Приложения 8 "Летная годность воздушных судов" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) и Воздушного кодекса Российской Федерации разработан настоящий стандарт, устанавливающий порядок выпуска обязательной информации разработчика по поддержанию летной годности воздушных судов с аттестатом о годности к эксплуатации в части установления ресурсов и (или) сроков службы.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на гражданские самолеты и вертолеты серийного производства (исключая самолеты и вертолеты с сертификатом типа), допущенные к эксплуатации в установленном в СССР порядке и находящиеся в настоящее время в эксплуатации или эксплуатировавшиеся ранее (включая хранение) по документации, утвержденной иным уполномоченным органом, чем уполномоченный орган в области гражданской авиации Российской Федерации, перед их эксплуатацией в гражданской авиации Российской Федерации.

1.2 Настоящий стандарт определяет порядок выпуска обязательных эксплуатационных бюллетеней БЭ (далее - бюллетени), содержащих обязательную информацию по поддержанию летной годности в части установления ресурсов и (или) сроков службы гражданских самолетов и вертолетов, указанных в 1.1 (далее - воздушные суда), включая контроль выполнения условий отработки ресурсов и (или) сроков службы.

1.3 При модификации, изменении целевого назначения или условий эксплуатации воздушных судов ресурсы и (или) сроки службы должны быть вновь установлены в порядке, изложенном в настоящем стандарте.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 31270-2004* Техника авиационная гражданская. Порядок выпуска сервисных бюллетеней и выполнения по ним работ,

________________

* Утратил силу на территории РФ, действует ГОСТ Р 58339-2018.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 гражданская авиационная техника: Перечисленные в 1.1 самолеты, вертолеты и их компоненты, используемые в гражданской авиации в установленном законодательством порядке.

3.1.2 уполномоченный орган в области гражданской авиации: Федеральный орган исполнительной власти, которому предоставлены полномочия и на который возложена ответственность государства, в реестр которого занесено воздушное судно.

3.1.3 разработчик АТ: Организация, ответственная за типовую конструкцию АТ.

3.1.4 доказательная документация: Документация, содержащая результаты проверок и испытаний изделия, устанавливающая его соответствие требованиям к летной годности, действовавшим на момент проведения указанных проверок и испытаний.

3.1.5 комплектующие изделия: Механизмы (агрегаты), приборы и элементы оборудования, выполняющие самостоятельные функции.

3.1.6 компонент воздушного судна: Любая составляющая часть воздушного судна.

3.1.7 конструкция воздушного судна: Агрегаты планера (фюзеляж, крыло, оперение, секции механизации крыла), шасси, механической части системы управления и систем воздушного судна, а также другие части конструкции воздушного судна, содержащие основные силовые элементы, целостность и работоспособность которых непосредственно влияет на его летную годность.

3.1.8 трансмиссия вертолета: Конструктивная совокупность элементов (агрегатов) кинематической связи маршевых (основных) двигателей с несущим (или несущими) и рулевым винтами и другими потребителями мощности, включающая агрегаты и системы, необходимые для обслуживания самой трансмиссии, а также приводы других потребителей мощности.

3.1.9 агрегаты несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета (далее - агрегаты): Паспортизованные:

- лопасти несущего и рулевого винтов;

- втулки несущего и рулевого винтов;

- автомат перекоса;

- виброгаситель;

- агрегаты трансмиссии, включая главный редуктор;

- другие агрегаты несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета (по указанию разработчика вертолета), имеющих ограниченные ресурсы (сроки службы).

3.1.10 ресурс: Установленная при проектировании или в процессе эксплуатации наработка изделия, исчисляемая в летных часах или полетах, до которой разрешается производить его эксплуатацию.

3.1.11 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации изделия, включая периоды хранения.

3.1.12 эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AT - гражданская авиационная техника;

ВС - воздушное судно;

КИ - комплектующие изделия.

4 Общие положения

4.1 Основанием для разработки бюллетеней является решение о его выпуске (далее - решение).

4.2 Разработку бюллетеня, издание и рассылку текста бюллетеня финансирует разработчик AT в инициативном порядке или на основе контракта (договора).

4.3 Изменения к бюллетеням выпускают в виде бюллетеня по установленным настоящим стандартом процедурам с сохранением номера основного бюллетеня и с присвоением номера изменения.

5 Разработка решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) воздушных судов

5.1 Условия установления ресурса и (или) срока службы

5.1.1 Назначенные ресурсы и сроки службы воздушного судна должны устанавливаться, исходя из требования безопасности эксплуатации.

5.1.2 Ресурсы и сроки службы до первого капитального ремонта, а также межремонтные ресурсы и сроки службы в пределах установленных назначенных ресурсов и сроков службы воздушного судна устанавливаются, исходя из технического состояния изделий, обеспечения безопасности и экономичности эксплуатации.

5.1.3 В зависимости от технического состояния, условий эксплуатации парка однотипных воздушных судов, выбранного метода технической эксплуатации и ремонта ресурсы и сроки службы (назначенные, до первого капитального ремонта и межремонтные) могут устанавливаться на парк (группу) или отдельное воздушное судно.

5.1.4 Обязательным условием является регулярная (ежегодная или с иной периодичностью) процедура оценки технического состояния ВС и фактических условий эксплуатации.

Содержание этой процедуры размещают в бюллетене и в целом оно должно соответствовать разделу 10.

5.1.5 Установление ресурса и (или) срока службы воздушному судну подразумевает одновременное и взаимосвязанное проведение соответствующих работ по следующим его компонентам:

а) конструкция воздушного судна;

б) несъемное оборудование;

в) системы воздушного судна;

г) комплектующие изделия воздушного судна.

5.2 Решение о выпуске бюллетеня

5.2.1 Решение оформляет разработчик ВС совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации, исходя из условий 5.1.

5.2.2 Решение утверждается генеральным (главным) конструктором ВС и согласовывается руководителями научно-исследовательских институтов гражданской авиации, участвовавших в его подготовке.

5.2.3 Решение основывается на доказательной документации по 5.3 и должно повторять основные выводы доказательной документации (заключения) и организационно-технические мероприятия для его выполнения - такие как, например, типовую программу исследования и оценки технического состояния ВС.

5.2.4 Решение должно содержать следующие сведения:

а) назначение ресурса и срока службы парку ВС в целом (тип, модификация) или группе [серийные (заводские номера)];

б) величины назначаемых ресурсов и сроков службы;

в) условия отработки назначаемых ресурсов и сроков службы.

- по выполнению соответствующих доработок;

- по проведению дополнительных разовых осмотров в эксплуатации или осмотров при капитальных ремонтах;

- по проведению дополнительных периодических осмотров в эксплуатации;

- по регулярной (ежегодной или с иной периодичностью) процедуре оценки технического состояния ВС и фактических условий эксплуатации;

- по корректировке эксплуатационной документации;

- возможны другие условия установления ресурса и (или) срока службы.

5.2.5 Экземпляры утвержденного решения с комплектом доказательной документации по 5.3 хранятся в установленном порядке в организации разработчика ВС и каждой организации, участвовавшей в его подготовке.

5.3 Доказательная документация для обоснования решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) воздушных судов

5.3.1 Для решения о выпуске бюллетеня по установлению назначенного ресурса и (или) срока службы - заключение разработчика ВС об установлении назначенного ресурса и (или) срока службы конструкции ВС по условиям прочности при длительной эксплуатации согласно требованиям летной годности (форма заключения согласовывается с ЦАГИ). Это заключение должно быть согласовано с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации.

В данном заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемого ресурса и (или) срока службы, а также (при необходимости) может быть приведен перечень ВС, на которые распространяется действие заключения: для парка, группы или для отдельных ВС.

5.3.2 Для решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы до первого ремонта, межремонтного ресурса и (или) срока службы - заключение разработчика ВС об установлении ресурса и (или) срока службы до первого ремонта, межремонтного ресурса и (или) срока службы ВС, согласованное с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

В данном заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемых ресурсов и (или) сроков службы, а также (при необходимости) приведен перечень ВС, на которые распространяется действие заключения: для парка, группы или для отдельных ВС.

Данное заключение дополнительно согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности в тех случаях, когда при установлении межремонтного ресурса и (или) срока службы изменяются определенные заключением по подпункту 1 условия отработки назначенного ресурса и (или) срока службы (периодичность осмотров, сроки доработок и замен и другие).

5.3.3 Заключение разработчика ВС и соответствующего научно-исследовательского института гражданской авиации по ресурсу и (или) сроку службы систем ВС или заключение разработчика ВС и соответствующего научно-исследовательского института гражданской авиации по сохранению летной годности систем ВС.

5.3.4 Заключение разработчика комплектующего изделия об увеличении ресурса и (или) срока службы, согласованное с разработчиком ВС и соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации. Данное заключение оформляется при необходимости по указанию разработчика ВС.

5.3.5 Научно-технический отчет (техническая справка) соответствующих научно-исследовательских институтов гражданской авиации, содержащий обобщение опыта эксплуатации парка ВС (изделий).

5.3.6 Перечень комплектующих изделий (включая агрегаты несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета) с ограниченными ресурсами и (или) сроками службы.

5.3.7 Доказательная документация в соответствии с 7.3.1 и 7.3.2 в случае, когда ресурс и (или) срок службы парку (группе) агрегатов несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета устанавливается в рамках установления ресурса и (или) срока службы парку (группе) вертолетов.

6 Разработка решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы экземпляру воздушного судна

6.1 Условия индивидуального установления ресурса и (или) срока службы

6.1.1 Индивидуальное установление ресурса и (или) срока службы ВС возможно в пределах ресурсов и (или) сроков службы, установленных бюллетенем по установлению ресурса и (или) срока службы для парка (группы) ВС соответствующего типа.

6.1.2 В индивидуальном порядке ресурсы и (или) сроки службы устанавливаются по письменному обращению эксплуатанта:

а) для гражданских ВС, которым при установлении ресурса и (или) срока службы в качестве дополнительного условия, введено индивидуальное установление ресурса и (или) срока службы;

б) для гражданского ВС, получившего повреждения силовых элементов конструкции;

в) для ВС, имеющего аттестат о годности воздушного судна к эксплуатации, перед его регистрацией в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации для последующей эксплуатации в гражданской авиации.

6.2 Решение о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению ресурса и (или) срока службы

6.2.1 Решение оформляет разработчик ВС совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации, исходя из условий 6.1.

6.2.2 Решение утверждается генеральным (главным) конструктором ВС и согласовывается руководителями научно-исследовательских институтов гражданской авиации, участвовавших в его подготовке.

6.2.3 Решение основывается на доказательной документации по 6.3 и должно повторять основные выводы доказательной документации (заключения) и организационно-технические мероприятия для его выполнения, такие как, например, корректировку эксплуатационной документации и др.

6.2.4 Решение должно содержать следующие сведения:

а) сведения о ВС (тип, модификация, серийный (заводской) номер);

б) величины назначаемых ресурсов и сроков службы;

в) условия отработки назначаемых ресурсов и сроков службы:

- по выполнению соответствующих доработок;

- по проведению дополнительных разовых осмотров в эксплуатации или осмотров при капитальных ремонтах;

- по проведению дополнительных периодических осмотров в эксплуатации;

- по регулярной (ежегодной или с иной периодичностью) процедуре оценки технического состояния ВС и фактических условий его эксплуатации;

- по корректировке эксплуатационной документации;

- возможны другие условия установления ресурса и (или) срока службы.

6.2.5 Экземпляры утвержденного решения с комплектом доказательной документации по 6.3 хранятся в установленном порядке в организации разработчика ВС и каждой организации, участвовавшей в его подготовке.

6.3 Доказательная документация для обоснования решения о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению ресурса и (или) срока службы

6.3.1 Для решения о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению назначенного ресурса и (или) срока службы экземпляру ВС - следующие документы:

а) дополнение к заключению разработчика ВС (см. 5.3.1) в части установления назначенного ресурса и (или) срока службы конкретному экземпляру ВС с учетом его индивидуальных особенностей. Данное дополнение согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации;

б) дополнение к заключению разработчика ВС и соответствующего научно-исследовательского института гражданской авиации по ресурсу и (или) сроку службы систем ВС (см. 5.3.3) с учетом его индивидуальных особенностей или заключение соответствующего научно-исследовательского института гражданской авиации по сохранению летной годности конкретного экземпляра ВС с учетом индивидуальных особенностей, согласованное с разработчиком ВС.

6.3.2 Для решения о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению межремонтного ресурса и (или) срока службы - один из следующих документов:

а) дополнение к заключению разработчика ВС (см.5.3.2) в части установления межремонтного ресурса и (или) срока службы конкретному экземпляру ВС с учетом его индивидуальных особенностей. Данное дополнение согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

Данное дополнение согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности в тех случаях, когда изменяются условия отработки назначенного ресурса и (или) срока службы (периодичность осмотров, сроки доработок и замен и другие), определенные заключением разработчика ВС (см. 5.3.1) или дополнением по настоящему пункту;

б) заключение соответствующего научно-исследовательского института гражданской авиации по сохранению летной годности конкретного экземпляра ВС с учетом индивидуальных особенностей, согласованное с разработчиком ВС.

6.3.3 Результаты оценки технического состояния экземпляра ВС по специальной программе разработчика ВС (см. 6.4) (далее - Программа), оформленные в виде:

а) акта, отражающего оценку технического состояния ВС;

б) акта об устранении обнаруженных дефектов с указанием метода (способа) их устранения;

в) при необходимости - дополнительными материалами, предусмотренными Программой, эксплуатационной документацией и (или) соответствующими бюллетенями и нормативными актами уполномоченного органа.

Примечания

1 Акт, упомянутый в подпункте а) настоящего пункта, согласовывается эксплуатантом экземпляра ВС и подведомственными научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

2 Работы по Программе выполняются в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.

6.4 Программа исследования технического состояния воздушного судна

6.4.1 Программа составляется разработчиком ВС и согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

6.4.2 Программа должна определять:

а) работы по типовой программе оценки технического состояния ВС, которая приведена в эксплуатационной документации или в бюллетене об установлении ресурса и (или) срока службы на парк (группу) однотипных изделий, - если применимо;

б) работы, учитывающие индивидуальные особенности конкретного экземпляра ВС:

- объем работ по исследованию и оценке технического состояния ВС;

- перечень требуемых сведений об условиях эксплуатации изделия;

- участников работ;

- документирование технического состояния ВС и результатов выполнения Программы;

- при необходимости (по указанию разработчика ВС или участников работ) рекомендуемые приборы и методики исследования технического состояния ВС, а также другая информация.

7 Разработка решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) агрегатов несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета

7.1 Условия установления ресурса и (или) срока службы парку (группе) агрегатов несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета

7.1.1 Назначенные ресурсы и (или) сроки службы агрегатов устанавливаются исходя из требований обеспечения безопасности эксплуатации с учетом экономической эффективности на основе расчетных и экспериментальных исследований, данных по условиям эксплуатации и нагруженности агрегатов.

7.1.2 Ресурсы и сроки службы до первого ремонта, а также межремонтные ресурс и срок службы в пределах установленных назначенных ресурсов (сроков службы) агрегатов устанавливаются исходя из анализа их технического состояния с учетом опыта эксплуатации и их влияния на летную годность (поддержание летной годности) вертолета.

7.1.3 В зависимости от технического состояния, выбранных методов технической эксплуатации, ресурсы и (или) сроки службы могут устанавливаться на парк (тип), группу или отдельные агрегаты.

7.2 Решение о выпуске бюллетеня

7.2.1 Решение оформляет разработчик совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации, исходя из условий в пункте 7.1.

7.2.2 Решение утверждается генеральным (главным) конструктором и согласовывается руководителями научно-исследовательских институтов гражданской авиации, участвовавших в его подготовке.

7.2.3 Решение основывается на доказательной документации по 7.3 и должно повторять основные выводы доказательной документации (заключения) и организационно-технические мероприятия для его выполнения.

7.3 Доказательная документация для обоснования решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) агрегатов

7.3.1 Доказательная документация для установления ресурсов и (или) сроков службы агрегата готовится разработчиком и должна включать:

а) для решения о выпуске бюллетеня по установлению назначенного ресурса и (или) срока службы - заключение разработчика об установлении назначенного ресурса и (или) срока службы конструкции агрегата по условиям прочности и (или) функционирования при длительной эксплуатации. Это заключение должно быть согласовано с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации и авиационной промышленности.

В данном заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемых ресурсов и (или) сроков службы, а также должен быть приведен перечень агрегатов, на которые распространяется действие заключения: парк агрегатов соответствующего типа в целом, группа или отдельные агрегаты;

б) для решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы до первого ремонта, а также по установлению межремонтного ресурса и (или) срока службы - заключение разработчика по межремонтному ресурсу и (или) сроку службы (ресурсу и (или) сроку службы до первого ремонта), согласованное с соответствующим научно-исследовательским институтом гражданской авиации.

В данном заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемых ресурсов и сроков службы, а также (при необходимости) приведен перечень агрегатов, на которые распространяется действие заключения: для парка, группы или для отдельных агрегатов.

Данное заключение дополнительно согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности в тех случаях, когда при установлении межремонтного ресурса и (или) срока службы изменяются определенные заключением разработчика [см. перечисление а) 7.3.1] условия отработки назначенного ресурса и (или) срока службы (периодичность осмотров, сроки доработок и замен и другие);

в) при необходимости - заключение разработчика комплектующего изделия, согласованное с разработчиком вертолета и соответствующим научно-исследовательским институтом гражданской авиации;

г) перечень деталей и комплектующих изделий с ограниченными ресурсами и (или) сроками службы;

д) техническая справка научно-исследовательского института гражданской авиации, содержащая обобщение опыта эксплуатации парка агрегатов.

7.3.2 Доказательная документация для обоснования решения по установлению ресурса парку агрегатов трансмиссии вертолетов должна соответствовать требованиям [1] и [2].

8 Разработка решения о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению ресурса и (или) срока службы агрегата несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета

8.1 Условия индивидуального установления ресурса и (или) срока службы агрегата несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета

8.1.1 Перечень агрегатов несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета, для которых допускается производить индивидуальное установление ресурса и (или) срока службы приведен в бюллетене по установлению ресурса и (или) срока службы парку (группе) агрегатов.

8.1.2 Индивидуальное установление ресурса и (или) срока службы экземпляра агрегата соответствующего типа возможно по письменному обращению эксплуатанта при наличии:

а) результатов анализа технического состояния и наработки парка (группы) агрегатов;

б) результатов анализа материалов по отказам и неисправностям агрегата;

в) технических возможностей агрегата для увеличения ресурсов и сроков службы;

г) результатов дополнительных исследований и испытаний (при необходимости).

8.2 Решение о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению ресурса и (или) срока службы

8.2.1 Решение оформляет разработчик совместно с соответствующим научно-исследовательским институтом гражданской авиации, исходя из условий 8.1.

8.2.2 Решение утверждается генеральным (главным) конструктором ВС и согласовывается руководителем научно-исследовательского института гражданской авиации, участвовавшего в его подготовке.

8.2.3 Решение основывается на доказательной документации по 8.3 и должно повторять основные выводы доказательной документации (заключения) и организационно-технические мероприятия для его выполнения, включая регулярную (ежегодную или с иной периодичностью) процедуру оценки технического состояния агрегата и фактических условий его эксплуатации.

8.3 Доказательная документация для обоснования решения о выпуске бюллетеня по индивидуальному установлению ресурса и (или) срока службы

8.3.1 Результаты анализа эффективности мероприятий по устранению причин инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками.

8.3.2 Заключение разработчика по ресурсу и (или) сроку службы агрегата, учитывающее индивидуальные особенности конкретного экземпляра агрегата, которое формируется разработчиком совместно с соответствующим научно-исследовательским институтом гражданской авиации. В заключении должны быть определены условия отработки устанавливаемого ресурса (срока службы). Данное заключение утверждается разработчиком вертолета (для главного редуктора - разработчиком главного редуктора) и согласовывается с соответствующим научно-исследовательским институтом авиационной промышленности и гражданской авиации.

8.3.3 Результаты выполнения программы оценки технического состояния агрегата (см. 8.4) (далее - Программа для агрегата), оформленные в виде:

а) акта, отражающего техническое состояние агрегата;

б) акта об устранении дефектов с указанием метода (способа) их устранения;

в) при необходимости - в виде дополнительных материалов, предусмотренных Программой для агрегата, эксплуатационной документацией и (или) соответствующими бюллетенями и нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Примечания

1 Акт, упомянутый в перечислении а) настоящего пункта, согласовывается эксплуатантом экземпляра вертолета.

2 Работы по Программе для агрегата выполняются в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.

8.4 Программа исследования технического состояния агрегата

8.4.1 Программа для агрегата составляется разработчиком и согласовывается с соответствующим научно-исследовательским институтом гражданской авиации.

8.4.2 Программа для агрегата должна определять:

а) работы по типовой программе оценки технического состояния агрегата, которая приведена в эксплуатационной документации или в бюллетене по установлению ресурса и (или) срока службы на парк (группу) однотипных агрегатов, - если применимо;

б) работы, учитывающие индивидуальные особенности конкретного экземпляра агрегата:

- объем и последовательность выполнения работ по исследованию технического состояния и контролю параметров агрегата;

- перечень требуемых сведений об условиях эксплуатации агрегата;

- обязательных участников работ;

- при необходимости (по указанию хотя бы одного участника работ) другую информацию (например, рекомендуемые приборы и методики исследования технического состояния и контроля параметров).

9 Разработка решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы типу комплектующих изделий

9.1 Условия установления ресурса и (или) срока службы

9.1.1 Действие данного раздела распространяется на комплектующие изделия для типа воздушного судна, имеющие паспорта или этикетки. При одновременном проведении работ по увеличению ресурса и (или) срока службы комплектующих изделий в рамках установления ресурса и (или) срока службы воздушному судну порядок определяется разделом 5 настоящего стандарта. Действие данного раздела не распространяется на агрегаты несущего, рулевого винтов и трансмиссии вертолета.

9.1.2 При проведении работ по установлению ресурса и (или) срока службы воздушному судну разработчик этого судна совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации допускает эксплуатацию комплектующих изделий с ресурсами и сроками службы, соответствующими устанавливаемым ресурсам и срокам службы конструкции воздушного судна, исходя из безопасности последствий их отказа для воздушного судна.

9.2 Решение о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы

9.2.1 Решение о выпуске бюллетеня по установлении ресурса и (или) срока службы для комплектующего изделия оформляет разработчик комплектующего изделия совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

9.2.2 Решение утверждается главным конструктором комплектующего изделия и главным конструктором ВС и согласовывается руководителями научно-исследовательских институтов гражданской авиации, участвовавших в подготовке данного решения.

9.2.3 Решение основывается на доказательной документации по 9.3 и должно повторять основные выводы доказательной документации и организационно-технические мероприятия для его выполнения, например изменения эксплуатационной документации в части установленных ресурсов и (или) сроков службы, условий их отработки, а также доработок, ремонтов и замен компонентов комплектующих изделий для поддержания летной годности воздушных судов в процессе эксплуатации.

9.3 Доказательная документация для обоснования решения о выпуске бюллетеня по установлению ресурса и (или) срока службы типу комплектующих изделий

9.3.1 Доказательная документация для обоснования решения об установлении ресурса и (или) срока службы для типа комплектующего изделия включает:

а) обобщение опыта эксплуатации парка комплектующих изделий (результаты анализа технического состояния и наработок комплектующих изделий);

б) результаты анализа технических возможностей комплектующих изделий для увеличения ресурсов и (или) сроков службы;

в) программу исследования комплектующего изделия (при необходимости), согласованную с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации;

г) анализ уровней надежности комплектующих изделий и последствий отказов;

д) специальные требования к комплектующим изделиям (при необходимости).

9.3.2 Доказательная документация должна быть получена по результатам необходимых расчетных и экспериментальных исследований; согласовывается с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации.

10 Процедура оценки технического состояния ВС и фактических условий эксплуатации

10.1 Обязательным условием включения в бюллетень процедуры (этапа) оценки технического состояния ВС, систем и КИ, а также фактических условий эксплуатации является требование настоящего стандарта и решение разработчика ВС о выпуске бюллетеня.

10.2 Процедура (этап) оценки технического состояния ВС, систем и КИ, а также фактических условий эксплуатации предусматривает:

а) письменное обращение-заявку эксплуатанта экземпляра ВС о необходимости подготовки заключения разработчика ВС о продолжении эксплуатации ВС, систем и КИ до следующего этапа оценки технического состояния ВС и фактических условий эксплуатации;

б) работы по оценке технического состояния ВС, систем и КИ, проводимые в объеме программы исследования технического состояния ВС, которая должна отвечать требованиям 6.4 настоящего стандарта;

в) оформление следующих документов:

- акта оценки технического состояния ВС, систем и КИ, в котором отражены результаты выполненных работ. Акт должен быть согласован с организацией, проводившей работы, и утвержден эксплуатантом ВС;

- заключения разработчика ВС о продолжении эксплуатации ВС, систем и КИ до следующего этапа оценки технического состояния ВС (далее - Заключение). Заключение согласовывается с научно-исследовательскими институтами и, при необходимости, с научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности;

г) на основании Заключения вносится в формуляр ВС запись о выполненных работах и выводы Заключения.

10.3 Заключение является обязательным доказательным документом для выдачи (продления срока действия) сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) ВС.

11 Разработка, согласование, утверждение, одобрение, издание и введение в действие бюллетеней

Разработка, согласование, утверждение, одобрение, издание и введение в действие бюллетеней осуществляется согласно требованиям раздела 6 ГОСТ 31270 в части, касающейся только бюллетеней БЭ, исключая согласование с независимой инспекцией и согласование (одобрение) со специально уполномоченным органом.

12 Выполнение работ по бюллетеням

Выполнение работ по бюллетеням осуществляется согласно требованиям раздела 8 ГОСТ 31270 в части, касающейся только бюллетеней БЭ.

13 Учет выполнения работ по бюллетеням

Учет выполнения работ по бюллетеням осуществляется согласно требованиям раздела 9 ГОСТ 31270 в части, касающейся только бюллетеней БЭ.

Библиография

[1]

Положение об установлении и увеличении ресурсов агрегатам трансмиссий вертолетов гражданской авиации, 2004 г.

[2]

Положение об установлении и увеличении ресурсов подшипников двигателей ГА, их агрегатов и трансмиссии вертолетов ГА, 2003 г.

УДК 658.006.05:623:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: воздушное судно, аттестат о годности к эксплуатации, поддержание летной годности, бюллетени эксплуатационные, решение о выпуске бюллетеня, ресурс, разработка, согласование, утверждение




Электронный текст документа
и сверен по:

, 2020