agosty.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 56494-2015 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 56494-2015
Наименование:
Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 56494-2015 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Термины и определения


ГОСТ Р 56494-2015



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Термины и определения

Air transport. Safety management system of helicopter activity. Terms and definitions



ОКС 03.220.50

Дата введения 2016-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 769-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области менеджмента безопасности вертолетной деятельности.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Краткие формы, представленные аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурами, - светлым шрифтом в тексте и в алфавитном указателе.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области системы менеджмента безопасности вертолетной деятельности.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области системы менеджмента безопасности вертолетной деятельности, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 Термины и определения

2.1 Общие термины

2.1.1 безопасность вертолетной деятельности; БВД: Состояние, при котором риски, связанные с вертолетной деятельностью, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

2.1.2 обеспечение безопасности вертолетной деятельности: Процесс управления рисками в системе управления поставщика обслуживания вертолетной деятельности и на государственном уровне.

Примечания

1 Целью процесса является достижение установленного государством целевого уровня эффективности.

2 Процесс базируется на эффективном мониторинге критических элементов контроля за состоянием и на регулярной оценке адекватности мер по управлению, осуществляемых государственными полномочными органами.

2.1.3 управление безопасностью вертолетной деятельности: Целенаправленное воздействие на систему обеспечения безопасности вертолетной деятельности, процессы этой деятельности, события с помощью измеряемых величин, изменения значений которых приводят к изменениям состояния системы в соответствии с требованиями критерия качества и видом функции цели.

2.1.4 система управления безопасностью вертолетной деятельности: Системный подход к управлению безопасностью вертолетной деятельности путем эффективного управления факторами риска.

2.1.5 угроза безопасности вертолетной деятельности: Источник опасности, потенциально являющийся причиной телесных повреждений персонала, повреждений оборудования или технических структур, материальных потерь или снижения возможности выполнения предписываемых системе управления безопасностью вертолетной деятельности функций.

2.1.6 регулирование безопасности полетов вертолетов: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования системы обеспечения безопасности вертолетной деятельности в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов вертолетов по утвержденным показателям Международной организации гражданской авиации.

2.1.7 поставщики обслуживания вертолетной деятельности: Любая организация, обеспечивающая обслуживание вертолетной деятельности.

Примечание - К поставщикам обслуживания относят: утвержденные учебные организации; эксплуатантов вертолетов; утвержденные организации по техническому обслуживанию; организации, ответственные за типовую конструкцию и/или сборку вертолетов; поставщики обслуживания воздушного движения и сертифицированные аэродромы.

2.1.8 государственная программа безопасности вертолетной деятельности: Единый комплекс правил и видов деятельности, разработанных государством для обеспечения безопасности вертолетной деятельности.

2.1.9 показатели безопасности системы управления безопасностью вертолетной деятельности: Критерии оценки уровня безопасности системы управления безопасностью вертолетной деятельности с помощью некоторых величин и их значений, вытекающих из концепции риска и безопасности, принятой Международной организацией гражданской авиации.

2.1.10 ответственный руководитель системы управления безопасностью вертолетной деятельности: Единоличное идентифицируемое должностное лицо, несущее ответственность за действенное и эффективное выполнение государственной программы безопасности полетов вертолетов или предусмотренной системой управления безопасностью вертолетной деятельности поставщика обслуживания.

2.1.11 показатели эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов: Основанные на фактических данных параметры безопасности полетов вертолетов, используемые для мониторинга и оценки эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов.

2.1.12 приемлемый уровень обеспечения эффективности безопасности полетов вертолетов: Минимальный уровень обеспечения эффективности безопасности полетов вертолетов, установленный государственной программой по безопасности полетов вертолетов или предусмотренный системой управления безопасностью вертолетной деятельности поставщика обслуживания, выраженный в виде целевого уровня и показателях эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов.

2.1.13 средства защиты безопасности полетов вертолетов: Комплекс мер по уменьшению рисков безопасности полетов вертолетов, профилактика нарушений или ремонтно-восстановительные мероприятия, осуществляемые в целях предупреждения реализации опасных факторов или их эскалации до нежелательных последствий.

2.1.14 уменьшение рисков безопасности полетов вертолетов: Процесс, включающий в себя средства защиты или профилактику нарушений в целях уменьшения величины и/или вероятности прогнозируемых последствий реализации опасных факторов безопасности полетов вертолетов.

2.1.15 управление изменениями (в вертолетной деятельности): Формальный процесс управления изменениями в организации в области вертолетной деятельности, систематически осуществляемый таким образом, чтобы изменения, которые могут оказать влияние на выявленные опасные факторы и стратегии уменьшения рисков безопасности полетов вертолетов, были учтены до того, как они будут реализованы на практике.

2.1.16 факторы рисков вертолетной деятельности: Прогнозируемая вероятность и серьезность последствий или результатов реализации опасных факторов безопасности полетов вертолетов.

2.1.17 целевой уровень эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов: Планируемая или предполагаемая целевая установка для показателей эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов на заданный период.

2.1.18 эффективность обеспечения безопасности полетов вертолетов: Достижения государства или поставщика обслуживания в сфере безопасности полетов вертолетов с учетом целевого уровня и показателей эффективности обеспечения безопасности полетов.

2.2 Виды негативных авиационных событий

2.2.1 авиационное происшествие (в вертолетной деятельности); АП: Событие, связанное с использованием вертолета, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту в целях совершения полета, покинули вертолет.

Примечание - К авиационным происшествиям относятся случаи, при которых:

а) какое-либо лицо получает телесное повреждение с летальным исходом в результате нахождения в данном вертолете, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажиром, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

б) вертолет получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики вертолета;

- требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента;

в) вертолет пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.

2.2.2 авиационное происшествие с человеческими жертвами (в вертолетной деятельности): Авиационное происшествие в вертолетной деятельности, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа вертолета.

Примечание - К авиационным происшествиям относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из вертолета.

2.2.3 авиационное происшествие без человеческих жертв (в вертолетной деятельности): Авиационное происшествие в вертолетной деятельности, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа вертолета.

2.2.4 авиационный инцидент (в вертолетной деятельности); АИ: Событие, связанное с использованием вертолета по назначению и имевшее место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули вертолет, обусловленное отклонениями от нормального функционирования вертолета, членов экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.

2.2.5 серьезный авиационный инцидент (в вертолетной деятельности): Авиационный инцидент, связанный с возникновением факторов, создавших реальную угрозу безопасности полета вертолета, но не переросший в авиационное происшествие благодаря высокому профессиональному мастерству экипажа вертолета или авиационного персонала, осуществляющего управление воздушным движением, либо вследствие благоприятного стечения обстоятельств.

2.2.6 чрезвычайное происшествие (в вертолетной деятельности); ЧП: Событие, связанное с эксплуатацией вертолета, повлекшее негативные последствия.

Примечание - К негативным последствиям относятся:

а) гибель или телесное повреждение с летальным исходом какого-либо лица во время нахождения его на борту вертолета в результате умышленных или неосторожных действий потерпевшего или других лиц;

б) гибель или телесные повреждения с летальным исходом лиц, скрывающихся вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

в) гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки вертолета вне аэродрома;

г) гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находившегося вне вертолета, в результате непосредственного контакта с вертолетом, его элементами или струей газов;

д) разрушение или повреждение вертолета на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или отклонений от технологии обслуживания, правил хранения и транспортирования;

е) угон вертолета, находящегося на земле или в полете, или его захват в целях угона;

ж) самовольный вылет экипажа, отдельных его членов или других должностных лиц, независимо от последствий.

2.2.7 повреждение вертолета на земле: Событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортированием вертолета, при котором ему причинены повреждения, не нарушающие прочности конструкции, не ухудшающие летно-технических характеристик и устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.

2.2.8 особая ситуация в полете вертолета: Ситуация, возникающая в полете вертолета в результате воздействия неблагоприятного фактора или сочетания неблагоприятных факторов и приводящая к снижению безопасности полета.

Примечание - К неблагоприятным факторам относятся: отказы и неисправности отдельных элементов функциональных систем; воздействие неблагоприятных внешних условий; недостатки в наземном обеспечении полета; ошибки и нарушения правил эксплуатации функциональных систем и пилотирования; проявление неблагоприятных характеристик аэродинамики и прочности вертолета.

2.2.9 усложнение условий полета вертолета: Особая ситуация в полете вертолета, характеризующаяся незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж либо незначительным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или летных характеристик.

Примечание - Усложнение условий полета не приводит к необходимости немедленного или непредусмотренного заранее изменения плана полета и не препятствует его благополучному завершению, за исключением случаев, указанных в руководствах по летной эксплуатации.

2.2.10 сложная ситуация в полете вертолета: Особая ситуация в полете вертолета, характеризующаяся заметным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж или заметным ухудшением летных характеристик, устойчивости и управляемости, а также выходом одного или нескольких параметров полета за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений и расчетных условий.

2.2.11 аварийная ситуация в полете вертолета; АС: Особая ситуация в полете вертолета, характеризующаяся значительным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж, значительным ухудшением летных характеристик, устойчивости и управляемости и приводящая к достижению или превышению предельных ограничений и расчетных условий.

2.2.12 катастрофическая ситуация в полете вертолета; КС: Особая ситуация в полете вертолета, при возникновении которой предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным.

2.2.13 показатели авиационных происшествий с незначительными последствиями (в вертолетной деятельности): Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов, полученные в процессе мониторинга и оценки происшествий с незначительными последствиями, событий или деятельности, таких как незначительные инциденты, выявленные несоответствия или отклонения.

2.2.14 показатели авиационных происшествий с серьезными последствиями (в вертолетной деятельности): Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов, полученные в процессе мониторинга и оценки происшествий с серьезными последствиями, таких как авиационные происшествия или серьезные инциденты.

Алфавитный указатель терминов

АИ

2.2.4

АП

2.2.1

АС

2.2.11

БВД

2.1.1

безопасность вертолетной деятельности

2.1.1

инцидент авиационный

2.2.4

инцидент авиационный серьезный

2.2.5

КС

2.2.12

обеспечение безопасности вертолетной деятельности

2.1.2

повреждение вертолета на земле

2.2.7

показатели авиационных происшествий с незначительными последствиями

2.2.13

показатели авиационных происшествий с серьезными последствиями

2.2.14

показатели безопасности системы управления безопасностью вертолетной деятельности

2.1.9

показатели эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов

2.1.11

поставщики обслуживания вертолетной деятельности

2.1.7

программа безопасности вертолетной деятельности государственная

2.1.8

происшествие авиационное

2.2.1

происшествие без человеческих жертв авиационное

2.2.3

происшествие с человеческими жертвами авиационное

2.2.2

происшествие чрезвычайное

2.2.6

регулирование безопасности полетов вертолетов

2.1.6

руководитель системы управления безопасностью вертолетной деятельности ответственный

2.1.10

система управления безопасностью вертолетной деятельности

2.1.4

ситуация в полете вертолета аварийная

2.2.11

ситуация в полете катастрофическая

2.2.12

ситуация в полете вертолета особая

2.2.8

ситуация в полете вертолета сложная

2.2.10

средства защиты безопасности полетов вертолетов

2.1.13

угроза безопасности вертолетной деятельности

2.1.5

уменьшение рисков безопасности полетов вертолетов

2.1.14

управление безопасностью вертолетной деятельности

2.1.3

управление изменениями

2.1.15

уровень обеспечения эффективности безопасности полетов вертолетов приемлемый

2.1.12

уровень эффективности обеспечения безопасности полетов вертолетов целевой

2.1.17

усложнение условий полета вертолета

2.2.9

факторы рисков вертолетной деятельности

2.1.16

ЧП

2.2.6

эффективность обеспечения безопасности полетов вертолетов

2.1.18

УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, обеспечение безопасности, показатели безопасности, регулирование безопасности




Электронный текст документа
и сверен по:

, 2020