agosty.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р 70501-2022 Программное обеспечение для коммуникации с символьной поддержкой и экранными карточками для детей-инвалидов с нарушением речевых функций. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р 70501-2022
Наименование:
Программное обеспечение для коммуникации с символьной поддержкой и экранными карточками для детей-инвалидов с нарушением речевых функций. Общие требования
Статус:
Принят
Дата введения:
01.06.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
11.180.15

Текст ГОСТ Р 70501-2022 Программное обеспечение для коммуникации с символьной поддержкой и экранными карточками для детей-инвалидов с нарушением речевых функций. Общие требования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р 70501-2022


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ С СИМВОЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ И ЭКРАННЫМИ КАРТОЧКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Общие требования

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «Институт стандартизации») совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Исток Аудио Трейдинг» (ООО «Исток Аудио Трейдинг»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2022 г. № 1402-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ С СИМВОЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ И ЭКРАННЫМИ КАРТОЧКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Общие требования

Communication software with symbolic support and screen cards for disabled children with speech disorders.

General requirements

Дата введения — 2023—06—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на программное обеспечение (ПО) для коммуникации с символьной поддержкой и экранными карточками для детей-инвалидов с нарушением речевых функций, имеющее возможность использования с планшетом как ассистирующим устройством, применяемым при отсутствии речевого общения у детей и взрослых [при расстройствах аутистического спектра, ментальных нарушениях, речевых нарушениях (дислалия, дисфония, алалия, афазия, тахилалия, бра-дилалия, гиперлексия].

  • 2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • 2.1 ассистирующее устройство: Устройство, используемое как коммуникатор для неговорящих людей (при аутизме, гиперлексии), коммуникативным средством в котором становится экранная карточка, письменная речь, озвученная с помощью программы синтезатора речи/преобразования текста в устную речь.

  • 2.2 экранные карточки: Фотографии, картинки или рисунки с изображением предметов или действий для загрузки в ПО, включающие в себя звуковое сопровождение и подпись.

  • 2.3 навык чтения: Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.

  • 2.4 навык письма: Сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

  • 2.5 планшет: Устройство-коммуникатор, выполненное в виде планшетного компьютера, содержащее коммуникативное ПО, предназначенное для обеспечения коммуникации людей с задержкой психологического развития, расстройствами аутистического спектра и нарушениями речи.

  • 2.6 коммуникативные навыки: Автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций.

  • 2.7 нормальное [нормативное] развитие ребенка: Развитие ребенка, предполагающее отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма, нервной системы ребенка и наличие благоприятной ситуации развития.

  • 2.8 абнормальное развитие ребенка: Развитие ребенка, при котором характерно отклонение, отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы, предполагающее наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

  • 2.9 синкретичность мышления: Детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом.

Издание официальное

  • 2.10 артикуляционная апраксия: Двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов.

  • 2.11 переходные формы речевого общения: Виды речевой деятельности — говорение, слушание, письмо, чтение.

  • 2.12 жизненная ситуация: Понятие, определяющее различные периоды в процессе жизнедеятельности отдельного ребенка, для которых характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни.

  • 2.13 стимульный материал: Материал, состоящий из экранных карточек и/или описания словами и/или видео.

  • 3 Общие требования

Работа с ПО должна помогать решить задачи, указанные в требованиях [1] обучающихся с расстройствами аутистического спектра: «развитие представлений о себе и общности и различий с другими, способность решать доступные задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений), эмоционального сопереживания, морального выбора в обыденных и других ситуациях», «способности к осмыслению своего социального окружения, своего места в нем», заметно повышая персонализацию обучения за счет использования наглядного материала, выделенного из непосредственного опыта ребенка. Подобная индивидуализация материала должна облегчать его усвоение, а его структурирование в электронном шаблоне должно значительно сокращать временные затраты педагогов и/или родителей при подготовке к занятиям.

ПО подразделяют на следующие типы:

  • - тип 1 — предназначенное для развития навыков чтения и письма;

  • - тип 2 — предназначенное для организации работы с ребенком по развитию его личностной компетентности.

  • 3.1 Общие требования к ПО типа 1

    • 3.1.1 ПО должно быть предназначено для установки на планшет.

    • 3.1.2 ПО должно поддерживать работу с экраном планшета диагональю не менее 26,6 см. Минимальная диагональ экрана планшета определена требованиями [2].

    • 3.1.3 ПО должно быть предназначено для совместных занятий по формированию навыков чтения и письма, проводимых преподавателями или родителями с ребенком.

    • 3.1.4 ПО допускается использовать как практический материал для занятий по развитию коммуникативных навыков — развитию навыка пользования речью как более универсальной формой коммуникации (через перестройку способа реализации функции: обучение чтению и письму).

    • 3.1.5 ПО должно учитывать основные закономерности нормального и абнормального развития ребенка.

    • 3.1.6 Детям с особыми образовательными потребностями (синкретичностью мышления) использование экранных карточек должно позволять лучше осваивать материал.

    • 3.1.7 ПО должно предоставлять возможность поэтапной работы по развитию речевого общения с применением переходных форм и задавать условия для перехода с общения на уровне экранных карточек к общению посредством письменной речи и, далее, при определенных условиях — преодолении артикуляционной апраксии — устной речи.

    • 3.1.8 ПО должно предоставлять возможность создания условий для самостоятельной работы ребенка при отработке определенного навыка (чтение слогов, написание букв) при задании границы правильного выполнения действия.

    • 3.1.9 ПО должно поддерживать отдельные профили для преподавателя и ученика.

    • 3.1.10 ПО должно поддерживать многопользовательский режим с возможностью формирования профиля преподавателя и более 25 профилей учеников для создания индивидуального структурированного учебного материала (плана обучения).

    • 3.1.11 Возможности ПО для профиля преподавателя:

  • - создание экранных карточек;

  • - экспорт и импорт экранных карточек;

  • - добавление и/или удаление звукового сопровождения к экранным карточкам;

  • - добавление и/или редактирование подписи к экранным карточкам;

  • - создание наборов экранных карточек;

  • - создание фотоснимка, при возможностях планшета, и добавление его в ПО как экранной карточки;

  • - создание плана обучения ученика;

  • - сбор статистических данных при выполнении заданий учеником для дальнейшего анализа преподавателем.

  • 3.1.12 Возможности ПО для профиля ученика:

  • - выбор задания;

  • - задания должны позволять видеть экранные картинки с подписью и возможностью прослушивания звукового сопровождения;

  • - возможность последовательного написания букв слова из задания;

  • - под каждую букву должна быть выделена своя ячейка.

  • 3.2 Общие требования к ПО типа 2

    • 3.2.1 ПО должно обеспечивать ребенку формирование образа себя и других, при ориентировке в правилах социального взаимодействия за счет визуализации тематического материала, фиксированного из личного опыта ребенка, получаемого им в повседневных жизненных ситуациях.

    • 3.2.2 ПО должно быть предназначено для установки на планшет.

    • 3.2.3 ПО должно позволять педагогу и/или родителю вносить шаблоны личных данных ребенка, которые должны помогать в правильном осмыслении/обозначении себя и окружающих, в определении своего места в мире.

    • 3.2.4 ПО должно позволять педагогу и/или родителю вносить стимульный материал, с которым в дальнейшем будет работать ребенок.

    • 3.2.5 ПО должно позволять создавать и/или редактировать, и/или удалять стимульный материал.

    • 3.2.6 Стимульный материал должен формировать у ребенка ориентировку на этологически значимые признаки взрослого и следующее за эмоциональной реакцией нормирование поведения ребенка.

    • 3.2.7 ПО должно позволять решать задачи формирования представлений о себе и об отличии и/ или схожести с другими, формировать практики осмысленного отношения к своему поведению и поведению других, а также развивать навыки саморегуляции своего поведения. Работа с ПО наряду со взаимодействием с ребенком должна позволять в повседневные жизненные ситуации встраивать формирующее оценивание деятельности ребенка по следующим результатам:

  • - ребенок может узнавать себя в зеркале;

  • - ребенок может откликаться на свое имя;

  • - ребенок может быть дезориентирован, если его называют другим именем;

  • - ребенок называет свое имя, знакомится с другими;

  • - ребенок может правильно использовать личные местоимения;

  • - ребенок может правильно использовать глаголы;

  • - ребенок может показать по просьбе части тела на себе;

  • - ребенок может показать части тела на другом;

  • - ребенок может сказать свой возраст;

  • - ребенок может обозначить, кто он: девочка или мальчик;

  • - ребенок может сказать, что он любит/не любит;

  • - ребенок может сказать, что он умеет/не умеет;

  • - ребенок может назвать имена других людей по просьбе;

  • - ребенок может назвать свое эмоциональное состояние;

  • - ребенок может обозначить причину своего эмоционального состояния;

  • - ребенок может назвать эмоциональное состояние другого человека;

  • - ребенок может ориентироваться на эмоциональное состояние другого человека (пожалеть);

  • - ребенок может назвать и корректировать свое поведение с учетом эмоционального состояния другого человека (прекращать действие, если другой начинает сердиться);

  • - ребенок выбирает адекватный способ поведения в соответствующей ситуации;

  • - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость;

  • - ребенок демонстрирует альтруистическое поведение;

  • - ребенок знает нормы и правила социального взаимодействия;

  • - ребенок может адекватно вести себя в ситуациях социального взаимодействия;

  • - ребенок может варьировать способы социального взаимодействия с учетом ситуационных условий;

  • - ребенок осознает себя как часть группы.

  • 3.2.8 ПО должно предоставлять возможность создания различных тем окружающего мира и/или взаимодействия в окружающем мире.

  • 3.2.9 ПО должно позволять создавать и выполнять самостоятельные работы для закрепления материала.

  • 3.2.10 ПО должно позволять создавать множество вариативных траекторий развития не только для разных детей, но и для одного ребенка с учетом его взросления.

  • 3.2.11 ПО должно позволять создавать множество профилей для возможности использования ПО с разными детьми.

  • 3.3 Общие требования к аппаратным характеристикам планшетов

Минимальные требования планшета:

  • - диагональ не менее 26,6 см (минимальная диагональ экрана планшета определена требованиями [2]);

  • - разрешение экрана не менее 1920x1080 пикселей;

  • - объем оперативной памяти не менее 1 Гб;

  • - операционная система —Android, или iOS, или «Аврора».

Библиография

  • [1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приложение № 8 — требования к АООП НОО

  • [2] СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

УДК 681.327.8:006.354

ОКС 11.180.15


Ключевые слова: планшет, планшетный компьютер, средства коммуникации, нарушения речевых функций

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано в набор 08.12.2022. Подписано в печать 27.12.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,64.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.