ГОСТ 26953-86
Группа С02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МОБИЛЬНАЯ
Методы определения воздействия движителей на почву
Agricultural mobile machinery.
Methods for determining force produced by propelling agents on soil
ОКСТУ 4702
Дата введения 1987-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
Никифоров А.Н., Поляк А.Я., Русанов В.А., Садовников А.Н., Небогин И.С., Джура П.Н., Лобко П.И., Опенышев М.Е., Щельцын Н.А., Кутин Л.Н., Уткин-Любовцов О.Л., Любашин Г.Я. Овсянников А.А., Шишов Л.Л., Бондарев А.Г., Сапожников П.М., Сорочкин В.М., Усков И.Б., Судаков А.В., Охитин А.А.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.07.86 N 2108
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта перечисления, приложения |
ГОСТ 23734-79 | 1.1, 1.3, 1.4 |
ГОСТ 7057-81 | 1.2 |
ГОСТ 20915-75 | 3.3.1 |
ГОСТ 7463-80 | 2.2.4 |
Настоящий стандарт распространяется на мобильную сельскохозяйственную технику - тракторы, комбайны, транспортные средства, сельскохозяйственные машины и другие виды техники, имеющие собственные движители, используемые на полях, лугах и пастбищах, и устанавливает методы определения среднего и максимального давления движителей на почву.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расстояние между осями колес, горизонтальные координаты осей опорных катков и направляющего колеса относительно оси ведущего колеса каждого единичного гусеничного движителя и вертикальные координаты осей крайних опорных катков относительно осей ведущего и направляющего колес, размер колей по каждой оси колесного движителя и колеи гусеничного движителя, массу, создающую статическую нагрузку на почву единичным колесным и гусеничным движителем, продольную координату центра тяжести испытуемой техники определяют по ГОСТ 23734-79*.
________________
* Действует ГОСТ 23734-98, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
1.2. Допускаемые погрешности определения измеряемых величин - по ГОСТ 7057-81*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7057-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
1.3. Площадка, на которую устанавливают технику для определения ее линейных размеров, - по ГОСТ 23734-79.
1.4. Весовое устройство и площадка, на которой оно установлено, - по ГОСТ 23734-79. Отклонение от плоскостности поверхностей весового устройства и площадки в пределах габарита по длине и ширине техники при ее установке на платформу весов и площадку одновременно не должно быть более 10 мм.
2. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ НА ПОЧВУ
2.1. Подготовка к измерениям
Комплектуют и полностью загружают технику в соответствии с видом выполняемых работ и инструкцией по эксплуатации. В шинах движителя устанавливают заданное давление.
Нагрузку на испытуемую технику, создаваемую массой агрегатируемой машины, находящейся в рабочем положении при ее наибольшей эксплуатационной массе, допускается имитировать дополнительным грузом.
2.2. Проведение измерения
2.2.1. Массу каждого единичного колесного движителя, создающего статическую нагрузку на почву, определяют на весах при комплектации и загрузке техники (п.2.1), при этом колеса должны быть расторможены и кинематически отсоединены от двигателя.
2.2.2. Колесную технику взвешивают в следующем порядке:
после заезда на платформу весов:
все колеса первой оси,
все колеса второй оси,
и т.д. до последней оси;
при съезде с платформы весов на площадку - все колеса осей в обратной последовательности.
В указанной последовательности технику устанавливают на платформу весов и взвешивают также колесами одной стороны, а затем другой стороны.
В каждом случае измерения следует повторить в обратном порядке, установив технику в противоположном направлении.
Массы, создающие нагрузку, допускается определять для каждого единичного движителя в отдельности взвешиванием на секционных весах при последующем взвешивании техники в целом.
2.2.3. Допускаемое расхождение результатов определения масс при установке техники на весы колесами одной и той же оси, а также между суммой составляющих и массой техники в целом не должно выходить за пределы погрешности, указанной в п.1.2.
2.2.4. Площадь контакта шины колеса с почвой (
где
Наружный диаметр шины, мм | |
До 600 включ. | 1,60 |
Св. 600 до 800 включ. | 1,40 |
" 800 " 1000 " | 1,30 |
" 1000 " 1200 " | 1,20 |
" 1200 " 1500 " | 1,15 |
" 1500 | 1,10 |
Наружный диаметр шины колеса определяют по ГОСТ 7463-80*.
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7463-2003. - Примечание "КОДЕКС".
2.3. Максимальное давление колесного движителя на почву (
где
Для новых высокоэластичных шин
3. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ НА ПОЧВУ
3.1. Сущность метода
Метод заключается в определении осевой эпюры нормальных напряжений на глубине 0,2 м песчаного опорного основания, коэффициента продольной неравномерности их распределения и расчете максимального давления гусеничного движителя на почву.
3.2. Аппаратура
Датчики давления типа М-70 (конструкции ЦНИИСК им. Кучеренко) с пределом измерений до 250 кПа.
Преобразователь сигналов тензорезисторных датчиков класса 1-го и регистрирующий прибор, обеспечивающий общую погрешность измерений не более 3% от максимального значения градуировки.
Манометр образцовый типа МО-6 класса 0,35 с пределом измерений до 300 кПа.
3.3. Подготовка к измерениям
3.3.1. Готовят песчаное опорное основание в грунтовом котловане длиной не менее трех габаритов техники по ее длине, шириной не менее двух габаритов техники по ее ширине и глубиной не менее 0,6 м.
Влажность грунта в основании котлована в слое 0-10 см не более 0,5 НВ (НВ - наименьшая влагоемкость почвы).
Котлован заполняют песком с влажностью не более 3% (по массе), содержащим частицы размерами:
от 0,06 до 1,5 мм - не менее 80%;
" 0,002 " 0,06 мм - не более 10%;
до 0,002 мм - не более 10%.
Влажность песка определяют по ГОСТ 20915-75.
Песок в котловане укладывают слоями высотой 7-10 см и укатывают каждый слой колесной машиной, имеющей нагрузку на каждое колесо одной из осей не менее 25 кН. При укатывании устанавливают максимально допустимое давление воздуха в шинах.
3.3.2. В подготовленном песчаном опорном основании отрывают траншею глубиной (21±1) см и шириной не менее двойной ширины гусеницы на расстоянии не менее тройной ширины гусеницы испытываемой техники от каждого бокового края песчаного опорного основания.
На дно траншеи по ее продольной оси устанавливают не менее четырех датчиков давлений. Первый и последний датчики устанавливают на расстоянии не менее одного габарита техники соответственно от начала и конца песчаного опорного основания.
Расстояние между соседними датчиками давлений (
где
Допускаемое отклонение фактического расстояния между датчиками от расчетного не должно превышать 0,1
3.3.3. Перед закладкой датчики давлений должны быть градуированы с использованием образцового манометра. При градуировке создают давление, равнораспределенное по площади мембраны. В диапазоне градуировки должно быть не менее семи ступеней давлений. Градуируют каждый датчик не менее трех раз. После окончания измерений градуировку датчиков повторяют.
Градуировочные характеристики, полученные до и после измерений, аппроксимируют прямой с использованием метода наименьших квадратов. Среднее квадратическое отклонение точек, полученных на каждой ступени давлений, а также отклонение среднего значения этих точек от прямой не должно превышать 3% от заданного предела измерений.
3.3.4. Траншею с заложенными датчиками засыпают песком. Песок в траншее и в примыкающих к ней с каждой стороны зонах, равных расстоянию не менее ширины гусеницы, прикатывают движителем испытуемой техники при ее пятикратных проходах по одному следу в одном и другом направлениях. После прикатывания песок разравнивают и с помощью металлического щупа определяют расстояние от поверхности песка до поверхности мембраны каждого датчика, которое должно быть равно (0,2±0,02) м. Линию установки датчиков трассируют контрастным гибким шнуром.
3.3.5. Устанавливают заданное натяжение гусениц движителя, производят комплектацию и загрузку в соответствии с требованиями п.2.1.
3.4. Проведение измерений
3.4.1. Массу, создающую статическую нагрузку каждым или группой опорных катков, передаваемую гусеницей на почву, определяют взвешиванием на весах при комплектации и загрузке техники п.2.1.
3.4.1.1. При взвешивании гусеницы должны быть расторможены, кинематически отсоединены от двигателя и ослаблены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их демонтажа.
3.4.1.2. Технику, имеющую упругую связь катков с остовом, взвешивают при заезде на платформу весов опорными катками каждой стороны последовательно первым катком, двумя, тремя и т.д. всеми катками, а затем при ее съезде с платформы на площадку в той же последовательности.
Технику с жестким креплением группы опорных катков на одной раме взвешивают при заезде на платформу весов опорными катками каждой стороны последовательно первой группой, двумя, тремя и т.д. всеми группами, а затем при ее съезде с платформы на площадку в той же последовательности.
В каждом случае измерения следует повторить в обратном порядке, установив технику в противоположном направлении, а также определить массу техники при ее установке на платформу всеми опорными катками.
Массы, создающие нагрузку, допускается определять для каждого опорного катка или группы жестко закрепленных опорных катков взвешиванием на секционных весах при последующем взвешивании техники в целом. Отклонение от плоскостности поверхностей площадок секционных весов не должно превышать 5 мм.
3.4.1.3. Допускаемое расхождение результатов определения масс при установке техники на весы катками одной и той же гусеницы, а также между суммой составляющих и массой техники в целом не должно превышать 5%.
3.4.2. Площадь контакта гусеницы с почвой (
где
где
где
3.4.3. Осевую эпюру напряжений определяют при проходе одной гусеницей испытуемой техники по участку с установленными датчиками со скоростью 0,7-1,5 м/с так, чтобы продольная ось следа гусеницы совпадала с продольной осью установки датчиков. Отклонение указанных осей друг от друга не должно превышать 0,15 ширины гусеницы. Регистрирующую аппаратуру включают при расстоянии между первым опорным катком движителя и первым датчиком не менее 1 м и выключают ее после прохода последнего датчика в момент, когда расстояние между ним и последним опорным катком будет не менее 1 м.
3.4.3.1. Одной и той же гусеницей делают повторно в одном направлении не менее пяти учетных проходов, выполненных с соблюдением требований пп.3.3.4 и 3.4.3.
3.4.3.2. Измерения проводят при не менее, чем трех перезакладках датчиков, выполняемых как указано в пп.3.3.2 и 3.3.4. Количество проходов техники при каждой закладке - по п.3.4.3.1.
3.5. Максимальное давление (
где
где
3.5.1. Средний коэффициент неравномерности распределения напряжений (
где
Значения
Ошибку среднего значения коэффициента неравномерности распределения напряжений (
Относительную ошибку среднего значения коэффициента неравномерности распределения напряжений (
Доверительные границы коэффициента неравномерности распределения напряжений
где
При
3.5.2. Поправочный коэффициент (
где
Для выявления значений
При
где
где
При
где
где
Из двух полученных значений
Пример определения коэффициента
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. При определении контурной площади пятна контакта шины, установленной на объекте, его необходимо надежно зафиксировать так, чтобы при подъеме и опускании колеса отсутствовали смещения, при которых возможно нарушение силовой связи грузоподъемного устройства и вертикально перемещаемой части объекта. Эти испытания должны проводить не менее двух человек.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВОЧНОГО КОЭФФИЦИЕНТА
Пример 1.
В результате расчета получено:
при | ||
при | ||
так как | то | |
a |
Пример 2.
В результате расчета получено:
при | |
при | |
так как | |
a |
Текст документа сверен по:
Техника сельскохозяйственная мобильная.
Нормы воздействия движителей на почву.
Методы определения воздействия движителей на
почву. Метод определения максимального
нормального напряжения в почве:
Сб. ГОСТов. - М.: Издательство стандартов, 1986