ГОСТ 8838-81
Группа Д44
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СОЕДИНЕНИЯ КОНИЧЕСКИЕ СУДОВЫХ ВАЛОПРОВОДОВ
Типы, конструкция и размеры
Shaftline conical joints. Types, constructions and dimensions
ОКП 64 4620, ЕСКД 36 4410
Дата введения 1983-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.09.81 N 4407
2. ВЗАМЕН ГОСТ 8838-74
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
ГОСТ 380-94 | 4.10 |
ГОСТ 885-77 | Приложение 4 |
ГОСТ 1050-88 | 4.10 |
ГОСТ 1491-80 | Приложение 2 |
ГОСТ 5915-70 | Приложение 1 |
ГОСТ 6424-73 | 4.5.2 |
ГОСТ 6636-69 | 1.3.2, 1.4.2, 1.5.9, 2.1.2, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.4, 2.2.6, 3.1.3, 3.1.11, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.7, 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6, приложение 2 |
ГОСТ 8054-81 | 3.1.13 |
ГОСТ 8479-70 | 3.2.13, 3.3.13, приложение 2 |
ГОСТ 8536-79 | 3.2.13, 3.3.13 |
ГОСТ 8790-79 | Приложение 2 |
ГОСТ 10549-80 | 2.2.3 |
ГОСТ 10605-94 | Приложение 1 |
ГОСТ 10748-79 | Приложение 2 |
ГОСТ 12081-72 | 2.1 |
ГОСТ 12202-66 | Приложение 4 |
ГОСТ 13535-87 | 2.1.2 |
ГОСТ 14034-74 | 2.2.7 |
ГОСТ 19354-74 | 1.4.3, 3.2.8, приложение 1 |
ГОСТ 20884-82* | Приложение 1 |
ГОСТ 23360-78 | Приложение 2 |
ГОСТ 24725-81 | 1.3.1, 1.4.1, 1.5.1 |
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50892-96.
4. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 30.06.92 N 617
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1987 г., апреле 1994 г. (ИУС 9-87, 7-94)
Настоящий стандарт устанавливает типы, конструкцию и номинальные размеры жестких разъемных конических соединений судовых валопроводов, включая соединения их с главными двигателями и движителями, а также с упругими муфтами и редукторами, входящими в состав судовых движительных установок.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СОЕДИНЕНИЙ
1.1. Жесткие разъемные конические соединения судовых валопроводов должны соответствовать следующим четырем типам:
I - прессовое соединение вала с гребным винтом;
II - прессовое соединение вала с фланцевой полумуфтой, зафиксированной концевой гайкой;
III - прессовое соединение вала с фланцевой полумуфтой без концевой гайки;
IV - прессовое соединение валов безфланцевой муфтой.
1.2. Условия применения конических соединений
1.2.1. Соединения типа I применяют при гребных винтах фиксированного шага (ВФШ).
1.2.2. Соединения типа II на судах Минморфлота применяют по согласованию с ним.
На судах, подведомственных Заказчику, применение соединений типа II предпочтительнее соединений типа III.
1.2.3. Соединения типов III и IV на судах Минречфлота применяют по согласованию с ним и с Речным Регистром РСФСР.
1.2.4. Соединения типа IV применяют преимущественно для соединения валов, устанавливаемых на жестких опорах в виде подшипников качения или баббитовых подшипников скольжения.
При применении этого типа соединений частота вращения валопровода не должна превышать 6 с
1.2.5. Соединения типов II-IV для гребных валов следует применять с обеспечением условий, исключающих выход гребного вала из дейдвудного уплотнения при разобщениях соединений (при разборках их на плаву, при перегрузках, при ослаблении натяга и т.п.), особенно при применении соединений типов III и IV, не имеющих концевых гаек.
1.2.6. Соединения с диаметрами валов более 940 мм или с длинами концов валов более 1800 мм применяют по согласованию с предприятием-изготовителем.
1.2.7. Соединения типов I-IV, при необходимости, допускается выполнять с конструктивными особенностями, руководствуясь при этом указаниями приложения 1 и обеспечивая при их разработке соответствие неизменяющейся части конструкции соединения требованиям настоящего стандарта.
Окончательное решение о применении таких соединений принимает заказчик судна при рассмотрении технических проектов валопроводов, главных двигателей, движителей, редукторов и упругих муфт, входящих в состав судовых движительных установок.
1.2.8. Соединения типов I и II, при необходимости применения шпонок, выполняют с учетом указаний приложений 1 и 2.
1.2.9. Расчет несущей способности конических соединений приведен в приложении 3.
1.3. Соединение типа I и его основные размеры должны соответствовать указанным на черт.1 и требованиям, установленным в пп.1.3.1-1.3.5.
Тип I
1 - резьбовой хвостовик; 2 - концевая гайка; 3 - конус вала; 4 - ступица гребного ВФШ; 5 - вал
Черт.1
1.3.1. Диаметр большего основания конуса вала
1.3.2. Длину конуса вала
1.3.3. Предварительные значения установочных размеров
где
Окончательные значения
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3.4. Остальные размеры деталей и элементов соединения типа I, а также окончательные значения установочных размеров
1.3.5. Показатель
где
.
1.4. Соединения типов II и III и их основные размеры должны соответствовать указанным на черт.2 и 3 и требованиям, установленным в пп.1.4.1-1.4.9.
Тип II
1 - концевая гайка; 2 - резьбовой хвостовик; 3 - колокол полумуфты; 4 - фланец полумуфты; 5 - ступица полумуфты; 6 - конус вала; 7 - вал
Черт.2
Тип III
1 - фланец полумуфты; 2 - ступица полумуфты; 3 - конус вала; 4 - вал
Черт.3
1.4.1. Диаметр большего основания конуса вала - по ГОСТ 24725.
1.4.2. Длину конуса вала
где
1.4.3. Наружный диаметр фланца
1.4.4. Установочные размеры
где
1.4.5. Наружный торцевой диаметр ступицы полумуфты
где
1.4.6. Наружные диаметры полумуфты
где
При этом необходимо соблюдать условие в п.3.2.2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.4.7. Предварительные значения установочного размера
где
1.4.8. Остальные размеры деталей и элементов соединений типов II и III, а также окончательные значения
1.4.9. Показатель
где
м.
1.5. Соединение типа IV и его основные размеры должны соответствовать указанным на черт.4 и требованиям, установленным в пп.1.5.1-1.5.11.
Тип IV
1 - ступица муфты; 2 - цилиндрические концы валов; 3 - коническо-цилиндрическая гильза
Черт.4
1.5.1. Диаметр конца вала
1.5.2. Наружный диаметр ступицы муфты
при 70 мм
при
где
1.5.3. Конусность
при 70 мм
при
1.5.4. Установочный размер
1.5.5. Установочный размер
1.5.6. Длину ступицы
где
1.5.7. Установочный размер
при 70 мм
при
1.5.8. Длину гильзы
при 70 мм
при
где
1.5.9. Длину конца вала
Допускается, при необходимости, один из концов валов
1.5.10. Остальные размеры деталей и элементов соединения, а также окончательное значение
1.5.11. Показатель
где
2. КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ КОНЦОВ ВАЛОВ
2.1. Конструкция и размеры концов валов в соединениях типов I-IV должны соответствовать указанным на черт.5, 6 и требованиям, установленным в пп.2.1.1-2.2.7.
Исполнение 1 (для соединений типов I и II)
Исполнение 2 (для соединения типа III)
1 - резьбовой хвостовик; 2 - резьбовое монтажное отверстие; 3 - конус вала; 4 - вал; 5 - центральное отверстие (при полом вале)
Черт.5
Исполнение 3 (для соединения типа IV)
1 - цилиндрический конец вала; 2 - вал; 3 - центральное отверстие (при полом вале)
Черт.6
Допуски на изготовление концов валов главных двигателей и редукторов - по ГОСТ 12081.
2.1.1. Диаметр малого основания конуса
где
2.1.2. Диаметр резьбы
где
Таблица 1
мм
От | 20 | до | 23 | включ. | 16 | 1,5 | |
" | 23 | " | 26 | " | 18 | ||
" | 26 | " | 30 | " | 20 | ||
Св. | 30 | до | 36 | включ. | 24 | 2,0 | |
" | 36 | " | 44 | " | 30 | ||
Св. | 44 | до | 52 | включ. | 36 | 3,0 | |
" | 52 | " | 60 | " | 42 | ||
" | 60 | " | 70 | " | 48 | ||
Св. | 70 | до | 80 | включ. | 56 | 4,0 | |
" | 80 | " | 92 | " | 64 | ||
" | 92 | " | 102 | " | 72 | ||
" | 102 | " | 115 | " | 80 | ||
Св. | 115 | до | 128 | включ. | 90 | 6,0 | |
" | 128 | " | 142 | " | 100 | ||
" | 142 | " | 158 | " | 110 | ||
" | 158 | " | 174 | " | 125 | ||
" | 174 | " | 202 | " | 140 | ||
" | 202 | " | 228 | " | 160 | ||
" | 228 | " | 254 | " | 180 | ||
" | 254 | " | 282 | " | 200 | ||
Св. | 282 | до | 318 | включ. | 220 | 6,0 | |
" | 318 | " | 358 | " | 250 | ||
" | 358 | " | 405 | " | 280 | ||
" | 405 | " | 460 | " | 320 | ||
" | 460 | " | 510 | " | 360 | ||
" | 510 | " | 570 | " | 400 | ||
" | 570 | " | 640 | " | 450 | ||
" | 640 | " | 710 | " | 500 | ||
" | 710 | " | 776 | " | 550 | ||
" | 776 | " | 845 | " | 600 |
При необходимости применения диаметров резьбы
2.1.3. Профиль резьбы хвостовиков и монтажных отверстий концов валов исполнений 1 и 2 - метрический.
Шаг резьбы
2.1.4. Примеры определения диаметров
для соединений типа I при длине
м. табл.1;
для соединений типа II при длине
м. табл.1;
для соединений типа III при длине
4 мм - см. т
абл.1.
2.1.5. Диаметры центральных отверстий
где
2.1.6. Показатель
где
2.1.7. Показатель
2.2. Конструктивные исполнения и размеры резьбовых хвостовиков и резьбовых монтажных отверстий для концов валов исполнений 1 и 2 должны соответствовать указанным на черт.7 и требованиям, установленным в пп.2.2.1-2.2.7.
а - для конца вала исполнения 1; б - для конца вала исполнения 2;
1 - выступ хвостовика; 2 - резьбовой хвостовик (для соединений типов I и II); 3 - резьбовое монтажное отверстие (для соединения типа III); 4 - конус конца вала
Черт.7
2.2.1. Диаметр торцевого выступа хвостовика
2.2.2. Ширину выступа хвостовика и фаску монтажного отверстия
2.2.3. Длины сбега
для исполнения 1:
для исполнения 2:
2.2.4. Радиус закругления
где
2.2.5. Длину рабочего участка резьбы
где
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2.6. Полная длина хвостовика и глубина монтажного отверстия
2.2.7. Центровое отверстие в торцах сплошных концов валов соединений типов I, II и IV должно соответствовать требованиям ГОСТ 14034.
3. КОНСТРУКЦИИ, РАЗМЕРЫ И МАТЕРИАЛЫ ОХВАТЫВАЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ СОЕДИНЕНИЙ
3.1. Соединения типа I
3.1.1. Ступица соединения типа I должна соответствовать требованиям правил и норм проектирования гребных винтов фиксированного шага.
3.1.2. Предпочтительные варианты расположения маслораспределительных канавок, а также кольцевого углубления в ступицах ВФШ, указаны на черт.8 и 9.
Исполнение 1
1 - ступица ВФШ; 2 - маслораспределительная канавка; 3 - кольцевая выточка для размещения носового уплотнения соединения
Черт.8
Исполнение 2
1 - ступица ВФШ; 2 - маслораспределительная канавка; 3 - кольцевая выточка для размещения носового уплотнения соединения; 4 - кольцевое углубление
Черт.9
3.1.3. Уточненное значение установочного размера
где
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1.4. Длину участка прессового контакта ступицы (или гильзы) с конусом вала
3.1.5. Ширину маслораспределительных канавок
3.1.6. Радиус закругления внутренней конической поверхности ступицы
3.1.7. Количество маслораспределительных канавок
где
Принятое по первому условию
При полном соответствии условиям (29) предпочтительным следует считать
(Измененная редакция, Изм. N 2
).
3.1.8. Средние значения размеров
3.1.9. Глубину углубления
3.1.10. Средний диаметр участка прессового контакта ступицы (или гильзы) с конусом вала
где
3.1.11. Длину ступицы соединения
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1.12. Площадь
3.1.13. Материал ступицы должен соответствовать нормам органов технического надзора и контроля, а также требованиям ГОСТ 8054.
3.2. Соединения типов II и III
3.2.1. Фланцевые полумуфты соединений типов II и III, с предпочтительными вариантами расположения маслораспределительных канавок, должны соответствовать указанным на черт.10 и 11.
Полумуфта соединения типа II
1 - колокол полумуфты; 2 - центрирующая выточка полумуфты; 3 - фланец; 4 - маслораспределительная канавка; 5 - ступица полумуфты
Черт.10
Полумуфта соединения типа III
1 - центрирующая выточка полумуфты; 2 - фланец; 3 - ступица полумуфты; 4 - маслораспределительная канавка
Черт.11
3.2.2. Толщины стенок ступицы
где
3.2.3. Ширину цилиндрического участка наружной поверхности ступицы
где
3.2.4. Длину участка прессового контакта ступицы (или гильзы) с конусом вала
где
3.2.5. Радиусы галтелей фланца
где
Условие
3.2.6. Окончательное значение установочного размера
3.2.7. Длину полумуфты
3.2.8. Размеры фланца полумуфты и глубина центрирующей торцевой выточки
3.2.9. Количество маслораспределительных канавок
где
При этом (так же, как в п.3.1.7) первое условие является исходным, а второе - контрольным (для уточнения значения
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2.10. Средние значения размеров
3.2.11. Средний диаметр участка прессового контакта ступицы (или гильзы) с конусом конца вала
3.2.12. Площадь
где
3.2.13. Материал полумуфт должен соответствовать требованиям ГОСТ 8536 и ГОСТ 8479.
Предел текучести материала полумуфты следует принимать близким к пределу текучести материала вала.
3.3. Соединения типа IV
3.3.1. Ступица и гильза соединения типа IV, с предпочтительным вариантом расположения маслораспределительных канавок, должны соответствовать указанным на черт.12, 13 и требованиям, установленным в пп.3.3.2-3.3.13.
Исполнение 1 (при 70 мм 140 мм)
1 - резьбовое монтажное отверстие; 2 - маслораспределительная канавка; 3 - коническо-цилиндрическая гильза; 4 - ступица соединения
Черт.12
Исполнение 2 (при
1 - концевая монтажная проточка; 2 - маслораспределитсльная канавка; 3 - коническо-цилиндрическая гильза; 4 - ступица соединения
Черт.13
3.3.2. Длину участка прессового контакта гильзы с каждым из концов валов
где
3.3.3. Диаметр окружности расположения монтажных отверстий
3.3.4. Диаметр большего основания конуса гильзы
3.3.5. Окончательное значение длины гильзы
где
Ориентировочное значение величины
3.3.6. Среднюю толщину стенки гильзы
3.3.7. Диаметр участка прессового контакта в соединении
3.3.8. Наружные
3.3.9. Диаметр
Таблица 2
мм
От 65 до 75 включ. | М12 | 1,25 | ||||
Св. | 75 | до | 85 | включ. | М14 | 1,50 |
" | 85 | " | 95 | " | М16 | |
" | 95 | " | 105 | " | М18 | |
" | 105 | " | 125 | " | М20 | |
" | 125 | " | 135 | " | М22 | |
Св. 135 до 145 включ. | М24 | 2,00 |
3.3.10. Ширину маслораспределительных канавок
3.3.11. Средние значения размеров
3.3.12. Материал ступиц соединений типа IV должен соответствовать требованиям, установленным для фланцевых полумуфт (см. п.3.2.13).
3.3.13. Гильзы следует изготовлять из материала, соответствующего требованиям ГОСТ 8536 и ГОСТ 8479.
Предел текучести материала гильзы должен на 100-150 МПа превышать предел текучести материала вала.
3.4. Конструктивные исполнения и размеры маслораспределительных канавок приведены в приложении 4.
4. КОНСТРУКЦИИ, РАЗМЕРЫ И МАТЕРИАЛЫ КОНЦЕВЫХ ГАЕК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ ТИПОВ I И II
4.1. Конструкции концевых гаек соединений типа I при диаметре резьбы
Исполнение 1 | Исполнение 2 |
1 - крышка гайки; 2 - корпус гайки; 3 - торцевое монтажное отверстие; 4 - радиальное монтажное отверстие; 5 - опорный бурт; 6 - кольцевая монтажно-технологическая канавка
Черт.14
4.2. При диаметрах резьбы
4.3. Для навинчивания и затяжки гаек на них следует предусматривать боковые грани, продольные шлицевые канавки, торцевые или радиальные отверстия.
Число граней
Таблица 3
От 16 до 36 включ. | 6 | 4 |
Св. 36 до 160 включ. | 6 | |
Св. 160 до 280 включ. | 8 | |
Свыше 280 | 8 |
4.4. Боковые грани, шлицевые канавки, торцевые и радиальные отверстия используют самостоятельно и в комбинированном применении, с учетом следующих условий:
радиальные отверстия предназначены, в основном, для навинчивания (или отвинчивания) гаек с одновременным применением боковых граней, шлицевых канавок или торцевых отверстий;
торцевые отверстия предназначены, в основном, для затяжки гаек, встроенных в колокол соединения типа II, при затруднительности использования боковых граней или шлицевых канавок по условиям размещения ключей;
граненые и шлицевые конструкции гаек следует рассматривать как основные варианты их исполнения, особенно для сборки соединения без применения домкрата;
выбор между граненым и шлицевым исполнением гаек производят с учетом возможности использования покупных или специальных ключей, предназначенных для других резьбовых соединений судовой движительной установки.
4.5. Основные размеры гаек
4.5.1. Расчетные значения диаметра описанной окружности корпуса гайки
где
4.5.2. Размер "под ключ" для граненой гайки
при
при
где
4.5.3. Окончательный диаметр описанной окружности корпуса граненой гайки
при
при
где
4.5.4. Окончательное значение наружного диаметра корпуса круглой гайки
где
При изменении длины резьбы хвостовика вала
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.5.5. Окончательное значение наружного диаметра опорного бурта гайки
где
4.5.6. При выборе размеров гаек, перечисленных в пп.4.5.4 и 4.5.5, допускается вместо рядов по ГОСТ 6636 использовать натуральный ряд чисел.
4.5.7. Ширину проточки
4.6. Предпочтительные значения основных размеров гаек, соответствующих указаниям в п. 4.5, приведены в табл.4.
Таблица 4
Размеры в мм
16 | 4 | 6 | 32 | 31,2 | 16 | 8 | 27 | 4,0 | 3 | - | - |
18 | 36 | 34,7 | 18 | 9 | 30 | 4,0 | 3 | - | - | ||
20 | 38 | 37,0 | 19 | 9 | 32 | 4,5 | 3 | - | - | ||
24 | 44 | 47,4 | 22 | 10 | 41 | 5,0 | 3 | - | - | ||
30 | 52 | 53,2 | 26 | 12 | 46 | 5,5 | 3 | - | - | ||
36 | 60 | 63,5 | 30 | 12 | 55 | 6,0 | 3 | - | - | ||
42 | 6 | 70 | 69,5 | 34 | 14 | 60 | 7,0 | 4 | - | - | |
48 | 78 | 75,2 | 38 | 15 | 65 | 7,0 | 4 | - | - | ||
56 | 88 | 86,7 | 45 | 16 | 75 | 8,0 | 4 | - | - | ||
64 | 100 | 98,3 | 50 | 18 | 85 | 8,5 | 5 | - | - | ||
72 | 110 | 110,0 | 56 | 20 | 95 | 9,5 | 5 | - | - | ||
80 | 120 | 121,4 | 60 | 22 | 105 | 10,0 | 5 | - | - | ||
90 | 135 | 133,0 | 67 | 22 | 115 | 11,0 | 6 | - | - | ||
100 | 150 | 150,1 | 75 | 25 | 130 | 12,0 | 6 | - | - | ||
110 | 165 | 167,5 | 85 | 28 | 145 | 13,0 | 7 | 24 | 7 | ||
125 | 185 | 179,0 | 95 | 30 | 155 | 15,0 | 8 | 24 | 8 | ||
140 | 205 | 208,0 | 105 | 34 | 180 | 16,0 | 8 | 24 | 8 | ||
160 | 235 | 231,0 | 120 | 38 | 200 | 18,0 | 9 | 24 | 9 | ||
180 | 8 | 260 | 260,0 | 130 | 42 | 240 | 20,0 | 10 | 24 | 10 | |
200 | 290 | 292,5 | 150 | 45 | 270 | 22,0 | 11 | 24 | 11 | ||
220 | 320 | 325,0 | 160 | 50 | 300 | 24,0 | 12 | 24 | 12 | ||
250 | 360 | 358,0 | 180 | 55 | 330 | 27,0 | 14 | 28 | 14 | ||
280 | 400 | 400,0 | 200 | 62 | 370 | 30,0 | 15 | 28 | 15 | ||
320 | 8 | 460 | 455,0 | 230 | 70 | 420 | 34,0 | 17 | 32 | 17 | |
360 | 515 | 520,0 | 260 | 80 | 480 | 38,0 | 20 | 36 | 20 | ||
400 | 570 | 574,0 | 290 | 85 | 530 | 42,0 | 22 | 40 | 22 | ||
450 | 640 | 650,0 | 320 | 95 | 600 | 48,0 | 24 | 50 | 24 | ||
500 | 710 | 705,0 | 360 | 105 | 650 | 52,0 | 26 | 50 | 26 | ||
550 | 775 | 770,0 | 390 | 115 | 710 | 58,0 | 30 | 56 | 30 | ||
600 | 850 | 840,0 | 420 | 125 | 775 | 62,0 | 32 | 64 | 32 | ||
670 | 950 | 948,0 | 480 | 140 | 875 | 70,0 | 35 | 72 | 35 | ||
750 | 1060 | 1055,0 | 530 | 155 | 975 | 78,0 | 40 | 80 | 40 | ||
850 | 1200 | 1210,0 | 600 | 175 | 1120 | 88,0 | 45 | 90 | 45 |
4.7. Глубина радиального и торцевого отверстий должна быть не более толщины стенки гайки
4.8. Кольцевая проточка радиуса
4.9. Концевые гайки, после окончательной их установки, должны быть надежно застопорены способом, исключающим их самоотвинчивание в эксплуатации.
Типы стопорных устройств гаек и указания об их применении приведены в приложении 5.
4.10. Гайки следует изготовлять из материалов по ГОСТ 380* или ГОСТ 1050.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005. - .
Допускается применение цветных и титановых сплавов.
Предел текучести материала гайки должен быть менее предела текучести материала вала.
4.11. Сокращенные обозначения соединений и их элементов приведены в приложении 6.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СОЕДИНЕНИЯ, ИХ СБОРКИ И РАЗБОРКИ
5.1. Технические требования на изготовление деталей соединения, их сборки и разборки - по отраслевым НТД, утвержденным в установленном порядке (в которых учтены требования Правил Регистра).
Раздел 5. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
КОНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ С КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИСПОЛНЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Необходимость выполнения конических соединений, установленных настоящим стандартом, с конструктивными особенностями, учитывает:
отраслевую специфику изготовления, эксплуатации и ремонта судовой техники;
специальные и функциональные требования к соединениям;
технико-экономическую целесообразность внутрипроектной и внутризаводской унификации изделий, а также технологических упрощений;
требования безопасности эксплуатации;
перспективность или эффективность применения;
развитие международного технико-экономического сотрудничества.
1.2. Конические соединения с конструктивными особенностями исполнения следует применять, руководствуясь указаниями пп.2 и 3.
2. Условия применения конических соединений с конструктивными особенностями исполнения
2.1. Условия дальнейшего применения конических соединений, применявшихся до 01.01.83 г. в валопроводах достраивающихся серий судов, а также при их модернизации, переоборудовании и ремонте, определяют главный конструктор проекта и представитель заказчика судна.
2.2. Условия дальнейшего применения элементов конических соединений, применявшихся до 01.01.83 г. в присоединительных устройствах достраивающихся серий главных судовых двигателей, движителей, редукторов и упругих муфт, а также при их модернизации и ремонте, определяют главный конструктор изделия и представитель министерства-потребителя.
2.3. Условия применения элементов конических соединений иностранного производства, а также соединений, соответствующих лицензиям, патентам и авторским свидетельствам, устанавливает главный конструктор судна по согласованию с заинтересованными предприятиями по указанию базовой (головной) организации по стандартизации.
2.4. Указания об условиях, допускающих разработку и применение соединений с конкретными конструктивными особенностями, а также перечень их исполнений, приведены в п.3.
2.5. Конкретное конструктивное исполнение соединений, перечисленных в п.3, должно быть согласовано с организациями и предприятиями, рассматривающими техническую документацию на изделие в процессе его разработки, с учетом изложенного в п.1.2.7 настоящего стандарта.
3. Условия разработки и применения конических соединений с конструктивными особенностями и перечень их исполнений
3.1. Соединения с конструктивными особенностями, увеличивающими запас несущей способности
3.1.1. Соединения типа I с диаметром большего основания конуса вала
3.1.2. Соединения с прессовыми втулками, установленными внутри полого конца вала по всей его длине. Окончательную обработку конца вала в таких случаях следует производить после установки втулок.
3.1.3. Соединения типов I-IV с гильзой, изготовленной из материала, который в паре с материалами вала и ступицы позволяет увеличить коэффициент трения
Установка гильз в соединениях типа I на судах, поднадзорных Регистру СССР, не допускается.
3.1.4. Соединения типов I и II шпоночно-прессового исполнения с уменьшенным зазором между шпонкой и боковой гранью шпоночного паза ступицы, позволяющим увеличить контактное давление в соединении до предельного значения, допускаемого прочностью вала.
3.1.5. Соединения типов I и II шпоночно-прессового исполнения с двумя-тремя короткими концевыми шпонками, без применения натяга на участке их расположения и с предельно допустимым натягом на остальном участке сопряжения вала и ступицы.
3.1.6. Соединения типа I шпоночно-прессового исполнения с углубленными в вал закруглениями в углах шпоночного паза вала и с соответствующим уменьшением угловых шпоночных фасок.
3.2. Соединения с конструктивными особенностями, увеличивающими долговечность вала и предотвращающими проявления фреттинг-коррозии в сопряжении его со ступицей соединения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2.1. Соединения типов II-IV с концами валов, поверхностно упрочненными по технологии предприятия-изготовителя.
3.2.2. Соединения с прессово-клеевым и клеевым сопряжением основных деталей.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2.3. Варианты соединений, указанных в пп.3.1.1; 3.1.5 и 3.1.6.
3.3. Соединения с конструктивными особенностями, учитывающими требования безопасности эксплуатации, прочности, технологичности, ремонтопригодности и унификации, а также особенности назначения соединений и примененных материалов
3.3.1. Соединения со специальными фиксирующими элементами (в том числе со шпонками), устанавливаемыми в целях:
обеспечения требования п.1.2.5 настоящего стандарта;
уменьшения влияния колебаний температуры забортной воды на несущую способность соединений типа I при гребном винте из материала на медной основе;
сохранения запаса несущей способности соединения после ремонтной обточки контактных поверхностей прессового соединения;
увеличения несущей способности соединения при гребном винте из чугуна или при полых валах с высоким значением показателя их относительной центральной расточки
3.3.2. Соединения типа I с составной ступицей при установке на конец вала двух гребных ВФШ.
3.3.3. Соединения типа IV с уменьшенным наружным диаметром ступицы для соединения гребного и дейдвудного вала.
3.3.4. Соединения типа II с измененной формой колокола фланцевой полумуфты и боковыми монтажными окнами в нем при применении соединения в составе гребного винта регулируемого шага.
3.3.5. Соединения типов II и III с другой конструкцией фланца полумуфты, отличающейся от ГОСТ 19354, или со смещением его расположения, при применении соединений в составе компенсирующей или упругой муфты (например, по ГОСТ 20884*), или реверс-редуктора.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50892-96.
3.3.6. Соединения типов II-IV с диском или с зубчатым венцом на наружной поверхности ступицы при необходимости установки в привязке к ней тормоза валопровода, валоповоротного устройства или реверс-редуктора.
3.3.7. Соединения типа II шпоночно-прессового исполнения с концевым болтом-пробкой вместо резьбового хвостовика и гайки при полых валах с высоким значением показателя относительной центральной расточки
3.3.8. Соединения типов I-III с диаметром резьбы конца вала
обеспечения прочности резьбового хвостовика и возможности выполнения резьбового монтажного отверстия при полых валах с высоким значением показателя относительной центральной расточки
унификации резьбовых соединений во всех или нескольких конических соединениях валопровода.
При изменении диаметра резьбы
3.3.9. Соединения с дополнительными отверстиями, канавками, проточками и выступами в охватывающих деталях и гайках, не нарушающими требований настоящего стандарта, прочности соединений и норм органов технического надзора и контроля заказчиков судов.
3.3.10. Соединения с уточненными значениями размеров смежных деталей, в том числе при изготовлении шпонок и шпоночных пазов (см. п.3.1.5).
3.3.11. Соединения типов II и III с цилиндрическим концом вала и коническо-цилиндрической гильзой (по типу соединения типа IV) при полых валах с высоким значением показателя относительной центральной расточки
3.3.12. Соединения типа I с углублениями на внутренней поверхности ступицы (см. черт.9 настоящего стандарта) в целях:
снижения трудоемкости технологических операций по пригонке конических сопрягаемых поверхностей и разборке прессово-клеевых и клеевых соединений;
увеличения расчетного значения контактного давления в соединении путем уменьшения контактной поверхности.
При применении углублений в ступице соединения следует предусматривать отверстия для выпуска монтажного масла.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3.12а. Соединения типов I, II, III с проточкой по ГОСТ 10549 на стыке резьбового хвостовика с конусом вала (в соединениях типов I и II) и в конце монтажного отверстия (в соединении типа III) вместо сбега и недореза (см. п.2.2 настоящего стандарта).
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.3.13. Соединения типов I и II с другой стандартной гайкой для обеспечения специальных требований, при применении гаек-домкратов и гаек с приварной или съемной крышкой и ребрами жесткости.
3.3.14. Соединения типа IV с установочным зазором
При необходимости зазора на наружной поверхности гильзы над ним следует предусматривать кольцевую проточку глубиной
3.4. Соединения с конструктивными особенностями, повышающими технико-экономическую эффективность их применения
3.4.1. Соединения с диаметром большего основания конуса вала (см. типы I-III) или конца вала (см. тип IV)
3.4.2. Соединения с деталями из других материалов взамен указанных в пп.3.1.13; 3.2.13; 3.3.12; 3.3.13 и 4.10 настоящего стандарта в целях:
внедрения новых материалов;
применения заменителей.
3.4.3. Соединения типов II-IV со встроенным домкратным устройством при одиночном применении конического соединения в составе валопровода или по заказу внешнеторговой организации.
3.4.4. Соединения типов I и II с конусностью не более 1:10 при шпоночном и не более 1:15 при бесшпоночном выполнении.
Исполнения применяют при разработке и изготовлении соединений предприятием заказчика при целесообразности унификации конусностей, принятых в валопроводах эксплуатирующихся у него судов.
3.4.5. Соединения типа I со шпоночным пазом на конусе вала без ложкообразной разделки носового конца при диаметрах большего основания конуса вала
3.4.6. Соединения типа II с фланцевой полумуфтой без колокола при отсутствии необходимости в раскатке валов при сборке-разборке валопровода в целях уменьшения трудоемкости ее изготовления.
3.4.7. Соединения со ступицей без маслораспределительных канавок при сборке-разборке без подачи масла на контактные поверхности, в основном, при диаметрах большего основания конуса вала (см. типы I-III) или конца вала (см. тип IV)
3.4.8. Соединения типа I с концевой гайкой исполнения 1 без крышки с обеспечением гидроизоляции резьбы хвостовика и гайки способом, равноценным уплотнению стыка гайки со ступицей гребного винта.
3.4.9. Соединения типов I и II с концевой гайкой по ГОСТ 5915 и ГОСТ 10605 с применением опорной шайбы.
3.4.10. Соединения с монтажными узлами оригинального исполнения при применении имеющейся или покупной технологической оснастки для их сборки и разборки.
3.4.11. Соединения типа II с длиной конуса конца вала
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ШПОНОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЕДИНЕНИЙ
1. Конструктивное исполнение шпонок и шпоночных пазов в валу и в ступице соединений типов I и II должно соответствовать требованиям ГОСТ 23360 и ГОСТ 10748.
2. Основным исполнением поперечных сечений шпонок и шпоночных пазов является исполнение 1 (черт.1).
Исполнение 1
1 - шпонка;
2 - шпоночный паз в ступице; 3 - дуга окружности сопряжения поверхностей вала и ступицы; 4 - шпоночный паз в конусе вала
Черт.1
3. Ширина
Таблица 1
мм
От | 22 | до | 30 | включ. | 8 | 1,0 |
Св. | 30 | " | 38 | " | 10 | |
" | 38 | " | 44 | " | 12 | |
" | 44 | " | 50 | " | 14 | |
" | 50 | " | 58 | " | 16 | |
58 | " | 65 | " | 18 | ||
" | 65 | " | 75 | " | 20 | |
" | 75 | " | 85 | " | 22 | |
" | 85 | " | 95 | " | 25 | 1,2 |
" | 95 | " | 110 | " | 28 | 1,2 |
" | 110 | " | 130 | " | 32 | 1,6 |
" | 130 | " | 150 | " | 36 | 1,6 |
" | 150 | " | 170 | " | 40 | 2,0 |
" | 170 | " | 200 | " | 45 | 2,0 |
" | 200 | " | 230 | " | 50 | 3,0 |
" | 230 | " | 260 | " | 56 | 3,0 |
Св. | 260 | до | 290 | включ. | 63 | 4,0 |
" | 290 | " | 330 | " | 70 | 4,0 |
" | 330 | " | 380 | " | 80 | 5,0 |
" | 380 | " | 440 | " | 90 | 5,0 |
" | 440 | " | 500 | " | 100 | 6,0 |
" | 500 | " | 550 | " | 110 | 6,0 |
" | 550 | " | 600 | " | 120 | 7,0 |
" | 600 | " | 660 | " | 130 | 7,0 |
" | 660 | " | 720 | " | 140 | 8,0 |
" | 720 | " | 780 | " | 150 | 8,0 |
" | 780 | " | 860 | " | 160 | 10,0 |
" | 860 | " | 940 | " | 170 | 10,0 |
" | 940 | " | 1020 | " | 185 | 12,0 |
" | 1020 | " | 1100 | " | 200 | 12,0 |
" | 1100 | " | 1200 | " | 220 | 12,0 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4. Радиус закруглений
5. Высоту шпонки
Таблица 2
мм
8 | 7 | 4,0 | 3,3 |
10 | 8 | 5,0 | 3,3 |
12 | 8 | 5,0 | 3,3 |
14 | 9 | 5,5 | 3,8 |
16 | 10 | 6,0 | 4,3 |
18 | 11 | 7,0 | 4,4 |
20 | 12 | 7,5 | 4,9 |
22 | 14 | 9,0 | 5,4 |
25 | 14 | 9,0 | 5,4 |
28 | 16 | 10,0 | 6,4 |
32 | 18 | 11,0 | 7,4 |
36 | 20 | 12,0 | 8,4 |
40 | 22 | 13,0 | 9,4 |
45 | 25 | 15,0 | 10,4 |
50 | 28 | 17,0 | 11,4 |
56 | 32 | 20,0 | 12,4 |
63 | 32 | 20,0 | 12,4 |
70 | 36 | 22,0 | 14,4 |
80 | 40 | 25,0 | 15,4 |
90 | 45 | 28,0 | 17,4 |
100 | 50 | 31,0 | 19,5 |
110 | 55 | 33,0 | 22,5 |
120 | 60 | 36,0 | 24,5 |
130 | 65 | 39,0 | 26,5 |
140 | 70 | 42,0 | 28,6 |
150 | 75 | 45,0 | 30,6 |
160 | 80 | 48,0 | 32,6 |
170 | 85 | 51,0 | 34,8 |
185 | 92 | 55,0 | 37,8 |
200 | 100 | 59,0 | 41,8 |
220 | 110 | 66,0 | 45,0 |
6. При недостаточности одной шпонки исполнения 1 для обеспечения, с учетом сил трения, заданного запаса несущей способности соединения, следует учитывать требования приложения 1 (п.3.1.4) или применять шпоночные элементы исполнений 2 и 3 (см. черт.2).
Исполнение 2
Исполнение 3
1 - шпонка;
2 - шпоночный паз в ступице; 3 - дуга окружности сопряжения поверхностей вала и ступицы; 4 - шпоночный паз в конусе вала
Черт.2
7. Размеры
8. Размеры
Таблица 3
мм
Исполнение 2 | Исполнение 3 | |||||
10 | 8 | 5,0 | 3,3 | 9 | 5,5 | 3,8 |
12 | 9 | 5,0 | 4,4 | 11 | 7,0 | 4,4 |
14 | 10 | 5,5 | 4,9 | 12 | 7,5 | 4,9 |
16 | 11 | 6,0 | 5,4 | 14 | 9,0 | 5,4 |
18 | 13 | 7,0 | 6,4 | 16 | 10,0 | 6,4 |
20 | 14 | 7,5 | 6,9 | 18 | 11,0 | 7,4 |
22 | 17 | 9,0 | 8,4 | 20 | 12,0 | 8,4 |
25 | 18 | 9,0 | 9,4 | 22 | 13,0 | 9,4 |
28 | 20 | 10,0 | 10,4 | 25 | 15,0 | 10,4 |
32 | 22 | 11,0 | 11,4 | 28 | 17,0 | 11,4 |
36 | 24 | 12,0 | 12,4 | 32 | 20,0 | 12,4 |
40 | 27 | 13,0 | 14,4 | 36 | 22,0 | 14,4 |
45 | 30 | 15,0 | 15,4 | 40 | 25,0 | 15,4 |
50 | 34 | 17,0 | 17,4 | 45 | 28,0 | 17,4 |
56 | 39 | 20,0 | 19,5 | 50 | 31,0 | 19,5 |
63 | 44 | 20,0 | 24,5 | 60 | 36,0 | 24,5 |
70 | 48 | 22,0 | 26,5 | 65 | 39,0 | 26,5 |
80 | 56 | 25,0 | 31,5 | 75 | 44,0 | 31,5 |
90 | 64 | 28,0 | 36,5 | 85 | 49,0 | 36,5 |
100 | 72 | 31,0 | 41,5 | 95 | 54,0 | 41,5 |
110 | 78 | 33,0 | 45,5 | 105 | 60,0 | 45,5 |
120 | 86 | 36,0 | 50,5 | 115 | 65,0 | 50,5 |
130 | 94 | 39,0 | 55,5 | 125 | 70,0 | 55,5 |
140 | 102 | 42,0 | 60,6 | 135 | 75,0 | 60,6 |
150 | 108 | 45,0 | 63,6 | 145 | 82,0 | 63,6 |
160 | 116 | 48,0 | 68,6 | 155 | 87,0 | 68,6 |
170 | 124 | 51,0 | 73,8 | 165 | 92,0 | 73,8 |
185 | 138 | 55,0 | 83,8 | 180 | 97,0 | 83,8 |
200 | 144 | 59,0 | 85,8 | 195 | 110,0 | 85,8 |
220 | 160 | 66,0 | 95,0 | 210 | 116,0 | 95,0 |
9. Шпоночные элементы исполнения 3 следует применять только в соединениях типа I при сплошном конце вала.
10. Окончание шпоночного паза в конусе вала (со стороны его большего основания) должно быть лыжеобразным, а в соединении типа I должна быть дополнительная ложкообразная разделка в соответствии с черт.3 и пп.11 и 12.
11. Расстояние между большим основанием конуса вала в соединении типа I и началом лыжеобразного окончания шпоночного паза в нем
для исполнений 1 и 2
для исполнения 3
В соединении типа II шпоночный паз не должен выходить за пределы большего основания конуса вала.
12. Расстояние
где
1 - конус вала; 2 - кромка шпоночного паза в валу; 3 - образующая конуса вала; 4 - начало лыжеобразного окончания шпоночного паза; 5 - контур лыжеобразного окончания шпоночного паза; 6 - контур ложкообразной разделки шпоночного паза
Черт.3
13. Средний диаметр конуса вала
где
14. Изменение высоты боковых шпоночных граней
где
15. Среднюю рабочую высоту боковых граней шпоночных пазов в валу
где
(Измененная редакция, Изм. N 2).
16. Крепление шпонок в шпоночных пазах винтами - по ГОСТ 1491 с исполнением отверстий в шпонках по типу, принятому в ГОСТ 8790.
При креплении шпонок к валу первый винт со стороны большего основания конуса вала размещают на расстоянии не менее
17. При длине шпонки более 500 мм допускается выполнять ее составной из двух-трех коротких шпонок.
18. При проектировании конкретного валопровода допускается унификация шпоночных элементов во всех или нескольких его соединениях.
19. Кромки шпоночных пазов на конусе вала (по всей длине) и в ступице (на максимально доступных участках) должны быть притуплены.
20. Материал шпонок - сталь (или другой материал, соответствующий валу с пределом текучести
Испытание материала шпонок - по группе IV ГОСТ 8479.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
21. Изменение ширины шпоночных пазов в валу и в ступице от сборки их с натягом определяют и учитывают в соответствии с пп.22-24.
22. Уменьшение ширины шпоночного паза в валу
где
23. Увеличение ширины шпоночного паза в ступице
где
24. Изменения ширины шпоночных пазов в валу
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
РАСЧЕТ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ* СОЕДИНЕНИЙ
______________
* Здесь и далее имеется в виду малоцикловая несущая способность, характеризуемая предельными значениями внешних повторно-статических одновременно действующих нагрузок, воспринимаемых соединением без появления остаточных деформаций в его деталях и без сдвига их относительно друг друга.
1. Основные зависимости
Несущую способность соединений рекомендуется оценивать, используя следующие уравнения:
где
______________
* Здесь и далее имеется в виду отношение предельных значений одновременно действующих на соединение внешних нагрузок: осевого усилия, изгибающего и крутящего моментов - к их номинальным значениям.
Уравнение (1) характеризует несущую способность сил трения и фиксирующих элементов соединения.
Уравнение (2) характеризует влияние гильз, а также поперечного взаимодействия вала и ступицы при изгибе соединения, на изменение контактного давления в нем.
Уравнение (3), соответствующее энергетической теории прочности, характеризует объемное напряженное состояние вала и ступицы в пределах упругих деформаций их материалов.
2. Общие рекомендации
2.1. Уравнения (1)-(3) следует использовать для подбора таких значений входящих в них величин, при которых запас несущей способности соединения
2.2. При поиске или подборе величин, входящих в уравнения (1)-(3), следует учитывать, что значения этих величин имеют определенные ограничения в виде функциональных зависимостей от первичных исходных данных или в виде допустимых диапазонов применения.
3. Ограничения величин, входящих в уравнения (1)-(3)
3.1. Контактное давление
3.1.1. Контактное давление
где
сталь - сталь | 0,15; (0,13); |
материал на медной основе (ММО) - сталь | 0,16; (0,13); |
материал на титановой основе (МТО) - сталь | 0,25; |
МТО-ММО | 0,28; |
МТО-МТО | 0,35. |
В скобках приведены значения коэффициента
3.1.2. Пример определения давления
- с использованием зависимости (4).
3.1.3. При применении исполнения соединения с концевым расположением шпонок (см. п.3.1.5 приложения 1) размеры
Показатель
3.2. Запас несущей способности соединения, обеспечиваемый фиксирующими элементами
3.2.1. Запас
где
При подстановке в формулу числовых значений в качестве
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2.2. При применении в качестве фиксирующих элементов призматических шпонок (см. приложение 2) их число
При необходимости увеличить несущую способность соединения при этом его целесообразно выполнить в исполнении, соответствующем приложению 1, п.3.1.4.
3.2.3. Пример расчета запаса
- с использованием зависимости (5).
При расчете запаса
В рассматриваемом примере
в связи с чем
Затем вычисляют
3.3. Запас несущей способности соединения
3.3.1. Практически необходимый запас
3.3.2. Особенности движительной установки: неравномерность крутящего момента, инерционные явления при нормальных реверсах, крутильные колебания, условия работы в мелкобитом льду, при буксировке и т.п. следует учитывать расчетным коэффициентом
где
3.3.3. Особенности условий эксплуатации судна: возможные удары лопастей движителя о плавающие предметы, лед, грунт, причалы, аварийные реверсы и т.п. следует учитывать практическим коэффициентом
Для ледоколов и судов ледового плавания значения коэффициента
Таблица 1
Тип соединения | |||||||
ледоколов | судов с ледовыми усилениями категорий | ||||||
с бортовым расположением валопровода | со средним расположением валопровода | УЛА | УЛ | Л1 | Л2 | Л3 | |
I | 1,50 | 1,45 | 1,30 | 1,20 | 1,15 | 1,08 | 1,05 |
II-IV | 1,22 | 1,18 | 1,15 | 1,12 | 1,08 | 1,04 | 1,00 |
Для судов, поднадзорных Регистру СССР, коэффициенты
В остальных случаях коэффициент
3.3.4. Окончательно значение
основного (для общего случая):
дополнительного (при шпоночно-прессовом исполнении соединения):
где
По согласованию с Регистром СССР значение коэффициента
о.
3.4. Коэффициент
3.4.1. Коэффициент
3.4.2. Значения коэффициента
Таблица 2
0,30 | 1,113 | 2,200 | 1,905 |
0,35 | 1,167 | 2,280 | 1,980 |
0,40 | 1,232 | 2,380 | 2,070 |
0,45 | 1,330 | 2,510 | 2,185 |
0,50 | 1,455 | 2,670 | 2,335 |
0,55 | 1,623 | 2,860 | 2,525 |
0,60 | 1,845 | 3,130 | 2,765 |
0,65 | 2,150 | 3,470 | 3,080 |
0,70 | 2,570 | 3,930 | 3,530 |
0,75 | 3,180 | 4,570 | 4,270 |
0,80 | 4,150 | 5,560 | 5,120 |
0,85 | 5,790 | 7,220 | 6,770 |
3.5. Контактное давление
3.5.1. Контактное давление
где
3.5.2. Пример определения давления
- с использованием зависимости (9).
3.5.3. При установке гильзы на конце вала до напрессовки ступицы с контактным давлением
3.5.4. При отсутствии зазора и натяга между валом и гильзой до напрессовки ступицы, давление
3.6. Контактное давление на валу
3.6.1. Контактные давления
от 40 до 80 МПа - для соединения типа I;
от 40 до 120 МПа - для соединений типов II-IV.
При этом следует учитывать, что в шпоночно-прессовых соединениях
где
3.6.2. Контактные давления
22 МПа - для соединений типа I;
26 МПа - для соединений типа II.
При использовании главных двигателей поршневого типа допускается увеличивать эти значения до 28 и 30 МПа соответственно.
3.6.3. Контактные давления
от значений в п.3.6.2 до 60 МПа - для соединения типа I;
от значений в п.3.6.2 до 90 МПа - для соединения типа II.
3.6.4. Контактные давления
где
.
3.7. Напряжение
3.7.1. Напряжение от упора движителя в сплошном конце вала
где
При отсутствии сведений о значении упора движителя
где
3.7.2. Напряжения от упора движителя в полом конце вала
где
Таблица 3
0,30 | 1,100 | 0,100 |
0,35 | 1,140 | 0,140 |
0,40 | 1,190 | 0,190 |
0,45 | 1,255 | 0,255 |
0,50 | 1,335 | 0,335 |
0,55 | 1,435 | 0,435 |
0,60 | 1,563 | 0,563 |
0,65 | 1,733 | 0,733 |
0,70 | 1,963 | 0,963 |
0,75 | 2,280 | 1,280 |
0,80 | 2,780 | 1,780 |
0,85 | 3,610 | 2,610 |
______________
* Для соединений с гильзой между валом и ступицей коэффициент
3.7.3. Примеры определения напряжений
- с использованием формул (13), (15) и (16):
3.7.4. Напряжение от изгибающего момента в сплошном конце вала
где
При отсутствии сведений о значении изгибающего момента
для соединения типа I
для соединений типов II-IV
где
При определении
3.7.5. Напряжения от изгибающего момента
где
Таблица 4
0,30 | 1,008 | 0,303 | 0,008 |
0,35 | 1,015 | 0,356 | 0,015 |
0,40 | 1,027 | 0,411 | 0,027 |
0,45 | 1,043 | 0,469 | 0,043 |
0,50 | 1,067 | 0,534 | 0,067 |
0,55 | 1,100 | 0,605 | 0,100 |
0,60 | 1,150 | 0,690 | 0,150 |
0,65 | 1,218 | 0,792 | 0,218 |
0,70 | 1,316 | 0,922 | 0,316 |
0,75 | 1,463 | 1,098 | 0,463 |
0,80 | 1,695 | 1,357 | 0,695 |
0,85 | 2,090 | 1,777 | 1,090 |
______________
* Для соединений с гильзой между валом и ступицей коэффициент
3.7.6. Примеры определения напряжений
- с использованием формул (17) и (20)-(22).
3.7.7. Напряжения
где
.
3.7.8. Примеры определения напряжений
- с использованием формул (23)-(26).
3.8. Напряжение
3.8.1. Напряжение от крутящего момента в сплошных валах
где
3.8.2. Напряжения от крутящего момента
где
3.8.3. Примеры определения напряжений
- с использованием формул (27)-(30).
3.8.4. Напряжения
где
2.
3.8.5. Примеры определения напряжений
- с использованием формул (31)-(34).
3.9. Коэффициент
3.9.1. Коэффициент
3.9.2. Значения коэффициентов
Таблица 5
0,30 | +2,20 | -0,198 |
0,35 | +2,28 | -0,258 |
0,40 | +2,38 | -0,382 |
0,45 | +2,51 | -0,506 |
0,50 | +2,67 | -0,666 |
0,55 | +2,86 | -0,866 |
0,60 | +3,13 | -1,127 |
0,65 | +3,47 | -1,470 |
0,70 | +3,93 | -1,925 |
0,75 | +4,57 | -2,570 |
0,80 | +5,56 | -3,560 |
0,85 | +7,22 | -5,240 |
3.10. Коэффициент
3.10.1. Коэффициент
где
3.10.2. Коэффициент
Значение длины
где
Значение коэффициента
где
3.10.3. Пример определения коэффициента
- с использованием формул (36)-(38).
3.10.4. Пример определения коэффициента
- с использованием условия (38)
3.10.5. Коэффициент
Значения коэффициента
Таблица 6
0,40 | 0,50 | 0,60 | 0,70 | 0,80 | |
0,00 | 1,440 | 1,185 | 0,877 | 0,538 | 0,353 |
0,30 | 1,322 | 1,095 | 0,867 | 0,510 | 0,228 |
0,40 | 1,200 | 1,007 | 0,758 | 0,477 | 0,215 |
0,50 | 1,023 | 0,861 | 0,660 | 0,426 | 0,204 |
0,60 | 0,780 | 0,670 | 0,523 | 0,348 | 0,170 |
0,70 | 0,494 | 0,436 | 0,353 | 0,246 | 0,128 |
0,80 | 0,223 | 0,203 | 0,167 | 0,129 | 0,076 |
Таблица 7
0,40 | 0,50 | 0,60 | 0,70 | 0,80 | |
0,00 | 1,075 | 0,772 | 0,473 | 0,225 | 0,071 |
0,30 | 1,000 | 0,726 | 0,449 | 0,217 | 0,069 |
0,40 | 0,923 | 0,678 | 0,423 | 0,206 | 0,067 |
0,50 | 0,800 | 0,593 | 0,381 | 0,190 | 0,063 |
0,60 | 0,623 | 0,541 | 0,313 | 0,162 | 0,057 |
0,70 | 0,411 | 0,326 | 0,224 | 0,125 | 0,047 |
0,80 | 0,193 | 0,161 | 0,119 | 0,073 | 0,032 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.10.6. Пример определения коэффициента
- с использованием формулы (35).
3.10.7. Пример определения контактного давления
- с использованием уравнения (2)
3.10.8. При увеличении контактного давления
4. Практические рекомендации по применению уравнений (1)-(3) при расчете контактного давления
4.1. Запас несущей способности соединения
где
4.2. При приближенном расчете давления
Максимальные значения коэффициента
Таблица 8
Тип соединения | Наименование детали | Наличие центрального отверстия | Контролируемая поверхность | |
I | Гребной вал | Нет | Наружная | |
Имеется | Внутренняя | |||
II-IV | Нет | Наружная | ||
Имеется | Внутренняя | |||
Промежуточный и упорный валы | Нет | Наружная | ||
Имеется | Внутренняя | |||
I-IV | Ступица |
______________
* При прессовом исполнении соединения коэффициент
4.3. Уравнения (2) и (3) с учетом п.4.2 приобретают вид:
где
При этом уравнение (41) в зависимости от назначения, конструкции и материала рассчитываемой детали используют в трех вариантах:
для сплошного вала
для полого вала
для ступицы
где
4.4. Пример приближенного расчета контактного давления
где
и табл.8.
4.4.1. Контактное давление на валу
при сборке-разборке соединения - условию (11)
При полом вале давление
4.4.2. Окончательное значение контактного давления
40 МПа
72 МПа
3 МПа - с
м. п.4.4.1,
в соответствии с которыми
4.4.3. Контактное давление на внутренней поверхности ступицы от сборки соединения с натягом
4.4.4. Предел текучести материала ступицы
в эксплуатации - условию (44)
при сборке-разборке соединения - условию (12)
4.4.5. Запас несущей способности соединения
где
4.4.6. Полученное в п.4.4.5
В рассматриваемом примере условие
При несоответствии значения запаса, полученного в п.4.4.5, условию п.3.3.4 следует внести необходимые изменения в исходные данные.
4.5. Пример приближенного расчета контактного давления
где
и табл.8.
4.5.1. Контактное давление на валу
при сборке-разборке соединения - условию (11)
При полом вале давление
4.5.2. Окончательное значение контактного давления
1-й вариант - обычное исполнение шпоночно-прессового соединения
см. п.3.
6.2;
47 МПа
3 МПа - с
м. п.4.5.1;
2-й вариант - шпоночно-прессовое соединение, выполненное со смещением допусков на изготовление его шпоночных элементов:
22 МПа
47 МПа
3 МПа - с
м. п.4.5.1.
В соответствии с приведенными условиями в варианте 1 давление
4.5.3. Контактное давление на внутренней поверхности ступицы от сборки соединения с натягом
при варианте 1
при варианте 2
4.5.4. Предел текучести материала ступицы
в эксплуатации - условию (44)
при сборке-разборке соединения - условию (12)
В соответствии с приведенными условиями при варианте 1 предел текучести
4.5.5. Предел текучести материала ступицы
в эксплуатации - условию (44)
при сборке-разборке соединения - условию (12)
В соответствии с приведенными условиями при варианте 2 предел текучести
4.5.6. Запас несущей способности соединения
при варианте 1
при варианте 2
4.5.7. Полученные в п.4.5.6 значения запасов
по основному условию (7)
по дополнительному обязательному для шпоночно-прессовых соединений условию (8), когда
по дополнительному предпочтительному для шпоночно-прессовых соединений условию (8), когда
В рассматриваемом примере условие
4.5.8. При применении варианта 1 шпоночно-прессового соединения для обеспечения условия
4.5.9. При применении варианта 2 шпоночно-прессового соединения, соответствующего условию
где
4.5.10. Пример определения ширины шпоночного паза в ступице с допусками на изготовление
После сборки соединения шпоночный паз в ступице расширится и размер
4.5.11. Если уменьшение зазора в шпоночном пазу ступицы будет обеспечено за счет шпонки, то ширину шпонки
где
При этом следует учитывать двустороннее уменьшение зазора в шпоночном пазу вала: от увеличения ширины шпонки (см. размер
соединения.
4.6. Результаты приближенных расчетов, полученных в пп.4.4 и 4.5, рекомендуется проконтролировать, а при необходимости и уточнить с использованием уравнений (2) и (3) для учета влияния всех входящих в них величин в последовательности, принятой в пп.4.6.1-4.6.4.
4.6.1. Значения запаса
где
Искомой величиной при этом является показатель
Если
в пп.4.4 и 4.5.
4.6.2. Значения запаса
где
Искомой величиной при этом является контактное давление
При вычислении значения
8).
4.6.3. Значения запаса
где
Искомой величиной при этом является показатель
Если
я.
4.6.4. Уточненные значения запаса
4.7. При конкретном шпоночно-прессовом исполнении соединения с повышенными значениями контактных давлений (см. п.3.6.3), а также при прессовом исполнении соединения рекомендуется использовать уравнения (1-3) для поиска оптимальных значений давления
4.7.1. Запас
4.7.2. Зависимость
4.7.3. Значение запаса
4.7.4. Значение контактного давления на внутренней поверхности ступицы
4.7.5. Значение показателя
При этом должно быть обеспечено условие
4.7.6. Полученные значения
4.8. При недостаточности получаемых в пп.4.6 и 4.7 запасов
Следует иметь в виду, что увеличение диаметра вала
4.9. При определении коэффициентов запаса по упругим деформациям
Уравнения (2) и (3) при этом приобретают вид:
Значения величин, входящих в уравнения (50)-(52) см. п.4.6.
5. Стержень хвостовика конуса вала и резьбовое его зацепление с концевой гайкой (см. черт.1 и 2 настоящего стандарта) должны соответствовать условиям:
где
ении
6. Стержень монтажного болта (шпильки) и его (ее) резьбовое зацепление с монтажным отверстием в конусе вала (см. черт.7 настоящего стандарта) должны соответствовать указаниям, приведенным выше (в п.5 приложения).
При этом хвостовиком следует считать монтажный болт, а гайкой - конец конуса вала на участке резьбового отверстия в нем.
7. Определение величин натягов между деталями соединения (соответствующих контактным давлениям
5-7. (Введены дополнительно, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
МАСЛОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ КАНАВКИ И МАСЛОПОДВОДЯЩИЕ ОТВЕРСТИЯ В СТУПИЦАХ СОЕДИНЕНИЙ
1. Маслораспределительную канавку в ступице прессового соединения рекомендуется выполнять в соответствии с черт.1. Размеры приведены в таблице.
Исполнение 1
1 - ступица соединения; 2 - маслораспределительная канавка
Черт.1
мм
От | 30 | до | 50 | включ. | 3 | 0,5 | 2,5 | 2,0 | 0,35 |
Св. | 50 | " | 100 | " | 4 | 0,8 | 3,0 | 2,5 | 0,56 |
" | 100 | " | 150 | " | 5 | 1,0 | 4,0 | 2,5 | 0,70 |
" | 150 | " | 200 | " | 6 | 1,2 | 4,5 | 4,0 | 0,84 |
" | 200 | " | 250 | " | 7 | 1,5 | 5,0 | 4,0 | 1,05 |
" | 250 | " | 300 | " | 8 | 1,5 | 6,0 | 5,0 | 1,05 |
" | 300 | " | 400 | " | 10 | 2,0 | 7,0 | 5,0 | 1,40 |
" | 400 | " | 500 | " | 12 | 2,5 | 8,0 | 5,0 | 1,75 |
" | 500 | " | 650 | " | 14 | 3,0 | 10,0 | 6,0 | 2,10 |
" | 650 | " | 800 | " | 16 | 3,0 | 12,0 | 6,0 | 2,10 |
" | 800 | " | 1000 | " | 18 | 4,0 | 12,0 | 6,0 | 2,80 |
" | 1000 | " | 1200 | " | 20 | 4,0 | 14,0 | 8,0 | 2,80 |
______________
* Уточненное значение
2. Маслораспределительную канавку в ступице шпоночно-прессового соединения рекомендуется выполнять в соответствии с черт.2 и таблицей.
Исполнение 2 | Исполнение 3 |
|
|
1 - ступица соединения; 2 - шпоночный паз; 3 - маслораспределительная канавка;
Черт.2
3. Радиус расточки ступицы
где
4. Эксцентриситет расточки ступицы
где
5. Радиус расточки
где
6. Примеры определения радиусов
Приближенные значения эксцентриситета
7. Маслоподводящие отверстия в ступицах соединений рекомендуется выполнять в соответствии с черт.3.
1 - маслораспределительная канавка (см. черт.1 и 2); 2 - ступенчатое отверстие в стенке ступицы; 3 - ступица соединения; 4 - резьбовое отверстие; 5 - цилиндрическая расточка
Черт.3
8. Расточку 5 (см. черт.3) следует предусматривать только при работе соединения в забортной воде для заполнения ее гидроизолирующим составом и потайного расположения головки пробки-заглушки.
9. Диаметры
где
10. Диаметр
11. Суммарная глубина расточки и резьбового отверстия
12. Диаметр расточки
где
13. Глубину расточки
14. Глубину резьбового отверстия, равную (
15. Общие рекомендации по маслоподводяшим отверстиям:
число маслоподводящих отверстий в ступице следует принимать равным числу маслораспределительных канавок;
смежные, в основном промежуточные, маслораспределительные канавки допускается замыкать на одно маслоподводящее отверстие;
маслоподводящее отверстие не рекомендуется располагать на галтелях фланцев полумуфт и лопастей гребных винтов;
ось маслоподводящего отверстия допускается располагать наклонно или с поперечным смещением, ступенчато.
16. Для каждого маслоподводящего отверстия следует предусматривать фиксируемую резьбовую пробку-заглушку (например, по типу, принятому в ГОСТ 12202).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендуемое
СТОПОРНЫЕ УСТРОЙСТВА КОНЦЕВЫХ ГАЕК В СОЕДИНЕНИЯХ ТИПОВ I И II
1. Рекомендуемые типы стопорных устройств для фиксации концевых гаек к валу приведены на черт.1.
Исполнение 1 | Исполнение 2 | Исполнение 3 | |||
1 - стопорный болт; 2 - проволока; 3 - уплотняющая прокладка; 4 - литая, приварная или съемная крышка; 5 - стопорная планка; 6 - шлицевая канавка; 7 - торцевое отверстие; 8 - резьбовой хвостовик; 9 - корпус гайки
Черт.1
2. Рекомендуемые типы стопорных устройств для фиксации гаек к ступице приведены на черт.2.
Исполнение 4 | Исполнение 5 |
1 - резьбовой хвостовик; 2 - концевая гайка; 3 - проволока; 4 - стопорный болт; 5 - стопорная планка; 6 - ступица соединения; 7 - конус вала
Черт.2
3. Концевую гайку, устанавливаемую в соединении типа I, допускается стопорить к ступице болтами через отверстия (или прорези) в опорном бурте гайки.
4. Исполнения 1, 2 и 3 предпочтительны к применению в прессовых соединениях. Для судов, поднадзорных Регистру СССР, концевые гайки в прессовых соединениях должны фиксироваться к валу.
5. Исполнения 4, 5 и способ, приведенный в п.3, предпочтительны к применению в соединениях с фиксирующими элементами (например, шпонками) между валом и ступицей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рекомендуемое
СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
1. Сокращенные обозначения соединений и их элементов рекомендуется использовать при информации о них, ссылках, переписке, учете и анализе применяемости, а также вписывать в основную надпись при разработке сборочных чертежей соединений.
2. Основную информационную часть сокращенного обозначения каждого типоразмера конического соединения валов в сборе составляют по следующей цифровой схеме
12-345-678-9,
в которой вместо каждой из цифр, соответствующих позициям в таблице, вписывают символы, размеры и значения величин, характеризующих основные особенности соединения.
В обоснованных случаях особенности, соответствующие позициям 4, 5, 7 и 8 цифровой схемы, допускается в сокращенном обозначении соединения полностью или частично не предусматривать.
1. Тип соединения | I | II | III | IV | ||||
2. Шпонки и фиксирующие элементы | нет (Н) | есть (Е) | нет (Н) | есть (Е) | нет (Н) | |||
3. Диаметр | то фактическим данным (мм) | |||||||
4. Особенности соединений | ВФШ литой (Л) | соединение валов фланцевыми полумуфтами (М) | со встроенным домкратом (В) | |||||
ВФШ со съемными лопастями (Р) | соединение валов полумуфтой и кованым фланцем (П) | с переносным домкратом (Д) | ||||||
5. Особенности гаек, болтов, ступиц и гильз | гайка-обтекатель (К) | с коническими болтами во фланцах полумуфт (К) | с монтажными отверстиями в торцах ступиц (М) | |||||
гайка исполнения 1 (Г) | ||||||||
гайка исполнения 2 (В) | с цилиндрическими болтами во фланцах полумуфт (Ц) | с монтажными проточками на гильзах (П) | ||||||
гайка-домкрат (Д) | ||||||||
6. Длина | по фактическим данным (мм) | |||||||
7. Материал ступицы и гаек соединений | сталь (С) | сталь (С) | ||||||
на медной основе (М) | ||||||||
на титановой основе (Т) | на титановой основе (Т) | |||||||
чугун (Ч) - для ступиц | ||||||||
8. Гильза | имеется (И) | нет (Б) | имеется (И) | нет (Б) | имеется (И) | |||
9. Конусность | по фактическим данным |
3. Примеры сокращенных обозначений соединений.
Пример 1
Соединение IЕ-420.ЛГ-900.МБ-15 ГОСТ 8838-81
Соединение типа I с диаметром
Пример 2
Соединение IIН-420.МК-630.СИ-15 ГОСТ 8838-81
Сдвоенное исполнение соединения типа II с диаметром
При различии характеристик и размеров сдваиваемых соединений соответствующие им позиции записываются в виде дроби.
Пример 3
Соединение IIIН-420.ПЦ-630.ТБ-50 ГОСТ 8838-81
Совместное исполнение встречного цельнокованного фланца и соединения типа III с диаметром
Пример 4
Соединение IVН-420.ДП-900.СИ-100 ГОСТ 8838-81
Соединение типа IV с диаметрами
При разных длинах концов соединяемых валов
4. Сокращенное обозначение фланцевых полумуфт соединений типов II и III составляют по цифровой схеме, указанной в п.2, но без заполнения позиций 4 и 8.
Пример
Полумуфта IIЕ-420.К-630.Т-15 ГОСТ 8838-81
Фланцевая полумуфта соединения типа II (имеющего диаметр
5. Сокращенное обозначение концевой гайки для соединений типов I и II (см. черт.14 настоящего стандарта) составляют с указанием профиля резьбы (метрического - М); диаметра
Пример
Гайка М.125х6-280. ГС ГОСТ 8838-81
Концевая гайка с метрическим профилем резьбы (М) с диаметром резьбы
6. Сведения о разработанных типоразмерах конических соединений следует сообщать предприятию-разработчику стандарта (для использования их в целях, перечисленных выше в п.1), а также запрашивать их у него, применяя в переписке обозначения соединений, правила составления которых описаны в приложении 6.
При наличии в исполнении соединения конструктивных особенностей, из числа перечисленных в приложении 1, о них следует сообщать добавлением к обозначению соединения круглых скобок с номерами соответствующих пунктов из приложения 1.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 1998