ГОСТ Р 52693-2006
(ИСО 484-2:1981)
Группа Д44
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение
СУДОВЫЕ ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ
Допуски на изготовление
Часть 2
Гребные винты диаметром от 0,8 до 2,5 м включительно
Shipbuilding. Ship screw propellers. Manufacturing tolerances.
Part 2. Propellers of diameter between 0,8 and 2,5 m inclusive
ОКС 47.020.20
ОКП 64 4700
Дата введения 2007-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 352-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 484-2:1981 "Судостроение. Судовые гребные винты. Допуски на изготовление. Часть 2. Гребные винты диаметром от 0,8 до 2,5 м включительно" (ISO 484-2:1981 "Shipbuilding - Ship screw propellers - Manufacturing tolerances - Part 2: Propellers of diameter between 0,8 and 2,5 m inclusive") путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
В настоящем стандарте вместо ссылки на международный стандарт ИСО 3715, замененный на два стандарта: ИСО 3715-1 "Суда и судовые технологии. Пропульсивные установки судов. Часть 1. Термины и определения геометрии гребных винтов" и ИСО 3715-2 "Суда и судовые технологии. Часть 2. Словарь для пропульсивных установок с гребными винтами регулируемого шага", которые в настоящее время не приняты в Российской Федерации, приведена ссылка на ГОСТ 25815, распространяющийся на термины и определения судовых гребных винтов и соответствующий конкретным потребностям судостроения Российской Федерации.
Ссылка на рекомендацию ИСО/Р 468 в настоящий стандарт не включена, т.к. данная рекомендация была заменена на ИСО 468:1982 "Шероховатость поверхности. Параметры, их значения и общие правила установления технических требований", который отменен без замены в 1998 г.
Текст измененных по отношению к международному стандарту ИСО 484-2 отдельных структурных элементов в настоящем стандарте выделен курсивом.
1 Назначение
Настоящий стандарт устанавливает допуски на изготовление судовых гребных винтов диаметром от 0,8 до 2,5 м.
Примечание - В некоторых случаях возможны отклонения допусков по желанию заказчика или взаимному соглашению проектанта и заказчика. Приспособления и методы измерений выбирает изготовитель гребных винтов при условии, что допуски будут выдержаны с требуемой точностью.
2 Область применения
Стандарт распространяется на цельнолитые гребные винты, гребные винты со съемными лопастями и гребные винты регулируемого шага.
3 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 25815-83 Винты гребные. Термины и определения (ИСО 3715-1:2002 "Суда и судовые технологии. Пропульсивные установки судов. Часть 1. Термины и определения геометрии гребных винтов", NEQ; ИСО 3715-2:2001 "Суда и судовые технологии. Часть 2. Словарь для пропульсивных установок с гребными винтами регулируемого шага", NEQ)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
4 Методы измерения шага
4.1 Принцип одного из методов измерения состоит в нанесении на дуге радиуса
Рисунок 1
Отрезок
_______________
* При необходимости могут быть применены другие методы, обеспечивающие требуемую точность.
4.1.1 Применение рейсмусов
Отрезок
4.1.2 Метод градуированных дисков
Длина отрезка
5 Метод измерения толщины сечения
5.1 Толщина цилиндрического сечения в точке
Рисунок 2
5.2 Максимальная толщина для каждого радиуса должна быть определена при помощи пары кронциркулей или профиля, полученного построением, в различных точках:
5.3 Для проверки входящей и выходящей кромок применяют кромочные шаблоны сечения. Длина шаблонов должна составлять, по крайней мере, 15% длины сечения, но не менее 60 мм.
Входящая и выходящая кромки должны быть проверены шаблонами для гребных винтов классов
6 Классы гребных винтов
Класс гребного винта устанавливает заказчик в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Класс гребного винта | Наименование класса гребного винта |
Особый | |
Высший | |
Средний | |
Обычный |
7 Допуски на шаг
Допуски на шаг приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметра | Класс гребного винта | |||||||
Предельные отклонения (допуск) | ||||||||
% | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | |
Местный шаг | ±1,50 | 10,00 | ±2,00 | 15,00 | ±3,00 | 20,00 | - | - |
Шаг сечения | ±1,00 | 7,50 | ±1,50 | 10,00 | ±2,00 | 15,00 | ±5,00 | 25,00 |
Шаг лопасти | ±0,75 | 5,00 | ±1,00 | 7,50 | ±1,50 | 10,00 | ±4,00 | 20,00 |
Шаг винта | ±0,50 | 4,00 | ±0,75 | 5,00 | ±1,00 | 7,50 | ±3,00 | 15,00 |
Примечание - Допуски выражены в процентах конструктивного шага соответствующего радиуса для местного шага и шага сечения и среднего конструктивного шага для шага лопасти и шага винта. |
7.1 Шаг должен быть измерен, по крайней мере, на радиусах, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Класс гребного винта | Радиусы |
Сечение около галтели ступицы: | |
Сечение около галтели ступицы: |
По соглашению между заинтересованными сторонами могут быть проведены измерения на других радиусах.
7.2 Измерение местных шагов для винтов классов
7.3 Допуски на местный шаг и шаг сечения, приведенные в таблице 2, увеличивают на 50% для сечений на
7.4 Изготовитель гребных винтов может компенсировать погрешность на шаг, допуск на который приведен в таблице 2, изменением диаметра гребного винта только с согласия заказчика.
7.5 Конструктивным шагом является шаг базовой линии.
Линия конструктивного шага сечения представляет собой винтовую базовую линию для рассматриваемого сечения, для которой даны ординаты сечения нагнетательной и засасывающей сторон.
Это может быть линия, соединяющая носик и хвостик сечения, а может быть и любая другая соответственно расположенная винтовая линия.
7.6 Местный шаг в точке
Для класса
но.
7.7 Шаг сечения и шаг лопасти определяют для каждого радиуса умножением разности высот между измеряемыми крайними точками на
7.8 Шаг лопасти определяют как среднеарифметическое значение шагов сечений для рассматриваемой лопасти.
7.9 Шаг гребного винта определяют как среднеарифметическое значение средних шагов лопасти.
8 Допуски на радиус гребного винта
8.1 Допуски на радиус гребного винта приведены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование параметра | Класс гребного винта | |||||||
Предельные отклонения (допуск) | ||||||||
% | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | |
Радиус винта | ±0,2 | 1,5 | ±0,3 | 1,5 | ±0,4 | 2,0 | ±0,5 | 2,5 |
8.2 Для гребного винта в направляющей насадке эти допуски могут быть уменьшены.
9 Допуски на толщину сечения лопасти
9.1 Допуски, указанные в таблице 5, выражены в процентах местной толщины.
Таблица 5
| Класс гребного винта | |||||||
Наименование параметра | ||||||||
Предельные отклонения | ||||||||
% | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | |
Толщина сечения лопасти | +2,0 | 0,5 | +2,5 | 1,0 | +4,0 | 2,0 | +6,0 | 3,0 |
-1,0 | -0,5 | -1,5 | -1,0 | -2,0 | -1,5 | -4,0 | -2,0 |
9.2 Измерения толщины следует проводить на тех же радиусах, что и измерения шага.
9.3 Максимальные значения толщин, указанные на чертеже, после вычитания отрицательного допуска должны быть не менее значений толщин, требуемых классификационными обществами.
10 Проверка и допуски на плавность сечений лопасти
Допуски на плавность сечений лопастей применяют только для гребных винтов классов
Чтобы добиться плавности сечений, отклонения в результате последовательных измерений местного шага и толщины не должны отличаться одно от другого более чем на половину предела допуска (например, если допуск от плюс 2,0% до минус 2,0%, то допускаемая разность последовательных отклонений составляет 2,0%).
Для избежания чрезмерных отклонений в общей кривизне сечения необходимо, чтобы алгебраическая сумма отклонений, выраженная в процентах, двух каких-либо последовательных измерений местного шага превышала не более чем в 1,5 раза предусмотренный допуск. Например, если допуск ±2,0%, то сумма последовательных отклонений должна быть ±3,0% (см. рисунок 3).
Примечания
1 На рисунке отклонения увеличены в 20 раз.
2 Очень высокие значения подчеркнуты.
Рисунок 3 - Гребной винт класса
Плавность цилиндрических сечений также проверяют, применяя специальные гибкие шаблоны.
Входящие и выходящие кромки следует проверять кромочными шаблонами или другими подобными приспособлениями, позволяющими установить соответствие кромок чертежу с учетом следующих допусков нагнетательной и засасывающей сторон:
±0,5 мм - для класса
±0,75 мм - для класса
По соглашению между изготовителем и заказчиком кромки могут быть проверены кромочными шаблонами, состоящими из трех элементов для каждой кромки (см. рисунок 4), один элемент с коротким носом для проверки края кромки лопасти и два элемента, которые прикладывают к кромке - один к нагнетательной, другой к засасывающей стороне. Каждый шаблон охватывает приблизительно 20% длины лопасти. Эти шаблоны должны быть выполнены с допуском 0,25 мм для класса
Рисунок 4
11 Допуски на длину сечений лопасти
11.1 Предельные отклонения, приведенные в таблице 6, выражены в процентах отношения диаметра к числу лопастей (
Таблица 6
Класс гребного винта | ||||||||
Наименование параметра | ||||||||
Предельные отклонения (допуск) | ||||||||
% | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | |
Длина сечений лопасти | ±1,5 | 4,0 | ±2,0 | 7,0 | ±3,0 | 10,0 | ±5,0 | 12,0 |
11.2 Длины сечений каждой лопасти должны быть измерены, по крайней мере, на пяти радиусах для класса
12 Допуски на взаимное расположение лопастей, на положение осевых линий и на контуры лопастей
12.1 Положение осевых линий лопастей
Осевую линию наносят на чертеж в виде прямой линии, которая проходит через точку
Точка
Точку выбирают таким образом, чтобы прямая
Отношение между углами
Рисунок 5
Точку
Рисунок 6
Плоскости начала отсчета, проходящие через точку
_______________
* Определение откидки - по ГОСТ 25815.
12.2 Допуски на контур входящей кромки
Допуски должны быть рассчитаны для радиусов, указанных в таблице 3, на соответствующих дугах и действительны для длины дуги
Допуски для длины дуги
12.3 Допуски на угловое смещение между двумя соседними лопастями
Допуски должны составлять:
±1° - для винтов классов
±2° - для винтов классов
13 Допуски на откидку, положение лопасти вдоль оси винта и взаимное расположение осевых линий соседних лопастей
Откидка характеризуется положением осевой линии лопасти
Рисунок 7
В таблице 7 приведены допуски на расстояния
Таблица 7
Наименование параметра | Предельные отклонения для гребного винта класса | |||
Положение лопасти в точках | ±0,5 | ±1,0 | ±1,5 | ±3,0 |
14 Обработка поверхности
Состояние поверхности лопастей, выраженное как среднеарифметическое значение отклонения
3 (начиная от ступицы) - для гребных винтов класса
6 (начиная от радиуса
12 (начиная от радиуса
25 (начиная от радиуса
15 Статическая балансировка
Все изготовленные гребные винты должны быть статически отбалансированы.
16 Измерительные приборы
Максимально допустимая погрешность измерительных приборов не должна превышать половины допуска на размер или параметр, а в случае геометрических измерений - 0,25 мм (выбирается наибольшее значение из них).
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2007