ГОСТ 23023-85
Группа Д10
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ ВИНТОВЫЕ ЛЕГКОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ
Допустимые уровни шума, методы определения уровней шума,
создаваемого на местности
Light-wеight propeller aeroplanes. Acceptable noise
levels on ground and methods for its determination
МКС 13.140
17.140.030*
49.020
ОКП 75 0200
_______________
* В указателе "Национальные стандарты" 2006 г. ОКС 13.140, 17.140.30, 49.020 . -
Примечание "КОДЕКС".
Дата введения 1986-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 июня 1985 г. N 1830 дата введения установлена 01.07.86
ВЗАМЕН ГОСТ 23023-78
ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт распространяется на винтовые самолеты существующих типов и их модификации, оборудованные турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными или поршневыми двигателями (далее - винтовые самолеты легкой весовой категории), с максимальной взлетной массой не более 5700 кг, для которых Госавиарегистром СССР была принята заявка на сертификат летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная процедура после 1 января 1975 года или свидетельство летной годности для отдельного самолета было выдано после 1 января 1980 г. Установленный предел взлетной массы может быть до 6500 кг для модифицированных самолетов в том случае, если прототип имел зарегистрированную в удостоверении о годности к полетам максимальную взлетную массу менее 5700 кг.
Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого винтовыми самолетами легкой весовой категории на местности, и методы определения уровней шума при сертификационных испытаниях самолета по шуму.
Стандарт не распространяется на винтовые самолеты, специально спроектированные для высшего пилотажа и тушения пожаров.
Устанавливаемые стандартом максимально допустимые уровни шума являются технической характеристикой самолета и не распространяются в качестве норм шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов.
Стандарт соответствует требованиям стандарта ИКАО по шуму (Международные стандарты и рекомендуемая практика "Охрана окружающей среды", Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум", первое издание, Монреаль, 1981 г.).
В стандарте учтены требования МС ИСО 3891, Публикаций МЭК Р123, МЭК Р179 и МЭК Р561, стандарта СЭВ 541-77, в части выбора критериев оценки шума методов расчета и измерений и основных требований к измерительной аппаратуре.
1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
1.1. Шум, создаваемый винтовыми самолетами легкой весовой категории, измеряется в уровнях звука
Допускается определять уровни звука
По требованию органов, ответственных за сертификацию, наряду с оценкой шума в уровнях звука, необходимо представлять данные о шуме в единицах
1.2. Шум, создаваемый самолетом, измеряют в контрольной точке при горизонтальном полете самолета над указанной точкой на высоте 300
1.3. Максимально допустимый уровень шума
при | |
при 600 кГ | |
при 1500 кГ |
Максимально допустимый уровень шума
при | |
при 600 кг | |
при 1500 кг |
Графическое представление зависимостей максимально допустимых уровней шума от взлетной массы самолета для рассмотренных случаев приведено в приложении 1.
Места для измерения шума самолета должны быть расположены на относительно ровной поверхности земли, не имеющей участков повышенного поглощения звука (густая, слежавшаяся или высокая трава, кустарник или лесистые участки). В пределах конического пространства над местом измерения с осью, перпендикулярной к земле, и половинным углом раскрытия 80°, не должно быть каких-либо препятствий, оказывающих существенное влияние на звуковое поле, создаваемое самолетом.
1.4. Значения максимально допустимых уровней шума для горизонтального полета над контрольной точкой на заданной высоте для всех самолетов, выпуск которых продолжится после 1 января 1990 г., должны быть на 5 дБA ниже приведенных в п.1.3.
2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШУМА
2.1. Подготовка к летным испытаниям
2.1.1. Летные испытания проводят на одном самолете и результаты распространяют на все самолеты данного типа.
Необходимость повторных сертификационных испытаний по шуму самолетов, в исходную конструкцию которых внесены изменения, которые могут повлиять на его акустические характеристики, определяется органом, ответственным за сертификацию.
2.1.2. Применяемая акустическая аппаратура - по ГОСТ 17229-85.
2.1.3. Шум измеряют при следующих атмосферных условиях:
- осадки отсутствуют;
- температура окружающего воздуха от 2 °С до 35 °С;
- относительная влажность воздуха от 20% до 95%;
- скорость ветра на высоте 1,2 м не более 5 м/с при боковой составляющей не более 2,5 м/с;
- отсутствует температурная инверсия или аномальные условия ветра, которые могли бы существенно повлиять на шум самолета при его регистрации в точке измерения.
Не допускается проводить испытания при неблагоприятных условиях сочетания температуры и относительной влажности, измеренных на высоте 10 м, которые на зависимости температуры и относительной влажности находятся ниже прямой линии, проведенной через точки с координатами 2 °С, 60% и 35 °С, 20%. Допустимый диапазон атмосферных условий показан на чертеже.
Допустимый диапазон атмосферных условий при испытаниях
2.1.4. При скорости ветра более 3 м/с следует применять ветрозащитные экраны. Направление полета с точностью ±15° должно совпадать с направлением ветра. Число полетов с попутным и встречным ветром должно быть одинаковым.
2.2. Проведение испытаний и обработка результатов
2.2.1. Максимальный уровень шума измеряется при горизонтальном полете самолета в крейсерской конфигурации на высоте 300
Пролет самолета выполняется на стабилизированной скорости при работе двигателей на режиме наибольшей эксплуатационной мощности.
2.2.2. При полете боковое отклонение самолета от вертикали, проведенной через контрольную точку, не должно превышать значений, соответствующих угловому положению самолета, ±10°.
2.2.3. Шум самолета с максимальной взлетной массой измеряют при взлете в точке, расположенной на удалении 2500 м от начала разбега, когда взлетная мощность двигателей используется с момента освобождения тормозов до достижения высоты 15 м над уровнем ВПП без изменения взлетной конфигурации (первый этап). Начало второго этапа полета соответствует концу первого. На втором этапе выдерживается конфигурация набора высоты с убранным шасси при отклонении закрылок, соответствующих нормальному набору высоты на всем протяжении этого этапа с выдерживанием оптимальной скорости набора
2.2.4. Число полетов для каждой из контрольных точек должно быть не менее четырех при выполнении требования п.2.2.14.
2.2.5. При каждом полете регистрируют скорость полета, режим работы двигателей, обороты винтов и температуру окружающего воздуха.
Высота полета и боковое положение самолета относительно микрофона, помимо штатной бортовой аппаратуры, определяется с помощью наземных систем, одобренных организацией, ответственной за сертификацию по шуму.
2.2.6. Фоновый уровень окружающего шума и уровень собственного шума измерительной системы должны быть ниже измеряемого максимального шума самолета не менее чем на 10 дБА.
2.2.7. Результаты измерений шума по п.2.2.1, выполненные на высотах, отличающихся от заданной высоты 300 м, приводят к этой высоте с помощью закона обратных квадратов.
2.2.8. Результаты измерений шума самолета должны быть приведены к следующим исходным атмосферным условиям:
- атмосферное давление на уровне моря - 1013,25 гПа;
- температура окружающего воздуха - 25 °С.
2.2.9. Если при испытаниях значения числа Маха (
Число | Пределы изменения от исходного значения |
0,014 | |
0,7 | 0,007 |
0,005 | |
Мощность двигателя при любом значении числа | 10% |
Не следует вносить никаких поправок на изменение мощности винтовых самолетов с фиксированным шагом винта.
Для коррекции результатов испытаний используются методы по ГОСТ 17229-85.
2.2.10. В скорректированный уровень шума по п.2.2.1, определенный как среднеарифметическое значение результатов всех измерений, вносится поправка
Поправку
2.2.11. Поправку
где
Абсолютное значение поправки
При отсутствии результатов сертификационных испытаний допускается для расчета поправки
2.2.12. Поправка
2.2.13. Скорректированный уровень шума, определенный по п.2.2.10 для горизонтального пролета, и уровень шума при взлете, измеренный в точке на удалении 2500 м от начала разбега, сопоставляются с уровнями, регламентируемыми настоящим стандартом для самолета данного типа по п.1.3.
2.2.14. Число измерений шума в каждой из контрольных точек для этапов взлета и горизонтального пролета должно быть достаточным, но не менее четырех, чтобы значение доверительного интервала не превышало ±1,5 дБА при 90%-ной надежности.
Метод расчета значения доверительного интервала приведен в приложении 2.
Не допускается исключение любых отдельных результатов измерения при испытаниях в процессе осреднения при расчете скорректированных уровней шума.
2.2.15. Результаты измерений оформляются в виде отчета в соответствии с требованиями приложения 3.
Минимальная информация о летно-технических характеристиках самолета и его акустических характеристиках, полученных в процессе летных испытаний на соответствие требованиям настоящего стандарта, представляется по форме, указанной в приложениях 4 и 5.
В указанной форме "Вид информации" приложений 4 и 5 заполняется в виде одной буквы в соответствии со схемой, приведенной ниже.
А - результаты сертификационных испытаний;
В - результаты измерений с использованием точных методик, аналогичных сертификационным, но не используемых специально для целей сертификации;
С - расчетные данные по результатам предварительных летных испытаний;
D - ориентировочные значения уровней шума;
Е - информация, полученная на основе параметрических исследований.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
График зависимости максимально допустимых уровней шума
от максимальной взлетной массы для винтовых самолетов
легкой весовой категории
1 - нормы для контрольной точки, расположенной на удалении 2500 м по оси ВПП от начала разбега;
2 - исходные нормы для горизонтального пролета самолета на высоте 300 м; 3 - целевая норма
для горизонтального пролета на высоте 300 м для самолетов, выпуск которых продолжится
после 1 января 1990 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
МЕТОД РАСЧЕТА СРЕДНЕГО ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА
И ЕГО ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА
1. По результатам выполненных измерений шума вычисляют средний уровень звука
где
2. Определяется разность между средним значением уровня и результатами отдельных измерений дБА по формуле
3. Рассчитывается среднее квадратическое отклонение дБА для серии измерений по формуле
4. Доверительный интервал
Значения коэффициентов
4 | 1,357 |
5 | 1,065 |
6 | 0,903 |
7 | 0,792 |
8 | 0,718 |
9 | 0,658 |
10 | 0,610 |
11 | 0,572 |
12 | 0,543 |
13 | 0,514 |
14 | 0,491 |
15 | 0,470 |
16 | 0,452 |
17 | 0,437 |
18 | 0,422 |
19 | 0,408 |
20 | 0,397 |
21 | 0,387 |
22 | 0,375 |
23 | 0,367 |
24 | 0,356 |
25 | 0,349 |
26 | 0,342 |
27 | 0,335 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
В отчете о результатах летных испытаний самолета должны быть представлены общее заключение о соответствии самолета требованиям настоящего стандарта, а также следующие данные:
- информация о самолете, режимах полета, результатах измерения характеристик на высоте полета;
- информация о типовых конструкциях самолета, двигателей и воздушного винта;
- три проекции самолета с указанием габаритных размеров, фотографии самолета (3/4 спереди и 3/4 сзади);
- масса и конфигурация самолета при каждом полете, максимальная сертификационная взлетная масса, указанная в сертификате по шуму;
- описание любых модификаций и нестандартного оборудования, которые могут повлиять на акустические характеристики;
- информация о скорости полета и температуре окружающего воздуха на высоте полета;
- режим работы двигателей, обороты винтов;
- высота полета, зарегистрированная бортовым и наземным оборудованием;
- информация головного исполнителя предприятия-разработчика о летно-технических характеристиках и режимах полета самолета, а также данные, необходимые для приведения к исходным условиям и коррекции источника;
- расчет измеренных уровней шума при каждом пролете самолета;
- расчет среднего значения уровня шума и значения доверительного интервала;
- расчет поправки
- перечень применяемой контрольно-измерительной бортовой и наземной аппаратуры (определение и анализ характеристик шума самолетов, режимов полета и метеорологических данных), а также сведения о их государственной и ведомственной поверке;
- параметры, характеризующие метеоусловия перед каждым пролетом, во время пролета и после него;
- температура и относительная влажность окружающего воздуха;
- максимальные, минимальные и средние значения скорости ветра, его направление;
- атмосферное давление;
- схема и описание расположения точки измерения шума, характера подстилающей поверхности, факторов, влияющих на распространение шума.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обязательное
ТИПОВАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНСТРУКТИВНЫХ,
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ВИНТОВЫХ
САМОЛЕТОВ ЛЕГКОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ, ОБОРУДОВАННЫХ
ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫМИ И ТУРБОВИНТОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
САМОЛЕТ:
Производство
Год изготовления
Тип
Модель
Максимальная взлетная масса, кг
ДВИГАТЕЛИ:
Тип
Число
Мощность, кВт
Режим работы
Крутящий момент, Н·м
Температура газа на входе в турбину
Система выхлопа
ВИНТЫ:
Изготовитель
Тип
Максимальный диаметр, м
Число лопастей
Шаг винта (фиксированный, изменяемый)
Обороты (частота вращения)
Форма законцовки
Число
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
Дата
Ответственный орган
Средняя температура, °С
Скорость полета, км/ч
Измеренный уровень шума, дБА (1)
Поправка на летные характеристики, дБА (2)
Скорректированный уровень шума, дБА (1)+(2)
Норма ИКАО, дБА
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Вид информации
Примечания
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Обязательное
ТИПОВАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНСТРУКТИВНЫХ,
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ВИНТОВЫХ
САМОЛЕТОВ ЛЕГКОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ, ОБОРУДОВАННЫХ
ПОРШНЕВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
САМОЛЕТ:
Производство
Год изготовления
Тип
Модель
Максимальная взлетная масса, кг
ДВИГАТЕЛИ:
Тип
Число
Мощность, кВт
Режим работы
Система выхлопа
ВИНТЫ:
Изготовитель
Тип
Максимальный диаметр, м
Число лопастей
Шаг (фиксированный, изменяемый)
Обороты
Форма законцовки
Число
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
Дата
Ответственный орган
Диапазон и средняя температура, °С
Скорость полета, км/ч
Измеренный уровень шума, дБА (1)
Поправка на летные характеристики, дБА (2)
Скорректированный уровень шума, дБА (1)+(2)
Норма ИКАО, дБА
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Вид информации
Примечания
Текст документа сверен по:
Шум от транспорта: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2005