ГОСТ Р 56765-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ
Основные положения
Exhibition and trade fair activity. Basic provisions
ОКС 03.080.30
Дата введения 2016-10-01*
________________
* См. ярлык "Примечания".
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Институт региональных экономических исследований" (ЗАО "ИРЭИ") при участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), Закрытого акционерного общества "Экспоцентр"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2015 г. N 1978-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ (май 2018 г.) с Изменением N 1 (ИУС 3-2018 г.)
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения в области выставочно-ярмарочной деятельности.
Настоящий стандарт распространяется на организации различных организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выставочно-ярмарочную деятельность и предоставляющих выставочно-ярмарочные услуги, в т.ч. конгрессные услуги.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32608-2014 Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения
ГОСТ Р 53524-2009 Конгрессная деятельность. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32608, ГОСТ Р 53524, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выставка федерального значения: Выставочно-ярмарочное мероприятие, имеющее важное социально-экономическое значение, поддерживаемое федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках реализуемых государственных программ, национальных проектов, предоставляющее отечественные и зарубежные образцы на уровне международных стандартов.
3.2 официальная выставка: Выставка, организованная федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4 Цели, объекты и субъекты выставочно-ярмарочной деятельности
4.1 Выставочно-ярмарочная деятельность представляет собой самостоятельную отрасль экономики, формирующую имидж страны, региона, отрасли, демонстрирующую и продвигающую отечественные товары, работы, услуги, инновационные разработки.
Выставочно-ярмарочная деятельность нацелена на содействие устойчивому развитию экономики Российской Федерации.
4.2 Мероприятия, услуги и виды деятельности, реализуемые в рамках выставочно-ярмарочной деятельности, приведены в общероссийских классификаторах видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятых и действующих в установленном порядке.
4.3 Выставочно-ярмарочная деятельность должна осуществляться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными, региональными, межгосударственными и национальными стандартами, международными документами, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, ведомственной нормативно-правовой базой проведения соответствующих отраслевых выставок, законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве, соглашениями о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и палатами других стран, а также партнерскими организациями за рубежом [1]-[9].
4.4 Основными целями выставочно-ярмарочной деятельности являются:
- продвижение продукции, услуг, разработок и инновационных технологий российских предприятий на внутреннем и внешних рынках;
- демонстрация новейших технологий и достижений в области современной науки и техники;
- содействие решению задач по индустриальной модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики;
- содействие развитию торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Основой инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности являются выставочные комплексы (центры).
Выставочные комплексы (центры) представляют собой обособленную территорию с расположенными на ней зданиями и сооружениями, используемыми для проведения выставок/ярмарок.
Выставочные комплексы (центры) должны соответствовать следующим критериям: вместимость и техническое обеспечение, доступность, заполняемость, коммуникации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5.1 Вместимость и техническое обеспечение
Выставочно-конгрессные и сопутствующие площади должны составлять не менее 70% закрытых площадей выставочного комплекса (центра), построенного на постоянной основе, поддерживаемого в надлежащем состоянии и предоставляющего весь набор технических средств, необходимых организаторам и посетителям выставок/ярмарок.
Выставочно-ярмарочная деятельность должна обеспечиваться:
- технически оснащенными выставочными павильонами и инженерными системами;
- техническими и складскими помещениями;
- офисными помещениями для сотрудников;
- удобным подъездом и стоянкой для грузового транспорта;
- предприятиями (объектами) общественного питания и торговли;
- медицинскими пунктами;
- системой охраны и т.п.
В целях проведения конгрессных и деловых мероприятий, сопутствующих выставкам, выставочные комплексы должны располагать конференц-залами и помещением для кейтеринга, залами и комнатами для семинаров, встреч, переговоров и иных деловых мероприятий, оборудованными современными аудиовизуальными системами.
Доступ для посетителей в выставочный комплекс должен обеспечиваться путем организации входных зон и навигации. При этом должна быть гарантирована безопасность жизни и здоровья посетителей.
При проектировании выставочных комплексов должны учитываться технологические этапы организации и проведения мероприятий. Обязательным условием выполнения этих этапов является обеспечение удобства и безопасности для здоровья и жизни участников, а также сохранность их имущества.
Технологическими этапами подготовки и проведения мероприятий в выставочных комплексах являются:
- разгрузка-погрузка экспонатов;
- монтажно-демонтажные работы;
- обеспечение функционирования участников;
- обеспечение доступа посетителей.
При разгрузке-погрузке экспонатов должны обеспечиваться: транспортная доступность, наличие входных ворот, допустимая нагрузка на полы, наличие погрузочных механизмов.
Проведение монтажно-демонтажных работ должно предусматривать присутствие внутренней инфраструктуры и наличие энергоресурсов, воды, канализации, освещения и др. Должны быть организованы уборка и вывоз мусора. Особое внимание следует уделять обеспечению травмобезопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, а также обеспечению доступности к объектам и др.
В выставочных комплексах должны быть предусмотрены производственно-складские и вспомогательные помещения для организации и проведения застройки выставочных площадей.
4.5.2 Доступность
Выставочный комплекс должен размещаться вблизи крупных транспортных развязок, обладать высокой транспортной и пешеходной доступностью, обеспечиваться парковочной и входной зоной для посетителей.
4.5.3 Заполняемость
В выставочном комплексе не менее 50% выставочно-конгрессной площади в суммарном исчислении из расчета за год должно использоваться для проведения выставочно-конгрессных мероприятий.
4.5.4 Коммуникации
Выставочный комплекс должен обеспечивать постоянные и всесторонние средства связи онлайн, оффлайн и непосредственно на площадке.
4.5.1-4.5.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6, 4.6.1-4.6.4 (Исключены, Изм. N 1).
4.7 (Исключен, Изм. N 1).
4.8 Субъектами (участниками рынка) выставочно-ярмарочной деятельности являются организаторы, соорганизаторы, собственники выставочных комплексов, операторы, сервис-провайдеры, экспоненты, соэкспоненты, спонсоры, партнеры и посетители.
4.8.1 Организаторами выставочно-ярмарочной деятельности могут быть:
- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления;
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации и региональные торгово-промышленные палаты;
- выставочные организации;
- ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и отраслевые ассоциации);
- прочие организации различной формы собственности, для которых организация выставочно-ярмарочных мероприятий не является основной деятельностью.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.8.2 Объектами выставочно-ярмарочной деятельности являются мероприятия и услуги, направленные на реализацию целей выставочно-ярмарочной деятельности.
4.8.3 (Исключен, Изм. N 1).
4.9 Особое место среди выставок занимают официальные выставки и официально признанные международные выставки.
4.9.1 Официальная выставка организуется федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4.9.2 Официально признанная международная выставка должна отвечать следующим требованиям:
- выставка должна быть одобрена Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI);
- выставка должна проходить при поддержке федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации;
- выставка должна соответствовать национальным стандартам Российской Федерации в области выставочно-ярмарочной деятельности в части определения статуса мероприятия как международного.
4.10 Выставочно-ярмарочная деятельность может осуществляться как на основе взаимодействия хозяйствующих субъектов, так и на основе федеральных и региональных инициатив, а также на базе государственно-частного партнерства, представляющего взаимодействие публичного и частного партнера в области выставочно-ярмарочной деятельности в сфере финансирования, владения и эксплуатации выставочного имущества, строительства в соответствии с установленными правовыми нормами.
4.11 Выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется на основе договоров между субъектами рынка.
4.12 Организатор российской выставочной экспозиции за рубежом с государственной финансовой поддержкой - выставочный оператор, действующий по поручению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации и оказывающий экспонентам весь комплекс или отдельные виды услуг по их участию в выставке, должен отвечать следующим требованиям:
- наличие опыта проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий и/или опыта организации выставочных экспозиций площадью от 100 кв. м за рубежом не менее пяти лет.
Примечание - Подтверждается справкой в свободной форме с кратким описанием проведенных мероприятий и застроенных выставочных стендов, отмечается конструктивное исполнение, графическое оформление, особенности и т.п., а также могут быть приложены фотографии и/или дизайн-проекты, заверенные печатью претендента;
- наличие у оператора системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия международному стандарту ИСО;
- членство оператора в российских и/или международных профессиональных союзах и ассоциациях по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.13 В целях обеспечения стабильности процесса достижения целей выставочно-ярмарочной деятельности рекомендуется проводить выставочный аудит.
Процедура аудита должна обеспечивать достоверность информации о выставках и ярмарках и быть направленной на:
- формирование прозрачного и цивилизованного рынка выставочных услуг;
- развитие и продвижение общероссийского и регионального рейтингов выставок на территории Российской Федерации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5 Особенности регулирования выставок федерального значения
5.1 Формирование перечня выставок федерального значения координируется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации по предложениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также заинтересованных организаций.
5.2 Критериями выставок федерального значения являются:
- наличие соответствующего решения федерального органа исполнительной власти.
Примечание - Решения принимаются на базе плана выставок, подготовленного на основе предложений органов законодательной и исполнительной власти, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, региональных палат и региональных и отраслевых ассоциаций и других субъектов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- тематика выставочно-ярмарочного мероприятия должна соответствовать одному или нескольким приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации;
- стратегия развития выставочно-ярмарочного мероприятия предполагает конкуренцию с выставками схожей тематики на международной арене;
- выставочная площадь нетто - не менее 5000 м, общее число посетителей - не менее 7000 человек;
- участие в выставочном мероприятии представителей не менее 20% субъектов Российской Федерации;
- наличие документа, подтверждающего прохождение выставочного аудита, выполняемого по международным стандартам;
- наличие деловой программы мероприятия;
- наличие знаков Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и (или) Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3 Официальная поддержка выставок федерального значения состоит в:
- организационной поддержке;
- информационной и имиджевой поддержке;
- финансовой поддержке.
Библиография
[1] | Закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями) |
[2] | Федеральный закон от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" (с изменениями и дополнениями) |
[3] | Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями) |
[4] | Федеральный закон от 13.05.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями и дополнениями)* |
________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями и дополнениями). - . | |
[5] | Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями) |
[6] | Положение о патронаже Торгово-промышленной палатой Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприятий (Приложение к приказу ТПП РФ от 09.02.2016 г. N 8) |
[7] | Таможенная конвенция о Карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 06.12.1961 г. и Конвенция о временном ввозе от 26.06.1990 г. |
[8] | Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 г. N 1273-р) |
[9] | Приказ Минпромторга России, Минобрнауки России от 02.12.2008 г. N 374/369 "О Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности" |
Библиография (Измененная редакция, Изм. N 1).
УДК 658.383:006.354 | ОКС 03.080.30 | |
Ключевые слова: выставочно-ярмарочная деятельность, цель, объект, субъект, отрасль, официальная выставка, выставка федерального значения, выставочный оператор, выставочное мероприятие |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2018