agosty.ru35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ35.020. Информационные технологии (ИТ) в целом

ГОСТ Р 43.4.10-2019 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек–информация». Чувственно-активизированное осмысление информации

Обозначение:
ГОСТ Р 43.4.10-2019
Наименование:
Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек–информация». Чувственно-активизированное осмысление информации
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2020
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
35.020

Текст ГОСТ Р 43.4.10-2019 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек–информация». Чувственно-активизированное осмысление информации

ГОСТ Р 43.4.10-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация"

ЧУВСТВЕННО-АКТИВИЗИРОВАННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Informational ensuring of equipment and operational activity. System "man-information". Sensually activated comprehension of information

ОКС 35.020

Дата введения 2020-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр "НООН" исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр "НООН")

2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2019 г. N 1351-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт в серии стандартов ГОСТ Р 43.0.1 в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности устанавливает общие, основные положения, относящиеся к чувственно-активизированному осмыслению специалистом воспринимаемой лингвосемантизированной информации с использованием свойств его психики, которые связаны с чувствами, эмоциями, при проведении регулируемой отражательно-преобразовательной умственной деятельности.

Настоящий стандарт состоит из двух основных разделов:

- "Общие положения", в котором приведены сведения, являющиеся общезначимыми в чувственно-активизированном осмыслении воспринимаемой лингвосемантизированной информации мышлением специалиста с использованием свойств его психики, относящихся к чувствам, эмоциям, при проведении им регулируемой отражательно-преобразовательной умственной деятельности;

- "Основные положения", в котором приведены сведения, являющиеся специальными в чувственно-активизированном осмыслении воспринимаемой лингвосемантизированной информации мышлением специалиста с использованием свойств его психики, относящихся к чувствам, эмоциям, при проведении им регулируемой отражательно-преобразовательной умственной деятельности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие, основные положения по чувственно-активизированному осмыслению информации (ЧАОИ), воспринимаемой специалистом в виде лингвосемантизированной информации (ЛСИ) различного назначения и исполнения с использованием его психических свойств, относящихся к чувствам, эмоциям.

В соответствии с положениями настоящего стандарта лингвосемантизированной ЧАОИ, воспринимаемой специалистом с использованием его психических свойств, относящихся к чувствам, эмоциям, может быть применено для выполнения с повышенной эффективностью соответствующей умственно регулируемой отражательно-преобразовательной деятельности с учетом его умственных возможностей, адаптированных к выполнению этой деятельности, и особенностей изложения воспринимаемой ЛСИ.

Использование положений настоящего стандарта по воспринимаемой лингвосемантизированной ЧАОИ для выполнения с повышенной эффективностью соответствующей умственно регулируемой отражательно-преобразовательной деятельности может быть осуществлено в процессе проведения машинизированных, немашинизированных (цифровизированных) умственных взаимодействий специалиста с воспринятой ЛСИ при возникновении информационно-обменных процессов (ИОП) с осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих систем "человек-информация" (СЧИ) определенного временного существования, влияющих на выполнение технической деятельности с повышенной результативностью.

Положения настоящего стандарта по воспринимаемой лингвосемантизированной ЧАОИ могут быть использованы в целях интеллектуализированного проведения специалистом технической деятельности с выполнением соответствующей умственно регулируемой отражательно-преобразовательной деятельности, позволяющей создавать необходимые условия:

- для лингвистизированного чувственного восприятия внешней технической предметно-информационной среды (ТПИС);

- осуществления ноон-технологизации лингвистизированной умственной технической деятельности с применением ноон-технологизированной технической информации;

- лингвистизированного использования технических средств поддержки обращения с техникой;

- осуществления лингвистизированного информационного взаимодействия с необходимой ТПИС;

- развития области знаний, относящейся к информационной психологии;

- совершенствования и развития лингвосемантизированного человекоинформационного функционирования техносферы для осуществления образовательной, трудовой и творческой деятельности с повышенной эффективностью.

Языковая (лингвосемантизированная) информационная поддержка умственного взаимодействия специалиста с воспринимаемой ЛСИ при чувственно-активизированном осмыслении им этой информации, с использованием психических свойств специалиста, связанных с чувствами, эмоциями, может быть осуществлена с представлением воспринимаемой ЛСИ в виде комбинативной информации (КИ), фраземной информации (ФрИ), фонемной информации (ФИ), создаваемых на основе знаний, соответственно относящихся к общей интегральной лингвистике (ОИЛ), дифференциальной фраземной лингвистике (ДФрЛ), дифференциальной фонемной лингвистике (ДФЛ).

КИ, ФрИ, ФИ могут быть разработаны по отдельности или совместно в определенном соотношении на основе ноон-технологии для использования при проектировании, изготовлении, изучении и эксплуатации соответствующих образцов техники, технических устройств.

Положения настоящего стандарта могут быть использованы в подготовке специалистов для безопасного с предвидением, эффективного и продуктивного выполнения технической деятельности при интеллектуализированном, в том числе цифроинтеллектуализированном, проведении этой деятельности специалистами, умственно владеющими языковым (лингвосемантизированным) использованием информации, обладающими способностями к самостоятельному и критическому преобразованию воспринимаемой информации, знаний с пониманием сущности отраженных в воображении предметов и явлений.

Техническая деятельность может проводиться с повышенной результативностью при осуществлении специалистом чувственно-активизированного осмысления воспринимаемой ЛСИ с использованием его психических свойств, относящихся к чувствам, эмоциям, с представлением воспринимаемой ЛСИ на основе определенных знаний, связанных с ОИЛ, ДФрЛ, ДФЛ, в соответствии с ГОСТ Р 43.0.2, ГОСТ Р 43.0.3, ГОСТ Р 43.0.5, ГОСТ Р 43.0.6, ГОСТ Р 43.2.1, ГОСТ Р 43.4.1, системы стандартов ГОСТ Р 43.0.1, в которых приведены нормативно-установленные положения в отношении разработки технической ЛСИ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.2 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р 43.0.3 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.6 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие

ГОСТ Р 43.2.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.4.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием выше года утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аффект: Эмоциональное состояние человека, характеризующееся изменением сознания и нарушением его волевого контроля.

3.2 вторая сигнальная система: Система речевых информационных образований, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые обозначены этими информационными образованиями.

3.3 деталь: Предмет, подготовленный для применения в каких-либо целях без разборки.

3.4 интероцептивные ощущения: Ощущения, раздражения из внутренней среды организма человека (специалиста).

3.5 информационная деятельность: Деятельность, являющаяся текущим отражением осуществляемой информационной деятельности.

3.6 информационная психология: Область знаний о влиянии информации, в том числе цифровизированной, на психические свойства человека (специалиста) при проведении образовательной, трудовой, творческой деятельности.

3.7

информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений.

[ГОСТ Р 43.0.5-2009, пункт 3.15]

3.8 информация лингвосемантизированного представления: Семантизированная информация, относящаяся к языку.

3.9 комбинативная информация: Интегрально-лингвосемантизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального, аудиально-визуального, визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном, фонемно-фраземном информационном исполнении.

3.10 лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями в области знаний, относящейся к лингвистике, для языковой деятельности мышления человека.

3.11 мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности, делать выводы.

3.12 настроение: Устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека.

3.13 ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной по представлению информации, обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека и разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.

3.14

ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2 приложения А]

3.15 общая лингвистика: Область знаний, включающая в себя фонемную (дифференциальную, интегральную), фраземную (дифференциальную, интегральную), комбинативную (дифференциальную, интегральную) лингвистики для создания и применения необходимой фонемной информации, фраземной информации, комбинативной информации.

3.16 общество: Совокупность людей, объединенных в каких-либо целях.

3.17 осмысление (например, информации, знаний, сообщений, сведений): Образование мыслей в процессе какой-либо деятельности с целью создания соответствующих условий для проведения необходимой умственной работы мышления.

3.18 первая сигнальная система: Система информационных отражений действительности в виде ощущений и восприятий.

3.19 предметно-информационная деятельность: Информационная деятельность, являющаяся текущим отражением соответствующей предметной деятельности.

3.20 предмет: Все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

3.21

психика: Форма жизнедеятельности, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции поведения на основе этого отражения.

[ГОСТ Р 43.0.6-2011, пункт 3.1.22]

3.22 психические свойства: Определенная характерная активность психики человека, относящаяся к вниманию, воле, эмоциям, способностям, мотивациям и проявляющаяся в его регуляторной умственной деятельности.

3.23 сведение: Семантическое информационное образование для осуществления информационных взаимодействий.

3.24 система "человек-информация" (СЧИ в психической деятельности): Система, состоящая из человека и воспринимаемой им информации, образующаяся с появлением определенных информационно-обменных процессов между человеком и соответствующими внешними, внутренними относительно человека информационными средами, обеспечивающая выполнение в локализованном пространстве и времени необходимой психической деятельности с проведением человекоинформационного взаимодействия и с возникновением психических явлений.

3.25 синергетизированно-синергитическое: Осуществление чего-либо с использованием самоорганизации и взаимосодействия.

3.26 сообщение: Набор сведений для осуществления информационных взаимодействий, например по принятию решений, выработке предвидений.

3.27 социум: Общество, существование которого основано на определенных правилах.

3.28 специалист: Человек, профессионально занимающийся специальной деятельностью, например: преподаватель в технической образовательной деятельности, оператор в технической трудовой деятельности, конструктор в технической творческой деятельности.

3.29 страсти: Эмоциональное состояние человека повышенного напряжения, возникающее под определенным влиянием воспринимаемой действительности.

3.30 стресс: Состояние длительного и сильного психологического напряжения человека, связанное с эмоциональной перегрузкой.

3.31

техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006, пункт А.4 приложения А]

3.32 техническая деятельность: Выполнение чего-либо в необходимых технических целях, например технических образовательных, трудовых, творческих.

3.33 техническая информационная деятельность: Выполнение чего-либо в необходимых технических информационных целях, например технических информационных, образовательных, трудовых, творческих.

3.34 техническая образовательная деятельность: Деятельность по подготовке технических специалистов.

3.35 техническая творческая деятельность: Деятельность по созданию и совершенствованию техники.

3.36 техническая трудовая деятельность: Деятельность по практическому обращению с техникой.

3.37 техническое устройство: Устройство, созданное из деталей для его использования в каких-либо целях в деятельности человека.

3.38 цифровизация: Цифровой способ представления и хранения, передача и применение информации с помощью цифровых устройств.

3.39 чувство: Форма переживания человеком своего отношения к воспринимаемой действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

3.40 чувственно-активизированное осмысление информации: Активизированное осмысление информации, проводимое с использованием чувственных (эмоциональных) возможностей пользователя этой информации в ее осмыслении.

3.41 фонемная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных и объединенных буквенных информационных образований, замещающих их речевое представление.

3.42 фраземная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных, объединенных небуквенных информационных образований, замещающих их фраземное речевое представление.

3.43 эмоция: Конкретное текущее состояние человека, один из возможных вариантов внешнего выражения и переживания чувства.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ДФЛ - дифференцированная фонемная информация;

ДФрЛ - дифференцированная фраземная информация;

ИЛСИ - интегрально-лингвосемантизированная информация;

ИОП - информационно-обменные процессы;

ЛСИ - лингвосемантизированная информация;

ОИЛ - общая интегральная лингвистика;

СЧИ - система "человек-информация";

ТПИС - техническая предметно-информационная среда;

ЧИВ - человекоинформационное взаимодействие;

ФИ - фонемная информация;

ФрИ - фраземная информация;

ЧАО - чувственно-активизированное осмысление;

ЧАОИ - чувственно-активизированное осмысление информации.

5 Общие положения

5.1 ЧАОИ - это активизированное осмысление специалистом ЛСИ различного назначения и исполнения при проведении им регуляторной умственной деятельности с использованием его психических свойств, относящихся к чувствам, эмоциям человека.

5.2 В технической деятельности специалист, взаимодействующий с определенной информационной, предметно-информационной средой, отражает ее определенным образом в своем мышлении, при этом он так или иначе относится к определенным предметам и явлениям воспринимаемой действительности, техническим устройствам, событиям, к другим специалистам и к своей личности с возникновением соответствующих чувств и эмоций.

5.3 Для осуществления эффективного ЧАОИ ЛСИ при проведении специалистом соответствующей предметно-информационной, информационной умственной технической деятельности необходимо, чтобы соответствующая ЧАО ЛСИ выполнялась с возникновением направленно организованных сеттлизированных (в том числе машинизированным способом) чувств, положительно влияющих на ее проведение.

5.4 Примером возникновения направленно организованных сеттлизированных чувств с применением машинного способа является проведение машинизированной информационной деятельности с представлением на экране монитора знаков, символов, поощряющих результаты выполненных действий.

5.5 При проведении специалистом ЧАО ЛСИ с использованием изложенных в настоящем стандарте сведений, относящихся к таким психическим свойствам, как чувства, эмоции, могут быть созданы условия для возникновения социум-значимых чувств, эмоций, эффективно влияющих на результативное осуществление взаимодействий специалиста с информацией, поступающей из соответствующей информационной, предметно-информационной среды при выполнении им соответствующей регуляторной, отражательно-преобразовательной умственной деятельности.

5.6 ЧАО ЛСИ выполняется специалистом с образованием определенных СЧИ, которые могут влиять на возникновение чувств и эмоций, повышающих эффективность ее выполнения при проведении специалистом необходимой предметно-информационной, информационной деятельности.

5.7 Техническая информационная, предметно-информационная деятельность по ЧАОИ с использованием психических свойств специалиста, относящихся к чувствам, эмоциям, может быть продуктивно осуществлена им с необходимой подготовкой при эффективном (гармонизированном) функционировании образующихся при возникновении определенных ЧИВ, с появлением ИОП соответствующих СЧИ, в которых может быть использована информация, грамматически и семантически адаптированная к возможностям специалиста, ее воспринимающего, осмысливающего, преобразующего и применяющего.

5.8 Направленное образование функционирующих СЧИ при ЧАОИ специалистом с использованием таких психических свойств, как чувства, эмоции, может осуществляться на основе положений из области знаний, относящихся к информационной психологии, позволяющей транслировать (распространять) возможности техники в осуществлении ее цифровизированного функционирования на управляемое проведение психической деятельности человеком с использованием при образовании синергетизированно-синергизированных СЧИ, специально организованных ЧИВ.

5.9 В направленно образующихся при ЧАОИ системах СЧИ, являющихся психоинформационными формами выполнения деятельности (образовательной, трудовой и творческой), происходит пространственно-временное, локализованно-упорядоченное осуществление взаимодействия специалиста с используемой информацией при участии возникающих при этом ИОП с обеспечением отражения специалистом действительности и проведением регуляции, саморегуляции его поведения на основе этого отражения.

5.10 Функционирование СЧИ - это изменение в СЧИ ее человеческих, информационных составляющих при осуществлении специалистом соответствующих ЧИВ.

5.11 Синергитизированно-синергические свойства СЧИ, образующихся при проведении ЧАО ЛСИ, могут способствовать при восприятии ЛСИ появлению чувств, эмоций специалиста, направленно влияющих на адаптированное к выполнению необходимой умственной деятельности, осуществляемой мышлением специалиста, проведение ЧАО ЛСИ.

5.12 Направленное образование и использование возможностей СЧИ при проведении специалистом соответствующей регуляторной умственной деятельности по выполнению ЧАО ЛСИ с использованием его психических свойств, относящихся к чувствам (эмоциям), может быть проведено согласно ГОСТ Р 43.4.1.

5.13 Чувства являются отражением в сознании специалиста его отношения к воспринимаемой действительности, отличающимся относительной устойчивостью.

5.14 Чувства могут проявляться у специалиста в самых различных эмоциях, а эмоция - это конкретное, текущее состояние специалиста, один из возможных вариантов внешнего выражения и переживания чувства.

5.15 Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект, чувства могут влиять на эмоции.

Чувства и эмоции активизируют осмысление информации при проведении специалистом деятельности, а также могут влиять на его поведение.

5.16 Эмоции (по мере развития социума) становились средством, удерживающим развитие социума в оптимальных границах и предупреждающим негативный характер недостатка или избытка каких-либо факторов в жизнедеятельности определенных субъектов социума.

5.17 На возникновение у специалиста эмоций и чувств, которые могут быть не только образованы при непосредственном воздействии явлений и предметов, но и вызваны словами, влияет вторая сигнальная система специалиста.

Эмоции и чувства в результате влияния второй сигнальной системы становятся осознанными для специалиста, приобретают социум-значимый характер, могут формировать такие сложные чувства специалиста, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

5.18 В чувствах выделяют сигнальную (импрессивную) и регуляторную функции.

Сигнальная функция чувства - это запоминание в памяти специалиста как самой ситуации из воспринимаемой действительности, так и эмоциональных переживаний, порожденных данной ситуацией и приводящих к возникновению впечатления.

Если специалист попадает в такую ситуацию, в которой он был ранее, то помимо его воли у него возникает соответствующее переживание.

Регуляторная функция чувства - это влияние на возникновение у специалиста определенных эмоций в различных ситуациях воспринимаемой действительности.

Регуляторная функция чувств может приводить к возникновению определенных эмоций и чувств, например агрессии, уверенности, смелости.

5.19 Культура специалиста в деятельности определена владением им своими чувствами, а также умением влиять на эмоции других специалистов.

Приобретение такой культуры специалистом может быть достигнуто в результате целенаправленных действий познавательного характера.

5.20 По своим качествам чувства могут быть амбивалентными, положительными, отрицательными и неопределенными.

Амбивалентные чувства - это соединение чувств, противоположных по своей значимости.

Положительные чувства - это чувства, возникающие при удовлетворении потребностей специалиста.

Отрицательные чувства - это чувства, возникающие при неудовлетворении потребностей специалиста.

Неопределенные чувства - это чувства, возникающие при неизвестности в удовлетворении потребности специалиста.

5.21 Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, - это экспрессия чувств.

Язык экспрессии достаточно многообразен, но прежде всего это - слово.

При этом важно не только значение слова, но и то, с какой интонацией оно сказано.

5.22 Под эмоциями понимаются переживания специалиста, возникающие в определенный момент его деятельности.

5.23 Эмоции влияют на мышление специалиста, они способны не только искажать, но и стимулировать мышление, придавать ему остроту, целеустремленность и настойчивость.

5.24 В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения специалистом решения трудной задачи, в данном случае они выполняют эвристическую и регуляторную функции.

Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится нужное решение задачи.

Регуляторная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если поиск осуществляется в правильном направлении, и замедляют поиск, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

5.25 При нахождении принципа решения или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у специалиста появляется состояние эмоционального подъема, которое переживается как чувство близости решения задачи.

5.26 Эмоции отличаются ситуативным характером, выражают оценку специалистом определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей в текущий момент времени, и проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях, которые могут быть стеническими (повышающими активность его деятельности) или астеническими (понижающими активность его деятельности).

5.27 Эмоциональные состояния, возникающие при проведении специалистом деятельности с максимальным применением своих умственных возможностей, выполняемых с использованием волевых усилий, относятся к стрессовым.

5.28 Эмоции как форма проявления личности выступают в качестве внутренних побудителей к деятельности и обуславливают ее динамику.

5.29 Познание специалистом окружающей действительности не может быть только рассудочным, рациональным знанием, но ему также свойственна эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, разделению успехов и неудач с другими специалистами, имеющая существенное значение в образовании.

6 Основные положения

6.1 Структура чувств и эмоций, активизирующая осмысление информации при проведении технической деятельности, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура чувств и эмоций

6.2 ЧАО воспринимаемой ЛСИ при проведении специалистом регуляторной умственной деятельности осуществляется с использованием психических свойств специалиста, относящихся к чувствам, которые в зависимости от направленности могут относиться к моральным, интеллектуальным, эстетическим и практическим.

6.3 При проведении технической деятельности могут возникать различные эмоции (эмоциональные переживания), среди которых выделяются отличающиеся особым влиянием на поведение и действия специалиста.

К таким эмоциям относятся аффекты, страсти, стрессы и настроение.

6.4 Аффекты - эмоции, сопровождающиеся значительными изменениями сознания и нарушением волевого контроля деятельности.

У аффекта различают две стадии:

- в первой стадии специалист испытывает неодолимое желание поддаться аффекту, на этой стадии он управляет собой и тем самым может сдержать свои порывы;

- во второй стадии, когда отсутствует влияние на сознание, наступает собственно аффективное состояние, по истечении определенного времени оно сменяется астеническим, заторможенным состоянием, которое по своей глубине не слабее предшествующего ему аффективного состояния.

6.5 Страсти - эмоциональные состояния повышенного напряжения, возникающие под влиянием различных причин.

6.6 Стрессы - состояния, обусловленные ситуациями особой напряженности (ответственности, опасности, мобилизации), они сопровождаются неспецифическими реакциями организма специалиста.

К стрессовым ситуациям можно привыкнуть, адаптироваться.

Высокая ответственность, опасности и многие другие обстоятельства создают предпосылки для возникновения стрессовых состояний.

6.7 Настроения - это эмоциональные состояния, устойчиво сопровождающие деятельность специалиста и влияющие на ее результат, такие как направленность, осторожность, удовлетворенность, наблюдательность, решительность.

На смену настроения специалиста в деятельности может влиять, например, профессиональная компетентность, значимость труда и результативность выполненных работ.

6.8 На появление настроения могут влиять удовлетворенность или неудовлетворенность тем, каким образом складываются отношения с окружающими, разрешаются всевозможные противоречия, возникающие в деятельности специалиста.

Длительное плохое настроение - показатель неблагополучия.

Настроение зависит от определенных причин, поэтому следует уметь разбираться в них.

6.9 Настроение специалистов, в том числе их руководителей, способствует повышению работоспособности, сплоченности коллектива, высокой самоотдаче, собранности, ответственности, концентрации внимания, инициативности и многим другим психическим проявлениям в их деятельности.

6.10 Степень сложности того или иного чувства может быть разной.

По мере приобретения опыта, благодаря эмоциональной памяти, подобно тому, как происходит обогащение отдельных чувств различными эмоциями, формируются качественно иные высшие чувства, отличающиеся сложностью и состоящие из более простых чувств.

6.11 Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства в деятельности относятся к высшим чувствам.

6.12 Моральные чувства - это чувства, которые складываются во взаимоотношениях специалистов, являются сложным сочетанием многих эмоций, выражают отношение специалистов к нормам деятельности.

6.13 Интеллектуальные чувства - это чувства, выражающие отношение специалиста к умственной мыслительной деятельности, своим и заимствованным мыслям.

К интеллектуальным чувствам, например, могут относиться уверенность, увлеченность, удовлетворенность и другие чувства.

6.14 Эстетические чувства - это чувства, формируемые в культурной деятельности и выражающие отношение специалиста к совершенному в воспринимаемом.

6.15 Практические чувства - это чувства, выражающие отношение специалиста к практической деятельности.

6.16 Успешность деятельности специалиста в зависимости от силы его эмоционального возбуждения представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Успешность деятельности специалиста в зависимости от силы его эмоционального возбуждения

6.17 Особенность эмоций заключается в том, что эмоции определены характером деятельности специалиста, а не действиями и операциями, входящими в состав этой деятельности.

6.18 Отдельные акты деятельности и поступки могут быть успешными, они становятся предпосылкой положительных эмоций только в том случае, если эффект этих поступков совпадает с мотивом деятельности или с целой системой мотивов.

6.19 Большинство эмоций (за исключением аффектов) способствуют появлению успеха или неудачи, повышают прогностичность деятельности специалиста.

6.20 В этом смысле профессиональная подготовка и деятельность способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей с использованием возросших психических качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе профессиональной подготовки, деятельности.

6.21 Профессиональная подготовка и деятельность предоставляют значительные возможности для становления и развития эмоциональной сферы специалиста.

6.22 Профессиональная подготовка и деятельность основаны на возможности возникновения сильных эмоциональных переживаний и освоения приемов владения эмоциями.

6.23 Наличие и использование средств контроля результатов профессиональной подготовки способствует установлению потребностей и эмоций на разных психологических уровнях - от интероцептивных ощущений и эмоциональных состояний до активизации деятельности специалиста.

6.24 Особенная роль эмоций в профессиональной деятельности заключается в том, что они не несут информацию о внешних предметах и тех ситуациях, в которых осуществляется деятельность, но непосредственно отражают отношения между потребностями и способом их удовлетворения.

Эмоции как будто воспринимают деятельность (прошлую, настоящую, будущую), эти восприятия сохраняются в памяти специалиста, а впоследствии выступают регуляторами его деятельности.

6.25 Специалист может не понимать, какому мотиву служат его действия, осознание подлинного мотива может прийти к нему позднее, когда множество его действий будет соотнесено с эмоциями, сопровождавшими эти действия.

6.26 Воспроизводя прошлые события, специалист получает возможность установить их смысл, определить для себя значение совершенного.

Установление мотива (предмета) - важнейший шаг в переходе от эмоций к чувствам.

У чувства всегда есть конкретный или обобщенный объект.

Высшие чувства, приобретенные в результате профессиональной подготовки и деятельности, связаны с деятельностью социума.

УДК 681.3.041.053: 006.354

ОКС 35.020

Ключевые слова: действительность, задача, информационная среда, информация, мышление, направленное образование, настроение, осмысление информации, предметно-информационная среда, поиск, потребность, предметы, профессиональная подготовка, регуляторная функция, риск, сигнальная функция, социум, специалист, стресс, техническое устройство, умственная деятельность, чувства, эмоции, явления

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019