ГОСТ 12.2.019-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда
ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ САМОХОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
Общие требования безопасности
Occupational safety standards system. Agricultural tractors and self-propelled machines. General safety requirements
МКС 13.100;
43.040.10;
65.060.10
Дата введения 2017-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Российской ассоциацией производителей сельхозтехники (Ассоциация Росагромаш)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол по переписке от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
(Поправка. ИУС N 7-2019), (Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2016 г. N 831-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.019-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 12.2.019-2005
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы, в том числе тракторные самоходные шасси, сельскохозяйственные модификации промышленных тракторов тяговых классов от 0,6 и более (далее - тракторы), и самоходные сельскохозяйственные машины, в том числе универсальные энергетические средства (далее - машины).
Стандарт устанавливает общие требования и технические средства, обеспечивающие безопасность труда при использовании тракторов и машин (и их важнейших систем, узлов и агрегатов) по назначению, техническом обслуживании, монтаже, транспортировании и хранении.
Стандарт не распространяется на мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.002 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности
ГОСТ 12.2.002.1 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод динамических испытаний защитных конструкций
________________
ГОСТ 12.2.002.6 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения герметичности кабин
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.120 Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности
________________
ГОСТ ISO 4254-1
________________
ГОСТ ISO 4254-6 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 6. Опрыскиватели и машины для внесения жидких удобрений
ГОСТ ИСО 4254-7 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 7. Комбайны зерноуборочные, кормоуборочные и хлопкоуборочные
________________
ГОСТ 4364 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ ИСО 5353* Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78), здесь и далее по тексту. - .
ГОСТ 9200 (ИСО 1185-75, ИСО 1724-80, ИСО 3731-80, ИСО 3732-82, ИСО 4091-78) Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов
ГОСТ 19323 Колпачки резиновые защитные. Конструкция и размеры
ГОСТ 19324 Колпачки резиновые защитные. Технические условия
ГОСТ 19677 Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические условия
ГОСТ 20000 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ ISO 26322-1 Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 1. Тракторы стандартные
ГОСТ ISO 26322-2 Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 2. Узкоколейные и малые тракторы
ГОСТ 26336 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации
________________
ГОСТ 30869 (ЕН 983:1996) Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Пневматика
ГОСТ 31177 (ЕН 982:1996) Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика
ГОСТ 32431 (ISО 16154:2005) Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Общие требования
3.1 Тракторы и машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ ISO 4254-1, если в настоящем стандарте не установлено иное.
3.2 Угол поперечной статической устойчивости
3.2.1 Угол поперечной статической устойчивости для тракторов тяговых классов 0,9 и более (за исключением высококлиренсных) при транспортной комплектации и колее должен быть не менее 35°.
Примечание - Высококлиренсный трактор (машина) - трактор (машина), имеющий(-ая) дорожный просвет свыше 650 мм.
3.2.2 Угол поперечной статической устойчивости для машин (за исключением указанных в п.3.2.3) в транспортном положении должен быть не менее 25°.
3.2.3 Угол поперечной статической устойчивости для тракторов тягового класса 0,6 при транспортной комплектации и колее, высококлиренсных тракторов и машин, малогабаритных машин для семеноводства и селекции, а также комбайнов - по техническим условиям (ТУ) на конкретную модель.
3.3 Нагрузка на управляемые колеса должна быть не менее 0,2 эксплуатационной массы трактора и 0,12 эксплуатационной массы машины соответственно.
3.4 Уровень звука внешнего шума колесных тракторов не должен превышать:
- 85 дБА - для тракторов с эксплуатационной массой (без балласта), не превышающей 1500 кг;
- 89 дБА - для тракторов с эксплуатационной массой (без балласта), превышающей 1500 кг.
Уровень звука на рабочем месте оператора тракторов и машин не должен превышать:
- 86 дБА - при испытании без нагрузки;
- 90 дБА - при испытании под нагрузкой.
3.5 Платформы (площадки), по которым перемещается оператор вне кабины, должны иметь поверхность, препятствующую скольжению.
3.6 Гидроприводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 31177 и ГОСТ ISO 4254-1.
Схемы подключения выводов гидросистемы к внешним потребителям должны быть приведены на тракторе и указаны в руководстве по эксплуатации.
3.7 Пневмоприводы тормозов должны соответствовать требованиям ГОСТ 4364, пневматические системы и их компоненты - ГОСТ 30869 и ГОСТ ISO 4254-1.
3.8 На тракторах и машинах должны быть предусмотрены места для крепления переносных огнетушителей.
При применении только одного огнетушителя, место его крепления должно быть возле рабочего места оператора, а масса огнетушащего заряда не менее 6 кг.
3.9 Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать безопасное проведение технического обслуживания.
3.10 Эргономические требования к сельскохозяйственным модификациям промышленных тракторов должны быть установлены в ТУ.
3.11 Точка отсчета параметров рабочего места и его элементов (контрольная точка сиденья (SIP)) - в соответствии с ГОСТ ИСО 5353.
3.12 Тракторы и машины, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сигнализаторами предельно допустимого крена.
3.13 Тракторы и машины должны быть оборудованы кабинами или иметь устройства, обеспечивающие ограничение деформации при опрокидывании и (или) падении на кабину случайных предметов по ГОСТ 12.2.120.
3.14 Вибрационная безопасность тракторов и машин - по ГОСТ 12.1.012.
3.15 Тракторы и машины должны иметь звуковой сигнал с включением его из кабины и штепсельный разъем для подсоединения проводки системы сигнализации агрегатируемой машины или орудия.
Уровень звука сигнала должен быть в пределах от 93 дБА до 112 дБА и проверяться на тракторе с заглушенным двигателем. При проверке микрофон должен быть расположен на расстоянии 7 м перед машиной и на высоте 0,5...1,5 м от установочной поверхности.
3.16 Конструкция машин и тракторов должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.
3.17 Тормозные системы машин и тракторов должны обеспечивать:
а) тормозной путь
для тракторов при холодных тормозах:
для машин при холодных тормозах:
где
б) непрямолинейность движения в процессе торможения - не более 0,5 м;
в) остановку и удержание трактора на уклоне:
- без прицепа - 18%,
- с прицепом - 12%;
г) остановку и удержание машины на преодолеваемом ею уклоне, значение которого установлено в технических условиях на конкретную модель машины (для машин, технические задания на проектирование которых утверждены после введения в действие настоящего стандарта);
д) тракторы должны быть оборудованы системой управления тормозами прицепов;
е) безопасность работы в течение регламентированного срока службы (при обеспечении выполнения регулировок, предусмотренных руководством по эксплуатации).
3.18 Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен быть более 25°.
3.19 Расположение внешних органов управления должно исключать возможность травмирования оператора при приведении их в действие.
3.20 Внешние органы управления трехточечным навесным устройством должны обеспечивать:
- либо ступенчатое перемещение оси подвеса навесного устройства - не более 100 мм при каждом включении органа управления;
- либо плавное перемещение оси подвеса постоянным удержанием органа управления во включенном состоянии.
3.21 Технические средства обеспечения безопасности должны соответствовать:
- для тракторов - ГОСТ ISO 26322-1 и ГОСТ ISO 26322-2;
- для комбайнов: зерноуборочных, кормоуборочных и хлопкоуборочных - ГОСТ ISO 4254-1 и ГОСТ ИСО 4254-7;
- для самоходных сельскохозяйственных машин для защиты растений - ГОСТ ISO 4254-1 и ГОСТ ISO 4254-6.
4 Требования к обзорности
4.1 Общие требования к обзорности должны соответствовать ГОСТ ISO 4254-1.
4.2 Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать видимость с рабочего места оператора в рабочем положении сидя следующих объектов наблюдения:
- пространства в зонах обзора в соответствии с размерами, установленными настоящим стандартом;
- визиров (элементы конструкции тракторов и машин, например, переднее колесо, делитель жатки) и ориентиров движения (например, борозда, след колеса или гусеницы, рядки растений, линия маркера), необходимых для обеспечения вождения машины;
- рабочих органов, требующих визуального контроля за технологическим процессом;
- зон выгрузки технологического материала в транспортное средство;
- элементов конструкции тракторов и машин, служащих для навески и сцепки с агрегируемыми машинами и орудиями.
Для устранения недостаточного обзора должны применяться такие средства, как зеркала или телевизионные устройства.
4.3 Расположение точки отсчета параметра обзорности "К" относительно SIP показано на рисунке 1.
4.4 На универсально-пропашных тракторах должна быть обеспечена видимость точек 1 и 2 (см. рисунок 2).
На колесных тракторах тяговых классов 3-5 должен быть обеспечен обзор участка А площадки перед передним колесом (см. рисунок 3).
Рисунок 1
_______________ | |
Рисунок 2 | Рисунок 3 |
На гусеничных тракторах тяговых классов 2-5 должен быть обеспечен обзор передней части гусеницы (точка 1) и участка
Рисунок 4
Рекомендуемые значения углов обзора через окна кабины (см. рисунок 5) приведены в таблице 1.
Рисунок 5
Таблица 1
Зона обзора | Обозначение угла обзора | Угол обзора тракторов | ||
колесных* | гусеничных (всех | |||
тяговых классов 0,6-2 | тяговых классов более 2 | классов) | ||
Передняя | 60° | 60° | 60° | |
12° | 8° | 5° | ||
35° | 35° | 35° | ||
Боковая | 10° | 5° | 5° | |
35° | 25° | 30° | ||
Задняя | 30° | 30° | 30° | |
11° | 8° | 8° | ||
30° | 30° | 30° | ||
Передняя (через часть лобового стекла, очищаемую | 20° | 20° | 20° | |
стеклоочистителем) | 8° | 5° | 3° | |
20° | 20° | 20° | ||
* Для тракторов тяговых классов 5 и выше со смещенным вправо сиденьем углы обзора должны быть не менее: ** Для тракторов, выполняющих транспортные работы на дорогах общей сети. *** Допускается уменьшение угла до 20° для тракторных самоходных шасси с расположением двигателя сзади кабины. |
4.5 Для сельскохозяйственных колесных и гусеничных тракторов в пределах каждого из секторов 1, 2 и 3 вне полукруга площадки (см. рисунок 6) допускается не более двух невидимых участков. Ширина B невидимых участков в секторе 1 не должна превышать 700 мм, а в секторах 2 и 3 - 1200 мм; в каждом из секторов 2 и 3 допускается увеличение ширины B одного из невидимых участков до 1500 мм, при этом ширина другого участка не должна быть более 700 мм.
Рисунок 6
_______________
* Для колесных тракторов класса 5 и выше
Допускается расчет ширины невидимой площадки, образуемой конструктивными элементами, проводить расчетным методом в соответствии с приложением А.
Если имеются конструктивные элементы шириной более 80 мм (см. b на рисунке А.1, приложение А), создающие невидимые площадки, то расстояние
B1 между серединами таких соседних площадок должно быть не менее 2200 мм.
4.6 Для машин углы обзора через окна кабины (см.
Рисунок 7
Таблица 2
Обозначение угла | Угол обзора |
Не менее 8° | |
Не более 60° | |
Не менее 60° |
При этом для машин с симметричным расположением кабины должна быть обеспечена видимость точек
Для машин с асимметричным расположением кабины допускается обеспечивать видимость либо точек
Углы обзора через часть лобового стекла, очищаемую стеклоочистителем (
Вертикальные перемычки между лобовым и боковыми стеклами, расположенными в пределах угла обзора
5 Требования к освещенности
5.1 Тракторы и машины должны быть оборудованы фарами. Число фар должно быть:
- для тракторов - не менее двух передних и двух задних;
- для машин - по техническим условиям на машины конкретных моделей.
5.2 Тракторы должны иметь транспортную и рабочую системы внешнего освещения, а машины - рабочую или рабочую и транспортную.
Указанные системы освещения должны быть автономными и включаться независимо одна от другой. Рабочая система освещения должна обеспечивать освещенность участков поля при выполнении технологической операции, а транспортная - дороги.
5.3 Рекомендуемая освещенность, обеспечиваемая совместно рабочей и транспортной системами освещения тракторов, указана на рисунке 8.
Рисунок 8
5.4 Система освещения машин должна обеспечивать освещенность рабочих зон. Рекомендуемая освещенность указана в таблице 3.
Таблица 3
Зона | Среднее значение уровня освещенности | Плоскость, в которой нормируется освещенность |
Площадка в передней зоне обзора шириной, равной захвату рабочего органа, на расстоянии 10 м от него | 15 | Вертикальная |
Площадка в передней зоне обзора шириной 16 м на расстоянии 10 м от рабочего органа | 5 | |
Рабочие органы в поле зрения | 20 | Горизонтальная |
Передняя зона обзора на ширине захвата рабочего органа на расстоянии 20 м от него | 5 | Вертикальная |
Зона выгрузки (загрузки) технологического продукта | 15 | Горизонтальная |
5.5 Рабочие фары должны быть установлены так, чтобы не создавать помехи оператору вследствие отражения зеркалами заднего вида и другими светоотражающими поверхностями трактора.
5.6 Конструкцией тракторов и машин должна быть предусмотрена возможность подключения переносной лампы мощностью не менее 20 Вт.
6 Требования к системам, узлам и агрегатам
6.1 Система пуска двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 19677 (в части блокировки) и ГОСТ 20000, приводиться в действие (за исключением системы предпускового подогрева) из кабины и быть пожаробезопасной.
При наличии пускового двигателя его запуск должен осуществляться из кабины.
6.2 Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.
6.3 В моторном отделении следует использовать материалы, не абсорбирующие топливо и смазку и не являющиеся легковоспламеняющимися.
6.4 Топливо- и маслопроводы должны быть защищены в местах возможных механических повреждений применением защитных оболочек и кожухов.
6.5 В местах воздействия повышенных температур (моторном отсеке, системе выпуска отработавших газов) должен быть исключен нагрев топливо- и маслопроводов свыше 0,8 температуры самовоспламенения находящихся в них горючих жидкостей.
6.6 Заправочные горловины топливных баков, системы охлаждения двигателей, топливопроводы должны находиться вне кабин.
Расположение заправочных горловин должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части машин, способные его воспламенять.
Персоналу должны быть обеспечены условия для безопасной заправки, слива и сбора рабочих жидкостей, таких как моторное масло, жидкости для системы охлаждения.
6.7 Система выпуска отработавших газов должна обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединения прорыв газов и искр не допускается.
Все элементы системы выпуска отработавших газов следует конструктивно выполнять и располагать так, чтобы исключались скапливание на них и возможное возгорание технологического материала (соломы, половы и т.п.) или имелась соответствующая защита (щиток-обтекатель и т.п.).
Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора, горючие массы или емкости с ними, а для колесных тракторов она не должна быть направлена в правую сторону по ходу движения.
6.8 На тракторах и машинах для защиты от засорения и обеспечения доступа при очистке сердцевины радиатора, воздухозаборника, а также межреберного пространства цилиндров двигателей воздушного охлаждения технологическим продуктом (соломой, половой и т.п.) должны быть предусмотрены быстросъемные сетки и другие устройства, а на зерноуборочных комбайнах - самоочищающиеся воздухозаборники.
6.9 Части машин, подверженные забиванию технологическим материалом и наматыванию его, должны быть снабжены устройствами, уменьшающими забивание, или приспособлениями, снижающими трудоемкость их очистки.
6.10 В местах возможного скопления горючего технологического продукта не допускается сухого трения и соударения деталей, приводящих к возгоранию.
6.11 На тракторе и машине должна быть установлена табличка или нанесена надпись, содержащая порядок выполнения операций пожаротушения.
6.12 Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможности их самопроизвольного опускания в поднятом состоянии.
6.13 Конструкция систем тракторов и машин должна исключать каплепадения масла, топлива и охлаждающей жидкости.
Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого закрытые или заправочные емкости.
6.14 Загрузка сельскохозяйственной продукции в транспортные средства и ее выгрузка из бункера машины должны обеспечиваться без ручного разравнивания, подталкивания и исключать забрасывание продуктов на двигатель, горловину топливного бака и систему выпуска отработавших газов.
6.15 Топливные баки должны быть устойчивыми к коррозии. Они должны удовлетворять испытаниям на утечку, проводимым изготовителем при давлении, в 2 раза превышающем рабочее давление, но в любом случае не менее 0,3·10
Конструкция предохранительных клапанов должна быть пожаробезопасной. Топливо не должно протекать через крышку бака или через устройства, предназначенные компенсировать избыточное давление, даже в случае, если бак находится в полностью перевернутом состоянии (допускается каплепадение).
Топливные баки следует устанавливать так, чтобы была обеспечена защита от последствий ударов об элементы конструкции трактора, вблизи бака не должно быть выступающих частей, острых кромок и т.д.
6.16 Движущиеся и вращающиеся элементы конструкции, а также имеющие температуру свыше 70°С (кроме системы выпуска отработавших газов), должны быть защищены ограждениями. Требования к ограждениям - по ГОСТ ISO 4254-1. Ограждения должны обеспечивать защиту от засорения технологическим материалом.
6.17 Элементы конструкции тракторов и машин, которые могут представлять опасность при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.
Допускается окрашивать внутренние поверхности открываемых и съемных защитных ограждений в основной цвет машины, а также не окрашивать в сигнальные цвета вращающиеся детали, расположенные под ними, при наличии на наружных поверхностях этих ограждений предупреждающего знака по ГОСТ 12.4.026 и надписи "Опасно! Не открывать до полной остановки механизмов".
Если для выполнения технологических процессов требуется обозначить габариты трактора, машины или их отдельных частей, следует применять окраску по ГОСТ 12.4.026. Для обозначения габаритов допускается применять сигнальные щитки.
6.18 Тракторы и машины должны иметь штепсельные разъемы в соответствии с требованиями ГОСТ 9200.
Открытые клеммы электрооборудования, кроме подключаемых к "массе", должны иметь резиновые защитные колпачки по ГОСТ 19323 и ГОСТ 19324 или специальные защитные колпачки по нормативному документу. В местах перехода через острые углы и кромки деталей электропроводка должна иметь дополнительную защиту изоляции от механических повреждений.
Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции.
6.19 Система электрооборудования должна обеспечивать включение "массы" с рабочего места оператора. Допускается на машинах по согласованию с потребителем устанавливать включатель "массы", управляемый вне кабины. Выключатель "массы" может быть установлен на "-" ("минус") или на "+" ("плюс").
6.20 Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах, исключающих попадание на них токопроводящих материалов, горючего технологического материала и скопление газов.
6.21 Зерноуборочные комбайны должны иметь заземление в соответствии с требованиями технических условий на них.
6.22 Колесные тракторы и машины должны быть оборудованы крыльями, если отсутствуют элементы конструкции, выполняющие их функции.
6.23 Тракторы и машины должны быть приспособлены для установки автоматических тягово-сцепных или быстросоединяемых устройств (по заказу потребителя), позволяющих оператору осуществлять сцепку или навеску с агрегатируемыми орудиями.
6.24 В пределах максимального перемещения оси подвеса навесного устройства трактора должен быть обеспечен минимальный зазор безопасности и угол между элементами навесного устройства в соответствии с ГОСТ ISO 26322-1 и ГОСТ ISO 26322-2.
7 Требования к монтажу, транспортированию и хранению
7.1 Перевод в транспортное и рабочее положение машин должен обеспечиваться оператором с рабочего места.
7.2 Устройства для подъема рабочих органов машин должны стопориться и удерживать их в транспортном положении.
7.3 Тракторы и машины и их составные части, имеющие неудобную для зачаливания конструкцию, должны иметь устройства или места для зачаливания при подъеме, присоединения страховочных цепей и установки домкратов. Схемы зачаливания и присоединения страховочных цепей должны быть приведены на тракторе и машине и указаны в руководстве по эксплуатации. Места установки домкратов и присоединения страховочных цепей маркируют на тракторе и машине символами по ГОСТ 26336; на гусеничных тракторах места установки домкратов и присоединительных цепей допускается не маркировать.
7.4 Габаритные размеры тракторов и машин при движении по дорогам общей сети не должны быть более 2,55 м по ширине и 4 м по высоте.
Для колесных тракторов со сдвоенными колесами или класса 3 и выше допускается увеличение ширины до 3,1 м с выполнением требований ГОСТ 12.4.026.
Транспортные габаритные размеры машин, которые предназначены только для работ в поле и выезд которых на дороги общей сети является исключением, не должны быть более 4,4 м по ширине и 4 м по высоте.
Сборочные единицы и детали тракторов и машин, которые при погрузке, транспортировании и выгрузке могут самопроизвольно перемещаться, должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными.
7.5 Уборочные машины должны иметь специальные устройства, тележку или другие средства, обеспечивающие транспортирование жатки в соответствии с требованиями 7.4. При этом перевод жатки в транспортное или рабочее положение персоналом, работающим на данной машине, должен обеспечиваться без применения самоходных грузоподъемных механизмов.
7.6 Тракторы и машины, предназначенные для использования или при движении по дорогам общей сети, должны быть оборудованы внешними световыми приборами: тракторы - по нормативным документам государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие настоящего стандарта*, машины - по ГОСТ 32431.
_______________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.86-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сельскохозяйственных и лесных тракторов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации".
7.7 Тракторы и машины, габаритная ширина которых превышает установленную в 7.4, должны быть оборудованы мигающим световым сигналом (проблесковым маячком) оранжевого или желтого цвета.
Колесные тракторы класса 1,4 и выше при движении по дорогам общего пользования с прицепом должны быть оборудованы опознавательным знаком "Автопоезд".
8 Контроль выполнения требований безопасности
Методы оценки безопасности - по ГОСТ 12.2.002, ГОСТ 12.2.002.1, ГОСТ 12.2.002.6 и ГОСТ ISO 4254-1.
Приложение А
(рекомендуемое)
Расчет ширины невидимой площадки, образуемой конструктивными элементами при обзоре
При бинокулярном обзоре и расстоянии между глазами, равном 65 мм, ширину невидимой площадки B, мм (см. рисунок А.1), вычисляют по формуле
где
Рисунок А.1
УДК 628.114.2:658.382.3:006.354 | МКС 13.100; |
43.040.10; | |
65.060.10 | |
Ключевые слова: безопасность, рабочее место оператора, тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена