ГОСТ 9178-81
(СТ СЭВ 642-77)
Группа Г15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Основные нормы взаимозаменяемости
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ МЕЛКОМОДУЛЬНЫЕ
Допуски
Basic norms of interchangeability. Cylindrical fine-pitch gears. Tolerances
Дата введения 1982-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 июня 1981 г. N 3068 срок введения установлен с 01.01.82
ВЗАМЕН ГОСТ 9178-72
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 1986 г.
Настоящий стандарт распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые колеса и зубчатые передачи внешнего и внутреннего зацепления с прямозубыми и косозубыми зубчатыми колесами с модулем от 0,1 до 1,0 мм (исключительно), делительным диаметром до 400 мм (при модуле менее 0,5 мм - до 200 мм) и исходным контуром по ГОСТ 9587-81.
Требования стандарта распространяются на зубчатые колеса, используемые в винтовых передачах.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 642-77, а в части терминов и обозначений - стандартам СЭВ СТ СЭВ 643-77 и СТ СЭВ 644-77.
1. СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ И ВИДЫ СОПРЯЖЕНИЙ
1.1. Устанавливаются двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.
Примечание. Для + степеней точности 1 и 2 допуски и предельные отклонения не даны. Эти степени точности предусмотрены для будущего развития.
1.2. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливаются нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес в передаче.
1.3. Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев зубчатых колес и передач разных степеней точности.
1.4. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на одну степень точнее или грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням более точным и не более чем на одну степень точности грубее норм плавности работы передач.
1.5. Для передач с нерегулируемым и регулируемым расположением осей устанавливается пять видов сопряжений D, E, F, G, Н, приведенных на чертеже, и четыре вида допуска
Виды сопряжений зубчатых колес в передаче в зависимости от степени точности по нормам плавности работы указаны в табл.1.
Таблица 1
Вид сопряжения | D | Е | F | G | H | ||
Модуль | От 0,1 до 0,5 | Св. 0,5 до <1,0 | От 0,1 до 0,5 | Св. 0,5 до 1,0 | От 0,1 до <1,0 | ||
Степень точности по нормам плавности | 3-10 | 3-12 | 3-10 | 3-12 | 3-10 | 3-8 | 3-7 |
Примечание. Для зубчатых колес с модулем
1.6. Видам сопряжений D и Е соответствует вид допуска на боковой зазор е, а видам сопряжений F, G, Н - виды допусков f, g, h соответственно.
Соответствие между видом сопряжений зубчатых колес в передаче и видом допуска на боковой зазор допускается изменять.
1.7. Для нерегулируемых передач устанавливается пять классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от II до VI.
Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния (для сопряжения Н - II класса, а для сопряжений G, F, Е и D классов III, IV, V, VI соответственно).
Допускается изменять соответствие между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния.
1.8. Точность изготовления зубчатых колес и передач задается степенью точности, а требования к боковому зазору - видом сопряжения по нормам бокового зазора.
Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью точности 7 по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес G и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:
7-G ГОСТ 9178-81
Виды сопряжений и гарантированные боковые зазоры
1.9. При комбинировании норм разных степеней точности и изменений соответствия между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, но при сохранении соответствия между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния, точность зубчатых колес и передач обозначается последовательным написанием трех цифр и двух букв.
Первая цифра обозначает степень по нормам кинематической точности, вторая - степень по нормам плавности работы, третья - степень по нормам контакта зубьев, первая из букв - вид сопряжения, а вторая - вид допуска на боковой зазор.
Цифры между собой и от слитно пишущихся букв разделяются тире.
Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью 7 по нормам кинематической точности, со степенью 8 по нормам плавности работы, со степенью 8 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения G, видом допуска на боковой зазор f и соответствием между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:
7-8-8-Gf ГОСТ 9178-81
Примечание. В случае, когда на одну из норм не задается степень точности, взамен соответствующей цифры указывается буква N.
1.10. При выборе более грубого класса отклонений межосевого расстояния, чем предусмотрено для данного вида сопряжения, в условном обозначении точности цилиндрической передачи указывается принятый класс и рассчитанный по формуле уменьшенный гарантированный боковой зазор
где
Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью точности 7 по всем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес F, видом допуска на боковой зазор е и классом отклонений межосевого расстояния V (при межосевом расстоянии передачи
7-Fe/V-4 ГОСТ 9178-81
Примечание. При принятии более точного класса отклонений межосевого расстояния наименьший боковой зазор в передаче будет больше бокового зазора, указанного в табл.9. Его величина, рассчитанная по той же формуле, может не указываться в условном обозначении точности передачи.
1.11. Термины и обозначения, используемые в настоящем стандарте, соответствуют стандартам СЭВ 643-77 и СТ СЭВ 644-77 и приведены в справочном приложении 1.
Допускается вместо обозначений
2. НОРМЫ ТОЧНОСТИ
2.1. Показатели кинематической точности устанавливаются по табл.2.
Таблица 2
Показатели кинематической точности
Контролируемый объект | Показатель точности или комплекс | Степень | |||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Зубчатое колесо | х | х | х | х | х | х | - | - | - | - | |
х | х | х | х | - | - | - | - | - | - | ||
- | - | - | - | х | х | - | - | - | - | ||
х | х | х | х | х | х | - | - | - | - | ||
х | х | х | х | х | х | - | - | - | - | ||
- | - | х | х | х | х | - | - | - | - | ||
- | - | х | х | х | х | - | - | - | - | ||
- | - | - | - | - | - | х | х | х | х | ||
- | - | - | - | - | - | х | х | х | х | ||
Зубчатая передача | х | х | х | х | х | х | - | - | - | - |
2.1.1. Если кинематическая точность зубчатых колес относительно рабочей оси (см. п.2.8) соответствует требованиям настоящего стандарта и требование селективной сборки не выдвигается, кинематическую точность зубчатых передач допускается не контролировать.
2.1.2. При соответствии кинематической точности окончательно собранной передачи требованиям настоящего стандарта контроль кинематической точности зубчатых колес не является необходимым.
2.2. Показатели плавности работы зубьев устанавливаются по табл.3.
Таблица 3
Показатели плавности работы
Контролируемый объект | Показатель | Степень точности | |||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Зубчатое колесо | х | х | х | х | х | х | - | - | - | - | |
х | х | х | х | х | х | - | - | - | - | ||
х | х | х | х | х | х | - | - | - | - | ||
- | - | х | х | х | х | х | х | х | х | ||
- | - | - | - | - | - | х | х | х | х | ||
- | - | - | - | - | - | х | х | х | х | ||
Зубчатая передача | х | х | х | х | х | х | - | - | - | - |
2.2.1. Если точность зубчатых колес по нормам плавности соответствует требованиям настоящего стандарта, плавность работы передач допускается не контролировать.
2.2.2. При соответствии плавности работы зубчатой передачи требованиям настоящего стандарта контроль плавности работы зубчатых колес не является необходимым.
2.2.3. Взамен отклонения шага
2.3. Показатели контакта зубьев устанавливаются по табл.4.
Таблица 4
Показатели контакта зубьев
Контролируемый объект | Показатель точности или комплекс | Степень точности | |||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Зубчатое колесо | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |
Зубчатая* передача | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |
Суммарное пятно контакта | х | х | х | х | х | х | - | - | - | - |
_______________
* Для винтовых передач см. примечание 5 к табл.7.
** Комплекс только для передач с нерегулируемым расположением осей.
2.3.1. Если точность зубчатых колес по нормам контакта и действительные значения
2.3.2. При соответствии суммарного пятна контакта требованиям настоящего стандарта контроль по другим показателям, определяющим контакт зубьев в передаче, не является необходимым.
2.3.3. Допускается оценивать точность зубчатого колеса по суммарному пятну контакта его зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса.
2.3.4. В зависимости от эксплуатационных условий работы передачи разрешается не предъявлять требований к пятну контакта.
2.4. Допуски и предельные отклонения по нормам кинематической точности, нормам плавности работы и нормам контакта зубьев для различных степеней точности зубчатых колес и передач устанавливаются по табл.5-7.
Примечание. Зависимости допусков и предельных отклонений от геометрических параметров зубчатых колес и их взаимосвязь, принятые в настоящем стандарте, приведены в справочных приложениях 2 и 3.
Таблица 5
Нормы кинематической точности
(показатели
Сте- пень точ- ности | Обозна- чения | Модуль | Делительный диаметр | |||||||||
До 12 | Св. 12 до 20 | Св. 20 до 32 | Св. 32 до 50 | Св. 50 до 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 до 200 | Св. 200* до 315 | Св. 315* до 400 | ||||
мкм | ||||||||||||
3 | От 0,1 до <1,0 | |||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 8 | 9 | 9 | |||
От 0,1 до <1,0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
От 0,1 до <1,0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
От 0,1 до <1,0 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
От 0,1 до <1,0 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 8 | 9 | 10 | |||
4 | От 0,1 до <1,0 | |||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 14 | 15 | |||
От 0,1 до <1,0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |||
От 0,1 до <1,0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |||
От 0,1 до <1,0 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | |||
От 0,1 до <1,0 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 14 | 16 | |||
5 | От 0,1 до <1,0 | |||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 14 | 16 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 9 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 19 | 22 | 22 | |||
От 0,1 до <1,0 | 4 | 4 | 4 | 5 | 7 | 9 | 12 | 16 | 18 | |||
От 0,1 до 0,5 | 11 | 12 | 13 | 15 | 17 | 19 | 22 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 21 | 24 | 28 | 32 | |||
От 0,1 до <1,0 | 4 | 4 | 4 | 5 | 7 | 9 | 12 | 16 | 18 | |||
От 0,1 до <1,0 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 19 | 22 | 25 | 30 | |||
От 0,1 до <1,0 | 7 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 19 | 22 | 25 | |||
6 | От 0,1 до <1,0 | |||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 11 | 12 | 14 | 16 | 19 | 22 | 26 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 15 | 16 | 18 | 20 | 22 | 25 | 30 | 35 | 36 | |||
От 0,1 до <1,0 | 5 | 5 | 6 | 8 | 11 | 15 | 20 | 26 | 28 | |||
От 0,1 до 0,5 | 17 | 19 | 21 | 24 | 26 | 30 | 35 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 34 | 40 | 45 | 50 | |||
От 0,1 до <1,0 | 5 | 5 | 6 | 8 | 11 | 15 | 20 | 26 | 28 | |||
От 0,1 до <1,0 | 16 | 17 | 19 | 22 | 25 | 30 | 36 | 40 | 45 | |||
От 0,1 до <1,0 | 11 | 16 | 17 | 19 | 22 | 25 | 30 | 35 | 40 | |||
7 | От 0,1 до <1,0 | |||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 16 | 18 | 20 | 22 | 26 | 30 | 36 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 21 | 22 | 24 | 26 | 30 | 36 | 42 | 48 | 50 | |||
От 0,1 до <1,0 | 6 | 7 | 9 | 11 | 15 | 21 | 28 | 36 | 40 | |||
От 0,1 до 0,5 | 24 | 26 | 30 | 34 | 38 | 42 | 48 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 30 | 32 | 34 | 38 | 42 | 48 | 55 | 63 | 70 | |||
От 0,1 до <1,0 | 6 | 7 | 9 | 11 | 15 | 21 | 28 | 36 | 40 | |||
От 0,1 до <1,0 | 22 | 24 | 26 | 30 | 35 | 42 | 50 | 56 | 63 | |||
8 | От 0,1 до <1,0 | |||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 19 | 21 | 25 | 28 | 32 | 38 | 45 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 26 | 28 | 30 | 34 | 38 | 45 | 50 | 55 | 63 | |||
От 0,1 до <1,0 | 7 | 9 | 11 | 14 | 20 | 26 | 35 | 45 | 50 | |||
От 0,1 до 0,5 | 30 | 34 | 38 | 42 | 45 | 53 | 60 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 38 | 40 | 45 | 48 | 53 | 60 | 70 | 80 | 90 | |||
От 0,1 до <1,0 | 7 | 9 | 11 | 14 | 20 | 26 | 35 | 45 | 50 | |||
От 0,1 до <1,0 | 32 | 34 | 38 | 42 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | |||
9 | От 0,1 до 0,5 | 24 | 26 | 30 | 36 | 42 | 48 | 55 | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | 34 | 36 | 40 | 45 | 50 | 55 | 63 | 75 | 90 | |||
От 0,1 до 0,5 | 38 | 42 | 45 | 50 | 55 | 63 | 75 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 48 | 50 | 55 | 60 | 67 | 75 | 85 | 100 | 120 | |||
10 | От 0,1 до 0,5 | 30 | 34 | 38 | 45 | 53 | 60 | 70 | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | 42 | 45 | 50 | 55 | 60 | 70 | 80 | 95 | 110 | |||
От 0,1 до 0,5 | 48 | 53 | 60 | 63 | 70 | 80 | 95 | - | - | |||
Св. 0,5 до <1,0 | 60 | 63 | 70 | 75 | 85 | 95 | 110 | 125 | 150 | |||
11 | Св. 0,5 до <1,0 | 50 | 55 | 63 | 70 | 80 | 90 | 105 | 120 | 140 | ||
Св. 0,5 до <1,0 | 75 | 80 | 85 | 95 | 105 | 120 | 140 | 160 | 180 | |||
12 | Св. 0,5 до <1,0 | 63 | 70 | 75 | 85 | 95 | 110 | 130 | 150 | 180 | ||
Св. 0,5 до <1,0 | 95 | 100 | 110 | 120 | 130 | 150 | 170 | 200 | 240 |
_______________
* Для этих диапазонов диаметров числовые значения допусков относятся к зубчатым колесам с модулями свыше 0,5 мм.
** Все допуски, кроме
Примечания:
1. Принятые обозначения:
в.
2. Для определения
Допускается нормировать кинематическую погрешность на
3. Допуск на кинематическую погрешность передачи
4. При комбинировании норм кинематической точности и плавности работы из разных степеней точности допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса определяют по формуле:
где допуски, входящие в первое слагаемое (с индексом
.
5. При отсутствии специальных требований допуск
6. Допускается, чтобы одна из величин, входящих в комплекс показателей кинематической точности, превосходила предельное значение, если суммарное влияние обеих величин не превышает
Таблица 6
Нормы плавности работы
(показатели
Обозначения | Модуль | Степень точности | ||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
мкм | ||||||||||||
От 0,1 до 0,5 | 4 | 6 | 9 | 14 | 20 | 26 | - | - | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | 5 | 7 | 10 | 16 | 22 | 30 | - | - | - | - | ||
От 0,1 до 0,5 | ±3 | ±4 | ±6 | ±8 | ±11 | ±16 | ±22 | ±32 | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | ±3 | ±4 | ±6 | ±9 | ±13 | ±18 | ±25 | ±34 | ±48 | ±7 | ||
От 0,1 до 0,5 | ±2 | ±3 | ±5 | ±7 | ±10 | ±14 | ±20 | ±30 | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | ±2 | ±3 | ±5 | ±8 | ±11 | ±16 | ±22 | ±32 | ±45 | ±63 | ||
От 0,1 до 0,5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | - | - | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 13 | - | - | - | - | ||
От 0,1 до 0,5 | - | - | 7 | 9 | 13 | 17 | 22 | 28 | - | - | ||
Св. 0,5 до <1,0 | - | - | 9 | 12 | 17 | 22 | 28 | 35 | 45 | 56 |
Примечания:
1. Принятые обозначения:
±
±
2. При установлении допуска на разность любых шагов
3. Допуск на местную кинематическую погрешность передачи
4. При установлении допуска на среднюю величину местных кинематических погрешностей в пределах зубчатого колеса (циклическую погрешность) его значение не должно превышать 0,5
Таблица 7
Нормы контакта зубьев
(показатели
Обозначения | Ширина зубчатого венца | Степень точности | |||||||||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||
мкм | |||||||||||||||
До 10 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 13 | 18 | 25 | 36 | 50 | |||||
Св. 10 до 20 | 4 | 5 | 7 | 9 | 11 | 15 | 22 | 30 | 45 | 60 | |||||
Св. 20 до 40 | 5 | 6 | 7 | 9 | 11 | 17 | 24 | 34 | 48 | 70 | |||||
До 10 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 13 | 18 | 25 | 36 | 50 | |||||
Св. 10 до 20 | 4 | 5 | 7 | 9 | 11 | 15 | 22 | 30 | 45 | 60 | |||||
Св. 20 до 40 | 5 | 6 | 7 | 9 | 11 | 17 | 24 | 34 | 48 | 70 | |||||
До 10 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 | 12 | 18 | 25 | |||||
Св. 10 до 20 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 8 | 11 | 15 | 22 | 30 | |||||
Св. 20 до 40 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 9 | 12 | 17 | 24 | 35 | |||||
Суммарное пятно контакта | По высоте зуба, не менее | % | |||||||||||||
55 | 50 | 40 | - | - | |||||||||||
По длине зуба, не менее | 75 | 70 | 50 | - | - |
Примечания:
1. Принятые обозначения:
2. Если не указаны специальные требования по нагрузке (торможению) зубчатой передачи, пятно контакта устанавливают при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьев обоих зубчатых колес.
3. При контроле с измерительным зубчатым колесом относительные размеры суммарного пятна контакта должны быть соответственно увеличены по сравнению с указанными в табл.7.
4. Дополнительные указания о требованиях к суммарному пятну контакта см. пп.2.3.1-2.3.4.
5. Нормы на
2.5. Нормы кинематической точности, кроме
2.6. Комплексы показателей точности в соответствии с п.2.1-2.3 и показатели, обеспечивающие гарантированный боковой зазор (п.3.2), устанавливаются изготовителем. Каждый установленный комплекс показателей, используемый при контроле зубчатых колес и передач, является равноправным с другими.
При сравнительной (например, расчетной) оценке влияния точности передач на их эксплуатационные качества предпочтительными являются функциональные показатели:
2.7. Непосредственный контроль зубчатых колес и передач по всем показателям установленного комплекса не является обязательным, если изготовитель существующей у него системой контроля точности производства гарантирует выполнение соответствующих требований настоящего стандарта.
2.8. Точностные требования установлены настоящим стандартом для зубчатых колес, находящихся на рабочих осях.
В чертеже требования к точности зубчатого колеса допускается устанавливать относительно другой оси (например, оси отверстия под вал), которая может не совпадать с рабочей осью.
Погрешности, вносимые при использовании в качестве измерительной базы поверхностей, имеющих неточности формы и расположения относительно рабочей оси, должны быть учтены при установлении точности передачи или компенсированы введением сокращенного производственного допуска.
2.9. В тех случаях, когда взаимозаменяемость не является обязательной, допускается принимать за номинальные следующие элементы одного из зубчатых колес:
а) среднее значение действительного направления зуба;
б) среднее значение действительного шага зацепления;
в) действительное дополнительное смещение исходного контура (или действительное уменьшение средней длины общей нормали, или размера по роликам). При этом дополнительное смещение исходного контура (или уменьшение средней длины общей нормали, или размера по роликам) второго зубчатого колеса определяется наименьшим действительным дополнительным смещением исходного контура (наименьшим действительным уменьшением средней длины общей нормали или размера по роликам) на первом зубчатом колесе и выбранным видом сопряжения (бокового зазора в передаче).
3. НОРМЫ БОКОВОГО ЗАЗОРА
3.1. Величины гарантированного бокового зазора
3.2. Показателями, обеспечивающими гарантированный боковой зазор, являются: для зубчатых колес
3.3. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура
Примечание. Для передач с регулируемым расположением осей наименьшее дополнительное смещение исходного контура может назначаться по любому установленному (см. п.1.5) виду сопряжения.
3.4. Допуск на смещение исходного контура
Таблица 8
Нормы бокового зазора
(показатели
Для зубчатых колес с внешними зубьями равно + Для зубчатых колес с внутренними зубьями равно + | |
Для зубчатых колес с внешними зубьями - Для зубчатых колес с внутренними зубьями - |
Таблица 9
Нормы бокового зазора
(показатели
Вид сопря- | Класс отклонений межосевого расстояния* | Обо- | Межосевое расстояние | |||||||||
До 12 | Св. 12 до 20 | Св. 20 до 32 | Св. 32 до 50 | Св. 50 до 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 | Св. 180 | Св. 250 до 315 | Св. 315 | |||
мкм | ||||||||||||
Н | II | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
G | III | 6 | 8 | 9 | 11 | 13 | 15 | 18 | 20 | 23 | 25 | |
F | IV | 9 | 11 | 13 | 16 | 19 | 22 | 25 | 29 | 32 | 36 | |
Е | V | 15 | 18 | 21 | 25 | 30 | 35 | 40 | 46 | 52 | 57 | |
D | VI | 22 | 27 | 33 | 39 | 46 | 54 | 63 | 72 | 81 | 89 | |
Н | II | ±8 | ±9 | ±11 | ±14 | ±16 | ±18 | ±20 | ±22 | ±25 | ±28 | |
G | III | ±11 | ±14 | ±16 | ±20 | ±22 | ±28 | ±30 | ±35 | ±40 | ±45 | |
F | IV | ±18 | ±22 | ±25 | ±32 | ±35 | ±45 | ±50 | ±55 | ±60 | ±70 | |
Е | V | ±30 | ±36 | ±40 | ±50 | ±60 | ±70 | ±80 | ±90 | ±100 | ±110 | |
D | VI | ±45 | ±55 | ±63 | ±80 | ±90 | ±110 | ±120 | ±140 | ±160 | ±180 |
_______________
* Класс отклонений межосевого расстояния используется при изменении соответствия между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния (см. пп.1.7 и 1.10).
Примечание. Принятые обозначения:
±
3.5. Предельное отклонение межосевого расстояния
3.6. При контроле предельных отклонений измерительного межосевого расстояния, верхнее
3.7. Для зубчатых передач, составленных из зубчатых колес, изготавливаемых полнопрофильными инструментами, нормы бокового зазора допускается изменять.
3.8. При контроле размера по роликам наименьшее отклонение
Наименьшее отклонение размера по роликам
и допуск на размер по роликам
где
3.9. Вероятные максимальные боковые зазоры цилиндрических мелкомодульных передач приведены в справочном приложении 4.
Примеры использования таблиц настоящего стандарта для назначения норм точности приведены в таблице справочного приложения 5.
Таблица 10
Нормы бокового зазора
(показатели
Виды сопря- жений | Степень точности по нормам плав- ности | Делительный диаметр | |||||||||
До 12 | Св. 12 до 20 | Св. 20 до 32 | Св. 32 до 50 | Св. 50 до 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 до 180 | Св. 180 до 250 | Св. 250 до 315 | Св. 315 до 400 | ||
мкм | |||||||||||
Н | 3-7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 13 | 14 | 16 | 18 |
G | 3-6 | 12 | 14 | 16 | 18 | 22 | 25 | 28 | 38 | 40 | 45 |
7 | 16 | 18 | 20 | 22 | 26 | 28 | 30 | 40 | 40 | 45 | |
8 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 45 | 50 | 50 | |
F | 3-6 | 18 | 22 | 26 | 30 | 35 | 40 | 45 | 55 | 60 | 63 |
7 | 22 | 24 | 28 | 32 | 36 | 42 | 48 | 55 | 60 | 63 | |
8 | 26 | 30 | 34 | 38 | 42 | 45 | 53 | 60 | 63 | 70 | |
9 | 36 | 40 | 45 | 48 | 53 | 55 | 60 | 63 | 70 | 75 | |
10 | 48 | 53 | 55 | 60 | 60 | 63 | 70 | 75 | 80 | 85 | |
Е | 3-7 | 28 | 32 | 38 | 45 | 53 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
8 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 63 | 75 | 85 | 95 | 105 | |
9 | 42 | 48 | 55 | 60 | 63 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | |
10 | 55 | 60 | 63 | 70 | 75 | 80 | 90 | 100 | 105 | 120 | |
11 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 100 | 110 | 110 | 120 | 130 | |
12 | 100 | 105 | 110 | 118 | 120 | 125 | 130 | 130 | 140 | 150 | |
D | 3-7 | 40 | 55 | 60 | 70 | 80 | 90 | 110 | 130 | 150 | 160 |
8 | 50 | 55 | 60 | 70 | 80 | 95 | 118 | 130 | 150 | 160 | |
9 | 55 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 120 | 130 | 150 | 160 | |
10 | 63 | 70 | 80 | 90 | 100 | 105 | 125 | 130 | 150 | 160 | |
11 | 80 | 85 | 95 | 105 | 110 | 120 | 140 | 150 | 170 | 180 | |
12 | 105 | 110 | 118 | 125 | 132 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 |
Примечания: 1. Принятые обозначения:
2. При больших величинах
3. Значения
4. При выполнении зубчатых передач по сопряжению Н и G имеется вероятность получения бокового зазора менее гарантированного.
Таблица 11
Нормы бокового зазора
(
мкм
Вид сопряжения | Вид допуска бокового зазора* | Допуск на радиальное биение зубчатого венца | |||||||||||||||
До 6 | Св. 6 до 8 | Св. 8 до 10 | Св. 10 до 12 | Св. 12 до 16 | Св. 16 до 20 | Св. 20 до 25 | Св. 25 до 32 | Св. 32 до 40 | Св. 40 до 50 | Св. 50 до 60 | Св. 60 до 80 | Св. 80 до 100 | Св. 100 до 125 | Св. 125 до 160 | Св. 160 | ||
Н | h | 14 | 16 | 18 | 20 | 25 | 30 | 34 | 40 | 50 | 60 | 70 | 90 | 110 | 140 | 170 | 190 |
G | g | 16 | 18 | 20 | 22 | 28 | 32 | 38 | 45 | 53 | 67 | 75 | 100 | 120 | 150 | 190 | 210 |
F | f | 18 | 20 | 22 | 25 | 30 | 36 | 42 | 50 | 60 | 70 | 85 | 110 | 130 | 160 | 200 | 230 |
E, D | e | 20 | 22 | 25 | 30 | 34 | 40 | 48 | 56 | 70 | 80 | 100 | 125 | 150 | 190 | 240 | 260 |
_______________
* Вид допуска бокового зазора используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска (см. п.1.6 и п.1.9).
Примечание. Величины
Таблица 12
Нормы бокового зазора
(показатели -
Вид сопря- жения | Степень точности по нормам плавности | Делительный диаметр | |||||||||
До 12 | Св. 12 до 20 | Св. 20 до 32 | Св. 32 до 50 | Св. 50 до 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 до 180 | Св. 180 до 250 | Св. 250 до 315 | Св. 315 до 400 | ||
мкм | |||||||||||
H | 3-7 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 |
G | 3-6 | 8 | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 25 | 28 | 30 |
7 | 11 | 12 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 26 | 28 | 32 | |
8 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 | 22 | 24 | 30 | 32 | 35 | |
F | 3-6 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 26 | 30 | 36 | 40 | 45 |
7 | 15 | 16 | 19 | 22 | 25 | 28 | 32 | 36 | 40 | 45 | |
8 | 18 | 20 | 22 | 25 | 28 | 32 | 36 | 40 | 42 | 45 | |
9 | 25 | 28 | 30 | 32 | 35 | 38 | 42 | 42 | 45 | 50 | |
10 | 32 | 35 | 38 | 40 | 40 | 45 | 48 | 50 | 53 | 55 | |
Е | 3-7 | 19 | 22 | 26 | 30 | 36 | 42 | 48 | 55 | 63 | 70 |
8 | 24 | 26 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 63 | 70 | |
9 | 28 | 32 | 36 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 63 | 70 | |
10 | 38 | 40 | 42 | 45 | 50 | 55 | 60 | 63 | 70 | 75 | |
11 | 48 | 50 | 55 | 60 | 63 | 70 | 75 | 75 | 80 | 85 | |
12 | 63 | 70 | 75 | 80 | 80 | 85 | 90 | 90 | 95 | 100 | |
D | 3-7 | 28 | 34 | 40 | 48 | 55 | 63 | 75 | 85 | 95 | 105 |
8 | 34 | 38 | 42 | 48 | 55 | 63 | 80 | 85 | 95 | 105 | |
9 | 38 | 42 | 48 | 55 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | |
10 | 45 | 50 | 55 | 60 | 70 | 70 | 85 | 90 | 100 | 110 | |
11 | 55 | 60 | 63 | 70 | 75 | 80 | 95 | 100 | 110 | 120 | |
12 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 100 | 110 | 110 | 120 | 130 |
Примечание. Принятые обозначения:
Таблица 13
Нормы бокового зазора
(показатели -
мкм
Допуск на радиальное биение зубчатого венца | |||||||||||||||
До 6 | Св. 6 до 8 | Св. 8 до 10 | Св. 10 до 12 | Св. 12 до 16 | Св. 16 до 20 | Св. 20 до 25 | Св. 25 до 32 | Св. 32 до 40 | Св. 40 до 50 | Св. 50 до 60 | Св. 60 до 80 | Св. 80 до 100 | Св. 100 до 125 | Св. 125 до 160 | Св. 160 |
1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | 25 | 35 | 45 |
Примечания:
1. Принятые обозначения:
2. Величина наименьшего отклонения средней длины общей нормали
Таким образом,
Величина наименьшего отклонения длины общей нормали
Таблица 14
Нормы бокового зазора
(
мкм
Вид сопряжения | Вид допуска бокового зазора* | Допуск на радиальное биение зубчатого венца | |||||||||||||||
до 6 | Св. 6 до 8 | Св. 8 до 10 | Св. 10 до 12 | Св. 12 до 16 | Св. 16 до 20 | Св. 20 до 25 | Св. 25 до 32 | Св. 32 до 40 | Св. 40 до 50 | Св. 50 до 60 | Св. 60 до 80 | Св. 80 до 100 | Св. 100 до 125 | Св. 125 до 160 | Св. 160 | ||
Н | h | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 18 | 21 | 25 | 28 | 35 | 38 |
G | g | 8 | 8 | 9 | 9 | 11 | 12 | 14 | 15 | 16 | 20 | 21 | 28 | 32 | 40 | 48 | 50 |
F | f | 9 | 10 | 10 | 11 | 12 | 14 | 16 | 19 | 21 | 22 | 28 | 35 | 38 | 45 | 56 | 63 |
E, D | е | 11 | 11 | 12 | 14 | 15 | 17 | 21 | 22 | 26 | 30 | 38 | 45 | 53 | 67 | 80 | 85 |
_______________
* Вид допуска бокового зазора используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска (см. пп.1.6 и 1.9).
Примечание. Величины
Таблица 15
Нормы бокового зазора
(
мкм
Вид сопря- жения | Вид допуска бокового зазора* | Допуск на радиальное биение зубчатого венца | |||||||||||||||
До 6 | Св. 6 до 8 | Св. 8 до 10 | Св. 10 до 12 | Св. 12 до 16 | Св. 16 до 20 | Св. 20 до 25 | Св. 25 до 32 | Св. 32 до 40 | Св. 40 до 50 | Св. 50 до 60 | Св. 60 до 80 | Св. 80 до 100 | Св. 100 до 125 | Св. 125 до 160 | Св. 160 | ||
Н | h | 10 | 11 | 12 | 14 | 17 | 20 | 22 | 26 | 34 | 40 | 48 | 60 | 75 | 95 | 112 | 130 |
G | g | 11 | 12 | 14 | 15 | 19 | 22 | 26 | 30 | 36 | 45 | 50 | 67 | 80 | 100 | 130 | 140 |
F | f | 12 | 14 | 15 | 17 | 20 | 24 | 28 | 34 | 40 | 48 | 56 | 75 | 90 | 110 | 140 | 160 |
E, D | е | 14 | 15 | 17 | 20 | 22 | 28 | 32 | 38 | 48 | 53 | 67 | 85 | 100 | 130 | 160 | 180 |
_______________
* Вид допуска бокового зазора используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска (см. пп.1.6 и 1.9).
Примечание. Величины
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТЕРМИНЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Кинематическая погрешность передачи
Разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи. Выражается в линейных величинах длиной дуги его делительной окружности (черт.1).
где
Черт.1
1.1. Наибольшая кинематическая погрешность передачи
Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности передачи за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес (т.е. в пределах числа оборотов большого зубчатого колеса, равного частному от деления числа зубьев меньшего зубчатого колеса на общий наибольший делитель чисел зубьев обоих зубчатых колес передачи) (черт.2).
соответственно шестерни и колеса; I - наибольшая кинематическая погрешность передачи
II - полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес.
Черт.2
1.2. Допуск на кинематическую погрешность передачи
2. Кинематическая погрешность зубчатого колеса.
Разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси, ведомого измерительным зубчатым колесом при номинальном взаимном положении осей вращения этих колес.
Выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности.
Примечания:
1. Под рабочей осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в передаче.
2. Под измерительным зубчатым колесом понимается зубчатое колесо повышенной точности, применяемое в качестве измерительного элемента для однопрофильного и двухпрофильного методов контроля зубчатых колес.
2.1. Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса
Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности зубчатого колеса, в пределах его полного оборота (черт.3).
I - кривая кинематическая погрешность зубчатого колеса; II - один оборот зубчатого колеса
Черт.3
2.2. Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса
3. Кинематическая погрешность зубчатого колеса на
Разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота зубчатого колеса (на рассматриваемом числе зубьев
Выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности (чертеж, см. п.2.1).
3.1. Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса на
4. Накопленная погрешность
Наибольшая разность дискретных значений кинематической погрешности зубчатого колеса при номинальном его повороте на
Черт.4
4.1. Допуск на накопленную погрешность
5. Накопленная погрешность шага зубчатого колеса
Наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей в пределах зубчатого колеса (чертеж, см. п.4).
5.1. Допуск на накопленную погрешность шага зубчатого колеса
6. Радиальное биение зубчатого венца
Разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса (от его рабочей оси).
6.1. Допуск на радиальное биение зубчатого венца
7. Погрешность обката
Составляющая кинематическая погрешности зубчатого колеса, определяемая при вращении его на технологической оси и при исключении циклических погрешностей зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот.
Примечания: 1. Под технологической осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в процессе окончательной обработки зубьев по обеим их сторонам.
2. Погрешность обката может определяться как погрешность кинематической цепи деления зубообрабатывающего станка.
7.1. Допуск на погрешность обката
8. Колебание длины общей нормали
Разность между наибольшей и наименьшей действительными длинами общей нормали в одном и том же зубчатом колесе.
Примечание Под действительной длиной общей нормали понимается расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям зубьев зубчатого колеса.
8.1. Допуск на колебание длины общей нормали
9. Колебание измерительного межосевого расстояния:
- за оборот зубчатого колеса
- на одном зубе
Разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом при повороте последнего на полный оборот или соответственно на один угловой шаг (черт.5).
I - один угловой шаг; II - кривая изменения измерительного межосевого расстояния;
III - один оборот зубчатого колеса.
Черт.5
9.1. Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния:
- за оборот зубчатого колеса
- на одном зубе
10. Местная кинематическая погрешность зубчатой передачи
Наибольшая разность между местными соседними экстремальными (минимальными и максимальными) значениями кинематической погрешности передачи за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес передачи.
10.1. Допуск на местную кинематическую погрешность зубчатой передачи
11. Местная кинематическая погрешность зубчатого колеса
Наибольшая разность между местными соседними экстремальными (минимальными и максимальными) значениями кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах его оборота (черт.6).
I - кривая кинематической погрешности зубчатого колеса; II - один оборот зубчатого колеса.
Черт.6
11.1. Допуск на местную кинематическую погрешность зубчатого колеса
(Допуск на комплексную тангенциальную погрешность на зубе
12. Отклонение шага
(Отклонение торцового шага
Разность действительного шага
12.1. Предельные отклонения шага ±
(Предельные отклонения торцового шага ±
13. Разность шагов
Разность между двумя отклонениями шагов в любых участках зубчатого колеса.
13.1. Допуск на разность шагов
14. Отклонение шага зацепления
Разность между действительным и номинальным шагами зацепления (черт.7).
I - номинальный шаг зацепления; II - действительный профиль зуба; III - номинальный профиль зуба;
IV - действительный шаг зацепления на примере цилиндрического прямозубого колеса.
Черт.7
Примечания: 1. Под действительным и номинальным шагом зацепления понимается кратчайшее расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум одноименным активным боковым поверхностям соседних зубьев зубчатого колеса.
2. Определение и символ всегда относятся к нормальному сечению.
14.1. Предельные отклонения шага зацепления ±
15. Погрешность профиля зуба
I - действительный торцовый активный профиль зуба; II - номинальные торцовые профили зуба;
III - основная окружность; IV - границы активного профиля зуба.
Черт.8
Расстояние по нормали между двумя ближайшими друг к другу номинальными торцовыми профилями зуба, между которыми размещается действительный торцовый активный профиль зуба зубчатого колеса.
Примечание. Под действительным торцовым профилем зуба понимается линия пересечения действительной боковой поверхности зуба зубчатого колеса в плоскости, перпендикулярной его рабочей оси.
15.1. Допуск на погрешность профиля зуба
16. Суммарное пятно контакта
Часть активной боковой поверхности зуба зубчатого колеса, на котором располагаются следы прилегания зубьев парного зубчатого колеса в собранной передаче после вращения под нагрузкой, устанавливаемой конструктором.
17. Погрешность направления зуба
Расстояние между двумя ближайшими друг к другу номинальными делительными линиями зуба в торцовом сечении, между которыми размещается действительная делительная линия зуба, соответствующая рабочей ширине зубчатого венца или полушеврона (черт.9).
I - действительная делительная линия зуба; II - номинальные делительные линии зуба;
III - ширина зубчатого венца; IV - рабочая ось зубчатого колеса.
Черт.9
Примечание. Под действительной делительной линией зуба понимается линия пересечения действительной боковой поверхности зуба зубчатого колеса делительным цилиндром, ось которого совпадает с рабочей осью.
17.1. Допуск на направление зуба
18. Отклонение от параллельности осей
Отклонение от параллельности проекций рабочих осей зубчатых колес в передаче на плоскость, в которой лежит одна из осей, и точка второй оси в средней плоскости передачи (черт.10).
Черт.10
Примечания:
1. Определяется в торцовой плоскости в линейных единицах на длине, равной рабочей ширине зубчатого венца или ширине полушеврона.
2. Под средней плоскостью передачи понимается плоскость, проходящая через середину рабочей ширины зубчатого венца, или, для шевронной передачи, через середину расстояния между внешними торцами, ограничивающими рабочую ширину полушеврона.
18.1. Допуск параллельности осей
19. Перекос осей
Отклонение от параллельности проекций рабочих осей зубчатых колес в передаче на плоскость, перпендикулярную номинальным положениям осей, проходящую через одну из осей и перпендикулярную плоскости, в которой лежит эта ось, и точка второй оси в средней плоскости передачи. Определяется в торцовой плоскости в линейных единицах на длине, равной рабочей ширине зубчатого венца или ширине полушеврона (чертеж, см. п.18).
19.1. Допуск на перекос осей
20. Отклонение межосевого расстояния
Разность между действительным и номинальным межосевыми расстояниями в средней торцовой плоскости передачи.
20.1. Предельные отклонения межосевого расстояния ±
21. Гарантированный боковой зазор
Наименьший предписанный боковой зазор.
21.1. Допуск на боковой зазор
22. Дополнительное смещение исходного контура
Дополнительное смещение исходного контура от его номинального положения в теле зубчатого (червячного) колеса (зубчатой рейки), осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора (черт.11).
I - номинальное положение исходного контура; II - действительное положение исходного контура.
Черт.11
22.1. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура:
для зубчатого колеса с внешними зубьями -
для зубчатого колеса с внутренними зубьями +
Наименьшее предписанное смещение элемента исходного контура (одиночного зуба или впадины), условно наложенного на профиль зубьев зубчатого колеса, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора.
22.2. Допуск на дополнительное смещение исходного контура
23. Предельные отклонения измерительного межосевого расстояния:
- для зубчатых колес с внешними зубьями:
верхнее +
нижнее -
- для зубчатых колес с внутренними зубьями:
верхнее -
нижнее +
Разность между допускаемыми наибольшими или соответственно наименьшими измерительным и номинальным межосевыми расстояниями (черт.12).
I - контролируемое зубчатое колесо; II - измерительное зубчатое колесо;
III - номинальное измерительное межосевое расстояние.
Черт.12
Примечание. Под номинальным измерительным межосевым расстоянием понимается расчетное межосевое расстояние при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом, имеющим наименьшее дополнительное смещение исходного контура.
24. Средняя длина общей нормали
Средняя арифметическая из всех действительных длин общей нормали по зубчатому колесу (черт.13).
Черт.13
24.1. Отклонение средней длины общей нормали
Разность значений средней длины общей нормали по зубчатому колесу и номинальной длины общей нормали.
24.2. Наименьшее отклонение средней длины общей нормали:
для зубчатого колеса с внешними зубьями -
для зубчатого колеса с внутренними зубьями +
Наименьшее предписанное отклонение средней длины общей нормали, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора.
24.3. Допуск на среднюю длину общей нормали
25. Номинальная длина общей нормали
25.1. Отклонение длины общей нормали
Разность значений действительной и номинальной длины общей нормали.
25.2. Наименьшее отклонение длины общей нормали:
для зубчатого колеса с внешними зубьями -
для зубчатого колеса с внутренними зубьями +
Наименьшее предписанное отклонение длины общей нормали, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора.
25.3. Допуск на длину общей нормали
26. Отклонение размера по роликам (шарикам)
Разность действительной и нормальной величин размера по роликам (шарикам).
26.1. Наименьшее отклонение размера по роликам (шарикам):
для зубчатого колеса с внешними зубьями -
для зубчатого колеса с внутренними зубьями +
26.2. Допуск на размер по роликам (шарикам)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Зависимости предельных отклонений и допусков по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев от геометрических параметров зубчатых колес для степени точности 6.
1. По нормам кинематической точности
Коэффициенты перехода:
для
1,58 - от 6 к 5, 4 и 3 степеням точности;
1,4 - от 6 к 7 степени точности;
1,26 - от 7 к более грубым степеням точности;
для
1,58 - от 6 к 5, 4 и 3 степеням точности;
1,4 - от 6 к более грубым степеням точности.
2. По нормам плавности
Коэффициенты перехода:
для
1,58 - от 6 к 5, 4 и 3 степеням точности;
1,4 - от 6 к более грубым степеням точности;
для
1,4 - от 6 к 5, 4 и 3 степеням точности;
1,26 - от 6 к более грубым степеням точности;
для
1,4 - от 6 к 5, а также к 7 и 8 степеням точности;
1,26 - от 8 к более грубым степеням точности.
3. По нормам контакта
Коэффициенты перехода:
1,26 - от 6 к 5, 4 и 3, а также к 7 степеням точности,
1,4 - от 7 к более грубым степеням точности.
Примечания:
1. Принятые обозначения:
2. При расчете допусков
3. Числовые значения отклонений и допусков в таблицах стандарта округлены по рядам R20 и R40.
Таблица 1
Зависимости для отклонений и допусков по нормам боковых зазоров
Наименование параметра | Вид сопряжения | ||||
Н | G | F | Е | D | |
Гарантированный боковой зазор | 0 | IT5 | IT6 | IT7 | IT8 |
Предельные отклонения межосевого расстояния ± | 0,51Т7 (II класс) | 0,51T8 (III класс) | 0,51T9 (IV класс) | 0,51Т10 (V клacc) | 0,51T11 (VI класс) |
Наименьшее дополнительное смещение исходного контура | IT3+ | IT6+ | IТ7+ | IT8+ | IT9+ |
Допуск на смещение исходного контура |
| 1,1 | 1,2 | 1,4 |
Примечания:
1. Величины
2. При комбинировании норм из разных степеней точности для
Таблица 2
Значения
мкм
Обозначение | Диаметр делительной окружности | Степень точности | ||||||
3-6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
До 400 | 4 | 4 | - | - | - | - | - | |
До 400 | 3 | 8 | 14 | - | - | - | - | |
До 50 | 5 | 8 | 14 | 23 | 36 | - | - | |
От 50 до 400 | 5 | 7 | 12 | 19 | 29 | - | - | |
До 50 | 5 | 7 | 12 | 20 | 32 | 51 | 79 | |
От 50 до 180 | 5 | 7 | 11 | 17 | 27 | 45 | 71 | |
От 180 до 400 | 8 | 8 | 14 | 18 | 25 | 38 | 57 | |
До 100 | 4 | 6 | 10 | 16 | 26 | 44 | 68 | |
От 100 до 180 | 3 | 4 | 7 | 10 | 19 | 33 | 56 | |
От 180 до 400 | 15 | 15 | 15 | 15 | 20 | 35 | 50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
Взаимосвязи допусков и предельных отклонений, установленных в настоящем стандарте
Норма | Показатель точности | Формула или обозначение |
Кинематической точности | Допуск на кинематическую погрешность передачи | |
Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса | ||
Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса на | ||
Допуск на накопленную погрешность шага зубчатого колеса | ||
Допуск на накопленную погрешность | ||
Допуск на радиальное биение зубчатого венца | ||
Допуск на погрешность обката | ||
Допуск на колебание длины общей нормали | ||
Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса | ||
Плавности работы | Допуск на местную кинематическую погрешность передачи | |
Допуск на местную кинематическую погрешность зубчатого колеса | ||
Предельное отклонение шага | ||
Допуск на разность любых шагов | ||
Предельные отклонения шага зацепления | ||
Допуск на погрешность профиля зуба | ||
Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе | ||
Контакта зубьев | Допуск на погрешность направления зуба | |
Допуск на непараллельность осей | ||
Допуск на перекос осей | ||
Бокового зазора | Гарантированный боковой зазор | |
Предельное отклонение межосевого расстояния | ||
Наименьшее дополнительное смещение исходного контура | ||
Допуск на смещение исходного контура | ||
Наименьшее отклонение средней длины общей нормали | ||
Допуск на среднюю длину общей нормали | ||
Наименьшее отклонение длины общей нормали | ||
Допуск на длину общей нормали | ||
Предельные отклонения измерительного межосевого расстояния | ||
Наименьшее отклонение размера по роликам | ||
Допуск на размер по роликам | ||
Вероятный максимальный боковой зазор |
Примечания:
1. Подстрочные индексы 1, 2 и 0 относятся к шестерне, колесу и передаче соответственно.
2.
3. Для сопряжения
4. Отклонения по нормам бокового зазора даны для зубчатых колес внешнего зацепления.
Для колес внутреннего зацепления меняется подстрочный индекс
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
Таблица 1
Вероятные максимальные боковые зазоры
(
Степень точности по нормам кинема- тической точности | Вид сопря- жения | Межосевое расстояние | ||||||
До 12 | Св. 12 до 20 | Св. 20 до 32 | Св. 32 до 50 | Св. 50 до 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 | ||
мкм | ||||||||
3, 4 | H | 17 | 18 | 20 | 22 | 26 | 30 | 34 |
G | 28 | 32 | 36 | 42 | 50 | 60 | 70 | |
F | 40 | 45 | 55 | 63 | 75 | 85 | 100 | |
Е | 60 | 70 | 85 | 100 | 120 | 140 | 160 | |
D | 90 | 105 | 125 | 150 | 180 | 210 | 240 | |
5 | Н | 20 | 22 | 24 | 26 | 30 | 34 | 40 |
G | 30 | 35 | 40 | 45 | 53 | 60 | 70 | |
F | 40 | 45 | 55 | 63 | 75 | 90 | 105 | |
Е | 63 | 70 | 85 | 100 | 125 | 140 | 160 | |
D | 90 | 110 | 130 | 150 | 180 | 210 | 240 | |
6 | Н | 22 | 24 | 26 | 30 | 35 | 40 | 48 |
G | 32 | 38 | 45 | 50 | 56 | 63 | 80 | |
F | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 95 | 110 | |
Е | 63 | 75 | 90 | 105 | 130 | 140 | 160 | |
D | 90 | 110 | 130 | 150 | 180 | 210 | 240 | |
7 | Н | 25 | 28 | 32 | 38 | 42 | 48 | 55 |
G | 34 | 42 | 48 | 55 | 63 | 70 | 85 | |
F | 48 | 55 | 63 | 75 | 85 | 95 | 110 | |
Е | 70 | 80 | 95 | 110 | 130 | 150 | 170 | |
D | 95 | 110 | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | |
8 | G | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 95 |
F | 50 | 60 | 70 | 80 | 95 | 105 | 125 | |
Е | 70 | 85 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | |
D | 95 | 110 | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | |
9 | F | 55 | 63 | 75 | 85 | 105 | 110 | 130 |
Е | 80 | 90 | 105 | 120 | 140 | 160 | 180 | |
D | 100 | 120 | 140 | 160 | 190 | 220 | 260 | |
10 | F | 63 | 75 | 80 | 95 | 110 | 125 | 140 |
Е | 80 | 95 | 110 | 125 | 150 | 170 | 200 | |
D | 105 | 125 | 140 | 170 | 210 | 240 | 260 |
Таблица 2
Вероятные максимальные боковые зазоры
(0,5<
Степень точности по нормам кинема- тической точности | Вид сопря- жения | Межосевое расстояние | ||||||
До 12 | Св. 12 до 20 | Св. 20 до 32 | Св. 32 до 50 | Св. 50 до 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 до 180 | ||
мкм | ||||||||
3, 4 | H | 17 | 19 | 22 | 25 | 28 | 32 | 36 |
G | 28 | 32 | 38 | 45 | 53 | 56 | 63 | |
F | 40 | 45 | 55 | 63 | 75 | 85 | 105 | |
Е | 60 | 70 | 85 | 100 | 120 | 140 | 160 | |
D | 90 | 105 | 125 | 150 | 180 | 210 | 240 | |
5 | Н | 21 | 22 | 24 | 26 | 30 | 34 | 40 |
G | 32 | 36 | 42 | 48 | 55 | 60 | 70 | |
F | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | |
Е | 63 | 75 | 90 | 100 | 130 | 140 | 160 | |
D | 90 | 110 | 130 | 160 | 190 | 210 | 240 | |
6 | Н | 25 | 26 | 30 | 34 | 38 | 42 | 48 |
G | 35 | 40 | 45 | 53 | 60 | 63 | 80 | |
F | 48 | 53 | 60 | 70 | 85 | 95 | 110 | |
Е | 63 | 75 | 95 | 105 | 130 | 140 | 160 | |
D | 95 | 110 | 130 | 160 | 190 | 210 | 240 | |
7 | Н | 32 | 34 | 38 | 42 | 45 | 50 | 55 |
G | 45 | 48 | 53 | 60 | 63 | 75 | 85 | |
F | 55 | 60 | 63 | 80 | 90 | 105 | 120 | |
Е | 75 | 85 | 95 | 110 | 130 | 150 | 170 | |
D | 100 | 110 | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | |
8 | G | 50 | 55 | 60 | 63 | 70 | 85 | 95 |
F | 60 | 63 | 75 | 85 | 95 | 110 | 125 | |
Е | 80 | 90 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | |
D | 105 | 120 | 140 | 160 | 190 | 220 | 250 | |
9 | F | 70 | 75 | 80 | 90 | 100 | 120 | 140 |
Е | 90 | 95 | 110 | 125 | 150 | 170 | 190 | |
D | 110 | 125 | 140 | 170 | 200 | 240 | 280 | |
10 | F | 80 | 85 | 90 | 100 | 110 | 130 | 150 |
Е | 100 | 105 | 120 | 140 | 160 | 180 | 220 | |
D | 120 | 130 | 150 | 180 | 200 | 240 | 280 | |
11 | Е | 110 | 120 | 140 | 150 | 170 | 200 | 240 |
D | 130 | 140 | 170 | 200 | 220 | 260 | 300 | |
12 | Е | 130 | 140 | 150 | 170 | 190 | 240 | 280 |
D | 150 | 160 | 180 | 220 | 240 | 280 | 340 |
Величины вероятных максимальных боковых зазоров рассчитаны по формуле:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Справочное
Примеры использования таблиц настоящего стандарта для назначения норм точности
Наименование параметра | NN таблиц | Обозначение | Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | ||||
Прямозубое зубчатое колесо | |||||||||
Модуль | - | 0,5 мм | |||||||
Число зубьев шестерен и колеса | - | 24 | 72 | 24 | 72 | 24 | 72 | ||
Межосевое расстояние и ширина венца | - | ||||||||
Степень точности и вид сопряжения | - | - | 7F | 7-8-8-F | 7-8-8-F | ||||
По нормам кинематической точности | Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса | 5 | 31 | 39 | - | - | - | - | |
Допуск на радиальное биение зубчатого венца | 5 | - | - | 16 | 22 | - | - | ||
Допуск на колебание длины общей нормали | 5 | - | - | 6 | 11 | - | - | ||
Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния | 5 | - | - | - | - | 24 | 34 | ||
По нормам плавности работы | Допуск на местную кинематическую погрешность | 6 | 20 | 20 | - | - | - | - | |
Предельное отклонение шага зацепления | 6 | - | - | ±14 | ±14 | - | - | ||
Допуск на погрешность профиля зуба | 6 | - | - | 11 | 11 | - | - | ||
Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе | 6 | - | - | - | - | 17 | 17 | ||
По нормам контакта | Допуск на погрешность направления зуба | 7 | 13 | 13 | 13 | 13 | - | - | |
Суммарное пятно контакта | 7 | - | - | - | - | - | По высоте 40%, по длине 50% | ||
По нормам бокового зазора | Гарантированный боковой зазор | 9 | 13 | ||||||
Предельное отклонение межосевого расстояния | 9 | ±25 | |||||||
Наименьшее дополнительное смещение исходного контура | 10 | -22 | -32 | - | - | - | - | ||
Допуск на смещение исходного контура | 11 | 30 | 42 | - | - | - | - | ||
Наименьшее отклонение средней длины общей нормали | 12, 13 | - | - | -21 | -30 | -21 | -30 | ||
Допуск на среднюю длину общей нормали | 14 | - | - | 12 | 16 | 15 | 21 | ||
Наименьшее отклонение длины общей нормали | 12 | - | - | -18 | -25 | -18 | -25 | ||
Допуск на длину общей нормали | 15 | - | - | 20 | 28 | 22 | 32 | ||
Верхнее предельное отклонение измерительного межосевого расстояния | 8 и 6 | - | - | - | - | +17 | +17 | ||
Нижнее предельное отклонение измерительного межосевого расстояния | 8 и 11 | - | - | - | - | -34 | -48 |
Примечание. В каждом из примеров сочетание комплексов по всем нормам может быть другим.
Текст документа сверен по
М.: Издательство стандартов, 1987