agosty.ru61.020 Одежда61 ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ПНСТ 898-2023 Вещевое имущество. Порядок разработки и модернизации

Обозначение:
ПНСТ 898-2023
Наименование:
Вещевое имущество. Порядок разработки и модернизации
Статус:
Действует
Дата введения:
01.03.2024
Дата отмены:
01.03.2027
Заменен на:
-
Код ОКС:
61.020, 59.020, 59.080

Текст ПНСТ 898-2023 Вещевое имущество. Порядок разработки и модернизации

        ПНСТ 898-2023


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВЕЩЕВОЕ ИМУЩЕСТВО


Порядок разработки и модернизации


Material property. Guidance for development and modernization

ОКС 61.020,

59.020, 59.080

Срок действия с 2024-03-01

до 2027-03-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "БТК групп" (АО "БТК групп")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 442 "Продукция легкой промышленности"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2023 г. N 105-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 192241 Санкт-Петербург, ул.Пражская, д.10 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки и модернизации предметов вещевого имущества для федеральных органов исполнительной власти.

Стандарт не распространяется на изделия, изготовляемые по индивидуальным заказам.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 23167 Фигуры военнослужащих типовые. Размерные признаки для проектирования военной одежды

ГОСТ 31396 Классификация типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды

ГОСТ 31399 Классификация типовых фигур мужчин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды

ГОСТ 15.007-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция легкой промышленности. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 апробация: Комплекс испытаний и мероприятий, направленных на определение эксплуатационных характеристик нового (модернизированного) предмета вещевого имущества в течение заданного времени и в определенных климатических условиях, а также на определение соответствия требованиям, заявленным заказчиком.

Примечание - При необходимости проводят повторную апробацию после подведения итогов апробации и доработки опытных образцов вещевого имущества с целью подтверждения изменения эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей с учетом замечаний.

3.2 аккредитация испытательной лаборатории: Официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять испытания конкретных видов изделий или конкретные виды испытаний.

3.3 вещевое имущество: Предметы военной, специальной, повседневной, особой, рабочей формы одежды, в том числе бельевые изделия (нательное белье, постельное белье) и прочие изделия на усмотрение заказчика, поступающие на снабжение личного состава федерального органа исполнительной власти.

3.4 заказчик: Подразделение федерального органа исполнительной власти, в интересах которого осуществляется разработка или модернизация предмета вещевого имущества.

3.5 изготовитель: Организация, независимо от формы собственности осуществляющая выпуск вещевого имущества для заказчика.

3.6 испытатель: Военнослужащий, сотрудник, гражданский персонал федерального органа исполнительной власти, осуществляющий апробацию опытных предметов вещевого имущества изготовителя.

3.7 метод сравнения: Сравнительная оценка конструкции и основных характеристик применяемых материалов опытного образца вещевого имущества с существующими, аналогичными по предназначению предметами вещевого имущества, стоящими на снабжении в федеральном органе исполнительной власти или представленными на рынке и не применяемыми заказчиком.

3.8 метод экспертизы: Оценка характеристик и свойств нового (модернизированного) предмета вещевого имущества экспертными организациями и на основании действующих нормативных требований к соответствующим видам изделий, установленных документами по стандартизации.

3.9 модернизация: Разработка изделия, проводимая с целью замены выпускаемого изделия изделием с улучшенными отдельными показателями качества путем ограниченного изменения его конструкции или основных применяемых материалов.

3.10 нормативная документация; НД: Совокупность документов, устанавливающих правила, общие принципы или характеристики, необходимые для проектирования, изготовления, контроля качества, приемки, поставки, испытаний, эксплуатации, ремонта, упаковки и маркировки, модернизации и утилизации изделия.

3.11 образец-эталон: Образец изделия, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для сравнения с ним изготовленных изделий при приемке и поставке.

3.12 опытные предметы вещевого имущества: Партия изделий вещевого имущества, изготовленная в соответствии с нормативной документацией изготовителя или заказчика с целью проведения апробации.

3.13 опытный образец вещевого имущества: Образец изделия, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний его соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения об использовании по назначению.

3.14 программа апробации: Документ, составленный заказчиком для организации проведения апробации опытных предметов вещевого имущества, который содержит информацию о месте проведения апробации, ответственном за проведение апробации подразделении федерального органа исполнительной власти, наименовании испытуемых изделий и их количестве, сроках их эксплуатации, периодичности осмотра опытных предметов вещевого имущества, порядке отчетности, содержании анкет экспертной оценки и других необходимых требованиях.

3.15 разработка (вещевого имущества): Процесс создания образцов-эталонов и технической документации, который начинается с разработки технического задания с установленными требованиями к изделиям и кончается реализацией этих требований в образцах-эталонах и в технической документации для организации промышленного производства изделий.

3.16 разработчик: Организация, независимо от формы собственности осуществляющая разработку опытного образца вещевого имущества.

3.17 срок проведения апробации: Интервал времени с момента начала и до окончания проведения испытательных процедур новых (модернизированных) предметов вещевого имущества с заданными техническими характеристиками.

3.18 техническое задание; ТЗ: Исходный технический документ для разработки вещевого имущества и технической документации на него, а также требования к объему, срокам проведения работы и форме представления результатов.

3.19 участник апробации: Представители заказчика и изготовителя.

Примечание - Разработчик и изготовитель изделий могут быть представлены одним лицом.


4 Основные положения

4.1 Разработку (модернизацию) предметов вещевого имущества осуществляют по инициативе федерального органа исполнительной власти или разработчика.

4.2 Разработку и модернизацию предметов вещевого имущества осуществляют в порядке, приведенном в 4.2.1-4.2.5.

4.2.1 Изготовление разработчиком (изготовителем) опытного образца вещевого имущества и его оценка заказчиком.

4.2.2 Определение заказчиком способа оценки соответствия требованиям ТЗ новых (модернизированных) предметов вещевого имущества (методом сравнения, экспертизы или апробации).

4.2.2.1 При оценке соответствия с использованием метода сравнения:

- проводят лабораторные испытания основных применяемых материалов (при их замене или модернизации) и/или конструкции изделия (при изменении конструкции);

- сравнивают результаты испытаний нового (модернизированного) предмета вещевого имущества с существующими аналогичными изделиями;

- готовят заключение о результатах сравнения;

- разрабатывают проекты НД.

4.2.2.2 При оценке соответствия с использованием метода экспертизы:

- проводят лабораторные испытания основных применяемых материалов и/или конструкции изделия;

- готовят экспертное заключение;

- разрабатывают проекты НД.

4.2.2.3 При оценке соответствия методом апробации:

- изготавливают опытные предметы вещевого имущества;

- проводят апробацию;

- подводят итоги апробации;

- разрабатывают проекты НД.

4.2.3 Изготовление образцов-эталонов новых (модернизированных) предметов вещевого имущества изготовителем (разработчиком).

4.2.4 Утверждение НД на новые (модернизированные) предметы вещевого имущества заказчиком.

4.2.5 Утверждение образцов-эталонов новых (модернизированных) предметов вещевого имущества заказчиком.

4.3 Порядок и содержание работ, необходимых при разработке (модернизации) конкретных предметов вещевого имущества, определяет заказчик с учетом требований настоящего стандарта и может быть дополнен другими этапами при наличии обоснования.


5 Оценка соответствия требованиям технического задания заказчика методом сравнения

5.1 Метод сравнения применяют при наличии в федеральном органе исполнительной власти аналогичных по характеристикам и применению предметов вещевого имущества. Допускается проводить сравнение по функциональным и качественным характеристикам с аналогичными изделиями, представленными на рынке и не применяемыми заказчиком.

5.2 Выбор аналогичных предметов для сравнения осуществляет заказчик с учетом вида изделия по целевому или функциональному назначению, области применения, половозрастной группы пользователей, климатических условий использования изделий, специальных свойств (при наличии), равнозначного применения изделий в мирное или военное время, схожих сырьевых или химических составов и дополнительных свойств основных применяемых материалов. Наименования выбранных аналогичных предметов для сравнения и нормативные требования к ним заказчик должен предоставить разработчику по его требованию.

5.3 Метод сравнения проводится заказчиком, и результат сравнения доводится до разработчика. Заказчик может привлекать разработчика для совместного проведения сравнения.

5.4 Сравнивают нормативные значения поставляемых в адрес федеральных органов исполнительной власти основных характеристик предметов вещевого имущества (или результаты испытаний аналогичных изделий, представленных на рынке) и результаты испытаний основных материалов в случае их замены или модернизации и/или результаты основных линейных измерений изделий (в случае изменения конструкции изделия).

Испытания проводят в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

5.5 По решению заказчика допускается не проводить сравнение показателей, изменение которых не может привести к ухудшению эксплуатационных, функциональных, эстетических характеристик предмета вещевого имущества.

5.6 Результаты сравнения оформляют документально в произвольной форме со ссылкой на настоящий стандарт, указанием результата сравнения и выводом о соответствии требованиям ТЗ заказчика. Рекомендуемая форма приведена в приложении А.

5.7 По согласованию с заказчиком допускается привлекать к сравнению и формированию результатов сравнения специалистов из профильных институтов, образовательных учреждений, экспертных организаций в области изделий легкой промышленности.

5.8 При формировании вывода о соответствии требованиям ТЗ заказчика после сравнения необходимо учитывать требования, перечисленные в 5.8.1-5.8.3.

5.8.1 Улучшение (ужесточение) сравниваемых показателей не всегда является преимуществом, необходимо учитывать все аспекты предмета вещевого имущества (условия использования, специальные требования, тенденции развития и др.).

5.8.2 Необходимо использовать нормативные значения на аналогичные изделия, указанные в национальных, региональных (межгосударственных) и международных стандартах. При существенных различиях нормативных значений стандартов и НД, поставляемых в федеральные органы исполнительной власти предметов вещевого имущества в рекомендациях следует отдельно обосновать целесообразность требований по улучшению (ужесточению) нормативных значений.

5.8.3 Соответствие требованиям ТЗ заказчика подтверждают при улучшенных или в целом равнозначных эксплуатационных, функциональных и эстетических характеристиках предмета вещевого имущества.

5.9 Документально оформленный результат сравнения заказчик доводит до сведения разработчика и изготовителя.


6 Оценка соответствия требованиям технического задания заказчика методом экспертизы

6.1 Метод экспертизы инициирует заказчик предметов вещевого имущества.

6.2 Суть метода заключается в привлечении экспертной организации в области легкой промышленности, имеющей штатных экспертов с высшим специальным образованием, обладающих необходимыми познаниями для проведения экспертизы в порядке, предусмотренном внутренними нормативными актами экспертной организации, с целью выдачи заключения (акта экспертизы), содержащего выводы о соответствии требованиям ТЗ заказчика нового (модернизированного) предмета вещевого имущества.

6.3 Заказчик формирует ТЗ для экспертной организации. Разработчик предоставляет для проведения работ опытные образцы вещевого имущества в достаточном количестве, НД, дополнительную и иную имеющую значение информацию.

6.4 Экспертная организация самостоятельно определяет методы проведения экспертизы для решения задач, указанных в ТЗ, и привлекает аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории (центры) в случае необходимости.

6.5 Экспертное заключение (акт экспертизы), выданное по результатам проведенной экспертизы, должно содержать описание объекта экспертизы, результаты лабораторных испытаний, обоснование выводов о соответствии или несоответствии требованиям ТЗ заказчика опытного образца вещевого имущества.

6.6 Документально оформленный результат экспертизы заказчик доводит до сведения разработчика.


7 Оценка соответствия требованиям технического задания заказчика методом апробации

7.1 Апробацию как метод оценки соответствия требованиям ТЗ заказчика выбирают при невозможности использования методов сравнения и метода экспертизы либо при наличии объективной необходимости в тестировании предметов вещевого имущества с использованием испытателей в реальных условиях.

7.2 Задачи апробации перечислены в 7.2.1-7.2.3.

7.2.1 Комплексная оценка функциональных, эргономических показателей и эксплуатационных характеристик опытных предметов вещевого имущества.

7.2.2 Определение возможности и качества выполнения военнослужащими (сотрудниками, гражданским персоналом) боевых (оперативных, служебных) задач и обеспечение бытовых нужд с использованием опытных предметов вещевого имущества, а также выявление преимуществ (недостатков) апробируемых опытных предметов вещевого имущества по сравнению с изделиями, принятыми на снабжение в федеральном органе исполнительной власти.

7.2.3 Выработка рекомендаций по применению апробируемых опытных предметов вещевого имущества в деятельности федеральных органов исполнительной власти.

7.3 Заказчик разрабатывает и утверждает программу апробации. Программа апробации должна быть составлена с учетом видов модернизации предмета вещевого имущества, перечисленных в 7.3.1-7.3.3.

7.3.1 Изделия, изготовленные из новых материалов с использованием действующих конструкций, преимущественно определяют функциональные, эксплуатационные характеристики новых материалов.

7.3.2 Изделия, изготовленные из новых материалов с модернизированной конструкцией, определяют функциональные, эксплуатационные, эргономические характеристики новой конструкции и новых материалов.

7.3.3 Изделия, изготовленные из действующих материалов с модернизированной конструкцией, преимущественно определяют функциональные, эксплуатационные и эргономические характеристики новой конструкции.

7.4 Перечень документов, представляемых изготовителем (разработчиком) заказчику для проведения апробации, приведен в 7.4.1-7.4.3.

7.4.1 НД (при наличии) на опытные предметы вещевого имущества, предъявляемые на апробацию.

7.4.2 Копии актов и протоколов ранее проведенных проверок (испытаний, апробаций) опытных предметов вещевого имущества, применяемых материалов и документов о подтверждении соответствия (при наличии).

7.4.3 Ориентировочные (планируемые) предложения по стоимости апробируемых предметов вещевого имущества на текущий год и плановый период (при наличии такого требования от заказчика).

7.5 НД изготовителя может быть предварительной и неутвержденной и должна в обязательном порядке содержать информацию об объекте апробации, приведенную в 7.5.1-7.5.3.

7.5.1 Описание внешнего вида изделия и при необходимости эскиз (фото, чертеж) изделия.

7.5.2 Качественные характеристики (физико-гигиенические, физико-механические, физико-химические, санитарно-химические, биологические, органолептические, токсиколого-гигиенические и т.п.).

7.5.3 Эксплуатационные характеристики (в т.ч. способы по уходу за изделием).

7.6 В ходе проведения апробации по согласованию сторон допускается внесение изменений и дополнений, не снижающих объем предусмотренных программой апробации мероприятий и достоверность их результатов.

7.7 Апробацию опытных предметов вещевого имущества проводят в подразделениях заказчика с составлением отчетных документов [анкеты экспертной оценки, отчетов промежуточных осмотров, итогового отчета апробации, а также фотоматериалов, отражающих результаты проведения испытаний (при необходимости)]. Рекомендуемые формы отчетных документов приведены в приложениях Б, В, Г.

7.8 В апробации принимают участие:

- представители заказчика;

- представители разработчика (при необходимости - по решению заказчика);

- испытатели.

К оценке соответствия (проверкам) опытных предметов вещевого имущества в ходе апробации по решению заказчика могут привлекаться другие специализированные организации, мнения которых также учитываются на усмотрение заказчика.

7.9 Опытные образцы вещевого имущества, предъявляемые на апробацию, должны соответствовать требованиям НД на данную группу изделий и быть приняты в установленном порядке отделом технического контроля (ОТК) изготовителя.

Опытные образцы одежды, предъявляемые на апробацию, должны соответствовать типовым фигурам военнослужащих, установленным ГОСТ 23167, или ГОСТ 31396, и/или ГОСТ 31399, и быть приняты ОТК изготовителя.

7.10 Для непосредственного проведения апробации командиры (руководители) воинских частей (подразделений), в которых в соответствии с программой апробации определено ее проведение, своими приказами (распоряжениями, решениями) назначают комиссии и группы испытателей. В состав групп включают военнослужащих, сотрудников или гражданский персонал, прошедших медицинский осмотр и не имеющих медицинских ограничений.

7.11 Для формирования состава групп испытателей командиры (руководители) соответствующих подразделений для апробации предметов вещевого имущества с размерными признаками отбирают военнослужащих, сотрудников или гражданский персонал, имеющих типовые фигуры, соответствующие ростовочно-полнотным характеристикам опытных предметов вещевого имущества. Типовые фигуры испытателей определяют в соответствии с ГОСТ 23167, или ГОСТ 31396, и/или ГОСТ 31399. Для апробации предметов вещевого имущества, не относящихся к предметам одежды, отбор испытателей проводят без учета ростовочно-полнотных характеристик.

7.12 Основные требования к опытным предметам вещевого имущества:

- не должны являться товаром, бывшим в употреблении;

- должны иметь индивидуальную маркировку (на прикрепленных ярлыках) с размером изделия и символами по уходу;

- должны быть устойчивы к стирке (в том числе реквизиты индивидуальной маркировки опытных предметов вещевого имущества).

7.13 Опытные предметы вещевого имущества в период апробации подвергают уходу усилиями ее участников в соответствии с программой апробации и символами по уходу, указанными в маркировке или инструкции по эксплуатации (при ее наличии).

7.14 Опытные предметы вещевого имущества периодически в ходе апробации подвергают органолептическому осмотру с составлением отчетных документов, рекомендуемая форма которых приведена в приложении Б.

7.15 По окончании проведения апробации испытатели направляют заказчику отчетные документы о ее окончании.

7.16 Полученные результаты в ходе апробации заказчик анализирует, обобщает и систематизирует.

7.17 Заказчик на основании полученных отчетных материалов самостоятельно принимает решение о соответствии требованиям, необходимости проведения корректирующих мероприятий или несоответствии требованиям либо докладывает руководству федерального органа исполнительной власти, который принимает решение.

7.18 О результатах проведенной апробации и принятом решении заказчик информирует разработчика с предоставлением ему требуемых отчетных документов.

7.19 При необходимости проведения повторной апробации по корректирующим мероприятиям в результате первичной апробации процедуру повторяют после изготовления повторной опытной партии с внесенными корректировками. Допускается сокращать срок проведения повторной апробации и программу испытаний до уровня, достаточного для проверки измененных после первичной апробации характеристик новых (модернизированных) предметов вещевого имущества.

7.20 Объем опытных партий и сроки проведения апробации устанавливает заказчик.

7.20.1 Количество изделий для апробации устанавливает заказчик, и оно не может быть менее пяти единиц по каждому наименованию предмета вещевого имущества. При нескольких цветовых решениях одной модели предмета нового (модернизированного) вещевого имущества и идентичности ее конструкции, НД, применяемых материалов и способа производства допускается объединение цветовых решений изделий для апробации в один выбранный заказчиком вариант.

7.20.2 Сроки проведения апробации должны составлять не менее трех недель. При редком использовании предметов нового (модернизированного) вещевого имущества в соответствии с должностными обязанностями испытателей минимальный срок проведения апробации должен приравниваться к минимальному количеству применений предмета нового (модернизированного) вещевого имущества, равному десяти. Максимальные сроки проведения апробации не ограничены и устанавливаются заказчиком.

7.21 Климатические и специальные условия проведения апробации

7.21.1 Климатические и географические условия проведения апробации должны соответствовать назначению предметов вещевого имущества, их свойствам, быть максимально приближены к реальным условиям выполнения оперативно-служебных задач испытателями.

7.21.2 При наличии специфических свойств предметов вещевого имущества (например, защита от проливного дождя, маскирующие свойства и пр.) программа апробации должна включать в себя соответствующие условия для определения соответствия заданных свойств опытной партии вещевого имущества.

7.22 Материально-техническое и метрологическое обеспечение апробации

7.22.1 Материально-техническое и метрологическое обеспечение апробации возлагается на заказчика.

7.22.2 Изготовитель осуществляет передачу заказчику опытных предметов вещевого имущества для проведения апробации с сопроводительными документами.

7.23 Отчетность

7.23.1 Апробацию считают завершенной, если ее результаты оформлены в виде отчета, содержащего оценку результатов апробации.

7.23.2 К отчету, составленному в подразделении, на базе которого проводилась апробация, прилагают опросные листы испытателей и фотоматериалы, иллюстрирующие выявленные в ходе проведения апробации недостатки.

7.23.3 Отчетные материалы с результатами проведения апробации, поступившие от подразделения заказчика, рассматриваются заказчиком. Результаты проверки отчетных документов отражают в итоговом отчете по результатам проведения апробации опытных предметов вещевого имущества, приведенном в приложении В. Итоговый отчет должен содержать обобщенные сведения о результатах апробации опытных предметов вещевого имущества:

- основные направления улучшения апробируемых изделий;

- обоснованные краткие выводы о соответствии или несоответствии апробированных изделий;

- иллюстративно-справочные материалы (при необходимости).

7.23.4 Опытные предметы вещевого имущества, представленные для проведения апробации, после их завершения подлежат возврату разработчику для анализа (при необходимости).

7.23.5 Итоговый отчет, приведенный в приложении В, оформляют в двух экземплярах (подлинники), один из которых остается у заказчика, второй экземпляр направляют разработчику апробируемых изделий. Выдача копий итогового отчета по результатам проведения апробации опытных предметов вещевого имущества другим заинтересованным лицам осуществляется по согласованию с заказчиком.


8 Оценка соответствия требованиям технического задания заказчика новых (модернизированных) предметов вещевого имущества

8.1 Основанием для выводов о соответствии требованиям ТЗ заказчика новых (модернизированных) предметов вещевого имущества является решение заказчика, принятое на основании документально оформленного метода сравнения, или экспертного заключения при методе экспертизы, или отчетов об апробации.

8.2 Решение заказчика оформляют в установленном в федеральном органе исполнительной власти порядке подписанием НД в двух экземплярах, в котором устанавливают требования к качеству изделий и образцам-эталонам изделий, соответствующим изделию, участвующему в методе сравнения или методе экспертизы или прошедшему апробацию.

8.3 Линейные измерения предметов вещевого имущества для всех размеров, ростов, полнотных групп, указанные в НД, могут быть скорректированы разработчиком или изготовителем по результатам массового производства изделий при первом заказе. Данные корректировки должны допускаться заказчиком, так как разработчик или изготовитель не производит предметы вещевого имущества на весь размерный ряд в процессе разработки (модернизации) и постановки на снабжение.

8.4 Образцы-эталоны должны соответствовать требованиям приложения 1 ГОСТ 15.007-88 в части, не противоречащей настоящему стандарту и локальным нормативным актам заказчика.

8.5 Один экземпляр образца-эталона, оформленного надлежащим образом, остается у заказчика, второй экземпляр передается разработчику (изготовителю) изделий.

8.6 Для принятия решения о соответствии требованиям ТЗ заказчика рекомендуется привлекать представителей, в интересах которых разрабатывалось (модернизировалось) изделие.

Приложение А

(рекомендуемое)


Типовая форма отчета о результатах метода сравнения



УТВЕРЖДАЮ


Руководитель группы, проводящей сравнение




Подпись

Ф.И.О.




"


"


г.


(М.П.)


ОТЧЕТ

о результатах сравнения с техническим заданием заказчика методом сравнения в соответствии с ПНСТ*, проведенного в



(организация или ФОИВ, в котором проводилось сравнение)



1 Основание: ПНСТ* (указать причину необходимости постановки на снабжение)


2 Наименование объекта сравнения


(новая (изменяемая) конструкция, новый (модернизированный) основной материал)


3 Описание аналогичных изделий, выбранных для сравнения


(с учетом половозрастной группы пользователей, климатических условий использования изделий, специальных свойств (при наличии), равнозначного применения изделий в мирное или военное время, схожих сырьевых или химических составов и дополнительных свойств основных применяемых материалов, указать номер НД при наличии)


4 Место проведения сравнения (город или область, возможно перечисление)




5 Показатели, выбранные для сравнения




6 Показатели, регламентированные НД, но не влияющие на эксплуатационные, функциональные, эстетические характеристики предмета вещевого имущества




7 Результаты сравнения (оформить в виде таблицы при необходимости)


8 Изделия, изготавливаемые предприятиями, и аналогичные изделия, используемые дополнительно для сравнения


(указать наименование предприятия, страну производства и реализации изделий, длительность реализации)


9 Показатели реализуемых аналогичных изделий, выбранных для сравнения



10 Результаты сравнения (оформить в виде таблицы при необходимости)


11 Нормативные значения на аналогичные изделия, указанные в национальных, межгосударственных и международных стандартах



12 На основании результатов сравнения предлагается


(рекомендации для промышленного производства (при изменении конструкции) и/или для применения нового (модернизированного) основного материала)


13 Дополнительные сведения (при привлечении специалистов из профильных организаций)



Приложения:


1 Протоколы испытаний, паспорта качества на


л.




2 Фотоматериалы на


л.




Руководитель рабочей группы, проводящей сравнение


Должность, воинское (специальное) звание

Подпись

Ф.И.О.


Участники рабочей группы, проводящей сравнение


Должность, воинское (специальное) звание

Подпись

Ф.И.О.


"

"


20


г.


_______________

* Указывается обозначение настоящего стандарта.

Приложение Б

(рекомендуемое)


Типовая форма опросного листа оценки опытных предметов вещевого имущества


ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ОЦЕНКИ ОПЫТНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВЕЩЕВОГО ИМУЩЕСТВА


(условное обозначение опытного предмета вещевого имущества)


Период проведения апробации опытных предметов вещевого имущества с "___" ___ г. по "___" ___ г.


Место проведения апробации опытных предметов вещевого имущества (город или область, возможно

перечисление)




Климатические условия проведения апробации


Количество проведенных стирок в период проведения апробации опытного предмета вещевого имущества



Информация о военнослужащих/сотрудниках/учащихся, проводящих испытания опытных предметов вещевого имущества:


Подразделение, должность




Воинское звание, Ф.И.О.




Размер (рост, обхват груди и обхват талии - для мужчин; рост, обхват груди и обхват бедер - для женщин), в см



Оценка опытных изделий:


N п/п

Наименование функциональных, эргономических показателей и эксплуатационных характеристик опытных предметов вещевого имущества (указаны для примера)

Оценка (5 - без замечаний; 4 - имеются несущественные (незначительные) замечания, не влияющие на эксплуатацию изделия; 3 - имеются существенные (значительные) замечания, влияющие на эксплуатацию изделия; 2 - неудовлетворительный показатель (нет возможности выполнения действий)

Примечание (комментарии)

1

Соответствие опытного предмета вещевого имущества размерам и форме тела человека в статике

2

Соответствие опытного предмета вещевого имущества размерам и форме тела человека в динамике (ходьба, бег, наклоны и пр.)

3

Надежность (прочность) швов и элементов конструкции, а также материалов, фурнитуры и участков деталей, подверженных повышенному износу

4

Устойчивость окраски к воздействию стирки в процессе эксплуатации и ухода за изделием

5

Соответствие опытного предмета вещевого имущества размерной и полнотно-возрастной группе человека

6

Соответствие опытного предмета вещевого имущества сезону, сфере применения и условиям эксплуатации

7

Соответствие применяемых материалов, отделок и фурнитуры назначению изделия

8

Дополнительные показатели для оценки на усмотрение заказывающего подразделения


Предложения (дополнительные сведения) испытателя, проводящего испытания опытного предмета

вещевого имущества:




Подпись испытателя, проводящего испытания опытного предмета вещевого имущества


"

"


г.


Приложение В

(рекомендуемое)

Типовая форма отчета о результатах апробации опытных предметов вещевого имущества



УТВЕРЖДАЮ


Руководитель рабочей группы испытателей




Подпись

Ф.И.О.




"

"


г.


(М.П.)


ОТЧЕТ

о результатах апробации опытных предметов вещевого имущества, проведенной в


(подразделение, в котором проводилась апробация)


1 Основание


2 Наименование апробированных опытных предметов вещевого имущества



в количестве


компл./шт./пар.




3 Место проведения испытаний опытных предметов вещевого имущества (город или область,

возможно перечисление)




4 Период проведения апробации опытных предметов вещевого имущества с "___"___г. по "___" ___г.


Температурный режим в период проведения апробации опытных предметов вещевого имущества устанавливался в диапазоне от ___°C до ___°C


5 Результатами проведения апробации опытных предметов вещевого имущества являются следующие оценки испытателей, входящих в рабочую группу



получено оценок "5" -


;




получено оценок "4" -


;




получено оценок "3" -


;




получено оценок "2" -


.


На основании данных (отчетных документов), полученных в ходе проведения апробации (опросных листов оценки опытных предметов вещевого имущества и фотоматериалов, отражающих результаты

проведения апробации), полагаю



(целесообразность применения изделий)


6 Дополнительные сведения (при необходимости)


Приложения:


1 Опросные листы оценки опытных предметов вещевого имущества, на


л.




2 Фотоматериалы на


л.





Руководитель рабочей группы испытателей:


Воинское (специальное) звание

Подпись

Ф.И.О.


"

"


20


г.


Приложение Г

(рекомендуемое)


Типовая форма итогового отчета о результатах апробации опытных предметов вещевого имущества


УТВЕРЖДАЮ


Руководитель группы, проводящей сравнение


Подпись

Ф.И.О.


"

"


г.

(М.П.)


ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

о результатах апробации опытных предметов вещевого имущества

1 Основание

2 Сведения об участниках апробации, объектах апробации и их объемах


Номер опытной

Участник апробации

Наименование опытных

Количество предметов вещевого имущества в опытной партии

партии

(места

предметов

Всего

Фактически апробируемых

проведения испытаний)

вещевого имущества

подлежащих апробации

компл./шт./пар

%


3 Испытания опытных предметов вещевого имущества проводились в период с "___"___ по "___" ___г.


4 Результаты проведения апробации опытных предметов вещевого имущества, полученные от участников апробации


В соответствии с отчетом, полученным от войсковой части, рабочей группой испытателей были выставлены следующие оценки апробируемым опытным предметам вещевого имущества:


объект апробации -






получено оценок "5" -


;




получено оценок "4" -


;




получено оценок "3" -


;




получено оценок "2" -


.


Температурный режим в период проведения испытаний опытных предметов вещевого имущества устанавливается в диапазоне от ___°C до ___°C


5 На основании данных (отчетных документов), полученных от участников апробации, результаты

апробации опытных предметов вещевого имущества считать



(удовлетворительными/ неудовлетворительными)


6 Особое мнение (при необходимости).


Приложения:


1 Протоколы проверок НД изготовителя на объекты апробации на


л.



2 Протоколы оценки соответствия опытных предметов вещевого имущества НД изготовителя на


л.



3 Отчет о результатах апробации опытных предметов вещевого имущества, проведенной в

войсковой части, на

л.



4 Заключения (мнения) специализированных предприятий и организаций (при наличии).



Руководитель вещевого управления


Воинское (специальное) звание

Подпись

Ф.И.О.


"

"


20


г.


УДК 658.7:006.354

ОКС 61.020,

59.020,

59.080


Ключевые слова: вещевое имущество, апробация, испытатель, образец


Превью ПНСТ 898-2023 Вещевое имущество. Порядок разработки и модернизации