ГОСТ 30750-2001
(ИСО 789-6-82)
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
Определение положения центра тяжести
Agricultural tractors. Measurement of the centre of gravity position
МКС 65.060.10
ОКП 47 2200
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 1 ноября 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 789-6-1982 "Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 6. Центр тяжести" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 мая 2002 г. N 206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30750-2001 (ИСО 789-6-82) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2003 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы, имеющие не менее двух осей с колесами или гусеницами, и устанавливает методы определения координат центра тяжести.
Стандарт пригоден для целей сертификации.
Требования стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 7057-81. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 колесная база: Расстояние на уровне опорной поверхности между двумя вертикальными плоскостями, проходящими через центры передних и задних колес при условии установки колес параллельно продольной плоскости трактора.
3.2 база гусеничного трактора: Расстояние между линиями, перпендикулярными к продольной плоскости симметрии трактора, проходящими через оси крайних опорных катков, расположенных на одной стороне трактора.
3.3 колея колесного трактора: Расстояние на уровне опорной поверхности между двумя вертикальными плоскостями, проходящими через центральную линию следа шины, параллельную средней плоскости трактора, при условии расположения колес параллельно этой плоскости. В случае сдвоенных колес - расстояние на уровне опорной поверхности между двумя плоскостями, проходящими посередине между линиями следа сдвоенных колес.
3.4 масса трактора: Масса трактора, представленного на испытания.
3.5 базовые плоскости
3.5.1 вертикальные базовые плоскости
3.5.1.1 поперечная плоскость:
для колесных тракторов: Вертикальная плоскость, проходящая через геометрическую ось задних колес*;
_______________
* Для тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, блокируемой при прямолинейном движении.
для гусеничных тракторов: Вертикальная плоскость, проходящая через геометрическую ось ведущих колес.
3.5.1.2 продольная плоскость: Вертикальная плоскость, проходящая через главные продольные оси трактора, т.е. посередине между гусеницами или колесами.
3.5.2 горизонтальная плоскость: Уровень земли (покрытия), обеспечивающий твердый контакт с движителем.
3.6 координаты центра тяжести
3.6.1 горизонтальная продольная координата: Расстояние по горизонтали от центра тяжести до поперечной плоскости отсчета.
3.6.2 боковая горизонтальная координата: Расстояние по горизонтали между центром тяжести и продольной плоскостью симметрии трактора.
3.6.3 вертикальная координата: Расстояние по вертикали от центра тяжести до горизонтальной плоскости отсчета.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие обозначения и сокращения:
5 Общие положения
5.1 Тракторы, представляемые на испытания, должны соответствовать требованиям ГОСТ 7057.
5.2 Системы охлаждения и масляная, а также емкости гидравлической системы должны быть заполнены до установленного уровня. Топливный бак должен быть заполнен полностью или до уровня, согласованного между изготовителем и заказчиком.
5.3 Инструмент, запасные части, дополнительные приспособления должны быть укомплектованы в соответствии с техническими условиями (ТУ) на тракторы конкретных моделей в местах, предусмотренных для их размещения.
5.4 Давление в шинах колесных тракторов должно соответствовать указанному в ТУ на трактор конкретной модели; если указан диапазон давлений, то должно быть принято давление, наибольшее из рекомендуемых.
Если трактор комплектуется шинами, заполняемыми жидкостью, то они должны быть заполнены в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.5 Тракторы, имеющие шарнирно-сочлененные рамы, испытывают при блокировании полурам по прямой линии. При необходимости полурамы могут быть установлены на максимальный угол поворота или любой промежуточный угол.
5.6 Тракторы, имеющие подвеску остова, испытывают при заблокированной подвеске.
5.7 Погрешности средств измерения при определении координат центра тяжести не должны превышать:
линейных размеров - ±0,5 мм;
массы - ±0,5 кг;
давления в шинах - ±5 Па.
6 Метод определения положения центра тяжести
6.1 Центр тяжести определяют методом измерения реакции опор при установке трактора в следующие положения:
- горизонтальное;
- наклонное при поднятой передней (моторной) части;
- наклонное при поднятой кормовой (задней) части.
6.2 Площадка, на которой установлено весовое устройство (платформенные весы), должна иметь твердое основание.
Отклонение от плоскостности поверхности площадки в пределах габаритов трактора должно быть не более 5 мм. Отклонение от горизонтального положения плоскости, прилегающей к поверхности площадки, при тех же габаритах трактора должно быть не более 2°.
Отклонение от плоскостности поверхности площадки и весового устройства в пределах габаритов трактора в нагруженном установившемся положении при установке непосредственно на весы и площадку одновременно должно быть не более 30 мм.
6.3 Перемещение платформы весов должно совпадать с направлением движения трактора при его установке на весы в соответствии с руководством по их эксплуатации.
6.4 Колеса или гусеницы трактора при взвешивании должны быть расторможены и отсоединены от двигателя в наиболее близком к ним месте, предусмотренном конструкцией трактора.
6.5 Определение горизонтальной продольной координаты
6.5.1 Гусеничный трактор (рисунок 1)
Гусеничный трактор
1 - центр тяжести; 2 - платформенные весы; 3 - опора треугольного сечения;
4 - покрытие; 5 - линия отсчета по вертикали
Колесный трактор
1 - центр тяжести; 2 - платформенные весы; 3 - линия отсчета по вертикали
Рисунок 1 - Определение горизонтальной продольной координаты
Трактор устанавливают на опорную плиту так, чтобы крайние точки базы трактора совпадали с опорами треугольного сечения. Измеряют реакцию
Измеряют расстояние
Рассчитывают координату
6.5.2 Колесный трактор (рисунок 1)
Для колесных тракторов опорную плиту не используют. Измеряют реакцию, вызванную массой трактора
6.6 Определение вертикальной координаты
1 - трос подвески; 2 - центр тяжести; 3 - опора треугольного сечения;
4 - платформенные весы
Рисунок 2 - Определение вертикальной координаты
6.6.1 Трактор подвешивают под углом 20°-25° к горизонтали со стороны прицепного устройства.
Примечание - Метод применяют для колесных и гусеничных тракторов. Различие заключается только в установке точки контакта с опорой. Для гусеничных тракторов точку контакта с опорой находят маневрированием гусеницы (участком между грунтозацепами) по ребру
6.6.2 Измеряют реакцию
6.6.3 Измеряют расстояние
6.6.4 Вычисляют расстояние
6.6.5 Испытания по 6.6.1-6.6.4 повторяют, подвешивая трактор с другой стороны. При этом сохранение угла подвеса трактора необязательно.
6.6.6 С целью получения более точной (контрольной) координаты необходимо испытания по 6.6.1-6.6.4 повторить еще раз, подвешивая трактор с другой стороны. При этом сохранение утла подвеса трактора необязательно.
6.6.7 Если результаты испытаний по 6.6.5, 6.6.6 не совпадают, координаты
6.6.8 По точке пересечения двух линий (линии, определяющей координату
6.6.9 Координату
Примечание - Допускается использовать наклонную платформу и динамометрические датчики.
6.7 Определение координаты
Рисунок 3 - Определение координаты
Измеряют нагрузки
Вычисляют расстояние
Координату
6.8 Отчет об испытаниях должен включать результаты сравнения параметров трактора и испытаний по определению центра тяжести:
- продольную горизонтальную координату
- вертикальную координату
- боковую горизонтальную координату
Положение центра тяжести указывают в миллиметрах от каждой из трех базовых плоскостей.
Рекомендуемая форма протокола испытаний приведена в приложении А.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Форма
протокола испытаний по определению положения центра тяжести
Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
Наименование и адрес предприятия-изготовителя;
тип трактора;
модель;
номер;
описание особенностей трактора, влияющих на положение центра тяжести (с кабиной, дополнительное оборудование, и т.д.);
давление в передних и задних шинах, кПа;
типоразмер передних и задних шин;
массу трактора на переднюю ось и на заднюю ось, кг;
координаты центра тяжести
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002