ГОСТ Р 51893-2002
Группа Л62
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Общие технические требования безопасности
Pneumatic tyres.
General technical safety requirements
ОКС 83.160.10
ОКП 25 2100, 25 2710*
_________________
* Измененная редакция, Изм. N 1, 3.
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники", ГУП "НИИШП"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 мая 2002 г. N 201-ст
3 Показатели безопасности соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН N 30* и Правил ЕЭК ООН N 54*
________________
* Правила ЕЭК ООН, упомянутые здесь и далее по тексту временно не приводятся. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - .
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.07.2005 N 195-ст с 01.06.2006, Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Приказом Ростехрегулирования от 26.11.2009 N 516-ст с 01.07.2010, Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2010 N 1094-ст c 01.07.2011
Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10 2005 год, ИУС N 2 2010 год, ИУС N 4, 2011 год
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на группу однородной продукции - новые пневматические шины для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов, троллейбусов, для мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, а также на шины с восстановленным протектором - и устанавливает показатели, характеризующие безопасность продукции и подлежащие обязательному включению в документацию всех видов, по которой изготавливают шины.
Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением, для тракторов и сельскохозяйственных машин, большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин, автомотошины спортивного назначения, а также на шины, предназначенные для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условиях эксплуатации.
Раздел 1. (Измененная редакция, Изм. N 3).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78, ИСО 3877-3-78, ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
3 Определения
Термины и определения - по ГОСТ 22374, ГОСТ Р 52051-2003, [1], [2], [3], [4], [5], [6].
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
4 Технические требования
4.1 Показатели, характеризующие безопасность шин, и их значения приведены:
- в таблице 1 - для легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М
- в таблице 2 - для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, М, М, О, О;
- в таблице 3 - для мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, применяемых на транспортных средствах категории L;
- в таблице 4 - шин с восстановленным протектором для легковых автомобилей, прицепов к ним категорий М, О, О;
- в таблице 5 - шин с восстановленным протектором для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, М, М, О, О.
Нормы по показателям должны быть указаны в документации на шины конкретных типов в пределах значений, приведенных в настоящем стандарте.
Методы испытаний, указанные в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, являются арбитражными и подлежат обязательному включению в документацию на шины конкретных типов.
Таблица 1 - Показатели, характеризующие безопасность шин для легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М, О, О
Наименование показателя | Значение | Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: | ||
- ширина профиля, % от номинальной, не более | [1], 6.1.4 | По [1], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более | [1], (6.1.5) | По [1], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости | [1], 6.2 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5% от наружного диаметра, измеренного до испытаний | По [1], приложение 7 |
3. Высота индикатора износа, мм | [1], 6.3 | По [1], 6.3.1 |
4. Уровень шума, издаваемого при качении дБ ( | [6], 6.1.1; 6.1.2 | По [6], дополнение 3 |
5. Индекс мокрого сцепления, не менее | [6], 6.2.1 | По [6], дополнение 5 |
6. Коэффициент сопротивления качению, не более | [6], 6.3.1; 6.3.2 | По [6], дополнение 6 |
Таблица 2 - Показатели, характеризующие безопасность шин для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, М
Наименование показателя | Значение | Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: | ||
- ширина профиля, % от номинальной, не более; | [2], 6.1.4 | По [2], приложение 6 |
- наружный диаметр, % от номинального, не более | [2], 6.1.5 | По [2], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости | [2], 6.2 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5% от наружного диаметра, измеренного до испытаний | По [2], приложение 7 |
3. Уровень шума, издаваемого при качении дБ ( | [6], 6.1.3 | По [6], дополнение 3 |
4. Коэффициент сопротивления качению, не более | [6], 6.3.1; 6.3.2 | По [6], дополнение 6 |
Таблица 3 - Показатели, характеризующие безопасность шин для мотоциклов, мотороллеров, квадрициклов и мопедов, применяемых на транспортных средствах категории L
Наименование показателя | Значение | Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: | [3], 6.1 | По [3], приложение 6 |
- ширина профиля, % от номинальной, не более; - наружный диаметр, % от номинального, не более | ||
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости | [3], 6.2 Отсутствие отслоений протектора, слоев корда, а также отрывов протектора или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5% от наружного диаметра, измеренного до испытаний | По [3], приложение 7 |
3. Динамическое расширение | [3], 6.3 | По [3], приложение 9 |
Таблица 4 - Показатели, характеризующие безопасность шин с восстановленным протектором для легковых автомобилей, прицепов к ним категорий М
Наименование показателя | Значение | Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: | По [4], приложение 6 | |
- ширина профиля, % от номинальной, не более | [4], 6.7.4; 7.1.4 | |
- наружный диаметр, % от номинального, не более | [4], 6.7.4; 7.1.5 | По [4], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости | [4], 6.8 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5% от наружного диаметра, измеренного до испытаний | По [4], приложение 7 |
Таблица 5 - Показатели, характеризующие безопасность шин с восстановленным протектором для грузовых транспортных средств и прицепов, автобусов и троллейбусов категорий N, М
Наименование показателя | Значение | Метод испытаний |
1. Отклонение размеров: | По [5], приложение 6 | |
- ширина профиля, % от номинальной, не более | [5], 6.5.4, 7.1.4 | |
- наружный диаметр, % от номинального, не более | [5], (6.5.4; 7.1.5) | По [5], приложение 6 |
2. Безотказность в зависимости от нагрузки и скорости | [5], 6.6 Отсутствие отслоений протектора, расслоений слоев, отслоений корда или разрывов корда. Наружный диаметр шины, измеренный через 6 ч после испытаний, не должен отличаться более чем на 3,5% от наружного диаметра, измеренного до испытаний | По [5], приложение 7 |
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.2 Маркировка
4.2.1 На покрышку должны быть нанесены следующие надписи и обозначения по требованиям соответствующих Правил ЕЭК ООН:
а) товарный знак и (или) наименование изготовителя;
б) страна-изготовитель на английском языке "Made in ... ";
в) обозначение шины;
г) торговая марка (модель шины);
д) индексы несущей способности для максимально допустимых нагрузок для одинарных и сдвоенных колес;
е) индекс категории скорости;
ж) "Tubeless" для бескамерной шины;
и) "Reinforced" или "Extra Load" для усиленной шины;
к) "М+S" , или "М&S" , или "M.S" для зимних шин;
л) дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают неделю, две последние - год изготовления;
м) "PSI", индекс давления для проведения испытания на прочность в зависимости от нагрузки и скорости (для шин с индексом "С" в обозначении и шин для грузовых автомобилей, автобусов троллейбусов);
н) "Regroovable" для шин, пригодных для углубления рисунка протектора методом нарезки;
п) знак официального утверждения Е с указанием номера официального утверждения и страны, оформлявшей одобрение типа пневматической шины Правилам ЕЭК ООН N 30 или N 54;
р) (Исключен, Изм. N 3).
с) "TWI", или "
т) (Исключен, Изм. N 1).
у) знак направленного вращения (при направленном рисунке протектора);
ф) (Исключен, Изм. N 1).
х) специальные надписи, соответствующие требованиям [1], [2], [3], [4], [5], [6].
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4.2.2 Допускается наносить на покрышку другие надписи и обозначения в дополнение к перечисленным в 4.2.1 по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя, в том числе:
"All steel" - для цельнометаллокордных шин;
"All seasons" - для всесезонных шин;
балансировочную метку - для легковых и легких грузовых шин.
Место и способ нанесения маркировки - в соответствии с документацией на шину.
4.2.1, 4.2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Библиография
[1] Правила ЕЭК ООН N 30* | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для автомобилей и их прицепов | |
________________ * Правила ЕЭК ООН, упомянутые здесь и далее по тексту не приводятся. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - . | ||
[2] Правила ЕЭК ООН N 54 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов | |
[3] Правила ЕЭК ООН N 75 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для мотоциклов и мопедов | |
[4] Правила ЕЭК ООН N 108 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства пневматических шин с восстановленным протектором для автотранспортных средств и их прицепов | |
[5] Правила ЕЭК ООН N 109 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин с восстановленным протектором для транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов (для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов) | |
[6] Правила ЕЭК ООН N 117 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин в отношении шума при качении и сцепления на мокрых покрытиях и сопротивления качению |
Библиография. (Введено дополнительно, Изм. N 3).
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена